Напоминание

"Методика проведения занятий по флейте"


Автор: Перепелицына Ольга Александровна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МКУ ДО "Киквидзенская детская музыкальная школа"
Населённый пункт: Станица Преображенская, Волгоградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методика проведения занятий по флейте"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Введение

Флейта - это деревянный духовой инструмент с восхитительным

звучанием, который может быть как частью оркестра, так и

исполнять самостоятельную партию. Флейта является старейшим

известным музыкальным инструментом – первые флейты

появились 43000 лет назад в некоторых частях Западной Европы.

Форма занятий

Индивидуальная форма занятий при обучении игре на духовых

инструментах укоренилась давно и имеет глубокие традиции. То,

что эта форма занятий является единственно правильной,

проверено опытом многолетней педагогической практики. Однако,

индивидуальный метод обучения складывался и отрабатывался во

всех деталях применительно ко взрослым ученикам. В данном

случае, мы имеем дело с обучением на духовых инструментах

детей 7-8-летнего возраста, и здесь должны учитываться

особенности ещё не окрепшего организма.

Поэтому переносить механически эту методику на обучение

флейтистов, считаю неверным. Она должна быть изменена.

Применительно к обучению на флейте, было бы целесообразным

ввести в педагогическую практику смешанную форму обучения,

при которой сочетались бы принципы индивидуальной и групповой

форм обучения. Эта форма обучения имеет преимущество перед

индивидуальной тем, что она способствует в более короткие сроки

эффективному освоению навыков игры на флейте; прививает

интерес к занятиям.

При индивидуальных занятиях, особенно в начальном периоде

обучения на флейте, когда ученику надо следить за постановкой

корпуса, пальцев, дыханием и т.д., ребенок быстро утомляется.

Свежесть его восприятия, как правило, сохраняется не более 10-15

минут, после чего наступает утомление. Ученик становится

рассеянным, безучастным и остальная часть урока становится

формальным заполнением отведенного времени. И еще надо иметь

в виду, что ребенок учится в общеобразовательной школе и на

занятия музыкой приходит уставший.

Совершенно другая картина наблюдается, когда ученики

занимаются по смешанной форме обучения.

Занятия рекомендуется проводить следующим образом. На урок

одновременно приходит группа из 2-3 учеников. Во время урока

преподаватель занимается поочередно с каждым учеником

индивидуально по несколько минут. В то время, когда

преподаватель занимается с первым учеником, другой слушает

объяснение преподавателя, то есть пассивно участвует в процессе

обучения. Затем они меняются ролями. Во время занятий педагог

должен очень внимательно следить за детьми, при малейших

признаках утомления переключить их внимание на другой вид

деятельности. С этой целью можно предложить детям сделать

небольшую разминку.

Вторую половину урока можно сделать так, чтобы ученики

проиграли в унисон то, что выучили на уроке. Это всегда вызывает

у учеников положительные эмоции и они с удовольствием играют

вместе. При регулярных занятиях по предложенной системе у детей

появляется коллективная ответственность, стимул к

самосовершенствованию.

Рекомендованная методика занятий изложена очень схематично,

поэтому каждый преподаватель может проводить занятия по

своему усмотрению, придерживаясь высказанной мысли.

Изучение гамм и другого учебно-вспомогательного материала.

Изучение гамм занимает важное место в воспитании музыканта-

исполнителя, в том числе и флейтиста, однако, методика их

изучения должна быть несколько пересмотрена. Ведь в гаммах, где

больше 2-х ключевых знаков, часть нот имеет довольно сложную

«вилочную» аппликатуру. Как правило, эти ноты звучат тускло и

интонационно неточно, что не способствует воспитанию хороших

слуховых навыков. Поэтому ученики смотрят на изучение гамм,

как на утомительную работу, отсюда и соответственное к ним

отношение. В связи с этим, на флейте предлагается изучать гаммы

не подряд, как это практикуется сейчас, а выборочно, с учетом

качества инструмента и индивидуальных возможностей каждого

ученика. Для начинающего ученика должно быть важно не

количество сыгранных гамм, а качество. Пусть будет сыгранно 3-4

гаммы, но хорошо. Тогда эта работа будет эффективным средством

воспитания техники и правильных слуховых навыков.

Одновременно с гаммами ученик должен изучать и этюды. При

изучении этюдов, преподаватель должен построить свои занятия

так, чтобы работа над ними была интересна учащимся, чтобы

ученики изучали этюды не как скучный, сухой материал, а как

художественное произведение.

Изучение художественных произведений.

В процессе обучения флейтиста, наряду с развитием техники игры,

большое значение придается музыкально-художественному

воспитанию учеников. Этому способствует изучение различных

сольных и ансамблевых произведений. В этой связи особенное

внимание преподаватель должен уделить подбору произведений.

Они должны быть интересны в художественном отношении,

просты по форме и содержанию, доступны для понимания и

обязательно соответствовать уровню подготовки ученика. Во время

изучения произведений нужно коротко познакомить ученика с его

композитором. Полезно также обратить внимание на характер и

содержание, на темп, размер, тональность, динамические оттенки.

В работе с учениками в классе по специальности, важное место

занимают регулярные занятия с концертмейстером, как под

руководством преподавателя, так и без него. Это приучает к игре в

ансамбле, дисциплинирует и способствует развитию слуховых

навыков.

Заключение: На всём протяжении своей истории человечество

находило пути самовыражения посредством музыкального

искусства или других видов творчества. Но человечество никогда

ещё не создавало ничего, подобного современной

действительности. Человек сейчас имеет возможность оперировать

данными, накопленными в течение многих веков.

Список использованной литературы:

1. В. Иванов «Школа академической игры на саксофоне». Москва 2003г.

2. И. Платонов «Школа игры на флейте». Москва 2003г.

3. Материалы сети Интернет.

Муниципальное казенное учреждение дополнительного

образования

«Киквидзенская детская музыкальная школа»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Методика проведения заниятий по

флейте»

Подготовила

Преподаватель КДМШ

Перепелицына О.А.

Станица Преображенская 2024 г.



В раздел образования