Напоминание

УРОК-СЕМИНАР"НАРЕЧИЕ"7КЛАСС


Автор: Самонина Александра Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: город Октябрьский, республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: УРОК-СЕМИНАР"НАРЕЧИЕ"7КЛАСС
Раздел: среднее образование





Назад




Урок русского языка
Тема: «Наречие»
(семинар)
Учитель: Самонина А
.П.
г.

Октябрьский РБ

Ход урока LBcmymtmeibnoe слово учителя. Словарная работа - Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Наречие». Цель урока: обобщить и
расширить
знания о наречии как о части речи, о правилах написания наречий и употребление их в речи. Урок не совсем обычный: мы проведем его в форме семинара. Уточним, что обозначает это с и запишем его в словари. Семинар - это занятие» организованнее по группам с щелью расширении знаний» - В каком словаре можно найти информацию об этом слове? (В толковом, в словаре иностран слов). • Запишите в тетради значение этого слова • Итак, при подготовке к уроку вы разделились на 5 групп, каждая группа выполняла свое задание: 1) читали книги о наречиях, 2) работали со словарями, , 3) составляли таблицы - алгоритмы, 4) готовили творческое задание, 5) выступили в роли журналистов - исследователей II. Вам слово ребята!
I .
Выступление 1 группы - сообщение о наречиях 1 ученик. - Что обозначает слово наречие («Родное слово» с.234). 2 ученик - Какие части речи есть в русском языке? Какое место занимает среди них наречие? Самостоятельные Служебные Междометия сущ. прилаг. глаг. прич. дееприч категория состояния числит. наречия част предл. союз Наречия относятся к самостоятельным частям речи. Обычно они обозначают признак действ! Они не изменяются. В предложении являются обычно сказуемыми. -Почему же был предложен вопрос - изменяются ли наречия? (Некоторые ученые считают, что наречие - изменяемая часть речи, т.к. они имеют степени сравнения: превосходную и сравнительную). - Много ли в книгах материала о наречии в сравнении, например, с существительными, глаголом? - Как это объяснить? (У наречий не так много грамматических признаков:, как у существительных, глаголов, прилагательных. Правил о написании наречий меньше, хотя они и не просты. Наречие - неизменяемая часть речи.) - Интересно узнать, что, как писал академик Виноградов, некоторые ученые подвергают сомнению право наречий звание самостоятельной части речи, а орфографические ошибки в наречи считают «следствием неопределенности этой категории». 3,4,5 учащиеся. С какими частями речи сходно наречие? Чем они отличаются от них? 3 ученик. Я сравнила школьные учебники за 7 класс (Русский язык) 1998 и 2002 годов издан! В более позднем издании после темы наречие дается материал о такой части речи, как категория состояния. К.С. - самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние (природы, окружающей среды, человека). Как и наречия, кат. сост. не изменяется. Но в отличие от наречий, категория состояния в предложении бывает сказуемым, часто со словами было, будет, станет. Предложения с категорие состояния не имеют подлежащего, они безличные.
Сравним предложения: 1 .Тихо ответили жители» 2. Тихо в темной деревне. Тихо проехал обоз, 3. Мне грустно и светло.
2.
Запишем четверостишие из стихотворения
М.Ю.
Лермонтова.
ti
неоесах торжественно и чудно! (пит земля в сиянье голубом . . . Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? - Какие слова относятся к кат. состояния? Докажите это.
(1
Каково?
2.
Сост. природы и человека. З.Сказуем. 4. В предлож.. нет подлежащего) - А. есть ли наречие в этом отрывке? (Есть так). - С каким еще частями речи сходно наречие? 4 ученик. • Наречия сходны с деепричастиями по смысловому вопросу Зевая, она прикрывала рот рукой. Бабушка что-то бормотала зевая (=сшозь сон) Все слушали Альку молча (=тихо) Отряд шел вперед не останавливаясь (=безостановочно) Отряд шел вперед, не останавливаясь ни на минуту. • Можно отметить сходство наречий с прилагательными по грамматическому значении: они могут обозначать признак предмета. Например: вкусный суй макароны по-флотски Но наречия не изменяются, а прилаг. изменяются п о падежам, числам, родам (в ед.числе) прилагательных есть окончания, • Как и наречия, существительные могут отвечать на обетоятельственные вопросы. Например: Пошел (куда?) в лес Залез (куда?) наверх. Но существительные отвечают еще и на падежные вопросы (во что? в лес - В.п.), а нареч: изменяются по падежам • Особую трудность вызывает разграничение наречий на о (-е) и кратких прилагательн и причастий, а также сравнительной степени прилагательных и наречий. Сравним : Мой брат выше меня. Я прыгаю выше брата. • Запишите предложения. Зимой стояли сильные морозы, но за зимой пришла чудесная весна. - К какой части речи относится слово «зима». Докажите. • Итак, с какими частями речи наречия сходны? (кат. сост., лрил., прич., дееприч., сущ.) 1. Предоставим слово
2
группе. Ребята работали со словарями. Какие словари вы использовали? (Словообразовательный, словарь морфем., этимологический.) Весь класс записывает наречия, о которых рассказывают ребята.
- Каковы основные способы образования наречий? 1 ученик • Существует несколько основных способов образования наречий 1. приставочный способ некогда - когда Причем правописание приставки зависит от ударения: нигде- где под ударением «е-, без ударения - ни. 2. суффиксальный способ бесполезно - бесполезный 3. приставочно- суффиксальный способ досыта - сытый (Пишется а, т.к. наречие образовано от бесприставочно прилагательного) г у ч ч . переход из одной части речи в другую - один из интересных спосооов ооразован! наречий Почти - почти (в значении «почитать», т.е. «посчитать»). Пешком Пересказ: упр. 201, стр.94 из учебника Мельком «Русский язык» 7класс 2002г. 3 ученик Мы поработали с этимогическим словарем. Многие наречия имеют интересную историю, необычное происхождение. Дотла в древнерусском языке существовало: стою тло-«дно» 5 «основание».Наречие «дотла образовалось от родительного падежа ед числа этого слова с помощью предлога до. В значении наречия дотла (до основания, без остатка) сохраняется значение древнего существительного тло. 4 ученик Вдребезги - наречия возникли в языке позже других частей речи. Они нередко восетанавлив историю давно забытого слова, помогают поют», что юык постоянно изменяется, в нем происход процессы отмирания одних слов и рождения других. В древнерусском языке употреблялось существительное дребезг со значением «черепок, осколок». От данного существительного в вин. падеже мн. числа с предлогом в образовалось наре* вдребезги. 5 ученик Невмоготу - собственно-русское слово, является сращенным сочетанием не в моготу , в котором могота - «сила», «мощь», (ср-м; вельможа -ведь - большой, можа-силач, богач). Начеку - собственно - русское, возникло в результате сращения предлога на и сущ-го чек - стража. Быть начеку - значит быть- на страже. 2, Составьте словосочетание с одним из этих наречий и разберите его морфологически. Разбиться вдребезги 3 Сгореть дотла Вдребезги - наречие, признак действия. Разбиться (как?) вдребезги Неизм. Разбиться (как?) вдребезги.
IV,
L Выступление 3 группы. - Какие случаи правописания наречий являются самыми сложными? Мы проанализировали орфограммы, связанные с правописанием наречий. Их немного - 7 (М 63) Наиболее сложные №57,61,62. Мы составили алгоритмы №57 Слитное и раздельное написание не с наречиями на --о -е. Употребляется без не? Нет Да Слитно Можно заменить синонимом? Есть с союзом а Есть слова ничуть, нисколько Да Да Да
Слитно Раздельно Раздельно Нелепо Невысоко (низко) Не хорошо, а плохо Вовсе не красиво Буквы о и а на конце наречий Есть из-, до-, с-? Нет Да Есть приставка в слове, от которого образовано наречие? о Да Нет о а влево дословно издавна z.
А
теперь проведем разминку и орфографическую и физическую, пораоотаем с сигптъным-i
карточками
и заодно разомнемся. Учитель читает наречия, а ребят поднимают корточки с буквам! а.
Устно:
Слева, влево, исправно, запросто, сначала, сызнова, дословно, известно, доверчиво, досыта накрепко, досуха, насухо, затемно, искоса V.
1.
Выступление 4 группы - Только ли орфографические ошибки возможны при употреблении наречий? (Могут быть и речевые ошибки) 2. «Немой» диктант. Прочитайте правильно - 3. Прочитаем отрывок из рассказа Л.Кассиля (из упр. 200, с. 94) Чтение по ролям. - Какое наречие употребил неправильно Ученик? (Ужасно) - Как следовало сказать? (Очень (чрезвычайно) глубокие). - А какую ошибку допустил герой рассказа Токаревой Борька (упр.209, с.97) (Обратно - снова, вновь, опять)
4.
Посмотрите инсценировку «Рецепт» - Какие случаи неправильного употребления наречий вы здесь услышали? 5. Вы услышали выражение «в пух и прах» - Что это такое? (фразеологизм) - Как вы его понимаете? (=очень сильно) • Замените фразеологизм наречием Яблоку негде упасть - тесно Хоть глаз выколи - темно Ни свет ни заря - рано Спит как убитый - крепко • Заменить наречие фразеологизмом Громко кричать - На всю Ивановскую Хорошо знать - как свои пять пальцев. - Как возникло выражение - устойчивое сочетание «На всю Ивановскую»? VI. 1. Выступление 5 группы • Ребята должны были проанализировать работы творческие одноклассников, устные ответы во время уроков, а также тексты художественной литературы и обратить вниод на употребление наречий.
1
,2 ученик Мы проанализировали творческие работы ребят из нашего класса; наречие ребята употребляют, но не очень часто, иногда допускают ошибки в употреблении наречий.
3,4
ученик Мы
сделали запись некоторых ответов на уроках и убедились, что в устной речи нареч! используются еще реже, чем в письменной. 5,6 ученик Мы проанализировали тексты художественной литературы. Например, стихотворение
1
Рождественского «Дождь». В небольшом п о объему стшсотворении автор использовал 1 0 наречий. (Примеры). • Ребята, вы показали неплохие знания на уроке, но нам еще есть над чем поработать. 2. Проведем творческий диктант. Вставьте в текст подходящие по смыслу наречия. Подчерки их. Перед грозой. По лесу (стремительно) пронеслось что-то тревожное. (Все чаще и чаще) заполыхали зарнищ Они вспыхивали (беззвучно и таинственно). (Вдруг вдалеке) стал порыкивать гром. (Кругом) воцарилась зловещая тишина. Проверим творческие результаты. (2
-3
работы зачитываются) . VI. - Подведем итога. - Выступление какой группы на нашем семинаре вам показалось наиболее интересным? Чем? - Чьи выступления самые важные? Почему? - Какие задания потребовали дополнительной работы? Думаю, что семинар вызвал у вас интерес к наречию как части речи. Вы не только обобщили, что уже знали, но и приобрели новые знания о происхождении наречий, их употреблении. Саг старались использовать наречия. Провели большую исследовательскую работу. Оценки. Домашнее задание.
Ч

Вопросы к семинару
1
группа Теоретики
1
. Какие в русском языке есть части речи?
2
Какое место среди них занимает наречие?
3. С какими
частями речи
и
в чем оно сходно? Чем отличается от этих частей речи 9 4 Каков секрет названия наречия? 5 Изменяются ли наречия?
2
группа Этимология 1 Основные способы образования наречий? 2 Какова этимология некоторых наречий? (почти, пешком, мельком, дотла, невмоготу, вдребезги 3 группа Правописание наречий
1 .
Какие случаи правописания наречий являются самыми трудными? Почему?
4
группа Речеведы
1
. Какие речевые ошибки возможны при употреблении наречий? 5 группа Журналисты - исследователи
1
. Проанализируйте несколько текстов из художественной литературы
2
Проанализируйте творческие работы учащихся
3.
Проанализируйте устные ответы учащихся Сделайте выводы об употреблении наречий в устной и письменной речи.


В раздел образования