Авторы: Хамидулина Юлия Абдулхаевна, Какалюк Галина Адамовна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ№20
Населённый пункт: Ленинск-Кузнецкий городской округ
Наименование материала: Статья
Тема: Идея сотрудничества семьи и школы в развитии творческих способностей младших школьников через участие в проектной деятельности
Раздел: начальное образование
Идея сотрудничества семьи и школы в развитии творческих
способностей младших школьников через участие в проектной
деятельности
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя
является сотрудничество
с
семьёй,
в
которой
школьник
растёт
и
воспитывается. Одним из вариантов, где сотрудничество школы и семьи
может быть не только обязательным аспектом, но также желаемым и
интересным,
является проектная
деятельность
младших
школьников,
позволяющая развивать творческие способности учащихся, создавая тем
самым залог дальнейшего успешного обучения.
Начиная с 1 класса необходимо включать работу над проектами,
тематика которых опирается на выбранную программу обучения, в систему
внеклассной работы с учениками. При этом над проектом работает не только
сам школьник, ему помогают родители, которые, начиная с 1 родительского
собрания, а в дальнейшем, – в ходе индивидуальных консультаций,
заинтересованы в предполагаемом результате и понимают необходимость и
значимость такого сотрудничества.
Методологическим аспектом идеи сотрудничества школы и семьи
является
применение
актуальной
в
условиях
реализации
ФГОС педагогической технологии " Метод проектов".
На основании педагогического опыта можно сделать вывод, что именно
проектная деятельность вызывает у младших школьников интерес к
познанию, способствует личностному росту. Правильно организованная
проектная деятельность обеспечивает развитие творческих способностей,
формирование познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят
конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в
собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои
знания, умения и личностные качества.
В 1-ом и 2-ом классах к работе над проектами обязательно привлекаются
родители, которые, после консультации с учителем, помогают маленьким
ученикам правильно подобрать нужный материал и направить его в
определённое русло. Важным условием, также достаточно необходимым для
работы в проекте, особенно в младшем школьном возраста, является
сотрудничество
с
родителями,
вовлеченность
родителей
в
работу.
Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя
большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода
проектов.
А
вот
помощь
советом,
информацией,
проявление
заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания
мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении
ими проектной деятельности.
Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые
шаги в работе над проектом. На этом этапе важно провести специальное
родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода
проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об
основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в
ней. На собрании родителям предлагаются рекомендации-памятки.
Таким образом:
- работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят
с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих
детей;
- огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы
над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с
родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем
беседы и нравоучения;
- в результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового
друг о друге, восполняют дефицит общения с взрослыми, у них формируется
значимое отношение к понятию “семья”.