Напоминание

Особенности работы учителя-логопеда в рамках концепции здоровьесбережения на коррекционных занятиях.


Автор: Майорова Елена Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБУ ГППЦ ДОгМ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности работы учителя-логопеда в рамках концепции здоровьесбережения на коррекционных занятиях.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности работы учителя- логопеда в рамках концепции здоровьесбережения на коррекционных занятиях. ГБУ ГППЦ ДОгМ учитель-логопед Майорова Е.В «Здоровый человек — самое драгоценное произведение природы». Томас Карлейль.
Используя терминологию В.Д. Сонькина, М.М. Безруких: «Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения — это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся». По мнению авторов, создавая и существуя в условиях здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения, можно добиться укрепления и сохранения здоровья учащихся.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, это: 1.условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); 2.рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); 3.соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; 4.необходимый,достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Особое внимание следует уделить детям, оказавшимся в «группе риска». Это часто болеющие, соматически ослабленные дети, дети с различными речевыми нарушениями. К этой категории учащихся, относятся дети, имеющие отклонения в речевом развитии при нормальном слухе и сохранном интеллекте .
Особенности физического развития детей с речевыми нарушениями: • повышенная утомляемость • возможное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости • недостаточная сформированность двигательных навыков, нарушения общей и мелкой моторики, сложности автоматизации движений • нарушение дыхания и голосообразования • расторможенность и заторможенность мышечного напряжения • нарушение темпо-ритмической организации движений • Особенности психического развития детей с речевыми нарушениями: • неуравновешенность процессов ЦНС торможения и возбуждения, обуславливает краткосрочность активности и быструю утомляемость • возможны нарушения оптико-пространственного праксиса • неустойчивость внимания • особенности формирования психических процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, целенаправленного поведения
При организации логопедического занятия, помимо учета существующих критериев здоровьесбережения, необходимо обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка с речевой патологией. Так специалист должен обратить внимание на усугубление особенностей ребенка «группы риска», усиленных утомлением.
Внешние признаки проявления утомления: • потеря интереса • неустойчивость внимания • учащение отвлечений • нарушение почерка • ослабление памяти • снижение работоспособности
В структуре любого занятия заложен оздоровительный компонент. Это - динамические паузы, физкультминутки. К.Д. Ушинский писал: «Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного».
Спектр функциональной направленности физкультминуток должен быть продуман. • упражнения для снятия напряжения мышц туловища • упражнения для кистей рук • упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук • дыхательная гимнастика • упражнения для улучшения мозгового кровообращения • гимнастика для глаз • упражнения для коррекции осанки
физкультминутка Термином «физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха. Различают динамические паузы (непродолжительные) и полные физкультминутки. Динамическая пауза состоит из одного упражнения (ритмическое сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистей и т.д.) и эффективна во время письменных работ.
Физкультминутка, как правило, состоит из одного упражнения типа потягивания, нескольких упражнений для рук, ног и туловища. Ее содержание строится по следующей схеме: • выпрямление туловища с движением руками и дыхательными упражнениями; • упражнения для рук (растирание и встряхивание кистей, поднимание и опускание рук и т.п.); • упражнения для туловища (наклоны, повороты); • упражнения для ног (приседания, вставания, поднимание и опускание ног).
Во время проведения группового логопедического занятия физкультминутку можно запланировать через 20 –25 минут. Но в ряде случаев количество физкультурных пауз можно увеличить до двух на одном занятии. Чаще это применяется в работе с первоклассниками, и с группами школьников, у которых из-за их психофизиологических особенностей утомление наступает раньше и чаще.
Для детей с речевыми нарушениями разучивание и закрепление движений желательно проводить с речевым сопровождением, то есть при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает согласовывать движения тела с рекомендуемым темпом. Важно, что «речь в движении» стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, а это является отличительной и необходимой составляющей в работе с учащимися, посещающими логопедические занятия.
Упражнения для улучшения осанки. 1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его; 2) ходьба с правильной осанкой; 3) ходьба с высоко поднятыми руками; 4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.) 5) лёгкий бег на носках.
Упражнения для мышц рук. «Капуста» «Мы капусту рубим-рубим, Мы капусту солим-солим, Мы капусту трём-трём, Мы капусту жмём-жмём». Движения прямыми ладонями вверх- вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.
Упражнения для мышц рук. «Руки мы на стол положим, Повернём ладонью вверх. Безымянный палец тоже Хочется быть не хуже всех». Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.
Упражнения для мышц рук. «Мы наши пальчики сплели И вытянули ручки. Ну а теперь мы от Земли Отталкиваем тучки.» Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.
Упражнения для глаз. Некоторые элементы этой гимнастики: • Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону. • Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза. • Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
Упражнения для глаз. Некоторые элементы этой гимнастики: • Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет. • Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
Упражнения для глаз. Некоторые элементы этой гимнастики: • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти. • Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
Ж.-Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Соблюдая здоровьесберегающие приемы на логопедических занятиях, учитель-логопед должен учитывать и особенности психоэмоциональной сферы логопатов. Благоприятный психологический климат на занятии, положительный эмоциональный фон, спокойный, уравновешенный тон логопеда – показатель успешности его проведения.


В раздел образования