Напоминание

"Моделирование как средство формирования экологического образования младших школьников"


Автор: Лойк Марина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №20
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Моделирование как средство формирования экологического образования младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Моделирование как средство формирования экологического образования

младших школьников

В настоящее время экологическое образование в начальной школе становится все

более приоритетным направлением. Одна из причин такого положения – экологическая

неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства

человека в природу. Экологическое образование должно начинаться с раннего детства. Дети

восприимчивы к добру, они очень любознательны. Экологическое образование младших

школьников – необходимое и важное звено в естественнонаучном просвещении. От этого

зависит дальнейшее отношение человека к природе. И в эту пору следует закладывать

нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы.

Важно, чтобы в этом возрасте рядом с детьми находился умный наставник, способный

развить в них начала экологической культуры.

Одним из основных методов экологического образования младших школьников,

который

способствует

формированию

всех

структурных

компонентов

социально-

экологических представлений, является метод моделирования.

Моделирование – это

процесс, в котором идет создание продукта и одновременно его осознание. С помощью

данного метода можно формировать у детей умение оперировать представлениями в новой,

незнакомой для них ситуации, а также наглядно показать скрытые от непосредственного

восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для

понимания фактов, явлений окружающей действительности. Как известно, в основе метода

моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет младшие школьники

замещают другим предметом, его изображением, каким- либо условным знаком. Поэтому по

мере осознания способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их

моделями становится возможным привлекать детей к совместному с учителем, а затем и к

самостоятельному моделированию.

Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение

детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения. Пугливость и

скрытый

образ

жизни

диких

животных,

изменчивость

развивающихся

организмов,

цикличность сезонных изменений в природе, многочисленные и скрытые от восприятия

связи и зависимости внутри природных сообществ – все это создает объективные трудности

для познания явлений природы учениками младшего школьного возраста. Указанные

обстоятельства в ряде случаев вызывают необходимость моделирования некоторых явлений,

объектов природы, их свойств и признаков. Например, мы можем смоделировать на уроке

окружающего мира водоворот, взять стакан опустить туда палочку, помешать и вытащить.

Это нужно для того, что ученики увидели всю красоту природы, а также были осторожны с

ними, соблюдали технику безопасности, знали как себя вести при пробуждении разных

природных явлений.

Моделирование относится к группе практических методов обучения. Сами учащиеся

под руководством учителя в процессе рассуждений создают такие модели: чертят план

местности, например план пришкольного участка, для того, чтобы познакомиться со средой

обитания разных растений и узнать какие условия являются для них благоприятными, строят

простейшие графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой для того, чтобы

понять, как меняются времена года и от чего зависит наш климат, чертят схемы разных

связей, чтобы объемный и сложный материал представить в более простом и легко

запоминающемся варианте.

На уроках окружающего мира, посвященных ознакомлению младших школьников с

приспособленностью животных к среде обитания, используются модели отдельных

животных. Картонная модель бабочки павлиньего глаза, сидящей на коре дерева, имеет

подвижные крылья. Модель позволяет демонстрировать не только особенности строения и

поведения, но и приспособительную связь со средой обитания, в основе которой –

маскировочная и запугивающая окраска и формы поведения (интенсивная демонстрация

ярких пятен). Бумажная модель хищной птицы, воспроизводящая ее полет и нападение,

демонстрирует детям приспособительные формы защитного поведения некоторых животных

(еж, черепаха и др.). Несколько бумажных моделей хамелеона (разных цветов) показывают

младшим школьникам, каким способом он прячется от других животных и человека, как

приспосабливается к каждому предмету, на котором расположится. Картонная модель

лягушки демонстрирует детям формы ее поведения в воде и на суше, можно проследить, что

именно меняется, увидеть особенности строения. Если ученики так подробно будут

рассматривать модели разнообразных птиц, зверей, насекомых, школьники увидят, что у них

много разных приспособительных функций для того, чтобы спрятаться не только от

человека, но и от других животных, которые могут напасть. Тогда младшие школьники

осознают, что многие звери, птицы, насекомые очень пугливые существа и нужно

относиться к ним бережно, с уважением.

Для того, чтобы расширить и уточнить конкретные представления о растениях у

детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира применяется прием

расчленяющей абстракции с помощью моделирования различных признаков строения

растений. Для этого были разработаны модели-шкалы признаков цвета, величины, характера

поверхности и расположения, форм, численности отдельных частей растения. В результате

экологического воспитания с помощью расчленяющей абстракции изменяется характер

наблюдения детей, появляется многоплановость в восприятии объектов. Дети учатся

характеризовать растения одновременно по многим признакам. Например, возьмем модель

лилии, все ее части будут представлены в больших размерах. Это растение можно подробно

разобрать, как выглядит пестик, как тычинка, что находится внутри стебля, с помощью чего

растение питается, с помощью чего дышит.

Таким образом, младшие школьники, осознают, что растения все чувствуют и они

очень хрупкие, поймут, что нужно оберегать их.

Первый вид моделирования, с которым знакомятся учащиеся на уроках математики –

это рисунок. Он изображает реальные предметы, о которых говорится в задаче, или условные

предметы в виде фигур.

Наиболее

предпочтительной

моделью

при

решении

задач

является

схема.

Графическая модель (схема) – с ее помощью на подготовительном этапе учащиеся учатся

иллюстрировать данные задачи посредством картинок или значков.

Таблица – это вид модели, похожий на краткую запись. Она предполагает уже

хорошее знание зависимости пропорциональных величин, так как сама таблица этой

взаимозависимости не показывает. Табличная модель является основным средством поиска

решения и служит формой фиксации анализа сюжетной задачи. Пользуясь такой схемой,

нетрудно найти план и осуществить решение задачи.

В условиях активной информатизации целесообразно применение «компьютерных

моделей» и «компьютерного моделирования».

Это позволяет ребенку составить свою задачу.

Например, такое задание:

• составить схему задачи;

• предложить другим составить по ней задачу.

В дальнейшем, для усложнения этого задания, предлагаем ребятам составить

аналогичную схему, записав ее в таблицу и самостоятельно предложить различные

возможности интегрированного ее применения.

Таким образом, при выполнении задания задействован весь класс, разрыв между

отстающими и успевающими детьми минимизируется, каждый анализирует и оценивает

работу другого.

Изложенный материал позволяет сделать вывод о значимости метода моделирования,

его использование способствует развитию не только бережного отношения к природе,

чувства прекрасного, но и логического мышления, учит рассуждать, последовательно

излагать материал, повышает наглядность и практическую направленность обучения.



В раздел образования