Напоминание

Организация самостоятельной работы на уроках в начальных классах


Авторы: Михайлова Наталья Гаязовна, Торопцева Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 20
Населённый пункт: Кемеровская область г. Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: статья
Тема: Организация самостоятельной работы на уроках в начальных классах
Раздел: начальное образование





Назад




Организация самостоятельной работы на уроках в начальных классах

Одним из самых доступных путей повышения эффективности урока и

активизации учащихся на уроке является продуманная самостоятельная учебная

работа.

Самостоятельная работа -

важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей,

это главный путь воспитания самостоятельности. Именно в процессе личной

самостоятельной учебной деятельности ученик приобретает прочные знания.

Самостоятельная работа - это такая познавательная

учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика,

его умственные и практические операции и

действия зависят и определяются самим учеником. Главное - приучить детей

трудиться самостоятельно.Без систематической организации самостоятельных

работ школьников нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими

понятий, закономерностей, нельзя воспитать желание и умение познать новое,

обязательные для самообразования, самосовершенствования.

Обучение надо строить так, чтобы ребёнку хотелось работать успешнее,

вносить что-то новоё, своё. Надо, чтобы ученик стремился работать без

навязчивого руководства, вызывать у него собственные мысли, помогать

принимать собственные решения. Действенное средство активизации учения

школьников – самостоятельная работа на всех этапах овладения ими знаниями и

способами деятельности. Но развивать самостоятельность на любом материале

нельзя. Также нельзя этого сделать, если ребёнок не овладел приёмами и

методами самостоятельной умственной деятельности. Самостоятельную работу

учащихся организует учитель, где ребёнок должен сам выбрать способ

действий, выявить главное и существенное и проявить большую степень

активности, чтобы добиться намеченной цели, применить имеющийся у него

запас знаний и навыков и выбрать приёмы выполнения этих заданий.

Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь:

1.Конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.

2.Соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить от

одного уровня сложности к другому.

3.Минимум шаблонности, т. к. основная ее задача - развитие познавательных

способностей, инициативы и творчества ученика.

Задание для самостоятельной работы надо подбирать различной

сложности. Сначала более простые, потом постепенно сложность возрастает. В

случае успеха у ученика появляется самое важное желание хорошо учиться,

самостоятельно выполнять задание. И только умение школьников

самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном

потоке научной, да и другой информации, способствует успеху.

Самостоятельные работы разноуровневого характера облегчают

организацию занятий в классе, создаёт атмосферу доброжелательности,

атмосферу успеха, желание школьников продвигаться в учёбе в соответствии с

их возможностями и даже развивать возможности.

Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные

работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности учащихся.

В процессе их выполнения учащиеся открывают для себя новые стороны уже

имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых неожиданных

ситуациях.

Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает учителю для

выяснения способностей учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен

постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы как

представление цели работы ее выполнение, проверка, исправление ошибок.

Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по

решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее

организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных

знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении

учителем готовых знаний.

Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической

цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их

познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных

работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков

практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное

влияние на формирование познавательных умении и навыков.

Таким образом, организация самостоятельной учебной деятельности на

уроках позволяет успешно решить следующие задачи:

- развивать у учащихся познавательные способности, логическое мышление,

- творческую активность в добывании и применении знаний,

- научить детей самостоятельно трудиться, т.е. привить им культуру

умственного и физического труда;

- повысить сознательность и прочность усвоения знаний школьниками;

- выработать у них умения и навыки, в том числе умения самостоятельно

приобретать новые знания из различных источников;

- научить учащихся пользоваться приобретёнными знаниями, умениями и

навыками.



В раздел образования