Напоминание

Планирование обучения технике ходьбы на лыжах


Автор: Костылева Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад №144"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Планирование обучения технике ходьбы на лыжах
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ «ЦРР - детский сад №144» г. Перми
Планирование и методы обучения

детей старшего возраста ходьбе на лыжах.
Составила воспитатель Костылева И.В. 2016 г 0

Месяц

Занятие

Задачи

Методы и приемы

Ход занятия
ДЕКАБРЬ
№ 1.
«На лыжи» (предметно- образное) Дать четкую установку воспитателям и детям по технике безопасности при переносе лыж и палок и скольжении. Выявить степень навыка ходьбы на лыжах скользящим шагом без палок и с палками, а также умение сохранять равновесие при ходьбе по лыжне. 1. Наглядный: наглядно- зрительные, тактильно- мышечные, предметная наглядность, наглядно- слуховые. 2. Информационно- рецептивный: совместная деятельность педагога и ребенка. 3. Репродуктивный: уточнение и воспроизведение известных действий по образцу. 4. Практический: придумывание вариантов физических упражнений и подвижных игр, собственные и имитационные движения. И/у «У кого самый длинный лыжный шаг?» - свободная ходьба на лыжах без палок. И/у «Кто всех сильнее отталкивается палками?» - свободная ходьба на лыжах с палками. И/у «Кто первый придет к флажкам?» - свободная ходьба на скорость. И/у «Утята» - передвижение вперед в присяде. И/у «Вис на лыжных палках с отрывом лыж от снега» И/у «Сними правильно лыжи».
№ 2.
«Лесные звери» (предметно- образное) Повторить занятие № 1 «На лыжи», введя образы лесных зверей.
№ 3.
«Лисичкин хлеб» (по литературному произведению) Учить вдыхать воздух только через нос, а выдыхать через рот или нос. Учить ходить на лыжах переменным скользящим шагом с палками или без палок (по желанию). Путешествие закончить вознаграждением за преодоление трудностей. Учить заботиться о зимующих птицах. Учить расслабляться после физической нагрузки. И/у «Лыжная гимнастика». И/у «Путешествие по зимнему лесу»: 1) Скольжение в чередовании со свободной ходьбой; 2) Переменный шаг в чередовании со свободной ходьбой; 3) Скольжение с поочередным продвижением и переменный шаг; 4) Спуски и подъемы на горы. 1

Месяц

Занятие

Задачи

Методы и приемы

Ход занятия
ДЕКАБРЬ
№ 4.
«Белые медведи» (образно- игровое) Продолжать учить вдыхать воздух только через нос, а выдыхать через рот или нос. Продолжать учить детей ходить переменным скользящим шагом с палками или без них (по желанию). Фиксировать внимание детей на технике передвижения на лыжах и развитии самостраховки. 5. Словесный: краткое одновременное описание и объяснение физических упражнений, образный сюжетный рассказ. 6. Проблемного обучения: творческое использование готовых заданий, самостоятельное добывание знаний. 7. Игровой: использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания упражнений. 8. Исследовательский: самостоятельное придумывание упражнений, игровых сюжетов. И/у «Белый медведь» - аналогично «Елочка», но продвижение вперед на ребрах лыж внутренней стороной. И/у «Самокат» - разбег и скольжение вперед на двух лыжах. И/у «Дорожка» - ходьба на лыжах ступающим шагом с увеличением ширины шага, путем скольжения вперед сначала на одной, затем на второй лыже. И/у «Мишки на прогулке» - ступающий шаг при ходьбе на лыжах с палками. И/у «Маугли» - прыжки на месте.
№ 5.
«Здравствуй, сказочный гость» (образно- игровое) Поднять эмоциональный настрой детей появлением сказочного героя (Буратино). Учить активно отталкиваться палками при ходьбе переменным шагом; при ходьбе на скорость использовать полученные навыки; опираться на палки при выходе из глубокого снега; спускаться с горы в низкой стойке, сохраняя равновесие, уверенно подниматься на гору приставным боковым шагом; сочетать ходьбу на лыжах с метанием правой и левой руками в цель, сохранять равновесие; в спокойной ходьбе на лыжах расслабляться, успокаиваться и восстанавливать ровное дыхание. И/у «Здравствуй, Буратино» - добраться до Буратино, сделав при этом как можно меньше шагов (без палок). И/у «Буратино выбирает лучшего лыжника» - ходьба на лыжах с палками переменным шагом (100 метров). И/у «Буратино догоняет лыжника» - ходьба на скорость. И/у «Буратино заводит детей в глубокий снег» - ходьба на лыжах с палками по глубокому снегу между деревьями. И/у «Буратино и горнолыжники» - спуск «утенком» (в низкой стойке), подъем «лесенкой» (боковым приставным шагом). И/у «Сбей чудесный мешочек» - на дерево подвязывают яркие мешочки, девочки и мальчики по отдельности сбивают мешочки снежками (расстояние 5-10 метров). 2

Месяц

Занятие

Задачи

Методы и приемы

Ход занятия
ДЕКАБРЬ
№ 6.
«Светофор» (сюжетно- игровое) Учить детей ходьбе на лыжах с неожиданными поворотами, остановками, увеличением и уменьшением скорости. Развивать внимание, сообразительность и умение ориентироваться в пространстве. 9. Соревновательный: нахождение неординарных решений для достижения цели, выполнение знакомых упражнений в быстром темпе. 10. Проблемного обучения: творческое использование готовых знаний, самостоятельное их добывание. Повторить занятие № 4 «Здравствуй, сказочный гость» с введением сюжетной игры «Светофор». Игровые названия: регулировщик, машины, пешеходы, тоннель, светофор.
№ 7.
«Охотники» (образно- игровое) Используя воображение развивать у детей смелость, выносливость. Учить выполнять упражнения на лыжах с палками, одновременно продвигаясь вперед и сохраняя равновесие; передвигаясь на скорость, пользоваться техникой переменного хода в разных направлениях, подбирать и удерживать в руках предметы, не наталкиваться друг на друга; при спуске с гор, подхватывать предмет сверху и, сохраняя равновесие, продолжать спуск без задержки; организованно и аккуратно снимать лыжи, очищать их от снега, соблюдая правила безопасности. И/у «Лыжная гимнастика» - с палками. И/у «Охота с палками» - скольжение с опорой на одну палку (ставить между ногами). Игра-соревнование «Какой охотник наберет больше снежных комочков?» - дети на скорость передвигаются на лыжах без палок в разных направлениях, собирая комки. Выигрывает охотник, набравший наибольшее количество комков. Игра-соревнование «Охотники за птицами» - при спуске с горы сорвать свисающие с дерева ленточки (если нет деревьев, можно собирать разбросанные по горке ленточки). Выигрывает ребенок, набравший наибольшее количество лент.
№ 8.
«Лыжники в походе» (сюжетно- игровое) Повторить занятие № 7 «Охотники» с целью закрепления техники ходьбы на лыжах разными способами. 3

Месяц

Занятие

Задачи

Методы и приемы

Ход занятия
ЯНВАРЬ
№ 9.
«Лесные приключения» (сюжетно- игровое) Учить детей выполнять упражнения на лыжах, развивать свободное творчество и интерес к определенным упражнениям. Поставить детей в проблемную ситуацию, в которой они должны, не замедляя хода, от определенной линии метнуть вдаль снежный комок. Упражняться в расслаблении и восстановлении дыхания. И/у «Лыжная гимнастика» - без палок. И/у «Лабиринт»: 1) Скольжение на лыжах без палок «змейкой» между палками; 2) Продвижение по прямой с наименьшим количеством скользящих шагов; 3) Подъем на гору «елочкой» 4) Спуск с горы «змейкой» между палками. И/у «Возьми палки, не замедляя хода» - ходьба на лыжах без палок (10 м), с палками (10 м). И/у «Меткие стрелки» - ходьба на лыжах (10 м), от линии – метание вдаль.
№ 10
. «Лыжный поход в зимний лес» (сюжетно- игровое) Повторить занятие № 1 «На лыжи» в форме лыжного похода с целью развития выносливости.
№ 11.
«Снайперы» (образно- игровое) Познакомить детей с правилами и помочь войти в образ метких стрелков. Учить детей выполнять упражнения на лыжах с палками и без них; метать в горизонтальную цель; определять правильность направления движения. Развивать у детей ловкость, быстроту, меткость и выносливость, четкость движений, силу толчка, умение сочетать ходьбу на лыжах с метанием. Упражняться в расслаблении и восстановлении дыхания. И/у «Лыжная гимнастика» И/у «Снайперы» - дети скользят на лыжах до линии метания и бросают снежные комки в висящий обруч с расстояния 5-10 м (3 раза). И/у «Не сбей палки». Палки стоят в ряд, дети идут к линии метания переменным шагом, от линии бросают комки, стараясь перебросить их за лыжные палки, не задев их. Игра-соревнование «Сбей мяч». Дети стоят в кругу, в центре которого, на расстоянии 10-15 м лежит надувной мяч. По сигналу дети метают комки в цель, стараясь сбить мяч. И/у «Снайперы на горе» - спуск с горы, подъем «елочкой» и «лесенкой», спуск под ворота, подъем тот же. 4

Месяц

Занятие

Задачи

Методы и приемы

Ход занятия
ЯНВАРЬ
№ 12.
«Клуб знатоков- лыжников» (на творчество) Развивать у детей творческую двигательную деятельность на лыжах. В занятие включаются разные виды скольжения, спуски и подъемы на горы, метание и акробатические упражнения.
№ 13.
«Путь с препятствиями пройди и обратно приди» (соревнование) Упражнять в лыжной ходьбе на скорость, в ориентировании в пространстве между предметами, в разнообразных движениях на лыжах. Учить детей спускаться с горы в замедленном темпе, ставя носки лыж вместе, а пятки врозь; играть на лыжах, придумывать разнообразные хитрости при играх, увертываться. Упражняться в расслаблении и восстановлении дыхания. И/у «Лыжная гимнастика» «Лыжный кросс на 500 м» - ходьба на лыжах с палками с увеличением скорости. И/у «Слалом с лабиринтами». Дети сначала скользят между палок «змейкой» по ровной местности, затем по флажкам находят путь к горке. Спуск с горы в ворота, торможение «плугом». Соревнование на лучший спуск с торможением на лыжах без палок (4-5 раз). П/и «Чья команда быстрее соберет снежки в корзину». По площадке разбросаны снежки. По сигналу обе команды начинают собирать, каждая в свою корзину. Побеждают та команда, у кого больше снежков.
№ 14.
«Лабиринты» (сюжетно- игровое) Повторить занятие № 13 «Путь с препятствиями пройди и обратно приди» в форме игры, в ходе которой дети преодолевают различные препятствия. Используются и/у с частыми поворотами, подлезаниями, перелезаниями. 5

Месяц

Занятие

Задачи

Методы и приемы

Ход занятия
ФЕВРАЛЬ
№ 15.
«Лыжный поход» (сюжетно- игровое) Развивать выносливость детей в ходьбе на лыжах. Фиксировать внимание на тесной взаимосвязи экологии человека с экологией природы: здоровье человека зависит от состояния природы. Длина лыжной трассы 1 км. Двигательную деятельность и темп движения варьировать в зависимости от состояния и настроения детей. Использовать их двигательно- игровой опыт. Предлагать детям придумывать игры самостоятельно. Взять с собой сухарики для организации сюрприза. Методические рекомендации: Инструктор придумывает сюжет занятия в зависимости от особенностей местности, по которой будет проходить маршрут.
№ 16.
«В гостях у Мороза Ивановича» (сюжетно- игровое) Повторить занятие № 5 «Здравствуй, сказочный гость» со сказочным гостем Морозом Ивановичем.
№ 17.
«Веселые старты» (эстафета- соревнование) Учить детей борцовским качествам, умению проигрывать и выигрывать, не падать духом. Учить детей выполнять четкие движения при метании в цель. Развивать силу толчка. Развивать у детей чувство юмора, ловкость, смелость, творчество при спуске с горы парами, при торможении и подъеме, при движении на скорость. Упражняться в расслаблении и восстановлении дыхания И/у «Кто наберет больше снежков» - свободно. И/у «Сбей свои палки» - ребенок самостоятельно выбирает расстояние для броска (5-10 м). чем дальше, тем лучше. И/у «Лыжный дуэт» - спуск парами. И/у «Тройки лошадей» - спуск тройками. Выигрывают пары и тройки, сохранившие равновесие до конца спуска. И/у «Самая высокая лесенка», «Самая высокая елочка» - выигрывает тот, кто первым поднимется в гору. И/у «Самолеты» - скольжение на лыжах, опираясь на одну палку между ногами. 6

Месяц

Занятие

Задачи

Методы и приемы

Ход занятия
ФЕВРАЛЬ
№ 18.
«Каскадеры» (образно- игровое) Развивать у детей выносливость, силу воли, выдержку, смекалку, находчивость. Инструктор рассказывает о каскадерах, как о сильных, ловких, выносливых спортсменах. Спрашивает, хотели бы дети поиграть в каскадеров, чтобы всему научиться. Повторить занятие № 7 «Охотники», заменив образ охотников на образ каскадеров.
№ 19.
«Горнолыж- ники» (контрольное) Определить технику спусков и подъемов на горы и выявить интересы и способности к горнолыжному спорту; технику спуска с гор разной высоты, сложность спуска. Способы: в низкой и высокой стойках, в заданном направлении, в ворота и под ворота, с метанием. Определить дальность броска при метании вдаль и точность броска при метании в цель. После физической нагрузки учить расслабляться и восстанавливать дыхание. И/у «Лыжная гимнастика» - с палками и без палок. И/у «Пуск ракет» - спуск с горы в низкой стойке, подъем «лесенкой». И/у «Летающие ракеты» - спуск в высокой стойке, подъем «елочкой». И/у «Полет в космос» - каждый ребенок спускается с горы в определенном направлении. И/у «Золотые ворота» - спуск в ворота и под ворота шириной 60-70 см. И/у «Снайперы» - метание в цель и вдаль на лыжах с горы друг за другом.
№ 20.
«Снайперы» (контрольное) Определить степень умения сочетать ходьбу на лыжах с метанием вдаль и в цель, выявить интересы и способности детей к лыжному спорту с элементами биатлона. Повторить занятие № 11 «Снайперы» с фиксированием результатов.
Месяц

Занятие

Задачи

Методы и приемы

Ход занятия
7
ФЕВРАЛЬ
№ 21.
«Лучший лыжник» (контрольное) Определить качество техники выполнения гимнастических упражнений на лыжах без палок и с палками. Учить скользить на лыжах переменным шагом с активным взмахом рук и ног, отталкиваться палками и продлевать скольжение; ходить на лыжах на скорость с учетом индивидуальных возможностей. Упражняться в расслаблении. И /у «Лыжная гимнастика» - с палками и без палок. И/у «Кто сделает меньше шагов до флажка?» (3 подгруппы). И/у «Скольжение» - без палок, с активным движением рук (10 м). И/у «Лыжники с палками». И/у «Кто дальше проскользит?» - дети с разгона скользят на лыжах. И/у «Самый выносливый лыжник» - палки дети берут по желанию (дистанция 300-500 м)
№ 22.
«Самый быстрый лыжник» (контрольное) Продолжать выявлять интересы и способности детей в лыжном спорте через наблюдение за активностью детей и техникой ходьбы на лыжах. И/у «Лыжная гимнастика» (2 раза). Лыжный кросс на 100 м на скорость. Соревнования на скорость (дистанция 500 м)
№ 23.
«Придумай и покажи» (контрольное, на творчество) Определить степень развития свободного детского творчества, интересов и способностей в лыжном спорте. Определить уровень техники движений на лыжах. Упражняться в расслаблении. Соревнования: 1) Придумай волшебные фигуры на лыжах; 2) Придумай свои движения при спуске, при подъеме на горку; 3) Придумай свои прыжки; 4) Делай на лыжах то, что тебе нравится.
№ 24.
«Поход в зимний лес» (контрольное) Определить степень выносливости в ходьбе на лыжах и выявить интересы и способности детей в лыжном спорте. Лыжный поход (1-1,5-2 км) включает ходьбу друг за другом со сменой ведущего.
Месяц

Занятие

Задачи

Методы и приемы

Ход занятия
8
МАРТ
№ 25.
«Лесные приключения» (сюжетно- игровое) Определить степень развития двигательных навыков сохранения равновесия на лыжах, умения выполнять различные повороты в движении. Определить качество техники скольжения без палок и с палками, степень умения сохранять равновесие при спуске с гор и подъемах, а также умения метать вдаль и в цель, стоя на лыжах. Развивать ловкость, точность и меткость. И/у «Лыжная гимнастика» - в шеренге. Эстафета (дистанция 100 м): 1) Скольжение на лыжах без палок; 2) Скольжение на лыжах с палками; 3) Скольжение с прокатыванием под ворота, обратно – прямо; 4) «Лабиринт» – прокатывание под воротами, обратно – прямо. Правило: начинать движение по сигналу. И/у «Метание снежков» - вдаль, в цель.
№ 26.
«Зимние спортивные игры» (эстафета- соревнование) Продолжать выявлять у детей интересы к различным видам лыжного спорта и смекалку. Проводятся игры-соревнования: 1) ходьба на лыжах на скорость (100 м); 2) игры с метанием вдаль, в цель (стоя на лыжах); 3) скольжение; 4) спуски и подъемы.
№ 27.
«Зимние забавы» (эстафета- соревнование) Определить прочность двигательных навыков, необходимых для зимних игровых упражнений. Учить детей проявлять смекалку и быстроту реакции в играх. Определить степень ловкости, находчивости и умения ориентироваться на местности. Фиксировать внимание детей на технике метания в горизонтальную и вертикальные цели. Площадка украшена. Если возможно – использовать музыкальное сопровождение. Игры и игровые упражнения на лыжах, санках, с метанием и бегом (3 подгруппы) по 5-6 минут. Внимание! Все названия игр и упражнений придумывают сами дети. 9

Месяц

Занятие

Задачи

Методы и приемы

Ход занятия
МАРТ
№ 28.
«До свидания, зима» (сюжетно- игровое) Обратить внимание, к каким видам зимнего спорта проявляется наибольший интерес среди девочек и мальчиков. Повторить занятие № 27 «Зимние забавы», организуя его по интересам детей. Дети подгруппами одновременно играют в разные игры. 10


В раздел образования