Автор: Голушко Елена Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СШ №40" Населённый пункт: Нижневартовск Наименование материала: Таблица Тема: Краткие характеристики педагогических технологий Раздел: начальное образование
Краткие характеристики педагогических технологий учебно-воспитательного процесса
Дальтон-
технология
Усвоение
знаний
и
способов
деятельности,
формирование
о б щ еу ч е б н ы х
ум е н и й ,
во с п и т а н и е
от ве т с т ве н н о с т и
и
самостоятельности. Развитие коммуникативных способностей. Цели
достигаются посредством обеспечения свободного самоопределения
учащихся на деятельность, их самостоятельности и сотрудничества с
соучениками
Загуменнов
Ю.Л.и
др.
Личностно-
ориентированная
технология Дальтон. Мн.
АСАР, 1998.
Шамова
Т.И.
Дальтон-
технология.
/Завуч/.
2001.№1.
Технология диалога
культуры
Усвоение
знаний
межкультурного
характера,
разнообразных
смысловых
спектров
и
способов
деятельности;
формирование
диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского
рационализма с помощью создания ситуаций диалога; проявление
точек удивления, загадок бытия (слова, числа, явления природы,
Я-сознания,
моментов
истории;
игровых
ситуаций;
специальных
уроков диалогов.
Школа диалога культур.
В.С.Библер. Кемерово,
1993.
Селеменов С.В.,
Ткаченко. А.А.Школа
диалога культур: это
что?
/Школьные
технологии./1996.№3
Интегральная
технология
Усвоение
учащимися
содержания
учебных
программ,
развитие
творче ских
спо собно стей.
Развитие
и н т е л л е кт уа л ь н ы х ,
коммуникативных, информационных и управленческих компетенций,
формирование критического мышления. Цели достигаются на основе
сочетания
технологического
подхода
к
проектированию
и
осуществлению учебно-воспитательного процесса и организации на
уроке развивающих образовательных ситуаций.
Гузеев
В.В.Интегральная
образовательная
технология. М. 1999.
Запрудский
Н.И..Технологический
подход к учебному
процессу. /Фізіка:
праблемы
выкладання/.1998. №1,2
Технология
индивидуализации
Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка и его
способностей;
выполнение
учебных
программ
каждым
учащимся,
формирование общеучебных умений и навыков; улучшение учебной
Границкая А.С. Научить
думать и действовать.
Адаптивная система
обучения
мотивации
и
развитие
познавательного
интереса
формирование
самостоятельности,
трудолюбия,
творчества
по средством
индивидуальных
учебных
заданий;
руководство
индивидуальной
самостоятельной
работой
учащихся,
выбора
уровня
сложности
заданий учащимися, работы в парах сменного состава и др.
обучения в школе. М.,
1991.
Технология
коллективной
мыследеятельности
Развитие потребностей и способностей человека на основе системы
проблемных ситуаций, разрешение которых осуществляется в четыре
такта: ввод в ситуацию, работа по микрогруппам, обсуждение, защита
позиций, определение новой проблемы.
Левитес
Д.Г.Современные
образовательные
технологии.
Новосибирск.1999.
Технология
коллективного
способа обучения
Усвоение
знаний,
умений
и
навыков,
развитие
коммуникативных
качеств
личности
достигаются
взаимообучением
школьников,
поабзацной проработкой текстов, обмена мнениями и др.
Дьяченко В.К. Новая
дидактика. М., 2000.
Компьютерная
(информационная)
технология
Усвоение
знаний,
овладение
учебными
умениями
и
навыками,
способами
умственной
деятельности.
специальными
умениями
по
работе с информацией. Цели достигаются посредством исполнения
компьютером
многих
функций
учителя
-
функций
рабочего
инструмента, объекта обучения, досуговой среды, сотрудничающего
коллектива.
Новые педагогические и
информационные
технологии в средней
школе. Под редакцией
Е.С.Полат. М., 1999.
Технология
концентрированного
обучения
Овладение
учебным
материалом
и
способами
деятельности
на
повышенном и углубленном уровнях. Средства достижения целей:
объединение
уроков
в
блоки,
сокращение
числа
параллельно
изучаемых предметов в течение учебного дня, недели, погружения
учащихся в учебный материал
Ибрагимов Г.И. К
вопросу о технологии
концентрированного
обучения. /Специалист.
1995. №1.
Левитес Д.Г.
Современные
образовательные
технологии.
Новосибирск, 1999.
Технология
кооперативного
Усвоение
учебного
материала;
развитие
коммуникативных
способностей;
формирование
активности
и
интереса
учащихся
к
Новые педагогические и
информационные
обучения
познавательной деятельности. Цели достигаются путем совместного
решения
учащимися
учебных
проблем,
создания
проектов,
взаимообучения.
технологии в средней
школе. Под редакцией
Е.С.Полат. М., 1999.
Технология
критического
мышления
Усвоение
учебного
материала;
развитие
критического
мышления,
творческих
способностей
учащихся.
Реализуется
по
трехэтапной
схеме: 1) вызов, 2) реализация, 3) рефлексия.
Шамова Т.И.
Управление
образовательным
процессом в адаптивной
школе. М., 2000.
Телегина Н.М., Байкова
Т.Н., Шель Н.В.
Технология
критического
мышления. /физиа. 1999.
№48; 2000. №№ 7, 23,
31,45.
Модульная
технология
Усвоение учебного материала; развитие умений
самоконтроля; формирование коммуникативных
способностей. В основе лежат самостоятельная
и парная деятельности учащихся по освоению
учебного
материала,
представленного
в
модульной
программе,
в
соответствии
с
индивидуальным
темпом
работы
обучаемых;
самоконтроль
и
коррекция
знаний
и
умений
учащихся; рефлексия их деятельности и т.п.
Юцявичене П.Я. Теория
и практика модульного
обуения. Каунас.1989.
Киселёва А.В., Слесарь
И.Э, Модульная
технология обучения.
/фізіка: праблемы
выкладання. 1998./
Технология
педагогических
мастерских
Саморазвитие; осознание учащимися самих себя
и своего места в мире, в котором они живут,
перспектив
своего
будущего;
освоение
Окунёв А.А. Как учить
не уча. СПб, 1996.
Белова Н. Урок-
мастерская:
самоуправлением личности; овладение знаниями
и
способами
умственной
деятельности.
Цели
достигаются
посредством
осуществления
алгоритма
поисковой
деятельности
учащихся,
который
в
обобщённом
виде
выглядит
так:
проблематизация;
индивидуальный
поиск;
р а б от а
в
п а р а х ,
р а б от а
в
ч е т в ё р к а х ;
представление результатов работы всем классу;
обсуждение работы.
приглашение к
поиску./Частная школа/
1997.
Запрудский Н.И.
Технология
педагогических
мастерских. Мн.
Мозырь, 2002.
Педагогические
мастерские: Франция-
Россия. Э.С.Соколова.
М., Новая школа,1997.
Технология полного
усвоения
Усвоение знаний, овладение умениями и навыками посредством такой
организации работы в классе, когда каждый ученик имеет столько
учебного времени, сколько ему потребуется для полного усвоения
учебного материала.
Кларин М.В.
Инновационные модели
обучения в зарубежных
педагогических поисках.
М., 1994.
Технология
проблемно-
модульного обучения
Обеспечение
мобильности
знания;
формирование
у
школьников
гибкости метода, критичности мышления. Цели достигаются путём
сжатия
учебной
информации,
построения
учебных
модулей,
проблемности обучения на основе использования гносеологических,
методических и учебных ошибок.
Чошанов М.А. Гибкая
технология проблемно-
модульного обучения.
М., Народное
образование, 1996.
Технология
программированного
обучения
Овладение
знаниями,
умениями
и
навыками,
которое
достигается
путем эффективного управления индивидуальной работой учащихся
(машинного
или
безмашинного);
использования
обратной
связи,
позволяющей корректировать деятельность учащихся.
Беспалко
В.П.Программированное
обучение. М., 1971.
Новые педагогические и
информационные
технологии в средней
школе. Е.С. Полат М.,
1999.
Технология
Получение углубленных знаний по отдельным темам; формирование
Гузеев В.В.
проектного обучения
о б щеу ч е б ны х
уме ний
у ч а щихс я ;
р а зв ит ие
т в о р ч е с ко й
самостоятельности; формирование интереса к учебной деятельности,
что
достигается
на
основе
целенаправленной.
Управляемой
деятельности
учащихся
по
изучению
той
или
иной
проблемы,
которая осуществляется в несколько этапов: 1) определение темы и
целей
проекта.
2)
планирование
работы,
3)
сбор
необходимой
информации,
4)
анализ
информации,
5)
представление
и
оценка
результатов.
Образовательная
технология: от приема
до философии. М., 1996.
Новые педагогические и
информационные
технологии в средней
школе. Е.С. Полат М.,
1999.
Технология
самоопределения
Развитие
личности
к
наивысшему
индивидуальному
потенциалу;
формирование способов умственной деятельности, эстетических и
нравственных
качеств,
практических
действий.
В
основе
лежит
погружение в предмет, отсутствие балльной системы оценивания,
завершение учебного года творческими экзаменами.
Школа
самоопределения:
первый шаг. Часть 1 и
1./А.Н. Тубельский.М.,
1991; Шаг второй. М.:
Политекст, 1994.
Технология
уровневой
дифференциации
Обучение
каждого
на
уровне
его
возможностей
и
способностей;
адаптация
обучения
к
особенностям
различных
групп
учащихся;
обеспечение
овладения
знаниями,
умениями,
навыками;
развитие
способов умственной деятельности. Основа для достижения целей:
система внешней и внутриклассной дифференциации обучения.
Унт И.
Индивидуализация и
дифференциация
обучения. М.:
Педагогика, 1990.
Технология Школа –
2100»
Создание
условий
для
формирования
учебно-познавательной
деятельности
учащихся,
овладения
материалом
и
личностного
развития; для социальной и социально-психологической ориентации
в окружающей действительности. Эта задача решается посредством
совместной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности
учеников по решению системы взаимосвязанных учебных задач и
опоры на внутреннюю мотивацию.
Образовательная
система «Школа –
2100». Педагогика
здравого смысла. М.
«Баласс», 2003.