Индивидуальная работа с воспитанниками детского дома.
Автор: Бородина Елена Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: КГКУ Детский дом 34 Населённый пункт: Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край Наименование материала: статья Тема: Индивидуальная работа с воспитанниками детского дома. Раздел: среднее профессиональное
Индивидуальная работа с воспитанниками детского дома, имеющими проблемы в развитии и поведении.
При воспитании
всех категорий детей с отклонениями в развитии, исключительно большое значение имеет
принцип индивидуального подхода к детям, который реализуется на всех этапах работы с ними от первого класса до
последнего. Выполнение этого принципа требует от педагога знаний об особенностях, присущих каждому ребенку.
На каждого ребёнка в группе составляется индивидуальная программа развития и жизнеустройства на полугодие,
совместно с узкими специалистами учреждения. (Приложение) В соответствии с основными направлениями программы,
составляется ежемесячный план работы. Такое планирование позволяет отслеживать динамику эффективности
воспитательной работы. В анализе работы отмечается уровень адаптации к детскому дому, школе, усвоение учебного
материала, владение санитарно-гигиеническими навыками, поведение, ведущие интересы и склонности, общественная и
трудовая активность, нравственная воспитанность.
Я ставлю перед собой задачу – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень
способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
Формы работы:
*индивидуальный
подход
на
занятиях,
использование
в
практике
элементов
дифференцированного
обучения,
проведение нестандартных форм занятий;
*посещение предметных и творческих кружков, мероприятий;
*конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
*создание детских портфолио.
В своей работе я использую следующие методы работы с детьми: самостоятельную, индивидуальную, групповую
работу, работу в малых группах в сочетании с проблемными, поисковыми, исследовательскими формами работы.
Применение мною компьютерных технологий, методов проектов, составление презентаций к каждому занятию
дают положительные результаты в развитии способностей ребят.
Совместно
со
специалистами
детского
дома
(психолог,
педагоги
дополнительного
образования)
осуществляю
коррекционную работу с воспитанниками, имеющие проблемы в развитии.
Наиболее сложной считаю работу по профилактике вредных привычек, так как многие дети до поступления в
детский дом уже имели негативный жизненный опыт, в том числе и привычку к курению, употреблению спиртных
напитков или токсических веществ.
Профилактическая
работа с детьми «группы риска» носит комплексный характер. Это ежедневные беседы с
детьми, групповые занятия, контроль над их состоянием и нахождением со стороны воспитателей, медиков, психолога,
сотрудников всех служб детского дома. Приглашаем врача - нарколога, инспекторов ПДН, специалистов по делам семьи,
молодёжи. До воспитанников доводится информация о пагубном влиянии последствий вредных привычек на организм в
целом и на будущее потомство.
Проведены воспитательские часы по темам: «Если хочешь быть здоров», «Мы за здоровый образ жизни», «Как
уберечься себя от вредных привычек», «Что такое наркотики?», «Твои права и обязанности», «Наркомания и ее
последствия для человека», «Осторожней на дорогах» и другие.
Очень важным для себя определила поддерживать тесные отношения с классными руководителями и учителями
предметниками в школах, преподавателями и мастерами производственного обучения, учебных заведений города, где
обучаются ребята-студенты, посещать уроки с целью наблюдения за детьми, осуществлять контроль за посещаемостью,
успеваемостью.
Наши воспитанники общаются со своими родственниками по телефону, переписываются, выходные дни проводят
у родных. Совместно со Службой сопровождения опекаемых семей, работаю в направлении подготовки детей для
проживания в приемных семьях.
Приложение
Индивидуальная программа развития и жизнеустройства воспитанника КГКУ Детский дом 34
ФИО Ипатова Кристина Владимировна
Дата рождения: 21.05.2001 г.
Дата поступления в детский дом: 31.08.2008 г.
Дата составления программы: январь 2017 г.
№
п\
п
Направления
деятельности
Содержание
деятельности
Задачи
Ответственн
ый
Сроки
Критерии
оценки
результата
1.
Социально-
бытовая
а д а п т а ц и я
в
условиях,
приближенных
к
домашним
1.Формирование
навыков
самообслуживания.
1.Выполнение
гигиенических
требований
по уходу за волосами;
2.Формирование
эстетического вкуса во
внешнем виде;
3. Продолжать
формирование умения
содержать свои вещи и
предметы личного
пользования в чистоте и
порядке.
Воспитатель
Бородина Е.П.
Я н в а р ь
–
июнь 2017 г.
Умение ухаживать
з а
в о л о с а м и ,
желание
выглядеть
а к к у р а т н о
и
опрятно.
Умение содержать
личные
вещи
в
чистоте
и порядке..
2. Подготовка к жизни
в семье
Формирование
знаний,
у м е н и й
и
н а в ы к о в ,
н е о б х о д и м ы х
д л я
успешной самостоятельной
жизни
Социальный
педагог
Е.В.Мариниче
ва
Я н в а р ь
–
июнь 2017 г.
Формирование
г о т о в н о с т и
к
самостоятельной
жизни
Формирование
практиче ских
навыков
в е д е н и я
д о м а ш н е г о
хозяйства (через участие в
домашнем труде, конкурсы,
наблюдения);
Воспитатель
Бородина Е.П.
Я н в а р ь
–
июнь 2017 г.
Уровень
сформированност
и
практических
навыков
ведения
домашнего
хозяйства
3.Социализация.
Формирование
здорового
образа жизни.
Социально-правовое
просвещение
Профилактика девиантного
и
д е л и к в е н т н о г о
поведения
Социальный
педагог
Е.В.Мариниче
ва
Воспитатель
Бородина Е.П.
Я н в а р ь
–
июнь 2017 г.
Информированно
сть
о
здоровом
о б р а з е
ж и з н и ,
отказе от вредных
привычек;
Информированно
с т ь
о б
ответственности и
обязанностях,
осознанное
п р и н я т и е
и
выполнение
общественных
норм поведения
2.
Содействие
о б у ч е н и ю
в
образовательном
учреждении
Содействие
обучению
в
о б р а зо ват е л ь н ом
учреждении
К о н т р о л ь
з а
успеваемостью,
посещением
школьных
занятий,
консультаций
по
подготовке
сдачи
ГИА.
С в я з ь
с
к л а с с н ы м
р у к о в о д и т е л е м
и
учителями предметниками.
социальный
педагог
Мариничева
Е.В.
Воспитатель
Бородина Е.П.
Я н в а р ь
–
июнь 2017 г.
Положительная
успеваемость
по
четвертям,
успешная
сдача
ГИА
3
Медицинское
сопровождение
1.Обследование
Углубленное
обследование
узких
специалистов
по
результатам
диспансеризации
Врач-педиатр
Кулик Л.Б.
Февраль
–
март 2017 г.
Получение
рекомендаций
специалистов
2.Оздоровительные
мероприятия.
Проведение
оздоровительных
мероприятий
сезонного
характера
Медицинские
сестры
Я н в а р ь
–
июнь 2017 г.
Оздоровление
4
Социальное
сопровождение
З а щ и т а
п р а в
и
законных интересов.
- ознакомление с пакетом
документов, дающих право
н а
п о л у ч е н и е
дополнительных
гарантий
по
социальной
поддержке
д е т е й - с и р от
и
д е т е й ,
оставшихся без попечения
родителей (ФЗ № 159)
- информирование о
поступлениях денежных
средств на расчетный счет
(алименты)
социальный
педагог
Лосева Л.В.
Я н в а р ь
–
июнь 2017 г.
Компетентность в
сфере своих прав
и
с о ц и а л ь н ы х
гарантий
Информированно
сть
о
состоянии
расчетного счета.
5
Педагогическое
сопровождение
П о д г о т о в к а
к
семейной
жизни
на
б а з е
п р а в и л ь н ы х
п р е д с т а в л е н и й
о
семье, доме
Ф о р м и р о в а н и е умения
р е а л ь н о
о ц е н и в а т ь
д е й с т в и т е л ь н о с т ь
и
х а р а к т е р
ж и з н е н н ы х
проблем (через общение со
с в е р с т н и к а м и
и
и х
с е м ь я м и ,
с
р о д с т в е н н и к а м и ,
н е
проживающими
вме сте,
через решение специально
созданных
ситуаций),
и
умение решать возникшие
проблемы в семье.
Закрепление навыков ЗОЖ,
формирование негативного
отношения
к
вредным
привычкам
Воспитатель
Бородина Е.П.
Я н в а р ь
–
июнь 2017 г.
Умение
реально
оценивать
действительность,
характер
жизненных
п р о б л е м
и
находить пути их
решения;
Сформированност
ь
навыков
ЗОЖ,
полезных
привычек
6
Психологическое
сопровождение
Диагностика
Диагно стика
р а з в и т и я
когнитивных
процессов,
эмоциональной сферы
Педагог-
психолог
Тришина О.В.
Я н в а р ь
–
март 2017 г.
Заключение
по
результатам
диагностики.
Формирование
гармоничной
Я-концепции
Формирование
гармоничной Я-концепции
Р а з в и т и е
н а в ы к о в
самоанализа,
принятия
с е б я ,
т о л е р а н т н о е
отношение к окружающим
Педагог-
психолог
Тришина О.В.
Я н в а р ь
–
июнь 2017 г.
Развитие навыков
самоанализа,
принятия
с е бя ,
толерантное
о т н о ш е н и е
к
окружающим;
умение
конструктивным
образом
управлять
своим
эмоциональным
состоянием
7
Создание условий
для
самореализации
через
социально-
значимую,
культурно-
досуговую,
т в о р ч е с к у ю
и
спортивную
деятельность
1.Организация
занятости
дополнительным
образованием.
Ф о р м и р о в а н и е
о п ы т а
самостоятельного
решения
художественно-творческих
задач
в
выбранных
для
специализации
художественных
техниках
силуэтная графика и айрис
фолдинг.
Педагог
дополнительн
ого
образования
Тимофеева
Е.С.
Я н в а р ь
–
июнь 2017 г.
Выполнение
художественно-
творческих
заданий
повышенного
и
высокого
уровня
с л о ж н о с т и
с
использованием
разнообразных
технологических
приемов.
2.Выявление
способностей,
таланта, одарённости.
Включение
в
различные
в и д ы
х уд о ж е с т в е н н о -
творческой
деятельности
д л я
в ы я в л е н и я
с к л о н н о с т е й
и
способностей.
Дальнейшее
с о в е р ш е н с т в о в а н и е
в
и з б р а н н о м
в и д е
деятельности.
Контроль
за
посещением
кружков. Выявление новых
способностей и интересов
к
р а з л и ч н ы м
в и д а м
творческой деятельности
Педагог
дополнительн
ого
образования
Тимофеева
Е.С.
Воспитатель
Бородина Е.П.
Я н в а р ь
–
июнь 2017 г.
Выполнении
з а д а н и й
с
использованием
собственных
удачных,
нестандартных
решений.
Использование
оригинальных
способов
выполнения
задания.
Внеурочная
занятость
8
Подбор
замещающей
семьи.
1.Подбор кандидатов в
замещающую семью.
Организация встреч
ребенка с кандидатом в
замещающие родители
Специалисты
Службы
ППиСЗС
Мацюк О.С.
Витько О.А..
По мере
подбора
кандидатов
Подбор
замещающей
семьи
2.Подготовка
в о с п и т а н н и к а
к
замещающей семье
И зу ч е н и е
г о т о в н о с т и
ребёнка
к
проживанию
в
замещающей семье
Специалист
Службы
ППиСЗС
Февраль
–
апрель 2017
г.
Заключение
по
результатам
диагностики
Формирование
готовности
в о с п и т а н н и к а
к
п р о ж и в а н и ю
в
замещающей семье
Специалисты
Службы
ППиСЗС
Мацюк О.С.
Я н в а р ь
–
июнь 2017 г.
Уровень
г о т о в н о с т и
к
п р ож и ва н и ю
в
замещающей
семье
9
Р а б о т а
с
кровной семьёй
1.Восстановлен
и е
к р о в н ы х
связей.
Изучение ресурсности семьи,
жилищных условий сестры.
Специалисты
Службы
ППиСЗС
Мацюк О.С.
Витько О.А.
Февраль
2017 г.
З а к л ю ч е н и е
о
ресурсности семьи
Формирование
позитивного
образа семьи у ребенка;
Специалисты
Службы
ППиСЗС
Мацюк О.С.
Январь
–
июнь
2017 г.
Наличие
позитивного
образа
семьи
10
Индивидуальная
профориентацио
нная работа в
предвыпускной
период
1.Изучение
профессиональ
ных интересов,
склонностей,
возможностей.
Формирование
з н ач и м о с т и
профессиональной
компетентности.
Социальный
педагог
Службы
ПС
СавицкаяТ.В.,
Январь
–
июнь
2017 г.
Сформированность
ценностного
отношения к
знаниям и
профессиональным
навыкам .