Авторы: Тубова Мария Сергеевна, Гаджиева Вера Анатольевна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №20
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Создание условий для самореализации личности школьника
Раздел: начальное образование
Создание условий для самореализации личности школьника
На современном этапе развития общества активизация человеческого
фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса.
В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки
ответственного гражданина, способного строить свою деятельность в соответ-
ствии с интересами окружающих его людей.
Начало обучения в школе – это новый и важный этап в воспитании и раз-
витии ребенка. Став школьником, он впервые включается в систематическую,
общественно значимую деятельность. Многие важные черты духовного мира
ребенка закладываются в начальных классах. Именно здесь он получает основы
систематических знаний, здесь формируется его нравственный облик, развива-
ется характер, воля.
На сегодняшний день задачей учителей современной школы является вос-
питание в детях самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в
действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и само-
регулированию отношений. В связи с этим, для достижения указанных ре-
зультатов в психическом и личностном развитии младших школьников необхо-
димо изменить приоритеты целей начального образования: на передний план
поставить те цели, которые заключаются не в вооружении учащихся определен-
ной суммой предметных знаний, умений и навыков, а в воспитании его лично-
сти в процессе учебной деятельности, то есть учебный процесс должен макси-
мально способствовать самореализации школьника.
Самореализация составляет одну из сторон жизнедеятельности человека и
занимает значимое место в развитии и становлении личности. Она воплощается
в деятельности и в отношениях с предметной и социальной средой, в основе ко-
торой лежат противоречия между возможностями личности и степенью их вос-
требованности в актуальной деятельности. Самореализация личности не может
рассматриваться как автономное явление, оно органически вплетено в общую
ткань жизнедеятельности человека и присутствует в каждом ее проявлении.
В свою очередь, воспитание личности младшего школьника являет собой
создание условий для его самореализации индивида как социального субъекта.
Ее воспитательная ценность самореализации заключается в деятельностном
проявлении потенциальных возможностей личности младшего школьника, их
актуализации и дальнейшего развития. Следовательно, важнейшим условием
самореализации личности в педагогически организованном процессе является
многообразие деятельности и отношений, в которые ребенок может включить-
ся.
На мой взгляд, высокая степень эффективности педагогического влияния
на ученика достигается при демократическом стиле педагогической деятельно-
сти, высшей формой проявления которого является диалогическая форма обще-
ния, характеризуемая как субъект-субъектные отношения, сфокусированные на
предмете деятельности или проблеме обсуждения.
Поэтому, изменение отношений учителя и ученика с субъект-объектных
на субъект-субъектные позволяет говорить о личностно-ориентированной мо-
дели образования.
Образовательная программа в рамках личностно-ориентированной моде-
ли образования должна быть строго индивидуализирована, приспособлена к по-
знавательным возможностям ученика, динамике его развития в процессе обуче-
ния. Для того чтобы в ней действительно реализовывалась индивидуальная из-
бирательность школьника к содержанию, виду и форме учебного материала,
необходимо, во-первых, предъявить ученику содержание образования в его си-
стемно-структурном виде, во-вторых, что особенно важно для достижения
успеха в усвоении учебного материала, обеспечить различные формы представ-
ления содержания образования (словесная, графическая, знаково-символиче-
ская, смешанная) и, в-третьих, обеспечить ученику возможность выбора той
формы учебного материала, с которой ему легче работать.
На мой взгляд, эффективными педагогическими средствами в рамках лич-
ностно-ориентированной модели образования выступают: организация педаго-
гом различных видов деятельности, в которых ребенок может быть успешен,
создание возможностей для ребенка «пробы сил» в различных ситуациях, орга-
низованных взрослым совместно с ребенком, учет внешкольных интересов ре-
бенка и включение их в жизнь школьного класса.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) Стиль педагогической деятельности учителя начальной школы: уста-
новление субъект-субъектных отношений взрослого и ребенка как равнознач-
ных партнеров по отношению к предмету коллективной деятельности является
условием процесса успешной самореализации младшего школьника;
2) Организация образовательного процесса, позволяющая каждому ребен-
ку реализовать свой потенциал, предъявляет требования по подготовке педаго-
га, который должен владеть различными технологиями организации педагоги-
ческого процесса, кроме того, личностно готового к организации такого педаго-
гического процесса;
3) Гуманное отношение к ребенку создает условия для актуализации
стремления самой личности младшего школьника к дальнейшему развитию
своих потенциальных возможностей.