Напоминание

Дополнительная общеобразовательная программа «Адаптивное плавание»


Автор: Гресь Ольга Ивановна
Должность: инструктор-методист по АФК и АС
Учебное заведение: БУ ДО "Спортивная школа паралимпийского и сурдлимпийского резерва "Центр адаптивного спорта Югры"
Населённый пункт: г. Югорск Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Дополнительная общеобразовательная программа «Адаптивное плавание»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Составитель:

Гресь Ольга Ивановна

Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная программа «Адаптивное плавание»

(далее – Программа) является общеразвивающей программой, направленной на

физическое воспитание детей-инвалидов и лиц с ограниченными

возможностями здоровья (III подготовительная группа). Программа

составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов,

определяющих основную направленность, объем и содержание тренировочных

занятий: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»; Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ

«О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; В соответствии

со статьей 31 Федерального закона «О физической культуре и спорте в

Российской Федерации» адаптивная физическая культура является частью

физической культуры, использующей комплекс эффективных средств

физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями

здоровья.

Развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями

здоровья основывается на принципах приоритетности, массового

распространения и доступности занятий спортом.

Направленность. Предлагаемая программа является образовательной,

имеет физкультурно-спортивную направленность.

Актуальность программы. Предполагает формирование физкультурнооздоровительных

групп для систематических тренировок по общей

физической подготовке. Занятия в таких группах позволяют адаптировать

организм к последующим физическим нагрузкам и создать основу для

формирования спортивных двигательных навыков.

Программа направлена на улучшение общей физической подготовки,

повышение общей работоспособности, на улучшение развития физических

качеств и оптимальное функционирование всех жизненно важных

физиологических систем организма, на улучшение физического развития, формирование

правильной осанки, а также на овладение прикладными

двигательными умениями и навыками.

Новизна.

Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) в рамках инклюзивного

образования

это

комплекс

мер

в

образовательном

учреждении

спортивнооздоровительного характера, направленных на формирование здорового образа

жизни, развитие физических возможностей, профилактику прогрессирования основного

заболевания (дефекта), нарушений развития детей с особыми образовательными

потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья,

детей с особенностями развития), создание условий для их эффективной социальной

адаптации.

Одной из основных форм АФК является - адаптивный спорт.

В адаптивном спорте применяются различные виды: одни из них

полностью перенесены от здоровых людей, другие адаптированы

(приспособлены к ограниченным возможностям инвалидов), третьи -

специфические, специально созданные для них. Прежде всего выбор вида

спорта зависит от степени и уровня поражения, показаний и противопоказаний,

с учетом спортивно-медицинской классификации.

Адаптивное плавание - это физкультурно-спортивная водная дисциплина,

для которой разработаны специальные программы и нормативы, учитывающие

особенности и возможности лиц с ментальными нарушениями.

Плавание характеризуется сочетаемым воздействием на организм

движений и пребывания в водной среде. При этом активизируется

гемодинамика, повышается обмен веществ, облегчаются движения

атрофичными мышцами. Плавание значительно снижает опорную нагрузку на

позвоночник и нижние конечности. Применяется с целью улучшения функции

кардиореспираторной системы. Это происходит, благодаря ритмичной работе

мышц, при этом улучшается сердечная деятельность, повышается подвижность

грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. В следствии

высокого сопротивления воды и активного чередования напряжения и

4

расслабления разных групп мышц, плавание увеличивает их выносливость и

силу.

Занятия физической культурой являются для инвалидов и лиц с

ограниченными возможностями факторами улучшения самочувствия,

повышения уровня здоровья и уровня физической подготовленности,

удовлетворения потребности в общении, расширения круга знакомств,

самореализации при занятии спортом.

В каждой группе обучающиеся распределяются по классам в соответствии

с их функциональными возможностями, а не категориями инвалидности.

Главным критерием распределения группы обучающихся на классы

является уровень их физической подготовленности и функциональных

возможностей. Особенности нозологии занимающихся учитываются при

подборе индивидуальных методических приемов в процессе занятий.

Состав классов, занимающийся может со временем меняться в

зависимости от динамики их функционального состояния в процессе занятий.

Данная программа предназначена для лиц с ограниченными

возможностями здоровья (III подготовительная группа) и инвалидов, состоящих

в следующих функциональных классах:

 лица с поражением опорно-двигательного аппарата;

 лица с нарушением зрения;

 глухонемые.

При объединении в одну группу детей, имеющих разные по тяжести

поражения (класс) число обучающихся в группе должно составлять не более 8

человек на одного тренера-преподавателя.

Цели и задачи программы.

Цель программы: обеспечение передачи и усвоения практических знаний и

умений в процессе формирования плавательного навыка, с целью развития

общественной и двигательной активности ребенка с ограниченными

возможностями.

5

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих

задач:

Оздоровительные задачи:

 укреплять функциональное состояние организма;

 развивать физические качества – силу, выносливость, быстроту и

координацию движений.

Коррекционно-компенсаторные задачи:

 обучить основам техники плавания.

 обучать основным навыкам движения в ходьбе, прыжках, упражнениях с

предметами;

 создать равные возможности инвалидов для интеграции в современном

обществе.

Оздоровительно-рекреационные задачи:

 прививать интерес к занятиям спортом, организовать здоровый досуг,

учить с пользой проводить свободное время.

Воспитательно-развивающие задачи:

 воспитывать терпение, умение оценивать свое состояние; черты

характера, необходимые для достижения успехов в жизни и в спорте;

 формировать навыки культуры поведения в обществе, спортивного

этикета;

 расширять и углублять теоретические знания в области гигиены,

адаптивной физической культуры, спорта, паролимпийского и

сурдлимпийского движения.

Условия реализации программы

Программа реализуется тренерами-преподавателями по адаптивной

физической культуре на базе Молодежного центра, руководство которого

предоставляет для проведения занятий время, тренажерный зал, бассейн и

необходимый инвентарь.

6

Возраст детей. Программа предназначена для работы с детьми в возрасте

с 6 лет имеющих инвалидность или отклонения в состоянии здоровья (III

подготовительная группа). Предлагаемые разделы и темы программы

рассчитаны на 1 год обучения: максимальная нагрузка 36 недель в год при

занятиях 4 часов в неделю (144 ч./год).

Условия зачисления в группы: в группу 1 года обучения зачисляются

все желающие инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (III

подготовительная группа) с сохраненным интеллектом, не имеющие

медицинских противопоказаний.

Группы формируются в соответствии с возрастными особенностями,

уровнем физической подготовленности и наличием способностей,

располагающих к занятиям. А также необходим учет структуры дефекта:

выделение первичных и вторичных нарушений, показаний и

противопоказаний, степени выраженности патологии.

Количество человек в группе до 10 человек.

Для решения поставленных в программе задач используются различные

методы, формы работы и средства:

Практические:

 метод стандартно-повторного упражнения в режиме непрерывной нагрузки;

 метод выполнения упражнения с использованием отягощения мышц;

 метод сухого вытяжения;

 игровой.

Наглядные:

 фронтальный и сагиттальный показ упражнения специалистом;

 показ упражнения обучающимся;

 иллюстративный материал.

7

Словесные

Эти методы применяются в виде дидактического (обучающего) рассказа,

для выработки достаточно общего представления о двигательных действиях,

которые предстоит выполнять:

 рассказ - форма преподнесения информации описательного характера;

 беседа (предварительная, итоговая, обобщающая).

Словесные приемы:

 объяснение и пояснение - характеризуется доказательностью утверждений,

аргументированностью основных положений, не только ЧТО и КАК делать,

но и ПОЧЕМУ так, а не иначе;

 инструктирование - точное и конкретное изложение заданий;

 комментарии и замечания, которые в краткой форме оценивают качество

выполнения заданий или указывают на допускаемые ошибки;

 распоряжения, указания - средства оперативного управления деятельностью

обучающихся.

Педагогическая оценка действий обучающихся, направленная на

стимулирование и поддержание сознательной активности (похвала, одобрение,

поощрение).

Основными формами организации работы с инвалидами и лицами с

ограниченными возможностями здоровья являются: теоретические и

практические занятия, подвижные и спортивные игры, профилактические и

оздоровительные мероприятия, походы.

Формы тренировочного процесса проявляются в групповых занятиях.

Групповые занятия проходят при объяснении нового материала или отработке

хорошо изученных элементов. Во время групповых занятий возможно

8

применение индивидуального подхода, когда необходимо уделить

максимальное внимание каждому обучающемуся, уберечь его от ошибок и

возможных травм.

Средства физического воспитания инвалидов и лиц с ограниченными

возможностями здоровья систематизируются следующим образом.

По преимущественному проявлению двигательных качеств:

 упражнения для развития общей выносливости;

 упражнения для развития гибкости;

 упражнения для развития ловкости.

По характеру двигательной деятельности:

 физические упражнения циклического характера.

По видовому признаку:

 плавание;

 гимнастические упражнения;

 спортивные и подвижные игры;

 активный отдых и походы.

Критерии оценки эффективности реализации программы являются:

 стабильность состава обучающихся, посещаемость ими занятий;

 динамика индивидуальных показателей физического развития и здоровья

обучающихся;

 уровень освоения навыков гигиены, самоконтроля, бытового

самообслуживания, общения с окружающими; способности к

самостоятельному передвижению;

 выполнение контрольных нормативов (Приложение 1) в конце учебного

года.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу обучения обучающиеся должны знать:

 значение занятий адаптивной физической культурой и спортом;

9

 историю развития паралимпийского и сурдлимпийского движения;

 о физических качествах и их значении;

 основы техники плавания;

 влияние физических упражнений, плавания, закаливающих процедур,

личной и спортивной гигиены и режима дня;

 правила и технику безопасности нахождения на воде и тренажерном зале.

К концу обучения обучающиеся должны уметь:

 слушать и выполнять требования специалистов;

 правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие

физических качеств;

 уметь взаимодействовать с другими людьми;

 выполнять контрольные нормативы (Приложение 1)

Формы и виды контроля.

Программа предполагает различные формы контроля: текущий контроль и

промежуточная аттестация. Текущий контроль обучающихся осуществляется

во время проведения учебных занятий.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце учебного года.

Формами промежуточной аттестации являются: зачет (выполнение

контрольных нормативов).

Учебно-тематический план.

При организации учебной работы необходимо иметь следующие

документы: программа, учебно-тематическое планирование и расписание

занятий.

Тренеры-преподаватели должны иметь конспекты занятий, вести журнал

учёта учебно-тренировочной и воспитательной работы.

Планирование тренировочного процесса

Все занятия состоят из 3-х частей – подготовительной (разминки),

основной и заключительной (растяжка).

10

В подготовительной части решаются две задачи: разогревания и

подведению к решению основной части занятия. Для решения первой задачи

применяются упражнения, способствующие повышению температуры тела и

скелетных мышц, что приводит к усилению кровообращения и дыхания,

подвижности в суставах и т.п., что необходимо для выполнения заданий

основной части. Для разогревания используют обще подготовительные

упражнения - легкий бег, общеразвивающие упражнения, в которых вначале

участвует небольшое количество мышечных групп, затем следует переходить

к упражнениям, в которых задействовано все большее и большее их

количество. Длительность этой части разминки во многом зависит от возраста

занимающихся и условий проведения занятий.

Во второй части разминки выполняются упражнения, помогающие

настроиться на выполнение задач основной части занятия.

В основной части занятия решаются задачи конкретного

тренировочного характера: обучения техническому действию или тактикотехнических

действий, управление развитием физических качеств.

В заключительной стадии необходимо решать задачу восстановления,

занимающегося после выполненной им работы в основной части занятий. В

этой части всю работу надо выполнять в спокойном, равномерном темпе,

включать выполнение упражнений на расслабление, растягивание.

Занятие включает в себя психологическую, теоретическую, техническую

и физическую подготовку. Каждый из этих видов подготовки имеет

определенное содержание и характеризуется рядом требований.

Психологическая подготовка представляется педагогическими

воздействиями, которые обеспечивают формирование у обучающихся

определенных психологических, социально-моральных и личностных качеств.

Занимаясь в группе, обучающиеся вступают в отношения с педагогом и с

коллективом, подвергаясь воздействиям с их стороны, и, в свою очередь,

влияя на коллектив.

11

К основным методам психологической подготовки относятся беседы,

педагогическое внушение, убеждение. В процессе психологической подготовки

должны формироваться такие качества, как целеустремленность,

настойчивость, воля к победе, выдержка, самообладание, способность

предельно мобилизовать свои возможности.

Теоретическая подготовка идет одновременно с практической во всех

разделах программы и является их неотъемлемой составной частью.

Общеразвивающие упражнения, как движения отдельных частей тела и их

сочетаний, выполняемые с различной амплитудой, частотой и степенью

мышечных напряжений, широко применяются на всех этапах подготовки

детей.

Техническая подготовка включает в себя разъяснение обучающимся

правил работы с инвентарем (ласты, лопатки, плавательные доски, гантели и

др.), применяемым на занятии, и спортивным оборудованием.

12

Учебно-тематический план

1 год обучения.

Нагрузка: 4 часа

п/п

Название раздела,

тема

Количество часов Форма аттестации и

Всего Теория Практика контроля

1

Общая физическая

подготовка

36 2 34 текущий контроль -

зачет

1.1 Комплекс атлетической

гимнастики для рук

9 1 8

текущий контроль -

зачет

1.2 Комплекс атлетической

гимнастики для ног

9 1 8

текущий контроль -

зачет

1.3 Комплекс атлетической

гимнастики для мышц спины

9 0 9

текущий контроль -

зачет

1.4 Комплекс атлетической

гимнастики для мышц груди

9 0 9

текущий контроль -

зачет

2 Плавание 104 0 104

2.1 Техника дыхания 4 0 4

текущий контроль -

зачет

2.2 Техника выполнения

имитационных упражнений 4 0 4

текущий контроль -

зачет

2.3 Основы техники плавания

«Кроль на груди» 21 0 21

текущий контроль -

зачет

2.4 Основы техники плавания

«Кроль на спине» 21 0 21

текущий контроль -

зачет

2.5 Основы техники плавания

«Брасс» 21 0 21

текущий контроль -

зачет

2.6 Основы техники плавания

«Дельфин» 21 0 21

текущий контроль -

зачет

2.7 Основы техники старта 6 0 6

текущий контроль -

зачет

2.8 Основы техники разворота 6 0 6

текущий контроль -

зачет

3

Промежуточная

аттестация:

4 0 4

3.1 ОФП 2 0 2

Выполнение

контрольных нормативов

3.2 плавание 2 0 2

Выполнение

контрольных

нормативов, участие в

соревнованиях,

получение спортивных

разрядов

ИТОГО: 144 2 142

13

Содержание программы

I. Программный материал занятий.

Теоретическая подготовка

• Занятия физическими упражнениями в режиме дня, всестороннее развитие

человека, влияние физических упражнений на развитие систем организма,

двигательного аппарата человека.

 Правила поведения обучающихся на занятиях по ОФП в тренажерном зале.

Правила содержания инвентаря.

 Правила техники безопасности и профилактика травматизма при занятиях в

тренажерном зале. Гигиена. Режим дня обучающихся. Гигиенические

требования к спортивной одежде и обуви для занятий. Уход за телом.

 Оценка обучающимися своего самочувствия, уровня физической

подготовленности.

 Контроль и самоконтроль обучающихся на основе нормативов. Определение

и устранение типичных ошибок при выполнении различных упражнений.

 Задания для самостоятельных занятий. Проверка их выполнения, в т.ч. у

гимнастической стенки.

 Знакомство с различными подвижными и спортивными играми.

 Выход на природу, правила поведения на природе, основы гигиены и

безопасности.

Практическая подготовка.

Применяется широкий комплекс общеразвивающих упражнений,

беговые и прыжковые упражнения:

 упражнения на развитие подвижности в суставах рук и ног: сжимание,

разжимание, сгибание, разгибание, вращения в лучезапястных, локтевых,

плечевых суставах, сгибание и разгибание, вращения голеностопных

суставов, затем коленных и тазобедренных;

 упражнения для мышц живота и спины: повороты, наклоны и вращения

туловища в различных направлениях;

14

 общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движений – махи

руками, ногами – вперед-вверх, в стороны-вверх;

 выталкивания туловища разгибом в локтевых суставах в наклоне от стены,

от скамейки, от пола;

 поднимания на носки;

 приседания на двух ногах при разном положении ног;

 пружинистые покачивания в выпаде со сменой ног;

 находясь в полуприседе, ноги врозь – перенос веса тела с левой ноги на

правую;

 подъём ног за голову с касанием носками пола за головой из положения

лёжа на спине;

 подъём туловища с касанием пальцами рук носков ног из положения лёжа

на спине;

 упражнения с набивными мячами (вес от 1 до 5 кг) (броски двумя руками

из-за головы, справа сбоку, слева сбоку, снизу);

 ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы;

 всевозможные упражнения на гимнастической скамейке, стенке;

 упражнения с гантелями;

 различные упражнения на тренажерах;

 подвижные игры, походы;

II. Программный материал занятий по плаванию

Теоретическая подготовка

 Правила поведения обучающихся на занятиях по плаванию.

 Предупреждение травматизма, обеспечение безопасности здоровья и жизни

обучающегося

 Оценка обучающимися своего самочувствия.

 Гигиена плавания и купания.

 Значение плавания, как средства укрепления здоровья

 Краткое содержание занятий.

 Вспомогательные средства для занятий по плаванию (ласты, плавательные

доски)

 Контроль и самоконтроль обучающихся на основе нормативов по плаванию.

Определение и устранение типичных ошибок при выполнении различных

упражнений как на суше, так и в воде.

 Поведение в экстремальных ситуациях на воде.

15

Практическая подготовка.

Техника плавания облегченными (спортивными) способами изучается по

общепринятой схеме:

1) демонстрация изучаемого способа плавания и его элементов;

2) плавание (попытка плавать) изучаемым способом;

3) ознакомление с техникой движения рук и ног на суше;

4) овладение элементами техники и отдельными согласованиями рук и ног в

воде;

5) освоение в воде способа плавания в целом;

Обучение плаванию начинается с обязательного выполнения всех

подготовительных упражнений для освоения с водой. Изучение

подготовительных упражнений осуществляется в указанной

последовательности:

 элементарные движения рук и ног;

 передвижения по дну;

 погружения;

 упражнения для дыхания;

 всплывания;

 лежания;

 скольжения.

После этого начинается обучение облегченным способам плавания.

Основная трудность освоения спортивных способов плавания заключается в

том, что человек не умеет согласовывать непрерывные движения конечностей

с дыханием в том ритме, который определяется спецификой способа плавания.

Облегченные способы плавания изучаются в следующей

последовательности:

 овладение техникой движения ногами;

 овладение техникой дыхания;

 овладении техникой движения руками;

 овладении согласованием движений рук и дыхания;

 овладении согласованием движений рук и ног при задержке дыхания;

 плавание с полной координацией движений.

16

Примерное содержание занятий обучения плаванию.

Занятие № 1

- техника безопасности на занятиях в бассейне. Правила поведения в воде.

- проверка плавательной подготовки.

Занятие № 2

- гигиена плавания и купания.

- обучение входу в воду (спуск в воду по лестнице, прыжком вниз ногами,

соскок в воду с низкого бортика, спад в воду с низкого бортика из

положения приседа).

- совершенствование умений в плавании кролем на груди и спине.

- свободное плавание. Игры на воде.

Занятие № 3

- название и показ способов плавания тренером или обучающимися, которые

имеют навыки по плаванию;

- освоение с водой (ознакомление с передвижением по дну).

- совершенствование умений в плавании кролем на груди и спине.

- свободное плавание. Игры на воде.

Занятие № 4-5

- ознакомление с общеразвивающими, специальными и имитационными

упражнениями.

- обучение выдоху в воду. Стоя на дне отработка дыхания. Погружение в

воду.

- совершенствование умений в плавании кролем на груди и спине.

- свободное плавание. Игры на воде.

Занятие № 6

- разучивание на суше комплекс ОРУ и специальных упражнений,

выполнение имитационных упражнений. Разучивание упражнений для

совершенствования в плавании кролем на груди и спине.

- закрепление умения дышать и погружаться в воду с открытыми глазами.

- совершенствование умений в плавании кролем на груди и спине;

разучивание поворотов при плавании кролем на груди и спине.

- свободное плавание. Игры на воде.

Занятия № 7-10

- Комплекс ОРУ и специальных упражнений, выполнение имитационных

упражнений. Упражнения для совершенствования в плавании кролем на

груди и спине.

- Разучивание скольжения на груди.

17

- Разучивание скольжения на груди в сочетании с дыханием.

- Совершенствование умений в плавании кролем на груди и спине.

Продолжение закрепление техники поворотов при плавании кролем на

груди и спине. Разучивание техники выполнения старта пловца с

тумбочки.

- Эстафеты. Свободное плавание. Игры на воде.

Занятия № 11-15

- Комплекс ОРУ и специальных упражнений, выполнение имитационных

упражнений. Упражнения для совершенствования в плавании брассом.

- Разучивание скольжения на спине.

- Совершенствование умений в плавании брассом. Дальнейшее разучивание

старта пловца с тумбочки и разучивание старта пловца из воды.

- Свободное плавание. Игры на воде.

Занятия № 16-20

- Комплекс ОРУ и специальных упражнений, выполнение имитационных

упражнений. Упражнения для совершенствования в плавании брассом.

- Разучивание движений ног кролем: держась руками за бортик, с доской, в

скольжении на груди и спине.

- Совершенствование умений в плавании брассом. Старты пловца с

тумбочки и из воды.

- Свободное плавание. Игры на воде.

Занятия № 21-24

- Комплекс ОРУ и специальных упражнений, выполнение имитационных

упражнений. Упражнения для совершенствования в плавании брассом.

- Обучение умению продвигаться вперед в скольжении на груди с дыханием

и движениями ног кролем.

- Совершенствование умений в плавании брассом. Разучивание поворотов

при плавании способом брасс. Старты пловца с тумбочки и из воды.

- Эстафеты. Свободное плавание. Игры на воде.

Занятие № 25

- Правила поведения на соревнованиях. Спортивная гигиена.

- Соревнования по плаванию.

Занятие № 26

- Подведение итогов после соревнований. Разбор ошибок. Разучивание

нового комплекса ОРУ и специальных упражнений.

- Эстафеты. Свободное плавание. Игры на воде.

Занятие № 27-30

18

- Комплекс ОРУ и специальных упражнений, выполнение имитационных

упражнений. Упражнения для совершенствования в плавании дельфином.

- Закрепление умения продвигаться вперед в скольжении на груди с

дыханием, движениями ног кролем и с помощью элементарных гребковых

движений рук.

- Совершенствование умений в плавании дельфином.

- Свободное плавание. Игры на воде.

Занятия № 31-35

- Комплекс ОРУ и специальных упражнений, выполнение имитационных

упражнений. Упражнения для совершенствования в плавании дельфином.

- Обучение умению продвигаться вперед в скольжении на спине и

движениями ног кролем.

- Совершенствование умений в плавании дельфином.

- Свободное плавание. Игры на воде.

Занятие № 36-38

- Комплекс ОРУ и специальных упражнений, выполнение имитационных

упражнений. Упражнения для совершенствования в плавании дельфином.

- Закрепление умения продвигаться вперед в скольжении на спине,

движениями ног кролем и с помощью элементарных гребковых движений

рук.

- Совершенствование умений в плавании дельфином.

- Свободное плавание. Игры на воде.

Занятия № 39-45

- Комплекс ОРУ и специальных упражнений, выполнение имитационных

упражнений. Упражнения для совершенствования в плавании дельфином.

- Совершенствование умения продвигаться вперед в скольжении на груди и

спине с дыханием, движениями ног кролем и с помощью элементарных

гребковых движений рук. Разучивание техники движения руками в кроле

на груди.

- Совершенствование умений в плавании дельфином. Разучивание

поворотов при плавании дельфином.

- Свободное плавание. Игры на воде.

Занятие № 46-50

- Комплекс ОРУ и специальных упражнений, выполнение имитационных

упражнений.

- Разучивание дыхания (с поворотом головы в сторону) в согласовании с

движениями ног при плавании кролем на груди. Дальнейшее разучивание

техники движений руками кролем на груди.

- Плавание всеми способами с полной координацией

19

- Эстафеты. Старты в воду с тумбочки. Прыжки в воду через шест. Игры на

воде.

Занятия № 51-56

- Комплекс ОРУ и специальных упражнений, выполнение имитационных

упражнений.

- Разучивание согласования движений рук и ног кролем на груди (на

задержке дыхания). Совершенствование умения в плавании кролем на

груди с помощью движений одних рук (с доской между бедер), с помощью

одних ног (с доской в руках) в согласовании с дыханием (с поворотом

головы для вдоха в сторону).

- Плавание всеми способами с полной координацией

- Свободное плавание. Прыжки в воду через шест. Игры на воде.

Занятие № 57-65

- Комплекс ОРУ и специальных упражнений, выполнение имитационных

упражнений.

- Плавание кролем на груди в полной координации (с задержкой дыхания и

поворотом головы для вдоха).

- Плавание всеми способами с полной координацией

- Свободное плавание. Прыжки в воду через шест. Игры на воде.

Занятие № 66-70

- Выполнение контрольных упражнений в плавании кролем на груди.

- Выполнение контрольных нормативов по плаванию.

20

Примерное содержание занятий по общей физической подготовке.

Занятие № 1

Режим дня обучающихся. Занятия физическими упражнениями в режиме

дня, всестороннее развитие человека, влияние физических упражнений на

развитие систем организма, двигательного аппарата человека. Правила

поведения обучающихся на занятиях по ОФП в тренажерном зале. Правила

содержания инвентаря. Правила техники безопасности и профилактика

травматизма при занятиях в тренажерном зале. Гигиена. Гигиенические

требования к спортивной одежде и обуви для занятий. Уход за телом. (2ч.)

Занятие № 2

Тестирование уровня физической подготовки: силы, силовой

выносливости, скоростно-силовых качеств, координации. (2ч.)

Занятие № 3

Цели и задачи атлетической гимнастики. Изучение техники движений со

снарядами и на тренажерах. (1ч.)

Занятие № 4

Основные мышечные группы, характер движений в тренировочных

упражнениях. Комплексы атлетической гимнастики № 1 (см. Приложение №2).

Занятие № 5

Основные мышечные группы, характер движений в тренировочных

упражнениях. Комплексы атлетической гимнастики № 2 (см. Приложение №2).

Занятие № 6

Режим питания обучающегося. Тренировочные упражнения. Комплексы

атлетической гимнастики № 3 (см. Приложение №2).

Занятие № 7

Витамины и минеральные вещества. Тренировочные упражнения.

Комплексы атлетической гимнастики № 4 (см. Приложение №2).

Занятие № 8

Мотивация к занятиям атлетической гимнастикой. Тренировочные

упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 5 (см. Приложение №2).

Занятие № 9

21

Формирование позитивного отношения к занятиям. Тренировочные

упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 6 (см. Приложение №2).

Занятие № 10

Средства физического восстановления. Тренировочные упражнения.

Комплексы атлетической гимнастики № 7 (см. Приложение №2).

Занятие № 11

Фармакологические средства восстановления физического состояния.

Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 8 (см.

Приложение №2).

Занятие № 12

Аутогенная тренировка. Тренировочные упражнения. Комплексы

атлетической гимнастики № 9 (см. Приложение №2).

Занятие № 13

Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 10

(см. Приложение №2).

Занятие № 14

Оценка обучающимися своего самочувствия. Тренировочные

упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 11 (см. Приложение №2).

Занятие № 15

Оценка обучающимися своего самочувствия. Тренировочные

упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 1 (см. Приложение №2).

Занятие № 16

Контроль и самоконтроль обучающихся. Определение и устранение

типичных ошибок при выполнении различных упражнений. Тренировочные

упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 2 (см. Приложение №2).

Занятие № 17

Контроль и самоконтроль обучающихся. Определение и устранение

типичных ошибок при выполнении различных упражнений. Тренировочные

упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 3 (см. Приложение №2).

Занятие № 18

Режим питания при интенсивных тренировках. Тренировочные

упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 4 (см. Приложение №2).

Занятие № 19

Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 5

(см. Приложение №2).

Занятие № 20

22

Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 6

(см. Приложение №2).

Занятие № 21

Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 7

(см. Приложение №2).

Занятие № 22

Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 8

(см. Приложение №2).

Занятие № 23

Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 9

(см. Приложение №2).

Занятие № 24

Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 10

(см. Приложение №2).

Занятие № 25

Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 11

(см. Приложение №2).

Занятие № 26

Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 1

(см. Приложение №2).

Занятие № 27

Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 2

(см. Приложение №2).

Занятие № 28

Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 3

(см. Приложение №2).

Занятие № 29

Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 4

(см. Приложение №2).

Занятие № 30

Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 5

(см. Приложение №2).

Занятие № 31

Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 6

(см. Приложение №2).

Занятие № 32

Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 7

(см. Приложение №2).

23

Занятие № 33

Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 8

(см. Приложение №2).

Занятие № 34

Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики №

9(см. Приложение №2).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для педагогов и для родителей

1. Дубровский В.И. спортивная медицина. Учебник для студентов вузов. –

М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 1998. – 480 с.: ил.

2. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов

вузов. – М.: Владос, 1998. – 608 с.

3. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина.

Учебник – М.: Медицина, 1999. – 304 с.

4. Еремеева Л.Ф. Научите ребенка плавать. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС»,

2005. – 112 с., ил.

5. Зимкина Н.В. Физиология человека. – М.: Физкультура и Спорт, 1975.

6. Иваницкий М. Ф. Анатомия человека. Учебник для МФК. – М.: Физкультура

и Спорт, 1985. – 264 с.

7. Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П., Герасимова Г.В. Врачебный контроль в

адаптивной физической культуре. Учебное пособие. – М.: Советский

спорт, 2004. – 184 с.

8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебник для

институтов физической культуры. – М.: Физкультура и Спорт, 1991. – 543

с.

9. Лукьяненко В.П. Точность движений: проблемные аспекты теории и их

прикладное значение// Теория и практика физической культуры. 1991, № 4,

с. 2-10.

10.Мосунов Д.Ф., Сазыкин В.Г. Преодоление критических ситуаций при

обучении плаванию ребенка-инвалида. Учебно-методическое пособие. –

М.: Советский спорт, 2002. -152 с.

11.Примерные требования к Программам дополнительного образования детей

(письмо Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844).

12.Педагогические условия моделирования физкультурно-оздоровительной

работы с детьми на основе индивидуально-дифференцированного подхода.

24

Учебно-методическое пособие / под научно-метод. ред. Чеменевой А.А. –

Н.Новгород, 2004. – 73 с.

13.Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т.1.

Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной

физической культуры/ Под общей ред. Проф. С.П. Евсеева. – М.:

Советский спорт, 2002. – 448 с.

14.Физическая реабилитация: Учебник для студентов высших учебных

заведений, обучающихся по Государственному образовательному

стандарту 022500 “Физическая культура для лиц с отклонениями в

состоянии здоровья” (Адаптивная физическая культура)/ Под общей ред.

Проф. С.Н. Попова. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2004. – 608 с.

(Серия “Высшее образование”).



В раздел образования