Автор: Щербакова Надежда Сергеевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МКУ ДО "Киквидзенская ДМШ"
Населённый пункт: ст. Преображенская
Наименование материала: Эссе
Тема: « Что стратегически необходимо сделать в дополнительном образовании уже сегодня, чтобы дети в 2030 году…»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Киквидзенская детская музыкальная школа»
Эссе на тему: « Что стратегически необходимо сделать в дополнительном образовании
уже сегодня, чтобы дети в 2030 году…»
Автор: Щербакова Надежда Сергеевна, преподаватель фортепиано, ст. Преображенская,
2025г.
Система дополнительного образования в России
формировалась из форм
внешкольной работы, которая возникла в конце девятнадцатого века в виде кружков, клубов,
мастерских, дневных приютов для детей. Её роль играла и играет до сих пор огромное
значение в жизни современного общества. Именно дополнительное образование помогает
стать ребёнку разносторонне развитой личностью. Человек, чьи увлечения охватывают
много областей, может рассмотреть любую проблему под разными «углами». Это является
основополагающим моментом формирования активной жизненной позиции гражданина
России. С наступлением двадцать первого века, который принёс с собой динамические
изменения в мире, когда развитие технологий и новых педагогических систем ломает
старые устои, требуется найти инновационные пути развития дополнительного образования
в нашей стране. С другой стороны, где- то стоит придерживаться старых, давно
сложившихся и проверенных временем традиций. Так что же предпринять, чтобы
музыкальное образование, как составляющая дополнительного образования, оставалось
востребованным у современного подрастающего поколения?
Во-первых, я считаю, необходимо, чтобы в ДМШ и ДШИ работали педагоги,
увлечённые своим делом, способные погрузить ребёнка своим исполнительским мастерством
в волшебный мир музыки. Роль живого педагогического примера в процессе воспитания
музыканта переоценить невозможно. Если рассмотреть глубже ситуацию, сложившуюся в
музыкальном образовании, то можно увидеть проблему нехватки кадров педагогов –
музыкантов, не говоря уже о педагоге - мастере! Зачастую, именно сила личности крупного
мастера имеет главное формирующее влияние на его учеников. Ведь может наступить такой
момент в жизни, когда останутся равнодушные к своему делу учителя, которые могут сыграть
даже отрицательную роль в заинтересованности ребёнка в обучении. Хочу привести в пример
классицистическую комедию « Недоросль», где речь идёт о Митрофанушке, который « не
хотел учиться, а хотел жениться». Сатирик Фонвизин метко описал нерадивых учителей,
которые отбили у ребёнка всю тягу к знаниям. Этот литературный факт лишь подтверждает
моё убеждение, что во многом именно от личности педагога зависит успех обучения.
Во- вторых, мне хочется помечтать, как было бы здорово, если бы юный музыкант играл
на новом рояле в концертном зале, соответствующем всем требованиям современности: с
хорошей акустикой, звукоизоляцией, новой качественной аппаратурой. Что же получается в
реальной жизни? Если взять во внимание нынешнее положение, то пианисты неохотно
выходят на сцену, понимая, что им придётся играть на старом рояле, который уже давно не
держит строй, а от басов просто исходит гул… Приходится рояль заменять электронными
инструментами, а они настолько изношены, что включаются через раз. Слушателей в таком
случае становится меньше и меньше с каждым концертом. Печально, конечно, но я надеюсь,
что к две тысячи тридцатому году изменится сложная политическая ситуация в стране, и моя
мечта хотя бы частично сбудется. В этом случае у детей сможет проснуться новый интерес к
концертной деятельности и музыкальному образованию в целом.
В - третьих, вижу необходимость взаимодействия учреждений дополнительного
образования и семьи, установление взаимопомощи и взаимоподдержки для решения основной
задачи - воспитания, в нашем случае, музыкально - образованного человека. Эта проблема
очень актуальна для современного педагога, так как именно родители оказывают влияние на
принятие решения об обучении детей в музыкальной школе. С началом этого процесса они
начинают воспринимать своих детей как способных, уделяют им больше времени, проявляют
большую заинтересованность в делах и успехах детей. Ещё в девятнадцатом веке возник
интерес к вопросу о взаимодействии школы и семьи. Так, педагог В. Я. Стоюнин считал, что
школа « должна искать себе помощи в семье, призывать её на свои совещания, выслушивать
её требования; семья же должна смотреть на школу как на свою помощницу в деле, которое ей
ближе всего, но которого она одна не может выполнить».
Итак, очень важно, чтобы молодые преподаватели ДМШ и ДШИ находились в
прекрасной концертной форме, сами и вместе со своими учениками выходили на сцену. Мера
сил и способностей у всех разная, но нужно всегда помнить, что наше музыкальное будущее
именно в руках учителей, и для его сохранения и преумножения необходимо живое
педагогическое исполнение и эту замечательную традицию необходимо сохранять и
передавать своим ученикам. Выступление на новых качественных инструментах в
современных концертных залах с хорошей акустикой и аппаратурой принесёт огромную
радость детям и мотивацию к дальнейшему музыкальному росту. В свою очередь, родители
учащихся, тесно контактируя со школой, будут проявлять большую «включённость» в
музыкальное образование и творческую деятельность своих детей. Я считаю, что
совокупность этих мер приведёт к стремительному росту и повышению интереса к
музыкальному образованию детей в России уже в скором будущем.