Напоминание

Театральное творчество как способ социализации личности ребенка


Автор: Галдеева Татьяна Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: п.Зубова Поляна
Наименование материала: статья
Тема: Театральное творчество как способ социализации личности ребенка
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Театральное творчество как способ социализации личности ребёнка». Почему я обратилась к этой проблеме? Ребёнку 7 лет, он идёт в школу. Именно на старте ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании. Нужны ли младшим школьникам навыки взаимного общения, навыки коллективной работы, когда каждый зависит от всех, а все – от каждого? Нужна ли творческая смелость детей, их вера в свои силы? Нужны ли упражнения, тренирующие память, воображение, чистоту речи, управление голосом? Все эти проблемы разрешимы и могут быть реализованы через приемы театральной педагогики, которые доказали свою жизнеспособность, как средства для получения желаемых результатов. Они применимы в условиях любого класса, школы, любого детского коллектива. Инсценировать, представлять кого-то, художественно читать стихи и прозу, нестандартно с выдумкой проводить уроки, выходящие за грань привычного, внеклассные мероприятия, праздники – во всех этих действиях присутствуют особенности театрального языка. Театральные игры являются наиболее эффективной педагогической технологией развития творческой личности детей младшего и среднего школьного возраста Задача развития творческой личности в процессе воспитания и обучения, поставленная в законе РФ «Об образовании», является одной из социально значимых в современном обществе. Практические задачи дополнительного образования детей определены следующим образом: «обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей, адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга». Образовательное пространство учреждений дополнительного образования детей создаёт самые благоприятные условия для их реализации. Актуальность проблемы обусловлена качественными изменениями социального заказа общества, потребностями в творчески мыслящих людях. Детский театр - это попытка дать детям почувствовать радость творчества. При этом сама структура театра, синтезирующая различные искусства, дает возможность детям раскрыть в себе очень разные творческие способности. Они могут быть артистами, художниками, скульпторами, музыкантами, танцорами. Поэтому эти занятия очень полезны для детей и приятны для взрослых.Занятия в театральном объединении помогают ребёнку научиться адекватно оценивать себя и свои возможности, встраиваться в коллектив, определяя то место, ту роль, которая присуща только ему.В современном российском обществе остро стоит проблема утраты подрастающим поколением духовно- нравственной культуры. Поэтому в процессе образовательной деятельности мы сталкиваемся со следующими противоречиями: между необходимостью формирования творчески активной личности, обладающей социально-нравственной устойчивостью и социумом, в среде которого происходит доминирование Цивилизации над культурой, что, по - преимуществу, формирует человека-потребителя материальных благ, потребителя культуры
Данный проект призван найти пути решения следующих проблем: утрата подрастающим поколением духовно-нравственной культуры; отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культурных ценностей у обучающихся; проблема формирования у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми; развития адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков. Предметом исследования является Театральное творчество как наиболее естественный, органичный для детей вид деятельности, который позволяет расширить творческие возможности ребёнка и помогает психологической адаптации в коллективе. Через разыгрывание пантомим, постепенным включением спонтанных высказываний школьники выходят на осознание устного общения, учатся владеть своим голосом, жестами, мимикой. Участие в театральной деятельности дает очень важный социальный опыт общения со знакомыми и незнакомыми, с приятелями, с пожилыми людьми и инвалидами, опыт правильного телефонного разговора, поведения в общественных местах. Театр позволяет кому-то вспомнить, а кому-то узнать наиболее распространенные сказки, их сюжеты, раскрыть через инсценирование особенности героев, их характеров. “Репертуар” расширяется по мере необходимости. Цель проекта создание условий для раскрытия творческой индивидуальности ребёнка через включение его в театральную деятельность Важнейшими задачами исследовательского проекта являются 1)обучающие:  формирование специальных знаний и умений, связанных с театральной деятельностью;  формирование навыков исполнительской культуры;  обучение самостоятельной работе над собой и над ролью. 2) развивающие:  реализация творческих способностей ребёнка посредством искусства кукольного театра и театральной деятельности в целом на основе развития личностных качеств;  развитие коммуникативных, организаторских умений;  содействие развитию индивидуальной личной культуры. 3) воспитательные:  воспитание чувства ответственности за себя как части единого коллектива;  воспитание внутренней психотехники актёра;  воспитание потребности в постоянной работе над своей личностью, над образом.
 формирования у обучающихся культуры достоинства; самовыражения личности. Реализация данного исследовательского проекта предполагает, что если ребёнок занимается в театральном объединении, то он получает возможность проявить свои разносторонние способности, создавая собственные произведения в процессе педагогически организованной художественно-творческой деятельности. 1 этап работы над проектом – подготовительный. На данном этапе дети постигают основы зрительской культуры, искусства кукольного театра. В этот период осуществляется:  Подбор литературы по проблеме исследования  Подбор дидактических упражнений по развитию коммуникативных способностей.  Составление и подбор диагностических методик по теме для отслеживания развития творческих способностей детей в театрально-игровой деятельности.  подготовка психофизического и творческого (актёрского) аппарата ребёнка;  теоретическое овладение понятиями и терминологией, элементарными навыками сценического мастерства. 2 этап – основной. Деятельность направлена на дальнейшее развитие приобретённых умений, навыков, совершенствование исполнительского мастерства, реализацию творческой инициативы:  выработка умений и навыков по организационной деятельности;  установление тесных отношений между детьми и родителями через совместный досуг;  реализация способностей детей через образовательную деятельность в различных видах творчества;  анализ, диагностический срез, исследование личности воспитанника  Коррекция методов и приемов содержания работы с детьми и родителями по проблеме реализации педагогического проекта.  Составление индивидуальных маршрутов творческого развития и роста детей воспитанников театральной студии. Заключительный этап предполагает применение полученных знаний и реализация творческих способностей в преобразовательной деятельности:  соучастие воспитанников в создании спектакля, индивидуальная работа над ролью;  предоставление возможности каждому ребёнку к самоопределению через участие в театральной и досугово - творческой деятельности;  организация проектной деятельности, создание авторских сценариев, показы и просмотры;  организация занятий в разновозрастных творческих группах, где старшие воспитанники выступают в роли инструкторов. На уроках театра важно, прежде всего, сформировать у детей умение работать в малых группах, дать основы актерских навыков, научить удерживать мобилизацию, владеть произвольным вниманием, работать в коллективе. Это первый этап обучения актерскому мастерству. Идет освоение закона коллективной работы: “Быть в нужное для общего дела время в нужном месте”. Тогда все получится. То есть идет организация работы коллектива
и нарабатываются коммуникативные навыки. Что с успехом может переноситься на другие уроки, где ученики так же готовы общаться, работать малыми группами, легко переходить из группы в группу, легко менять роли “лидер – ведомый”, “ученик – учитель”. Предполагаемые результаты проекта:  Теоретическое овладение понятиями и терминологией, элементарными навыками сценического мастерства, практическое применение знаний и умений.  Овладение профессионально-значимыми качествами: эмоционального восприятия речи, образного мышления, воображения, двигательной координации, умения импровизировать.  Реализация способностей детей через образовательную деятельность в различных видах творчества.  Обучение воспитанников умению делать самостоятельный выбор, формирование коммуникативных навыков.  Готовность и способность к творчеству не только в искусстве, но и в науке и других областях жизни и деятельности. Говоря о социальном воспитании ребёнка, прежде всего имеют в виду формирование зрелой, социально активной личности. Параметры определения творческой активности и коммуникативных способностей детей следующие: активная речь, общительность, желание участвовать в театральных играх, эмоциональная отзывчивость, умение передавать мимикой и жестами основные эмоции, умение вести диалог, умение слышать и слушать партнёра, встраиваться в коллектив Вывод Практическая значимость данного проекта для других педагогов. Инновационная деятельность по использованию педагогических технологий подтвердила свою продуктивность. В процессе работы над проектом мне удалось убедиться в том, что искусство как дидактическое средство, интегрирующееся в различные школьные предметы, воспитательные мероприятия, создаёт наиболее благоприятные условия для формирования эстетического и этического иммунитета как показателя духовно- нравственной культуры личности. Данный проект рассматривается в контексте образовательной технологии «Педагогический театр», которая может быть востребована учителями-предметниками, школьными психологами, педагогами-организаторами, педагогами дополнительного образования;  использование приемов театральной педагогики удачно вписывается в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя развитию и формированию их личности;  участие в театре дает очень важный социальный опыт общения;  в игре ребенок активно соприкасается с явлениями реальной действительности, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием и надолго оставляет след в его памяти;  театральная педагогика дает возможность развитию воображения, памяти, учит свободно выражать свои мысли и чувства через слово, жест, интонацию, мимику;  участие детей в спектаклях доставляют им радость, удовлетворение.


В раздел образования