Напоминание

Создание условий для самореализации личности школьника


Авторы: Тубова Мария Сергеевна, Гаджиева Вера Анатольевна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №20
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Создание условий для самореализации личности школьника
Раздел: начальное образование





Назад




Создание условий для самореализации личности школьника

На современном этапе развития общества активизация человеческого

фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса.

В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки

ответственного гражданина, способного строить свою деятельность в соответ-

ствии с интересами окружающих его людей.

Начало обучения в школе – это новый и важный этап в воспитании и раз-

витии ребенка. Став школьником, он впервые включается в систематическую,

общественно значимую деятельность. Многие важные черты духовного мира

ребенка закладываются в начальных классах. Именно здесь он получает основы

систематических знаний, здесь формируется его нравственный облик, развива-

ется характер, воля.

На сегодняшний день задачей учителей современной школы является вос-

питание в детях самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в

действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и само-

регулированию отношений. В связи с этим, для достижения указанных ре-

зультатов в психическом и личностном развитии младших школьников необхо-

димо изменить приоритеты целей начального образования: на передний план

поставить те цели, которые заключаются не в вооружении учащихся определен-

ной суммой предметных знаний, умений и навыков, а в воспитании его лично-

сти в процессе учебной деятельности, то есть учебный процесс должен макси-

мально способствовать самореализации школьника.

Самореализация составляет одну из сторон жизнедеятельности человека и

занимает значимое место в развитии и становлении личности. Она воплощается

в деятельности и в отношениях с предметной и социальной средой, в основе ко-

торой лежат противоречия между возможностями личности и степенью их вос-

требованности в актуальной деятельности. Самореализация личности не может

рассматриваться как автономное явление, оно органически вплетено в общую

ткань жизнедеятельности человека и присутствует в каждом ее проявлении.

В свою очередь, воспитание личности младшего школьника являет собой

создание условий для его самореализации индивида как социального субъекта.

Ее воспитательная ценность самореализации заключается в деятельностном

проявлении потенциальных возможностей личности младшего школьника, их

актуализации и дальнейшего развития. Следовательно, важнейшим условием

самореализации личности в педагогически организованном процессе является

многообразие деятельности и отношений, в которые ребенок может включить-

ся.

На мой взгляд, высокая степень эффективности педагогического влияния

на ученика достигается при демократическом стиле педагогической деятельно-

сти, высшей формой проявления которого является диалогическая форма обще-

ния, характеризуемая как субъект-субъектные отношения, сфокусированные на

предмете деятельности или проблеме обсуждения.

Поэтому, изменение отношений учителя и ученика с субъект-объектных

на субъект-субъектные позволяет говорить о личностно-ориентированной мо-

дели образования.

Образовательная программа в рамках личностно-ориентированной моде-

ли образования должна быть строго индивидуализирована, приспособлена к по-

знавательным возможностям ученика, динамике его развития в процессе обуче-

ния. Для того чтобы в ней действительно реализовывалась индивидуальная из-

бирательность школьника к содержанию, виду и форме учебного материала,

необходимо, во-первых, предъявить ученику содержание образования в его си-

стемно-структурном виде, во-вторых, что особенно важно для достижения

успеха в усвоении учебного материала, обеспечить различные формы представ-

ления содержания образования (словесная, графическая, знаково-символиче-

ская, смешанная) и, в-третьих, обеспечить ученику возможность выбора той

формы учебного материала, с которой ему легче работать.

На мой взгляд, эффективными педагогическими средствами в рамках лич-

ностно-ориентированной модели образования выступают: организация педаго-

гом различных видов деятельности, в которых ребенок может быть успешен,

создание возможностей для ребенка «пробы сил» в различных ситуациях, орга-

низованных взрослым совместно с ребенком, учет внешкольных интересов ре-

бенка и включение их в жизнь школьного класса.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) Стиль педагогической деятельности учителя начальной школы: уста-

новление субъект-субъектных отношений взрослого и ребенка как равнознач-

ных партнеров по отношению к предмету коллективной деятельности является

условием процесса успешной самореализации младшего школьника;

2) Организация образовательного процесса, позволяющая каждому ребен-

ку реализовать свой потенциал, предъявляет требования по подготовке педаго-

га, который должен владеть различными технологиями организации педагоги-

ческого процесса, кроме того, личностно готового к организации такого педаго-

гического процесса;

3) Гуманное отношение к ребенку создает условия для актуализации

стремления самой личности младшего школьника к дальнейшему развитию

своих потенциальных возможностей.



В раздел образования