Напоминание

Различия процесса обучения, организованного в форме учебной деятельности и детских видов деятельности


Автор: Мусина Эльмира Рашатовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №17"
Населённый пункт: Город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Различия процесса обучения, организованного в форме учебной деятельности и детских видов деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад





РАЗЛИЧИЯ

процесса обучения, организованного в форме учебной деятельности и детских

видов деятельности

Процесс воспитания, обучения и развития

в форме учебной деятельности

в

форме

детских

видов

деятельности

1.
Ребенок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый – главный. Он руководит и управляет ребенком
1.
Ребенок и взрослый – оба субъекта взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее
2.
Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит)
2.
Активность ребенка по крайне мере не меньше, чем активность взрослого
3.
Основная деятельно сть – учебная. Гл а в н ы й р е зул ьт ат у ч е б н о й деятельности – решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель – знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели
3.
Основная деятельность - это так называемые детские виды деятельности. «Ребенок должен быть активен. Но при этом важно, чтобы его активность не была беспорядочной, хаотичной, а оформлялась во вполне определенные, присущие дошкольнику виды деятельности... общение, игра, предметная деятельность, конструирование, изобразительная д е я т е л ь н о с т ь , э л е м е н т а р н а я т р уд о в а я деятельность». «Сам процесс их выполнения и итоги прежде всего радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких- либо жестких норм и правил». Ц е л ь – п о д л и н н а я а к т и в н о с т ь (деятельность) детей, а освоение знаний умений и навыков – побочный эффект этой активности
4.
Основная модель организации образовательного процесса - учебная
4.
О снов ная модель о р г а н и з а ц и и образовательного процесса – совме стная деятельность взрослого и ребенка
5.
Основная форма работы с детьми - занятие
5.
Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдение, беседы разговоры, э кс п е ри ме н т и рова н и е и и с с л е д о в а н и е , коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т.д.
6
. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при ч а с т и ч н о м и с п о л ь з о в а н и и опосредованных)
6.
П р и м е н я ют с я в о с н о в н ом т а к называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых)
7.
Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к с а м о й у ч е б н о й д е я т е л ь н о с т и . «Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам
7.
Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности
зачастую приходится «украшать» занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный п р о ц е с с в п р и в л е к ат е л ь н у ю д л я дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого – вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний».
8.
Все дети обязательно должны присутствовать на занятии
8.
Допускается так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтения и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела
9.
Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. П е д а г о г ч а с т о о п и р а е т с я н а подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей
9.
Образовательный процесс предполагает внесение изменений (коррективов) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей. Конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и д р . , н о н е к а к « г о т о в ы й о б р а з е ц » образовательного процесса


В раздел образования