Напоминание

Организация физической активности обучающихся, с целью профилактики гиподинамии, при отсутствии их мотивации к достижению успехов в области физической подготовки


Автор: Бондаренко Оксана Михайловна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ Гимназия города Малоярославца
Населённый пункт: Калужская область, город Малоярославец
Наименование материала: статья
Тема: Организация физической активности обучающихся, с целью профилактики гиподинамии, при отсутствии их мотивации к достижению успехов в области физической подготовки
Раздел: полное образование





Назад





Организация физической активности обучающихся, с целью профилактики гиподинамии, при отсут-

ствии их мотивации к достижению успехов в области физической подготовки

Бондаренко О.М.

ИСО КГУ им. К.Э. Циолковского
Усилиями только одной современной медицины человечеству невозможно избавиться от всех болезней. Здоровье является одной из основных потребностей человека, определяющее уровень возможностей: способность к труду и обеспечивающее деятельности гармоническое развитие его личности. Целостность личности наиболее ярко проявляется во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Наличие оптимального двигательного режима важнейшее условие здорового образа жизни. И в этом аспекте основными ка- чествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выно - сливость. В основе Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» учтены вопросы, направленные на улучшение здоровья нации, повышения уровня и качества жизни россиян, улучшение подготовленности человеческого потенциала, улучшение воспитания подрастающего поколения и едине- ния российского общества. Но, к сожалению, сокращение доступной сети физкультурно-оздоровительных учрежде- ний и спортивных клубов привело к снижению возможностей и гиподинамии практически во всех возрастных слоях населения. Несомненно, главная роль по формированию физического здоровья подрастающего поколения отводит- ся разработке и реализации программ занятий по различным видам и направлениям в спорте и физической культу- ре, предусматривающих физические возможности каждого желающего заниматься тем или иным видом спорта в любом возрасте. Мотивационная же сторона обучения и воспитания интересовала многих исследователей. Работы Е.И., Ильина [2,3], Л.И. Лубышевой [6], Т.Ю. Круцевич [4, 5] и других авторов показывают, что содержательная сторона деятельности в значительной мере определяет собой характер и направленность деятельности и результаты, к кото- рым она приводит. Совершенно очевидно, что мотив - внутренняя движущая сила, побуждающая человека к действию. Реализа- ция физического воспитания осуществляется через формирование потребности в занятиях физическими упражне- ниями, положительного отношения к физической культуре. «Для лучшего понимания побуждающих причин дея- тельности конкретного человека в сфере физического воспитания целесообразно обратиться к анализу потребно- стей, мотивов, установок, которые могут найти удовлетворение в сфере физического воспитания»[7]. Мотивационная сфера является важным компонентом в процессе организации любой деятельности. Она отображает внутреннее желание и интерес человека через его активное, осознанное отношение к занятиям. Важно осознавать сущность мотивации занятий физической культурой, включая факторы, влияющие на нее, а так же мето- ды ее формирования. Мотивы занятий физической культурой и спортом находятся в тесной взаимосвязи и в постоянной борьбе между собой. Важно изучить, каково их соотношение на конкретном возрастном этапе развития личности, и какова степень индивидуальности мотивации. Знание особенностей мотивации человека поможет сформировать интерес к занятиям как основу личной физической культуры человека. Реализация мотивов при физкультурной деятельности происходит по определенной схеме [8]: программа дей- ствия – представление о том, что нужно делать, чтобы реализовать мотив; оперативная готовность к действиям - на- личие способностей, знаний, умений для осуществления деятельности; наличие обратной связи – информация об эффективных действиях. Мотив же формируется на основе соотнесения человеком конкретной деятельности со своими потребностями и возможностями. Мотивационно-ценностный компонент активно отражает положительное эмоциональное отношение к физи- ческой культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организу- ющих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование. На основе высокоразвитого интереса к занятиям физической культурой и спортом возникает вторичная (ду- ховная) потребность в физическом самосовершенствовании, сохранении и укреплении здоровья. Эта потребность должна сохраняться у человека на протяжении всей его жизни. При этом следует помнить, что на ее основе могут возникать новые мотивы и интересы в зависимости от социально-бытовых, производственных условий, возраста че- ловека и развития его личностных качеств. Так мотивация может способствовать возникновению у человека интере- са к саморазвитию и самоорганизации не только своего рабочего дня, но и активного отдыха. Пока не будут созданы условия для реализации сформированных целенаправленно или сформировавшихся спонтанно интересов, личной физической культуры у человека не будет, а, следовательно, не будет основы здорово- го образа жизни. Внутренняя мотивация и интересы личности к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности зависят не только от теоретических знаний, двигательных умений и навыков, которыми можно легко овладеть в до- статочном объеме, но и от многих биологических, физиологических, антропометрических, психологических и пси- хомоторных особенностей человека, которых изменить никто не может: они определены генетической природой. [2] Таким образом, в последнее время мотивационный фактор стал приобретать все большее значение, посколь- ку, уделяя внимание индивидуальным особенностям занимающихся возможно подобрать такой комплекс упражне- ний, который позволит развить интерес к занятиям физической культурой и спортом.
Актуальность и практическая значимость рассматриваемой проблемы определили выбор темы научного ис - следования: «Формирование мотивации к здоровому образу жизни и спортивной самореализации различных групп населения». Проведя исследования мотивационных аспектов занятий спортом, были определены наиболее значимые мотивы к занятиям физической культурой и спортом для дальнейшего их использования в процессе формирования интереса в физическом воспитании
.
Предметом исследования являлась система мотивов к здоровьесберегающей деятельности и мотивов к заня- тиям физической культурой и спортом. Были определены основные задачи исследования: 1. диагностика уровня мотивации каждого участника исследований с целью выявления общего отношения к занятиям физической культурой; определение сущности того, что побуждает участников заниматься физической культурой и спортом; 2. диагностика уровня мотивации классных коллективов, семей воспитанников с целью планирования групповых занятий, различного рода спортивных состязаний и праздников, с учётом развития мотивации учащихся и членов их семей через систему уроков, каждый урок, отдельные этапы урока, и проведение массовых мероприятий для популяризации занятий спортом; 3. разработка рекомендаций для учителя, родителей и администрации школы по организации внеурочной деятельности с целью развития мотивации ученика к занятиям физической культурой. В исследовании участвовали обучающиеся 11-13 лет (115 ), а так же их родители в возрасте 25-48 лет(95). Результаты исследования представлены в диаграммах.
Процент занимающихся физической культурой и спортом
5 класс 7 класс родители
Необходимо учитывать физическое развитие при оценке уровня физической подготовки
5 класс 7 класс родители Переходя к рассмотрению результатов исследований, отметим что, процент обучающихся занимающихся спортом вне школы составляет в 5 классах – 54%, в 7 классах – 32%, занимаются физической культурой 13% опро- шенных родителей. При этом 49 % опрошенных родителей считают необходимым учитывать физическое развитие при оценке уровня физической подготовки. В 5 классах считают это необходимым условием лишь 17% опрошен- ных, в 7 классах – 34%. Среди тех, кто начал заниматься в школьном возрасте, выбор секции был обусловлен в основном собствен- ным интересом. Также на выбор секции влияют следующие факторы: -отношение родителей -удобство расположения и доступность, - рекомендации врача. Те, кто прекратил занятия спортом, основную причину видят в потере интереса (54%) и недостаточным ко- личеством средств в семье, а также в отдалённом расположении секции.
По какой причине больше не занимаетесь физической культурой и спортом
надоело нет средств далеко ходить по состоянию здоровья
Чем обоснован выбор секции или видов занятий физической культурой
интересом доступностью в расположении решили роди- тели рекомендации врача
При анализе результатов исследования мотивации в сравнении были выявлены возрастные различия в веду- щих мотивах. Так, был выражен тревожный факт - для обучающихся 7 классов «самосохранение здоровья» не яв- ляется ведущим мотивом в отличие от пятиклассников. «Подражание» является ведущим мотивом для обучающихся 7 класса, а для обучающихся 5 класса - этот мотив средневыраженный. Как и ожидалось, для учащихся 5 класса «двигательная активность» - ведущий мотив, а для обучающихся 7 класса он ниже средневзвешенного, у опрошенных родителей - средневзвешенный. Такая же за- кономерность выявлена и для мотива «физкультурно-спортивный интерес», что и подтверждается количеством за- нимающихся в спортивных секциях.
Возрастные различия в ведущих мотивах занятий физической культурой и спортом
5 класс 7 класс родители 0 1 2 3 4 5 6 7 самосохранение здоровья подражание двигательная активность самосовершенствование физкультурно-спортивный интерес В данном исследовании нас интересовали ведущие мотивы занятий физической культурой и спортом у разных групп населения, и это отчетливо видно в результатах. Чем меньше возраст человека, тем четче просматривается развитие двигательной активности и выше ин- терес к занятиям физической культурой, а также желание самосовершенствоваться в спорте, причем в разносто- роннем порядке. Резкий рост желания подражать взрослым в подростковом возрасте, снижает уровни и двигатель- ной активности, и самосовершенствования, тем самым понижая уровень физкультурно-спортивного интереса и как следствие понимание необходимости самосохранение здоровья. Все выше изложенное дает возможность предположить, что незначительный рост самосохранения и двига- тельной активности во взрослом возрасте наблюдается как следствие понимания необходимости самосовершенство- вания для решения проблем со здоровьем. Увы, всего лишь маленький процент взрослого населения, сформированный на этапах детско-юношеского пе- риода развития «здоровый образ жизни» сделали неотъемлемой частью жизни. Большинство взрослого населения имею низкий уровень физкультурно-спортивного интереса, и двигатель- ной активности, что и является одной из причин роста заболеваемости опорно-двигательного аппарата, сердечно- сосудистой системы, роста избытка массы тела и т.д.. Приобщение к физической культуре, людей уже имеющих нарушения здоровья, весьма проблематично и в некоторых случаях сопряжено с отсутствием специалистов, которые могли бы оказать грамотную помощь. Бесспорно использование технологий адаптационной и реабилитационной медицины, в частности лечебной физической культуры, для коррекции возникающих проблем не успешности занимающегося, при освоении выбран- ного направления в спорте, это эффективный подход в решении выше упомянутых проблем. Исходя из мотивации, уровня физического развития, состояния здоровья, физической подготовленности, за- нимающимся могут быть предложены программы занятий, решающие разные цели и задачи, соответствующие воз- расту и различные по физической нагрузке. При составлении персональных или групповых программ учитывается и место, выбранное для занятий: - гимнастическо-танцевальное направление, - атлетическое направление, - занятия с элементами восточных оздоровительных систем и единоборств, - игровые, - занятия циклического направления Учебные занятия не должны проходить монотонно, следует чаще применять игровой и соревновательный методы, метод круговой тренировки, шире использовать музыкальное сопровождение, усилить творческую состав- ляющую при организации занятий физической культурой. Знания по физической культуре являются мощным средством педагогического воздействия на мотивацион- ную потребность студенчества. Эти знания составляют рациональную основу убеждения учащихся, а общеобразо- вательная направленность занятий является способом воздействия на формирование у подростков потребности в за- нятиях физическими упражнениями и в свободное время. Познание основ физического развития человека и физической подготовленности дают возможность челове- ку в любом возрасте более эффективно и качественно использовать методы и средства для самообразования и само- развития. Успешное использование средств физической культуры и спорта в учебном процессе и дифференцирован- ного контроля учащихся за физической подготовленностью поможет им сохранить физическую работоспособность,
сформирует способность к быстрой адаптации, ускорит процессы восстановления и реабилитации после физиче- ских и умственных нагрузок. Физическая подготовленность способствует рациональному использованию свободно- го времени для личностного и профессионального развития человека любого возраста. При реализации программ, необходимо взаимодействие профессионалов, которые координировали бы все свои действия между собой, осуществляя работу по созданию условий в которых каждый обучающийся и просто за- нимающийся формировал четкие мотивированные взгляды и принципы о необходимости систематических занятий физической культурой. В команду специалистов занимающихся этой проблемой необходимо включить: учителей физической культу- ры, тренеров-преподавателей по различным видам спорта, фитнес инструкторов, врачей ЛФК, спортивного психо- лога. Для наиболее полного представления потребностей населения или обучающихся образовательных учрежде- ний необходимо проведение исследования инновационных видов физической культуры способствующих развитию ее массовости. Внедрение в разрабатываемые программы занятий физической культурой прогрессивных технологий, инно- вационных методик, способствующих решать задачи не только оздоровительной, но и образовательной, и воспита- тельной направленности. Основной целью деятельности работников, реализующих программы формирования потребностей в постоян- ной физической активности, является создание условий для развития мотивации к занятиям физической культурой, как подрастающим поколением, так и взрослым населением, путем создания инфраструктуры, популяризации спор- та и приобщение к регулярным занятиям. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих основных задач: - Повышение интереса различных социальных групп населения к регулярным занятиям спортом - Развитие инфраструктуры для занятий физической культурой - Развитие и совершенствование материально-технической базы для проведения занятий физической культурой. - Создание, внедрение и реализация программ физического совершенствования, ориентированных на индивидуаль- ные особенности каждого занимающегося. Решение указанных задач будет осуществляться в рамках реализаций мероприятий по вопросам организации занятий физической культурой в образовательных учреждениях, через занятия фитнесом в школе не только их вос- питанников, но и их родителей, а также вблизи проживающего населения. Список использованных источников:
1.
Н.Б. Стамбулова (Психолгическая структура спортивной деятельности//Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: учеб. Пособие. СПб.: Центр карьеры, 1999. С.65-69
2.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2006. – 512 с
3.
Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебн. для ин-тов и факл. физ. культуры. / Е.П. Ильин – СПб.: Изд. РГПУ им. А.Герцена, 2000. – 486 с.
4.
Круцевич Т.Ю. Формирование мотивации старшеклассников к укреплению здоровья средствами физиче- ского воспитания /Т.Ю. Круцевич // Стратегия формирования здорового образа жизни: Мат. конф. – К., – 2000. – С. 82–85.
5.
Круцевич Т.Ю., Петровский В.В. Физическое воспитание как социальное явление / Т.Ю. Круцевич, В.В. Петровский // Наука в олимпийском спорте. – 2001. – № 3. – С. 3–15.
6.
Лубышева Л.И. Инновационные направления педагогической системы формирования физической культу- ры студенческой молодежи / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2005. –№ 4. – С. 38–46.
7.
Захарова Е.А. «Мотивация к физкультурно-оздоровительной деятельности студентов»/Журнал Педагоги- ка, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, выпуск №10, 2009 г.
8.
Закурин Л.В. Формирование потребности к занятиям физической культурой студентов у студентов техни- ческого вуза на основе использования рейтинговой системы оценивания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. / Л.В. Закурин – Шуя, 2005. –17 с.
9.
Антонова Т. В. Педагогические условия валеологического саморазвития студента в процессе физического воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04. / Т.В. Антонова – Чебоксары, 2005. – 20 с.
10.
Морозова Л.В., Загрядская О.В. Проблема мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Ген- дерный подход/ Морозова Л.В., Загрядская О.В/Журнал «управленческое консультирование, вып.№ 8 (68), СПб, 2014
11.


В раздел образования