Напоминание

Развитие орфографической зоркости младших школьников


Авторы: Михайлова Наталья Гаязовна, Торопцева Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 20
Населённый пункт: Кемеровская область г. Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: статья
Тема: Развитие орфографической зоркости младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие орфографической зоркости младших школьников

Одной из важнейших задач учителя является повышение грамотности

учащихся.

Для формирования орфографической проверки используем: 1) Письмо с

произношением (групповое и индивидуальное); 2) Аннотированное письмо с

орфографическим указанием; 3) Визуальный диктант; 4) Нажмите на диктовку;

5) «Секрет письма зеленой ручкой»; 6) Словарь слов с непроверяемыми

Для формирования орфографической грамотности необходимо использовать

принцип проблемного обучения. Интерес к теме и развитие орфографии

невозможны без работы со словарем.

На уроках применяем нестандартные формы работы, которые позволяют

не только вовлечь учащихся в творческую деятельность, но и помогают

оценить индивидуальные способности каждого. Профессор М.Р. Львов

выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения

орфографической задачи и которые можно использовать на уроках русского

языка: увидеть орфограмму в слове; определить вид: проверяемая или нет; если

да, к какой теме относится, вспомнить правило; определить способ решения

задачи в зависимости от типа орфограммы; определить «шаги», т.е. выполнить

последовательные действия по алгоритму; написать слова в соответствии с

решением задачи и сделать самопроверку.

В работе над развитием орфографической зоркости используем

следующие современные образовательные технологии: 1)технологию игровых

методик (ролевые, деловые и другие обучающие игры), позволяющую

проводить уроки русского языка интересно и содержательно; 2)обучение в

сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно –

коммуникационные технологии; 3)компьютерные технологии обучения;

4)здоровьесберегающие технологии; 5)исследовательский метод обучения ; 6)

проблемно – поисковый метод обучения; 7) технология развивающего обучения

через систему образов; 8)технологию перспективно-опережающего обучения,

цель которой – будить детскую любознательность, пробуждать желание

заглянуть за рамки учебника, формировать активное отношение к процессу

познания.

Важное место при обучении правописанию отводится работе над

ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и

средством

предупреждения

ошибок.

Систематическая

и

целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую

зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои

мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить

орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного

написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над

ошибками.

Орфографическая зоркость формируется, развивается постепенно, в

процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при

чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено

заданиями, и в других упражнениях. Для успешного развития зоркости очень

важна установка самих учащихся на ее выработку, сознательное отношение.

Все выше перечисленные приёмы позволяют предупредить ошибки,

развивают

орфографическую

зоркость,

навык

звукобуквенного

анализа,

самоконтроль, который применим не только на уроках русского языка, но и на

уроках литературного чтения, окружающего мира , во время нетрадиционных

уроков, при внеклассной работе.

Таким образом, только проведение целенаправленной и систематической

работы по формированию орфографической зоркости учащихся может дать

положительные результаты: при систематической тренировке умение видеть

орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.



В раздел образования