Напоминание

"Права и обязанности"


Автор: Чикуркова Людмила Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Светлинская СОШ"
Населённый пункт: п. Светлый, Оренбургская область
Наименование материала: Классный час
Тема: "Права и обязанности"
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ «Светлинская СОШ» Классный час во 2 классе. Права и обязанности Подготовила: Чикуркова Л. И.

Цели:
помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»; воспитывать уважение к правам других; привести в систему уже имеющиеся у детей знания о самообслуживающем и домашнем труде, формировать желание и готовность участвовать в нем.
Оборудование:
права и обязанности учащихся данной школы, словарь Ожегова.
Ход классного часа

Беседа
- Что означают слова «права» и «обязанности»? (Выслушиваются высказывания детей. Из словаря Ожегова: «Право - охраняемая государством, узаконенная возможность что- нибудь делать, осуществлять». Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т. д. «Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т. д.) - Какие обязанности и права есть у ученика в школе? (Ответы детей записываются на доску.)
Знакомство с правами и обязанностями учащихся данной школы
Зачитать и обсудить права и обязанности учащихся данной школы. Желательно распечатать их для каждого ученика.
Игра «Если бы директором был я»
- Что бы вы изменили в правах и обязанностях учеников и учителей, если бы стали директором? (По аналогии можно провести игру «Мои права и обязанности дома, на улице» и т. д.)
Закончи предложение
Учащиеся дополняют окончание предложений: - В школе я должен... - В школе я имею право... - Дома я должен... - Дома я имею право... - На улице я должен... - На улице я имею право... - Как понимаете выражение «право на ошибку»? (Высказывания детей.) - Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок? Какие ошибки совершаете вы сами? (Ответы детей.) - Как понимаете выражение «на ошибках учатся»?
Вывод
Делать ошибки - это нормально. На ошибках мы учимся. Главное - научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.

Физкультминутка
Мы печем пшеничные Пироги отличные. Кто придет к нам пробовать Пироги пшеничные? («Приглашающие» движения руками.) Мама, папа, брат, сестра, Пес лохматый со двора. (Указательный палец показывает на всех приглашенных.) И другие, все, кто может, Пусть приходят с ними тоже. («Приглашающие» движения.) Тесто замесили мы, Сахар не забыли мы, (Имитация замеса теста и добавления в него ингредиентов.) Пироги пшеничные В печку посадили мы. (Движение обеими руками вперед - сажают пироги в печь.) Печка весело горит, Наша мама говорит: - Крошки, что останутся, Воробью достанутся. (Имитация кормления крошками птицы.) - Чем занимались дети? Поговорим и мы о домашних обязанностях. Разговор о домашних обязанностях - У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. Вспомните и расскажите, какую работу по дому выполняют ваши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т. д. (Выслушиваются ответы детей.) - А у кого из вас есть свои обязанности по дому? Что вы делаете? (Дети перечисляют те обязанности, которые они выполняют по Дому.) Подвести итог.
Примерные обязанности
♦ Уход за квартирой. Одна из домашних обязанностей всех членов семьи - создавать уют в квартире. Уютная, чистая, прибранная квартира доставляет удовольствие, ее вид повышает настроение, работоспособность, продлевает жизнь. ♦ Можно помочь родителям вымыть пол, протереть пыль. ♦ Если насорили, соберите мусор, подметите пол. ♦ Соблюдайте порядок в своей комнате.
Правила, связанные с приготовлением и приемом пищи
♦ Умейте накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовым прибором, культурно есть. ♦ Вымойте за собой посуду.
♦ Умейте приготовить еду (несложные блюда: салат, яичницу, чай и другие).
Правила, связанные с самообслуживанием
♦ Волосы подстригайте, причесывайте или заплетайте в косы. ♦ Проверяйте, в порядке ли ваш костюм или платье, чистые ли ботинки. Посмотрите, все ли пуговицы на месте, если нужно, пришейте пуговицу. ♦ Придя из школы или прогулки, повесьте костюм на плечики, удалите щеткой пыль с ботинок или вымойте их. Если ботинки мокрые, просушите. Смазывайте просушенную обувь специальным кремом. ♦ Умейте постирать носовой платок, носки. ♦ Умейте заштопать небольшие отверстия в одежде, пришить пуговицы. ♦ Застилайте кровать, убирайте свою комнату и проветривайте ее перед сном и после сна, перед приготовлением домашних заданий. ♦ Содержите в порядке свое рабочее место дома. После занятий и игры положите книги, игрушки на свои места, все необходимое для уроков положите в ранец.
Вывод
. Кто научился многое делать сам, никогда не будет в тягость другим, не будет чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды самообслуживающего и домашнего труда за время учебы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя.
Подведение итогов
- Какие права есть у учащихся? - Какие есть обязанности? - Какие домашние обязанности вы уже можете взять на себя?
Дополнительный материал для учителя

Нельзя!
1. Бездельничать, когда все трудятся. 2. Смеяться над старостью и старшими людьми - это невежливо; о старших надо говорить только с уважением. 3. Вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками. 4. Выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. От своих родителей ты не имеешь права требовать ничего. 5. Делать то, что осуждают старшие, ни на глазах у них, ни где-то в стороне. 6. Оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; ты сам, твоя улыбка, твое общение бывают единственной радостью в ее жизни. 7. Садиться обедать, не пригласив старшего.
8. Ожидать, пока с тобой поздоровается старший. Ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь - пожелать доброго здоровья.
Беседа
- Что такое право? (Правила, по которым живут люди.) - Какие права есть у вас? (На жизнь, на семью, на учебу.) Все начинается с права на жизнь. Это - первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В Древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.
Психотренинг
Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу): «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...»
Чтение стихотворения В. Коркина «Не умею быть один».
Не умею быть один! Не желаю быть один! Много есть на то причин: Хором ты споешь один? Строем ты пройдешь один? Поглядим! Очень грустно одному Даже веселиться, И невкусно одному Есть две груши. Потому, Потому что, потому Не с кем поделиться. Легко бежать на горку, Нести домой пятерку. Не за себя я вовсе рад – Порадуется мама, Порадуется папа, Порадуется брат. Я от дождя укрыться мог, Но, как и все друзья, промок. Зато сушиться – Вместе! Зато смеяться – Вместе! Нам вместе – Лет до двести, А если друг на друга встать, До неба можем мы достать! А вместе крикнем в тишине, То нас услышат на Луне. - Когда в коллективе, обществе всем жить хорошо? (Когда все члены общества выполняют свои обязанности и не нарушают права.)

Обсуждение ситуации
- Вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права? - Почему обижали маленького утенка? (Он был совсем не похож на других.) - Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке? - Почему горько плакал Зайчик в сказке «Лиса и Заяц»?
Вопросы
- Почему нельзя товарищам давать кличку, прозвище? - Почему нельзя отправляться в поездку с незнакомыми людьми? - Почему нельзя играть на чердаках, в подвалах? - Что ты будешь делать, если кто-нибудь подойдет ко входной двери и попросит тебя впустить его, чтобы позвонить по телефону? - Как ты будешь действовать, если ты и родители потеряли друг друга? - Кто защищает ваши права? (Государство.) - Как можете вы защищать свои права в общении со сверстниками? (Быть дружными.) - Какие права ты считаешь главными для человека? - Еще одна обязанность школьника - беречь свои вещи и учебные принадлежности.
Береги книгу!
Дают вам учебники в школах бесплатно. И это, конечно же, очень приятно. Но в этой приятности что неприятно: Весною учебник сдается обратно... А если ты, скажем, не очень опрятна, И там на страницах какие-то пятна? Чернилами синими залит портрет... В тарелку учебник свалился случайно... Грязнуля? Но это твой личный секрет! Твоя, так сказать, сокровенная тайна. И вдруг за зимою приходит весна! Все улицы залиты солнечным светом! Учебники в школу вернуть ты должна... Вернуть со своим сокровенным секретом. Какой-то мальчишка из младшего класса Отыщет там пятнышко хлебного кваса И спросит: - Скажите, вы правда грязнуля? Вы этот учебник весною вернули С большим живописным пятном на обложке!
Еще я нашел там следы вашей кошки. Заляпан стишок на четвертой странице, Какао следы оказались в таблице, Вверху на полях нарисован пиджак... – Попробуй поспорить, что это не так! Ведь надо же: там, где фамилия ваша, Печать приложила перловая каша! Учебник... Ну что в нем? Обложка... Страницы... Но он в то же время – Портрет ученицы! Хозяйка учебник весь год изучает, А он для себя кое-что подмечает И может весной доложить без утайки О странных привычках и нравах хозяйки!


В раздел образования