Проблема психологической готовности к обучению детей в школе
Автор: Князева Светлана Ивановна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: ГКУ СО КК "Анапский СРЦН" Населённый пункт: г-к Анапа, с. Юровка Наименование материала: статья Тема: Проблема психологической готовности к обучению детей в школе Раздел: дошкольное образование
«Проблема психологической готовности к обучению в школе»
учитель-дефектолог: Князева С.И.
Проблемой
изучения
психологической
готовности
ребёнка
к
школе
занимались многие исследователи, как в зарубежной, так и отечественной
психологии (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, М.И. Лисина, Н.И. Гуткина, Е.О.
Смирнова, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин, Ст. Холл, Я. Иирасек, Ф. Керн).
Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на
современном этапе развития психологии как комплексная характеристика
ребенка, раскрывающая уровни развития психологических качеств,
являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения
в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
В психологическом словаре понятие «готовность к школьному
обучению» рассматривается как совокупность морфо - физиологических
особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая
успешный переход к систематическому, организованному школьному
обучению.
В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению - это
желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате
социального созревания ребенка, появления у него внутренних
противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности .
Л.А. Венгер рассматривая понятие «готовность к школе», под которой
он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны
присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может
быть разный. Составляющими этого набора прежде всего является
мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция
школьника», волевая и интеллектуальная готовность .
К умственной зрелости (интеллектуальной) авторы относят
способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному
вниманию, аналитическому мышлению и так далее.
Под эмоциональной зрелостью они понимают эмоциональную
устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.
Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в
общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым
условностям детских групп, а так же со способностью взять на себя
социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.
Понятие психологической готовности к школе
Традиционно
выделяются
три
аспекта
школьной
зрело сти:
интеллектуальный, эмоциональный и социальный . Под интеллектуальной
зрелостью
понимают
дифференцированное
восприятие
(перцептивная
зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания;
аналитическое
мышление,
выражающееся
в
способности
постижения
основных связей между явлениями; возможность логического запоминания;
умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и
сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом
интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное
созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение
импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень
привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со
сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а
также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Компоненты психологической готовности к школьному обучению
Психологическая
готовность
к
обучению
к
школе
отражает
общий
уровень
развития
ребенка,
является
сложным
структурно-системным
образованием,
структура
психологической
готовности
к
школьному
обучению соответствует психологической структуре учебной деятельности, а
ее содержание (учебно-важные качества - УВК) определяется способностями
учебной деятельности и спецификой учебного материала на начальном этапе
обучения.
Составляющие психологической готовности ребенка к обучению в
школе включают следующие компоненты:
1. Интеллектуальная готовность;
2. Личностная готовность;
3. Психофизиологическая готовность.
1. Интеллектуальная готовность. Интеллектуальная готовность
показывает сформированность у ребенка основных психических процессов:
восприятия, памяти, мышления, воображения, символической функции
сознания.
Интеллектуальная готовность ребёнка к школе заключается в
определённом кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных
закономерностей. Должна быть развита любознательность, желание узнавать
новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты
образные представления, память, речь, мышление, воображение, т.е. все
психические процессы.
К шести годам ребёнок должен знать свой адрес, название города, где
он живёт; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они
работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности
и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды
деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени,
пространстве и ближайшем социальном окружении.
Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить
пространственно-временные и причинно-следственные отношения,
обобщать, делать выводы.
Ребёнок должен:
1. Знать о своей семье, быте.
2. Иметь запас сведений об окружающем мире, уметь ими пользоваться.
3. Уметь высказывать собственные суждения, делать выводы .
2. Личностная готовность. В 6-7 лет закладываются основы будущей
личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые
социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослых,
желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть взрослым,
потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно
проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время -
стремление в игре или других видах деятельности быть первым, лучшим;
появляются потребности поступать в соответствии с установленными
правилами и этическими нормами и др.); возникает новый (опосредованный)
тип мотивации - основа произвольного поведения, ребенок усваивает
определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил
поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои
непосредственные желания и поступать не так как хочет в данный момент, а
так как «надо» .
На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди
других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и
стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли.
Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется
устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение и неудачам в
деятельности (одним свойственно стремление к успеху высоким
достижением, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных
переживаний) .
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется
занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию,
открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть
познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.
Сплав этих потребностей способствует возникновению нового отношения
ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович «внутренней
позицией школьника». Он характеризует внутреннюю позицию как
центральное личностное позиционирование, характеризующее личность
ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка
и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и
окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека,
занимающегося в общественном месте общественно-значимым и
общественно оцениваемым делом, осознается ребенком, как адекватный для
него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву
«стать взрослым и реально осуществлять его функции» .
3. Психофизиологическая готовность к обучению в школе
К семи годам достаточно сформированы структура и функции мозга,
близкие по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Так, вес мозга детей
в этот период составляет 90 процентов веса мозга взрослого человека. Такое
созревание мозга обеспечивает возможность усвоения сложных отношений в
окружающем мире, способствует решению более трудных интеллектуальных
задач.
К началу школьного обучения достаточно развиваются большие
полушария мозга и особенно лобные доли, связанные с деятельностью
второй сигнальной системы, отвечающей за развитие речи. Этот процесс
находит отражение в речи детей. В ней резко увеличивается количество
обобщающих слов. Если вы спросите у детей четырех-пяти лет, как назвать
одним словом грушу, сливу, яблоко и абрикос, то можно наблюдать, что
некоторые дети вообще затрудняются найти такое слово или им требуется
много времени для поисков. Семилетний же ребенок без труда находит
подходящее слово («фрукты»).
К семи годам достаточно выражена асимметрия левого и правого
полушария. Мозг ребёнка «левеет», что находит свое отражение в
познавательной деятельности: она становится последовательной,
осмысленной и целенаправленной. В речи детей появляются более сложные
конструкции, она становится более логичной, менее эмоциональной.
К началу школьного обучения у ребёнка достаточно развиты тормозные
реакции, которые помогают ему управлять своим поведением. Слово
взрослого и его собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение.
Нервные процессы становятся более уравновешенными и подвижными.
Костно-мышечный аппарат отличается гибкостью, в костях много
хрящевой ткани. Развиваются, хотя и медленно, мелкие мышцы руки,
которые обеспечивают формирование навыков письма. Процесс окостенения
запястий завершается лишь к двенадцати годам. Моторика руки у детей
шестилетнего возраста развита хуже, чем у семилеток, поэтому дети
семилетнего возраста более восприимчивы к письму, чем шестилетки.
В этом возрасте дети хорошо улавливают ритм и темп движений.
Однако движения ребёнка недостаточно ловки, точны и координированны.
Все перечисленные изменения в физиологических процессах нервной
системы позволяют ребёнку участвовать в школьном обучении.
Дальнейшее психофизиологическое развитие ребёнка связано с
совершенствованием анатомо-физиологического аппарата, развитием
физических характеристик (вес, рост и т. п.), совершенствованием
двигательной сферы, развитием условных рефлексов, соотношением
процессов возбуждения и торможения.
Таким образом, к компонентам готовности к школьному обучению
относятся интеллектуальная готовность (сформированность таких
психических процессов как восприятие, память, мышление, воображение),
личностная готовность (формирование устойчивой структуры мотивов,
зарождение новых социальных потребностей, новых типов мотивации,
усвоение моральных ценностей и социальных норм), психофизиологическая
готовность (сформированность структур и функций мозга).
Психологическая готовность к школе - это необходимый и
достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной
программы в условиях обучения в группе сверстников.
Таким
образом,
понятие
психологической
готовности
к
школьному
обучению включает в себя:
-интеллектуальную готовность (наличие у ребёнка кругозора, запаса
конкретных знаний);
-личностную готовность (готовность к принятию новой социальной
позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей).
-психофизиологическую готовность (общее состояние здоровья).