Напоминание

Размышления о духовно-нравственной жизни. Пятая сотница


Автор: Шлепин Василий Валентинович
Должность: доктор богословия, главный научный сотрудник ДБК "Суть православной веры"
Учебное заведение: ДБК "Суть православной веры"
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: Статья
Тема: Размышления о духовно-нравственной жизни. Пятая сотница
Раздел: дополнительное образование





Назад




Размышления о духовно-нравственной жизни. Пятая сотница

Шлепин Василий Валентинович,

доктор богословия,

почетный доктор богословия

Славяно-Греко-Латинской академии,

почетный доктор теологии,

почетный доктор философских наук и

почетный доктор экономических наук

Русской духовной академии,

почетный профессор

Русского православного института культуры,

главный научный сотрудник

дистанционных богословских курсов

«Суть православной веры»

1.

Вера – дар Божий, но дар этот дается тем, кто ищет Бога, кто хочет

узнать есть ли Бог, является ли Он Творцом мира. Постепенно Бог открывается

человеку, а бывает, что вера появляется неожиданно как прикосновение Боже-

ственной благодати и тогда вдруг человек понимает, что Бог есть.

2.

Что отличает апостолов Христовых? 1) полное самоотречение; 2) без-

условное доверие Богу; 3) беспрекословное послушание Богу.

3.

Мы не были вместе с апостолами, когда Иисус Христос жил на Земле,

поэтому мы слышим об этом, то есть в начале имеем веру от слышания. Но

надо отметить, что верующий православный христианин имеет несомненное

переживание Бога, когда он не только уверен, что Бог есть, но и имеет возмож-

ность общения с Ним в молитве и в церковных таинствах. Более того, подвиж-

ники сподоблялись увидеть Бога как Божественный свет и это видение Бога

лицом к Лицу постепенно через действие Божественной благодати усыновляет

Богу, достигается единение с Богом и обожение.

4.

Иногда неверующие люди говорят: как же есть Бог на небе, когда там

самолеты летают? На это надо сказать, что Бог не материален, потому что Он

есть Дух. Когда говорят, что Бог на небе, то имеют ввиду духовный мир, в

котором пребывают и ангелы. Также надо отметить, что Бог вездесущий и Бо-

жественные энергии пронизывают весь тварный мир, поэтому Бог все собою

наполняет, при этом сущность Божия остается непознаваемой. Именно благо-

даря причастности Богу тварный мири поддерживает существование. Поэтому

когда люди отвергают Бога, то они лишают себя бытия.

5.

Отвечу на вопрос: «Что мешает полюбить Бога, если Он не идеален?»

Бога мешают полюбить грехи и страсти, особенно самолюбие и эгоизм. При

чем здесь идеальное или нет, все люди неидеальны, но ведь кого-то мы любим.

Бог совершенен, но совершенен в добре, в нем нет зла и того, что к нему отно-

сится. Личные неудачи - не вина Бога, а неумение правильно распоряжаться

своей жизнью, особенно своей волей, которую тянет на грех. Чтобы быть

счастливым, надо жить богоугодно, и святые это доказали, они были полны

Богом и от этого счастливы.

6.

Чтобы понять язык живой природы, надо любить ее, уметь ей состра-

дать. Чувствуя любовь, живая тварь ответит человеку преданностью. Язык

любви преодолевает границы во взаимопонимании и кто его обретёт, тот ста-

нет подлинным хозяином живой природы.

7.

Часто люди удивляются почему им плохо живётся: вроде бы живут как

все, никому явно зло не делают. Но ведь при этом они и не делают другим

людям добра, а тот, кто живет только в своем эгоизме, всегда страдает. Нужно

начать делать добро другим людям и тогда жизнь изменится и станет радост-

ной, даже если она внешне заметно не поменяет свой ритм. Но искорки добра

другим людям наполнят жизнь новым содержанием и будут двигать к Богу.

8.

Не нужно видеть свое добро, а свои добрые дела следует сразу забыть,

но надо каждый день полагать благое начало к исправлению жизни во спасе-

ние. Не нужно цепляться за прошлое, которого не вернуть, но надо жить насто-

ящим, которое можно изменить и сделать лучше, а если есть добрый навык, то

в этом поможет.

9.

Уже совершенно забыто, что человек женится или выходит замуж, рож-

дает детей, чтобы сделать супруга и детей счастливыми. Делая ближних счаст-

ливыми, мы тем самым спасаемся. А как же счастье для нас? В самом служе-

нии ближним и есть счастье для нас. А награда уже будет в вечности. Но со-

временные люди не хотят выходить из зоны комфорта и предпочитают жить

только для себя. За такой эгоизм и вечная участь их будет уже не радостной.

10.

Как спасаются православные христиане в Браке? Через взаимное по-

слушание и любовь, во всем содействуя друг другу и в устремлении к Богу

супруги духовно-нравственно возрастают и спасаются.

11.

Иногда спрашивают: откуда появляются души у людей? От душ роди-

телей. Иисус Христос воспринял человечество от Девы Марии и стал совер-

шенный Человек, то есть с телом и душой. Так и души, и тела людей рожда-

ются от родителей, а Бог наделяет их личными свойствами и соответствую-

щими талантами, поэтому каждая личность уникальна и неповторима.

12.

Сейчас православные богословы, как, например, прот. Вадим Леонов

пытаются исследовать внутренний мир человека. Если внешняя его область

чувтственно-эмоцианальная, что соответствует нашей психике, то внутренняя

область, его ядро – духовно-личностное начало в человеке. Причем личность

способна к изменениям, например, когда ей даются характеристики. Воз-

можно, в том числе поэтому нельзя осуждать людей, так как при обсуждении:

ты такой-то меняется личность человека.

13.

В каждом православном христианине есть мирянин, монах и священ-

ник. Мирянину свойственны добрые дела и милосердие, монаху - уединение,

молитвы и любовь к Богу, а священнику - любовь к ближним. Надо быть цель-

ным, поэтому будем развивать в себе все добродетели.

14.

Надо быть внимательным к тому, чью волю мы исполняем. Есть 3

воли: бесовская, человеческая и Божия. По плодам наших дел мы познаем чью

волю исполнили. Надо стараться исполнить волю Божию, благую, угодную и

совершенную.

15.

Наш рассудок действует по схеме: понятия – суждения – умозаключе-

ния. При эгоцентрическом воззрении человек не ведает помощи Божией и не

осознает свою немощь. Но разум человека может постигнуть, что в мире дей-

ствует Промысел Божий по всеблагой и всесовершенной воли Божией и жизнь

сохраняется всемогущей и вседейственной Божественной благодатью.

16.

Профессор МПДА А.И. Осипов говорит: «Грех – рана, которую чело-

век наносит себе». Следовательно, грехами мы не только отдаляемся от Бога,

но и сами себя травмируем и убиваем, что отражается на всем духовно-ду-

шевно-телесном составе человека. Через таинство Покаяния эта рана исцеля-

ется, а через таинство Причащения состав человека оживотворяется и напол-

няется Божественной благодатью, готовящей его для вечной жизни.

17.

В отношении страстей можно выделить 3 духовных закона: 1) усиле-

ние страсти, когда каждый последующий грех делается гораздо легче, чем

предыдущий; 2) расширение страсти, когда с усилением одной страсти растут

и другие страсти; 3) углубление страсти, когда страсть после каждого греха

становиться все более изощренной.

18.

Сейчас очень распространены центры йоги и при многих предприя-

тиях есть бесплатные занятия. Но нужно понимать, что углубленное занятие

йогой, которая есть ничто иное как аскетическая практика индуистской духов-

ности, направленная на соединение с языческим божеством, надлежит присо-

единению к Православию через чин присоединения, а занятия йогой якобы

просто как упражнения для здоровья повреждают рассудок и требуют испо-

веди в Таинстве Покаяния.

19.

Почему иногда кажется, что Таинство Покаяния нам не помогает в

борьбе с грехами? Вроде бы на исповеди все осознанные грехи назвали, а Бо-

жественная благодать в Таинстве на нас не подействовала. Это потому что не

было покаяния как до, так и во время исповеди. Простое называние грехов по-

каянием назвать нельзя, нужно сокрушенное и смиренное сердце.

20.

Обращаю Ваше внимание, что во время исповеди священник произ-

носит разрешительную молитву и осеняет голову крестным знамением, а по-

том исповедующийся совершает крестное знамение и целует крест и Еванге-

лие. Это целование означает твердое намерение теперь идти за Христом, бо-

рясь со всяким грехом и страстью до полной победы над ними. Поэтому не

будем формально совершать указанные действия, но осмысленно, потому что

все что делается в Церкви полно смысла.

21.

Чтобы перестать грешить, нужно соблюдать Божественные заповеди.

Покаяние – не мгновенный результат, а направление жизни к Богу.

22.

Преподобный Исаак Сирин пишет: «Юному хранение паче дел». По-

этому не будем смущаться, если дети не всегда слушают родителей в их бла-

гочестивых порывах. Для детей гораздо важнее сохранить чистоту во всем и,

если им это удастся, то эта чистота вменится им в дела. Когда же они придут

в совершенные лета, то смогут гораздо больше упражняться и в доброделании.

23.

Если спросить какая самая лучшая добродетель? Кто-то скажет: сми-

рение, любовь, рассуждение и т.д. Но самая лучшая добродетель – та, которой

не замечаешь.

24.

Иеромонах Симон (Безкровный) пишет: «Бог наделяет смыслом все,

что приводит в бытие». Мы знаем, что Бог есть любовь и в Его любви все ста-

новится прекрасным и наполненным любовью. С обретением Божественной

любви подвижник обретает спасение через эту любовь. Божественная любовь

– безграничный покой Духа Божия и подвижник обретает покой в Боге.

25.

Бог обращается к человеку голосом любви, так как Бог есть Любовь.

Если человек не слушает этот голос, тогда Бог обращается к человеку голосом

совести. Ели и этот голос человек игнорирует, то Бог обращается к человеку

голосом страданий. Человек впадает в грехи и страсти, а отсюда и болезни. И

страдания человека растут по нарастающей пока человек не смирится и не об-

ратиться к Богу. Это не значит, что Бог сразу отнимает и страдания, но даже в

самом страдании делает его выше страданий и так, что он может снова воз-

расти духовно-нравственно и стать близким к Богу.

26.

Через терпеливое перенесение скорбей мы очищаемся от грехов и

страстей. Как золото очищается в горниле, так и мы учимся полагаться не на

себя, а на Бога спасающего, и благодарить Его за все милости к нам

27.

Полагаю, что традиция Русской Православной Церкви о том, что без

исповеди нельзя приступать ко причащению правильная, так как нам сперва

надо ощутить свое недостоинство перед святыней, а потом уже приступать.

Частое причащение без благоговения вменяется в грех. Суть ведь не в том,

чтобы как можно больше раз причаститься, а в том, чтобы к этому должным

образом подготовиться. Все Евхаристии во всех храмах мира и во все времена

– повторение одной Голгофскоц жертвы Спасителя, а через причастие мы ста-

новимся обладателями ее искупительный плодов. В этом плане помогают и

записки на проскомидии, когда вынутые из просфоры частицы омываются в

Крови Христовой с просьбой омыть грехи поминавшихся. Поэтому советую

заказать длительное поминовение в каком-нибудь монастыре. Тогда даже если

Вы не часто будете приступать ко Причащению, но грехи Ваши все равно бу-

дут омыты Кровью Христовой.

28.

Профессор МПДА А.И. Осипов обращает внимание на то, что люди

стремятся посетить святыни и святые места, но самая большая святыня на

Земле – Тело и Кровь Христовы. При этом отмечу, что не надо стремиться

причаститься в известной обители или храме, даже в самом малом и бедном

православном храме, где служит не запрещенный и не изверженный из сана

православный священник, совершается Таинство Евхаристии, в котором мы

можем принять в себя всего Христа, стать храмом для Его обитания в нас. Бу-

дем же чаще прибегать к этому Таинству, но всегда должным образом подго-

товившись к нему.

29.

Частое и регулярное причащение Тела и Крови Христовых важно не

только потому, что так мы самым тесным образом соединяемся с Богом, но и

потому, что тем самым мы показываем наше желание спастись и быть всегда

с Богом в отличие от тех, кто живет без этого желания обычной суетной жиз-

нью, но тоже не хочет попасть в ад, ссылаясь на свое крещение. Вера должна

подтверждаться делами веры, одного ее наличия недостаточно.

30.

Иеромонах Симон (Безкровный) пишет: «Дух видит мир таким, как он

есть, – Божиим, но ум видит лишь свои мысли о мире и воспринимает его как

скопище печалей и скорбей». Каждый человек руководствуется своим умом,

который, будучи подвержен влиянию грехов и страстей, видит мир греховным

и от этого страдает, но мир создан Богом, поэтому он прекрасен. Красоту мира

может увидеть отрешившийся от греха и пребывающий наедине с Богом. Ко-

гда все является для нас премудростью Творца, то и греху не находится места,

потому что чистый видит лишь чистое и грязь к нему не прилипает.

31.

Иеромонах Симон (Безкровный) пишет: «Всякий раз перед тобой

стоит выбор: достичь ли тебе свободы в отрешенности духа и соединиться с

Богом или продолжать настаивать на ложной независимости своего тщеслав-

ного эгоизма». Некоторые современные люди хотят быть независимыми от

Бога, то есть делать все, что им захочется, как бы аморально это не было. Но

они находятся в рабстве греха и страстей и, более того, в рабстве у дьявола,

потому что как только человек отходит от Бога, то он подпадает под власть

дьявола. Даже если внешне человек ведет приличный образ жизни, но внутри

он все равно порабощен грехам и страстям, так как самому, без действия Бо-

жественной благодати, с ними не справиться. Могут сказать: посмотрите на

православных какие они грешники! Но они ведь и каются, а в Таинстве Пока-

яния искренне кающимся прощаются все грехи, если ничего не было осо-

знанно утаено. Следовательно, полная свобода возможна только в Боге и при

единении с Богом.

32.

Иеромонах Симон (Безкровный) пишет: «Всю жизнь приходится со-

вершать то, что кажется самым нужным, в глубине сердца сознавая, что на

самом деле не нужно ничего, кроме Бога внутри самого себя». Мы часто суе-

тимся в повседневных заботах, думая что делаем что-то значимое, однако если

это дело не посвящено Богу, то оно ничто На самом деле нам не нужно ничего

кроме Бога, потому что когда мы стяжем Бога внутри себя, то значит будем

иметь все. Бог – само бытие, источник жизни и всякого блага.

33.

Иеромонах Симон (Безкровный) пишет: «В каждом обстоятельстве

скрыта благодать, но извлекает ее только духовное рассуждение». Мы должны

правильно и духовно понимать суть происходящего с нами и видеть во всем

пользу для нас, благодаря за это Бога, тогда по мере нашего смирения и любви

к Богу, и нашей сердечной чистоты, нам будет дарована Божественная благо-

дать и мы научимся ее обретать в каждом деле и обстоятельстве.

34.

Иеромонах Симон (Безкровный) пишет: «Тот, кто ищет соединения в

духе благодати с Господом, становится святым». Здесь 3 аспекта: 1) полный

отказ от своего эгоизма и осознанная жизнь бессмертного духа; 2) стяжание

Божественной благодати с целью всецелого соединения с Богом; 3) постоян-

ная память о Господе и нахождение в присутствии Бога.

35.

Мы часто ищем в жизни чудес, а прп. Иоанн Кассиан Римлянин пи-

шет: «Верх святости и совершенства состоит не в совершении чудес, но в чи-

стоте любви». Поэтому надо уметь видеть любовь и на какую-то, называемую

любовью, но любовь жертвенную и чистую. И такая любовь есть. Более того,

нам самим нужно дорастать до такой любви, если мы желаем потом быть со-

причислены к ликам святых в Царствии Небесном.

36.

Иеромонах Симон (Безкровный) пишет: «Освяти благодатью свою

жизнь, и мир сделается для тебя святым». Подвижник старается проживать

каждый день своей жизни свято в присутствии Бога, причем и днем, и ночью.

Его устремленность к Богу постоянна и поддерживается не только ревностью

ко спасению, но и любовью к Богу. Подвижник во всем творении видит кра-

соту и премудрость дел Божиих.

37.

Иеромонах Симон (Безкровный) пишет: «Почему слышны жалобы на

то, что нет духовного роста? Потому что слова Евангелия не сделались твоей

повседневной жизнью: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова,

которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63). Если человек еще цепля-

ется за этот материальный мир, то он не может и духовно расти, когда же он

всецело предаст себя Богу и в Нем одном будет видеть смысл своего суще-

ствования, то тогда будет происходить духовно-нравственное возрастание.

38.

Иеромонах Симон (Безкровный) пишет: «Единственное, чему можно

отдать свою жизнь и сделать ее бессмертной, – это бессмертная любовь веч-

ного Бога». Бог нас возлюбил совершенной любовью, и Сын Божий принес

жертву любви за весь человеческий род. Теперь нам надо открыться этой

любви Божий, то есть открыть свою сердце, чтобы восприять ее в доступной

для нас мере и ответить на любовь Божию нашей любовью через посвящение

Ему своей жизни, живя с Ним и в Нем.

39.

От чего мы такие грустные и унылые? От того, что имеем мало любви

к Богу, потому что любящим Бог по своей милости дарует сердечную радость

о Нем. Любовь к Богу нужно возгревать и взращивать в себе, тогда и наше

сердце будет преисполнено радостью, что для нас становится явственно, когда

какое-либо дело делаем не для нас самих, а для Бога.

40.

Иеромонах Симон (Безкровный) пишет: «Стремление сердца – жажда

единения с истиной». Человеческое сердце ищет что-то сродное себе и идет в

этом поиске до конца. Когда достигнут в выбранной области нужный резуль-

тат, которому отданы время и силы, то оно радуется, но эта радость мимо-

летна, потому что истина – Бог, а что вне Бога не может дать покой сердцу.

41.

Иеромонах Симон (Безкровный) пишет: «Жажда соединения с Богом

есть наивысшее проявление любви к Богу, а сильное желание помочь спасе-

нию людей, положив за них свою жизнь, – это наиболее сильное проявление

любви к ближним». Иногда спрашивают, если Бог вседовольный, то как мы

можем показать свою любовь к Богу? Любовь в большей степени выражается

в постоянно желании быть с Богом, то есть войти в Божественную любовь и

это есть наш ответ на любовь Бога. Любящий не ждет от любимых подарков,

но желает, чтобы они были с ним. Помогая спасаться ближним, чтобы они

также вошли в любовь Божию, мы тем самым любим их.

42.

Когда мы любим Бога всей душой? Тогда, когда наши ум, чувство и

воля как свойства души, находятся в единстве и всецело устремлены к Богу.

43.

Иеромонах Симон (Безкровный) пишет: «Любовь к Богу рождает

неуклонную решимость достичь спасения». Любящий Бога желает всегда быть

с Богом, всегда Его созерцать, любить Его и быть любимым, поэтому он ста-

рается сделать все возможное для своего спасения, предавая при этом себя в

волю Божию и веря в Промысел Божий о нем.

44.

Старец Кирилл (Павлов) называет три составляющие духовной жизни,

ведущей ко спасению: смирение, внимательность, сосредоточенность.

45.

Иеромонах Симон (Безкровный) пишет: «Страх Божий есть глубокое

благоговение перед Богом». Благодаря страху Божию подвижник сосредота-

чивает свое внимание на Боге и предает себя во всецелое послушание Бога,

достигая впоследствии вечной жизни.

46.

Как человек может видеть себя ниже всех? Это возможно, когда ви-

деть лишь свои грехи, а чужие грехи не замечать.

47.

Почему святые считали себя хуже бесов? Это потому что они видели

в себе грехи и считали себя порабощенными бесам, а значит и ниже их.

48.

Православие – крест и воскресенье. Вначале православный христиа-

нин терпит скорби в борьбе с грехами и страстями, которые его умерщвляют.

Затем он воскресает от действия Божественной благодати, как претерпевший

за Христа страдание и доказавший Ему свою верность, и постепенно доходит

до созерцания Божественного света.

49.

Иеромонах Симон (Безкровный) пишет: «Цена вечной жизни – смерть

эго на кресте самоотречения». Когда подвижник освободиться от эгоизма, об-

ретя в себе сияние Бога, тогда откроет вечное духовное бытие и небеса

Царствия Божия.

50.

Поздравляю Вас с двунадесятым праздником Рождества Христова!

Желаю Вам утверждаться в православной вере, быть верным Богу во всем, ста-

раться исполнять Божественные заповеди, храня себя в чистоте, постоянно

благоугождая Богу и трудясь в деле спасения до достижения Царствия Небес-

ного.

51.

Поздравляю Вас с наступающим двунадесятым праздником Богоявле-

ния. Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Желаю Вам рас-

тить в себе любовь, иметь мир душевный, смирение и кротость перед Богом и

в отношении всех людей. В день Крещения Господня важно окроплять святой

водой Ваши дома, чтобы Божественная благодать оставалась всегда с Вами.

52.

Поздравляю Вас с двунадесятым праздником Сретения Господа Бога

и Спаса нашего Иисуса Христа. Господь явился как свет для язычников и да-

ровал им возможность перейти от тьмы к свету, от области сатаны к Богу. По-

этому и для нас встреча с Богом независимо от обстоятельств всегда является

указанием на возможность и необходимость спасения. Встречая Бога лицом к

Лицу, покажем ему нашу любовь за все Божии благодеяния не только к нам,

но и ко всему человеческому роду, то есть будем хвалить, благодарить и сла-

вословить Бога от всего нашего усердия.

53.

Поздравляю Вас с двунадесятым праздником Благовещения Пресвя-

той Богородицы! От свободного решения Девы Марии зависело воплощение и

вочеловечивание Сына Божия на земле. Когда же Дева Мария смиренно согла-

силась быть Материю Божией, то тогда нашел на нее Святой Дух и сила Выш-

него осенила ее. Будем же и мы Богородице восклицать: "Радуйся, Благодат-

ная, Господь с Тобою!"

54.

Поздравляю Вас с двунадесятым праздником Входа Господня в Иеру-

салим. Пусть милостивый Господь, воскресит и наши души, и тела, умерщ-

вленные грехами и страстями, как некогда воскресил Лазаря. Всякий раз обра-

щаясь к Богу мы воскресаем для вечной жизни и всякий раз для нас появляется

надежда, что по милосердию Божию мы можем спастись.

55.

Поздравляю Вас со Светлым Христовым Воскресением, Пасхой Хри-

стовой! При воскресении Христа воссиял Божественный свет, так потом и сей-

час некоторые подвижники видят Божественный свет. Да просветит Господь

и нас своим Божественным светом, чтобы мы могли осознанно сказать в каж-

дый воскресный день: «Воскресение Христово видевши».

56.

Поздравляю Вас с наступающим двунадесятым праздником Вознесе-

ния Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! Желаю Вам в повседнев-

ной жизни не быть поглащенными суетой, но возносится от всего тленного и

скоропреходящего к нетленной вечной жизни, которую мы чаем получить по

милости Божией. Желаю Вам помощи Божией во всех благих начинаниях!

57.

Поздравляю Вас с двунадесятым праздником днем Святой Троицы.

Пятидесятницы. Желаю Вам милости Божией: чтобы Он ниспослал Вам бла-

годать Святого Духа и наполнил ею всех вас, так чтобы и Вы могли делиться

этой благодатью со всеми нуждающимися в ней.

58.

Честной славный Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн,

больший из рожденных женами, был проповедником покаяния, а имя его озна-

чает благодать. Также и нам надо чаще помнить о необходимости покаяния и,

более того, лучше всю жизнь свою сделать непрестанным покаянием, тогда и

Бог дарует нам благодать покаяния и спасение.

59.

Поздравляю Вас с двунадесятым праздником Успения Пресвятой Вла-

дычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии! Матерь Божия обещала по

своем успении быть заступницей, ходатаицей и молитвенницей перед Своим

Сыном – Господом нашим Иисусом Христом за всех православных христиан,

с верою к ней притекающих. Поэтому часто кафедральные соборы посвяща-

лись Успению Божией Матери. Будем и мы с верой притекать к теплому ее

предстательству.

60.

Поздравляю Вас с двунадесятым праздником Рождества Пресвятой

Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии! Это радостное событие

для всей вселенной, так как наконец обрелась та, которая может стать матерью

по человечеству Спасителя мира. Желаю и Вам искоренять в себе страсти и

грехи, рождая дух спасения, ведущий в жизнь вечную.

61.

Поздравляю Вас с двунадесятым праздником Воздвижения честного

и животворящего креста Господня! Через крест спасено человечество. И сей-

час крест является нашим оружием против видимых и невидимых враг, но он

является и нашим освящением, так как осенение им дарует нам Божественную

благодать. Поэтому будем чаще совершать крестное знамение, чтобы Христос

вошел в нашу жизнь и даровал нам личное спасение.

62.

Одним из признаков монашеского призвания является скорая готов-

ность выполнять любую работу на благо обители.

63.

Монашеские трудовые послушания, совершаемые с Иисусовой мо-

литвой, можно назвать богословием труда. Труд с молитвой помогает не

только искоренить страсти, но и стяжать добродетели, в том числе смирение,

благодаря которым привлекается Божественная благодать.

64.

Иеромонах Симон (Безкровный) пишет: «Выйти из мира значит выйти

из своего эгоистического ума в бескрайний простор духа». Земные знания дер-

жат ум в рабстве, поэтому подвижник уходит от них в безмолвие ума, сознание

подвижника остается свободным. Мир лежит во зле, но когда подвижник вне

мира лишает зло внимания, то оно уничтожается, так как не имеет в нем пищи

для своего распространения.

65.

В каждом монахе-святогорце, как и во всяком православном монахе,

есть жизнь и смерть Жизнь – Иисус Христос, Спаситель мира, а смерть – грехи

и страсти. Монах облекается в смерть, когда попирает силою Христовой грех

и страсти посредством Иисусовой молитвы. Символом этой смерти для греха

и страстей служит черная монашеская мантия. Монах облекается в жизнь, ко-

гда пребывает неисходно в Боге и в Нем приобщается жизни, особенно через

причащение Тела и Крови Христовых. Будем и мы, миряне, подражать мона-

хам и выбирать жизнь, а не смерть.

66.

По словам свт. Феофана Затворника, суть и дух монашества есть

непрестанное умом и сердцем пребывание в Боге с отстранением всего мир-

ского. Монашеские обеты важны, но они составляют лишь внешнюю сторону

монашества. Монах – тот, кто наедине с Богом, кто постоянно стремится к Бо-

гообщению и Богоединению, отказавшись и победив все страсти и грехи, ко-

торыми окутан мир.

67.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Моление именем Господа

Иисуса Христа требует трезвенной, строго нравственной жизни, жизни стран-

ника, требует оставления пристрастий». Жизнь странника предполагает отказ

от привязанности ко всему мирскому, то есть страстному и греховному. Это

жизнь без развлечений, без забот этого суетного мира. Это жизнь, которая

устремлена всецело к Богу.

68.

По словам иером. Симона (Безкровного), неложный признак богомуд-

рого наставника состоит в том, что в его присутствии сердце начинает ясно и

отчетливо ощущать в себе Бога по Его Божественной благодати, с большей

проникновенностью и глубиной, чем прежде. При этом ум становится спокой-

ным, а сердце делается счастливым.

69.

По словам иером. Симона (Безкровного), духовник, обретший благо-

дать, советует держаться одного Господа, как истинной опоры в спасении. И

это очень точно, так как все житейские вопросы отвлекают от Бога и их реше-

ние второстепенно. Но вопрос о спасении является самым насущным и ему

одному надо стараться посвятить все время жизни.

70.

Старец передает ученику не просто теорию молитвы, но, что более

важно, молитвенный дух и благодать молитвы. Поэтому имеющие в молитве

наставника скоро преуспевают в ней.

71.

Бывает, что православный христианин желает молиться, но не может,

так как молитва не идет, тогда временно надо заняться другим делом. Это надо

отличать от того, когда православный христианин может молиться, но не же-

лает, тогда нужно себя понуждать на молитву.

72.

Иногда, когда мы молимся, то смотрим на молитвенный процесс как

бы со стороны так, как если бы мы смотрели фильм. Но нужно быть участни-

ком молитвы, а не зрителем. Поэтому в молитве нужно живое искренне обра-

щение к Богу с осознанием Его присутствия здесь.

73.

Тело тоже должно участвовать в молитве. Его положения следующие

по мере уменьшения подвига: земные поклоны с крестным знамением, встава-

ния на колени, поясные поклоны, стояние на ногах, ходьба, сидение и лежание.

Мера подвига должна соответствовать возможностям православного христиа-

нина, но нужно избегать поблажек телу.

74.

Чтобы в молитве был результат, нужно проявлять усердие и постоян-

ство. Тогда станет ясно, что земная жизнь как сон, а вечность как реальность.

75.

Как просто объяснить, что значит затворять ум в словах молитвы? Это

значит внимательно совершать молитву и больше ни о чем не думать.

76.

Иисусова молитва – односложная, она не дает никаких развлечений

для ума. Для человека, живущего в современном мире, такая простая однооб-

разность очень тяжела, потому что есть перегрузка информацией, а здесь ни-

чего нового, одни и те же 8 слов. Но такое происходит, если есть зациклен-

ность только на словах молитвы, но ведь в молитве мы ищем не слов, а Бога.

Слова – только орудия, некий инструмент, посредством которого мы обраща-

емся к Богу. Митрополит Антоний Сурожский говорит о человеке, который

просто сидел в присутствии Бога и ему было очень хорошо. Поэтому и Вы,

чтобы обрести это присутствие Бога, попробуйте уединиться, а потом, ничего

не делая, подумайте как нас любит Бог. Потом неспешно и негромко произно-

сите Иисусову молитву, но думая не о словах, а о Боге, лучше сказать устрем-

ляйтесь к нему посредством слов молитвы. Если этому научитесь, то и среди

людей будете сохранять присутствие Бога и не будете отрываться от молитвы

к Богу.

77.

Чтобы научиться слышать Бога, нужно научиться слушать тишину,

потому что в молчании или еще глубже – в безмолвии открывается Бог.

78.

Преподобный Каллист Ангеликуд пишет: «Самое ясное единовидное

и единственновидное созерцание ума в Боге, устремляясь к единственной бо-

жественной сокровенности и к свету, блистающему из нее, приняв божествен-

ное озарение от безначального и бесконечного светолития, требует молчания

не только уст, но и ума». Божественная сокровенность и простота Божествен-

ного света не откроются тому, кто обуревается помыслами. Поэтому нужно

приучить свой ум молчать, дав ему Иисусову молитву, и тогда он, пребывая в

безмолвии, узнает Божественную благодать, а затем и Божественный свет.

79.

Чтобы участвовала в молитве душа, нужно молиться сердцем. Для

этого надо, чтобы слова молитвы вызывали соответствующее чувство: покая-

ние, смирение, любовь и т.д. Наиболее свойственно нам покаяние, потому что

все мы грешны. Не нужно думать во время молитвы о каком-то грехе, но в

целом нужно осознать свою греховность и молиться Богу с чувством покая-

ния, тогда это покаянное чувство постепенно привлечет сердце и оно будет

молиться.

80.

Из личного опыта отмечу: как радуется сердце, когда совершаю Иису-

сову молитву! Личная встреча с Богом наполняет радостью, которая переходит

в чувство благодарности и любви к Богу.

81.

Какое главное делание отшельника – не минуты без Бога. Он может

молиться, читать, размышлять, петь, но делает это для Бога. Ощущение посто-

янного присутствия Бога – необходимое условие для отшельничества.

82.

Иеромонах Симон (Безкровный) пишет: «Истинное счастье есть лю-

бовь Христова, и она не нуждается ни в каких внешних условиях или обстоя-

тельствах». Такое счастье есть результат любви подвижника к Богу, которое

он испытывает в своем духовном сердце, в глубине своего духа.

83.

Иеромонах Симон (Безкровный) пишет: «Божественный мир позна-

ется по Христовой любви». С одной стороны, это указание на то, что Царствие

Небесное преисполнено любви, как и у Христа, а с другой стороны, чтобы

стать наследником этого царствия надо стяжать в себе любовь по подобию

Христа.

84.

Иеромонах Симон (Безкровный) пишет: «Только любовь является ис-

тинной мерой и критерием богопознания». Бог познается как любовь, которую

Он возжигает в сердцах ищущих Его. Чем ближе подвижник приближается к

Богу, тем большая любовь в нем возгарается к Богу от действия Божественной

благодати.

85.

Иеромонах Симон (Безкровный) пишет: «Неоднократные благодат-

ные восхищения и духовные прозрения блаженной Христовой любви прино-

сят уму очищение». Созерцание Божественного света таково, что не только

наполняет подвижника мудростью и знанием Божественных тайн, но и очи-

щает ум от всего ненужного, так, чтобы он мог в дальнейшем подняться на

большие духовные высоты в познании Божественного.

86.

По словам иером. Симона (Безкровного), созерцающий ум пребывает

в блаженном покое Божественного присутствия, который неизменен, неразру-

шим и благодатен. Чистый ум при исчезновении эго обретает свободу в Духе

Святом и успокоение в Божественной благодати.

87.

Иеромонах Симон (Безкровный) пишет: «Когда твои действия не

нарушают молчание и тишину ума, за их пределами обнаруживается великое

безмолвие духа, источающего кроткий свет смиренной любви Христовой».

Важно всегда хранить мирное состояние, которое часто поддерживается дей-

ствием Божественной благодати, и тогда этот внутренний мир будет окружать

подвижника во всякое время и во всяком месте, причем даже не отвлекаясь на

суету внешнего мира, который будет двигаться вокруг подвижника, не нару-

шая его спокойствие.

88.

Иеромонах Симон (Безкровный) пишет: «Познаешь сознание, и оно

само в молчании расскажет тебе все о Боге и о себе». Когда подвижник уеди-

нился в своем сердце и в безмолвии находится в присутствии Божием, то Бог

в этом молчании открывает ему неведомую глубину как о Боге, так и о себе.

89.

Иером. Симон (Безкровный) пишет: «Сосредоточенное внимание,

направленное глубоко внутрь, в духовное сердце, с помощью благодати рас-

крое тебе твой дух, который безмолвно открывается как «Я есмь». При обра-

щении ума внутрь он находит высшее безмятежное Я, которое непохоже на

эгоистическое «я», и узнает в нем себя и становится сознанием, для которого

прибежищем и опорой является Христос.

90.

Иеромонах Симон (Безкровный) пишет: «Дух человеческий, преобра-

женный благодатью, остается не затронутым никакими земными узами и весь

делается светом, будучи сотворен Отцом светов». Не случайно подвижники,

предавшие себя безмолвию, уже не заботиться ни о каких внешних делах,

даже, казалось бы, самых необходимых. Их постоянное главное дело – быть

всегда в Богообщении, чтобы достигнуть возможного Богоединения.

91.

Иеромонах Симон (Безкровный) пишет, что священное безмолвие –

«это молчание святого света, вразумляющего, просвещающего и преображаю-

щего дух человека». Подвижник в этом Божественном свете преисполняется

любви, мудрости и благости.

92.

Иеромонах Симон (Безкровный) пишет: «Жизнь духа сияет светом

знания Христа, Который источает неистощимую любовь». Подвижник созер-

цает Божественный свет, который просвещает его Божественной благодатью

и в котором ему открывается Христос. При этом подвижник ощущает великую

Божественную любовь, которой нет конца.

93.

Мы восхищаемся святыми, которые созерцали Божественный свет, но

на Афоне были непрославленные старцы, которые так постепенно, мягко,

плавно вошли в созерцание Божественного света через подвижничество, что

стали постоянно в нем пребывать, сиять им, имея это состояние естественным.

Духовно-нравственная жизнь совершается очень постепенно с целью едине-

ния с Богом и тогда по мере приближения к Богу подвижник обоживается.

94.

В чем польза подвижников для мира, кроме их молитвы? Подвижники

привлекают в мир Божественную благодать, а так как люди сообщаются

между собой, то эта Божественная благодать передается и другим людям. Вме-

сте с тем подвижники увеличивают добро в мире, вследствие чего зло в мире

уменьшается

95.

Иеромонах Симон (Безкровный) пишет: «Имеющий благодать молча-

лив и незаметен, но его помощь присутствует всюду». Это происходит по двум

причинам: 1) единство человеческого естества; 2) преодоление собственного

эгоизма, ведущее к передачи Божественной благодати всем.

96.

На вершине Богообщения подвижник, превосходя пределы обычной

тварной ограниченности через доступное в его меру познание Божественных

свойств и приобщаясь Божественной благодати, славословит Бога: «Троица

святая, слава тебе!»

97.

Часто людей страшит смерть, потому что её рассматривают как пре-

кращение земной жизни. Однако, с точки зрения Православия, смерть – не

просто переход в вечную жизнь, но и воздаяние за прожитую жизнь. Святые

даже желали смерти, чтобы находиться всегда с Богом и получить награду за

свои труды. Поэтому нам надо жить и умереть по-христиански, тогда со смер-

тью мы не только не потеряем что-то важное, но, наоборот, получим гораздо

больше и в большей степени благ и возможность для дальнейшего духовно-

нравственно совершенствования и единения с Богом.

98.

Святые угодники Божии земную жизнь называли юдолей плачевной и

это не удивительно, так как она полна скорбей и болезней. С возрастом это

особенно становится ясным. Мы ждем переселения в Небесное Отечество, где

будем вечно блаженствовать в Боге.

99.

Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Удостоверение в дей-

ственности спасения одно – это духовное чувство благодати Всесвятого Духа,

даруемой от Бога ради веры духовной силе ума». Воцерковленные православ-

ные христиане могут сказать, что переживали Божественную благодать доста-

точно редко. Однако, если мы хотим иметь некое уверение в своем спасении,

то надо присутствие Божественной благодати иметь постоянным и это станет

возможным, когда научимся всегда находиться в присутствии Божием и всю

жизнь проводить в Боге.

100.

В чём будет заключаться вечная жизнь для православных христиан?

Это Богообщение, Богопостижение, Богохваление и Богоединение.



В раздел образования