Автор: Гресь Ольга Ивановна
Должность: инструктор-методист по АФК и АС
Учебное заведение: БУ ДО "Спортивная школа паралимпийского и сурдлимпийского резерва "Центр адаптивного спорта Югры"
Населённый пункт: г. Югорск Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Дополнительная общеобразовательная программа «Адаптивное плавание»
Раздел: дополнительное образование
Составитель:
Гресь Ольга Ивановна
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа «Адаптивное плавание»
(далее – Программа) является общеразвивающей программой, направленной на
физическое воспитание детей-инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья (III подготовительная группа). Программа
составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов,
определяющих основную направленность, объем и содержание тренировочных
занятий: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»; Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ
«О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; В соответствии
со статьей 31 Федерального закона «О физической культуре и спорте в
Российской Федерации» адаптивная физическая культура является частью
физической культуры, использующей комплекс эффективных средств
физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
Развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья основывается на принципах приоритетности, массового
распространения и доступности занятий спортом.
Направленность. Предлагаемая программа является образовательной,
имеет физкультурно-спортивную направленность.
Актуальность программы. Предполагает формирование физкультурнооздоровительных
групп для систематических тренировок по общей
физической подготовке. Занятия в таких группах позволяют адаптировать
организм к последующим физическим нагрузкам и создать основу для
формирования спортивных двигательных навыков.
Программа направлена на улучшение общей физической подготовки,
повышение общей работоспособности, на улучшение развития физических
качеств и оптимальное функционирование всех жизненно важных
физиологических систем организма, на улучшение физического развития, формирование
правильной осанки, а также на овладение прикладными
двигательными умениями и навыками.
Новизна.
Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) в рамках инклюзивного
образования
—
это
комплекс
мер
в
образовательном
учреждении
спортивнооздоровительного характера, направленных на формирование здорового образа
жизни, развитие физических возможностей, профилактику прогрессирования основного
заболевания (дефекта), нарушений развития детей с особыми образовательными
потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья,
детей с особенностями развития), создание условий для их эффективной социальной
адаптации.
Одной из основных форм АФК является - адаптивный спорт.
В адаптивном спорте применяются различные виды: одни из них
полностью перенесены от здоровых людей, другие адаптированы
(приспособлены к ограниченным возможностям инвалидов), третьи -
специфические, специально созданные для них. Прежде всего выбор вида
спорта зависит от степени и уровня поражения, показаний и противопоказаний,
с учетом спортивно-медицинской классификации.
Адаптивное плавание - это физкультурно-спортивная водная дисциплина,
для которой разработаны специальные программы и нормативы, учитывающие
особенности и возможности лиц с ментальными нарушениями.
Плавание характеризуется сочетаемым воздействием на организм
движений и пребывания в водной среде. При этом активизируется
гемодинамика, повышается обмен веществ, облегчаются движения
атрофичными мышцами. Плавание значительно снижает опорную нагрузку на
позвоночник и нижние конечности. Применяется с целью улучшения функции
кардиореспираторной системы. Это происходит, благодаря ритмичной работе
мышц, при этом улучшается сердечная деятельность, повышается подвижность
грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. В следствии
высокого сопротивления воды и активного чередования напряжения и
4
расслабления разных групп мышц, плавание увеличивает их выносливость и
силу.
Занятия физической культурой являются для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями факторами улучшения самочувствия,
повышения уровня здоровья и уровня физической подготовленности,
удовлетворения потребности в общении, расширения круга знакомств,
самореализации при занятии спортом.
В каждой группе обучающиеся распределяются по классам в соответствии
с их функциональными возможностями, а не категориями инвалидности.
Главным критерием распределения группы обучающихся на классы
является уровень их физической подготовленности и функциональных
возможностей. Особенности нозологии занимающихся учитываются при
подборе индивидуальных методических приемов в процессе занятий.
Состав классов, занимающийся может со временем меняться в
зависимости от динамики их функционального состояния в процессе занятий.
Данная программа предназначена для лиц с ограниченными
возможностями здоровья (III подготовительная группа) и инвалидов, состоящих
в следующих функциональных классах:
лица с поражением опорно-двигательного аппарата;
лица с нарушением зрения;
глухонемые.
При объединении в одну группу детей, имеющих разные по тяжести
поражения (класс) число обучающихся в группе должно составлять не более 8
человек на одного тренера-преподавателя.
Цели и задачи программы.
Цель программы: обеспечение передачи и усвоения практических знаний и
умений в процессе формирования плавательного навыка, с целью развития
общественной и двигательной активности ребенка с ограниченными
возможностями.
5
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих
задач:
Оздоровительные задачи:
укреплять функциональное состояние организма;
развивать физические качества – силу, выносливость, быстроту и
координацию движений.
Коррекционно-компенсаторные задачи:
обучить основам техники плавания.
обучать основным навыкам движения в ходьбе, прыжках, упражнениях с
предметами;
создать равные возможности инвалидов для интеграции в современном
обществе.
Оздоровительно-рекреационные задачи:
прививать интерес к занятиям спортом, организовать здоровый досуг,
учить с пользой проводить свободное время.
Воспитательно-развивающие задачи:
воспитывать терпение, умение оценивать свое состояние; черты
характера, необходимые для достижения успехов в жизни и в спорте;
формировать навыки культуры поведения в обществе, спортивного
этикета;
расширять и углублять теоретические знания в области гигиены,
адаптивной физической культуры, спорта, паролимпийского и
сурдлимпийского движения.
Условия реализации программы
Программа реализуется тренерами-преподавателями по адаптивной
физической культуре на базе Молодежного центра, руководство которого
предоставляет для проведения занятий время, тренажерный зал, бассейн и
необходимый инвентарь.
6
Возраст детей. Программа предназначена для работы с детьми в возрасте
с 6 лет имеющих инвалидность или отклонения в состоянии здоровья (III
подготовительная группа). Предлагаемые разделы и темы программы
рассчитаны на 1 год обучения: максимальная нагрузка 36 недель в год при
занятиях 4 часов в неделю (144 ч./год).
Условия зачисления в группы: в группу 1 года обучения зачисляются
все желающие инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (III
подготовительная группа) с сохраненным интеллектом, не имеющие
медицинских противопоказаний.
Группы формируются в соответствии с возрастными особенностями,
уровнем физической подготовленности и наличием способностей,
располагающих к занятиям. А также необходим учет структуры дефекта:
выделение первичных и вторичных нарушений, показаний и
противопоказаний, степени выраженности патологии.
Количество человек в группе до 10 человек.
Для решения поставленных в программе задач используются различные
методы, формы работы и средства:
Практические:
метод стандартно-повторного упражнения в режиме непрерывной нагрузки;
метод выполнения упражнения с использованием отягощения мышц;
метод сухого вытяжения;
игровой.
Наглядные:
фронтальный и сагиттальный показ упражнения специалистом;
показ упражнения обучающимся;
иллюстративный материал.
7
Словесные
Эти методы применяются в виде дидактического (обучающего) рассказа,
для выработки достаточно общего представления о двигательных действиях,
которые предстоит выполнять:
рассказ - форма преподнесения информации описательного характера;
беседа (предварительная, итоговая, обобщающая).
Словесные приемы:
объяснение и пояснение - характеризуется доказательностью утверждений,
аргументированностью основных положений, не только ЧТО и КАК делать,
но и ПОЧЕМУ так, а не иначе;
инструктирование - точное и конкретное изложение заданий;
комментарии и замечания, которые в краткой форме оценивают качество
выполнения заданий или указывают на допускаемые ошибки;
распоряжения, указания - средства оперативного управления деятельностью
обучающихся.
Педагогическая оценка действий обучающихся, направленная на
стимулирование и поддержание сознательной активности (похвала, одобрение,
поощрение).
Основными формами организации работы с инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья являются: теоретические и
практические занятия, подвижные и спортивные игры, профилактические и
оздоровительные мероприятия, походы.
Формы тренировочного процесса проявляются в групповых занятиях.
Групповые занятия проходят при объяснении нового материала или отработке
хорошо изученных элементов. Во время групповых занятий возможно
8
применение индивидуального подхода, когда необходимо уделить
максимальное внимание каждому обучающемуся, уберечь его от ошибок и
возможных травм.
Средства физического воспитания инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья систематизируются следующим образом.
По преимущественному проявлению двигательных качеств:
упражнения для развития общей выносливости;
упражнения для развития гибкости;
упражнения для развития ловкости.
По характеру двигательной деятельности:
физические упражнения циклического характера.
По видовому признаку:
плавание;
гимнастические упражнения;
спортивные и подвижные игры;
активный отдых и походы.
Критерии оценки эффективности реализации программы являются:
стабильность состава обучающихся, посещаемость ими занятий;
динамика индивидуальных показателей физического развития и здоровья
обучающихся;
уровень освоения навыков гигиены, самоконтроля, бытового
самообслуживания, общения с окружающими; способности к
самостоятельному передвижению;
выполнение контрольных нормативов (Приложение 1) в конце учебного
года.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу обучения обучающиеся должны знать:
значение занятий адаптивной физической культурой и спортом;
9
историю развития паралимпийского и сурдлимпийского движения;
о физических качествах и их значении;
основы техники плавания;
влияние физических упражнений, плавания, закаливающих процедур,
личной и спортивной гигиены и режима дня;
правила и технику безопасности нахождения на воде и тренажерном зале.
К концу обучения обучающиеся должны уметь:
слушать и выполнять требования специалистов;
правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие
физических качеств;
уметь взаимодействовать с другими людьми;
выполнять контрольные нормативы (Приложение 1)
Формы и виды контроля.
Программа предполагает различные формы контроля: текущий контроль и
промежуточная аттестация. Текущий контроль обучающихся осуществляется
во время проведения учебных занятий.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце учебного года.
Формами промежуточной аттестации являются: зачет (выполнение
контрольных нормативов).
Учебно-тематический план.
При организации учебной работы необходимо иметь следующие
документы: программа, учебно-тематическое планирование и расписание
занятий.
Тренеры-преподаватели должны иметь конспекты занятий, вести журнал
учёта учебно-тренировочной и воспитательной работы.
Планирование тренировочного процесса
Все занятия состоят из 3-х частей – подготовительной (разминки),
основной и заключительной (растяжка).
10
В подготовительной части решаются две задачи: разогревания и
подведению к решению основной части занятия. Для решения первой задачи
применяются упражнения, способствующие повышению температуры тела и
скелетных мышц, что приводит к усилению кровообращения и дыхания,
подвижности в суставах и т.п., что необходимо для выполнения заданий
основной части. Для разогревания используют обще подготовительные
упражнения - легкий бег, общеразвивающие упражнения, в которых вначале
участвует небольшое количество мышечных групп, затем следует переходить
к упражнениям, в которых задействовано все большее и большее их
количество. Длительность этой части разминки во многом зависит от возраста
занимающихся и условий проведения занятий.
Во второй части разминки выполняются упражнения, помогающие
настроиться на выполнение задач основной части занятия.
В основной части занятия решаются задачи конкретного
тренировочного характера: обучения техническому действию или тактикотехнических
действий, управление развитием физических качеств.
В заключительной стадии необходимо решать задачу восстановления,
занимающегося после выполненной им работы в основной части занятий. В
этой части всю работу надо выполнять в спокойном, равномерном темпе,
включать выполнение упражнений на расслабление, растягивание.
Занятие включает в себя психологическую, теоретическую, техническую
и физическую подготовку. Каждый из этих видов подготовки имеет
определенное содержание и характеризуется рядом требований.
Психологическая подготовка представляется педагогическими
воздействиями, которые обеспечивают формирование у обучающихся
определенных психологических, социально-моральных и личностных качеств.
Занимаясь в группе, обучающиеся вступают в отношения с педагогом и с
коллективом, подвергаясь воздействиям с их стороны, и, в свою очередь,
влияя на коллектив.
11
К основным методам психологической подготовки относятся беседы,
педагогическое внушение, убеждение. В процессе психологической подготовки
должны формироваться такие качества, как целеустремленность,
настойчивость, воля к победе, выдержка, самообладание, способность
предельно мобилизовать свои возможности.
Теоретическая подготовка идет одновременно с практической во всех
разделах программы и является их неотъемлемой составной частью.
Общеразвивающие упражнения, как движения отдельных частей тела и их
сочетаний, выполняемые с различной амплитудой, частотой и степенью
мышечных напряжений, широко применяются на всех этапах подготовки
детей.
Техническая подготовка включает в себя разъяснение обучающимся
правил работы с инвентарем (ласты, лопатки, плавательные доски, гантели и
др.), применяемым на занятии, и спортивным оборудованием.
12
Учебно-тематический план
1 год обучения.
Нагрузка: 4 часа
№
п/п
Название раздела,
тема
Количество часов Форма аттестации и
Всего Теория Практика контроля
1
Общая физическая
подготовка
36 2 34 текущий контроль -
зачет
1.1 Комплекс атлетической
гимнастики для рук
9 1 8
текущий контроль -
зачет
1.2 Комплекс атлетической
гимнастики для ног
9 1 8
текущий контроль -
зачет
1.3 Комплекс атлетической
гимнастики для мышц спины
9 0 9
текущий контроль -
зачет
1.4 Комплекс атлетической
гимнастики для мышц груди
9 0 9
текущий контроль -
зачет
2 Плавание 104 0 104
2.1 Техника дыхания 4 0 4
текущий контроль -
зачет
2.2 Техника выполнения
имитационных упражнений 4 0 4
текущий контроль -
зачет
2.3 Основы техники плавания
«Кроль на груди» 21 0 21
текущий контроль -
зачет
2.4 Основы техники плавания
«Кроль на спине» 21 0 21
текущий контроль -
зачет
2.5 Основы техники плавания
«Брасс» 21 0 21
текущий контроль -
зачет
2.6 Основы техники плавания
«Дельфин» 21 0 21
текущий контроль -
зачет
2.7 Основы техники старта 6 0 6
текущий контроль -
зачет
2.8 Основы техники разворота 6 0 6
текущий контроль -
зачет
3
Промежуточная
аттестация:
4 0 4
3.1 ОФП 2 0 2
Выполнение
контрольных нормативов
3.2 плавание 2 0 2
Выполнение
контрольных
нормативов, участие в
соревнованиях,
получение спортивных
разрядов
ИТОГО: 144 2 142
13
Содержание программы
I. Программный материал занятий.
Теоретическая подготовка
• Занятия физическими упражнениями в режиме дня, всестороннее развитие
человека, влияние физических упражнений на развитие систем организма,
двигательного аппарата человека.
Правила поведения обучающихся на занятиях по ОФП в тренажерном зале.
Правила содержания инвентаря.
Правила техники безопасности и профилактика травматизма при занятиях в
тренажерном зале. Гигиена. Режим дня обучающихся. Гигиенические
требования к спортивной одежде и обуви для занятий. Уход за телом.
Оценка обучающимися своего самочувствия, уровня физической
подготовленности.
Контроль и самоконтроль обучающихся на основе нормативов. Определение
и устранение типичных ошибок при выполнении различных упражнений.
Задания для самостоятельных занятий. Проверка их выполнения, в т.ч. у
гимнастической стенки.
Знакомство с различными подвижными и спортивными играми.
Выход на природу, правила поведения на природе, основы гигиены и
безопасности.
Практическая подготовка.
Применяется широкий комплекс общеразвивающих упражнений,
беговые и прыжковые упражнения:
упражнения на развитие подвижности в суставах рук и ног: сжимание,
разжимание, сгибание, разгибание, вращения в лучезапястных, локтевых,
плечевых суставах, сгибание и разгибание, вращения голеностопных
суставов, затем коленных и тазобедренных;
упражнения для мышц живота и спины: повороты, наклоны и вращения
туловища в различных направлениях;
14
общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движений – махи
руками, ногами – вперед-вверх, в стороны-вверх;
выталкивания туловища разгибом в локтевых суставах в наклоне от стены,
от скамейки, от пола;
поднимания на носки;
приседания на двух ногах при разном положении ног;
пружинистые покачивания в выпаде со сменой ног;
находясь в полуприседе, ноги врозь – перенос веса тела с левой ноги на
правую;
подъём ног за голову с касанием носками пола за головой из положения
лёжа на спине;
подъём туловища с касанием пальцами рук носков ног из положения лёжа
на спине;
упражнения с набивными мячами (вес от 1 до 5 кг) (броски двумя руками
из-за головы, справа сбоку, слева сбоку, снизу);
ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы;
всевозможные упражнения на гимнастической скамейке, стенке;
упражнения с гантелями;
различные упражнения на тренажерах;
подвижные игры, походы;
II. Программный материал занятий по плаванию
Теоретическая подготовка
Правила поведения обучающихся на занятиях по плаванию.
Предупреждение травматизма, обеспечение безопасности здоровья и жизни
обучающегося
Оценка обучающимися своего самочувствия.
Гигиена плавания и купания.
Значение плавания, как средства укрепления здоровья
Краткое содержание занятий.
Вспомогательные средства для занятий по плаванию (ласты, плавательные
доски)
Контроль и самоконтроль обучающихся на основе нормативов по плаванию.
Определение и устранение типичных ошибок при выполнении различных
упражнений как на суше, так и в воде.
Поведение в экстремальных ситуациях на воде.
15
Практическая подготовка.
Техника плавания облегченными (спортивными) способами изучается по
общепринятой схеме:
1) демонстрация изучаемого способа плавания и его элементов;
2) плавание (попытка плавать) изучаемым способом;
3) ознакомление с техникой движения рук и ног на суше;
4) овладение элементами техники и отдельными согласованиями рук и ног в
воде;
5) освоение в воде способа плавания в целом;
Обучение плаванию начинается с обязательного выполнения всех
подготовительных упражнений для освоения с водой. Изучение
подготовительных упражнений осуществляется в указанной
последовательности:
элементарные движения рук и ног;
передвижения по дну;
погружения;
упражнения для дыхания;
всплывания;
лежания;
скольжения.
После этого начинается обучение облегченным способам плавания.
Основная трудность освоения спортивных способов плавания заключается в
том, что человек не умеет согласовывать непрерывные движения конечностей
с дыханием в том ритме, который определяется спецификой способа плавания.
Облегченные способы плавания изучаются в следующей
последовательности:
овладение техникой движения ногами;
овладение техникой дыхания;
овладении техникой движения руками;
овладении согласованием движений рук и дыхания;
овладении согласованием движений рук и ног при задержке дыхания;
плавание с полной координацией движений.
16
Примерное содержание занятий обучения плаванию.
Занятие № 1
- техника безопасности на занятиях в бассейне. Правила поведения в воде.
- проверка плавательной подготовки.
Занятие № 2
- гигиена плавания и купания.
- обучение входу в воду (спуск в воду по лестнице, прыжком вниз ногами,
соскок в воду с низкого бортика, спад в воду с низкого бортика из
положения приседа).
- совершенствование умений в плавании кролем на груди и спине.
- свободное плавание. Игры на воде.
Занятие № 3
- название и показ способов плавания тренером или обучающимися, которые
имеют навыки по плаванию;
- освоение с водой (ознакомление с передвижением по дну).
- совершенствование умений в плавании кролем на груди и спине.
- свободное плавание. Игры на воде.
Занятие № 4-5
- ознакомление с общеразвивающими, специальными и имитационными
упражнениями.
- обучение выдоху в воду. Стоя на дне отработка дыхания. Погружение в
воду.
- совершенствование умений в плавании кролем на груди и спине.
- свободное плавание. Игры на воде.
Занятие № 6
- разучивание на суше комплекс ОРУ и специальных упражнений,
выполнение имитационных упражнений. Разучивание упражнений для
совершенствования в плавании кролем на груди и спине.
- закрепление умения дышать и погружаться в воду с открытыми глазами.
- совершенствование умений в плавании кролем на груди и спине;
разучивание поворотов при плавании кролем на груди и спине.
- свободное плавание. Игры на воде.
Занятия № 7-10
- Комплекс ОРУ и специальных упражнений, выполнение имитационных
упражнений. Упражнения для совершенствования в плавании кролем на
груди и спине.
- Разучивание скольжения на груди.
17
- Разучивание скольжения на груди в сочетании с дыханием.
- Совершенствование умений в плавании кролем на груди и спине.
Продолжение закрепление техники поворотов при плавании кролем на
груди и спине. Разучивание техники выполнения старта пловца с
тумбочки.
- Эстафеты. Свободное плавание. Игры на воде.
Занятия № 11-15
- Комплекс ОРУ и специальных упражнений, выполнение имитационных
упражнений. Упражнения для совершенствования в плавании брассом.
- Разучивание скольжения на спине.
- Совершенствование умений в плавании брассом. Дальнейшее разучивание
старта пловца с тумбочки и разучивание старта пловца из воды.
- Свободное плавание. Игры на воде.
Занятия № 16-20
- Комплекс ОРУ и специальных упражнений, выполнение имитационных
упражнений. Упражнения для совершенствования в плавании брассом.
- Разучивание движений ног кролем: держась руками за бортик, с доской, в
скольжении на груди и спине.
- Совершенствование умений в плавании брассом. Старты пловца с
тумбочки и из воды.
- Свободное плавание. Игры на воде.
Занятия № 21-24
- Комплекс ОРУ и специальных упражнений, выполнение имитационных
упражнений. Упражнения для совершенствования в плавании брассом.
- Обучение умению продвигаться вперед в скольжении на груди с дыханием
и движениями ног кролем.
- Совершенствование умений в плавании брассом. Разучивание поворотов
при плавании способом брасс. Старты пловца с тумбочки и из воды.
- Эстафеты. Свободное плавание. Игры на воде.
Занятие № 25
- Правила поведения на соревнованиях. Спортивная гигиена.
- Соревнования по плаванию.
Занятие № 26
- Подведение итогов после соревнований. Разбор ошибок. Разучивание
нового комплекса ОРУ и специальных упражнений.
- Эстафеты. Свободное плавание. Игры на воде.
Занятие № 27-30
18
- Комплекс ОРУ и специальных упражнений, выполнение имитационных
упражнений. Упражнения для совершенствования в плавании дельфином.
- Закрепление умения продвигаться вперед в скольжении на груди с
дыханием, движениями ног кролем и с помощью элементарных гребковых
движений рук.
- Совершенствование умений в плавании дельфином.
- Свободное плавание. Игры на воде.
Занятия № 31-35
- Комплекс ОРУ и специальных упражнений, выполнение имитационных
упражнений. Упражнения для совершенствования в плавании дельфином.
- Обучение умению продвигаться вперед в скольжении на спине и
движениями ног кролем.
- Совершенствование умений в плавании дельфином.
- Свободное плавание. Игры на воде.
Занятие № 36-38
- Комплекс ОРУ и специальных упражнений, выполнение имитационных
упражнений. Упражнения для совершенствования в плавании дельфином.
- Закрепление умения продвигаться вперед в скольжении на спине,
движениями ног кролем и с помощью элементарных гребковых движений
рук.
- Совершенствование умений в плавании дельфином.
- Свободное плавание. Игры на воде.
Занятия № 39-45
- Комплекс ОРУ и специальных упражнений, выполнение имитационных
упражнений. Упражнения для совершенствования в плавании дельфином.
- Совершенствование умения продвигаться вперед в скольжении на груди и
спине с дыханием, движениями ног кролем и с помощью элементарных
гребковых движений рук. Разучивание техники движения руками в кроле
на груди.
- Совершенствование умений в плавании дельфином. Разучивание
поворотов при плавании дельфином.
- Свободное плавание. Игры на воде.
Занятие № 46-50
- Комплекс ОРУ и специальных упражнений, выполнение имитационных
упражнений.
- Разучивание дыхания (с поворотом головы в сторону) в согласовании с
движениями ног при плавании кролем на груди. Дальнейшее разучивание
техники движений руками кролем на груди.
- Плавание всеми способами с полной координацией
19
- Эстафеты. Старты в воду с тумбочки. Прыжки в воду через шест. Игры на
воде.
Занятия № 51-56
- Комплекс ОРУ и специальных упражнений, выполнение имитационных
упражнений.
- Разучивание согласования движений рук и ног кролем на груди (на
задержке дыхания). Совершенствование умения в плавании кролем на
груди с помощью движений одних рук (с доской между бедер), с помощью
одних ног (с доской в руках) в согласовании с дыханием (с поворотом
головы для вдоха в сторону).
- Плавание всеми способами с полной координацией
- Свободное плавание. Прыжки в воду через шест. Игры на воде.
Занятие № 57-65
- Комплекс ОРУ и специальных упражнений, выполнение имитационных
упражнений.
- Плавание кролем на груди в полной координации (с задержкой дыхания и
поворотом головы для вдоха).
- Плавание всеми способами с полной координацией
- Свободное плавание. Прыжки в воду через шест. Игры на воде.
Занятие № 66-70
- Выполнение контрольных упражнений в плавании кролем на груди.
- Выполнение контрольных нормативов по плаванию.
20
Примерное содержание занятий по общей физической подготовке.
Занятие № 1
Режим дня обучающихся. Занятия физическими упражнениями в режиме
дня, всестороннее развитие человека, влияние физических упражнений на
развитие систем организма, двигательного аппарата человека. Правила
поведения обучающихся на занятиях по ОФП в тренажерном зале. Правила
содержания инвентаря. Правила техники безопасности и профилактика
травматизма при занятиях в тренажерном зале. Гигиена. Гигиенические
требования к спортивной одежде и обуви для занятий. Уход за телом. (2ч.)
Занятие № 2
Тестирование уровня физической подготовки: силы, силовой
выносливости, скоростно-силовых качеств, координации. (2ч.)
Занятие № 3
Цели и задачи атлетической гимнастики. Изучение техники движений со
снарядами и на тренажерах. (1ч.)
Занятие № 4
Основные мышечные группы, характер движений в тренировочных
упражнениях. Комплексы атлетической гимнастики № 1 (см. Приложение №2).
Занятие № 5
Основные мышечные группы, характер движений в тренировочных
упражнениях. Комплексы атлетической гимнастики № 2 (см. Приложение №2).
Занятие № 6
Режим питания обучающегося. Тренировочные упражнения. Комплексы
атлетической гимнастики № 3 (см. Приложение №2).
Занятие № 7
Витамины и минеральные вещества. Тренировочные упражнения.
Комплексы атлетической гимнастики № 4 (см. Приложение №2).
Занятие № 8
Мотивация к занятиям атлетической гимнастикой. Тренировочные
упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 5 (см. Приложение №2).
Занятие № 9
21
Формирование позитивного отношения к занятиям. Тренировочные
упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 6 (см. Приложение №2).
Занятие № 10
Средства физического восстановления. Тренировочные упражнения.
Комплексы атлетической гимнастики № 7 (см. Приложение №2).
Занятие № 11
Фармакологические средства восстановления физического состояния.
Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 8 (см.
Приложение №2).
Занятие № 12
Аутогенная тренировка. Тренировочные упражнения. Комплексы
атлетической гимнастики № 9 (см. Приложение №2).
Занятие № 13
Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 10
(см. Приложение №2).
Занятие № 14
Оценка обучающимися своего самочувствия. Тренировочные
упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 11 (см. Приложение №2).
Занятие № 15
Оценка обучающимися своего самочувствия. Тренировочные
упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 1 (см. Приложение №2).
Занятие № 16
Контроль и самоконтроль обучающихся. Определение и устранение
типичных ошибок при выполнении различных упражнений. Тренировочные
упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 2 (см. Приложение №2).
Занятие № 17
Контроль и самоконтроль обучающихся. Определение и устранение
типичных ошибок при выполнении различных упражнений. Тренировочные
упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 3 (см. Приложение №2).
Занятие № 18
Режим питания при интенсивных тренировках. Тренировочные
упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 4 (см. Приложение №2).
Занятие № 19
Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 5
(см. Приложение №2).
Занятие № 20
22
Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 6
(см. Приложение №2).
Занятие № 21
Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 7
(см. Приложение №2).
Занятие № 22
Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 8
(см. Приложение №2).
Занятие № 23
Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 9
(см. Приложение №2).
Занятие № 24
Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 10
(см. Приложение №2).
Занятие № 25
Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 11
(см. Приложение №2).
Занятие № 26
Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 1
(см. Приложение №2).
Занятие № 27
Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 2
(см. Приложение №2).
Занятие № 28
Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 3
(см. Приложение №2).
Занятие № 29
Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 4
(см. Приложение №2).
Занятие № 30
Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 5
(см. Приложение №2).
Занятие № 31
Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 6
(см. Приложение №2).
Занятие № 32
Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 7
(см. Приложение №2).
23
Занятие № 33
Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики № 8
(см. Приложение №2).
Занятие № 34
Тренировочные упражнения. Комплексы атлетической гимнастики №
9(см. Приложение №2).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для педагогов и для родителей
1. Дубровский В.И. спортивная медицина. Учебник для студентов вузов. –
М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 1998. – 480 с.: ил.
2. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов
вузов. – М.: Владос, 1998. – 608 с.
3. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина.
Учебник – М.: Медицина, 1999. – 304 с.
4. Еремеева Л.Ф. Научите ребенка плавать. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС»,
2005. – 112 с., ил.
5. Зимкина Н.В. Физиология человека. – М.: Физкультура и Спорт, 1975.
6. Иваницкий М. Ф. Анатомия человека. Учебник для МФК. – М.: Физкультура
и Спорт, 1985. – 264 с.
7. Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П., Герасимова Г.В. Врачебный контроль в
адаптивной физической культуре. Учебное пособие. – М.: Советский
спорт, 2004. – 184 с.
8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебник для
институтов физической культуры. – М.: Физкультура и Спорт, 1991. – 543
с.
9. Лукьяненко В.П. Точность движений: проблемные аспекты теории и их
прикладное значение// Теория и практика физической культуры. 1991, № 4,
с. 2-10.
10.Мосунов Д.Ф., Сазыкин В.Г. Преодоление критических ситуаций при
обучении плаванию ребенка-инвалида. Учебно-методическое пособие. –
М.: Советский спорт, 2002. -152 с.
11.Примерные требования к Программам дополнительного образования детей
(письмо Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844).
12.Педагогические условия моделирования физкультурно-оздоровительной
работы с детьми на основе индивидуально-дифференцированного подхода.
24
Учебно-методическое пособие / под научно-метод. ред. Чеменевой А.А. –
Н.Новгород, 2004. – 73 с.
13.Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т.1.
Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной
физической культуры/ Под общей ред. Проф. С.П. Евсеева. – М.:
Советский спорт, 2002. – 448 с.
14.Физическая реабилитация: Учебник для студентов высших учебных
заведений, обучающихся по Государственному образовательному
стандарту 022500 “Физическая культура для лиц с отклонениями в
состоянии здоровья” (Адаптивная физическая культура)/ Под общей ред.
Проф. С.Н. Попова. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2004. – 608 с.
(Серия “Высшее образование”).