Напоминание

Ансамблевая игра на занятиях по фортепиано


Автор: Фролова Лариса Викторовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ 13
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Ансамблевая игра на занятиях по фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО ДШИ №13 г. Ульяновск

Методическая разработка на тему: "Ансамблевая игра на занятиях по

фортепиано"

Составитель: преподаватель Фролова Л.В.

Ансамбль – в переводе с французского языка, "ensemble" означает:

"вместе". Так называют совместное исполнение музыки двумя и более

музыкантами. Главным отличительным признаком ансамбля это

согласованность и слаженность. Именно это, и есть его самая важная

составляющая. Делать что-то вместе и делать это синхронно. В синхронности

и кроется главная тайна и неизменный успех ансамбля.

Фортепианная ансамблевая игра представляет собой форму деятельности,

открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и

широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом

проходят произведения различных художественных стилей, авторов,

различные переложения оперной и симфонической музыки. Накопление

запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует

художественное воображение. Игра в ансамбле способствует интенсивному

развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического,

полифонического, тембро-динамического). Совместное музицирование

играет важную роль в развитии творческой инициативы, творческой

активности ребенка, его способностей, и является одной из самых доступных

форм ознакомления учащихся с миром музыки.

Навыки ансамблевой игры ребенок приобретает уже на первых уроках по

фортепиано. Здесь можно вспомнить слова Г. Нейгауза, который говорил: "С

самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование.

Совместно с учителем он играет простые , но уже имеющие художественное

значение пьесы. Дети сразу ощущают радость восприятия хотя и крупицы, но

искусства. То, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, будет

побуждать их как можно лучше выполнять свои первые музыкальные

обязанности. А это и есть начало работы над художественным образом,

которая должна начинаться одновременно с первоначальным

обучением игре на фортепиано. Донотный период тесно связан с

ансамблевым музицированием в дуэте: педагог - ученик. За счёт

насыщенного, богатого мелодическими и гармоническими красками

сопровождения - исполнение становится более красочным и живым.

Игра в ансамбле способствует хорошему чтению нот с листа, помогает в

закреплении основных навыков звукоизвлечения, позволяет успешно вести

работу по развитию чувства ритма. Играя с педагогом, ученик находится в

определенных метроритмических рамках. Ансамблевая игра не только дает

педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формировать у

ученика верное темпоощущение. Далее, в более старших классах, игра с

педагогом в ансамбле, постепенно сменяется игрой в ансамбле с таким же

учеником, как и он сам. Дети учатся при игре в ансамбле друг с другом

(ученик - ученик) умению слушать себя и другого, быть внимательными и

ответственными, а также организованными.

Исполняя произведение с учеником своего класса, ребёнок учится думать о

партнёре, решать вместе с ним различные музыкальные и исполнительские

задачи, вести диалог с партнёром, то есть понимать друг друга, уметь

вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Как известно - ансамблевая

игра закладывает основы также для воспитания слухового внимания,

развития ритмической дисциплины и гармонического слуха, а так же

способствует развитию истинного чувства ритма.

Ансамблевая игра развивает умение играть синхронно. Под

синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной

точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех

исполнителей. Фортепианный ансамбль - необходимая школа самообучения

и самовоспитания. Ансамблевое исполнительство, в сравнении с сольным,

оказывает благотворное влияние на учеников не только в профессиональном

плане, но и формирует человеческие качества: чувство взаимного уважения,

такта, партнерства, а и нередко чувства "плеча". Игра в дуэте предоставляет

прекрасную возможность как для творческого, так и дружеского общения

пианистов-солистов. Синхронность является результатом важнейших качеств

ансамбля - единого понимания и чувствования партнёрами темпа и

ритмического пульса. Синхронность является одним из технических

требований совместной игры.

Игра в ансамбле сплачивает, развивает коммуникативные навыки,

дисциплинирует участников ансамбля, прививает любовь к различным

жанрам музыкальной культуры.

Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим

потенциалом всего комплекса способностей учащегося: музыкального слуха,

памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков; расширяется

музыкальный кругозор; воспитывается и формируется художественный вкус,

понимание стиля, формы произведения.

Развиваются профессионально-психологические качества:

наблюдательность, критичность, стремление к совершенствованию

собственного звучания, слуховой контроль, рационализация

профессиональных игровых движений.

Мобилизуются ресурсы, появляется смысл занятий, ребенок ощущает успех –

единственный источник внутренних сил.

Список литературы:

1. А. Алексеев "Методика обучения игре на фортепиано"

2. Г. Нейгауз "Об искусстве фортепианной игры"

3. А. Готлиб "Первые уроки фортепианного ансамбля"



В раздел образования