Напоминание

Индивидуальная работа с воспитанниками детского дома.


Автор: Бородина Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 34
Населённый пункт: Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуальная работа с воспитанниками детского дома.
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Индивидуальная работа с воспитанниками детского дома, имеющими проблемы в развитии и поведении.
При воспитании всех категорий детей с отклонениями в развитии, исключительно большое значение имеет принцип индивидуального подхода к детям, который реализуется на всех этапах работы с ними от первого класса до последнего. Выполнение этого принципа требует от педагога знаний об особенностях, присущих каждому ребенку. На каждого ребёнка в группе составляется индивидуальная программа развития и жизнеустройства на полугодие, совместно с узкими специалистами учреждения. (Приложение) В соответствии с основными направлениями программы, составляется ежемесячный план работы. Такое планирование позволяет отслеживать динамику эффективности воспитательной работы. В анализе работы отмечается уровень адаптации к детскому дому, школе, усвоение учебного материала, владение санитарно-гигиеническими навыками, поведение, ведущие интересы и склонности, общественная и трудовая активность, нравственная воспитанность. Я ставлю перед собой задачу – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
Формы работы:
*индивидуальный подход на занятиях, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий; *посещение предметных и творческих кружков, мероприятий; *конкурсы, интеллектуальные игры, викторины; *создание детских портфолио. В своей работе я использую следующие методы работы с детьми: самостоятельную, индивидуальную, групповую работу, работу в малых группах в сочетании с проблемными, поисковыми, исследовательскими формами работы. Применение мною компьютерных технологий, методов проектов, составление презентаций к каждому занятию дают положительные результаты в развитии способностей ребят. Совместно со специалистами детского дома (психолог, педагоги дополнительного образования) осуществляю коррекционную работу с воспитанниками, имеющие проблемы в развитии. Наиболее сложной считаю работу по профилактике вредных привычек, так как многие дети до поступления в детский дом уже имели негативный жизненный опыт, в том числе и привычку к курению, употреблению спиртных напитков или токсических веществ.
Профилактическая работа с детьми «группы риска» носит комплексный характер. Это ежедневные беседы с детьми, групповые занятия, контроль над их состоянием и нахождением со стороны воспитателей, медиков, психолога, сотрудников всех служб детского дома. Приглашаем врача - нарколога, инспекторов ПДН, специалистов по делам семьи, молодёжи. До воспитанников доводится информация о пагубном влиянии последствий вредных привычек на организм в целом и на будущее потомство. Проведены воспитательские часы по темам: «Если хочешь быть здоров», «Мы за здоровый образ жизни», «Как уберечься себя от вредных привычек», «Что такое наркотики?», «Твои права и обязанности», «Наркомания и ее последствия для человека», «Осторожней на дорогах» и другие. Очень важным для себя определила поддерживать тесные отношения с классными руководителями и учителями предметниками в школах, преподавателями и мастерами производственного обучения, учебных заведений города, где обучаются ребята-студенты, посещать уроки с целью наблюдения за детьми, осуществлять контроль за посещаемостью, успеваемостью. Наши воспитанники общаются со своими родственниками по телефону, переписываются, выходные дни проводят у родных. Совместно со Службой сопровождения опекаемых семей, работаю в направлении подготовки детей для проживания в приемных семьях.
Приложение
Индивидуальная программа развития и жизнеустройства воспитанника КГКУ Детский дом 34
ФИО Ипатова Кристина Владимировна Дата рождения: 21.05.2001 г. Дата поступления в детский дом: 31.08.2008 г. Дата составления программы: январь 2017 г.


п\

п

Направления

деятельности

Содержание

деятельности

Задачи

Ответственн

ый

Сроки

Критерии

оценки

результата
1. Социально- бытовая а д а п т а ц и я в условиях, приближенных к домашним 1.Формирование навыков самообслуживания. 1.Выполнение гигиенических требований по уходу за волосами; 2.Формирование эстетического вкуса во внешнем виде; 3. Продолжать формирование умения содержать свои вещи и предметы личного пользования в чистоте и порядке. Воспитатель Бородина Е.П. Я н в а р ь – июнь 2017 г. Умение ухаживать з а в о л о с а м и , желание выглядеть а к к у р а т н о и опрятно. Умение содержать личные вещи в чистоте и порядке..
2. Подготовка к жизни в семье Формирование знаний, у м е н и й и н а в ы к о в , н е о б х о д и м ы х д л я успешной самостоятельной жизни Социальный педагог Е.В.Мариниче ва Я н в а р ь – июнь 2017 г. Формирование г о т о в н о с т и к самостоятельной жизни Формирование практиче ских навыков в е д е н и я д о м а ш н е г о хозяйства (через участие в домашнем труде, конкурсы, наблюдения); Воспитатель Бородина Е.П. Я н в а р ь – июнь 2017 г. Уровень сформированност и практических навыков ведения домашнего хозяйства 3.Социализация. Формирование здорового образа жизни. Социально-правовое просвещение Профилактика девиантного и д е л и к в е н т н о г о поведения Социальный педагог Е.В.Мариниче ва Воспитатель Бородина Е.П. Я н в а р ь – июнь 2017 г. Информированно сть о здоровом о б р а з е ж и з н и , отказе от вредных привычек; Информированно с т ь о б ответственности и обязанностях, осознанное п р и н я т и е и выполнение общественных норм поведения 2.
Содействие о б у ч е н и ю в образовательном учреждении Содействие обучению в о б р а зо ват е л ь н ом учреждении К о н т р о л ь з а успеваемостью, посещением школьных занятий, консультаций по подготовке сдачи ГИА. С в я з ь с к л а с с н ы м р у к о в о д и т е л е м и учителями предметниками. социальный педагог Мариничева Е.В. Воспитатель Бородина Е.П. Я н в а р ь – июнь 2017 г. Положительная успеваемость по четвертям, успешная сдача ГИА 3 Медицинское сопровождение 1.Обследование Углубленное обследование узких специалистов по результатам диспансеризации Врач-педиатр Кулик Л.Б. Февраль – март 2017 г. Получение рекомендаций специалистов 2.Оздоровительные мероприятия. Проведение оздоровительных мероприятий сезонного характера Медицинские сестры Я н в а р ь – июнь 2017 г. Оздоровление 4 Социальное сопровождение З а щ и т а п р а в и законных интересов. - ознакомление с пакетом документов, дающих право н а п о л у ч е н и е дополнительных гарантий по социальной поддержке д е т е й - с и р от и д е т е й , оставшихся без попечения родителей (ФЗ № 159) - информирование о поступлениях денежных средств на расчетный счет (алименты) социальный педагог Лосева Л.В. Я н в а р ь – июнь 2017 г. Компетентность в сфере своих прав и с о ц и а л ь н ы х гарантий Информированно сть о состоянии расчетного счета.
5 Педагогическое сопровождение П о д г о т о в к а к семейной жизни на б а з е п р а в и л ь н ы х п р е д с т а в л е н и й о семье, доме Ф о р м и р о в а н и е умения р е а л ь н о о ц е н и в а т ь д е й с т в и т е л ь н о с т ь и х а р а к т е р ж и з н е н н ы х проблем (через общение со с в е р с т н и к а м и и и х с е м ь я м и , с р о д с т в е н н и к а м и , н е проживающими вме сте, через решение специально созданных ситуаций), и умение решать возникшие проблемы в семье. Закрепление навыков ЗОЖ, формирование негативного отношения к вредным привычкам Воспитатель Бородина Е.П. Я н в а р ь – июнь 2017 г. Умение реально оценивать действительность, характер жизненных п р о б л е м и находить пути их решения; Сформированност ь навыков ЗОЖ, полезных привычек 6 Психологическое сопровождение Диагностика Диагно стика р а з в и т и я когнитивных процессов, эмоциональной сферы Педагог- психолог Тришина О.В. Я н в а р ь – март 2017 г. Заключение по результатам диагностики.
Формирование гармоничной Я-концепции Формирование гармоничной Я-концепции Р а з в и т и е н а в ы к о в самоанализа, принятия с е б я , т о л е р а н т н о е отношение к окружающим Педагог- психолог Тришина О.В. Я н в а р ь – июнь 2017 г. Развитие навыков самоанализа, принятия с е бя , толерантное о т н о ш е н и е к окружающим; умение конструктивным образом управлять своим эмоциональным состоянием 7 Создание условий для самореализации через социально- значимую, культурно- досуговую, т в о р ч е с к у ю и спортивную деятельность 1.Организация занятости дополнительным образованием. Ф о р м и р о в а н и е о п ы т а самостоятельного решения художественно-творческих задач в выбранных для специализации художественных техниках силуэтная графика и айрис фолдинг. Педагог дополнительн ого образования Тимофеева Е.С. Я н в а р ь – июнь 2017 г. Выполнение художественно- творческих заданий повышенного и высокого уровня с л о ж н о с т и с использованием разнообразных технологических приемов.
2.Выявление способностей, таланта, одарённости. Включение в различные в и д ы х уд о ж е с т в е н н о - творческой деятельности д л я в ы я в л е н и я с к л о н н о с т е й и способностей. Дальнейшее с о в е р ш е н с т в о в а н и е в и з б р а н н о м в и д е деятельности. Контроль за посещением кружков. Выявление новых способностей и интересов к р а з л и ч н ы м в и д а м творческой деятельности Педагог дополнительн ого образования Тимофеева Е.С. Воспитатель Бородина Е.П. Я н в а р ь – июнь 2017 г. Выполнении з а д а н и й с использованием собственных удачных, нестандартных решений. Использование оригинальных способов выполнения задания. Внеурочная занятость 8 Подбор замещающей семьи. 1.Подбор кандидатов в замещающую семью. Организация встреч ребенка с кандидатом в замещающие родители Специалисты Службы ППиСЗС Мацюк О.С. Витько О.А.. По мере подбора кандидатов Подбор замещающей семьи 2.Подготовка в о с п и т а н н и к а к замещающей семье И зу ч е н и е г о т о в н о с т и ребёнка к проживанию в замещающей семье Специалист Службы ППиСЗС Февраль – апрель 2017 г. Заключение по результатам диагностики
Формирование готовности в о с п и т а н н и к а к п р о ж и в а н и ю в замещающей семье Специалисты Службы ППиСЗС Мацюк О.С. Я н в а р ь – июнь 2017 г. Уровень г о т о в н о с т и к п р ож и ва н и ю в замещающей семье 9 Р а б о т а с кровной семьёй 1.Восстановлен и е к р о в н ы х связей. Изучение ресурсности семьи, жилищных условий сестры. Специалисты Службы ППиСЗС Мацюк О.С. Витько О.А. Февраль 2017 г. З а к л ю ч е н и е о ресурсности семьи Формирование позитивного образа семьи у ребенка; Специалисты Службы ППиСЗС Мацюк О.С. Январь – июнь 2017 г. Наличие позитивного образа семьи 10 Индивидуальная профориентацио нная работа в предвыпускной период 1.Изучение профессиональ ных интересов, склонностей, возможностей. Формирование з н ач и м о с т и профессиональной компетентности. Социальный педагог Службы ПС СавицкаяТ.В., Январь – июнь 2017 г. Сформированность ценностного отношения к знаниям и профессиональным навыкам .


В раздел образования