Автор: Шульга Светлана Анатольевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ № 49" Населённый пункт: город Братск, Иркутская область Наименование материала: конспект родительского собрания Тема: "Научите ребенка быть добрым" Раздел: дошкольное образование
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему:
«Научите ребенка быть добрым»
Цель: Привлечение родителей к воспитанию у детей доброты, как ценного,
неотъемлемого качества человека.
Задачи: 1. Повысить ответственность родителей за воспитание у детей таких
нравственных
качеств,
как
сочувствие,
доброта,
верность,
благородство,
готовность прийти на помощь…
2. Развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в
процессе повседневного общения.
3.
Формировать
у
родителей
желание
решать
проблемные
ситуации,
возникающие у ребенка при общении со сверстниками и взрослыми.
Предварительная работа:
1.
Анкетирование «О способах воспитания»;
2.
Беседа с детьми о добрых делах;
3.
Чтение рассказов;
4.
Разучивание стихов;
5.
Знакомство
с
пословицами,
поговорками
о
значении
добрых
дел
в
жизни человека;
6.
Приглашения для родителей.
Материалы:
листочки с нарисованным солнышком;
фломастеры;
музыкальное оформление (фонограмма "Дорогою добра" М.Минкова,
«Гимн семьи» И.Резника);
оформление наглядным пособием;
памятки для родителей;
сердечки с надписью «Доброта», «Добрый человек», «Добрый друг»,
«Доброта
в
художественной
литературе»,
«Доброта
в
народном
творчестве», «Я и мой ребенок»;
презентация;
видео запись с высказываниями детей старшей группы.
Ведущие
:
педагог-психолог и воспитатель старшей группы.
ХОД СОБРАНИЯ:
Ведущий (педагог-психолог):
- Здравствуйте,мы рады вас всех видеть на нашем родительском собрании.
- Чтобы настроиться на работу и поприветствовать друг друга приглашаем
вас поиграть.
Игра «Делай как я»
Ведущий: Пусть каждый из вас назовет себя по имени и при этом выполнит
какие-нибудь
действия
или
движения.
Например,
я
назову
свое
имя
и
прохлопаю его в ладоши. Можно топать ногами или делать что-то еще, но
так, чтобы все присутствующие в круге смогли повторить ваши действия.
Итак, я называю свое имя и прихлопываю его, а все остальные повторяют за
мной.
Ведущий (педагог-психолог):
- Предлагаем посмотреть видеоролик.
После просмотра.
-Как вы думаете, уважаемые родители, о чем этот фильм?
Ответы родителей
Ведущий(педагог-психолог) :
- Мы с вами сегодня будем говорить о доброте. Тема нашего родительского
собрания «Научите ребенка быть добрым».
Сообщение педагога-психолога «Доброте нужно учить с детства».
- Сегодня мы поговорим об одном из человеческих качеств – нравственности.
Какие
нравственные
качества
присущи
человеку?
(ответы
родителей:
доброта, честность, отзывчивость, щедрость, дружелюбие, справедливость и
т.д.).
Слайд 2. Все это мы хотим видеть в наших детях, но не всегда получаем
желаемые результаты.
Слайд 3 . В одних и тех же случаях наши дети ведут себя по-разному. Одни
заботливы, чутки, готовы прийти на помощь другу, успокоить его, пожалеть.
Слайд 4.
Другие равнодушны, эгоистичны. Таких детей трогает лишь то, что касается
их лично. Слайд 5.
Третьи агрессивны, могут ударить, отнять игрушку.
Слайд 6.
(Все это подтвердили и результаты анкетирования).
Посмотрим результаты. Итак, дети действительно ведут себя по-разному.
Почему так происходит? Послушайте притчу:
- Один учитель повелел своему ученику: «Вырви это дерево из земли!» и
указал
на
молодое,
но
глубоко
пустившее
корни
дерево.
Исполняя
послушание учителю, ученик приступил к делу, но не смог пошатнуть дерево
и сказал : «Ты приказал мне сделать невозможное!». И тогда учитель указал
на другое, совсем еще молодое деревце, которое ученик без усилий тот час же
вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже
укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.
Если
эту
притчу
применить
к
воспитанию,
то
смысл
такой:
бессильны
родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитание с малых лет. К
чему привык человек с малых лет, то он и будет делать до старости. Поэтому
Вы, родители, и в маленьком ребенке не должны пропускать без внимания
никаких
проявлений
зла,
и
самый
маленький
малыш
уже
имеет
свои
недостатки, сначала бессознательные, после сознательные.
Есть мнение, что если ребенок любим и обласкан родителями и близкими, то
он не может быть жестоким. Однако, на самом деле это далеко не так.
Чрезмерная любовь может воспитать в ребенке эгоиста…
С детских лет родители прививают своему чаду мнение, что он самый,
самый, самый. В результате, он начинает считать себя лучше других детей, а,
значит, все окружающие должны подчиняться ему и только ему.
Родители
должны
помнить,
что
умеренная
строгость,
справедливость
в
оценке действий своего малыша, требовательность не только не причиняет
ему вреда, но и принесут пользу.
В каждом ребенке, впрочем, как и во взрослом человеке живет потребность в
подтверждении
собственной
значимости.
И
задача
родителей
и
близких
научить ребенка использовать ощущение своего превосходства во благо, а не
во зло.
Если Вы хотите, чтобы ваш малыш вырос добрым и сострадающим другим
людям человеком, читайте ребенку народные сказки, в которых добро всегда
побеждает зло, а сильные всегда помогают слабым.
Говорите
на
тему
о
детях,
которые
страдают
какими-либо
физическими
недостатками. Нужно объяснить ребенку, что такие дети ни в коем случае не
могут быть предметом насмешек и травли. Наоборот, таким детям следует
помогать и давать им возможность участвовать в играх наравне со всеми.
Если Вы хотите, чтобы в будущем Ваши дети заботились о вас, приучайте их
к выполнению домашних забот с раннего возраста. Это тоже своего рода
проявление заботы со стороны ребенка о своих близких. Приученный с
детства помогать своим близким ребенок сохранит эту привычку на всю
жизнь.
С
раннего
детства
необходимо
учить
детей
делиться
с
товарищами
игрушками, а когда им дарят сладости, приучать их угощать всех членов
семьи, товарищей.
Нужно учить детей делать приятное людям. В семье должна быть создана
атмосфера взаимного внимания и заботы друг о друге.
Если в квартире есть одинокие пожилые люди, нужно учить детей проявлять
внимание к ним, помогать им делать что-то по дому.
Одним из важнейших условий успешного нравственного развития ребенка
является
создание
взрослыми
здоровой,
доброжелательной
обстановки
вокруг
него.
Доверие
взрослых,
забота,
поддержка
способствуют
положительному,
эмоциональному
развитию
ребенка.
Если
же
ребенок
совершил проступок, нужно обязательно объяснить ему, в чем заключается
проступок и почему так себя вести нельзя. Если сам взрослый чуть что
срывается на крик, более того, шлепает и бьет ребенка, вряд ли ребенок
поймет, что драться нехорошо. Массу положительных эмоций дают детям
семейные праздники, а также совместная деятельность со взрослыми. Тогда
ребенок чувствует, что живет в счастливой, дружной семье.
Ведущий (педагог-психолог) :
— Возьмите на столе листочек с нарисованным солнышком и нарисуйте в
кружке лицо вашего ребенка. (Звучит спокойная музыка "Дорогою добра"
М.Минкова).
—
Теперь
скажите,
каким
вы
нарисовали
своего
ребенка?
(Родители
отвечают).
Ведущий (педагог-психолог):
— Видите, как многогранны ваши дети. Сколько доброго вы показали в своих
детях.
Слайд 7.
Великий
классик
М.
Пришвин
сказал:
«Доброта
–
это
солнце,
которое
согревает душу человека».
— Давайте поиграем. Я приглашаю вас в магазин необычных покупок. Итак,
магазин открывается
Ведущий (педагог-психолог):
— Продается сердечко «Доброта», чтобы его получить, нужно ответить на
вопрос «Что такое доброта?» (Родители отвечают).
Ведущий (воспитатель):
— Продается сердечко «Добрый человек», чтобы его получить нужно назвать
правила доброго человека. (Родители отвечают).
Ведущий (педагог-психолог) :
— Продается сердечко «Добрый друг», чтобы его получить, нужно закончить
предложение.
Если мой друг заболел, я …
Когда мне нужна помощь, я …
Если обижают человека, то я …
Ведущий (воспитатель):
— Продается сердечко «Доброта в художественной литературе», чтобы его
приобрести, нужно назвать произведения, в которых говорится о доброте.
(Ответы родителей).
Слайд 8. (список худ. произведений)
•
Л.Н. Толстой «Лгун»
•
О. Григорьева «Весенняя поездка», «Кусочек хлеба»
•
С. Маршак «Двенадцать месяцев»
•
Ш. Амонашвили «Хлеб»
•
С. Аксаков «Аленький цветочек»
•
К. Ушинский «Дедушка»
•
В. Сухомлинский «А сердце тебе ничего не приказало»
•
И. Тургенев «Воробей».
Ведущий (педагог-психолог) :
—
Продается
сердечко
«Доброта
в
народном
творчестве»,
чтобы
его
получить, нужно назвать пословицы о доброте.
Слайд 9
•
«Доброе слово лечит, злое калечит»
•
«Злой не верит, что есть добрый»
•
«Добрая слава лежит, а худая бежит»
•
«Доброго чтут, а злого жалуют»
•
«Добрые вести прибавят чести»
•
«Доброта без разума пуста»
•
«Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила»
•
«Делай другим добро – будешь сам без беды»
•
«Доброе дело питает и душу и тело»
•
«Добрый человек в добре живет век»
•
«Худо тому, кто добра не творит никому»
•
«Чего не сделаешь силком, того добьешься добром»
•
«Добрые умирают, да дела их живут»
•
«Красота до вечера, а доброта навеки»
•
«Доброе братство лучше богатства»
•
«Живи добрее, будешь всем милее»
Ведущий (воспитатель):
— Продается сердечко «Я и мой ребенок», чтобы его приобрести, нужно
привести пример воспитания доброты у собственного ребенка. (Родители
приводят примеры).
Ведущий (педагог-психолог) :
— Наша игра прошла успешно, мы с вами обобщили знания о доброте и
сможем сейчас создать модель воспитания доброго ребенка.
Слайд 10. С помощью чего можно воспитать добрые чувства.
•
Художественная литература
•
Личный пример
•
Музыкальная деятельность
•
Игра
•
Русское народное творчество
•
Совместный просмотр телепередач и кинофильмов.
Ведущий (педагог-психолог):
- Приглашаем вас поиграть:
Игра «Вежливые слова»
Родители стоят по кругу передают мяч и говорят вежливое слово (наши дети
знают вежливые слова, а родители?).
Ведущий (воспитатель) :
-
Мы подготовили для вас задание
сюрприз, вы должны угадать о чем
говорят ваши дети…
Слайд 11-33
Игра «Устами младенца»
Слайд 34 (Памятка).
Воспитатель группы:
Наши дети знают не только вежливые слова, но и много стихов о доброте.
Сегодня они вам их расскажут.
Дети читают стихи.
Воспитатель группы:
- Ребята приготовили еще для вас подарки «Свои ладошки» и нарисовали на
них свои сердечки. А вы напишите на каждом пальчике – как вы называете
ласково своего ребенка (звучит музыка «Гимн семьи» И.Резника).
Воспитатель группы:
— Уважаемые родители, мы составили для вас памятки, пусть они будут
напоминанием
о
сегодняшнем
разговоре.
(Воспитатель
раздает
памятки
родителям).
Ведущий (педагог-психолог):
Рефлексия
- Закончите предложение: «Из сегодняшнего разговора я поняла (понял) …»
(Родители отвечают).
В древности, когда хотели поблагодарить человека за добрые дела,
говорили: «Спаси вас Бог!» Постепенно
«Спаси вас Бог!» превратилась в
короткое «Спасибо». Я говорю вам: «Спасибо!»
Литература:
1.
Родительские собрания в детском саду. Осипова Л.Е.
2.
Нравственные беседы с детьми 4 – 6 лет. Жучкова Г.Н.
3.
Полная
энциклопедия
народной
медицины.
О
православном
воспитании. Изд-во «Олма - Пресс». Москва, 1998 г.
Памятка
«Искусство наказывать и прощать»
1.
Чаще
хвалите
ребенка,
чем
осуждаете,
подбадривайте
его,
а
не
подмечайте
неудачи,
вселяйте
надежду,
а
не
подчеркивайте,
что
изменить ситуацию не возможно.
2.
Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это, прежде всего, должны
поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.
3.
Не
создавайте
сами
опасных
прецедентов
и
резко
ограничьте
круг
запретов. Если вы что-то разрешили вчера, разрешите и сегодня. Будьте
последовательны.
4.
Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
5.
Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
6.
Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
7.
Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.
8.
Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте!
9.
Помните,
что
детское
непослушание
всегда
имеет
психологические
мотивы:
-
нарочное
непослушание
означает,
что
ребенок
хочет
быть
в
центре
внимания;
-
проказы
свидетельствуют
о
том,
что
ребенок
жаждет
эмоциональных
впечатлений;
- упрямство – свидетельство желания быть независимым;
- агрессия – ребенок ищет способ защиты;
- суета, беготня – ребенок дает выход энергии.
Анкета
«О способах воспитания»
1.
Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого
поведения?
А. да, часто.
Б. нет, изредка.
В. никогда.
2. Использует ли ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время
ссоры с другими детьми?
А. да, часто.
Б. бывает, но в крайних ситуациях.
В. не знаю о таких случаях.
3 .Как ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?
А. никак не реагирует.
Б. старается исправить ситуацию.
В. агрессивно.
4. Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным
персонажем?
А. да.
Б. отчасти.
В. нет.
5. Под влиянием, каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет свое
поведение?
А. угрозы физического наказания.
Б. беседы о плохом поведении.
В. обещания подарков за хорошее поведение.
6. Какие методы воспитания из перечисленных ниже вы считаете самыми
эффективными?
А. физическое наказание.
Б. воспитание на положительных примерах.
В. лишение развлечений и подарков.
7. Выберите утверждение, с которым вы согласны:
А. ребенок ни когда не должен забывать, что взрослые старше, умнее его.
Б. насильственные методы воспитания усиливают нежелательные проявления
поведения ребенка, вызывают чувство протеста.
В. негативные реакции ребенка надо подавлять для его же пользы.
Благодарим за сотрудничество!