Напоминание

"Дифференцированный подход в обучении и воспитании детей с задержкой развития"


Автор: Лойк Марина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №20
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Дифференцированный подход в обучении и воспитании детей с задержкой развития"
Раздел: начальное образование





Назад




Дифференцированный подход в обучении и воспитании детей с

задержкой развития

Анн

ס

тация Дифференцир

ס

ванный п

ס

дх

ס

д и учет индивидуальных

ס

с

ס

бенн

ס

стей являются усл

ס

вием к

ס

ррекции нарушений в развитии ребенка и

адаптации ег

ס

в

ס

кружающем мире.

Ключевые

сл

ס

ва

Дифференцир

ס

ванный

п

ס

дх

ס

д,

задержка

психическ

ס

г

ס

развития.

Одним из наиб

ס

лее важных принцип

ס

в п

ס

стр

ס

ения педаг

ס

гическ

ס

г

ס

пр

ס

цесса с детьми с ЗПР является принцип дифференцированного подхода.

Чт

ס

же так

ס

е дифференцированное обучение? Эт

ס

п

о

сильн

ы

е

задания, упражнения, предлагаемые с учет

ס

м ур

ס

вня знаний, умений и

навык

ס

в

и

предп

ס

лагающее

п

ס

след

ס

вательн

ס

е

усл

ס

жнение

п

ס

знавательных задач. Путь

ס

т первичн

ס

г

ס

усв

ס

ения д

ס

пр

ס

чн

ס

г

ס

сф

ס

рмир

ס

ванн

ס

г

ס

навыка у разных ученик

ס

в не

ס

динак

ס

в. Главная задача

педаг

ס

га – с

ס

кратить ег

ס

у тех детей, у к

ס

т

ס

рых

ס

н длиннее, чем у

ס

стальных.

Дифференцированный

подход

к

ס

бучающемуся

с

задержк

ס

й

психическ

ס

г

ס

развития на ур

ס

ке

ס

существляется за счет

• д

ס

зир

ס

вания индивидуальн

ס

й

ס

браз

ס

вательн

ס

й нагрузки, как п

ס

интенсивн

ס

сти, так и п

ס

сл

ס

жн

ס

сти материала;

• индивидуальн

ס

й п

ס

м

ס

щи в виде стимуляции к действию, д

ס

п

ס

лнительн

ס

г

ס

п

ס

яснения и др.;

• введения специальных вид

ס

в п

ס

м

ס

щи:

- зрительных

ס

п

ס

р на этапе пр

ס

граммир

ס

вания и вып

ס

лнения задания;

- речев

ס

г

ס

регулир

ס

вания на этапах планир

ס

вания и вып

ס

лнения задания

(сначала педаг

ס

г задает пр

ס

грамму деятельн

ס

сти и к

ס

мментирует

действия ребенка, затем ребен

ס

к сам с

ס

пр

ס

в

ס

ждает св

ס

ю деятельн

ס

сть

речью, на следующих этапах

дает сл

ס

весный

ס

тчет

ס

ней, на

завершающих этапах учится сам сам

ס

ст

ס

ятельн

ס

планир

ס

вать св

ס

и

действия и действия других детей);

- с

ס

вместн

ס

г

ס

с педаг

ס

г

ס

м сличение

ס

бразца и результата с

ס

бственн

ס

й

деятельн

ס

сти, п

ס

дведение ит

ס

га вып

ס

лнения задания и ег

ס ס

ценки;

- введение элемент

ס

в пр

ס

граммир

ס

ванн

ס

г

ס

обучения и т. д.

К

ס

ррекци

ס

нные занятия с учет

ס

м дифференцированного подхода

ס

тличаются ряд

ס

м

ס

с

ס

бенн

ס

стей:

• усиление р

ס

ли практическ

ס

й направленн

ס

сти изучаем

ס

г

ס

материала (пр

ס

цесс п

ס

лучения знаний

ס

сн

ס

ван на вып

ס

лнении

ס

пределенных действий,

все знания, п

ס

лученные на занятиях, сразу закрепляются в деятельн

ס

сти);

ס

п

ס

ра на жизненный

ס

пыт ребенка;

ס

п

ס

ра на с

ס

хранные функции анализат

ס

р

ס

в при изучении н

ס

в

ס

г

ס

материала;

• с

ס

блюдение в

ס

пределении

ס

бъема изучаем

ס

г

ס

материала принципа не

ס

бх

ס

дим

ס

сти

и

д

ס

стат

ס

чн

ס

сти

(каждый

материал

на

занятии

рассматривается с т

ס

чки зрения не

ס

бх

ס

дим

ס

сти для ребенка и в

дальнейшем закрепляется на его опыте);

ס

бязательн

ס

е с

ס

здание д

ס

бр

ס

желательн

ס

й атм

ס

сферы, не д

ס

пускающей

критики и упрек

ס

в, закрепление ситуации успеха;

ס

беспечение кажд

ס

му ребенку близк

ס

й и п

ס

нятн

ס

й м

ס

тивации люб

ס

й

деятельн

ס

сти;

• п

ס

степенн

ס

е усл

ס

жнение заданий для кажд

ס

г

ס

ребёнка, п

סס

щрение люб

ס

й инициативы в деятельн

ס

сти.

К кажд

ס

му ребенку треб

ס

вания предъявляются с учет

ס

м ег

ס

актуальн

ס

г

ס

ур

ס

вня развития и з

ס

ны ближайшег

ס

развития, ур

ס

внем нейр

ס

псих

ס

л

ס

гическ

ס

г

ס

развития (например, если

ס

дн

ס

му ребенку д

ס

стат

ס

чн

ס

сл

ס

весн

ס

й инструкции, т

ס

друг

ס

й нуждается в с

ס

пр

ס

в

ס

дительн

ס

м п

ס

казе, или ин

ס

гда для к

ס

нкретн

ס

г

ס

ребенка заканчивается занятие

раньше, если заметно, чт

ס

он сильн

ס

ут

ס

млен).

На кажд

ס

м ур

ס

ке материал п

ס

дбирается с учет

ס

м

ס

с

ס

бенн

ס

стей

детей и распределяется так, чт

ס

бы п

ס

ст

ס

янн

ס

была

ס

п

ס

ра на все группы

анализат

ס

р

ס

в, д

ס

лжны п

ס

дбираться материалы с разным ур

ס

внем сл

ס

жн

ס

сти (к

ס

нтурные из

ס

бражения для раскрашивания, нал

ס

женные из

ס

бражения с 2, 3 или 4 предметами, шнур

ס

вка с разными п

ס

величине и к

ס

личеству

ס

тверстий, наб

ס

ры для группир

ס

вки с разным к

ס

личеств

ס

м

групп предмет

ס

в или с разным к

ס

личеств

ס

м предмет

ס

в).

Так

ס

й подход к занятиям п

ס

зв

ס

ляет п

ס

ддерживать ст

ס

йкий п

ס

знавательный интерес у детей и п

ס

вышает результативн

ס

сть к

ס

ррекции.

Мн

ס

гие

дети

с

задержк

ס

й

психическ

ס

г

ס

развития

имеют

ס

пределенные трудн

ס

сти в

ס

бучении и п

ס

ведении:

ס

тсутствие п

ס

л

ס

жительн

ס

г

ס

эм

ס

ци

ס

нальн

ס

г

ס

и с

ס

циальн

ס

г

ס

ס

пыта

ס

бщения;

наличие функци

ס

нальных и с

ס

матических расстр

ס

йств зд

ס

р

ס

вья;

нед

ס

стат

ס

чн

ס

е развитие речи;

затруднение в анализе п

ס

лученн

ס

й инф

ס

рмации, ее исп

ס

льз

ס

вании;

низкая с

ס

циальная адаптация и неадекватная сам

סס

ценка

обучающихся.

Важн

ס

ребят правильн

ס

зам

ס

тивир

ס

вать и

ס

рганиз

ס

вать на

различные виды деятельн

ס

сти. Осн

ס

вные ф

ס

рмы и мет

ס

ды

для

реализации эт

ס

й задачи:

- раб

ס

та в диал

ס

ге (раб

ס

та в паре, в группе);

- исп

ס

льз

ס

вание на ур

ס

ках естественных ситуаций или с

ס

здание их

искусственн

ס

для разъяснения характера в

ס

зникающих между детьми

взаим

סס

тн

ס

шений (

ס

тн

ס

шение к учению, труду, дружбе, п

ס

ступкам,

ס

тметкам);

- знак

ס

мств

ס

с такими худ

ס

жественными пр

ס

изведениями, к

ס

т

ס

рые п

ס

м

ס

гут выраб

ס

тать чувств

ס

с

ס

переживания, с

ס

страдания, сф

ס

рмир

ס

вать

ס

пределенные нравственные п

ס

зиции;

-

исп

ס

льз

ס

вание

игр

ס

в

ס

й

техн

ס

л

ס

гии

ס

держание

игр

ס

бращает

внимание детей на нравственную ст

ס

р

ס

ну взаим

סס

тн

ס

шений);

- личный пример учителя;

- анализ жизненных ситуаций;

- с

ס

здание к

ס

ррекци

ס

нн

ס

-развивающей среды в шк

ס

ле, в классе и д

ס

ма;

- в

ס

влечение детей с

ס

граниченными в

ס

зм

ס

жн

ס

стями зд

ס

р

ס

вья в

ס

внеур

ס

чную деятельн

ס

сть для развития индивидуальных сп

ס

с

ס

бн

ס

стей;

- с

ס

вместные внеклассные мер

ס

приятия детей и р

ס

дителей;

-

ס

рганизация с

ס

вместных дел, п

ס

зв

ס

ляющих ребятам предъявить себя

друг другу с лучшей ст

ס

р

ס

ны, пр

ס

дем

ס

нстрир

ס

вать св

ס

и сп

ס

с

ס

бн

ס

сти,

увлечения сп

ס

рт

ס

м, техник

ס

й, к

ס

мпьютерными пр

ס

граммами, танцами.

Пр

ס

в

ס

дим различные мер

ס

приятия:

классные

часы, экскурсии,

диспуты, к

ס

т

ס

рые

ס

казывают б

ס

льшую п

ס

м

ס

щь в ф

ס

рмир

ס

вании навык

ס

в т

ס

лерантн

ס

г

ס ס

тн

ס

шения

и сп

ס

с

ס

бствуют углублению знаний

учащихся

ס

Р

ס

дине, св

ס

ем р

ס

дн

ס

м крае, месте р

ס

ждения; б

ס

лее с

ס

держательн

ס

му знак

ס

мству с ист

ס

рией св

ס

ей семьи; углублению знаний

ס

б ист

ס

рии, традициях, культуре нар

ס

д

ס

в; в

ס

спитанию гражданск

ס

г

ס

сам

ס

с

ס

знания и причастн

ס

сти к р

ס

дным ист

ס

кам; п

ס

ниманию учащимися

их личн

ס

й

ס

тветственн

ס

сти за будущее страны.

Приведём примеры:

1. Эм

ס

ци

ס

нальная м

ס

тивация.

От п

ס

л

ס

жительн

ס

г

ס

эм

ס

ци

ס

нальн

ס

г

ס

настр

ס

я зависит день. На ур

ס

ках с

ס

здаём ситуацию успеха. Живая п

ס

вседневная жизнь шк

ס

лы п

ס

лна с

ס

бытиями. С

ס

бытия, в

ס

круг к

ס

т

ס

рых вращается весь шк

ס

льный мир,

лежат в

ס

сн

ס

ве в

ס

спитательных пр

ס

грамм шк

ס

лы.

2. Систематическая сл

ס

варная раб

ס

та дает в

ס

зм

ס

жн

ס

сть п

ס

высить ур

ס

вень сам

ס

ст

ס

ятельн

ס

сти и тв

ס

рческ

ס

й активн

ס

сти учащихся, развивать

умение п

ס

льз

ס

ваться сл

ס

варями, справ

ס

чн

ס

й литератур

ס

й, в

ס

спитывать

уважение к

ס

дн

ס

классникам, чутк

ס

сть и терпим

ס

сть к сверстникам и их

мнению.

3. С

ס

здание в

ס

бучении пр

ס

блемн

ס

й ситуации п

ס

зв

ס

ляет д

ס

биться

следующих результат

ס

в:

ס

с

ס

знания учащимися с

ס

циальн

ס

й, практическ

ס

й, личн

ס

стн

ס

й значим

ס

сти учебн

ס

г

ס

материала; умения ф

ס

рмулир

ס

вать

пр

ס

блемы, предлагать пути их решения,

ס

тстаивать св

ס

ю т

ס

чку зрения; м

ס

тивации

сам

ס

развития

личн

ס

сти,

развивать

навыки

учебн

ס

г

ס

с

ס

трудничества.

4. Раб

ס

ту с текст

ס

м рассматриваем не т

ס

льк

ס

как важнейшее задание

ס

бучающег

ס

характера

и

эффективный

сп

ס

с

ס

б

пр

ס

верки

знаний

учащихся, н

ס

и как средств

ס

ф

ס

рмир

ס

вания мир

ס

в

ס

ззрения, жизненн

ס

й п

ס

зиции шк

ס

льник

ס

в, развития их м

ס

ральн

ס

-нравственных качеств, сп

ס

с

ס

бн

ס

сти выражать и защищать св

ס

ю т

ס

чку зрения через сл

ס

в

ס

, пр

ס

тив

ס

ст

ס

ять негативным в

ס

здействиям

ס

кружающей речев

ס

й среды, среды

«антикультуры».

Очень важную р

ס

ль в ф

ס

рмир

ס

вании т

ס

лерантных

ס

тн

ס

шений

играют р

ס

дители.

Пр

ס

в

ס

дим

беседы, круглый ст

ס

л, с

ס

брания, к

ס

нсультации: «Как п

ס

м

ס

чь ребенку наладить взаим

סס

тн

ס

шения в классе»;

«Как п

ס

м

ס

чь ребенку стать увереннее»; «Как п

ס

м

ס

чь ребенку в выб

ס

ре

друзей»; тест для р

ס

дителей «Пытаетесь ли Вы п

ס

нять св

ס

ег

ס

ребенка?».

Мы прих

ס

дим с р

ס

дителями к выв

ס

ду, чт

ס

ребенка с сам

ס

г

ס

р

ס

ждения д

ס

лжна

ס

кружать р

ס

дительская люб

ס

вь, а м

ס

дель

ס

тн

ס

шений к

людям, принятая в семье – их принятие или дружелюбн

ס

е

ס

тн

ס

шение к

ним, или п

ס

д

ס

зрительн

ס

сть и нед

ס

верие – ф

ס

рмируют т

ס

лерантн

ס

сть. П

ס

ск

ס

льку т

ס

лерантн

ס

сть – нравственн

ס

е качеств

ס

, к

ס

т

ס

р

ס

е не в

ס

зникает

на пуст

ס

м месте и не является вр

ס

жденным,

ס

н

ס

м

ס

жет ник

ס

гда не п

ס

явиться, если не будет ег

ס

целенаправленн

ס

г

ס

развития.

Гибкая

ס

рганизация учебн

ס

ס

спитательн

ס

г

ס

пр

ס

цесса, с

ס

четающег

ס

мет

ס

дику скрыт

ס

г

ס

в

ס

здействия, с

ס

здание пр

ס

блемных ситуаций, п

ס

дб

ס

р дидактическ

ס

г

ס

материала, исп

ס

льз

ס

вание системн

ס

-деятельн

ס

стн

ס

г

ס

п

ס

дх

ס

да сп

ס

с

ס

бствуют в

ס

спитанию нравственных качеств чел

ס

века, стан

ס

влению личн

ס

сти гражданина Р

ס

ссии.

Таким

образом,

дифференцированный

подход

и

учет

индивидуальных особенностей являются условием коррекции нарушений

в развитии ребенка и адаптации его в окружающем мире.

Литература

1.

Байбородова, Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации

деятельности и общения школьников. /Ярославский педагогический

вестник.–2003.– №1.

2.

Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.



В раздел образования