Различия процесса обучения, организованного в форме учебной деятельности и детских видов деятельности
Автор: Мусина Эльмира Рашатовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №17" Населённый пункт: Город Казань, Республика Татарстан Наименование материала: статья Тема: Различия процесса обучения, организованного в форме учебной деятельности и детских видов деятельности Раздел: дошкольное образование
процесса обучения, организованного в форме учебной деятельности и детских
видов деятельности
Процесс воспитания, обучения и развития
в форме учебной деятельности
в
форме
детских
видов
деятельности
1. Ребенок – объект формирующих
педагогических
воздействий
взрослого
человека.
Взрослый
–
главный.
Он
руководит и управляет ребенком
1.
Ребенок
и
взрослый
–
оба
субъекта
взаимодействия.
Они
равны
по
значимости.
Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый,
конечно, и старше, и опытнее
2. Активность взрослого выше, чем
активность ребенка, в том числе и речевая
(взрослый «много» говорит)
2. Активность ребенка по крайне мере не
меньше, чем активность взрослого
3.
Основная
деятельно сть
–
учебная.
Гл а в н ы й
р е зул ьт ат
у ч е б н о й
деятельности
–
решение
какой-либо
учебной
задачи,
поставленной
перед
детьми взрослым. Цель – знания, умения и
навыки
детей.
Активность
детей
нужна
для достижения этой цели
3.
Основная
деятельность
-
это
так
называемые детские виды деятельности.
«Ребенок должен быть активен. Но при
этом
важно,
чтобы
его
активность
не
была
беспорядочной,
хаотичной,
а
оформлялась
во
вполне
определенные,
присущие
дошкольнику
виды деятельности... общение, игра, предметная
деятельность, конструирование, изобразительная
д е я т е л ь н о с т ь ,
э л е м е н т а р н а я
т р уд о в а я
деятельность». «Сам процесс их выполнения и
итоги
прежде
всего
радуют
самих
детей
и
окружающих взрослых, не имея при этом каких-
либо жестких норм и правил».
Ц е л ь
–
п о д л и н н а я
а к т и в н о с т ь
(деятельность) детей, а освоение знаний умений
и навыков – побочный эффект этой активности
4.
Основная
модель
организации
образовательного процесса - учебная
4.
О снов ная
модель
о р г а н и з а ц и и
образовательного
процесса
–
совме стная
деятельность взрослого и ребенка
5. Основная форма работы с детьми
- занятие
5. Основные формы работы с детьми –
рассматривание, наблюдение, беседы разговоры,
э кс п е ри ме н т и рова н и е
и
и с с л е д о в а н и е ,
коллекционирование,
чтение,
реализация
проектов, мастерская и т.д.
6 .
Применяются
в
основном
так
называемые прямые методы обучения (при
ч а с т и ч н о м
и с п о л ь з о в а н и и
опосредованных)
6.
П р и м е н я ют с я
в
о с н о в н ом
т а к
называемые
опосредованные
методы
обучения
(при частичном использовании прямых)
7. Мотивы обучения на занятии, как
правило, не связаны с интересом детей к
с а м о й
у ч е б н о й
д е я т е л ь н о с т и .
«Удерживает» детей на занятии авторитет
взрослого.
Именно
поэтому
педагогам
7. Мотивы обучения, осуществляемого как
организация
детских
видов
деятельности,
связаны в первую очередь с интересом детей к
этим видам деятельности
зачастую приходится «украшать» занятие
наглядностью,
игровыми
приемами,
персонажами,
чтобы
облечь
учебный
п р о ц е с с
в
п р и в л е к ат е л ь н у ю
д л я
дошкольников форму. Но ведь «подлинная
цель
взрослого
–
вовсе
не
поиграть,
а
использовать
игрушку
для
мотивации
освоения
непривлекательных
для
детей
предметных знаний».
8.
Все
дети
обязательно
должны
присутствовать на занятии
8. Допускается так называемые свободные
«вход»
и
«выход»
детей,
что
вовсе
не
предполагает провозглашения анархии в детском
саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение,
предпочтения
и
интересы,
взрослый
обязан
предоставить
ему
возможность
выбора
–
участвовать или не участвовать вместе с другими
детьми в совместном деле, но при этом вправе
потребовать такого же уважения и к участникам
этого совместного дела
9.
Образовательный
процесс
в
значительной
степени
регламентирован.
Главное
для
взрослого
–
двигаться
по
заранее
намеченному
плану,
программе.
П е д а г о г
ч а с т о
о п и р а е т с я
н а
подготовленный
конспект
занятия,
в
котором
расписаны
реплики
и
вопросы
взрослого, ответы детей
9. Образовательный процесс предполагает
внесение
изменений
(коррективов)
в
планы,
программы с учетом потребностей и интересов
детей.
Конспекты
могут
использоваться
частично,
для
заимствования
фактического
материала
(например,
интересных
сведений
о
композиторах,
писателях,
художниках
и
их
произведениях), отдельных методов и приемов и
д р . ,
н о
н е
к а к
« г о т о в ы й
о б р а з е ц »
образовательного процесса