Театральное творчество как способ социализации личности ребенка
Автор: Галдеева Татьяна Николаевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУДО "Центр детского творчества" Населённый пункт: п.Зубова Поляна Наименование материала: статья Тема: Театральное творчество как способ социализации личности ребенка Раздел: дополнительное образование
«Театральное творчество как способ социализации личности ребёнка».
Почему я обратилась к этой проблеме?
Ребёнку 7 лет, он идёт в школу. Именно на старте ребенок должен научиться основным
способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения,
развить в себе любознательность, потребность в познании.
Нужны ли младшим школьникам навыки взаимного общения, навыки коллективной
работы, когда каждый зависит от всех, а все – от каждого? Нужна ли творческая смелость
детей, их вера в свои силы? Нужны ли упражнения, тренирующие память, воображение,
чистоту речи, управление голосом? Все эти проблемы разрешимы и могут быть
реализованы через приемы театральной педагогики, которые доказали свою
жизнеспособность, как средства для получения желаемых результатов. Они применимы в
условиях любого класса, школы, любого детского коллектива. Инсценировать,
представлять кого-то, художественно читать стихи и прозу, нестандартно с выдумкой
проводить уроки, выходящие за грань привычного, внеклассные мероприятия, праздники –
во всех этих действиях присутствуют особенности театрального языка.
Театральные игры являются наиболее эффективной педагогической технологией
развития творческой личности детей младшего и среднего школьного возраста
Задача развития творческой личности в процессе воспитания и обучения, поставленная в
законе РФ «Об образовании», является одной из социально значимых в современном
обществе. Практические задачи дополнительного образования детей определены
следующим образом: «обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей,
адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация
содержательного досуга». Образовательное пространство учреждений дополнительного
образования детей создаёт самые благоприятные условия для их реализации.
Актуальность проблемы обусловлена качественными изменениями социального заказа
общества, потребностями в творчески мыслящих людях.
Детский театр - это попытка дать детям почувствовать радость творчества. При этом
сама структура театра, синтезирующая различные искусства, дает возможность детям
раскрыть в себе очень разные творческие способности. Они могут быть артистами,
художниками, скульпторами, музыкантами, танцорами. Поэтому эти занятия очень
полезны для детей и приятны для взрослых.Занятия в театральном объединении помогают
ребёнку научиться адекватно оценивать себя и свои возможности, встраиваться в
коллектив, определяя то место, ту роль, которая присуща только ему.В современном
российском обществе остро стоит проблема утраты подрастающим поколением духовно-
нравственной культуры. Поэтому в процессе образовательной деятельности мы
сталкиваемся со следующими противоречиями:
между необходимостью формирования
творчески активной личности, обладающей
социально-нравственной устойчивостью
и
социумом, в среде которого происходит
доминирование Цивилизации над
культурой, что, по - преимуществу,
формирует человека-потребителя
материальных благ, потребителя культуры
Данный проект призван найти пути решения следующих проблем:
утрата подрастающим поколением духовно-нравственной культуры;
отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культурных ценностей
у обучающихся;
проблема формирования у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со
сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми; развития
адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и
поступков.
Предметом исследования является Театральное творчество как наиболее естественный,
органичный для детей вид деятельности, который позволяет расширить творческие
возможности ребёнка и помогает психологической адаптации в коллективе.
Через разыгрывание пантомим, постепенным включением спонтанных высказываний
школьники выходят на осознание устного общения, учатся владеть своим голосом,
жестами, мимикой. Участие в театральной деятельности дает очень важный социальный
опыт общения со знакомыми и незнакомыми, с приятелями, с пожилыми людьми и
инвалидами, опыт правильного телефонного разговора, поведения в общественных
местах. Театр позволяет кому-то вспомнить, а кому-то узнать наиболее распространенные
сказки, их сюжеты, раскрыть через инсценирование особенности героев, их характеров.
“Репертуар” расширяется по мере необходимости.
Цель проекта
создание условий для раскрытия творческой индивидуальности ребёнка через включение
его в театральную деятельность
Важнейшими задачами исследовательского проекта являются
1)обучающие:
формирование специальных знаний и умений, связанных с театральной
деятельностью;
формирование навыков исполнительской культуры;
обучение самостоятельной работе над собой и над ролью.
2) развивающие:
реализация творческих способностей ребёнка посредством искусства кукольного
театра и театральной деятельности в целом на основе развития личностных
качеств;
развитие коммуникативных, организаторских умений;
содействие развитию индивидуальной личной культуры.
3) воспитательные:
воспитание чувства ответственности за себя как части единого коллектива;
воспитание внутренней психотехники актёра;
воспитание потребности в постоянной работе над своей личностью, над образом.
формирования у обучающихся культуры достоинства; самовыражения личности.
Реализация данного исследовательского проекта предполагает, что если ребёнок
занимается в театральном объединении, то он получает возможность проявить свои
разносторонние способности, создавая собственные произведения в процессе
педагогически организованной художественно-творческой деятельности.
1 этап работы над проектом – подготовительный. На данном этапе дети постигают
основы зрительской культуры, искусства кукольного театра. В этот период
осуществляется:
Подбор литературы по проблеме исследования
Подбор дидактических упражнений по развитию коммуникативных способностей.
Составление и подбор диагностических методик по теме для отслеживания
развития творческих способностей детей в театрально-игровой деятельности.
подготовка психофизического и творческого (актёрского) аппарата ребёнка;
теоретическое овладение понятиями и терминологией, элементарными навыками
сценического мастерства.
2 этап – основной. Деятельность направлена на дальнейшее развитие приобретённых
умений, навыков, совершенствование исполнительского мастерства, реализацию
творческой инициативы:
выработка умений и навыков по организационной деятельности;
установление тесных отношений между детьми и родителями через совместный
досуг;
реализация способностей детей через образовательную деятельность в различных
видах творчества;
анализ, диагностический срез, исследование личности воспитанника
Коррекция методов и приемов содержания работы с детьми и родителями по
проблеме реализации педагогического проекта.
Составление индивидуальных маршрутов творческого развития и роста детей
воспитанников театральной студии.
Заключительный этап предполагает применение полученных знаний и реализация
творческих способностей в преобразовательной деятельности:
соучастие воспитанников в создании спектакля, индивидуальная работа над ролью;
предоставление возможности каждому ребёнку к самоопределению через участие
в театральной и досугово - творческой деятельности;
организация проектной деятельности, создание авторских сценариев, показы и
просмотры;
организация занятий в разновозрастных творческих группах, где старшие
воспитанники выступают в роли инструкторов.
На уроках театра важно, прежде всего, сформировать у детей умение работать в малых
группах, дать основы актерских навыков, научить удерживать мобилизацию, владеть
произвольным вниманием, работать в коллективе. Это первый этап обучения актерскому
мастерству. Идет освоение закона коллективной работы: “Быть в нужное для общего дела
время в нужном месте”. Тогда все получится. То есть идет организация работы коллектива
и нарабатываются коммуникативные навыки. Что с успехом может переноситься на другие
уроки, где ученики так же готовы общаться, работать малыми группами, легко переходить
из группы в группу, легко менять роли “лидер – ведомый”, “ученик – учитель”.
Предполагаемые результаты проекта:
Теоретическое овладение понятиями и терминологией, элементарными
навыками сценического мастерства, практическое применение знаний и умений.
Овладение профессионально-значимыми качествами: эмоционального восприятия
речи, образного мышления, воображения, двигательной координации, умения
импровизировать.
Реализация способностей детей через образовательную деятельность в различных
видах творчества.
Обучение воспитанников умению делать самостоятельный выбор, формирование
коммуникативных навыков.
Готовность и способность к творчеству не только в искусстве, но и в науке и других
областях жизни и деятельности.
Говоря о социальном воспитании ребёнка, прежде всего имеют в виду формирование
зрелой, социально активной личности. Параметры определения творческой активности и
коммуникативных способностей детей следующие: активная речь, общительность,
желание участвовать в театральных играх, эмоциональная отзывчивость, умение
передавать мимикой и жестами основные эмоции, умение вести диалог, умение слышать и
слушать партнёра, встраиваться в коллектив
Вывод
Практическая значимость данного проекта для других педагогов. Инновационная
деятельность по использованию педагогических технологий подтвердила свою
продуктивность. В процессе работы над проектом мне удалось убедиться в том, что
искусство как дидактическое средство, интегрирующееся в различные школьные
предметы, воспитательные мероприятия, создаёт наиболее благоприятные условия для
формирования эстетического и этического иммунитета как показателя духовно-
нравственной культуры личности. Данный проект рассматривается в контексте
образовательной технологии «Педагогический театр», которая может быть востребована
учителями-предметниками, школьными психологами, педагогами-организаторами,
педагогами дополнительного образования;
использование приемов театральной педагогики удачно вписывается в систему
образования и воспитания младших школьников, способствуя развитию и
формированию их личности;
участие в театре дает очень важный социальный опыт общения;
в игре ребенок активно соприкасается с явлениями реальной действительности,
переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием и надолго
оставляет след в его памяти;
театральная педагогика дает возможность развитию воображения, памяти, учит
свободно выражать свои мысли и чувства через слово, жест, интонацию, мимику;
участие детей в спектаклях доставляют им радость, удовлетворение.