Автор: Минько Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: «Разработка картотеки дидактических игр для старших дошкольников по учебным задачам в соответствии с требованиями стандарта»
Раздел: дошкольное образование
Разработка картотеки дидактических игр для старших дошкольников по
учебным задачам в соответствии с требованиями стандарта
Минько Елена Сергеевна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 125»
г. Новокузнецк, Кемеровская область
Современные ДОУ функционируют в строгом соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В
Стандарте прописывается, что дошкольные учреждения должны обеспечивать социально-
коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое
развитие детей (п. 2.6.). Поэтому, разрабатывая календарно-тематический план НОД,
воспитатель должен учесть занятия, реализуемые в форме ДИ. Тематический план должен
предусматривать игры, которые по своим учебным задачам соответствуют требованиям
стандарта.
Таблица: картотека дидактических игр для старших дошкольников
Направлени
е развития ребёнка
Название
Задачи
Описание
Речевое
«Сломанный
телефон»
Развивать
слуховое
внимание,
речевые
навыки.
Педагог
шепчет
слово
сидящему
рядом
ребёнку, тот передаёт его
рядом сидящему ребёнку
и т. д. Последний игрок
называет слово, которое
услышал.
После
осуществляется проверка
искажения
первоначального
слова,
определяется звено, где
это произошло.
«Третий/четвёртый
лишний»
Закреплять
умение
воспринимать
информацию на слух,
речевые навыки.
Педагог
называет
предметы
множества
и
среди
прочих
называет
предмет, не относящийся
к
данному
множеству,
заметивший
ошибку,
заявляет
об
этом,
например,
хлопком
в
ладоши.
Познавательное
«Что
сажают
в
огороде?»
Формировать
способность
к
классификации
Педагог
просит
детей
отвечать
утвердительно,
если
объектов окружающего
мира по обозначенному
признаку.
названный
им
объект
окружающего
мира
является
огородным
растением, и наоборот.
«Комнатные
растения»
Формировать
представления
о
планете
Земля,
её
природе.
Дети
поочерёдно,
передавая мяч или иной
предмет,
говорят
названия
комнатных
растений.
Физическое
«Поймай мышку!»
Развивать
ловкость,
внимательность,
координацию.
Игроков делят на 2
группы:
мышеловки
и
мышки.
Мышеловки
выстраиваются
в
круг,
берутся за руки и по
команде
ведущего
поднимают руки. Мышки
пробегают
через
мышеловки.
На
слово
«хлоп»
дети
в
кругу
опускают
руки.
Часть
мышек
поймана,
они
становятся в круг. Игра
заканчивается, когда всех
мышек поймают.
«Салочки-
обнималочки!»
Развивать
ловкость,
внимательность,
координацию.
Водящий
ловит
убегающих
от
него
игроков,
пойманный
и
водящий обнимаются и
меняются ролями.
Социально-
коммуникативное
«Паутинка
дружбы»
Формировать
готовность к открытой
коммуникации,
вниманию,
дружелюбию.
Ребёнок
наматывает
нить
на
пальчик,
после
чего
говорит
какую-либо
информацию о себе и
бросает клубок другому
участнику игры. В центре
образуется
«паутинка»,
которой
связаны
все
участники.
«Почтальон»
Формировать
готовность работать в
команде.
Водящий-
почтальон
говорит:
«Я
посылаю
открытку
от
Кати до Маши». Катя
передаёт
«открытку»,
пожимая
руку
своему
соседу
и
т.
д.,
пока
«открытка» не дойдёт до
адресата.
Почтальоном
должен
побывать
каждый.
Художественно-
эстетическое
«Что это такое?»
Развивать способность
к
ассоциативному
мышлению.
Воспитатель
показывает
некий
предмет
и
предлагает
найти сходство с чем-то
другим.
«Облачко»
Развивать
воображение, образное
восприятие
окружающего мира.
Дети
рассматривают
небо,
облака,
тучки.
Педагог
предлагает
пофантазировать
и
рассказать, на что похожи
облака, куда они плывут.
Отметим, что приведённые в картотеках названия игр, задачи и описания могут
конкретизироваться, дополняться в зависимости от игровых ситуаций, индивидуальных
особенностей
участников,
а
также
стремления
педагога
мобилизовать
свой
профессионально-личностный потенциал при проведении занятия в игровой форме.
Игровые
атрибуты
могут
быть
самыми
разнообразными,
вплоть
до
подручных
материалов. Педагог может использовать игровой материал в готовом виде, может сделать
сам, в том числе и с помощью детей, а для словесных игр вообще никакой материал не
требуется.
Проведение дидактической игры предваряет её разработка в виде конспекта.
Конспект составляется по определённой схеме. Отметим, что жёстких требований к
конспекту нет, однако общепринятой считается следующая его структура :
Таблица: структура конспекта дидактической игры
Структурный
элемент конспекта
Описание/содержание
Заголовок
В заголовке указывается название и вид игры,
возраст (группа) детей, образовательная область по
ФГОС.
Задачи
Часто педагоги вместо «задачи» пишут «цели», что
методически не совсем верно. Понятие «цель» больше
соотносится
с
рабочей
программой
педагога
по
предметной
области.
Применительно
к
конкретному
занятию правильно писать «задачи». Формулируя задачи,
следует
использовать
глаголы:
«формировать
готовность»,
«формировать
способность»,
«создавать
условия», «развивать навыки» и т. д. Трёх-четырёх задач
достаточно. Можно подробнее описать особенности игры
и её обучающее значение.
Игровой материал
Указывается перечень необходимых материалов,
оборудования, инвентаря, необходимое время.
Игровые правила
Перечисляются правила, определяющие действия и
продуктивное поведение детей во время игры.
Предварительная работа
При
необходимости
кратко
описывается
деятельность педагога и детей, предваряющая игру.
Ход игры
В данной части педагог предлагает подробный
сценарий, расписанный по словам. Если планируется
физкультминутка, следует расписать и её.
Методические
рекомендации
При необходимости можно включить в конспект
этот раздел, где даются рекомендации тому, кто будет
проводить игру.
ДИ имеет большую смысловую нагрузку и значение в формировании личности
ребёнка, поэтому она должна быть эффективной. Оценка проводится по следующим
ключевым пунктам:
целесообразность проведения именно этой игры с конкретными детьми;
соответствие учебных задач возрастным и психофизиологическим особенностям
воспитанников;
скрупулёзность в подборе игрового материала, его эргономичность, эстетичность,
безопасность
Дидактический
материал
должен
быть
безопасным,
эстетичным
и
соответствовать возрасту воспитанников
Ответа требуют и вопросы методики проведения самой игры: какова роль
воспитателя как инициатора и ведущего, какие приёмы координации и организации
игровой деятельности детей были использованы.
Таблица: образец протокола оценки дидактической игры
Возрастная группа
Количество детей
Название игры
Воспитатель
Дата
Вопросы к анализу
Анализ деятельности
Время начала игры
Дидактические задачи
Количество играющих детей
Кто инициатор игры
Игровой материал
Понимание и принятие детьми дидактических
задач
Выполнение правил детьми
Выполнение
этических
норм
поведения
(подчеркнуть)
Доброжелательность,
отзывчивость,
чуткость,
взаимопомощь,
умение договариваться,
сопереживание,
справедливость.
Присутствие
отрицательных
качеств
(подчеркнуть)
Конфликт и его разрешение,
агрессивность,
споры,
желание быть всегда первым,
грубость в обращении.
Роль воспитателя
Играет вместе с детьми,
наблюдает за играми,
распределяет роли,
помогает советами,
задаёт вопросы,
корректирует
деятельность
детей.
Окончание игры, подведение итогов
Длительность игры
Примечания, предложения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2 – 7 лет.
– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 120 с.
2.
Кузин М.В. Детская психология в вопросах и ответах / М.В. Кузин. - 2-е изд. -
Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 253 с.
3.
Кузнецова Л.В. Занятия, игры, упражнения / Л.В. Кузнецова, М.А. Панфилова. -
М.: Сфера, 2002. - 190 с.
4.
Леонтьев А.Н. О социальной природе психики человека / А.Н. Леонтьев // Вопросы
философии. - 2001. - № 1. - С. 30-42.
5.
Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры - В 2-х т. Т.1. / А.Н.
Леонтьев. - М.: Мысль, 2003. - 456
6.
Моделирование игрового опыта детей 4 – 5 лет на основе сюжетно-ролевых игр:
технологические карты / авт.-сост. Т.В. Березенкова. – Волгоград: Учитель. – 69 с.
7.
Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко. - М.: Просвещение,
2001. - 136 с.
8.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1989. -
357 с.
9.
Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. - М.: Слово, 2008. - 312 с.
10.
Шашина В.П. Методика игрового общения / В. П. Шашина. - Ростов-на-Дону:
Феникс, 2005. - 311 с.
11.
Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей /Д.Б. Эльконин //
Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 41-46.