Напоминание

Мотивация младших школьников


Авторы: Селянина Елена Александровна, Войцехович Жанна Николаевна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №20
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Мотивация младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Мотивация младших школьников

Одна из главнейших целей образования - развитие личности школьника,

его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и

умения учиться.

Практически все дети, за редким исключением, приходят в школу с

желанием учиться. Но за положительным отношением к учению стоят самые

разные мотивы. Маленькие ученики, впервые севшие за парты, говорят, что

хотят учиться, потому что:

- надоело ходить в детский сад,

- в школе будет много новых друзей,

- родители купили им много красивых вещей – рюкзак, пенал и т.д.

Далеко не все дети приходят в школу с «настоящими» учебными

мотивами, поэтому они обычно развиваются в процессе обучения. У школьника

должны появиться широкие социальные мотивы - желание стать образованным,

хорошо окончить школу, чувство долга, ответственности перед учителем,

родителями и классом, и т.п.

К сожалению, эти мотивы, придавая смысл учебе, не обладают такой

действенной силой, благодаря которой ребенок немедленно сел бы за стол

выполнять скучное домашнее задание.

Но всё, же у большинства детей социальные мотивы постепенно

приобретают

необходимую

силу

и

начинают

побуждать

их

учебную

деятельность.

Сильными для большинства учеников в этом возрасте являются такие

социальные мотивы учения, как отметка, похвала и награда. Ради них ребенок

готов старательно заниматься.

Конечно, отметка не должна определять полностью смысл учения. Но

разумно ее использовать можно и нужно, и именно тогда, когда ребенок учится

в начальных классах, в дальнейшем роль оценки не уменьшается, а даже

возрастает, но здесь важно объяснить ученику, что оценка должна показывать

реальный объём усвоения знаний, а не быть орудием для похвалы или награды.

Задача оценки поддержать положительное отношение к учебной деятельности.

Похвала для школьника очень важна. Есть дети с низкой самооценкой,

которых

практически

невозможно

«захвалить»,

похвала

всего

лишь

стимулирует их работу. При общении с детьми, имеющими очень высокую

самооценку, это средство нужно использовать осторожно, не «подпитывая» их

самомнение.

Награда – это самый сложный вариант, который чаще используется в

семье. В последнее время плата за высокие учебные результаты оказалась

довольно распространенным явлением. Родители в этом случае должны

помнить, что, введение такой награды ослабляет познавательную мотивацию:

ребенок начинает учиться ради денег, не получая удовольствия от процесса

учебной деятельности.

К социальным мотивам учения относится и престижная мотивация. Это

желание быть первым, лучшим, выделиться на фоне остальных детей.

Престижная мотивация – действенный мотив, побуждающий ученика много

заниматься и достигать высоких результатов.

Мы,

педагоги,

должны

стремимся

в

первую

очередь

развивать

познавательную мотивацию – это, во – первых, ориентация на содержание

учебного материала, и ,во – вторых,

процесс учебной деятельности. Это

ценный учебный мотив: материал интересен ученику, а выполнение действий

вызывает удовольствие.

Формирование

мотивации

учения

в

школьном

возрасте

без

преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной

школы,

делом

общественной

важности.

Ее

актуальность

обусловлена

обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у

школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных

интересов, формирования у них активной жизненной позиции.



В раздел образования