Методы и формы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра на уроках математики
Автор: Зарипова Венера Хайдаровна Должность: учитель математики Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 285 имени В.А. Молодцова" Населённый пункт: Москва Наименование материала: статья Тема: Методы и формы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра на уроках математики Раздел: среднее профессиональное
Основные условия обучения ребенка с аутизмом в школе (СЛАЙД 2)
Ребенку с аутизмом в школе в основном требуется все то же, что и обычным детям.
Ему
будет
легче
адаптироваться,
если
в
классе
царит
благожелательная
и
спокойная
атмосфера:
большинство срывов в поведении возникает на фоне общей напряженности, конфликтов взрослых с
другими учениками.
Для него важны доброжелательность и симпатия, которые позволяют довериться и привязаться к своему
учителю.
Он очень нуждается в эмоциональном контакте. Известно, что сложившиеся отношения с учителем
являются для этих детей мощным стимулом не только в обучении, но и в эмоциональном и социальном
развитии.
Так же как и другим, хотя, возможно, и в большей степени, ему нужна четкая и подробно разработанная
организация жизни в школе, на уроке, на перемене. Такая организация позволяет ему осознать порядок
происходящего и использовать сложившиеся ритуалы в своем поведении. Внезапное нарушение порядка
для ребенка с аутизмом всегда некомфортно.
Педагог
должен
своевременно
оказывать
ребенку
дополнительную
индивидуальную
помощь.
Она
необходима для определения подходящего ребенку режима освоения учебных навыков. Трудности могут
и не появиться, но если появляются, то обычно связаны с прошлыми неудачными попытками обучения,
с излишним нажимом, с нетерпеливостью родителей или учителей. Первой предпосылкой преодоления
этих трудностей является опыт успешности, который
И, конечно, полноценная помощь ребенку не может осуществиться вне обстановки взаимного доверия
учителя и близких ребенка и их тесного взаимодействия.
При организации урока необходимо учитывать следующие принципы (СЛАЙД 3):
1. Последовательность в своих действиях. (
Все сказанное педагогом подтверждается
последующими действиями).
2.
Любое задание нуждается в завершении. (
Это требует строгости в действиях учителя. Все
это помогает структурировать деятельность ребенка).
3.
От простого к сложному.
(
Урок начинается с простых знакомых ученику упражнений, которые
связаны с положительными эмоциями).
4.
Многократное повторение. (
Способствует выработке и закреплению необходимого навыка или
знания).
5.
Принцип наглядности в обучении с последующим переносом зрительного образа
в словесную форму.
(
В связи со склонностью детей с РАС к конкретному виду мышления и
восприятию окружающего мира, им сложно манипулировать абстрактными образами, в связи с чем в
работе используется принцип наглядности в обучении с последующим переносом зрительного образа
восприятия) в словесную форму (слуховое восприятие).
Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с РАС (СЛАЙД 4)
1.
Индивидуальная корректировка объема задания
Перед началом ознакомления с новой темой необходимо проводить анализ планируемых заданий с
точки зрения объема, специфики преподнесения и возможности выполнения.
- Установите границы задания.
Во время предъявления задания необходимо сразу обозначить
объем выполняемой работы. Задания должны иметь четкое начало и конец, чтобы ребенок имел четкое
представление о том, что от него требуется и в каком объеме. При необходимости используйте таймер.
- Сократите объем заданий .
Очень часто для закрепления того или иного навыка, а так же для
проведения оценки его сформированности, достаточно небольшого объема задания.
- Предъявляйте задания маленькими частями
– это поможет избежать путаницы в
инструкциях, перескакивания с одного задания на другое, а так же паники при виде большого объема.
Для этого удобно использовать отдельные карточки с заданиями.
- Замените задание другим .
Анализируя индивидуальные трудности ученика с РАС, необходимо
определить, какая форма задания будет оптимальна для того или иного ученика. Например: Детям с
моторными трудностями и особенностями письменной речи целесообразно предоставить возможность
устного сообщения. Т. е. вместо выполнения письменной работы ребенку можно предложить ответить у
доске или с места. В тех же случаях, когда ребенку трудно отвечать перед всем классом или при
своеобразии произношения можно предложить выполнить письменную работу.
2.
Помощь в переходах от одной деятельности к другой
Некоторые ученики испытывает трудности с переходами от одной деятельности к другой. Многие
люди, страдающие аутизмом, говорят о том, что такие перемены могут быть невероятно трудными для
них, вызывают стресс и чувство дезориентации. Учитель может уменьшить чувство дискомфорта у
ребенка при смене деятельности или среды следующим образом:
-
напомните ученику, о каком бы то ни было предстоящем переходе за 5 минут и за 1 минуту до него.
Для этого можно использовать таймер или карточку;
-
используйте для всего класса какую-либо стандартную «переходную деятельность» перед сменой
занятия – движение, считалку, стихотворение и т. д.
3. Побуждение к самостоятельному поиску информации
Многие дети с РАС затрудняются в проявлении инициативы. При обучении в школе умение искать
определенную информацию является важным навыком. Подобные задания обеспечивают возможность
альтернативного получения информации.
- предлагайте задания по поиску дополнительной информации по изучаемой теме;
4. Обучение переносу знаний
Недостаточная способность к обобщению детей с РАС вызывает трудности в выстраивании связей
между понятиями, а так же также затрудняет перенос знаний в жизненные ситуации:
- для генерализации навыков необходимо все понятия связывать с жизненными ситуациями ребенка;
- использовать на уроке большое количество практических заданий;
5. Обучение работе в паре, в группе
Необходимо избегать перегрузок в учебе и общении. Помните о том, что любая работа в группе,
общение предъявляют дополнительные требования к ребенку с РАС. Избегайте планирования заданий,
которые требуют максимальной вовлеченности в общение. Если на уроке акцент делается на
совместную работу с другими детьми, то сами задания должны быть в рамках способностей ребенка с
РАС.
Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с РАС (СЛАЙД 5)
1. Адаптация устной речи
Необходимо принимать во внимание трудности, связанные с нарушением развития речи и
коммуникации при РАС. Трудность понимания устной и письменной речи, а так же буквальность
интерпретаций может приводить к искаженному восприятию услышанного и прочитанного:
- избегайте ироничных выражений;
- говорите ровным тоном;
- не говорите слишком быстро.
2. Обучение выполнению инструкций
Перед тем как дать инструкцию необходимо привлечь внимание учащегося, называя его по имени:
- необходимо помнить, что некоторые дети РАС не могут одновременно воспринимать визуальные и
речевые сигналы. Они не могут слушать и видеть в одно и то же время. поэтому невозможно просить их
слушать информацию и выполнять какое-либо задание еще (записывать, подчеркивать и т. д.);
- используйте несложные инструкции и объяснения. Избегайте инструкций типа «прежде чем начать
выполнять задание, не забудьте подписать ваши работы, что бы сдать, когда вы их выполните». Такое
объяснение может вызывать сильное замешательство у детей с РАС;
- проверяйте понимание учащимся услышанных фраз. Если ученик не понимает фразу, не используйте
перефразирование, а сократите ее до ключевых слов;
- избегайте длинных глагольных цепочек в объяснениях. Ученики с РАС плохо запоминают
последовательность;
-
если ребенок умеет читать, напишите инструкцию на листе.
3. Работа над обогащением словаря
Во время предъявления темы проводите отдельную работу по обогащению словаря. Не следует
полагать, что дети понимают слова и понятия без обучения им:
- необходимо специальное обучение абстрактным понятиям;
- проводите работу над пониманием синонимов;
- разбор ключевых понятий - дети с РАС нуждаются в том, чтобы ключевые идеи или понятия были
четко выражены.
4. Обучение ответам на вопросы
Обработка речи у детей с РАС может быть намного медленнее, чем у детей с нормальным развитием.
Поэтому:
- давайте учащемуся достаточно времени для осмысления вашего вопроса;
- старайтесь не использовать перефразирование – это может вызвать замешательство;
- ребенку требуется специальное обучение, в процессе которого ему предлагаются короткие и четкие
ответы на подобные вопросы, которые он мог бы в дальнейшем использовать в своей жизни;
- задавайте вопросы сразу после того, как этот вид деятельности произошел;
- предлагайте ответить на тот же вопрос несколько раз в течение дня, чтобы помочь усвоить схему
ответа;
- подкрепите вопрос визуальной подсказку, чтобы напомнить ребенку ответ;
- после предъявления вопроса, предложите выбрать ответ;
- научите выделять главное в задании или тексте, чтобы в последствие найти ответ;
- давайте задания для домашней отработке ответов;
- обозначьте вопросы, на которые необходимо ответить после прочтения текста, до того как выполнять
задание.
5. Адаптация текстов
Для детей с РАС необходимо специально адаптировать тексты:
- упрощение предложений поможет детям с трудностями понимания прочитанного или замедленным
темпом чтения успешно работать на уроке. При способности к быстрому чтению ребенок также часто
не «схватывает» смысл прочитанного, поэтому упрощение должно быть не только по форме, а по
акцентированию значимых для осмысленного восприятия текста понятий, связей;
- рекомендуется так же дополнительный разбор сложных слов;
- для успешного освоения программного материала, рекомендуется все материалы для прочтения давать
для домашней проработки;
Методические рекомендации по применению дидактических материалов для детей с РАС
(СЛАЙД 6)
1.
Определение способа подачи программного материала внутри темы урока
Перед тем как начать составлять планирование по каждому предмету, необходимо определить нижнюю
границу программных требований для каждого конкретного ребенка с РАС . Так как при составлении
планирования мы опираемся на программу массовой школы, то требуется учитывать основные знания,
умения и навыки, предполагаемые базовым уровнем программы по данному предмету. Для этого
необходимо определить, какие из заложенных в программе учебных компетенций являются наиболее
важными, и влияют на усвоение программы в будущем. При этом важно уделить особое внимание
формированию универсальных учебных действий, поскольку, их сформированность поможет
преодолевать ту или иную дефицитарность при усвоении программы.
В том случае, когда диагностический период был организован соответствующим образом, учителю не
составит труда определение пропусков в программном материале. Темы, недостаточно проработанные,
необходимо учитывать и включить в планирование, для того что бы пробелы в формировании знаний,
умений и навыков не отражались на дальнейшем усвоении программного материала.
- Тема . Определив нижнюю границу программных требований, а так же материал, уже пройденный на
предыдущих этапах, но требующий дополнительной проработки, не сложно будет определить основные
темы на учебный период.
- Элементы содержания внутри темы . Необходимо описать конкретные навыки и понятия внутри темы,
которые будут даваться на уроке. Для этого требуется четко определить: с какими понятиями
необходимо познакомить ребенка, какие знания и умения вы хотите, что бы ребенок усвоил. Учитель
должен четко представлять «чему он хочет научить». Важно помнить, что мы учим только тому, что
необходимо для усвоения программы в будущем.
- Виды работы . После того, как вы определили «чему вы будете учить», необходимо понять «как вы
будете этому учить». Для этого под каждый элемент содержания темы должен быть подобран способ
преподнесения материала.
- Индивидуальные требования к уровню подготовки учащихся . Вся программа обучения в классе
должна строиться с учетом индивидуальных особенностей, определенных в индивидуальной программе
обучения. Поэтому необходимо определить ожидаемый индивидуальный уровень сформированности
выбранных навыков. При этом важно описать условия, при которых данный навык считается
сформированным (например: решает задачи на нахождение части от целого, с использованием
калькулятора). Наибольший упор должен быть сделан на требования к сформированности
универсальных учебных действий. Важно определить «что должен уметь конкретный ребенок» и «при
каких условиях он должен это умение проявить».
- Учет сильных и слабых сторон . При выборе дидактических материалов необходимо учитывать
сильные и слабые стороны ученика. Это может быть великолепная механическая память,
сформированное зрительное восприятие, высокая скорость вычислений и т. д.
- Связь материалов с интересами ребенка . Старайтесь по возможности связывать задания с интересами
учащегося. Многие дети с РАС имеют сверхценный интерес к тому или иному
объекту (поезда,
географические карты, символы и т. д.). Самый лучший способ использовать это умение – направить его
на выполнение учебных заданий.
2.
Использование специальных дидактических материалов
На данный момент существует большое количество специальных учебных пособий, приспособленных
для детей с различными трудностями обучения. Для обеспечения успешности обучения рекомендовано
использование специализированных учебников и рабочих тетрадей.
Математика (СЛАЙД 7 -8)
Среди детей с РАС встречается большое количество тех, кто с легкостью выполняет вычисления
различной сложности, однако наравне с ними есть и такие ученики, у кого отмечаются трудности
выполнения арифметических действий даже на самом начальном уровне. При этом практически все
дети сталкиваются с трудностями понимания грамматических конструкций при решении
арифметических задач.
- Визуальный ряд чисел или линейка.
Данный вид пособия целесообразно прикрепить в
верхней части доски или на парту ученика.
- Специализированная линейка Абака. Такая линейка традиционно применяется для обучения счету
и выполнению арифметических действий при обучении школьников по программе специальных
(коррекционных) школ VIII вида. Однако данная линейка требует проведения дополнительного
обучения по ее использованию.
- Нумикон.
Это программа для обучения математическим навыкам детей дошкольного и школьного
возраста, в которой используется мультисенсорный подход и применяются специальные наборы
наглядно-практического материала. Шаблоны, включенные в набор «Нумикон», помогают детям
установить связь между числом и величиной, которую оно обозначает. В процессе осуществления
детьми различных действий с шаблонами у них формируется собственное представление о числах и
величинах. Нумикон создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны детей – способность
обучаться на практике, способность обучаться, наблюдая и способность распознавать паттерны
(шаблоны), то есть запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы или шаблоны при
следующих предъявлениях.
- Игровые пособия по закреплению состава числа .
Данные пособия опираются на
индивидуальные интересы ребенка. Они помогают на практике освоить понимание тех или иных
математических заданий.
- Игровые пособия по обучению сравнению чисел с помощью знаков.
Для успешного
сравнения чисел с помощью знаков необходима сформированность пространственных представлений,
представление о количестве и т. д. Данные пособия помогают на практике понять схему выполнения
данных заданий.
- Игровые пособия по обучению выполнению арифметических действий.
Данные
пособия опираются на индивидуальные интересы ребенка. Они помогают на практике освоить
понимание тех или иных математических заданий. Такие пособия могут применяться в виде игры со
всем классом или предлагаться виде домашнего задания индивидуально для ребенка с РАС.
- Краткие записи и схемы .
При анализе математических задач, очень важно научить детей
составлять краткие записи и схемы их решения. Для проработки сложных математических
представлений, абстрактных понятий необходимо научить детей работать по заданному алгоритму и
опираться на схему (Модель «Пирамидка»: условие – вопрос – решение – ответ). Важно научить ребенка
самостоятельному использованию таких визуальных пособий.
-
Очень важно научить ребенка выделять опорные слова , с помощью которых проще решить задачу
(Например, «Стало», «Осталось», «Прилетели», «Купили»).
- Таблица умножения
. При решении арифметических задач необходимо научить ребенка
самостоятельно использовать таблицу умножения. Самое простое – научить использовать таблицу на
обратной стороне тетради.
- Выполнение вычислений в столбик
.
Очень часто для успешного решения примеров требуется
сразу, при переходе к вычислению двузначных чисел обучать выполнять действия в столбик. В начале
обучения важно научить ребенка правильно располагать в пространстве десятки и единицы. Для этого
можно использовать специальные таблицы и пособия. (например, многоразовые карточки на печатной
основе).
- Калькулятор.
Допустимо использование калькулятора в случаях, когда целью задания не является
выполнение арифметических действий.
- Специализированные учебники .
Для овладения программой по изучению математике
используются учебники и рабочие тетради для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.
Материал представлен более схематично и наглядно. (учебник 5 класса. Авторы М.Н.Перова и
Г.М.Капустина. Издательство Просвещение).
Виды стимулирования и мотивации (СЛАЙД 9)
Хвалить ребенка как можно чаще. Несмотря на то, что некоторые дети с РАС могут выглядеть
абсолютно отстраненными. Необходимо давать положительный отзыв, это очень важно, чтобы
сохранять в них высокий уровень мотивации.
Награда или «подкрепление» — это инструмент, с помощью которого мы признаем и сохраняем
правильное поведение ученика. «Подкрепители», то есть то, что мы предоставляем в качестве
награды, могут быть самыми разными.
Ощутимые награды
(Что-то, что можно взять или потрогать, но нельзя есть).
— Наклейка за достижения.
— Жетоны, определенное количество которых можно обменять на приз.
Но хорошая оценка не должна даваться учителем слишком эмоционально, это может взволновать
ребенка. Достижение успеха на каждом уроке является важным средством стимулирования
познавательной деятельности детей с РАС.
ИТОГ:
Каждая встреча с аутичным ребенком поистине уникальна. Зная общие
закономерности развития детей с РАС и имея в копилке «набор» приемов для
работы с ними, всегда можно подобрать ключик к ним, даже в самых сложных и