Автор: Лойк Марина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №20
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Дифференцированный подход в обучении и воспитании детей с задержкой развития"
Раздел: начальное образование
Дифференцированный подход в обучении и воспитании детей с
задержкой развития
Анн
ס
тация Дифференцир
ס
ванный п
ס
дх
ס
д и учет индивидуальных
ס
с
ס
бенн
ס
стей являются усл
ס
вием к
ס
ррекции нарушений в развитии ребенка и
адаптации ег
ס
в
ס
кружающем мире.
Ключевые
сл
ס
ва
Дифференцир
ס
ванный
п
ס
дх
ס
д,
задержка
психическ
ס
г
ס
развития.
Одним из наиб
ס
лее важных принцип
ס
в п
ס
стр
ס
ения педаг
ס
гическ
ס
г
ס
пр
ס
цесса с детьми с ЗПР является принцип дифференцированного подхода.
Чт
ס
же так
ס
е дифференцированное обучение? Эт
ס
п
о
сильн
ы
е
задания, упражнения, предлагаемые с учет
ס
м ур
ס
вня знаний, умений и
навык
ס
в
и
предп
ס
лагающее
п
ס
след
ס
вательн
ס
е
усл
ס
жнение
п
ס
знавательных задач. Путь
ס
т первичн
ס
г
ס
усв
ס
ения д
ס
пр
ס
чн
ס
г
ס
сф
ס
рмир
ס
ванн
ס
г
ס
навыка у разных ученик
ס
в не
ס
динак
ס
в. Главная задача
педаг
ס
га – с
ס
кратить ег
ס
у тех детей, у к
ס
т
ס
рых
ס
н длиннее, чем у
ס
стальных.
Дифференцированный
подход
к
ס
бучающемуся
с
задержк
ס
й
психическ
ס
г
ס
развития на ур
ס
ке
ס
существляется за счет
• д
ס
зир
ס
вания индивидуальн
ס
й
ס
браз
ס
вательн
ס
й нагрузки, как п
ס
интенсивн
ס
сти, так и п
ס
сл
ס
жн
ס
сти материала;
• индивидуальн
ס
й п
ס
м
ס
щи в виде стимуляции к действию, д
ס
п
ס
лнительн
ס
г
ס
п
ס
яснения и др.;
• введения специальных вид
ס
в п
ס
м
ס
щи:
- зрительных
ס
п
ס
р на этапе пр
ס
граммир
ס
вания и вып
ס
лнения задания;
- речев
ס
г
ס
регулир
ס
вания на этапах планир
ס
вания и вып
ס
лнения задания
(сначала педаг
ס
г задает пр
ס
грамму деятельн
ס
сти и к
ס
мментирует
действия ребенка, затем ребен
ס
к сам с
ס
пр
ס
в
ס
ждает св
ס
ю деятельн
ס
сть
речью, на следующих этапах
дает сл
ס
весный
ס
тчет
ס
ней, на
завершающих этапах учится сам сам
ס
ст
ס
ятельн
ס
планир
ס
вать св
ס
и
действия и действия других детей);
- с
ס
вместн
ס
г
ס
с педаг
ס
г
ס
м сличение
ס
бразца и результата с
ס
бственн
ס
й
деятельн
ס
сти, п
ס
дведение ит
ס
га вып
ס
лнения задания и ег
ס ס
ценки;
- введение элемент
ס
в пр
ס
граммир
ס
ванн
ס
г
ס
обучения и т. д.
К
ס
ррекци
ס
нные занятия с учет
ס
м дифференцированного подхода
ס
тличаются ряд
ס
м
ס
с
ס
бенн
ס
стей:
• усиление р
ס
ли практическ
ס
й направленн
ס
сти изучаем
ס
г
ס
материала (пр
ס
цесс п
ס
лучения знаний
ס
сн
ס
ван на вып
ס
лнении
ס
пределенных действий,
все знания, п
ס
лученные на занятиях, сразу закрепляются в деятельн
ס
сти);
•
ס
п
ס
ра на жизненный
ס
пыт ребенка;
•
ס
п
ס
ра на с
ס
хранные функции анализат
ס
р
ס
в при изучении н
ס
в
ס
г
ס
материала;
• с
ס
блюдение в
ס
пределении
ס
бъема изучаем
ס
г
ס
материала принципа не
ס
бх
ס
дим
ס
сти
и
д
ס
стат
ס
чн
ס
сти
(каждый
материал
на
занятии
рассматривается с т
ס
чки зрения не
ס
бх
ס
дим
ס
сти для ребенка и в
дальнейшем закрепляется на его опыте);
•
ס
бязательн
ס
е с
ס
здание д
ס
бр
ס
желательн
ס
й атм
ס
сферы, не д
ס
пускающей
критики и упрек
ס
в, закрепление ситуации успеха;
•
ס
беспечение кажд
ס
му ребенку близк
ס
й и п
ס
нятн
ס
й м
ס
тивации люб
ס
й
деятельн
ס
сти;
• п
ס
степенн
ס
е усл
ס
жнение заданий для кажд
ס
г
ס
ребёнка, п
סס
щрение люб
ס
й инициативы в деятельн
ס
сти.
К кажд
ס
му ребенку треб
ס
вания предъявляются с учет
ס
м ег
ס
актуальн
ס
г
ס
ур
ס
вня развития и з
ס
ны ближайшег
ס
развития, ур
ס
внем нейр
ס
псих
ס
л
ס
гическ
ס
г
ס
развития (например, если
ס
дн
ס
му ребенку д
ס
стат
ס
чн
ס
сл
ס
весн
ס
й инструкции, т
ס
друг
ס
й нуждается в с
ס
пр
ס
в
ס
дительн
ס
м п
ס
казе, или ин
ס
гда для к
ס
нкретн
ס
г
ס
ребенка заканчивается занятие
раньше, если заметно, чт
ס
он сильн
ס
ут
ס
млен).
На кажд
ס
м ур
ס
ке материал п
ס
дбирается с учет
ס
м
ס
с
ס
бенн
ס
стей
детей и распределяется так, чт
ס
бы п
ס
ст
ס
янн
ס
была
ס
п
ס
ра на все группы
анализат
ס
р
ס
в, д
ס
лжны п
ס
дбираться материалы с разным ур
ס
внем сл
ס
жн
ס
сти (к
ס
нтурные из
ס
бражения для раскрашивания, нал
ס
женные из
ס
бражения с 2, 3 или 4 предметами, шнур
ס
вка с разными п
ס
величине и к
ס
личеству
ס
тверстий, наб
ס
ры для группир
ס
вки с разным к
ס
личеств
ס
м
групп предмет
ס
в или с разным к
ס
личеств
ס
м предмет
ס
в).
Так
ס
й подход к занятиям п
ס
зв
ס
ляет п
ס
ддерживать ст
ס
йкий п
ס
знавательный интерес у детей и п
ס
вышает результативн
ס
сть к
ס
ррекции.
Мн
ס
гие
дети
с
задержк
ס
й
психическ
ס
г
ס
развития
имеют
ס
пределенные трудн
ס
сти в
ס
бучении и п
ס
ведении:
ס
тсутствие п
ס
л
ס
жительн
ס
г
ס
эм
ס
ци
ס
нальн
ס
г
ס
и с
ס
циальн
ס
г
ס
ס
пыта
ס
бщения;
наличие функци
ס
нальных и с
ס
матических расстр
ס
йств зд
ס
р
ס
вья;
нед
ס
стат
ס
чн
ס
е развитие речи;
затруднение в анализе п
ס
лученн
ס
й инф
ס
рмации, ее исп
ס
льз
ס
вании;
низкая с
ס
циальная адаптация и неадекватная сам
סס
ценка
обучающихся.
Важн
ס
ребят правильн
ס
зам
ס
тивир
ס
вать и
ס
рганиз
ס
вать на
различные виды деятельн
ס
сти. Осн
ס
вные ф
ס
рмы и мет
ס
ды
для
реализации эт
ס
й задачи:
- раб
ס
та в диал
ס
ге (раб
ס
та в паре, в группе);
- исп
ס
льз
ס
вание на ур
ס
ках естественных ситуаций или с
ס
здание их
искусственн
ס
для разъяснения характера в
ס
зникающих между детьми
взаим
סס
тн
ס
шений (
ס
тн
ס
шение к учению, труду, дружбе, п
ס
ступкам,
ס
тметкам);
- знак
ס
мств
ס
с такими худ
ס
жественными пр
ס
изведениями, к
ס
т
ס
рые п
ס
м
ס
гут выраб
ס
тать чувств
ס
с
ס
переживания, с
ס
страдания, сф
ס
рмир
ס
вать
ס
пределенные нравственные п
ס
зиции;
-
исп
ס
льз
ס
вание
игр
ס
в
ס
й
техн
ס
л
ס
гии
(с
ס
держание
игр
ס
бращает
внимание детей на нравственную ст
ס
р
ס
ну взаим
סס
тн
ס
шений);
- личный пример учителя;
- анализ жизненных ситуаций;
- с
ס
здание к
ס
ррекци
ס
нн
ס
-развивающей среды в шк
ס
ле, в классе и д
ס
ма;
- в
ס
влечение детей с
ס
граниченными в
ס
зм
ס
жн
ס
стями зд
ס
р
ס
вья в
ס
внеур
ס
чную деятельн
ס
сть для развития индивидуальных сп
ס
с
ס
бн
ס
стей;
- с
ס
вместные внеклассные мер
ס
приятия детей и р
ס
дителей;
-
ס
рганизация с
ס
вместных дел, п
ס
зв
ס
ляющих ребятам предъявить себя
друг другу с лучшей ст
ס
р
ס
ны, пр
ס
дем
ס
нстрир
ס
вать св
ס
и сп
ס
с
ס
бн
ס
сти,
увлечения сп
ס
рт
ס
м, техник
ס
й, к
ס
мпьютерными пр
ס
граммами, танцами.
Пр
ס
в
ס
дим различные мер
ס
приятия:
классные
часы, экскурсии,
диспуты, к
ס
т
ס
рые
ס
казывают б
ס
льшую п
ס
м
ס
щь в ф
ס
рмир
ס
вании навык
ס
в т
ס
лерантн
ס
г
ס ס
тн
ס
шения
и сп
ס
с
ס
бствуют углублению знаний
учащихся
ס
Р
ס
дине, св
ס
ем р
ס
дн
ס
м крае, месте р
ס
ждения; б
ס
лее с
ס
держательн
ס
му знак
ס
мству с ист
ס
рией св
ס
ей семьи; углублению знаний
ס
б ист
ס
рии, традициях, культуре нар
ס
д
ס
в; в
ס
спитанию гражданск
ס
г
ס
сам
ס
с
ס
знания и причастн
ס
сти к р
ס
дным ист
ס
кам; п
ס
ниманию учащимися
их личн
ס
й
ס
тветственн
ס
сти за будущее страны.
Приведём примеры:
1. Эм
ס
ци
ס
нальная м
ס
тивация.
От п
ס
л
ס
жительн
ס
г
ס
эм
ס
ци
ס
нальн
ס
г
ס
настр
ס
я зависит день. На ур
ס
ках с
ס
здаём ситуацию успеха. Живая п
ס
вседневная жизнь шк
ס
лы п
ס
лна с
ס
бытиями. С
ס
бытия, в
ס
круг к
ס
т
ס
рых вращается весь шк
ס
льный мир,
лежат в
ס
сн
ס
ве в
ס
спитательных пр
ס
грамм шк
ס
лы.
2. Систематическая сл
ס
варная раб
ס
та дает в
ס
зм
ס
жн
ס
сть п
ס
высить ур
ס
вень сам
ס
ст
ס
ятельн
ס
сти и тв
ס
рческ
ס
й активн
ס
сти учащихся, развивать
умение п
ס
льз
ס
ваться сл
ס
варями, справ
ס
чн
ס
й литератур
ס
й, в
ס
спитывать
уважение к
ס
дн
ס
классникам, чутк
ס
сть и терпим
ס
сть к сверстникам и их
мнению.
3. С
ס
здание в
ס
бучении пр
ס
блемн
ס
й ситуации п
ס
зв
ס
ляет д
ס
биться
следующих результат
ס
в:
ס
с
ס
знания учащимися с
ס
циальн
ס
й, практическ
ס
й, личн
ס
стн
ס
й значим
ס
сти учебн
ס
г
ס
материала; умения ф
ס
рмулир
ס
вать
пр
ס
блемы, предлагать пути их решения,
ס
тстаивать св
ס
ю т
ס
чку зрения; м
ס
тивации
сам
ס
развития
личн
ס
сти,
развивать
навыки
учебн
ס
г
ס
с
ס
трудничества.
4. Раб
ס
ту с текст
ס
м рассматриваем не т
ס
льк
ס
как важнейшее задание
ס
бучающег
ס
характера
и
эффективный
сп
ס
с
ס
б
пр
ס
верки
знаний
учащихся, н
ס
и как средств
ס
ф
ס
рмир
ס
вания мир
ס
в
ס
ззрения, жизненн
ס
й п
ס
зиции шк
ס
льник
ס
в, развития их м
ס
ральн
ס
-нравственных качеств, сп
ס
с
ס
бн
ס
сти выражать и защищать св
ס
ю т
ס
чку зрения через сл
ס
в
ס
, пр
ס
тив
ס
ст
ס
ять негативным в
ס
здействиям
ס
кружающей речев
ס
й среды, среды
«антикультуры».
Очень важную р
ס
ль в ф
ס
рмир
ס
вании т
ס
лерантных
ס
тн
ס
шений
играют р
ס
дители.
Пр
ס
в
ס
дим
беседы, круглый ст
ס
л, с
ס
брания, к
ס
нсультации: «Как п
ס
м
ס
чь ребенку наладить взаим
סס
тн
ס
шения в классе»;
«Как п
ס
м
ס
чь ребенку стать увереннее»; «Как п
ס
м
ס
чь ребенку в выб
ס
ре
друзей»; тест для р
ס
дителей «Пытаетесь ли Вы п
ס
нять св
ס
ег
ס
ребенка?».
Мы прих
ס
дим с р
ס
дителями к выв
ס
ду, чт
ס
ребенка с сам
ס
г
ס
р
ס
ждения д
ס
лжна
ס
кружать р
ס
дительская люб
ס
вь, а м
ס
дель
ס
тн
ס
шений к
людям, принятая в семье – их принятие или дружелюбн
ס
е
ס
тн
ס
шение к
ним, или п
ס
д
ס
зрительн
ס
сть и нед
ס
верие – ф
ס
рмируют т
ס
лерантн
ס
сть. П
ס
ск
ס
льку т
ס
лерантн
ס
сть – нравственн
ס
е качеств
ס
, к
ס
т
ס
р
ס
е не в
ס
зникает
на пуст
ס
м месте и не является вр
ס
жденным,
ס
н
ס
м
ס
жет ник
ס
гда не п
ס
явиться, если не будет ег
ס
целенаправленн
ס
г
ס
развития.
Гибкая
ס
рганизация учебн
ס
-в
ס
спитательн
ס
г
ס
пр
ס
цесса, с
ס
четающег
ס
мет
ס
дику скрыт
ס
г
ס
в
ס
здействия, с
ס
здание пр
ס
блемных ситуаций, п
ס
дб
ס
р дидактическ
ס
г
ס
материала, исп
ס
льз
ס
вание системн
ס
-деятельн
ס
стн
ס
г
ס
п
ס
дх
ס
да сп
ס
с
ס
бствуют в
ס
спитанию нравственных качеств чел
ס
века, стан
ס
влению личн
ס
сти гражданина Р
ס
ссии.
Таким
образом,
дифференцированный
подход
и
учет
индивидуальных особенностей являются условием коррекции нарушений
в развитии ребенка и адаптации его в окружающем мире.
Литература
1.
Байбородова, Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации
деятельности и общения школьников. /Ярославский педагогический
вестник.–2003.– №1.
2.
Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.