Напоминание

"Внедрение якутских национальных игр в программу урока физической культуры для детей с ОВЗ"


Автор: Чикидова Альбина Егоровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 35
Населённый пункт: город Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: авторская педагогическая разработка
Тема: "Внедрение якутских национальных игр в программу урока физической культуры для детей с ОВЗ"
Раздел: среднее образование





Назад





Внедрение якутских национальных игр в программу урока

физической культуры для детей с ОВЗ.
Одной из первых задач педагога – научить детей беречь и укреплять свое здоровье. В работе с детьми ОВЗ особое место занимают подвижные игры как вид физического воспитания, наиболее доступный данной категории детей. Игры позволяют воздействовать не только на физическую составляющую ребенка, но и способствуют формированию личностных качеств. В отличие от обычных упражнений каждая игра является целостной деятельностью, своеобразной моделью жизни, поведения человека, включая нравственную, эстетическую, трудовую, умственную, правовую и другие их стороны. Ведь вступая в игру добровольно, каждый участник берет на себя обязательства выполнять ее правила, а они так умело отработаны народом, что непринужденно, мягко и то же время неуклонно способны вызвать у участников игры уважение к соперникам, к заложенным в игре культурным традициям народа, к общечеловеческим ценностям. Одним из условий эффективности уроков в средней образовательной школе является применение учителем разнообразных методов обучения. Одним из таких методов может быть применение якутских национальных подвижных игр на уроке физической культуры. Формируя у школьников интерес к народной педагогике, учителю нужно как можно полнее использовать интерес к народным играм, состязаниям, элементам физического воспитания, чаще обращаться к старым, уже забытым элементам культуры – играм, состязаниям, видам спорта. Средства якутской народной педагогики можно использовать в вариативной части, во внеклассной и внешкольной работе. Эти игры можно включать в подготовительную часть урока, в основную и для снятия усталости – в заключительную часть урока.
Целью программы
1. Является, выявление роли народных подвижных игр в процессе оздоровления детей с ограниченными возможностями. 2. Создание условий физкультурно-оздоровительной работы с детьми ОВЗ. 3. Популяризация якутских национальных игр.
Задачи:
а) Раскрыть сущность подвижных игр как необходимых элементов оздоровления детей с ограниченными возможностями. б) Определить методику проведения народных подвижных игр. в) Выявить уровень здоровья учащихся; г) Выявить роль национальных игр в становлении личности учащихся; д) Доказать влияние народных игр на развитие физических качеств детей; е) Создание условий для формирования позитивного общественного мнения о роли здорового образа жизни как необходимого условия развития человека; ж) Воспитание интереса и любви к культуре народа саха.
Грамотное использование якутских национальных игр на уроках физической культуры полезно для детей с ОВЗ, поскольку правильное “включение” элементов игр в процесс физического воспитания активно способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения как в физической, так и в психологической сферах.
Проблема:
Снижение двигательной активности детей в сочетании с нервно- психическими перегрузками - это постоянная печальная составляющая школьной жизни. Результаты мониторингов подтверждают нарастающую подверженность детей хроническим заболеваниям, ухудшение общего состояния их здоровья. Наряду с психическими недостатками у детей ОВЗ имеются и физические нарушения координации движений, недоразвитие общей моторики, наличие у значительного числа воспитанников параличей и парезов конечностей и т. д. Дети обычно неуклюжи, движения у них замедленны, устают быстро. Общее физическое развитие отстает от нормы, имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр. Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка с нарушением в развитии крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм. Поэтому при подборе игр необходимо учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения. Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности. Вподвижные игры могут быть включены как основные движения, так и как специальные упражнения, в том числе элементы корригирующей гимнастики, способствующие укреплению и развитию отдельных групп мышц, улучшению осанки и т. д. Проводимую работу следует согласовать с сотрудниками кабинета лечебной физкультуры, которые дадут соответствующие указания по тому или иному конкретному случаю. Необходимо, чтобы работа по совершенствованию двигательно-моторной
сферы начинались как можно раньше, что возможно именно в игровой деятельности, в подвижной игре. Целью деятельности на подобных уроках физической культуры является активное и методически грамотное использование якутских национальных подвижных игр в процессе физического воспитания обучающихся. При выборе игры для урока необходимо предусмат ривать педагогические задачи, которые должны быть решены игрой
:
 место игры в уроке;  основное двигательное содержание игры;  физическую и эмоциональную нагрузку;  состав детей по возрасту полу и физической подготовленности;  место проведения игры и необходимые пособия;  методы организации детей для игры. Учителю нужно знать, возможно, детальнее природу и характер дефекта, особенности личности ребенка, его положительные стороны и потенциальные возможности. Только при этих условиях игра вызовет у детей бодрое, радостное отношение, положительные эмоции. Игра может проводиться в помещении так и на воздухе. Если погода позволяет занять детей игрой, требующей интенсивных движений, ее следует чередовать с отдыхом, чтобы избежать перегрева детей и последующего переохлаждения. Оборудование для игры готовится заранее. Обязательным требованием к нему является: красочность, отсутствие поломок, травмирующих деталей. Необходимо, чтобы количество игрового инвентаря соответствовало числу играющих и по возможности все нужные при игре предметы были одинаковыми. В противном случае неизбежны ссоры между детьми, теряется время на выбор игрушки, обиженные неохотно включаются в игру или отказываются в ней участвовать. Раздавать игровое оборудование следует только после ознакомления детей с основными правилами игры, иначе ребята будут невнимательны при объяснении. Если дети впервые получают тот или иной предмет для игры, отводится время для его рассматривания, объяснения назначения и способов пользования. Учителю необходимо не только хорошо представлять себе ход игры, но и учитывать возможные отклонения от него. Желательно участие в игре всех детей, но зачастую это сделать трудно, так, как в классе наряду с воспитанниками, имеющими достаточно сохранный опорно-двигательный аппарат, могут быть дети с выраженными физическими недостатками (параличи, парезы конечностей и т. п.) и просто физически ослабленные; они не будут успевать за остальными, что нарушит ход игры. Надо помнить о детях, имеющих травмы головного мозга, эпилептиках, склонных к агрессии, легко возбудимых. следует предварительно проконсультироваться с врачом о состоянии здоровья воспитанников на данный период, предусмотреть мероприятия по избежанию нежелательных явлений в процессе игры и после нее.
Лучше разделить детей на небольшие подгруппы с учетом физических и психических возможностей и особенностей и подбирать для каждой из этих групп соответствующие игры. Одни дети примут непосредственное участие в игре, другие будут болельщиками. Затем играют дети другой подгруппы и т. д. Готовясь к игре, учитель продумывает наиболее удобную схему расстановки играющих; согласно ее сюжету, при помощи зрительных ориентиров (линий, шажков, кубиков, ленточек и т. д.) намечает на полу или на игровой площадке основные объекты игры (лес, поляну, улей и т. п.) с таким расчетом, что бы их видели все дети и легко могли найти по ходу игры. Зрительные ориентиры помогают детям соблюдать правила игры и ориентироваться в пространстве, контролировать свои действия. Важным моментом в игре является выбор водящего. Вначале им должен быть учитель, при повторении игры - наиболее хорошо усвоившие игру дети. Хотя желание ребенка быть водящим учитывается, учитель должен главным образом ориентироваться на физические качества ребенка и степень усвоения им игры. Выбор водящего влияет на весь процесс игры. Так, физически слабый или плохо усвоивший правила, ребенок не сможет хорошо выполнить функции водящего, что и у него самого, и у других снизит интерес к игре. Она будет проходить вяло, без чувства соревнования, в результате чего основная цель игры не будет достигнута. При проведении игры в виде состязания между командами необходимо предусмотреть, чтобы интеллект и физические возможности каждой пары, участвующей в соревновании, были максимально равными. Объясняя игру, учитель старается вызвать у детей интерес, объясняет мотивы поведения персонажей, знакомит с правилами. Помимо словесного объяснения детям с ОВЗ необходимо показать, как будет проходить игра, какие движения необходимо выполнять; ребята проделывают их совместно с учителем, затем без него. Объяснения даются доступным, занимательным языком, по возможности кратко, внимание акцентируется только на существенных моментах. Детали уточняются постепенно, в процессе игры или после проведения ее в первый раз. Если игра сложная, объяснения чередуют с показом движений; можно прервать объяснения в определенный момент, чтобы распределять роли между играющими, затем продолжить их. В процессе игры учитель руководит как действиями всей класса в целом, так действиями каждого ребенка. Он постоянно поддерживает у детей интерес к игре, поощряет играющих. Непосредственное участие учителя в игре придаст ей живость, сделает ее эмоциональнее. Руководя игрой, он должен помнить о задаче коррекции. Всячески поддерживается самостоятельность и инициатива детей. Пассивных детей включают в активные действия, легко возбудимых, быстро отвлекаемых — в действия, требующие внимания и выдержки, волевых качеств, умения сознательно управлять своими движениями. Продолжительность подвижной игры длится обычно от 7 до 15 мин. После игры необходимо дать детям возможность обсудить игровые действия
свои и товарищей, успокоить наиболее возбужденных. Используемое в процессе игры оборудование по ее окончании убирают все дети или только назначенные учителем. Повторяя старые и предлагая детям новые игры, учитель должен стремиться улучшать их проведение. Только при условие прочного усвоения проводимых с детьми игр у детей с ОВЗ будут формироваться двигательные умения и навыки развиваться интерес к игре, коллективной деятельности. Вовлечение в игровую деятельность детей ОВЗ начинается обычно с игр малой подвижности, простых по сюжету и содержанию.
Национальные игры.
Примерное распределение национальных игр, способствующих коррекции здоровья детей с ограниченными возможностями.
Способствующие развитию мелкой моторики:
- Это «Тырыынга» (Игра в палочки): готовятся специальные палочки длиной 10–12 см., толщиной до 2 мм. Количество палочек должно быть таким, чтобы их можно было свободно обхватить пальцами одной руки. Очерѐдность определяется жеребьѐвкой. Игрок, держа палочки вертикально кистью одной руки, опирает их нижними концами на стол и резко отпускает. Затем он сначала собирает палочки, лежащие на столе отдельно, а затем приступает вытягиванию специальной палочкой, имеющей форму ложечки, пало- чек, что лежат в кучке; - Дети с интересом играют в игру «Хабылык» (Игра в лучинки): изготовляются лучинки длиной 18–20 см., шириной 10 мм., толщи- ной 2 мм. На пяти лучинах наносятся насечки числом от 2 до 6. Количество лучинок должно быть таким, чтобы они могли уместиться на ладони участника. Держа лучины на ладони, игрок подбрасывает их, на лету ловит тыльной стороной кисти, а затем, вновь подбросив их, должен поймать кистью нечѐтное количество лучинок или одну с насечками. Поймав нечѐтное количество лучин, игрок откладывает одну, непарную, в свою копилку. Если он поймал лучинку с насечками, то откладывает в копилку несколько лучин соответственно числу насечек на пойманной лучинке. Если игрок поймал чѐтное число лучин, он передаѐт право игры следующему участнику. -Игра «Тыксаан» (Игра с фишками – Щелчки): изготавливают из тальника 50 фишек диаметром 1–1,5 см, длиной 2–3 см. Одна продольная сторона фишек делается выпуклой (полукруглой), другая – плоской. Участник игры берѐт фишки в ладонь и разбрасывает их на столе. Если две фишки легли одна на другую, игрок забирает их в свою копилку. Затем он щелчком должен попасть одной из фишек, лежащих плоской стороной, в другую, расположенную в таком же положении, или лежащей выпуклой стороной в лежащую так же фишку, не задев при этом другие фишки. При попадании в цель он забирает фишку в копилку и продолжает игру. - Собери бусы (хоруонка ти4иитэ)
Коррекция нарушения осанки:
- Движение «по глубокому снегу» - широкие шаги выско поднимая ноги.
- Движение «подкрадывающего охотника» - бесшумные шаги на носках полусогнутом положении. - «Оленьи шаги» - широкие прыжки с ноги на ногу с работой разноименных рук. - «Галоп лошадей» одна нога впереди другая сзади. Передвижение ногами вперед, сохраняя расстояние между ногами.
Формирование двигательных навыков, а так же

содействие развитию силовых, скоростных способностей.
- Стрельба в цель с кружением (салгыдый). Берется картонный диск диаметром 20 — 25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3 — 5 м от него ставится шест (или круглая тумбочка), вокруг которого играющий должен несколько раз обежать с мячом и бросить его в диск (цель). Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав вокруг шеста или тумбочки большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча. Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обойти круг. Бросать в цель точно с определенного расстояния. - Льдинки, ветер и мороз. Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая: Холодные льдинки, Прозрачные льдинки, Сверкают, звенят Дзинь, дзинь... Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг — большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки. Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или
«Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д. - Соколиный бой (мохсо5ол охсуhуута) Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Когда устают прыгать на правой ноге, меняют ее на левую. И тогда соответственно меняются толчки плеча. Если при грубом толчке один из играющих упадет, толкнувший выходит из игры. Правила игры. Победившим считается тот, кто заставит встать другого на обе ноги. Отталкивать партнера можно только плечом. Смену ног производить одновременно в паре. - Игра в мяч Играющие делятся на две равные группы и становятся шеренгами друг против друга. Крайний (любой) бросает мяч стоящему напротив, который ловит мяч и передает его следующему стоящему напротив, и т. д. Если играющий не поймает мяч, то переходит в плен на противоположную сторону. И так до конца шеренги. Затем мяч кидают в обратную сторону в таком же порядке. Правила игры. Выигравшей считается та группа, в которую перешло больше игроков. Перебрасывать мячи следует в строго определенном порядке.
Профилактика заболеваний органов дыхания на открытом

воздухе.
Особую роль в профилактике заболеваний органов дыхания играет организация разнообразных подвижных игр и других физических упражнений на открытом воздухе. - Куропатки и охотники Все играющие -куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их
ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают. Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.
Развитие и укрепление мышц голени и стопы.
Предупредить плоскостопие можно подбором специальных игр, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. - Пятнашки (атак тэпсиитэ) Двое играющих кладут руки друг другу на плечи и, подпрыгивая, попеременно ударяют правой ногой о правую, а левой о левую ногу напарника. Игра ведется ритмично в виде танца. Правила игры. Ритмичность движений, их мягкость соблюдать обязательно. Коррекция сердечно-сосудистой ситемы. В задачи применения подвижных игр при заболеваниях сердечнососудистой системы входят постепенная тренировка нейрорегуляторных механизмов - Белый шаман Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга — водящий. Это белый шаман — добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
Понижение реактивности нервной системы
: - Полярная сова и евражки Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком,
уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой. Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.
Дозированная тренировка вестибулярного аппарата.
- Кто устойчивей (халбасхарата) Два участника стоят на гимнастической скамейке или на узкой полоске (ширина 8-10см.) лицом друг к другу, держась за кисти рук. По сигналу пытаются столкнуть соперника со скамейки. Также можно бить хопом (большим мячом) или подушками. Бить можно по туловищу и ногам. - Путаница (булкуур) Играющие дети стоят по кругу. Ведущий, называя те или иные части тела, путая детей, показывает другие части тела. Игроки должны правильно сориентироваться и показать только названную часть тела. Например, сказать "глаза", показать брови и т.д. Если ребенок показал неправильно - выходит из игры. - Снег и вихрь (Хаар уоннахолорук) По команде "Хаар" все игроки медленно кружатся, как только з в у ч и т с л о в о " т у с т э " в с е п р и с е д а ю т . По профилактике близорукости и ее прогрессированию, поскольку они способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаза (М. Д. Рипа, 1998). - Меткий охотник (Бэргэнбулчут) Площадку делят на две половины. "Звери" пасутся на одной площадке" "охотник" подкрадывается с другой. Прицеливаясь, он 5- 10-тью мячами стреляет в "зверей", стараясь попасть в любую часть тела. Побеждает самый меткий охотник. - Ловкий оленевод В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3 — 4 м от
него. Поочередно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя. Правила игры. Бросать мяч можно только с условного расстояния.
Развитие подвижности в суставах:
Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую работу, различные крупные и мелкие мышечные группы, игры, увеличивающие подвижность в суставах. -Борьба на палке Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту. Правила игры. Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положения ступней ног. - Водопой из проруби (ойбонтон уулааhын) Положение в широкой стойке, руки за спиной. Не сгибая ноги, наклониться, доставая лбом стоящего на полу кубика. Сначала достать кубики, стоящие пирамидкой, затем постепенно убирать по одному кубику, если ребенок правильно выполняет упражнение. Победу присуждают тому, кто коснулся лбом пола и принял исходное положение. - Капкан (Сохсо) На полу, по всей игровой площадке размером 6x10, разбросаны обручи разного цвета, это "капканы" (расстояние между ними 80- 100см). Дети "зверята" выходя на прогулку, должны бегать осторожно, не наступая на "капканы". Те, кто наступят на "капканы" считаются пойманными. - Рыбаки (балыксыттар) Вся игровая площадка, воображаемая водная среда, делится на две части, где на одной части плавают рыбки, на другой опускают
рыбаки невод, "рыбаки" держат "невод" над полом высотой 10-15 см и длиной в игровую площадку. Затем "рыбаки" начинают медленно передвигаться вперед для ловли "рыбок". Рыбы должны проскользнуть ее, перепрыгивая через сеть. Кто заденет сеть, считается пойманным и выбывает из игры. - Комаромахалка (дэйбиир) Дети выбирают салку, у которого дэйбиир, а остальные дети свободно бегают по площадке. Задача салки коснуться дэйбиирем любой части тела детей и не дать возможность им убежать.
Заключение
Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию вс ех психиче ских и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Таким образом, подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста с ОВЗ - они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечнососудистую систему, способствуют насыщению клеток организма кислородом, повышая активность головного мозга, учат ребенка концентрации и вниманию. В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически
развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Литература: 1. Литвинова И.Н. Детские народные подвижные игры. М., 1995. 2. Говорова Р. Игры и упражнения для умственного развития у детей. 3. Лаврентьев В.В. Значение игры в работе с детьми. Детские подвижные игры// Начальная школа. 1999, № 5. 4. Федоров А.С.Народные игры и забавы саха.- Дьокуускай : Бичик, 2011.- 96с. 5. Гоголева С.В., Лепчикова Л.П., Саввина М.Н. Дидактические игры. Хамсаныылаах оонньуулар, эрчиллиилэр. Якутск: Кн. Изд-во, 1991.-136с. 6. Лях В.И. Координационные способности школьников. - Мн.: Полымя, 1989. - 159 с. 7.Мастюкова Е.М. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – М.,2005. 8.Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт. 1972. - 176 с. 9. Игры для учащихся начальной национальной школы коренных народов РС (Я) Прокопенко В.И., Поротова А.Л., Гуляев М.Д.: Учебное пособие / Изд- во ООО «Мирнинская городская типография» - Мирный, 2005. – с 118. 10. Частные методики адаптивной физической культуры [Текст]: учебник / под общей ред. Проф. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2009. – 608 с.: ил. 11. Особенности методики физического воспитания в условиях Севера Шамаев Н.К. Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета. 1996.


В раздел образования