Автор: Самонина Александра Петровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2" Населённый пункт: город Октябрьский, республика Башкортостан Наименование материала: методическая разработка Тема: УРОК-СЕМИНАР"НАРЕЧИЕ"7КЛАСС Раздел: среднее образование
Урок русского языка
Тема: «Наречие»
(семинар)
Учитель: Самонина А .П.
г.
Октябрьский РБ
Ход урока
LBcmymtmeibnoe слово учителя. Словарная работа
- Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Наречие». Цель урока: обобщить и
расширить
знания о наречии как о части речи, о правилах написания наречий и употребление их в речи.
Урок не совсем обычный: мы проведем его в форме семинара. Уточним, что обозначает это с
и запишем его в словари.
Семинар - это занятие» организованнее по группам с щелью расширении знаний»
- В
каком словаре можно найти информацию об этом слове?
(В
толковом,
в
словаре иностран
слов).
•
Запишите в тетради значение этого слова
•
Итак, при подготовке к
уроку
вы разделились на
5
групп, каждая группа выполняла свое
задание: 1) читали книги о наречиях,
2)
работали со словарями,
,
3)
составляли таблицы - алгоритмы,
4)
готовили творческое задание,
5)
выступили в роли журналистов - исследователей
II. Вам слово ребята!
I .
Выступление 1 группы - сообщение о наречиях
1 ученик. - Что обозначает слово наречие («Родное слово» с.234). 2 ученик - Какие части речи
есть в русском языке? Какое место занимает среди них наречие?
Самостоятельные
Служебные
Междометия
сущ. прилаг. глаг. прич. дееприч
категория состояния
числит. наречия
част предл.
союз
Наречия относятся к самостоятельным частям речи. Обычно они обозначают признак действ! Они
не изменяются.
В
предложении являются обычно сказуемыми. -Почему же был предложен вопрос -
изменяются ли наречия?
(Некоторые ученые считают, что наречие - изменяемая часть речи, т.к. они имеют степени
сравнения: превосходную и сравнительную).
-
Много ли в книгах материала о наречии в сравнении, например, с существительными, глаголом?
-
Как это объяснить?
(У наречий не так много грамматических признаков:, как у существительных, глаголов,
прилагательных. Правил о написании наречий меньше, хотя они и не просты. Наречие -
неизменяемая часть речи.)
- Интересно узнать, что, как писал академик Виноградов, некоторые ученые подвергают
сомнению право наречий звание самостоятельной части речи, а орфографические ошибки в наречи
считают «следствием неопределенности этой категории».
3,4,5 учащиеся. С какими частями речи сходно наречие? Чем они отличаются от них?
3 ученик. Я сравнила школьные учебники за 7 класс (Русский язык) 1998 и 2002 годов издан! В
более позднем издании после темы наречие дается материал о такой части речи, как категория
состояния.
К.С. - самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние (природы, окружающей среды,
человека).
Как и наречия, кат. сост. не изменяется. Но в отличие от наречий, категория состояния в
предложении бывает сказуемым, часто со словами было, будет, станет. Предложения с категорие
состояния не имеют подлежащего, они безличные.
Сравним предложения: 1 .Тихо ответили жители»
2. Тихо в темной деревне.
Тихо проехал обоз,
3. Мне грустно и светло.
2.
Запишем четверостишие из стихотворения
М.Ю.
Лермонтова.
ti
неоесах торжественно и чудно! (пит
земля в сиянье голубом .
.
.
Что же мне
так больно и так трудно? Жду ль чего?
Жалею ли о чем?
- Какие слова относятся к кат. состояния? Докажите это.
(1 Каково? 2. Сост. природы и человека. З.Сказуем. 4. В предлож.. нет подлежащего)
-
А. есть ли наречие в этом отрывке? (Есть
так).
-
С каким еще частями речи сходно наречие? 4
ученик.
•
Наречия сходны с деепричастиями по смысловому вопросу
Зевая, она прикрывала рот рукой.
Бабушка что-то бормотала зевая (=сшозь сон)
Все слушали Альку молча (=тихо)
Отряд шел вперед не останавливаясь (=безостановочно)
Отряд шел вперед, не останавливаясь ни на минуту.
•
Можно отметить сходство наречий с прилагательными по грамматическому значении: они
могут обозначать признак предмета.
Например:
вкусный суй
макароны по-флотски
Но
наречия
не
изменяются,
а
прилаг.
изменяются п о падежам, числам, родам (в ед.числе)
прилагательных есть окончания,
•
Как и наречия, существительные могут отвечать на обетоятельственные вопросы. Например:
Пошел (куда?) в лес
Залез (куда?) наверх.
Но существительные отвечают еще и на падежные вопросы (во что? в лес - В.п.), а нареч:
изменяются по падежам
•
Особую трудность вызывает разграничение наречий на
о
(-е) и кратких прилагательн и
причастий, а также сравнительной степени прилагательных и наречий.
Сравним : Мой брат выше меня.
Я прыгаю выше брата.
•
Запишите предложения.
Зимой стояли сильные морозы, но за зимой пришла чудесная весна. - К
какой части речи относится слово «зима». Докажите.
•
Итак, с какими частями речи наречия сходны? (кат. сост., лрил., прич., дееприч., сущ.) 1.
Предоставим слово
2
группе. Ребята работали со словарями.
Какие словари вы использовали?
(Словообразовательный, словарь морфем., этимологический.) Весь
класс записывает наречия, о которых рассказывают ребята.
- Каковы основные способы образования наречий? 1
ученик
•
Существует несколько основных способов образования наречий
1.
приставочный способ
некогда - когда
Причем правописание приставки зависит от ударения:
нигде- где
под ударением «е-, без ударения - ни.
2.
суффиксальный
способ
бесполезно - бесполезный
3.
приставочно- суффиксальный способ
досыта - сытый
(Пишется а, т.к. наречие образовано от бесприставочно
прилагательного)
г у ч
ч .
переход из одной части речи в другую - один из интересных спосооов ооразован!
наречий
Почти - почти (в значении «почитать», т.е. «посчитать»).
Пешком
Пересказ: упр. 201, стр.94 из учебника
Мельком
«Русский язык» 7класс 2002г.
3 ученик
Мы поработали с этимогическим словарем.
Многие наречия имеют интересную историю, необычное происхождение.
Дотла в древнерусском языке существовало: стою тло-«дно»
5
«основание».Наречие «дотла
образовалось от родительного падежа ед числа этого слова с помощью предлога до. В значении
наречия дотла (до основания, без остатка) сохраняется значение древнего существительного тло.
4 ученик
Вдребезги - наречия возникли в языке позже других частей речи. Они нередко восетанавлив
историю давно забытого слова, помогают поют», что юык постоянно изменяется, в нем происход
процессы отмирания одних слов и рождения других.
В древнерусском языке употреблялось существительное дребезг со значением «черепок,
осколок». От данного существительного в вин. падеже мн. числа с предлогом в образовалось наре*
вдребезги.
5 ученик
Невмоготу - собственно-русское слово, является сращенным сочетанием не в моготу , в котором
могота - «сила», «мощь», (ср-м; вельможа -ведь - большой, можа-силач, богач).
Начеку - собственно - русское, возникло в результате сращения предлога на и сущ-го чек -
стража. Быть начеку - значит быть- на страже.
2,
Составьте словосочетание с одним из этих наречий и разберите его морфологически.
Разбиться вдребезги
3
Сгореть дотла
Вдребезги - наречие, признак действия. Разбиться (как?) вдребезги
Неизм.
Разбиться (как?)
вдребезги.
IV,
L Выступление 3 группы.
- Какие случаи правописания наречий являются самыми сложными?
Мы проанализировали орфограммы, связанные с правописанием наречий. Их немного - 7 (М
63) Наиболее сложные
№57,61,62. Мы составили
алгоритмы №57
Слитное и раздельное написание не с наречиями на --о -е.
Употребляется без не?
Нет
Да
Слитно Можно заменить синонимом? Есть с союзом а Есть слова ничуть, нисколько
Да
Да
Да
Слитно
Раздельно
Раздельно
Нелепо
Невысоко (низко)
Не хорошо, а плохо Вовсе не красиво
Буквы о и а на конце
наречий
Есть из-, до-, с-?
Нет
Да
Есть приставка в слове, от которого образовано наречие?
о
Да
Нет
о
а
влево
дословно
издавна
z.
А
теперь проведем разминку и орфографическую и физическую, пораоотаем с сигптъным-i
карточками
и заодно разомнемся. Учитель читает наречия, а ребят поднимают корточки с буквам! а.
Устно: Слева, влево, исправно, запросто, сначала, сызнова, дословно, известно, доверчиво, досыта
накрепко, досуха, насухо, затемно, искоса V.
1.
Выступление 4 группы
- Только ли орфографические ошибки возможны при употреблении наречий?
(Могут быть и речевые ошибки)
2.
«Немой» диктант. Прочитайте правильно -
3.
Прочитаем отрывок из рассказа Л.Кассиля (из упр. 200, с. 94)
Чтение по ролям.
-
Какое наречие употребил неправильно Ученик? (Ужасно)
-
Как следовало сказать? (Очень (чрезвычайно) глубокие).
- А какую ошибку допустил герой рассказа Токаревой Борька (упр.209, с.97)
(Обратно - снова, вновь, опять)
4.
Посмотрите инсценировку «Рецепт»
- Какие случаи неправильного употребления наречий вы здесь услышали?
5.
Вы услышали выражение «в пух и прах»
-
Что это такое? (фразеологизм)
-
Как вы его понимаете? (=очень сильно)
•
Замените фразеологизм
наречием Яблоку негде упасть - тесно
Хоть глаз выколи -
темно Ни свет ни заря -
рано Спит как убитый -
крепко
•
Заменить наречие
фразеологизмом Громко кричать - На
всю Ивановскую Хорошо знать - как
свои пять пальцев.
- Как возникло выражение - устойчивое сочетание «На всю Ивановскую»?
VI. 1. Выступление
5
группы
•
Ребята должны были проанализировать работы творческие одноклассников, устные
ответы во время уроков, а также тексты художественной литературы и обратить вниод
на употребление наречий.
1 ,2 ученик Мы проанализировали творческие работы ребят из нашего класса; наречие ребята
употребляют, но не очень часто, иногда допускают ошибки в употреблении наречий. 3,4 ученик Мы
сделали запись некоторых ответов на уроках и убедились, что в устной речи нареч! используются еще
реже, чем в письменной.
5,6 ученик Мы проанализировали тексты художественной литературы. Например, стихотворение
1
Рождественского «Дождь». В небольшом п о объему стшсотворении автор использовал 1 0 наречий.
(Примеры).
•
Ребята, вы показали неплохие знания на уроке, но нам еще есть над чем поработать.
2. Проведем творческий диктант. Вставьте в текст подходящие по смыслу наречия. Подчерки
их.
Перед грозой.
По лесу (стремительно) пронеслось что-то тревожное. (Все чаще и чаще) заполыхали зарнищ
Они вспыхивали (беззвучно и таинственно). (Вдруг вдалеке) стал порыкивать гром. (Кругом)
воцарилась зловещая тишина.
Проверим творческие результаты. (2
-3
работы зачитываются) . VI.
- Подведем итога.
-
Выступление какой группы на нашем семинаре вам показалось наиболее интересным? Чем?
-
Чьи выступления самые важные? Почему?
-
Какие задания потребовали дополнительной работы?
Думаю, что семинар вызвал у вас интерес
к
наречию как части речи.
Вы
не только обобщили,
что уже знали, но и приобрели новые знания о происхождении наречий, их употреблении. Саг
старались использовать наречия. Провели большую исследовательскую работу. Оценки.
Домашнее задание.
Ч
Вопросы к семинару
1 группа Теоретики
1
. Какие в русском языке есть части речи?
2 Какое место среди них занимает наречие?
3. С какими частями речи и в чем оно
сходно?
Чем отличается от этих частей речи
9
4
Каков секрет названия наречия?
5
Изменяются ли наречия?
2 группа Этимология
1
Основные способы образования наречий?
2
Какова этимология некоторых наречий? (почти, пешком, мельком, дотла, невмоготу, вдребезги
3
группа Правописание наречий
1 . Какие случаи правописания наречий являются самыми трудными? Почему?
4
группа Речеведы
1 . Какие речевые ошибки возможны при употреблении наречий?
5 группа Журналисты - исследователи
1 . Проанализируйте несколько текстов из художественной
литературы 2 Проанализируйте творческие работы учащихся 3.
Проанализируйте устные ответы учащихся
Сделайте выводы об употреблении наречий в устной и письменной речи.