Авторы: Винокуров Александр Сергеевич, Юмшина Юлия Владимировна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Государственное профессиональное образовательное учреждение "Забайкальский транспортный техникум"
Населённый пункт: г. Чита
Наименование материала: Статья
Тема: Урок физической культуры в условиях ФГОС
Раздел: среднее профессиональное
Современный урок физической культуры в условиях ФГОС
Категория: Физкультура
Тема: Современный урок физической культуры в условиях ФГОС.
Требования к уроку физической культуры в соответствии с ФГОС.
В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего
образования коренным образом меняется содержание образования по предмету «Физическая
культура», которое направлено на формирование компетентной, физически культурной,
деятельностной личности учащегося.
Результатами обучения по предмету должны стать личностные, метапредметные и предметные
достижения учащихся, формируемые посредством освоения физкультурной деятельности, в т. ч.
универсальных учебных действий.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных, качественных свойствах обучающихся,
которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти
качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к
занятиям физической культурой и спортом, двигательной деятельностью, накоплении
необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для
удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых
результатов в физическом совершенстве.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении в познавательной и
предметно-практической деятельности знаний и умений, приобретенных на базе освоения
содержания предмета «Физическая культура» в единстве с освоением программного материала
других образовательных дисциплин, универсальных способностей, которые потребуются как в
рамках образовательного процесса, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
Предметные результаты характеризуют умения и опыт обучающихся, которые приобретаются и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура» и проявляются в
знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении
практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий
физической культурой. Формирование представлений, понятий, методов и приемов в области
физической культуры и спорта.
Обновление содержания образования в сфере физической культуры, в первую очередь, меняет
взгляд на технологии основной формы обучения – урока физической культуры.
Урок физической культуры в своей основе имеет двигательную направленность и характеризуется
высокой моторной плотностью.
Как же построить современный урок физической культуры? Как сделать так, чтобы урок не только
вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы
все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность,
формировало их творческое сознание?
Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как
традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
Используя современные технологии, учитель формирует у школьников умение самостоятельно
добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения,
т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
В современном уроке мы выделяем несколько этапов организации учебной деятельности
обучающихся, которые раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации
учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и
формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников,
соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса
учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление знаний и
умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является
самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании
потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.
На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания
учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет
содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации
и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с
учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели. Каждый
блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного
содержания и включает:
на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на
уровне «знания» — освоение отдельных терминов, элементов техники двигательного действия.
на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на
уровне соединения элементов техники и выполнения двигательного действия в облегчённых
условиях;
на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной задачи на уровне
«умения» в усложнённых условиях;
на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же
учебной информации данного блока.
Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований
логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает
условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией,
которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение
заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока.
Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения
ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.
На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения
ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный,
импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и
самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает:
планирование, выполнение и предъявление выполнения двигательного действия. Результатом
этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.
На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с
поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по
выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение
анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом, представленная структура урока не только обеспечивает условия для
формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных),
но и развития информационно-интеллектуальной компетентности обучающихся школы.
В соответствии с программным содержанием предмета уроки физической культуры в основной
школе подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно -
обучающей и образовательно - тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и
правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и
проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала.
Уроки с образовательно - обучающей направленностью используются в основном для обучения
практическому материалу разделов гимнастики, лёгкой атлетики, подвижных и спортивных игр,
лыжных гонок и плавания. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те,
которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их
выполнения и т.п.).
Уроки с образовательно - тренировочной направленностью преимущественно используются для
развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жёсткой
регламентации динамики физической нагрузки.
Критерии результативности урока по ФГОС
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою
готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей
работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит
специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого
специальные приемы.
Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает
минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение,
обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества,
психологического комфорта.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения,
совместную деятельность и т.д.).
Технологический процесс подготовки современного урока физической культуры.
Одним из ключевых направлений учебного процесса является освоение педагогами технологий
проектирования и реализации урока в соответствии с требованиями ФГОС
Технологический процесс подготовки современного урока физической культуры в условиях
внедрения ФГОС направлен на:
определение цели урока;
определение задач каждого этапа урока;
отбора содержания учебного материала;
подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение новых образовательных
результатов;
выбора средств обучения, обеспечивающих реализацию видов учебной деятельности для
достижения новых образовательных результатов;
конструирование заданий для оценки метапредметных и предметных планируемых результатов
обучающихся;
планирование контрольно-оценочной деятельности;
организация рефлексивно-оценочного этапа урока.
Учитель должен четко расписать свою деятельность и деятельность ученика на каждом этапе
урока. Причем деятельность обучающегося должна быть представлена в трех аспектах:
познавательном, коммуникативном и регулятивном.
В настоящее время подход к определению целей урока физической культуры несколько
изменился. Если в традиционном уроке физической культуры цель формулировалась как
описание деятельности педагога (Дать понятие «физическая культура человека». Обобщить
знания обучающихся по теме «Олимпийское движение». Познакомить с техникой выполнения
низкого старта и т. п.), то в современном уроке цель описывает деятельность обучающегося
(Описывать и демонстрировать технику выполнения броска баскетбольного мяча способом «от
груди двумя руками».)
Цель урока должна включать формирование тех или иных предметных умений, которые
определяются разделом программы, тематическим планированием.
При этом необходимо учитывать, формирование каких видов универсальных учебных действий
(УУД) предусматривает освоение данной темы урока. В целях урока умения должны быть
обозначены таким образом, чтобы их можно было легко проверить.
Для осуществления процедуры целеполагания урока физической культуры можно пользоваться
следующим алгоритмом действий:
1. Определить тему урока в избранном классе в соответствии с программой обучения и
тематическим планированием, ознакомиться с материалом учебника и методических пособий.
2. Определить, на какие «планируемые результаты» ориентировано содержание урока, и исходя
из этого сформулировать метапредметныеи предметные цели урока.
3. Определить, какие предметные действия следует включить в содержание урока, для того чтобы
способствовать формированию общего умения, сформулированного в «планируемых
результатах» и обозначить их в качестве предметных «планируемых результатов».
4. Выделить из программы универсальные учебные действия (УУД), формируемые на данном
этапе обучения и обозначить их в качестве метапредметных «планируемых результатов».
5. Зафиксировать выделенные цели и планируемые результаты в проекте урока.
Что касается системы оценки, то она выполняет функцию обратной связи, которая призвана
ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов
учебной программы по физической культуре.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта
является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач,
основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий,
релевантных содержанию предмета «Физическая культура», в том числе метапредметных
(познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Таким образом, проектирование учителем физической культуры учебного процесса в условиях
новых требований предусматривает иные подходы не только к планированию образовательных
результатов, но и к отбору содержания, методов, форм и технологий обучения. Задача учителя
состоит в поиске и использовании новых, более эффективных видов деятельности учащихся,
ориентированных на достижение современных образовательных результатов в сфере физической
культуры.
В условиях введения в практику работы школы ФГОС НОО, СОО, ООО учителю физической
культуры необходимо понимание и принятие новых стандартов.
Освоение технологии подготовки к уроку, организацию урока, урока в котором учитель выполняет
роль организатора, позволит ему проводить уроки, направленные на формирование не только
предметных, но и метапредметных результатов.