Автор: Лойк Марина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №20
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Моделирование как средство формирования экологического образования младших школьников"
Раздел: начальное образование
Моделирование как средство формирования экологического образования
младших школьников
В настоящее время экологическое образование в начальной школе становится все
более приоритетным направлением. Одна из причин такого положения – экологическая
неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства
человека в природу. Экологическое образование должно начинаться с раннего детства. Дети
восприимчивы к добру, они очень любознательны. Экологическое образование младших
школьников – необходимое и важное звено в естественнонаучном просвещении. От этого
зависит дальнейшее отношение человека к природе. И в эту пору следует закладывать
нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы.
Важно, чтобы в этом возрасте рядом с детьми находился умный наставник, способный
развить в них начала экологической культуры.
Одним из основных методов экологического образования младших школьников,
который
способствует
формированию
всех
структурных
компонентов
социально-
экологических представлений, является метод моделирования.
Моделирование – это
процесс, в котором идет создание продукта и одновременно его осознание. С помощью
данного метода можно формировать у детей умение оперировать представлениями в новой,
незнакомой для них ситуации, а также наглядно показать скрытые от непосредственного
восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для
понимания фактов, явлений окружающей действительности. Как известно, в основе метода
моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет младшие школьники
замещают другим предметом, его изображением, каким- либо условным знаком. Поэтому по
мере осознания способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их
моделями становится возможным привлекать детей к совместному с учителем, а затем и к
самостоятельному моделированию.
Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение
детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения. Пугливость и
скрытый
образ
жизни
диких
животных,
изменчивость
развивающихся
организмов,
цикличность сезонных изменений в природе, многочисленные и скрытые от восприятия
связи и зависимости внутри природных сообществ – все это создает объективные трудности
для познания явлений природы учениками младшего школьного возраста. Указанные
обстоятельства в ряде случаев вызывают необходимость моделирования некоторых явлений,
объектов природы, их свойств и признаков. Например, мы можем смоделировать на уроке
окружающего мира водоворот, взять стакан опустить туда палочку, помешать и вытащить.
Это нужно для того, что ученики увидели всю красоту природы, а также были осторожны с
ними, соблюдали технику безопасности, знали как себя вести при пробуждении разных
природных явлений.
Моделирование относится к группе практических методов обучения. Сами учащиеся
под руководством учителя в процессе рассуждений создают такие модели: чертят план
местности, например план пришкольного участка, для того, чтобы познакомиться со средой
обитания разных растений и узнать какие условия являются для них благоприятными, строят
простейшие графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой для того, чтобы
понять, как меняются времена года и от чего зависит наш климат, чертят схемы разных
связей, чтобы объемный и сложный материал представить в более простом и легко
запоминающемся варианте.
На уроках окружающего мира, посвященных ознакомлению младших школьников с
приспособленностью животных к среде обитания, используются модели отдельных
животных. Картонная модель бабочки павлиньего глаза, сидящей на коре дерева, имеет
подвижные крылья. Модель позволяет демонстрировать не только особенности строения и
поведения, но и приспособительную связь со средой обитания, в основе которой –
маскировочная и запугивающая окраска и формы поведения (интенсивная демонстрация
ярких пятен). Бумажная модель хищной птицы, воспроизводящая ее полет и нападение,
демонстрирует детям приспособительные формы защитного поведения некоторых животных
(еж, черепаха и др.). Несколько бумажных моделей хамелеона (разных цветов) показывают
младшим школьникам, каким способом он прячется от других животных и человека, как
приспосабливается к каждому предмету, на котором расположится. Картонная модель
лягушки демонстрирует детям формы ее поведения в воде и на суше, можно проследить, что
именно меняется, увидеть особенности строения. Если ученики так подробно будут
рассматривать модели разнообразных птиц, зверей, насекомых, школьники увидят, что у них
много разных приспособительных функций для того, чтобы спрятаться не только от
человека, но и от других животных, которые могут напасть. Тогда младшие школьники
осознают, что многие звери, птицы, насекомые очень пугливые существа и нужно
относиться к ним бережно, с уважением.
Для того, чтобы расширить и уточнить конкретные представления о растениях у
детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира применяется прием
расчленяющей абстракции с помощью моделирования различных признаков строения
растений. Для этого были разработаны модели-шкалы признаков цвета, величины, характера
поверхности и расположения, форм, численности отдельных частей растения. В результате
экологического воспитания с помощью расчленяющей абстракции изменяется характер
наблюдения детей, появляется многоплановость в восприятии объектов. Дети учатся
характеризовать растения одновременно по многим признакам. Например, возьмем модель
лилии, все ее части будут представлены в больших размерах. Это растение можно подробно
разобрать, как выглядит пестик, как тычинка, что находится внутри стебля, с помощью чего
растение питается, с помощью чего дышит.
Таким образом, младшие школьники, осознают, что растения все чувствуют и они
очень хрупкие, поймут, что нужно оберегать их.
Первый вид моделирования, с которым знакомятся учащиеся на уроках математики –
это рисунок. Он изображает реальные предметы, о которых говорится в задаче, или условные
предметы в виде фигур.
Наиболее
предпочтительной
моделью
при
решении
задач
является
схема.
Графическая модель (схема) – с ее помощью на подготовительном этапе учащиеся учатся
иллюстрировать данные задачи посредством картинок или значков.
Таблица – это вид модели, похожий на краткую запись. Она предполагает уже
хорошее знание зависимости пропорциональных величин, так как сама таблица этой
взаимозависимости не показывает. Табличная модель является основным средством поиска
решения и служит формой фиксации анализа сюжетной задачи. Пользуясь такой схемой,
нетрудно найти план и осуществить решение задачи.
В условиях активной информатизации целесообразно применение «компьютерных
моделей» и «компьютерного моделирования».
Это позволяет ребенку составить свою задачу.
Например, такое задание:
• составить схему задачи;
• предложить другим составить по ней задачу.
В дальнейшем, для усложнения этого задания, предлагаем ребятам составить
аналогичную схему, записав ее в таблицу и самостоятельно предложить различные
возможности интегрированного ее применения.
Таким образом, при выполнении задания задействован весь класс, разрыв между
отстающими и успевающими детьми минимизируется, каждый анализирует и оценивает
работу другого.
Изложенный материал позволяет сделать вывод о значимости метода моделирования,
его использование способствует развитию не только бережного отношения к природе,
чувства прекрасного, но и логического мышления, учит рассуждать, последовательно
излагать материал, повышает наглядность и практическую направленность обучения.