Напоминание

Реальная экономическая предпринимательская деятельность, нацеленная на самоопределение и развитие соответствующих способностей ученика во внеурочной деятельности. Программа «Экономическая мастерская» как ступень социализации школьников.


Автор: Владимирова Светлана Валерьевна
Должность: учитель географии и экономики
Учебное заведение: ГБОУ Вешняковская школа
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: учебная программа
Тема: Реальная экономическая предпринимательская деятельность, нацеленная на самоопределение и развитие соответствующих способностей ученика во внеурочной деятельности. Программа «Экономическая мастерская» как ступень социализации школьников.
Раздел: среднее образование





Назад




Реальная экономическая предпринимательская

деятельность, нацеленная на самоопределение и

развитие соответствующих способностей ученика

во внеурочной деятельности. Программа

«Экономическая мастерская» как ступень

социализации школьников.

Автор: Владимирова Светлана Валерьевна

Москва

2025

Направленность программы дополнительного образования:

В последнее десятилетие, в течение которого жизнь в стране подвергалась

кардинальным социальным переменам, а система образования и воспитания

вслед за этим – многочисленным этапам модернизации, была утеряна и

разрушена линия четко обозначенных воспитательных ориентиров. Данная

ситуация характеризуется тем, что в рамках образовательного процесса

современной школы наблюдается недостаток педагогических технологий,

использующих богатейшие ресурсы нравственных ценностей, образ жизни.

Восполнить этот пробел могут педагогические технологии, построенные на

основе социально-исследовательской деятельности.

Актуальность программы дополнительного образования:

Актуальность проблемы предпринимательской подготовки молодежи

очевидна и сомнения не вызывает. Современная жизнь протекает

нестабильно. Мы живем в ситуации быстро меняющегося мира. Завтрашний

день может существенно отличаться от дня сегодняшнего: не успеет человек

привыкнуть к одним обстоятельствам, как появляются другие. Возникает

вопрос: как поспеть за быстротекущим временем, что для этого нужно

делать? «Предпринимать что-либо» для предопределения развития ситуации.

Наиболее благоприятные условия и потенциал в решении данной проблемы

имеется в системе дополнительного образования. Практико-ориентированная

деятельность, индивидуальная траектория образовательного маршрута,

неформальный характер общения в разновозрастных группах предоставляют

школьникам свободу выбора линии развития предпринимательства. Одна из

них – образовательная, направленная на получение особой прибыли: новых

знаний, возможностей, коммуникативных связей и других. Другая линия –

реальная предпринимательская деятельность, нацеленная на

самоопределение и развитие соответствующих способностей.

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной

программы:

Формирование у учащихся знаний и практические навыки по основам

предпринимательской деятельности, менеджмента, коммерции, рекламе,

проектно-исследовательской деятельности, составление бизнес-планов,

умение быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, способность к

риску.

Задачи дополнительной образовательной программы:

- формирование устойчивых экономических знаний;

- понимание механизма функционирования рыночной структуры;

- формирование умений принимать оптимальное решение или находить

варианты решений в сложной ситуации;

- формирование у учащихся экономического способа мышления,

экономической и финансовой культуры, целостной картины мира с

пониманием в ней места экономики;

- накопление управленческого опыта, близкого к реальному;

- понимание, что такое исследовательская деятельность и выполнение

проектов.

Обучающие задачи: формирование базисных знаний о

предпринимательстве, бизнес-плане, рекламе, менеджменте, проектной

деятельности, инвестировании, социальной защите и собственности.

Формирование понимания неоднозначности экономического пространства.

Развитие общеучебных умений и навыков (анализ, синтез, постановка целей

т.п.). Формирование умения доказательной и деликатной речи – оценки

документа.

Развивающие задачи: развитие конструктивного практического

взаимодействия между учащимся и учителем. Развитие пространственного

воображения и пространственных представлений учащихся. Развитие

эстетического восприятия экономических объектов. Умение слушать своих

товарищей, ведущих и выступающих; отстаивать свою точку зрения по тому

или иному вопросу, высказывать свое мнение, обобщать мнение команды в

один лаконичный ответ, ораторские навыки.

Воспитательные задачи: формирование уважительного отношения к

любому мнению; формирование изменения привычных норм и правил жизни

учащихся за счет освоения ими новых пространств жизнедеятельности,

новых механизмов взаимодействия, формирование новых интересов,

следование новым стимулам.

Отличительные особенности программы дополнительного образования:

- учет возрастных и индивидуальных способностей учащихся;

- сохранение авторства идей и предложений учащихся;

- доброжелательный психологический климат на занятиях, индивидуальный

подход к каждому члену группы;

- личностно-деятельный подход к организации учебно-деятельный подход к

организации учебно-воспитательного процесса;

- оптимальное сочетание форм занятий – теоретическое и практическое;

Новизна программы дополнительного образования:

Программа пересекается с учебным предметом «Экономика», но

одновременно и значимо отличается, так как дает знания, которые на

предмете касаются только поверхностно или вообще не касается. Данная

программа позволяет поэтапно изучать разделы программы, позволяет

сформировать у учащихся целостное представление об экономике России, о

типе экономике в котором мы развиваемся, способствует пониманию

экономических терминов, а также многогранности экономического мира и

взаимоотношений в этом мире человека . Данная программа

дополнительного образования помогает самим полностью погрузиться в

создание бизнес-плана, проведение социологических опросов, изучить

действие рекламы и структуру фирмы.

Сроки реализации программы дополнительного образования:

Программа рассчитана на один год обучения и предназначена учащимся 9-11

классов. Численность в группе – 15 человек. Особенностей набора нет.

Свободный выбор подростков.

Формы и режим занятий:

Общее количество - 34 часа.

Продолжительность занятий 1 раза в неделю по 1 часу.

Форма проведения занятий: индивидуальная, мини-группа (до 3 человек),

групповые (теоретические занятия).

Формы: деловые игры, тесты, тренинг задания, коллективные обсуждения,

написание рефератов, конкурсы творческих работ, презентация бизнес-

планов, разработка проектов и исследовательских работ.

Проведение всех этих форм занятий является воспитательной работой. В

результате занятий у обучающихся должны развиться такие личностные

качества, как трудолюбие, сила воли, доброжелательность, умение слушать

других, коммуникабельность, концентрировать внимание на порученном

деле.

Ожидаемые результаты программы дополнительного образования:

По окончании первого года обучения учащиеся должны знать:

- экономические понятия: бизнес, менеджмент, маркетинг, договор, бизнес-

план, предпринимательская деятельность, реклама, прибыль, рентабельность;

- особенности управления структур рыночной экономики;

- основные организационно-правовые формы предпринимательства;

- основы теории и практики предпринимательской деятельности;

- систему инфраструктуры бизнеса: товарный рынок, рынок труда,

финансовый рынок;

- виды рекламы;

- типы проектов.

По окончании первого года обучения учащиеся должны уметь:

- создать собственную фирму, включая ее государственную регистрацию;

- составить бизнес-план;

- уметь собирать и изучать материалы различных источников, включая

средства массовой информации, анализировать их и делать объективные и

взвешенные выводы;

- принимать решения с учетом всей доступной информации;

- делать мультимедийную презентация, составлять тезисы и речь

выступления.

- как выступать публично;

- основы теории и практики предпринимательской деятельности;

- защиту трудовых прав несовершеннолетних.

- провести социологический опрос или маркетинговые исследования, сделать

анализ и оформить опрос в программе Excel или Microsoft Word;

- составить бизнес-план;

- делать презентацию в PowerPoint;

- собирать и изучать материалы различных источников, анализировать их и

делать объективные и взвешенные выводы;

- уметь создать свой деловой имидж;

Сейчас каждый пятый учащийся хочет пойти учиться на управленца,

менеджера и экономиста. Способность к предпринимательской деятельности

обнаруживается лишь у 10-15% людей. Как показывает практика, именно у

этой группы проявляется талант в самостоятельном проектировании своей

предпринимательской траектории, в самоопределении и самоорганизации,

включая целеполагание, достижение целей и т.п. Программа поможет

учащимся определить в себе многие способности.

Формы подведения итогов реализации программы дополнительного

образования:

Использование на занятиях игровых ситуаций, деловых игр и внедрение

технологии проектного обучения с целью закрепления теоретических знаний.

Между участниками распределяются роли, согласно которым разыгрывается

ход событий. Содержание занятий при этом направлено на поэтапное

включение школьников в проектную деятельность.

Включением школьников в проектную деятельность создаются условия для

развития таких предпринимательских способностей, как умение

анализировать ситуации, быстро принимать решение, гибкость ума,

систематически осуществлять рефлексию, продумывать логическую цепочку

последовательных действий, а к неудачам и успехам относятся, прежде всего,

как к факторам личностного роста.

Учебно-тематический план.

Наименование

разделов программы

Общее

количество

часов

теоретические

практические

Раздел 1

Предприниматель в

рыночной экономике.

8

6

2

Раздел 2.Выработка

предпринимательской

идеи.

4

2

2

Раздел 3.Планирование

предпринимательской

деятельности.

22

6

16

Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

занят

ий

Темы

Теоретические

занятия

Практиче

ские

занятия

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Раздел 1.Предприниматель в рыночной

экономике.

Введение.

Формирование группы. Бизнес в

экономике современной России

Инфраструктура бизнеса Постановка

целей, задач проекта своего бизнеса..

Сбор материала: Предпринимательская

фирма.

Сбор материала: История развития

предпринимательства в России.

Индивидуальный предприниматель.

Составление плана работы.

Экономическая игра.

Оценка своих предпринимательских

способностей (тесты)

1

1

1

1

1

1

1

1

9.

10.

11.

12.

Раздел 2.Выработка

предпринимательской идеи.

Сбор материала: Источники идей

предпринимателя. Договор.

Сбор материала: Оценка идей.

Работа с компьютером: Роль

информации в деятельности

предпринимателя.

Знакомство со структурой бизнес-плана.

1

1

1

1

Оформление бизнес-плана: основы

подготовки презентации.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

Раздел 3.Планирование

предпринимательской деятельности.

Составление структуры бизнес – плана.

Понятие «производственный план».

Себестоимость производимой

продукции

Понятие маркетинга.

Составление плана маркетингового

исследования.

Маркетинговое исследование реальной

компании. Экономическая игра.

Рассмотрение экономических споров.

Судебный порядок рассмотрения

споров. Исковая давность.

Структура работы над проектами.

Методика работы над проектами

Реклама.

Создание рекламного ролика.

Менеджмент в деятельности

предпринимателя.

Оценка риска.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Предприниматель и налоги.

Финансовый план.

Самоокупаемость предприятия.

Источники финансирования

предпринимательства. Оценка

стартовых затрат.

Собственность.

Этика и мораль предпринимательства.

Публичное выступление.

Портфолио проекта.

Итоговое занятие.

.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Теоретические занятия: 15 часов

Практические занятия: 19 часов

Содержание программы.

Первый год обучения.

Тема 1.

Введение в программу. Знакомство с содержанием программы. Инструктаж

по технике безопасности.

Раздел 1. Предприниматель в рыночной экономике.

Тема 2.

Бизнес в экономике современной России.

Понятие бизнеса. Бизнес и экономика. Деловые интересы,

собственность, капитал, доход. Общественный характер деятельности в

сфере бизнеса. Система бизнеса. Субъекты бизнеса. Бизнес и право. Система

правовых норм и правил, регулирующих деловые отношения. Бизнес и

политика. Бизнес в рыночной экономике. Предпринимательский климат в

России.

Практическая часть занятия:

- Технические задания: определение вещей, производимых на предприятии, а

какие - на фирме; роли людей в различных ситуациях;

Тема 3

Инфраструктура бизнеса.

Понятие инфраструктуры. Основные элементы инфраструктуры

бизнеса. Товарный рынок. Рынок труда. Финансовый рынок.

Информационный рынок. Консультационные (консалтинговые) компании.

Рекламные агентства.

Практическая часть занятия: Определение самостоятельности

географических рынков по представленным заданиям (товарный рынок).

Тема 4.

Сбор материала. Предпринимательская фирма.

Формы предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности.

Понятие физического и юридического лиц. Понятие

предпринимательской фирмы и ее виды. Предприятия частного сектора.

Полное товарищество. Общество с ограниченной ответственностью.

Акционерное общество (открытое и закрытое). Простое товарищество.

Объединение предприятий. Малые предприятия. Предприятия

государственного сектора. Предприятия с иностранным капиталом.

Оффшорные зоны. Свободные экономические зоны.

Тема 5.

История развития предпринимательства в России.

Тренинг: Нарушение фирмами антимонопольного законодательства;

определение документов для открытия юридического лица.

Тема 6.

Индивидуальный предприниматель.

Индивидуальное предпринимательство: возраст, необходимый для занятия

им, правовой статус индивидуального предпринимателя (его права и

обязанности), экономическая роль малого бизнеса. Индивидуальный

предприниматель и законы. Плюсы и минусы индивидуального

предпринимательства.

Практическая часть задания: Собрать и оформить документы для получения

свидетельства индивидуального предпринимателя. Подготовить сообщение

«У меня есть миллион - какую фирму мне открыть»;

Тема 7.

Организация предпринимательской деятельности. Реорганизация и

ликвидация коммерческих организаций.

Организация и регистрация предпринимательской фирмы.

Подготовительный этап создания предпринимательской фирмы.

Концептуальная идея. Цели создания предприятия. Организационный этап

создания предпринимательской фирмы. Устав. Учредительный договор о

создании фирм. Регистрация в государственных органах. Реорганизация

фирмы. Ликвидация фирмы. Банкротство.

Практическое занятие: Деловая игра «Спаси фирму от банкротства».

Тема 8.

Оценка своих предпринимательских способностей.

Практическая часть занятия: Тест для определения предпринимательских

способностей у учащихся.

Раздел 2.Выработка предпринимательской идеи.

Тема 9.

Сбор материала: Источники идей предпринимателя. Договор.

Понятие договора. Принцип свободы договора. Содержание договора:

существенные и несущественные условия. Форма договора. Виды договоров.

Порядок заключение договоров. Стадии заключения договора. Способы

обеспечения исполнения договора: неустойка, залог, удержание,

поручительство, задаток. Понятие доверенности. Три вида доверенности.

Оформление доверенности, передоверие. Форма и срок действия

доверенности.

Практическая часть занятия: Оформление доверенности (сами практически

учатся оформлять доверенность и заполнять ее).

Тема 10.

Сбор материала: Оценка идей.

Практическое занятие: Оформление таблицы «Идеи открытия своего

бизнеса»

Тема 11.

Роль информации в деятельности предпринимателя.

Мультимедийные развивающие среды в проектной деятельности.

Информационные и коммуникативные технологии. Мультимедийные диски.

Обмен информацией по электронной почте с компетентными в избранной

области специалистами. Ввод различной информации: сканер, фото- и

видеокамера, микрофон в компьютер; компоновка и хранение.

Компьютерные программы по созданию бизнес-плана. Создание бизнес-

плана в компьютерной программе «Бизнес-план»

Тема 12.

Знакомство со структурой бизнес-плана. Основы подготовки презентаций

Виды презентационных проектов. Программа PowerPoint – создание

качественных презентаций. Как создать презентацию. Общее оформление

презентаций. Редактирование слайдов: текст, графические изображения,

рисование, графики и диаграммы, мультимедиа. Демонстрация презентации

на экране. Создание слайд - презентаций.

Практическое занятие: Создать стандартную слайдовую презентацию.

Раздел 3.Планирование предпринимательской деятельности.

Тема 13.

Составление структуры бизнес-плана.

Понятие бизнес-плана. Четыре типа бизнес-планов. Принципы создания

бизнес-плана. Финансовые ресурсы фирмы. Компьютерные программы по

созданию бизнес-плана. Прибыль. Рентабельность. Трудовые ресурсы.

Маркетинг. Конкурентоспособность.

Тема 14.

Производственный план.

Практическое занятие: Оформление таблицы «Производственный план».

Тема 15.

Себестоимость продукции.

Анализ себестоимости. Виды себестоимости. Себестоимость. Расчет

себестоимости.

Практическое занятие: провести расчет себестоимости своей продукции.

Тема 16.

Маркетинг.

Возникновение и эволюция маркетинга. Сегментирование рынка.

Позиционирование. Сбор и анализ маркетинговой информации. Проведение

маркетинговых исследований.

Тема 17.

Проведение маркетинговых исследований.

Для чего нужен социологический опрос. Определение проблемы и цели

исследования. Разработка плана исследования: тип собираемой информации,

методы исследования: наблюдение, эксперимент, опрос. Основные способы

опросов: индивидуальное интервью, групповое интервью, опрос по почте,

интервью по телефону. Инструменты исследования: механические

устройства и анкеты. Типы вопросов: закрытые и открытые. Составление

выборки. Сбор информации. Анализ информации и представление

полученных результатов.

Практическое занятие: Провести исследование с использованием всех

известных вам методов исследования, проанализировать собранную

информацию, представить результаты исследования и сделать график,

диаграмму, гистограмму или другой графический вид исследования в

программе Excel или Microsoft Word.

Тема 18.

Маркетинговое исследование реальной компании. Экономическая игра.

Деловая игра «Заработать на жизнь». Опишите 2-3 предпринимательские

идеи, которые следует реализовать в деятельности школы.

Тема 19.

Рассмотрение экономических споров.

Понятие экономических споров. Виды экономических споров:

преддоговорные споры; договорные споры; споры о нарушении прав

собственника; споры, связанные с причинением убытков; споры с

государственными органами; споры о деловой репутации, товарных знаках.

Практическое занятие: Круглый стол «Кто прав, кто виноват»;

Тема 20.

Судебный порядок рассмотрения споров. Исковая давность.

Суд как гарант прав личности. Звенья и инстанции судебной системы. Истец

и ответчик. Судебные расходы. Доказательства: объяснения сторон,

свидетельские показания, письменные доказательства, вещественные

доказательства, заключения эксперта. Обжалование судебных решений.

Понятие исковой давности. Сроки исковой давности.

Тема 21.

Структура работы над проектами. Методика работы над проектами.

Что такое проектная деятельность учащихся. Типология проектов.

Особенности различных видов учебных проектов: индивидуальные и

групповые, монопредпетные и межпредметные, информационные, практико-

ориентированные, телекоммуникационные. Предпроектная деятельность.

Реализация плана действий. Подготовка учащихся к работе над проектом.

Выбор проблемы. Форма выявления и анализа проблемы. Сбор информации.

Информация из писем и интервью. Разработка собственного варианта

решения проблемы. Петиции. Реализация плана действий команды учащихся.

Подготовка к защите проекта. Презентация проекта. Рефлексия

Практическое занятие: Придумать название и цель проекта по типу проектов,

проследить соответствие названия и цели. Разработка проекта (черновой

вариант).

Тема 22.

Реклама.

Понятие рекламы. Виды рекламы. Информационная реклама.

Увещевательная реклама. Сравнительная реклама. Напоминающая реклама.

Подкрепляющая реклама. Российское законодательство о применении

рекламы. Авторское право и смежные права на рекламу. Особенности

рекламы на транспортных средствах и почтовых отправлениях. Право

доступа к информации.

Практическое занятие: Разработка своих правил для наружной рекламы.

Тренинг задание: существенные различия в поведении фирм к рекламе.

Тема 23.

Изучение эффективности рекламных компаний.

Восемь правил по созданию наружной рекламы. Пять основных элементов,

которые всегда используются в рекламе. Запоминание в психологии

рекламы. Хранение информации в психологии рекламы. Подходы к

продвижению товаров на потребительском рынке. Облегчение вспоминания.

Узнавание. Физиологические измерения. Методы изучения продаж. Возврат

купонов.

Практическое занятие :Создание своего рекдламного ролика. Изготовление

наружной рекламы на формате листа А3, учащиеся делают рекламу своей

виртуальной фирмы или продукции какого-либо товара. Конкурс рекламных

работ.

Тема 24.

Менеджмент.

Управление и менеджмент. Успешные менеджеры. Какие они? Умение

ставить цели, принимать решения, планировать. Общение и конфликты.

Этика и этикет менеджера

Деловая игра «Заработать на жизнь». Опишите 2-3 предпринимательские

идеи, которые следует реализовать в деятельности школы.

Тема 25.

Оценка риска.

Практическое занятие: Оформление таблицы»Виды рисков моего

предприятия»

Тема 26.

Формы предприятий. Налоги.

Организационно-правовые формы предприятий. Понятие физического и

юридического лиц. Понятие предпринимательской фирмы и ее виды.

Предприятия частного сектора. Полное товарищество. Общество с

ограниченной ответственностью. Акционерное общество (открытое и

закрытое). Простое товарищество. Объединение предприятий. Малые

предприятия. Предприятия государственного сектора. Предприятия с

иностранным капиталом. Оффшорные зоны. Свободные экономические

зоны. Налогообложение.

Тема 27.

Финансовый план.

Практическое занятие: Составление и расчет финансового плана.

Тема 28.

Самоокупаемость предприятия.

Затраты. Прибыль. Кредит. Виды кредитов. Ставки. Финансы предприятия.

Практическое занятие: Составление таблицы «Самоокупаемость моего

предприятия».

Тема 29.

Источники финансирования предпринимательства.

Практическое занятие: Составление таблицы «Оценка стартовых затрат».

Тема 30.

Собственность.

Право собственности. Частная собственность. Государственная

собственность. Муниципальная собственность. Иные формы собственности.

Приобретение и прекращение права собственности. Общая собственность.

Защита права собственности и других вещных прав. Право интеллектуальной

собственности. Авторское право. Патентное право. Право на фирменное

наименование, товарный знак. Знак обслуживания и наименования места

происхождения товара. Наследование права собственности и

интеллектуальной собственности.

Тема 31.

Этика и мораль предпринимательства.

Самопрезентация и имидж человека. Схема имидж - составляющих. Тактика

делового общения. Конфликты. Переговоры. Искусство ведения дискуссии и

политики. Технология деловых собеседований.

Практическое занятие: деловая игра «Юридический консультант – трудовое

право»; конкурс творческих работ «Мой имидж».

Тема 32.

Публичное выступление.

Основные элементы подготовки публичного выступления. Структура

выступления. Стержневая идея. Элементы речи. Принцип ведения делового

разговора. Как понравиться людям. Как склонить людей к вашей точке

зрения. Как выработать уверенность в себе.

Практическое занятие: Круглый стол «Как выработать в себе уверенность»

Тема 33.

Портфолио проекта.

Папка проекта, предъявляемая на защите проекта. Состав проектной папки.

Наполнение проектной папки. Анализ работы, проделанной в течение

проектного периода.

Практическое занятие: Сделать оценку работы проектной группы в целом и

каждому ее участнику.

Тема 34.

Итоговое занятие.

Презентация бизнес-планов. Анкетирование по итогам проектной работы

учащихся. Награждение лучших учащихся.Подведение итогов за два года

обучения.

Методическое обеспечение программы.

Программа составлена таким образом, что теоретические знания сразу

закрепляются практически. В программе большое количество времени

отводится практическим занятиям, что способствует лучшему ускорению

трудного материала.

Учащимся должно быть интересно с первого занятия до последнего. На это

направлено как содержание, так и методическая система курса.

Последовательность тем на первый взгляд лишена жесткой логики. На самом

деле логику диктует учет психоло-педагогических особенностей учащихся 9-

11 классов. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие учащихся и не

затрагивают узкоспециальные области экономики, права и других сфер

жизни.

Основные формы работы:

- Предметно-тематическое общение. Разбор новых понятий, терминов;

- наглядный метод или объяснительно-иллюстративный. Просмотр

документов, видеофильмов закрепляет теоретические знания и понятия;

тренинг занятия и круглые столы помогают раскрепощению, умению

держать себя при публичном выступлении;

- лекции в виде слайдовых презентаций;

- применение активных форм обучения - защита собственных проектов,

мастер класс – встречи с профессионалами;

-игровой метод, стимулирующий рост мотивации к обучению, развивающие

потребности самостоятельной работы с различными источниками знаний.

Цели деловых игр:

- «Заработать на жизнь». Способствует лучшему взаимопониманию

взаимозависимости между фирмами и домашним хозяйством. Название игры

подчеркивает причину, лежащую в основе развития экономической системы

и заставляющую людей действовать в ней, - стремление заработать на жизнь

(экономические стимулы)

«Спаси фирму». Учащиеся пробуют на различных видах реорганизации и

путем слияния спасти фирму от банкротства.

Ролевая игра «Мы и суд». Каждый может попробовать себя в роли судьи,

истца и ответчика. Понять, для чего нужно предпринимателю разбираться в

основных законах, касающихся его деятельности.

«Юридический консультант – трудовое право». Подвести учащихся к

выводу о том, что дети и подростки в России защищены Трудовым кодексом

даже в большей степени, чем взрослые, что каждый человек должен знать

законы и свои права и уметь использовать эти знания в жизни.

Методика учитывает возрастные и характерные возможности, уровень

учащихся, а также выбор той или иной роли в различных мероприятиях.

После каждой игры подводится итог: коллективный анализ результатов.

Кроме того, педагог выступает в обсуждении как равный партнер по бизнесу,

создавая тем самым атмосферу увлеченности и ответственности

Основной метод организации учебно-воспитательного процесса:

Для формирования мотивации ребенка к работе по данной программе

руководитель выступает на родительских собраниях в каждом классе, где

представляет информацию о программе, ее целях и задачах, о том, чему

ребенок может научиться, какие навыки и умения сможет приобрести, какие

методы используются для работы с детьми. Все родители могут участвовать

в организации занятий и получать консультации по работе секции.

Средства, необходимые для реализации программы:

Материально-техническое обеспечение (образцы):

1.Раздаточный материал на каждого учащегося:

- Устав Общества с ограниченной ответственностью;

- Учредительный договор Общества с ограниченной ответственностью;

- Устав Открытого Акционерного Общества:

- Учредительный договор Открытого Акционерного Общества;

- Свидетельство о регистрации юридического лица (образец).

2.Видеофильмы и компьютерные программы:

- Интерактивная учебная компьютерная программа «Экономика»-практикум,

программа 1С:Школа для учащихся , М., 2007г.

3. Компьютер; телевизор; видеомагнитофон; доска.



В раздел образования