Напоминание

Краткие характеристики педагогических технологий


Автор: Голушко Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №40"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: Таблица
Тема: Краткие характеристики педагогических технологий
Раздел: начальное образование





Назад





Краткие характеристики педагогических технологий учебно-воспитательного процесса
Дальтон- технология Усвоение знаний и способов деятельности, формирование о б щ еу ч е б н ы х ум е н и й , во с п и т а н и е от ве т с т ве н н о с т и и самостоятельности. Развитие коммуникативных способностей. Цели достигаются посредством обеспечения свободного самоопределения учащихся на деятельность, их самостоятельности и сотрудничества с соучениками Загуменнов Ю.Л.и др. Личностно- ориентированная технология Дальтон. Мн. АСАР, 1998. Шамова Т.И. Дальтон- технология. /Завуч/. 2001.№1. Технология диалога культуры Усвоение знаний межкультурного характера, разнообразных смысловых спектров и способов деятельности; формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма с помощью создания ситуаций диалога; проявление точек удивления, загадок бытия (слова, числа, явления природы, Я-сознания, моментов истории; игровых ситуаций; специальных уроков диалогов. Школа диалога культур. В.С.Библер. Кемерово, 1993. Селеменов С.В., Ткаченко. А.А.Школа диалога культур: это что? /Школьные технологии./1996.№3 Интегральная технология Усвоение учащимися содержания учебных программ, развитие творче ских спо собно стей. Развитие и н т е л л е кт уа л ь н ы х , коммуникативных, информационных и управленческих компетенций, формирование критического мышления. Цели достигаются на основе сочетания технологического подхода к проектированию и осуществлению учебно-воспитательного процесса и организации на уроке развивающих образовательных ситуаций. Гузеев В.В.Интегральная образовательная технология. М. 1999. Запрудский Н.И..Технологический подход к учебному процессу. /Фізіка: праблемы выкладання/.1998. №1,2 Технология индивидуализации Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка и его способностей; выполнение учебных программ каждым учащимся, формирование общеучебных умений и навыков; улучшение учебной Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система
обучения мотивации и развитие познавательного интереса формирование самостоятельности, трудолюбия, творчества по средством индивидуальных учебных заданий; руководство индивидуальной самостоятельной работой учащихся, выбора уровня сложности заданий учащимися, работы в парах сменного состава и др. обучения в школе. М., 1991. Технология коллективной мыследеятельности Развитие потребностей и способностей человека на основе системы проблемных ситуаций, разрешение которых осуществляется в четыре такта: ввод в ситуацию, работа по микрогруппам, обсуждение, защита позиций, определение новой проблемы. Левитес Д.Г.Современные образовательные технологии. Новосибирск.1999. Технология коллективного способа обучения Усвоение знаний, умений и навыков, развитие коммуникативных качеств личности достигаются взаимообучением школьников, поабзацной проработкой текстов, обмена мнениями и др. Дьяченко В.К. Новая дидактика. М., 2000. Компьютерная (информационная) технология Усвоение знаний, овладение учебными умениями и навыками, способами умственной деятельности. специальными умениями по работе с информацией. Цели достигаются посредством исполнения компьютером многих функций учителя - функций рабочего инструмента, объекта обучения, досуговой среды, сотрудничающего коллектива. Новые педагогические и информационные технологии в средней школе. Под редакцией Е.С.Полат. М., 1999. Технология концентрированного обучения Овладение учебным материалом и способами деятельности на повышенном и углубленном уровнях. Средства достижения целей: объединение уроков в блоки, сокращение числа параллельно изучаемых предметов в течение учебного дня, недели, погружения учащихся в учебный материал Ибрагимов Г.И. К вопросу о технологии концентрированного обучения. /Специалист. 1995. №1. Левитес Д.Г. Современные образовательные технологии. Новосибирск, 1999. Технология кооперативного Усвоение учебного материала; развитие коммуникативных способностей; формирование активности и интереса учащихся к Новые педагогические и информационные
обучения познавательной деятельности. Цели достигаются путем совместного решения учащимися учебных проблем, создания проектов, взаимообучения. технологии в средней школе. Под редакцией Е.С.Полат. М., 1999. Технология критического мышления Усвоение учебного материала; развитие критического мышления, творческих способностей учащихся. Реализуется по трехэтапной схеме: 1) вызов, 2) реализация, 3) рефлексия. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2000. Телегина Н.М., Байкова Т.Н., Шель Н.В. Технология критического мышления. /физиа. 1999. №48; 2000. №№ 7, 23, 31,45. Модульная технология Усвоение учебного материала; развитие умений самоконтроля; формирование коммуникативных способностей. В основе лежат самостоятельная и парная деятельности учащихся по освоению учебного материала, представленного в модульной программе, в соответствии с индивидуальным темпом работы обучаемых; самоконтроль и коррекция знаний и умений учащихся; рефлексия их деятельности и т.п. Юцявичене П.Я. Теория и практика модульного обуения. Каунас.1989. Киселёва А.В., Слесарь И.Э, Модульная технология обучения. /фізіка: праблемы выкладання. 1998./ Технология педагогических мастерских Саморазвитие; осознание учащимися самих себя и своего места в мире, в котором они живут, перспектив своего будущего; освоение Окунёв А.А. Как учить не уча. СПб, 1996. Белова Н. Урок- мастерская:
самоуправлением личности; овладение знаниями и способами умственной деятельности. Цели достигаются посредством осуществления алгоритма поисковой деятельности учащихся, который в обобщённом виде выглядит так: проблематизация; индивидуальный поиск; р а б от а в п а р а х , р а б от а в ч е т в ё р к а х ; представление результатов работы всем классу; обсуждение работы. приглашение к поиску./Частная школа/ 1997. Запрудский Н.И. Технология педагогических мастерских. Мн. Мозырь, 2002. Педагогические мастерские: Франция- Россия. Э.С.Соколова. М., Новая школа,1997. Технология полного усвоения Усвоение знаний, овладение умениями и навыками посредством такой организации работы в классе, когда каждый ученик имеет столько учебного времени, сколько ему потребуется для полного усвоения учебного материала. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. Технология проблемно- модульного обучения Обеспечение мобильности знания; формирование у школьников гибкости метода, критичности мышления. Цели достигаются путём сжатия учебной информации, построения учебных модулей, проблемности обучения на основе использования гносеологических, методических и учебных ошибок. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно- модульного обучения. М., Народное образование, 1996. Технология программированного обучения Овладение знаниями, умениями и навыками, которое достигается путем эффективного управления индивидуальной работой учащихся (машинного или безмашинного); использования обратной связи, позволяющей корректировать деятельность учащихся. Беспалко В.П.Программированное обучение. М., 1971. Новые педагогические и информационные технологии в средней школе. Е.С. Полат М., 1999. Технология Получение углубленных знаний по отдельным темам; формирование Гузеев В.В.
проектного обучения о б щеу ч е б ны х уме ний у ч а щихс я ; р а зв ит ие т в о р ч е с ко й самостоятельности; формирование интереса к учебной деятельности, что достигается на основе целенаправленной. Управляемой деятельности учащихся по изучению той или иной проблемы, которая осуществляется в несколько этапов: 1) определение темы и целей проекта. 2) планирование работы, 3) сбор необходимой информации, 4) анализ информации, 5) представление и оценка результатов. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996. Новые педагогические и информационные технологии в средней школе. Е.С. Полат М., 1999. Технология самоопределения Развитие личности к наивысшему индивидуальному потенциалу; формирование способов умственной деятельности, эстетических и нравственных качеств, практических действий. В основе лежит погружение в предмет, отсутствие балльной системы оценивания, завершение учебного года творческими экзаменами. Школа самоопределения: первый шаг. Часть 1 и 1./А.Н. Тубельский.М., 1991; Шаг второй. М.: Политекст, 1994. Технология уровневой дифференциации Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся; обеспечение овладения знаниями, умениями, навыками; развитие способов умственной деятельности. Основа для достижения целей: система внешней и внутриклассной дифференциации обучения. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. Технология Школа – 2100» Создание условий для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся, овладения материалом и личностного развития; для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности. Эта задача решается посредством совместной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников по решению системы взаимосвязанных учебных задач и опоры на внутреннюю мотивацию. Образовательная система «Школа – 2100». Педагогика здравого смысла. М. «Баласс», 2003.


В раздел образования