Авторы: Войцехович Жанна Николаевна, Селянина Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №20
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе
Раздел: начальное образование
Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе
Ребенок рождается исследователем. Любознательность, жажда новых
впечатлений, стремление экспериментировать, самостоятельно искать новую
информацию - традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского
поведения.
Постоянно
проявляемая
детская
активность
-
нормальное,
естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его
познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование
порождает исследовательское поведение.
Учитель начальной школы должен создать условия для формирования
и развития исследовательских умений младших школьников.
Проектная
деятельность
учащихся
-
это
совместная
учебная,
познавательная
и
творческая
деятельность,
имеющая
общую
цель,
согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение
результата - создания проекта.
Проблема
исследования
как
категория
предлагает
исследование
неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых
позиций. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания,
помогает связать то новое, что они узнают, с чем-то знакомым и понятным из
реальной жизни. Способствует формированию ключевых компетентностей
учащихся, их подготовке к реальным условиям жизнедеятельности, «выводит»
процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Особенность организации проектно-исследовательской деятельности в
начальных классах в том, что в ней могут принимать участие не только
сильные учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследования будет
другим.
Важно
учитывать,
что
процесс
обучения
началам
научного
исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование
всех компонентов исследовательской культуры учащихся.
Проектная
деятельность
начинается
с
постановки
проблемы,
интригующего вопроса, который необходимо сначала раскрыть, показать его
актуальность, исследовать содержание этой проблемы, а затем предложить
решение.
Учащимся
предлагается
провести
исследование
проблемного
вопроса, показать этапы этого исследования, собрать данные, которые нужно
отобразить в таблицах, диаграммах и графиках.
По окончании работы учащиеся должны защитить свой проект, т.е.
проанализировать свою деятельность и сделать выводы. Результатом работы
над
проектом
могут
быть
предложения
по
решению
проблемы,
информационный буклет и др.
При организации индивидуальной работы учащегося над проектом
учителю представляется возможность учитывать не только возрастные
возможности учащегося, но и его индивидуальные особенности, личностные
потребности и интересы. А значит, появляется шанс воздействовать не только
на дефицит в знаниях, умениях и навыках, но и на формирование личности
учащегося в целом. В этом положительное преимущество индивидуальных
проектов.
Умение кратко и убедительно рассказать о себе и своей работе очень
востребовано в современном обществе. А важнейшим навыком, который
приобретают учащиеся в ходе проектно-исследовательской деятельности,
является навык публичного выступления с целью презентации результата
своей работы.