Автор: Дятлова Надежда Анатольевна Должность: руководитель "школы молодого учителя" Учебное заведение: МБОУ СОШ № 68 Населённый пункт: г.Хабаровск Наименование материала: статья Тема: Как организовать работу с молодым педагогом Раздел: среднее образование
Из опыта организация работы с молодыми педагогами в школе.
Автор: Дятлова Н.А.
Одна из острых проблем современной школы – грамотные, творческие,
готовые к постоянному саморазвитию кадры. Средний возраст педагогов
нашей школы
еще недавно составлял 49 лет. Школа остро нуждалась в
«омоложении»,
притоке
кадров.
Молодые
педагоги
время
от
времени
приходили в образовательное учреждение, но, к сожалению, не всегда их
удавалось в нем удержать. Проанализировав ситуацию, было решено создать
специальный
проект
поддержки
и
сопровождения
молодого
педагога,
который бы смог решить часть их вопросов и проблем на начальном этапе:
проблемы адаптации в коллективе, создание эмоционально благоприятной
атмосферы, вопросы методической подготовки грамотного специалиста. Так
в 2014 была создана «Школа молодого педагога», основными целями которой
стали:
организация
качественной
и
эффективной
работы
с
молодыми
учителями,
оказание
им
необходимой
методической
и
психологической
поддержки, помощи в их профессиональном становлении в условиях новых
требований, введенных ФГОС, а так же для формирования индивидуального
стиля творческой деятельности в дальнейшем.
Данный
проект
был
призван
решить
следующие задачи:
оказать
практическую помощь молодым учителям при адаптации в педагогическом
коллективе,
создать
условия
для
повышения
уровень
их
методической
подготовленности,
обеспечения
освоения
современных
образовательных
технологий,
оказания
помощи
в
самообразовании
и
саморазвитии,
постоянном повышении своего педагогического уровня, а так же закрепить
молодого специалиста в образовательной организации.
Механизмы запуска
регламентированы утвержденным в учреждении
«Положением о наставничестве «Школа молодого учителя» и «Положением
об
оплате
труда
работников
МБОУ
СОШ
№
68
г.
Хабаровска,
финансирование оплаты труда которых осуществляется за счет субвенций из
краевого бюджета.
Процесс повышения профессионализма молодых педагогов строился с
учётом факторов :
- уровня базового образования;
- индивидуальных особенностей;
-
уровня профессиональных потребностей педагога (каких результатов в
своей деятельности хотят добиться);
- практического опыта работы с детьми.
Модель работы включает администрацию образовательного учреждения,
педагогов-наставников, руководителя группы «Школа молодого педагога» и
молодых учителей школы со стажем до 3 лет или
учителей, имеющих
большой
перерыв
в
работе
–
ставших
основным
объектом
во
веденном
проекте
Основные направления работы:
1. Организация наставничества.
2. Методические семинары.
3. Самообразовательная работа.
4. Распространение положительного, успешного опыта работы.
5. Стимулирование работы.
6. Диагностика работы.
7. Повышение квалификации.
8. Конкурсы, игры, тренинги.
Программа сопровождения молодого педагога рассчитана на 3 года. Каждый
год
имеет
свою
тему.
Темой
первого
года
совместной
деятельности
становится:
«Знания
и
умения
учителя
–
залог
творчества
и
успеха
учащихся», вторая: «Самостоятельный творческий поиск», третья: «Выбор
индивидуальной педагогической линии». Для организации индивидуального
сопровождения,
за
каждым
молодым
педагогом
закрепляется
опытный
педагог-наставник.
Свой
индивидуальный
образовательный
маршрут
каждый молодой педагог выстраивает под себя, самостоятельно выбирая и в
дальнейшем оценивая предлагаемые планом работы на учебный год.
Администрация
Наставник
Индивиду
альная
методиче
ская
помощь
Выполнен
ие
норматив
ных актов
Посещени
е курсов ,
семинаров
Показате
льные
уроки и
мастер-
классы
Молодой учитель
Открытые уроки ,
мастер-классы
Беседы, методические консультации
Ярмарка пед мастерства
Неделя успехов
Участие в мероприятиях разного
уровня
Диагностирование, анкетирование
Тренинговые звнятия,
ШМУ
План работы «Школы молодого учителя» на 2016-2017 учебный год
Месяц
Содержание деятельности
Задачи
Форма
Итог
Август
Организация наставничества
Оказание методической
помощи
Собеседование
Приказ о
наставничестве
Сентябрь
1. Организационные мероприятия:
-знакомство с задачами школы;
-знакомство с требованиями к оформлению
документации.
1.
Первичное анкетирование
2.
Помощь в составлении рабочих программ
по предмету;
3.
Посещение уроков молодых педагогов с
целью оказания методической помощи
4.
Тренинг №1
Оказание методической
помощи
Собеседование
Индивидуальные
консультации
Протокол 1
Рабочие
программы
педагогов
Анализ урока
Октябрь
1.Круглый стол
«Основные проблемы молодого учителя»,
«Современный урок»
2.Посещение молодых педагогов с целью оказания
методической помощи
3. Педагогическая мастерская
«Урок моего наставника»
Обеспечение
организационных и
методических условий
профессионального
становления
и
развития
молодого специалиста
Круглый стол
Открытый урок
Протокол 2,
методические
материалы для
педагогов
Анализ урока
Анализ урока
Ноябрь
1 . Т е о р е т и ч е с к и й
с е м и н а р «Системно-
деятельностный
подход-
основа
современного
урока»
2. Педагогическая мастерская «Учусь у опытных
педагогов»
3.Распределение открытых уроков и
внеклассных мероприятий.
Оказание методической
помощи
Семинар
Посещение
уроков
Собеседование
Протокол 3
Методические
рекомендации
Анализ уроков
График
Декабрь
1.Педагогическая мастерская «Моделирую урок
самостоятельно»
2.Обучение самоанализу.
Обеспечение
о р г а н и з а ц и о н н ы х
и
методических условий
профессионального
становления
и
развития
молодого специалиста
Мастер-класс,
практикум
Протокол 4
Методическая
разработка урока
3.Собеседование о проделанной работе. Анализ.
Выявление проблем.
4. Тренинг № 2
Индивидуальная
консультация
Собеседование
Карта проведения
самоанализа
Январь
1. Методический семинар «Современные
образовательные технологий в учебном процессе»
Оказание методической
помощи
Семинар
Протокол 5
Методические
рекомендации
Февраль
1.Мастер-класс
«Групповая и парная работа на уроке как средство
формирования УУД»
2. Педагогическая мастерская «Учусь у опытных
педагогов»
Оказание методической
помощи
Мастер-класс
Открытые уроки
Методические
наработки
Методические
наработки
Март
1.Методический фестиваль
«Мозаика успеха»
2.Тренинг № 3
Обеспечение
о р г а н и з а ц и о н н ы х
и
методических условий
профессионального
становления
и
развития
молодого специалиста
Фестиваль
Методические
наработки
Апрель
1.Методический день
«Современный урок от молодого педагога»
1.
Участие в дистанционных
Обеспечение
о р г а н и з а ц и о н н ы х
и
методических условий
профессионального
становления
и
развития
молодого специалиста
Открытые уроки
Карты урока,
самоанализ урока
Сертификаты
всероссийских конкурсах
педагогического мастерства
Методические
разработки
Май
1.Анкетирование на выявление профессиональных
затруднений, определение степени комфортности
учителя в коллективе «Оценка готовности и
адаптированности личности к педагогической
деятельности»
2.Отчеты наставников о работе с молодыми
педагогами.
3. Подведение итогов проделанной работы.
Анализ. Выявление проблем.
Анкетирование
Собеседование
Анализ
Результаты
анкетирования
Справка
Протокол 6
Анализ работы,
план работы
Для этого в учреждении разработана единая форма маршрутного листа, которы
й заполняется с начале учебного года
и
в
его
течение,
давая
оценку
посещенным
мероприятиям.
Это
помогает
увидеть
не
только
индивидуальный
образовательный маршрут учителя, но и контролировать удовлетворенность его качеством посещенных мероприятий,
их полезность, вносить дальнейшую корректировку.
Для того, чтобы обеспечить комфортное продвижение, и адаптацию
молодого учителя, своевременное выявление профпотребностей, сформирован
портфель
диагностического
инструментария
и
тренинговых
занятий.
Разработана
модель
пошагового
сопровождения
педагогов,
не
имеющих
педагогического стажа и опыта. Этапы работы с педагогом первого года работы :
1
Ш а г : индивидуальная
встреча
с
каждым
начинающим
учителем.
Цель
встречи
–
познакомить
молодого
специалиста
с
функционалом
«Школы
молодого учителя», ее назначением, направлениями работы, выяснить его
представления
о
предстоящей
работе,
знания
о
рабочей
программе,
календарном
и
поурочном
планировании
деятельности
и
школьной
документации
2
Шаг: входное анкетирование и тестирование молодых педагогов, с целью
диагностирования
уровня подготовленности и возможных затруднений и
составление «портрета» молодого педагога.
3
Шаг:
внесение
корректировок
в
планирование
деятельности
«Школы
молодого учителя» на учебный год, направленное на формирование новых
профессиональных
компетенций,
актуальных
для
реализации
ФГОС,
с
учетом результатов анкетирования
и выявленных в ходе индивидуальной
встречи потребностей молодого педагога.
4
Шаг: закрепление каждым молодым учителем опытного наставника.
5
Шаг:
построение
индивидуального
маршрута
сопровождения
молодого
педагога. Совместное заполнение «Маршрутного листа»
6
Шаг: Индивидуальные консультации наставника по составлению рабочей
программы и планирования, помощь в составлении поурочного плана и
урока в соответствие с требованиями ФГОС.
7
Шаг:
групповое
тренинговое
занятие
1
«Первичное
знакомство.
Установление
эмоционального
контакта».
Цель:
установление
эмоционального взаимодействия между молодыми педагогами
8
Шаг:
посещение
уроков
и
внеурочных
занятий
молодых
педагогов
наставниками и руководителем ШМУ, с целью оказания индивидуальной
методической помощи.
9
Шаг: посещение молодыми педагогами уроков своих наставников.
10 Шаг: тренинговое занятие 2 «Осознание профессиональных страхов и пути
их преодоления»
11 Шаг:
посещение
открытых
уроков
и
мастер-классов
опытных
педагогов
школы,
с
целью
демонстрации
и
овладения
опытом
успешной
педагогической деятельности.
12 Шаг:
групповые
занятия
по
самостоятельному
моделированию
уроков
и
внеурочных
занятий
с
применением
разных
технологий
и
обучение
самоанализу
13 Шаг:
взаимопосещения
уроков,
подготовленных
молодыми
учителями
совместно с наставниками, с использованием современных интерактивных
технологий, для членов «Школы молодого учителя»
14 Шаг: методический фестиваль «Мозаика успеха» (демонстрация удачных
методических находок, технологических карт уроков, нестандартных форм
работы, примененных молодыми педагогами на своих уроках и показавших
хорошие результаты) проводится совместно с наставниками.
15 Шаг:
тренинговое
занятие
3 « Профилактика
эмоциональной
перегрузки
учителя» Цель: снятие эмоционального и психологического напряжения.
16 Шаг: единый методический день «Современный урок от молодого педагога»
( Открытый урок для членов Методического объединения)
17 Шаг: выходное анкетирование молодых педагогов по итогам учебного года, с
целью
отслеживания
результативности
и
эффективности
организации
деятельности ШМУ, выявления проблем на новый учебный год
18 Шаг: отчет педагогов-наставников о проделанной работе, отзывы молодых
педагогов
В организацию деятельности 2 года работы добавляются участие молодого
педагога в дистанционных конкурсах педагогического мастерства, уроки для
педагогов,
первый
год
входящих
в
ШМУ.
Деятельность
третьего
года
предполагает
самоопределение
молодого
педагога:
самостоятельное
формулирование
темы
по
самообразованию
и
ее
реализацию,
участие
в
дистанционных и очно-заочных конкурсах.
В работе используются различные формы:
- беседы;
- собеседования;
- тренинговые занятия;
- встречи с опытными учителями;
- открытые уроки, внеклассные мероприятия;
- мастер-классы;
- тематические педсоветы, семинары;
- методические консультации:
• Изучение нормативных документов.
• Урочная и внеурочная деятельность.
• Самоанализ и анализ урока.
• Диагностика результатов обучения.
• Педагогические технологии.
• Формы организации деятельности учащихся на уроке.
• Воспитательная работа. (А так же любая методическая помощь).
- посещение уроков;
- взаимопосещение уроков;
- анкетирование, тестирование;
- участие в разных мероприятиях (школьного, городского и регионального
уровней);
- неделя успехов;
- ярмарка педагогического мастерства;
- методический фестиваль;
- прохождение курсов, посещение семинаров
Информация
о
деятельности
«Школы
молодого
учителя»
регулярно
обновляется на сайте нашей школы
Первоначальными
итогами
организованной
таким
образом
работы,
стали
создание условий для уверенного и комфортного прохождение адаптационного
периода
в
образовательном
учреждении
всеми
молодыми
педагогами,
подготовленные
новые
молодые
педагогические
кадры,
которые
отвечают
вопросам
современной
жизни,
закрепление
молодых
педагогов
в
образовательном
учреждении
(Приложение
8)
и
увеличение
количества
педагогических работников, которые после выхода из статуса молодого педагога,
претендуют на 1 квалификационную категорию (Приложение 9) Сформирован
творческий,
психологически
грамотный
педагогический
коллектив
с
пониманием
необходимости
в
непрерывном
самообразовании,
постоянном
повышении
профессиональной
компетентности
и
уровня
своего
мастерства.
Средний возраст педагогического состава школы снизился до 46 лет