Формирование языковых компетенций на уроках английского языка
Автор: Глушкова Ольга Геннадьевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МОУ СОШ №4 Населённый пункт: село Северное Наименование материала: Статья по методике преподавания английского языка Тема: Формирование языковых компетенций на уроках английского языка Раздел: полное образование
1
Формирование языковой компетентности учащихся на уроках английского
языка на основе применения интегральной технологии.
Актуальность выбора темы.
Перед каждым работающим учителем возникает множество проблем,
над разрешением которых он порою работает всю свою педагогическую
жизнь. С развитием общества меняется характер проблем. Учитель должен
новаторски, творчески подходить к процессу образования, чутко реагируя на
все изменения в обществе.
Исходя из концепции образования, из государственных стандартов, из
проблем
модернизации
образования,
школа
призвана
в
современных
условиях готовить выпускников нового поколения.
Я,
как
учитель
ино странного
языка,
должна
в ы п ол н я т ь
государственный
заказ,
ориентированный
на
формирование
языковой
личности, в полной мере обладающей лингвистическими компетенциями.
Как показывает опыт, из школы выходят ученики с узким лексическим
запасом иностранных слов, с неспособностью к применению своих знаний в
новых условиях, с низкой коммуникативной компетенцией.
Для разрешения этой проблемы, я считаю, нужно особое внимание
уделять развитию личности, способной жить и творить в условиях постоянно
меняющегося мира, обладающей достаточным запасом знаний, умений и
навыков
по
всем
аспектам
иностранного
языка:
грамматике,
лексике,
монологической
и
диалогической
речи,
чтению
и
аудированию,
для
осуществления
языковых
компетенций
и
ключевых
компетенций,
применяемых
в
различных
жизненных
ситуациях
и
необходимых
для
успешной реализации человеком всех жизненных ролей гражданина.
Конечно,
при
этом
наивно
думать,
что
каждый
выпускник
будет
обладать этими компетенциями на одном уровне. Каждый должен взять то,
что
ему
ближе
по
его
интеллекту,
индивидуальным
психолого-
физиологическим
качествам,
по
социальной
и
профессиональной
ориентации.
К
источникам
поиска
решения
проблемы
я
отношу
интегральную
образовательную
технологию
как
одну
из
социально-развивающих
технологий обучения иностранным языкам.
Исходя из сказанного, целью проекта является овладение новым типом
деятельности,
направленной
на
формирование
языковой
личности,
компетентной
в
области
знаний
иностранного
языка
и
способной
к
эффективной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
2
Объектом
исследования
стала
образовательная
интегральная
технология
как
одна
из
социально-развивающих
технологий
обучения
иностранному языку.
Предметом
исследования
является
применение
интегральной
технологии с учётом индивидуальных особенностей учащихся и совместная
деятельность учителя и ученика по формированию языковых компетенций .
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что если
интегральная технология будет эффективно использоваться в преподавании
иностранного языка в нашей школе, то большее количество учащихся будет
ориентировано
на
ситуацию
успеха,
и
мы
сможем
готовить
учеников
с
высоким уровнем языковых и коммуникативных компетенций. Мы должны
развивать языковую личность, а из школы выходят ученики неспособные
выразить свои мысли на иностранном языке, с узким лексическим запасом, с
низкими компетенциями по всем аспектам языка.
Исходя
из
цели,
объекта,
предмета
и
гипотезы
проекта,
я
ставлю
следующие задачи:
1.
На
основе
теоретического
анализа
психологической,
методической
и
педагогической
литературы
выяснить
сущность понятия «интегральная технология».
2.
Определить степень значимости интегральной технологии в
подготовке
учащихся
с
высокими
коммуникативными
и
лингвистическими компетенциями.
3.
Как
адаптировать
интегральную
технологию
к
психо-
физиологическим и эмоциональным особенностям учащихся.
4.
Выяснить
содержание
деятельности
учителя
и
ученика
в
условиях реализации проекта.
5.
Как координировать действия учителя, учеников и родителей
в рамках реализации проекта.
Методическая задача:
Обозначить
приёмы,
методы
и
формы
работы
учителя
и
учащегося
для
формирования компетенций учащихся по отдельным аспектам языка в рамках
интегральной технологии.
Дидактические задачи
проекта
состоят
в
том,
чтобы
выяснить,
какие
компетенции
мы
будем
формировать у учащихся в ходе реализации проекта.
1.
Учебно-управленческие
и
коммуникативные
компетенции
–
умение
работать
в
группе,
паре,
представлять
результаты
обработки
информации в письменном продукте или в публичном выступлении.
2.
Мыслительные
ОУУН –
анализ,
синтез,
сравнение,
логика,
умение
делать выводы.
3
3.
Информационные компетенции – умение сворачивать информацию – от
текста к схеме, таблице, плану. Умение разворачивать информацию –
описывать словами схему, таблицу, рисунок, рассказывать по плану.
4.
Информационные
компетенции – умение самостоятельно работать с
учебником,
выполнять
задание
по
алгоритму,
умение
составить
конспект, навыки самопроверки и самооценки.
В исследовании применялись следующие методы:
1. Теоретические – анализ литературы по теме и обобщение собственного
опыта обучения учащихся по интегральной технологии.
2. Эмпирические – прямое и косвенное наблюдение, анализ собственной
профессиональной деятельности по данной теме и опыта других педагогов,
опытно-экспериментальное преподавание.
Организация и база исследования.
Работа проводится на базе МОУ СОШ № 4 с. Северного. Проектом
охвачено около 50 человек, 6б, 9а.
Осуществление проекта предполагается в 1 год.
Среди
множе ства
факторов
развития
личности
обучен и е
рассматривается как наиболее значимый и определяющий фактор. Именно в
ходе
этого
процесса
происходит
развитие
основных
психических
и
личностных качеств. «Смысл современного образования заключается не в
изучении школьных учебных предметов, а в развитии личности предметами»
(П.Ф.Коптерев)
и
вооружении
её
таким
образовательным
потенциалом,
который
обеспечит
возможность
самостоятельного
творческого
развития,
способность решать проблемы коммуникативного, нравственного и другого
характера как в стенах школы, так и за её пределами.
Статистика гласит, что только 30 % учащихся школ ориентированы на
ситуацию успеха в учёбе, 70 % направлены на избегание неудач.
Источники этой проблемы скрываются в отсутствии у них развитых
общеучебных
навыков,
в
слабой
познавательной
активности
и
низкой
мотивации в учении.
Каждый ребёнок приходит в школу со своим набором личностных
качеств. От них в основном и зависит качество успеваемости ребёнка. Но
почему же учащиеся с одинаковыми учебными способностями по-разному
относятся к учебной деятельности?!
Есть и вопрос вопросов: как работать со всем классом и одновременно
с каждым учеником, как обеспечить успешность каждого в учении. Каким
4
образом обеспечить не механическое усвоение знаний по предмету, а научить
ребёнка
самому
добывать
знания,
найти
собственную
образовательную
траекторию и при этом в ходе занятий приобрести определённый социальный
опыт.
Нет ни одного ученика идентичного другому. Даже близнецы, несмотря
на
своё
внешнее
сходство,
абсолютно
разнятся
по
своим
психо-
физиологическим, эмоциональным, интеллектуальным качествам. У каждого
ребёнка свой сплав индивидуальных способностей, темперамента, характера,
воли, мотивации, опыта.
Причём
эти
особенности
не
носят
фатальной
предопределённости,
неизменности. Они развиваются, изменяются, поддаются коррекции.
Дети
должны
являться
не
столько
объектом
педагогического
воздействия, сколько субъектом собственной учебной деятельности.
Своей
личной
задачей
я
считаю
создание
таких
психолого-
педагогиче ских
условий
на
уроке,
которые
обе спечивали
бы
самообразование,
саморазвитие
и
самовыражение
в
ходе
овладения
языковыми компетенциями и достижения планируемых результатов.
Лучшим вариантом реализации данного подхода является интегральная
образовательная технология.
Интегральная
образовательная
технология Интегральная
образовательная
технология,
являясь
технологией
четвертого
поколения,
сочетает
личностно-деятельностный
подход
с
дидактоцентрическим,
позволяя
обеспечивать
развитие
личности
на
базе
хорошо
усвоенного
предметного содержания.
Минимальной единицей учебного процесса в Интегральной технологии
является блок уроков, в структуре которого условно выделяются
постоянная и переменная части. Уроки постоянной части определяются в
основном
характером
учебного
материала
и
меньше
зависят
от
других
параметров
в
отличие
от
уроков
переменной
части,
которые
полностью
определяются течением процесса и высоко чувствительны к информации
обратной связи. Рассмотрим все элементы, из которых состоит блок уроков
Интегральной образовательной технологии.
Три элемента, которыми он завершается: обобщающее повторение, контроль
и
коррекция
-
присутствуют
в
любой
образовательной
технологии
(это
следует из схемы деятельности по присвоению новой информации).
Изучение
нового
материала
крупным
массивом
в
системе
внешних
и
внутренних связей в школьной практике должно обязательно предваряться
вводным повторением. Это объясняется большим разбросом среди учеников
5
по
мотивации,
возможностям,
уровням
достижений.
Чтобы
процесс
формирования
и
развития
функциональной
системы
шел
нормально,
необходимо
существующую
функциональную
систему
актуализировать
-
загрузить в оперативную память учащихся те знания, умения и ценности, над
которыми будут надстраиваться вновь изучаемые. Значимость этого вводного
повторения в школьной практике настолько велика, что оно выделяется в
отдельный элемент блока уроков.
Изучение нового материала большим массивом во всей системе его связей
вызывает организационные проблемы. В школе всегда есть значительный
контингент
учеников,
которые
по
данной
теме
ограничатся
материалом,
соответствующим
образовательному
стандарту,
общеобязательным
минимумом. Следовательно, при изучении нового материала в начале блока
внимание
уделяется
только
общеобязательному
содержанию
-
основному
объему,
как
мы
будем
его
называть.
Кроме
того,
выдача
материала
дополнительного
объема,
отсроченная
от
закрепления,
повлечет
необходимость дополнительного повторения, то есть непроизводительным
потерям времени.
Принцип деятельности требует, чтобы изучаемый обязательный материал
немедленно
отрабатывался
на
задачах.
Поскольку
речь
идет
о
задачах
минимального
уровня
планируемых
результатов
обучения,
то
умение
их
решать должно быть отработано до автоматизма. Назовем эту первую часть
закрепления «тренинг-минимум».
Прежде
чем
перейти
к
обучению
на
последующие
уровни,
требуется
познакомить учеников с необходимой информацией дополнительного объема,
обеспечивающей
работу
на
общем
и
тем
более
продвинутом
уровнях.
Поэтому в структуре блока уроков появляется еще один элемент изучения
нового
материала,
предусматривающего
активную
познавательную
деятельность школьников, в значительной мере самостоятельную. Теперь
возможен
переход
к
дифференцированному
обучению,
где
реализуются
групповые
способы
организации
обучения,
главным
в
которых
является
внешняя динамика групп. Этот элемент блока называется
-развивающим
дифференцированным закреплением.
Рассмотрим организационные формы уроков в разных элементах
блока.
Вводное
повторение. Требующаяся
в
этом
элементе
блока
форма
урока
имеет
интерактивный
информационный
режим.
Форма,
удовлетворяющая
этим
условиям,
-
беседа.
Учитель
задает
ученикам
целесообразно
подобранные вопросы. Ученики, отвечая на эти вопросы, восстанавливают в
оперативной памяти необходимое.
Изучение
нового
материала
(основной
объем). Для
этого
элемента
предпочтительна форма лекции, позволяющая компактно передать ученикам
6
укрупненную
дидактическую
единицу.
Однако,
применяются
и
более
традиционные формы - беседа, рассказ.
Закрепление.
Тренинг-минимум. Чтобы довести до автоматизма умение
решать
шаблонные
задачи,
соответствующие
минимальному
уровню
планируемых
результатов
обучения,
сначала
задаются
эти
шаблоны
посредством бесед. Постепенно они переходят в самостоятельную работу
учеников. Промежуточным шагом является использование практикума, когда
весь
класс
делится
на
группы
и
закрепление
проходит
через
общение
учеников между собой в ходе решения задач.
Изучение нового материала (дополнительный объем). Особенность этого
материала состоит в том, что одни ученики должны разобраться во всем и
овладеть на уровне применения, другим полезно разобраться и понять идеи,
третьим достаточно познакомиться. Адекватной формой для такого изучения
нового материала является семинар.
Эта часть блока уроков называется постоянной. К ней же относится элемент
контроля.
Остальные
уроки
определяются
результатами
предыдущих,
вследствие чего составляют переменную часть блока уроков. Постоянная и
переменная части блока уроков не обязательно имеют четкую границу, более
того - при наличии компьютерной поддержки обучения этой границы просто
нет. Сами слова «постоянная и переменная части блока уроков» не являются
терминами, а введены только для удобства изложения.
Развивающее дифференцированное закрепление. В этом элементе блока
уроков осуществляется активное использование групповой работы. Для этого
в
Интегральной
технологии
была
создана
специальная
форма
урока
-
семинар-практикум.
Часть учащихся класса на уроке объединяется в группы и каждая группа
получает задание на определенное ограниченное время. По истечении этого
времени группа отчитывается о своей работе в той или иной форме. Среди
этих форм могут быть отчет группы учителю, заранее назначенному ученику-
контролеру, другой группе; каждый участник группы может отчитываться
своему
контролеру.
Но
наиболее
эффективным
вариантом
является
«публичная защита»: один представитель группы, назначенный учителем,
выходит к доске, рассказывает классу (той его части, что не занята в других
группах) о задаче и о том, как группа ее решала. Он отвечает на вопросы.
Обсуждаются другие возможные подходы или упущенные решения. Классу
же принадлежит ведущая роль в оценке деятельности группы. Оценка со
стороны сверстников особенно важна, так как общение с ними является
ведущей деятельностью в подростковом возрасте. Иногда одну и ту же задачу
решают две группы - они называются конкурентными - и в таком случае при
защите одной группы другая становится оппонирующей, если поставленная
7
им задача допускала варианты. Вариантов может быть много - семинар-
практикум
является
мобильной
формой
урока,
позволяющей
достигать
разнообразных психологических и дидактических целей. Пока все группы
заняты решением своих задач, учитель работает с остальной частью класса в
нужном
ему
режиме:
опрос,
совместное
решение
задач,
обсуждение
сообщений учеников, короткая контрольная работа, диктант и так далее. За
урок можно обсудить работу двух-четырех групп, но создавать их можно
больше. Группы, у которых уровень решаемых задач существенно отличается
от уровня, достигнутого основным составом класса, к «публичной защите»
не
привлекаются.
В
таких
случаях
чаще
всего
отчеты
групп
принимает
учитель. В течение урока одни и те же ученики могут работать в группах
разных
типов
в
зависимости
от
того,
какие
цели
преследует
учитель,
формируя эти группы.
Так как задания, предлагаемые группам, относительно независимы, то
вполне можно в рамках таких уроков реализовать обучение не только на
разных
уровнях
планируемых
результатов
обучения
(уровневая
дифференциация), но и в разных профилях, то есть с разным содержанием
(профильная
дифференциация).
Идея
представляется
д о вол ь н о
перспективной. Это особенно важно, если иметь в виду большое количество
малокомплектных
школ.
Это
еще
важнее
в
условиях
необходимой
организации профильного обучения в сельских школах.
Организационная схема семинара-практикума заметно меняется от урока к
уроку в зависимости от результатов предшествовавших уроков.
Для успешного управления деятельностью учеников в перемен ной части
блока
и
планирования
организационной
структуры
и
содержания
уроков
необходимо
организовать
непрерывную
обратную
связь,
получение
своевременной информации об успешности продвижения каждого ученика.
Для диагностики текущего состояния обучаемых в Интегральной технологии
применяется
гибкая
система
срезового
контроля
и
жесткая
процедура
тематического контроля на выходе из учебного периода. Оценочные шкалы
могут быть любыми, но наиболее предпочтительна комбинация рейтинговой
и дескриптивной знаковой. Однако вследствие требований Закона РФ «Об
образовании»
реально
используется
комбинация
относительной
и
абсолютной
количественных
шкал.
Инструментом
измерений
могут
быть
тесты,
контрольные
работы,
собеседования,
коллоквиумы
и
другие
проверочные работы.
Общие правила таковы:
□
Ученик, получает на срезе задания того уровня, над достижением
которого он уже работал.
8
□ Показав в одном из срезов результат того или иного уровня, ученик до
конца этого блока уроков уже не получит задания более низкого уровня на
уроках, а на срезе - только следующего, более высокого уровня. В частности,
ученик, показавший на срезе выход на продвинутый уровень, больше до
конца блока в срезах не участвует. Срезовым проверкам подвергается не весь
класс, а только та его часть, информация о которой нужна в данный момент
учителю.
Переменная часть блока уроков очень чувствительна к информации
обратной связи. Столь же чувствительна она и к учащимся. В Интегральной
технологии каждый ученик имеет свою роль, занимает свое место в плане
урока. Отсутствие ученика на уроке часто вынуждает учителя немедленно
перестраивать план, иначе организовывать коммуникации и взаимодействие
учеников.
Это
делает
Интегральную
образовательную
технологию
трудоемкой для учителя, но здесь же коренится основа ее эффективности.
Домашнее
задание
предлагается
учащимся
на
границе
изучения
нового
материала (основной объем) и первого закрепления (тренинг-минимум) сразу
после того, как изложено основное содержание мате риала и даны образцы
решения
задач
минимального
уровня.
Само
задание
представляет
собой
множество задач, состоящее из трех частей: Минимум, Уровень 1, Уровень 2
(слова общий и продвинутый до
сведения
учащихся
не
доводятся
и
в
общении с ними учителем не употребляются). Все эти задачи одновременно
служат двум целям: составляют домашнее задание и знакомят учеников с
планируемыми
результатами
обучения.
Одновременно
с
заданием
сообщается
дата
урока
обобщающего
повторения,
чтобы
ученики
знали,
каким
временем
они
располагают,
поскольку
за
этим
уроком
последует
контрольный,
а
за
ним
-
урок
коррекции,
и
изучение
темы
закончится.
Каждый ученик имеет право:
1 самостоятельно планировать свою домашнюю работу и во времени, и в
объеме;
2 выполнять любую часть, любую часть любой части, не выполнять ничего;
3 расширять и дополнять задание задачами из других источников в расчете на
помощь учителя как эксперта.
На уроке обобщающего повторения ученики могут задать любые вопросы
в связи со своей домашней работой.
Домашние задания с урока на урок также возможны - как для всего класса,
так и для отдельных учащихся или их групп. Такое домашнее задание должно
быть обязательно проверено у всех, кому оно задано.
Когда блок уроков подходит к концу, возникает необходимость обобщающего
повторения, которое позволило бы ученикам увидеть всю тему целиком,
получить
некое
системное
знание
ее,
понять
свое
собственное
место
в
9
предметном
поле.
Не
только
опыт,
но
и
теоретические
соображения
показывают,
что
консультация
является
одной
из
наиболее
эффективных
форм
организации
урока
для
обобщающего
повторения
в
преддверии
тематического или итогового контроля. Существуют красивые и эффективные
приемы организации такого урока.
Контрольный
урок представляет
собой
обычно
трехуровневый
письменный
зачет,
причем
структура
контрольного
задания
повторяет
структуру задания домашнего: два-три задания минимального уровня, одно-
два задания уровня 1, одно задание уровня 2. Все уровни явно выделены.
Правила для учащихся очень жесткие.
Задания выполняются строго по порядку от первого к последнему. Никакой
возможности выбора заданий, соответствующих уровню притязаний ученика,
не предусмотрено, так как это связано с самооценкой, а она у школьников
редко бывает адекватной.
Проверяются (принимаются) задания в том же порядке до первой ошибки
Ученики обычно быстро понимают, что гарантировать себе нужную оценку
можно, если потрудиться над домашним заданием.
Безусловно, вся работа ученика досконально и тщательно проверяется,
поскольку цель ее - получение учителем информации об успешности блока
уроков.
Вся
эта
информация
используется
на
уроке
коррекции
и
при
доработке
учебно-методических
материалов
блока
для
последующего
использования. По оценке ученик локализует свою ошибку с точностью до
уровня. На уроке коррекции ученики могут объединиться в группы и сообща
анализировать свои работы. Ученики, которые получили высший балл, могут
на этом уроке работать с учителем, или решать нестандартные задачи, или
помогать товарищам.
Многие
дети
выполняют
задания
медленно
в
силу
сложившихся
психотипов. Должны быть защитные механизмы, позволяющие в условиях
действия
жестких
правил
все-таки
чувствовать
себя
комфортно
и
«медленным» ученикам. Такой механизм в Интегральной технологии состоит
в праве каждого ученика пересдать с целью повышения оценки любую из
ранее
сданных
тем
в
физических
границах
учебного
года.
Делается
это
именно на уроках коррекции. Количество попыток ограничено - обычно
ученик
имеет
право
на
одну
такую
попытку.
Реализация
этого
права
фиксируется в классном журнале или собственной документации учителя.
мы,
свойственные
производственным
применениям
ЭВМ.
Широко
могут
использоваться ресурсы Сети и обслуживающие их программы.
10
Алгоритм
работы
по
интегральной
технологии
чёткий.
Чтобы
структура урока не казалась однообразной, я стараюсь выбирать для каждого
этапа самые эффективные методы.
Я
бы
хотела
показать,
какими
приёмами
и
методами
стараюсь
достичь максимального результата на каждом этапе урока.
Вводное повторение.
На этом этапе эффективны:
1.
Вопросно-ответные упражнения в интерактивном режиме.
2.
Входной текст.
3.
Беседа на английском языке по теме для повторения материала
прошлого урока.
4.
Оригинальные методы (стихи,сказки)
Изучение нового материала (основной объём).
1.
Рассказ учителя по картинке.
2.
Монолог-описание.
3.
Рассказ,
оригинальная
сказка
о
каком-либо
грамматическом
явлении.
Закрепление. Тренинг минимум.
Объяснение учителя постепенно переходящие в самостоятельную
работу учеников, например:
1.
Найдите в тексте и прочитайте новые слова и словосочетания.
2.
Составьте таблицу.
3.
Найдите антонимы к данным словам.
4.
Подберите анонимы.
5.
Составьте спайдерграммы из новых слов, по какому-либо признаку.
6.
Поработайте в группах (или в парах) над выполнением заданий по
карточкам.
Если на уроке предъявляется новая лексика, очень важно чётко и
последовательно
организовать
её
проработку.
Роль
лексики
в
овладении
иностранным языком очень важна. «Слова – это имена вещей, явлений,
событий, имена всего того, что есть и может быть в действительности… Если
имя
непонятно
для
слушающего
или
читающего
–
оно
пусто
–
такого
предмета
нет.
Любая
вещь
может
стать
заметной,
если
имеет
имя».
(Н.Н.Жинкин)
Я пришла к выводу, что наиболее экономный и надёжный способ
семантизации – это толкование слова на родном языке. Владение лексикой
11
зависит не от того, как она введена, а в большей
степени зависит от
характера закрепления, от практики.
Фрагмент урока 2 по теме “Appearance” 6 класс, учебник К.
Кауфман
IV. Изучение нового материала(основной объём).
Well, now please look at the screen. Here you can see the names of the parts
of the body. Listen to me and repeat after me.
Представление слов идет в режиме прямого перевода на русский язык по
картинке.
V. Закрепление. Тренинг-минимум. Чтобы довести до автоматизма знание
слов. Даются шаблонные задания, переходящие в самостоятельную работу
учащихся.
Давайте составим в тетрадях кластер из новых слов, распределив их
следующим образом:
1. leg.
2. face.
3. head.
4. chin. Body Face
5.hand. leg chin
6. body. Hand eye
7. eye. Arm ear
8. ear. Foot mouth
9. mouth. Head hair
10. hair. Neck lips
11. arm.
12. neck.
13. lips.
14. foot.
12
Образец кластера на экране. Ученики читают и сравнивают свои кластеры с
образцом.
VI. And, now, pay attention to ex. 2 p. 154. Listen and say after me all together
red, curly, straight, round, oval, blue, green, beautiful and handsaw.
Дополните кластер подходящими прилагательными.
VII. Изучение нового материала. (дополнительный объем).
Одни ученики должны разобраться во всем, овладеть на уровне применения,
другим полезно разобраться и понять применение, третьим достаточно
познакомится, поэтому на данном этапе уместно применение работы в
разноуровневых группах.
Now, when we knew the words on the topic “Appearance”, lets see now do they
use them in the text 3 p. 155.
Учащиеся работают в разноуровневых группах по 3-5 человек:
а) репродуктивный уровень – группа читает и переводит текст.
b) конструктивный уровень – прочитайте вслух описание внешности любого
персонажа рассказа, не называя его имени. Члены группы должны
догадаться, о ком идет речь.
c) подготовьте описание героев рассказа по принципу «снежного кома.»
VIII. Дальнейшая тренировка новых слов по группам.
Ex. 6 p. 156. Write the opposites of.
Напишите слова противоположные по значению (на экране следующие
прилагательные)
Short – группа а – перевод слов
Blonde – группа b – подбор антонимов
Curly – группа c – составить свои предложения с антонимами
Slim –
Kind –
Дальнейшее заучивание слов.
IX. Учащимся предлагается заполнить следующую таблицу
13
Распределить по колонкам слова
Hair
Eyes
Body
Nose
Blonde, tall, small, big, dark, slim, short, straight, tall, black, curly, fat, green, red,
blue, long.
X. Теперь давайте снова обратимся к тексту и ответим на вопросы с
использованием новых слов.
a) Why was Sir Edward’s nickname Edward Strong Arms?
b) What colour were Lady Jane’s eyes?
c) What colour were Diandra`s eyes?
d) Was Lady Jane tall?
e) Why was Sir Walter’s nickname Raven?
f) Was Sir Walter fat?
g) Was Sir Walter tall?
Изучение нового материала (дополнительный объем)
Работа с новым текстом
Уровень А (репродуктивный)
1.
Чтение с полным извлечением информации
2.
Найдите в каждом абзаце текста и прочитайте новые слова и
словосочетания.
3.
Убедитесь, что все слова абзаца вам понятны, если нет – найдите их в
словаре.
4.
Выпишите в словарь непонятные слова.
5.
Прочитайте текст и подберите картинку, соответствующую
содержанию.
Уровень В (конструктивный)
1.
Найдите в тексте новые слова и словосочетания.
2.
Объясните их значение своими словами.
14
3.
Составьте предложения с новыми словами, убедитесь в правильном их
употреблении.
4.
Найдите ключевое слово или словосочетание абзаца.
5.
Составьте предложение с ключевым словом, выражающее суть абзаца.
6.
Составьте план к тексту.
7.
Ответьте на вопросы к тексту.
(When? Who? What? Where?)
Уровень С (творческий)
1.
Ответьте на вопросы (Why? What for?)
2.
Составьте рецензию на прочитанный текст
В чем главная идея текста?
Оцените описание места действия, природы, внешности героев.
Определите позицию автора
Понравился вам рассказ? Обоснуйте свои ответы.
Таким образом, использование интегральной технологии в преподавании
иностранного языка в нашей школе предполагает создание таких условий для
совместной
деятельности
учеников
и
педагога,
которая
позволит
сделать
успешным
каждого
ученика.
Несомненно,
для
успешной
реализации
проекта необходимо проводить диагностику уровня обученности и уровня
обучаемости
учащихся,
так
как
интегральная
технология
предполагает
разноуровневую индивидуальную, парную и групповую работу.
Для определения уровня обучаемости я провожу контрольную работу на 15-
20
минут
на
следующем
уроке
после
объяснения
нового
материала.
Например: 6 класс учебник К. Кауфмана, стр. 141-145 Wit s Lessons Past
Simple.
Тест для определения уровня обучаемости:
1.
Какой новый материал мы изучили на прошлом уроке?
2.
Какие две формы имеет глагол to be в прошедшем времени?
3.
Как спрягается глагол to be в прошедшем времени?
4.
Выполни задание по образцу:
I was a pupil. We ……pupils. She …… a pupil.
5.
Выполни задание в изменённой ситуации:
My mother and father … pupils. l and my friend … at school yesterday. Who
… at school last day?
6.
Примени знания в новой ситуации:
Translate into English.
Мы были в Москве в прошлом году.
Я и мои друзья были в школе вчера.
7.
Творческое задание:
15
Cоставь свои предложения на английском языке или небольшой рассказ в
прошедшем времени (3-5 предложений).
Когда первые 4-5 человек справились с заданием собираю тетради у всех.
Уровень обученности провожу по КИМам типа (приложение).
.
Теперь
о
результатах
работы
данного
проекта.
За
2
года
работы
по
интегральной
технологии
в
2-х
классах
(6-б
и
9-а)
качество
знаний
учащихся повысилось, в 6-б с 80% до 100%, в 9-а с 70 % до 100%
Проект работает и даёт плоды. Познавательная активность учащихся растёт.
100%
учащихся
9-а
класса
посещают
элективный
курс
«Деловой
английский».
Учащиеся
6-б
класса
посещают
«School
English
Club».
Ежегодно
учащиеся
школы
занимают
призовые
места
на
районных
олимпиадах.
Ученица
9-а
класса
Люднева
Татьяна
и
ученик
6-б
класса
Шохирев Виталий стали победителями школьной олимпиады по английскому
языку. Учащиеся 9a класса принимали участие во всероссийской олимпиаде
по
английскому
языку.
Учащиеся
6-б
класса
принимали
участие
во
всероссийском Интернет – конкурсе «A wish letter to Santa»
Учащиеся 9-а и 6-б классов участвуют в школьных и районных
конференциях «Юность. Наука. Культура». Аня Рассошенко 3 года подряд
занимала 1 место на районной конференции «Юность. Наука. Культура» и
стала лауреатом краевой научно-практической конференции в 2016 году.
Пятеро учеников связали свою будущую профессию с английским языом и
учатся в лингвистических ВУЗах края (Жигальцева Алина - закончила
СГУ, работает в Испании,
Клименко Анна – студентка Пятигорского лингвистического
университета, летом проходила практику в туристической фирме в
Москве,
Тарасова Людмила – студентка факультета иностранных языков
педагогического института им. Шолохова,
Глушкова Екатерина - будущий переводчик в области биохимии (СГУ)
Манжула Виктория и Курбанмагомедова Оксана студентки Пятигорского
лингвистического университета.)
В овладение новым типом деятельности в школе включены:
ученики,
учителя,родители
Для иллюстрации современного состояния образования я бы выбрала
пирамиду
поставленную
не
на
основание,
а
на
вершину.
Шаткая
16
конструкция, не правда ли? Чтобы поставить её на основание у каждого
учителя и ученика должна быть своя вершина. Как карабкаться, покорять
эту
вершину?
У
каждого
ученика
должна
быть
своя
образовательная
траектория, исходя из того, что ему дано природой и из того, насколько
мудро
и
рационально
ведёт
ученика
по
этой
траектории
учитель.
И
гладкой дороги здесь нет. Неизбежны препятствия, трудности, проблемы.
Надо
учиться
преодолевать
их.
Развивать
те
умения,
которые
имеют
личностно-формирующую
направленность,
умение
творчески
решать
социально-комуникативные
проблемы,
умение
добиваться
позитивной
самореализации.
Планируемые результаты
1.
Человеку от природы дано не только стремиться к успеху, но стараться
избегать неудачи. В психологии установлено, что если мотив успеха
больше, чем мотив избегания неудачи, то путь к достижению цели
приобретает ориентацию на успех (и наоборот). Необходимо помочь
каждому ученику выбрать свою образовательную траекторию,
обеспечивающую ему ситуацию успеха.
2.
Формировать у школьника ориентацию на успех, благодаря его
постепенному продвижению по «лестнице» достижений» (признанию и
осознанию личностной и общественной значимости каждого
достижения).
3.
Выбирать такие методы обучения, которые позволяют обеспечить рост
личностных достижений ребят.
4.
Развивать информационную и коммуникативную компетентность
учащихся, навыки самоанализа, саморазвития, самосвершенствования.
Система критериев
17
оценки планируемых результатов
1.
Соответствие уровня обученности и интеллектуального развития
уровню учебных возможностей каждого ученика.
2.
Увеличение числа учащихся, посещающих спецкурсы, элективные
курсы по английскому языку, выбирающих ЕГЭ по предмету.
3.
Расширение числа участников различного рода олимпиад и повышение
их результативности.
4.
Ежегодное участие в научно-практической конференции «Юность.
Наука. Культура».
5.
Выбор выпускниками профессий, связанных с иностранным языком
Приложение1.
Результаты
учебной
деятельности
учащихся
МОУ
СОШ
№4
за II
четверть
2015-2016
учебного года по английскому языку
Класс
Учитель
По
списку
«5»
«4»
«3»
«2»
Не
аттест.
%
качеств
%
Обучен.
Средний
балл
5-б
Глушкова
О.Г.
14
4
5
5
62
100
3,9
6-б
Глушкова
О.Г.
15
3
4
7
46
94
3,5
7-б
Глушкова
О.Г.
15
3
4
8
41
100
3,6
8-а
Глушкова
О.Г.
11
4
6
1
90
100
4,6
8-б
Глушкова
О.Г.
9
2
-
7
22
100
3,3
9-а
Глушкова
О.Г.
14
4
4
5
60
4,6
10-а
Глушкова
О.Г.
9
1
4
4
55
3,5
11-а
Глушкова
О.Г.
12
3
6
Приложение 2.
18
Диагностическая контрольная работа по выявлению уровня обучаемости
учащихся в 7 классе по теме «Школа»
1.
Назови 5 английских глаголов по теме «Школа»
2. Составь как можно больше предложений для описания картинки по
теме «Школа».
3. Подбери антонимы к следующим словам: clever, new, light, big, high,
stupid.
4. Определи какое слово здесь лишнее: good, excellent, fine, bad, nice,
smart.
5. Для описания какого понятия подходят эти слова: mark, grade,
teacher, textbook, blackboard, pupil.
6. Подбери 10 слов по теме «Школа».
19
Приложение №3
Для развития умений и навыков устной речи учащихся я использую
различные опоры . На начальном этапе я даю опоры в разной степени
развернутости . Одни более конкретные и информативные, другие более
формальные и абстрактные . По мере развития умений монологической речи
учащихся опоры могут становиться менее развернутыми и постепенно
сниматься .
Например: опора «структурный скелет» или так называемые неполные
предложения . Такие опоры прогнозируют в большой степени содержание ,
план высказывания и употребления лексики и речевых образцов .
а ) монолог «описание» . Describe your classroom using the following:
This is............Our classroom is ... . On the right you can see ... .On the
left...................... There is................on the wall. The are............on the corner.
The bookcase.........the door .
b ) монолог «сообщение». Make up a monologue about your friend .
My friend s name is ... . She is ... years old. She is in ... form .She ... a
brother . He ... a pupil. He ... 10 years old . He is good ....
с ) Монолог « рассуждение » Your friend is a good boy . Prove it.
My friend is ... .He................form .He is...........pupil. His hobby.............
He helps...........He...........sportsman. He can...................I like my ... .
d ) Логико-смысловая схема .Who? Where? When? What? How? With
whom? What for.
Речевые логические схемы могут передавать различные речевые
формыСтруктурные схемы с условными обозначениями могут служить
опорой для построения различных элементарных высказываний.
Приложение № 4
20
Промежуточная контрольная работа.
По английскому языку в 6 классе. Учебник К. Кауфман
Стр. 130-131.
I.
1) Match the parts of the text and the pictures ( соотнесите, части текста и
картинки)
1. b 2. а 3. d 4. с
II.
Find the right answer
1)
Christmas is on ...
a)
25 December
b)
24 December
c)
31 December
2)
Children find Christmas present
a)
in their shoes
b) in their stockings
c)
under the Christmas tree
3)
Traditional Christmas food is
a)
turkey and chocolate cake
b)
chicken and Christmas pudding
c)
turkey and Christmas pudding
4)
Children write letters
a)
to Santa Claus
b)
the Queen
c)
the Big Bеn
III.
Answer the questions
a)
When do the friends organize big parties?
b)
On Christmas Day all the family is together isn' t, it?
c)
What is there in the windows of the shops?
IV.
Fill in the gaps
a)
Children find their presents in ...
b)
People go ... and buy presents
c)
In the ... they tell Santa Claus what they want for Christmas
21
V.
Correct the Statements
a)
Christmas is on 25 November
b)
Children promise Santa Claus to be good at the party
c)
The shops are open on Sundays.
Приложение № 5
Лексико-грамматическая опора по теме «Школа»
На оценку «3» 10-12 фраз
Модули
1. period
2. homeroom- period
3. subjects
4. earth science
5. newspapers
6. grades
7. record card
8. to solve
9. to last
10. to look forward to
11.to rehearse
12. to have classes
13. to go in for sport
14.to take am exam
15. to pass an exam
16.to fail
17.to receive
18. to include
Adjectives
Adverbs
1.
average
1. usually
2.
poor
2. definitely
3.
excellent
4.
private
Phrases, structures, grammar.
We have...
...is in the corner
22
There is (are)... I can see...
На оценку «4» 12-15 фраз Nouns
1.+
2.vacation
3.make comics
4.language
5.license
6.parking lot
23
Приложение № 6
Проблема проекта
Учебный проект
Почему (это важно
для меня)
А
Цель проекта
Зачем?
(мы делаем этот
проект)
Целеполагание
Задачи проекта
Что? (для этого
мы делаем)
Постановка задач
Методы и способы
Как?
(мы можем это
сделать)
Выбор способов и
методов
планирования
Результат
Что получится?
(как решение
Ожидаемый результат
4 этапа работы над методом проектов
1 -ый — погружение в проект
2-ой - организация деятельности
3-ий - осуществление деятельности 4-ый - презентация результатов
Определите какие из перечисленных в схеме действий соответствуют
каждому из этапов?
24
Приложение № 7
Для поддержания познавательной активности учащихся, я считаю, очень важно
педагогу работать в контакте с родителями учеников. Я поддерживаю тесную связь
с родителями.
Использую карточки для контакта учителя, учащихся и родителей.
Go Charts or Progress Charts
Item
Task 1.12.04
Task 3.12.04
Task 4.12.04
Task 6.12.04
Роспись
уч-ля
Роспись
родителей
Monologue
p. 83, ex 5-7
Dialogue
p. 82, ex 1
Reading
p. 86, ex 5
Writing
p. 87, ex 1,2
Grammar
To be
Если учащийся выполнил задание по аспекту на уроке, он зачеркивает его. А если
не выполнил, то получает его на дом в качестве домашнего задания. Родители
каждый день проверяют Progress Charts и расписываются за фактическое
выполнение задания. За успехи на уроке учащиеся получают “Merits” поощрения
(звездочки, жетоны, цветы, баллы.) в конце урока Merits подсчитываются и
подводятся итоги:
25
Литература
1.
Гузеев В. В. Лекции по педагогической технологии- М.; Знание 1992г.
2.
Гузеев В. В. Интегральная образовательная технология.- М.; Знание 1992г.
3.
Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии
обучения. - Директор школы. 1995г.
4.
Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие
образовательной технологии.- М.; НИИ школьных технологий 2004г.
5.
Полат Е. С. Метод проекта на уроках иностранного языка. -Иностранные
языки в школе .,№ 2,3 2000г.
6.
Рогова Г.Р. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.-М.;
Просвещение. ,1991г.
7.
Медведева О.И. Творчество учителя на уроках иностранного языка.-
М.; Просвещение.,1992г.
8.
Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития
школьника.- М., 1989г.
9.
Смирнова С. А. Педагогика ,педагогические теории, системы,
технологии.- М.; Академия.,1998г
10.Кузьмина Н. В. Очерки по психологии труда учителя.- Л., 1997г.
11.Woodward T. Models in Language Teacher Training.- Cambridge;
CUP,1994.