Авторы: Селянина Елена Александровна, Войцехович Жанна Николаевна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №20
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Мотивация младших школьников
Раздел: начальное образование
Мотивация младших школьников
Одна из главнейших целей образования - развитие личности школьника,
его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и
умения учиться.
Практически все дети, за редким исключением, приходят в школу с
желанием учиться. Но за положительным отношением к учению стоят самые
разные мотивы. Маленькие ученики, впервые севшие за парты, говорят, что
хотят учиться, потому что:
- надоело ходить в детский сад,
- в школе будет много новых друзей,
- родители купили им много красивых вещей – рюкзак, пенал и т.д.
Далеко не все дети приходят в школу с «настоящими» учебными
мотивами, поэтому они обычно развиваются в процессе обучения. У школьника
должны появиться широкие социальные мотивы - желание стать образованным,
хорошо окончить школу, чувство долга, ответственности перед учителем,
родителями и классом, и т.п.
К сожалению, эти мотивы, придавая смысл учебе, не обладают такой
действенной силой, благодаря которой ребенок немедленно сел бы за стол
выполнять скучное домашнее задание.
Но всё, же у большинства детей социальные мотивы постепенно
приобретают
необходимую
силу
и
начинают
побуждать
их
учебную
деятельность.
Сильными для большинства учеников в этом возрасте являются такие
социальные мотивы учения, как отметка, похвала и награда. Ради них ребенок
готов старательно заниматься.
Конечно, отметка не должна определять полностью смысл учения. Но
разумно ее использовать можно и нужно, и именно тогда, когда ребенок учится
в начальных классах, в дальнейшем роль оценки не уменьшается, а даже
возрастает, но здесь важно объяснить ученику, что оценка должна показывать
реальный объём усвоения знаний, а не быть орудием для похвалы или награды.
Задача оценки поддержать положительное отношение к учебной деятельности.
Похвала для школьника очень важна. Есть дети с низкой самооценкой,
которых
практически
невозможно
«захвалить»,
похвала
всего
лишь
стимулирует их работу. При общении с детьми, имеющими очень высокую
самооценку, это средство нужно использовать осторожно, не «подпитывая» их
самомнение.
Награда – это самый сложный вариант, который чаще используется в
семье. В последнее время плата за высокие учебные результаты оказалась
довольно распространенным явлением. Родители в этом случае должны
помнить, что, введение такой награды ослабляет познавательную мотивацию:
ребенок начинает учиться ради денег, не получая удовольствия от процесса
учебной деятельности.
К социальным мотивам учения относится и престижная мотивация. Это
желание быть первым, лучшим, выделиться на фоне остальных детей.
Престижная мотивация – действенный мотив, побуждающий ученика много
заниматься и достигать высоких результатов.
Мы,
педагоги,
должны
стремимся
в
первую
очередь
развивать
познавательную мотивацию – это, во – первых, ориентация на содержание
учебного материала, и ,во – вторых,
процесс учебной деятельности. Это
ценный учебный мотив: материал интересен ученику, а выполнение действий
вызывает удовольствие.
Формирование
мотивации
учения
в
школьном
возрасте
без
преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной
школы,
делом
общественной
важности.
Ее
актуальность
обусловлена
обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у
школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных
интересов, формирования у них активной жизненной позиции.