Автор: Фролова Лариса Викторовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ 13
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Ансамблевая игра на занятиях по фортепиано
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО ДШИ №13 г. Ульяновск
Методическая разработка на тему: "Ансамблевая игра на занятиях по
фортепиано"
Составитель: преподаватель Фролова Л.В.
Ансамбль – в переводе с французского языка, "ensemble" означает:
"вместе". Так называют совместное исполнение музыки двумя и более
музыкантами. Главным отличительным признаком ансамбля это
согласованность и слаженность. Именно это, и есть его самая важная
составляющая. Делать что-то вместе и делать это синхронно. В синхронности
и кроется главная тайна и неизменный успех ансамбля.
Фортепианная ансамблевая игра представляет собой форму деятельности,
открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и
широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом
проходят произведения различных художественных стилей, авторов,
различные переложения оперной и симфонической музыки. Накопление
запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует
художественное воображение. Игра в ансамбле способствует интенсивному
развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического,
полифонического, тембро-динамического). Совместное музицирование
играет важную роль в развитии творческой инициативы, творческой
активности ребенка, его способностей, и является одной из самых доступных
форм ознакомления учащихся с миром музыки.
Навыки ансамблевой игры ребенок приобретает уже на первых уроках по
фортепиано. Здесь можно вспомнить слова Г. Нейгауза, который говорил: "С
самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование.
Совместно с учителем он играет простые , но уже имеющие художественное
значение пьесы. Дети сразу ощущают радость восприятия хотя и крупицы, но
искусства. То, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, будет
побуждать их как можно лучше выполнять свои первые музыкальные
обязанности. А это и есть начало работы над художественным образом,
которая должна начинаться одновременно с первоначальным
обучением игре на фортепиано. Донотный период тесно связан с
ансамблевым музицированием в дуэте: педагог - ученик. За счёт
насыщенного, богатого мелодическими и гармоническими красками
сопровождения - исполнение становится более красочным и живым.
Игра в ансамбле способствует хорошему чтению нот с листа, помогает в
закреплении основных навыков звукоизвлечения, позволяет успешно вести
работу по развитию чувства ритма. Играя с педагогом, ученик находится в
определенных метроритмических рамках. Ансамблевая игра не только дает
педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формировать у
ученика верное темпоощущение. Далее, в более старших классах, игра с
педагогом в ансамбле, постепенно сменяется игрой в ансамбле с таким же
учеником, как и он сам. Дети учатся при игре в ансамбле друг с другом
(ученик - ученик) умению слушать себя и другого, быть внимательными и
ответственными, а также организованными.
Исполняя произведение с учеником своего класса, ребёнок учится думать о
партнёре, решать вместе с ним различные музыкальные и исполнительские
задачи, вести диалог с партнёром, то есть понимать друг друга, уметь
вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Как известно - ансамблевая
игра закладывает основы также для воспитания слухового внимания,
развития ритмической дисциплины и гармонического слуха, а так же
способствует развитию истинного чувства ритма.
Ансамблевая игра развивает умение играть синхронно. Под
синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной
точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех
исполнителей. Фортепианный ансамбль - необходимая школа самообучения
и самовоспитания. Ансамблевое исполнительство, в сравнении с сольным,
оказывает благотворное влияние на учеников не только в профессиональном
плане, но и формирует человеческие качества: чувство взаимного уважения,
такта, партнерства, а и нередко чувства "плеча". Игра в дуэте предоставляет
прекрасную возможность как для творческого, так и дружеского общения
пианистов-солистов. Синхронность является результатом важнейших качеств
ансамбля - единого понимания и чувствования партнёрами темпа и
ритмического пульса. Синхронность является одним из технических
требований совместной игры.
Игра в ансамбле сплачивает, развивает коммуникативные навыки,
дисциплинирует участников ансамбля, прививает любовь к различным
жанрам музыкальной культуры.
Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим
потенциалом всего комплекса способностей учащегося: музыкального слуха,
памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков; расширяется
музыкальный кругозор; воспитывается и формируется художественный вкус,
понимание стиля, формы произведения.
Развиваются профессионально-психологические качества:
наблюдательность, критичность, стремление к совершенствованию
собственного звучания, слуховой контроль, рационализация
профессиональных игровых движений.
Мобилизуются ресурсы, появляется смысл занятий, ребенок ощущает успех –
единственный источник внутренних сил.
Список литературы:
1. А. Алексеев "Методика обучения игре на фортепиано"
2. Г. Нейгауз "Об искусстве фортепианной игры"
3. А. Готлиб "Первые уроки фортепианного ансамбля"