Напоминание

Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе


Авторы: Войцехович Жанна Николаевна, Селянина Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №20
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе
Раздел: начальное образование





Назад




Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе

Ребенок рождается исследователем. Любознательность, жажда новых

впечатлений, стремление экспериментировать, самостоятельно искать новую

информацию - традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского

поведения.

Постоянно

проявляемая

детская

активность

-

нормальное,

естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его

познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование

порождает исследовательское поведение.

Учитель начальной школы должен создать условия для формирования

и развития исследовательских умений младших школьников.

Проектная

деятельность

учащихся

-

это

совместная

учебная,

познавательная

и

творческая

деятельность,

имеющая

общую

цель,

согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение

результата - создания проекта.

Проблема

исследования

как

категория

предлагает

исследование

неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых

позиций. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания,

помогает связать то новое, что они узнают, с чем-то знакомым и понятным из

реальной жизни. Способствует формированию ключевых компетентностей

учащихся, их подготовке к реальным условиям жизнедеятельности, «выводит»

процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Особенность организации проектно-исследовательской деятельности в

начальных классах в том, что в ней могут принимать участие не только

сильные учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследования будет

другим.

Важно

учитывать,

что

процесс

обучения

началам

научного

исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование

всех компонентов исследовательской культуры учащихся.

Проектная

деятельность

начинается

с

постановки

проблемы,

интригующего вопроса, который необходимо сначала раскрыть, показать его

актуальность, исследовать содержание этой проблемы, а затем предложить

решение.

Учащимся

предлагается

провести

исследование

проблемного

вопроса, показать этапы этого исследования, собрать данные, которые нужно

отобразить в таблицах, диаграммах и графиках.

По окончании работы учащиеся должны защитить свой проект, т.е.

проанализировать свою деятельность и сделать выводы. Результатом работы

над

проектом

могут

быть

предложения

по

решению

проблемы,

информационный буклет и др.

При организации индивидуальной работы учащегося над проектом

учителю представляется возможность учитывать не только возрастные

возможности учащегося, но и его индивидуальные особенности, личностные

потребности и интересы. А значит, появляется шанс воздействовать не только

на дефицит в знаниях, умениях и навыках, но и на формирование личности

учащегося в целом. В этом положительное преимущество индивидуальных

проектов.

Умение кратко и убедительно рассказать о себе и своей работе очень

востребовано в современном обществе. А важнейшим навыком, который

приобретают учащиеся в ходе проектно-исследовательской деятельности,

является навык публичного выступления с целью презентации результата

своей работы.



В раздел образования