Авторы: Хамидулина Юлия Абдулхаевна, Какалюк Галина Адамовна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУООШ№20
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкого
Наименование материала: Статья
Тема: Лэпбук – как современное средство обучения детей младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование
Лэпбук – как современное средство обучения детей
младшего школьного возраста
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №20 им. В.М. Елсукова»
г.Ленинск-Кузнецкий муниципальный округ
В связи с внедрением ФГОС начального общего образования педагогу приходится
искать новые подходы к обучению, которые будут соответствовать новым требованиям и
целям обучения, а также были бы интересны детям и соответствовали их возрасту.
Важным подходом современного образования является «научить учиться самому». Перед
учителем стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить
способы их решения, а самое главное находить нужную информацию среди большого
количества источников информации. Одним из средств обеспечения сотрудничества детей
и взрослых, является использование лэпбука.
Лэпбук (lap – колени, book – книга) – самодельная интерактивная папка
содержащая множество мини-книжек, кармашков, подвижных деталей, окошек, и вставок,
которая вмещает в себя большое количество материала: карточки, пазлы, вращающиеся
детали, схемы, дидактические игры, иллюстрации, высовывающиеся детали и т. д.
Попадая в руки к ребенку, лэпбук помогает ему погрузиться в тему, повторить и закрепить
изученный материал, систематизировать уже 44 имеющиеся знания. Таким образом,
обучение становится не только познавательным, но и творческим, интересным,
увлекательным процессом.
Лэпбук – это отличный справочный инструмент, особая форма организации
учебного материала. Основа лэпбука создается учителем и дополняется, совершенствуется
вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы получается проработанный
исследовательский проект.
Лэпбуки имеют яркое оформление и четкую структуру. Они отвечает всем
требованиям ФГОС НОО:
– информативны;
– способствуют развитию воображения и творчества;
– вариативны;
– пригодны к использованию как группой детей, так и индивидуально;
– структура и содержание соответствует возрастным особенностям детей;
– являются средством художественно-эстетического развития детей;
– обеспечивают познавательную, игровую, творческую и исследовательскую
активность обучающихся.
При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их в
процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Использование лэпбука в процессе обучения детей младшего школьного возраста
помогает развивать следующие универсальные учебные действия, такие как:
умение планировать будущую деятельность;
распределять обязанности между собой;
договариваться со сверстниками;
находить информацию, обобщать её и систематизировать;
самостоятельно давать разъяснения на возникающие вопросы;
принимать самостоятельные решения, опираясь на полученные знания и
умения;
использовать устную речь, выражая свои мысли и желания.
Таким образом, создание и использование лэпбука в педагогической деятельности
помогает учителю создать условия для поддержки детской инициативы. В процессе такого
творчества обучающийся становится не только создателем своей собственной
тематической папки, но и дизайнером, художником-иллюстратором и сочинителем. Такая
форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.