Автор: Сидорова Людмила Александровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ имени А. А. Алябьева" города Тобольска
Населённый пункт: г. Тобольск Тюменская область
Наименование материала: педагогическая статья
Тема: Некоторые аспекты работы над кантиленой в классе фортепиано
Раздел: дополнительное образование
Сидорова Людмила Александровна
преподаватель фортепиано
МАУДО «Детской школы искусств имени А.А. Алябьева»
города Тобольска
Педагогическая статья
«Некоторые аспекты работы над кантиленой в классе фортепиано»
Кантилена происходит от итальянского слова канте - пение. На языке
фортепиано это означает – умение «петь» на инструменте. При работе над
мелодией важно, чтобы ученик слышал интонационность музыкальной речи,
её
смысл,
выразительность,
характер.
От
этого
умения
зависит
содержательность исполнения.
Работа над звуком - самая трудная работа, так как тесно связана со
слуховыми
и
душевными
качествами
ученика.
Развивая
слух,
мы
непосредственно действуем на звук, работая на инструменте над звуком, мы
влияем на слух и совершенствуем его. Необходимо обратить внимание
ученика при игре самостоятельными, приготовленными пальцами. Ибо при
этом ощущении руке он диктует ту силу звука, которая необходима. Для
владения разнообразным качеством звучания ученик должен стремиться к
согласованности работы пальцев и рук с требованиями музыкального
смысла. Когда требуется теплый, проникновенный звук, надо играть близко к
клавишам, а для открытого звука нужно использовать всю амплитуду
размаха пальцев и рук. Длинные ноты, которые должны звучать дольше,
необходимо брать сильнее.
Работа над кантиленой должна заставить ученика слушать себя.
Ученик должен стремиться к полному, мягкому, певучему звуку и к
максимальному разнообразию звуковых красок.
К. Н .Игумнов говорил: «Пение – это главный закон музыкального
исполнения, жизненная основа музыки. Нелепо давить на стул, когда
сидишь, не менее нелепо давить на клавиши, когда играешь.»
Человеческий голос – лучший из инструментов, он должен служить
образцом при исполнении всех мелодических пассажей. Шопен убеждал
своих учеников поменьше слушать фортепианных виртуозов, побольше-
выдающихся
певцов.
А.Г.
Рубинштейн
заставлял
всех
учеников-
инструменталистов учиться пению, ибо, говорил он, «тот не музыкант, кто не
умеет петь».
Певучесть звука достигается на фортепиано особым способом нажима
клавиши. Нужно ощущать дно клавиатуры, связывать без толчков один звук
с другим, переступая с пальца на палец.
Работая над кантиленой сначала надо, чтобы ученик составил себе
внутреннее представление о нужном звуке и динамике фразы, а затем
добивался
осуществления
своего
замысла
в
реальном
звучании.
Эмоциональное отношение к мелодии – одна из важнейших сторон
музыкальности ученика.
В исполнении кантилены – основное, это использование веса руки,
опоры на клавиатуру. Самое важное- донести нужную часть веча руки в
клавиатуру плавно, без толчков и в то же время не растерять его, посылая в
конец пальца.
Аппликатурные особенности кантилены.
Кантилена имеет свои излюбленные пальц:3-й,4-й,5-й, несколько реже
2-й, а 1-й палец считается «непевучим». Пользуясь удобной аппликатурой,
нужно направить внимание ученика на активность пальцев. Для активизации
пальцев важно усилить слуховой контроль за качеством звучания - каждый
звук должен быть ясным, округлым, достаточно насыщенным, полным.
Нельзя
мельчить
исполнение
и
придавать
ему
слащаво-
сентиментальный
оттенок.
Надо
стремиться
к
широкому
охвату
мелодической линии на протяжении крупных разделов формы.
Нейгауз говорил: «Овладение звуком есть первая и важнейшая задача
среди других фортепианных технических задач, которые должен разрешать
пианист,
ибо
звук
есть
сама
материя
музыки:
облагораживая
и
совершенствуя его, мы поднимаем саму музыку на большую высоту».
Работа над звуком
Непосредственное воздействие на решение звуковых задач оказывают
два фактора музыкального воспитания ученика:
Дослушивания звука до конца и
Ощущение горизонтального движения и развития музыки.
Исходя из этого, уже на первых уроках следует учить ученика слушать до
конца затухающий звук и ощущать его кончиком пальца, пока он длится.
При переносе руки на другую клавишу, ученик должен переносить не
только руку, но и как бы «нести звук». В результате складывается
непрерывный процесс, состоящий из дослушивания и переноса звука.
Для того, чтобы научить слушать звук нужно давать пьесы с яркой
звуковой окраской, разнообразные по характеру и настроению, близкие и
понятные ученику. В работе над ними следует добиваться выразительного
исполнения
и
показывать
игровые
движения,
которые
облегчают
звуковую
задач,
помогают
выражению
музыкального
смысла.
В
дальнейшем умение слушать звук в сочетании с ощущением движения
музыки поможет приобретению певучего легато, цельности музыкальной
фразировки
и
живому
развитию
музыкальной
ткани.
Основные
недостатки в исполнении кантилены связаны с недослушиванием звука и
недостаточным ощущением живого движения мелодии. Следует не только
выдержать, но и выслушать длинные звуки мелодии до конца. Только в
этом случае отдельные звуки сливаются в цельную фразу, которая
приобретает внутреннее движение и музыкальный пульс. Должно быть
горизонтальное движение к опорным точкам, что способствует живому
развитию и цельности музыкальной фразы.
Одно из условий достижения кантилены заключается в слаженной работе
«выразительных пальцев», которые, играя мелодию, как бы переступают,
мягко погружаясь до дна клавиши. Переступающие пальцы ведут руку,
которая, перемещая опору, подкрепляет каждый из них. Взаимодействие
пальцев и руки придает звукам глубину, а мелодии связанность.
Эти факторы музыкального развития (дослушивания звука, ощущения
горизонтального движения и навыки звукоизвлечения) имеют значение
для соотношения звучности мелодии и аккомпанемента.
Пьесы кантиленного характера
В кантиленных пьесах музыкальные средства значительно объемнее в
мелодико-интонационном,
гармоническом
и
полифоническом
отношениях. Этим обусловлена специфика их творческо-слухового
восприятия и усвоения. В мелодике этих произведений обнаруживается
большее
многообразие
жанровых
оттенков,
богаче
интонационно-
образная сфера, ярче выразительность кульминаций, объемнее линия
мелодического развития. При исполнении мелодий следует полнее
выявлять
их
ритмическую
гибкость,
мягкость,
лиричность.
Их
интерпретация требует ощущения широкого дыхания, вбирающая в себя
линии
небольших
построений.
Гармоническое
окружение,
оттеняя
интонационную выпуклость мелодии, само по себе несет многообразные
выразительные функции, нередко являясь одним из главных средств
раскрытия музыкального образа. Многообразные жанровые оттенки
кантиленой
ткани
раскрываются
при
исполнении
средствами
динамической, агогической нюансировки в их единстве с различными
приемами педализации. Педаль играет выразительную роль. В кантилене,
для выявления интонационной выпуклости мелодии, чистоты звучания
гармонии
педальные
звучания
чередуются
с
без
педальными.
Кантиленные произведения активно воздействуют на развитие разных
сторон музыкального мышления ребенка, навыков выразительной певучей
игры и педализации.
Список использованной литературы
1. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры – М.: «Музыка», 1988.
2. Браудо И.А. Артикуляция. (О произношении мелодии) – Л.:
«Музыка», 1981.
3. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство – М.: «Классика – XXI», 2003.