Автор: Костылева Ирина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад №144" Населённый пункт: город Пермь Наименование материала: Методическая разработка Тема: Планирование обучения технике ходьбы на лыжах Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «ЦРР - детский сад №144» г. Перми
Планирование и методы обучения
детей старшего возраста ходьбе на лыжах.
Составила воспитатель
Костылева И.В.
2016 г
0
Месяц
Занятие
Задачи
Методы и приемы
Ход занятия
ДЕКАБРЬ
№ 1.
«На лыжи»
(предметно-
образное)
Дать четкую установку воспитателям и
детям по технике безопасности при
переносе лыж и палок и скольжении.
Выявить степень навыка ходьбы на
лыжах скользящим шагом без палок и с
палками, а также умение сохранять
равновесие при ходьбе по лыжне.
1.
Наглядный:
наглядно-
зрительные,
тактильно-
мышечные,
предметная
наглядность,
наглядно-
слуховые.
2.
Информационно-
рецептивный:
совместная
деятельность
педагога и
ребенка.
3.
Репродуктивный:
уточнение и
воспроизведение
известных
действий по
образцу.
4.
Практический:
придумывание
вариантов
физических
упражнений и
подвижных игр,
собственные и
имитационные
движения.
И/у «У кого самый длинный лыжный шаг?» -
свободная ходьба на лыжах без палок.
И/у «Кто всех сильнее отталкивается палками?» -
свободная ходьба на лыжах с палками.
И/у «Кто первый придет к флажкам?» - свободная
ходьба на скорость.
И/у «Утята» - передвижение вперед в присяде.
И/у «Вис на лыжных палках с отрывом лыж от
снега»
И/у «Сними правильно лыжи».
№ 2.
«Лесные звери»
(предметно-
образное)
Повторить занятие № 1 «На лыжи»,
введя образы лесных зверей.
№ 3.
«Лисичкин
хлеб»
(по
литературному
произведению)
Учить вдыхать воздух только через нос,
а выдыхать через рот или нос.
Учить ходить на лыжах переменным
скользящим шагом с палками или без
палок (по желанию). Путешествие
закончить вознаграждением за
преодоление трудностей.
Учить заботиться о зимующих птицах.
Учить расслабляться после физической
нагрузки.
И/у «Лыжная гимнастика».
И/у «Путешествие по зимнему лесу»:
1)
Скольжение в чередовании со свободной
ходьбой;
2)
Переменный шаг в чередовании со
свободной ходьбой;
3)
Скольжение с поочередным продвижением
и переменный шаг;
4)
Спуски и подъемы на горы.
1
Месяц
Занятие
Задачи
Методы и приемы
Ход занятия
ДЕКАБРЬ
№ 4.
«Белые
медведи»
(образно-
игровое)
Продолжать учить вдыхать воздух
только через нос, а выдыхать через
рот или нос. Продолжать учить детей
ходить переменным скользящим
шагом с палками или без них (по
желанию).
Фиксировать внимание детей на
технике передвижения на лыжах и
развитии самостраховки.
5.
Словесный: краткое
одновременное
описание и объяснение
физических
упражнений, образный
сюжетный рассказ.
6.
Проблемного
обучения: творческое
использование готовых
заданий,
самостоятельное
добывание знаний.
7.
Игровой:
использование сюжета
игр для организации
детской деятельности,
персонажей для
обыгрывания
упражнений.
8.
Исследовательский:
самостоятельное
придумывание
упражнений, игровых
сюжетов.
И/у «Белый медведь» - аналогично «Елочка», но
продвижение вперед на ребрах лыж внутренней
стороной.
И/у «Самокат» - разбег и скольжение вперед на
двух лыжах.
И/у «Дорожка» - ходьба на лыжах ступающим
шагом с увеличением ширины шага, путем
скольжения вперед сначала на одной, затем на
второй лыже.
И/у «Мишки на прогулке» - ступающий шаг при
ходьбе на лыжах с палками.
И/у «Маугли» - прыжки на месте.
№ 5.
«Здравствуй,
сказочный
гость»
(образно-
игровое)
Поднять эмоциональный настрой
детей появлением сказочного героя
(Буратино).
Учить активно отталкиваться палками
при ходьбе переменным шагом; при
ходьбе на скорость использовать
полученные навыки; опираться на
палки при выходе из глубокого снега;
спускаться с горы в низкой стойке,
сохраняя равновесие, уверенно
подниматься на гору приставным
боковым шагом; сочетать ходьбу на
лыжах с метанием правой и левой
руками в цель, сохранять равновесие;
в спокойной ходьбе на лыжах
расслабляться, успокаиваться и
восстанавливать ровное дыхание.
И/у «Здравствуй, Буратино» - добраться до
Буратино, сделав при этом как можно меньше
шагов (без палок).
И/у «Буратино выбирает лучшего лыжника» -
ходьба на лыжах с палками переменным шагом
(100 метров).
И/у «Буратино догоняет лыжника» - ходьба на
скорость.
И/у «Буратино заводит детей в глубокий снег» -
ходьба на лыжах с палками по глубокому снегу
между деревьями.
И/у «Буратино и горнолыжники» - спуск
«утенком» (в низкой стойке), подъем «лесенкой»
(боковым приставным шагом).
И/у «Сбей чудесный мешочек» - на дерево
подвязывают яркие мешочки, девочки и
мальчики по отдельности сбивают мешочки
снежками (расстояние 5-10 метров).
2
Месяц
Занятие
Задачи
Методы и приемы
Ход занятия
ДЕКАБРЬ
№ 6.
«Светофор»
(сюжетно-
игровое)
Учить детей ходьбе на лыжах с
неожиданными поворотами,
остановками, увеличением и
уменьшением скорости.
Развивать внимание,
сообразительность и умение
ориентироваться в пространстве.
9.
Соревновательный:
нахождение
неординарных
решений для
достижения цели,
выполнение знакомых
упражнений в
быстром темпе.
10. Проблемного
обучения: творческое
использование
готовых знаний,
самостоятельное их
добывание.
Повторить занятие № 4 «Здравствуй, сказочный
гость» с введением сюжетной игры «Светофор».
Игровые названия: регулировщик, машины,
пешеходы, тоннель, светофор.
№ 7.
«Охотники»
(образно-
игровое)
Используя воображение развивать у
детей смелость, выносливость.
Учить выполнять упражнения на
лыжах с палками, одновременно
продвигаясь вперед и сохраняя
равновесие; передвигаясь на скорость,
пользоваться техникой переменного
хода в разных направлениях,
подбирать и удерживать в руках
предметы, не наталкиваться друг на
друга; при спуске с гор, подхватывать
предмет сверху и, сохраняя
равновесие, продолжать спуск без
задержки; организованно и аккуратно
снимать лыжи, очищать их от снега,
соблюдая правила безопасности.
И/у «Лыжная гимнастика» - с палками.
И/у «Охота с палками» - скольжение с опорой на
одну палку (ставить между ногами).
Игра-соревнование «Какой охотник наберет
больше снежных комочков?» - дети на
скорость передвигаются на лыжах без
палок в разных направлениях, собирая
комки. Выигрывает охотник, набравший
наибольшее количество комков.
Игра-соревнование «Охотники за птицами» - при
спуске с горы сорвать свисающие с дерева
ленточки (если нет деревьев, можно собирать
разбросанные по горке ленточки). Выигрывает
ребенок, набравший наибольшее количество
лент.
№ 8.
«Лыжники в
походе»
(сюжетно-
игровое)
Повторить занятие № 7 «Охотники» с
целью закрепления техники ходьбы на
лыжах разными способами.
3
Месяц
Занятие
Задачи
Методы и приемы
Ход занятия
ЯНВАРЬ
№ 9.
«Лесные
приключения»
(сюжетно-
игровое)
Учить детей выполнять упражнения на
лыжах, развивать свободное творчество
и интерес к определенным
упражнениям.
Поставить детей в проблемную
ситуацию, в которой они должны, не
замедляя хода, от определенной линии
метнуть вдаль снежный комок.
Упражняться в расслаблении и
восстановлении дыхания.
И/у «Лыжная гимнастика» - без палок.
И/у «Лабиринт»:
1)
Скольжение на лыжах без палок «змейкой»
между палками;
2)
Продвижение по прямой с наименьшим
количеством скользящих шагов;
3)
Подъем на гору «елочкой»
4)
Спуск с горы «змейкой» между палками.
И/у «Возьми палки, не замедляя хода» - ходьба на
лыжах без палок (10 м), с палками (10 м).
И/у «Меткие стрелки» - ходьба на лыжах (10 м), от
линии – метание вдаль.
№ 10 .
«Лыжный
поход в зимний
лес» (сюжетно-
игровое)
Повторить занятие № 1 «На лыжи» в
форме лыжного похода с целью
развития выносливости.
№ 11.
«Снайперы»
(образно-
игровое)
Познакомить детей с правилами и
помочь войти в образ метких стрелков.
Учить детей выполнять упражнения на
лыжах с палками и без них; метать в
горизонтальную цель; определять
правильность направления движения.
Развивать у детей ловкость, быстроту,
меткость и выносливость, четкость
движений, силу толчка, умение
сочетать ходьбу на лыжах с метанием.
Упражняться в расслаблении и
восстановлении дыхания.
И/у «Лыжная гимнастика»
И/у «Снайперы» - дети скользят на лыжах до
линии метания и бросают снежные комки в
висящий обруч с расстояния 5-10 м (3 раза).
И/у «Не сбей палки». Палки стоят в ряд, дети идут
к линии метания переменным шагом, от линии
бросают комки, стараясь перебросить их за
лыжные палки, не задев их.
Игра-соревнование «Сбей мяч». Дети стоят в
кругу, в центре которого, на расстоянии 10-15 м
лежит надувной мяч. По сигналу дети метают
комки в цель, стараясь сбить мяч.
И/у «Снайперы на горе» - спуск с горы, подъем
«елочкой» и «лесенкой», спуск под ворота, подъем
тот же.
4
Месяц
Занятие
Задачи
Методы и приемы
Ход занятия
ЯНВАРЬ
№ 12.
«Клуб
знатоков-
лыжников»
(на творчество)
Развивать у детей творческую
двигательную деятельность на лыжах.
В занятие включаются разные виды скольжения,
спуски и подъемы на горы, метание и
акробатические упражнения.
№ 13.
«Путь с
препятствиями
пройди и
обратно приди»
(соревнование)
Упражнять в лыжной ходьбе на
скорость, в ориентировании в
пространстве между предметами, в
разнообразных движениях на лыжах.
Учить детей спускаться с горы в
замедленном темпе, ставя носки лыж
вместе, а пятки врозь; играть на лыжах,
придумывать разнообразные хитрости
при играх, увертываться.
Упражняться в расслаблении и
восстановлении дыхания.
И/у «Лыжная гимнастика»
«Лыжный кросс на 500 м» - ходьба на лыжах с
палками с увеличением скорости.
И/у «Слалом с лабиринтами». Дети сначала
скользят между палок «змейкой» по ровной
местности, затем по флажкам находят путь к горке.
Спуск с горы в ворота, торможение «плугом».
Соревнование на лучший спуск с торможением на
лыжах без палок (4-5 раз).
П/и «Чья команда быстрее соберет снежки в
корзину». По площадке разбросаны снежки. По
сигналу обе команды начинают собирать, каждая в
свою корзину. Побеждают та команда, у кого
больше снежков.
№ 14.
«Лабиринты»
(сюжетно-
игровое)
Повторить занятие № 13 «Путь с
препятствиями пройди и обратно
приди» в форме игры, в ходе которой
дети преодолевают различные
препятствия.
Используются и/у с частыми поворотами,
подлезаниями, перелезаниями.
5
Месяц
Занятие
Задачи
Методы и приемы
Ход занятия
ФЕВРАЛЬ
№ 15.
«Лыжный
поход»
(сюжетно-
игровое)
Развивать выносливость детей в ходьбе
на лыжах.
Фиксировать внимание на тесной
взаимосвязи экологии человека с
экологией природы: здоровье человека
зависит от состояния природы.
Длина лыжной трассы 1 км.
Двигательную деятельность и темп движения
варьировать в зависимости от состояния и
настроения детей. Использовать их двигательно-
игровой опыт. Предлагать детям придумывать
игры самостоятельно. Взять с собой сухарики для
организации сюрприза.
Методические рекомендации:
Инструктор придумывает сюжет занятия в
зависимости от особенностей местности, по
которой будет проходить маршрут.
№ 16.
«В гостях у
Мороза
Ивановича»
(сюжетно-
игровое)
Повторить занятие № 5 «Здравствуй,
сказочный гость» со сказочным гостем
Морозом Ивановичем.
№ 17.
«Веселые
старты»
(эстафета-
соревнование)
Учить детей борцовским качествам,
умению проигрывать и выигрывать, не
падать духом.
Учить детей выполнять четкие
движения при метании в цель.
Развивать силу толчка.
Развивать у детей чувство юмора,
ловкость, смелость, творчество при
спуске с горы парами, при торможении
и подъеме, при движении на скорость.
Упражняться в расслаблении и
восстановлении дыхания
И/у «Кто наберет больше снежков» - свободно.
И/у «Сбей свои палки» - ребенок самостоятельно
выбирает расстояние для броска (5-10 м). чем
дальше, тем лучше.
И/у «Лыжный дуэт» - спуск парами.
И/у «Тройки лошадей» - спуск тройками.
Выигрывают пары и тройки, сохранившие
равновесие до конца спуска.
И/у «Самая высокая лесенка», «Самая высокая
елочка» - выигрывает тот, кто первым поднимется
в гору.
И/у «Самолеты» - скольжение на лыжах, опираясь
на одну палку между ногами.
6
Месяц
Занятие
Задачи
Методы и приемы
Ход занятия
ФЕВРАЛЬ
№ 18.
«Каскадеры»
(образно-
игровое)
Развивать у детей выносливость, силу
воли, выдержку, смекалку,
находчивость.
Инструктор рассказывает о каскадерах, как о
сильных, ловких, выносливых спортсменах.
Спрашивает, хотели бы дети поиграть в каскадеров,
чтобы всему научиться.
Повторить занятие № 7 «Охотники», заменив образ
охотников на образ каскадеров.
№ 19.
«Горнолыж-
ники»
(контрольное)
Определить технику спусков и
подъемов на горы и выявить интересы
и способности к горнолыжному
спорту; технику спуска с гор разной
высоты, сложность спуска.
Способы: в низкой и высокой стойках,
в заданном направлении, в ворота и
под ворота, с метанием.
Определить дальность броска при
метании вдаль и точность броска при
метании в цель.
После физической нагрузки учить
расслабляться и восстанавливать
дыхание.
И/у «Лыжная гимнастика» - с палками и без палок.
И/у «Пуск ракет» - спуск с горы в низкой стойке,
подъем «лесенкой».
И/у «Летающие ракеты» - спуск в высокой стойке,
подъем «елочкой».
И/у «Полет в космос» - каждый ребенок спускается
с горы в определенном направлении.
И/у «Золотые ворота» - спуск в ворота и под ворота
шириной 60-70 см.
И/у «Снайперы» - метание в цель и вдаль на лыжах
с горы друг за другом.
№ 20.
«Снайперы»
(контрольное)
Определить степень умения сочетать
ходьбу на лыжах с метанием вдаль и в
цель, выявить интересы и
способности детей к лыжному спорту
с элементами биатлона.
Повторить занятие № 11 «Снайперы» с
фиксированием результатов.
Месяц
Занятие
Задачи
Методы и приемы
Ход занятия
7
ФЕВРАЛЬ
№ 21.
«Лучший
лыжник»
(контрольное)
Определить качество техники
выполнения гимнастических
упражнений на лыжах без палок и с
палками.
Учить скользить на лыжах
переменным шагом с активным
взмахом рук и ног, отталкиваться
палками и продлевать скольжение;
ходить на лыжах на скорость с учетом
индивидуальных возможностей.
Упражняться в расслаблении.
И /у «Лыжная гимнастика» - с палками и без палок.
И/у «Кто сделает меньше шагов до флажка?»
(3 подгруппы).
И/у «Скольжение» - без палок, с активным
движением рук (10 м).
И/у «Лыжники с палками».
И/у «Кто дальше проскользит?» - дети с разгона
скользят на лыжах.
И/у «Самый выносливый лыжник» - палки дети
берут по желанию (дистанция 300-500 м)
№ 22.
«Самый
быстрый
лыжник»
(контрольное)
Продолжать выявлять интересы и
способности детей в лыжном спорте
через наблюдение за активностью
детей и техникой ходьбы на лыжах.
И/у «Лыжная гимнастика» (2 раза).
Лыжный кросс на 100 м на скорость.
Соревнования на скорость (дистанция 500 м)
№ 23.
«Придумай и
покажи»
(контрольное,
на творчество)
Определить степень развития
свободного детского творчества,
интересов и способностей в лыжном
спорте.
Определить уровень техники
движений на лыжах.
Упражняться в расслаблении.
Соревнования:
1)
Придумай волшебные фигуры на лыжах;
2)
Придумай свои движения при спуске, при
подъеме на горку;
3)
Придумай свои прыжки;
4)
Делай на лыжах то, что тебе нравится.
№ 24.
«Поход в
зимний лес»
(контрольное)
Определить степень выносливости в
ходьбе на лыжах и выявить интересы
и способности детей в лыжном
спорте.
Лыжный поход (1-1,5-2 км) включает ходьбу друг за
другом со сменой ведущего.
Месяц
Занятие
Задачи
Методы и приемы
Ход занятия
8
МАРТ
№ 25.
«Лесные
приключения»
(сюжетно-
игровое)
Определить степень развития
двигательных навыков сохранения
равновесия на лыжах, умения
выполнять различные повороты в
движении.
Определить качество техники
скольжения без палок и с палками,
степень умения сохранять равновесие
при спуске с гор и подъемах, а также
умения метать вдаль и в цель, стоя на
лыжах.
Развивать ловкость, точность и
меткость.
И/у «Лыжная гимнастика» - в шеренге.
Эстафета (дистанция 100 м):
1)
Скольжение на лыжах без палок;
2)
Скольжение на лыжах с палками;
3)
Скольжение с прокатыванием под ворота,
обратно – прямо;
4)
«Лабиринт» – прокатывание под воротами,
обратно – прямо.
Правило: начинать движение по сигналу.
И/у «Метание снежков» - вдаль, в цель.
№ 26.
«Зимние
спортивные
игры»
(эстафета-
соревнование)
Продолжать выявлять у детей
интересы к различным видам
лыжного спорта и смекалку.
Проводятся игры-соревнования:
1)
ходьба на лыжах на скорость (100 м);
2)
игры с метанием вдаль, в цель (стоя на
лыжах);
3)
скольжение;
4)
спуски и подъемы.
№ 27.
«Зимние
забавы»
(эстафета-
соревнование)
Определить прочность двигательных
навыков, необходимых для зимних
игровых упражнений.
Учить детей проявлять смекалку и
быстроту реакции в играх.
Определить степень ловкости,
находчивости и умения
ориентироваться на местности.
Фиксировать внимание детей на
технике метания в горизонтальную и
вертикальные цели.
Площадка украшена. Если возможно – использовать
музыкальное сопровождение.
Игры и игровые упражнения на лыжах, санках, с
метанием и бегом (3 подгруппы) по 5-6 минут.
Внимание! Все названия игр и упражнений
придумывают сами дети.
9
Месяц
Занятие
Задачи
Методы и приемы
Ход занятия
МАРТ
№ 28.
«До свидания,
зима»
(сюжетно-
игровое)
Обратить внимание, к каким видам
зимнего спорта проявляется
наибольший интерес среди девочек и
мальчиков.
Повторить занятие № 27 «Зимние забавы», организуя
его по интересам детей.
Дети подгруппами одновременно играют в разные
игры.
10