Напоминание

" Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе"


Автор: Шиловская Елизавета Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Мыски Кемеровской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Методическая разработка

« ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Шиловская Елизавета Ивановна, школа №5

Мысковского городского округа Кемеровской области

Оглавление

Введение

Материал сборника является дополнительным материалом к учебнику русского языка 3 класса (УМК «Школа

России»).

Большую помощь в организации увлекательных уроков окажет учителю этот сборник. По всем темам

программы русского языка для 3 класса здесь можно найти дидактические игры, которые помогут в простой и

доступной форме донести до учащихся содержание урока.

Первый раздел сборника «Текст. Предложение. Словосочетание». В данном разделе находятся игры,

способствующие закреплению знаний о тексте, расширению представлений об особенностях текста,

формированию умений озаглавливать и продолжать текст; игры, направленные на изучение видов

предложений по цели высказывания, на знакомство с главными и второстепенными членами предложения, на

формирование навыка нахождения их в предложении; игры для закрепления знаний о словосочетании.

Второй раздел «Слово в языке и речи». Раздел содержит игры, направленные на знакомство с такими

единицами речи, как синонимы и антонимы, на формирование навыка подбора синонимов и антонимов к

словам; игры для знакомства с омонимами и фразеологизмами, с различными частями речи и однокоренными

словами; игры, способствующие нахождению безударных гласных, формированию навыка проверки

безударных гласных; игры, развивающие навык правильного написания слов с твердым разделительным

мягким знаком.

Третий раздел «Состав слова». Раздел включает в себя игры, способствующих формированию представлений

детей о таких понятиях, как основа слова и окончание, корень, приставка и суффикс. Игры направлены на

формирование навыка правильного написания слов с глухими и звонкими согласными в корне, слов с

удвоенными согласными, слов с разделительным твердым знаком.

Четвертый раздел «Имя существительное». Данный раздел содержит игры, направленные на повторение

имеющихся знаний об имени существительном, на знакомство детей с одушевленными и неодушевленными,

собственными и нарицательными существительными; игры, дающие представления о числах и родах имен

существительных, формирующие навык определения числа и рода существительных, правильного написания

имен существительных с мягким знаком в словах, оканчивающихся на шипящую.

Пятый раздел «Имя прилагательное». В разделе находятся игры для повторения знаний об имени

прилагательном; игры, формирующие представления о родах и числах имен прилагательных, развивающие

навыки определения рода и числа имен прилагательных; игры, направленные на формирование навыка

склонения имен прилагательных.

Шестой раздел «Местоимение». Данный раздел включает в себя игры, направленные на знакомство

обучающихся с личными местоимениями, на формирование навыка нахождения местоимений в тексте.

Седьмой раздел «Глагол». Раздел содержит игры, направленные на закрепление имеющихся знаний о

глаголе; игры, формирующие навык нахождения глаголов неопределенной формы, навыки определения числа

и времени глаголов; игры, способствующие развитию навыка правильного написания частицы НЕ с глаголами.

Часть 1

Раздел «Текст. Предложение. Словосочетание»

Тема урока: «Текст»

1. Игра «Да - нет». Цель: повторение и закрепление особенностей текста.

Содержание игры: играет весь класс. Учитель читает высказывания о тексте. Если дети считают высказывание

верным, то поднимают зеленый кружок. Если считают высказывание неверным – поднимают красный кружок.

Материал игры:

1) Текст состоит из одного предложения.

2) Текст состоит из нескольких любых предложений.

3) Текст состоит из предложений, связанных по смыслу.

4) Текст обязательно имеет заголовок.

5) Текст не всегда имеет заголовок.

6) Текст – обязательно всегда должен быть большим по объёму.

7) Текст может быть не большим по объёму.

8) Текст всегда состоит из одной части.

2. Игра «Закончи рассказ». Цель: закрепление навыка продолжения и озаглавливания текста.

Содержание игры: играют 2 ученика. На доске записаны два текста без заголовков. Нужно закончить текст,

добавив еще одно предложение, и придумать заголовок. Класс оценивает работу игроков и определяет

победителя.

Материал игры:

1) У Тани была маленькая собачка. Звали ее Снежок. Снежок провожал Таню в школу и дожидался ее у входа.

2) Сережа заблудился в лесу. Пришла ночь. Мальчик влез на дерево, увидал вдали огонек и пошел в ту

сторону.

Тема урока: «Изучаем предложение»

1. Игра «Найди и докажи». Цель: формирование умения находить предложения.

Содержание игры: играет весь класс. Для каждого игрока готовится карточка с четырьмя группами слов,

среди которых нужно найти предложения.

Игроки подчеркивают предложения, ставят точку в конце и доказывают свой выбор.

Примеры карточек:

1) Однажды поздним осенним вечером

2) Расцвела под моим окном душистая сирень

3) В, бушевала, день, лесу, целый, гроза

4) Грачи слетелись на вспаханное поле

1) В нашей реке водятся щуки и окуни

2) Из, высоко, дым, небо, трубы, в, поднимается

3) Завтра мы рано утром вчетвером

4) Ребята читали интересный рассказ

1) Из-под горы вытекает холодный

2) Под развесистым зеленым дубом

3) Ребята гурьбой пошли купаться на речку

4) По телевизору показывали новый фильм

2. Игра «Придумай предложение». Цель: закрепление навыка составления предложения по схеме.

Содержание игры: класс делится на 3 команды (по рядам). Педагог прикрепляет к доске схемы предложений

для каждого ряда. За ограниченное время (5 минут) ученики придумывают предложения с соответствующим

числом слов, подходящие к схеме. За правильно составленное предложение ряду засчитывается очко.

Побеждает ряд, составивший наибольшее количество правильных предложений.

Тема урока: «Предложения по цели высказывания»

1. Игра «Угадай знак». Цель: закрепление навыка определения нужного знака в предложении.

Содержание игры: играет весь класс. Педагог говорит предложение. Дети поднимают карточку со знаком,

который они поставили бы в конце этого предложения при его записи в тетради. Ученик, поднявший не ту

карточку, получает штрафное очко. В конце игры педагог просит поднять руки тех школьников, которые не

получили ни одного штрафного очка. Они и будут выигравшими.

2. Игра «Попроси. Посоветуй. Прикажи». Цель: формирование навыка составления предложений по цели

высказывания.

Содержание игры: класс делится на 3 команды (по рядам). Первая команда составляет вопросительное

предложение, в котором выражается вопрос. Вторая команда составляет повествовательное предложение, в

котором выражается совет. Третья команда – побудительное предложение, в котором выражается приказ.

Каждый член команды составляет свое предложение. Затем члены команды по очереди читают свои

предложения. Учитель на доске отмечает число правильно составленных предложений. Выигрывает команда,

которая составила больше правильных предложений.

Тема урока: «Главные члены предложения»

1. Игра «Грамматическая эстафета». Цель: формирование навыка подбора подходящего по смыслу

подлежащего.

Содержание игры: класс делится на 3 команды (по рядам). Для игры готовятся два варианта карточек с

пропущенными подлежащими. Сидящие на первых партах получают карточки с текстом, вставляют

подлежащее в первом предложении и передают карточку следующему игроку. Последний в команде

вставляет последнее подлежащее и возвращает карточку учителю. Побеждает команда, которая правильно и

раньше других выполнит задание.

Материал для игры:

1) Дует холодный северный … . Белые … падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая … . Под

сосной спрятался в сугробе трусливый … . Его ищет по всему лесу хитрая … . Ночью раздается протяжный

волчий … . Наступила настоящая … .

2) Начинает пригревать землю весеннее … . Даже в садах и парках быстро тает … . На проталинах зазеленела

первая … . На деревьях начинают набухать … . Звонко чирикают неугомонные … . Разбрызгивая лужи, мчатся

…. Наконец и в город пришла долгожданная … .

2. Игра «Парный выход». Цель: формирование навыка нахождения главных членов предложения.

Содержание игры: играет весь класс, разделенный на пары. На доске в три столбика записаны предложения.

С каждого ряда выходит по одной паре игроков, находят и подчеркивают подлежащее и сказуемое.

Победителями считаются пары игроков, не допустившие ошибок.

Тема урока: «Второстепенные члены предложения»

1. Игра «Кто последний?». Цель: закрепление навыка распространения предложения.

Содержание игры: играет весь класс. Педагог показывает классу картинку и составляет короткое

предложение из двух слов. Затем предлагает детям дополнить (распространить) его, каждый раз удлиняя на

одно слово.

Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет все предложение правильно.

Материал для игры: сюжетные картинки.

2. Игра «Аукцион». Цель: закрепление навыка распространения предложения.

Содержание игры: играет весь класс. Учитель пишет на доске нераспространенное предложение и предлагает

распространить его: добавить как можно больше второстепенных членов, подходящих по смыслу, добавляя

каждый раз только по одному слову. (После каждого добавления, учитель спрашивает «Кто больше?»)

Выигрывает игрок, который сделает последнее добавление.

Тема урока: «Однородные члены предложения»

1. Игра «Составь предложение». Цель: формирование навыка составления предложений с однородными

членами.

Содержание игры: играют 3 команды (по рядам). На доске в три столбика записаны группы однородных

членов и словосочетаний. Задача игроков – составить 4 предложения с указанными однородными членами. В

каждой команде определяются 2 победителя, которые правильно и быстрее всех составили предложения.

Материал для игры:

1. Пашут, собирают урожай, растят телят.

2. В лесу, в поле, в саду, в огороде.

3. Утром, днем и вечером.

4. Реки, пруды и озера.

1. Глиняная, стеклянная и фарфоровая.

2. Сказки, рассказы, басни и стихотворения

3. Пишут, читают, решают задачи.

4. В Москве, в Новгороде, в Ярославле.

1. Осенью, зимой и весной.

2. Чисто, уютно, тепло.

3. Тетради, альбомы, карандаши.

4. Купались, ныряли, загорали.

2. Игра «Расставь знаки». Цель: формирование навыка нахождения однородных членов предложения.

Содержание игры: класс делится на 3 команды (по рядам). На доске в три столбика записаны предложения с

однородными членами без знаков препинания. Игроки должны подчеркнуть однородные членные

предложения, поставить знаки препинания между ними.

Побеждает ряд, игроки которого правильно и быстрее остальных выполнят задание.

Тема урока: «Словосочетание»

1. Игра «Найди словосочетания». Цель: формирование навыка нахождения словосочетаний в предложении.

Содержание игры: играет весь класс. На доске записаны три предложения, по одному для каждого ряда.

Игрокам нужно выписать все словосочетания из данного предложения. У каждого ряда определяется

победитель, который выписал все словосочетания быстрее всех.

2. Игра «Выбирай, что надо». Цель: закрепление навыка нахождения словосочетаний.

Содержание игры: играет весь класс. На доске вперемежку записаны предикативные сочетания и

словосочетания. Игрокам нужно выписать только словосочетания. Первые три игрока, закончивших работу,

читают свои записи, а класс проверяет их.

Раздел 2. Слово в языке и речи

Тема урока: «Лексическое значение слова»

1. Игра «Эрудит». Цель: формирование навыка угадывания слов по их лексическому значению, расширение

словарного запаса.

Содержание игры: играет весь класс. Учитель читает лексическое значение слова, а учащиеся определяют

слово. За каждый правильный ответ учащимся дается фишка. Победит тот, кто собрал больше всех фишек.

Материал для игры:

1) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания.

(Термос.)

2) Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт.)

3) Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай.)

4) Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац.)

5) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг.)

6) Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине. (Патриот.)

7) Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата.)

2. Игра «Что перепутал художник?». Цель: знакомство с многозначными словами.

Содержание игры: играет весь класс. На слайде показываются картинки. Учащимся нужно определить, что

перепутал художник. Например, у художника в руках кисть виноградная; у поросенка на носу железный

пятачок; у гриба женская шляпка и т.д.

Тема урока: «Синонимы и антонимы»

1. Игра «Антонимы в стихах». Цель: формирование навыка подбора антонимов, расширение словарного

запаса.

Содержание игры: играет весь класс. Учитель читает четверостишие. Ребятам нужно подобрать слово с

противоположным значением, чтобы оно завершило стихотворение.

Материал игры:

Я — антоним к слову «зной»,

Я в реке, в тени густой

И в бутылках лимонада.

А зовут меня ... (прохлада).

Я — антоним слову «смех».

Не от счастья и утех,

А бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обид и неудач.

Догадались? Это ... (плач).

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала.

Делу всякому венец.

Называюсь я ... (конец).

Я — антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я — для отдыха, для сна.

Называюсь ... (тишина).

2. Игра «Антонимы в пословицах». Цель: формирование навыка подбора антонимов, расширение словарного

запаса.

Содержание игры: играет весь класс. Аналогичное задание на подбор антонимов – педагог читает пословицу,

учащимся нужно произнести антоним, который завершил бы русскую народную пословицу. За каждый

правильный ответ дается фишка. Побеждает тот, кто собрал наибольшее количество фишек.

Материал для игры:

1. Ученье — свет, а неученье — ... (тьма).

2. Знай больше, а говори ... (меньше).

3. В учебе корень горек, зато плод ее ... (сладок).

4. Не бойся врага умного, бойся друга ... (глупого).

5. Лучшая вещь — новая, лучший друг — ... (старый).

6. Мир строит, а война ... (разрушает).

7. Ласточка день начинает, а соловей ... (кончает).

8. Радость - свет, печаль - ... (тьма).

3. Игра «Переводчик». Цель: формирование навыка подбора синонимов, расширение словарного запаса.

Содержание игры: играет весь класс (в парах). Для каждой пары готовится карточка. Задача игроков:

заменить все слова в предложении (кроме служебных) синонимами. Побеждает пара, которая правильно и

быстрее всех справилась с заданием.

Материал для игры:

1)Доктор прописал пациенту инъекции. 2) Разъяренная вьюга замела тропинки. 3) Шофер вновь стал

внимательно всматриваться во мрак. 4) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

Тема урока: «Что такое омонимы?»

1. Игра «Различай на слух». Цель: знакомство с омофонами, формирование навыка нахождения омофонов в

тексте.

Содержание игры: играет весь класс. Учитель читает стихотворения, учащиеся должны найти в тексте слова,

которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному (омонимы), и объяснить их правописание

проверочными словами.

Материал для игры:

1. Мама простыни стирала

И на речке полоскала.

К дочке кошка подбежала,

Дочка кошку поласкала.

2. Гири брат мой поднимает,

Свою силу развивает.

А на крыше мой флажок

Развевает ветерок.

3. К старости наш дедушка

Очень поседел.

Он в саду на бревнышко

Сел и посидел.

2. Игра «Угадай-ка». Цель: формирование навыка нахождения омонимов, расширение словарного запаса.

Содержание игры: играет весь класс. Педагог читает значения омонимов, а ребята угадывают это слово. За

каждый правильный ответ дается фишка. Побеждает тот, кто соберет больше всех фишек.

Материал для игры:

1. Выберите слово, каким называют обшлаг рукава рубашки и деталь сантехники: отворот, манжет, воротник.

(Манжет.)

2. Как называется деталь автомобиля и кухонная одежда домохозяйки: фартук, передник, слюнявчик?

(Фартук.)

3. Что можно одновременно делать и с обедом, и с газовой трубой: жарить, кушать или варить? (Варить.)

4. Как называется гребень треугольной крыши и сильное увлечение человека какой- либо деятельностью:

конек, собачка или кошечка? (Конек.)

5. Каким словом называют сорт сливочного мороженого и щипцы, которыми ставят печати на дверях: эскимо,

пломбир или пассатижи? (Пломбир.)

Тема урока: «Что такое фразеологизмы?»

1. Игра «Замени одним глаголом». Цель: знакомство с фразеологизмами, расширение словарного запаса.

Содержание игры: в игре принимают участие 2 команды по 6 человек. На доске записаны фразеологические

обороты, задача игроков – заменить каждый фразеологический оборот одним глаголом, близким по смыслу,

например, была такова - убежала. Класс оценивает работу команд.

Материал для игры:

Совать нос Дать стрекача

Клевать носом Выходить из себя

Зарубить на носу Чесать языки

Унести ноги Бить баклуши

Надуть губы Ломать голову

Заговаривать зубы Водить за нос

2. Игра «Закончи фразеологизм». Цель: продолжение знакомства с фразеологизмами, расширение словарного

запаса.

Содержание игры: играет весь класс. Учитель называет фразеологизм, задача учащихся – закончить

устойчивое выражение подходящим по смыслу названием животного. За каждый правильный ответ игроку

дается фишка. Побеждает тот, кто собрал наибольшее количество фишек.

Материал для игры:

Голоден как …., изворотлив как….., нем как…, болтлив как..., как мокрая …, ползёшь как…, как … пятая нога,

надулся как … на крупу, разбирается как … в апельсинах, … на ухо наступил, покупать … в мешке, писать как

… лапой, куда Макар …не гонял, метать бисер перед …., пустить … в огород.

Ответы: волк, уж, рыба, сорока, курица, черепаха, собака, мышь, свинья, медведь, кота, курица, телят,

свиньями, козла.

Тема урока: «Изучаем части речи»

1. Игра «Да – нет». Цель: закрепление и повторение полученных знаний о разных частях речи.

Содержание игры: играет весь класс. Педагог читает высказывание. Если учащиеся считают высказывание

верным, то поднимают зеленый кружок. Если ребята с высказыванием не согласны – поднимают красный

кружок.

Материал для игры:

1. Имя существительное отвечает на вопросы «Кто? Что?»? (Да)

2. Имя прилагательное обозначает признак предмета? (Да)

3. Имя прилагательное всегда главный член предложения? (Нет).

4. Глагол отвечает на вопрос «Что делать?»? (Да)

5. Имя существительное обозначает признак предмета? (Нет)

6. В предложении глагол всегда главный член предложения? (Да)

7. Имя прилагательное отвечает на вопросы «Какой? Какие?»? (Да)

8. Глагол обозначает предмет? (Нет)

9. Имя существительное связано с глаголом? (Да)

2. Игра «Почтальон». Цель: закрепление и повторение полученных знаний о разных частях речи.

Содержание игры: играет весь класс. Педагог рисует на доске 3 конверта: имя существительное, имя

прилагательное, глагол. Учащиеся подходят по одному к доске, выбирают карточку со словом, определяют

его часть речи (задавая вслух вопрос) и кладут в нужный конверт.

Материал для игры: рыба, морской, рыбачить, солнце, яркое, светить, мама, любить, добрая, зима, холодная,

замерзнуть, трава, зеленая, зеленеть.

Тема урока: «Что такое имя числительное?»

1. Игра «Где число, а где предмет?». Цель: формирование навыка нахождения числительного.

Содержание игры: играет весь класс. На доске записаны вперемежку числительные и существительные.

Задача игроков – выписать количественные числительные. Победителя считаются все те, кто правильно

выпишет все количественные числительные.

Материал для игры: два, двойка, пара, три, десяток, тройка, десять, пятерка, один, пяток, пятак, семерка,

девять, семь, восьмушка, четыре, восьмерка, шесть, сотня, триста, трешка, восемь, сто.

2. Игра «Каждому – свое». Цель: формирование навыка различать количественные и порядковые

числительные.

Содержание игры: играет весь класс (задание выполняет по вариантам). На доске записаны вперемежку

количественные и порядковые числительные. Первая команда (первый вариант) выписывает только

количественные числительные, вторая (второй вариант) – только порядковые. В каждой команде

определяется победитель. Тот, кто правильно выписал нужные числительные быстрее остальных.

Материал для игры: одиннадцать, двенадцать, семь, второй, семьдесят, семнадцатый, первый, один, сотый,

четыре, второй, четвертый, восемь, седьмой, сто, девятнадцатый.

Тема урока: «Однокоренные слова»

1. Игра «Найди корень». Цель: развитие навыка нахождения корня слова.

Содержание игры: в игре участвуют три ученика. На доске в виде ветвей куста над корнем записаны три

группы родственных слов. Корень не записан, ветки куста с корнем не соединены. Игроки находят корни,

записывают их и соединяют с ними все «ветки»-слова. Побеждает тот, кто первым правильно выполнит

задание.

Материал для игры:

1. Подводный, водица, водяной, вода, безводный, наводнение.

2. Заморозки, морозец, морозный, мороз, заморозить, подморозило.

3. Холодно, похолодало, холодок, холодный, холодильник.

2. Игра «Помоги Незнайке». Цель: развитие навыка подбора родственных слов.

Содержание игры: участвует весь класс. Незнайка подобрал к данным ему словам родственные слова, но по

дороге в школу они у него рассыпались, и вот что осталось. За каждый правильный ответ ученик получает

жетон. Побеждает тот, кто соберет больше всех жетонов.

Материал для игры: машина - …ист, рыба - …ак, море - …як, пожар - …ник, писать - …тель, скрипка - …ач и

т.д.

Тема урока: «Гласные звуки»

1. Игра «Сильный – слабый». Цель: формирование навыка определения безударных гласных в слове,

проверки безударных гласных.

Содержание игры: в игре принимают участие 4 ученика. На доске записаны слова. Игрокам нужно обозначить

ударную гласную в каждом слове знаком ударения, а безударные гласные подчеркнуть, подобрав

проверочные слова и записав их. Класс проверяет и оценивает работу игроков.

Материал для игры:

Холодок

Бегуны

Часовой

Зимовка

Кормушка

Деловой

Храбрецы

Чистота

Борода

Сердечко

Старичок

Кислота

Горчица

Полотно

Травинка

Писатель

2. Игра «Грамматическая эстафета». Цель: закрепление навыка проверки безударных гласных.

Содержание: класс делится на 3 команды (по рядам). Каждой команде дается карточка со словами по числу

игроков. Каждый игрок обозначает в одном слове ударную гласную, подчеркивает безударные гласные и

записывает проверочные слова, после чего передает следующему игроку команды. Последний игрок передает

карточку учителю. Побеждает команда, допустившая меньшее число ошибок.

Тема урока «Согласные звуки»

1. Игра «Поймай мягкий согласный». Цель: формирование навыка различения твердых и мягких согласных.

Содержание игры: играет весь класс. Учитель называет слова с парными согласными по твердости – мягкости.

Дети хлопают в ладоши, если в слове мягкий согласный. Топают, если твердый согласный.

Материал для игры:

[в] - [в’] – выл – вил, вал – вял, вёл – вол, валить – вялить, висок – высок, воз – вёз, вазы – вязы, вить –

выть.

[л] - [л’] – моль – мол, лук – люк, даль – дал, мыль – мыл, стал – сталь, пыль – пыл, тополь – топал, угол –

уголь.

[н] - [н’] – кон – конь, банька – банка, они – он, ванна – Ваня, рана- ранить, встану – встань, нёс – нос,

пеньки – пенки.

[п] - [п’] – пил – пыл, спал – спи, сыпь – сыпал, пашет – пишет, пилить – пылить, питаться – пытаться,

пихнуть – пыхнуть.

[р] - [р’] – жар – жарь, парь – пар, горка – горько, рад – ряд, брак – бряк, рады – ряды, зорко – зорька, куры –

курица, корица – кора.

[с] - [с’] – косы – коси, рысь – рис, вес – весь, нос – носик, ось – осы, пастух – пасёт, голосистый – голос,

вопрос – вопросик.

[т] - [т’] – тук – тюк, тёк – ток, брат – брать, пуст – пусть, ест – есть, поток – потёк, котик – кот, ротик – рот,

мост – мостик.

2. Игра «Посчитай-ка!». Цель: закрепление навыка нахождения мягких и твердых согласных.

Содержание: играют 2 команды (по вариантам). На доске записаны два предложения, по одному для каждого

варианта. Каждая команда подсчитывает в своем предложении количество твердых и мягких согласных

звуков, а также количество гласных звуков. Победителями считаются первые три участника в каждой

команде, правильно подсчитавшие все звуки в предложении.

Материал для игры:

1. На березке и осинке по утрам висят слезинки.

2. На березу на опушке сели рядом две кукушки.

Тема урока: «Разделительный мягкий знак»

1. Игра «Один – много». Цель: формирование навыка правильного написания разделительного мягкого знака.

Содержание игры: играют 3 команды (по рядам). Каждая команда получает карточку со словами по числу

участников. На карточках записаны слова, обозначающие один предмет. Игроки должны написать слова,

обозначающие много предметов. Каждый записывает только одно слово и передает карточку следующему

игроку. Последний участник возвращает заполненную карточку учителю. Побеждает команда, которая

правильно и быстрее других выполнит задание.

Материал для игры:

Брат - …

Друг - …

Колос - …

Перо - …

Прут - …

Звено - …

Полено - …

Друг - …

Клок - …

Кол - …

Лист - …

Брат - …

Друг - …

Колос - …

Перо - …

Прут - …

Звено - …

Полено - …

Друг - …

Клок - …

Кол - …

Лист - …

Брат - …

Друг - …

Колос - …

Перо - …

Прут - …

Звено - …

Полено - …

Друг - …

Клок - …

Кол - …

Лист - …

2. Игра «Ловкий вратарь». Цель: закрепление навыка написания слов с разделительными твердым и мягким

знаками.

Содержание игры: играет весь класс (по вариантам). Первый вариант записывает только слова с Ь в середине

слова между согласными. Второй – слова с разделительным Ь. Задача игроков – не пропустить ни одного

«мяча», поймать все нужные слова и не забить «мяч» в свои ворота – не записать «чужих» слов. Затем

ученики, сидящие за одной партой, меняются тетрадями и делают взаимопроверку, в случае необходимости

обращаясь к учебнику или учителю. После взаимопроверки поднимают руки те, у кого не обнаружено ошибок.

Те игроки и считаются победителями.

Материал для игры: крылья, крыльцо, перья, копьё, письмо, рысью, деньги, пальто, колья, коньки, жильё,

пальма, друзья.

Раздел «Состав слова»

Тема урока: «Корень слова»

1. Игра «Найди корень». Цель: развитие навыка нахождения корня слова.

Содержание игры: в игре участвуют три ученика. На доске в виде ветвей куста над корнем записаны три

группы родственных слов. Корень не записан, ветки куста с корнем не соединены. Игроки находят корни,

записывают их и соединяют с ними все «ветки»-слова. Побеждает тот, кто первым правильно выполнит

задание.

Материал для игры:

1. Подводный, водица, водяной, вода, безводный, наводнение.

2. Заморозки, морозец, морозный, мороз, заморозить, подморозило.

3. Холодно, похолодало, холодок, холодный, холодильник.

2. Игра «Помоги Незнайке». Цель: развитие навыка подбора родственных слов.

Содержание игры: участвует весь класс. Незнайка подобрал к данным ему словам родственные слова, но по

дороге в школу они у него рассыпались, и вот что осталось. За каждый правильный ответ ученик получает

жетон. Побеждает тот, кто соберет больше всех жетонов.

Материал для игры: машина - …ист, рыба - …ак, море - …як, пожар - …ник, писать - …тель, скрипка - …ач и

т.д.

Тема урока: «Формы слова. Окончание»

1. Игра «Что изменяется?». Цель: формирование навыка нахождения окончания слова.

Содержание игры: играют две команды по шесть человек. На доске в два столбика записаны слова с

пропущенными окончаниями. Капитаны команд подставляют окончания к первым словам. Остальные члены

команд подставляют окончания к следующим словам. Капитаны команд должны сделать вывод о том, что

изменяется в слове для связи с другими словами, и подчеркнуть основу каждого слова. Класс оценивает

работу команд.

Материал для игры:

Это лисичк…

У лисичк…

К лисичк…

Вижу лисичк…

Над лисичк…

О лисичк…

Это гнёздышк…

Из гнёездышк…

К гнёздышк…

Села в гнёздышк…

Над гнёздышк…

В гнёздышк…

2. Игра «Найди и докажи». Цель: закрепление навыка нахождения основы и окончания слов.

Содержание игры: играют две команды по четыре игрока. На доске записаны два предложения. Задача

игроков – обозначить в каждом слове основу и окончание и доказать это изменением слова, записав

словоформы, например: расцвел(а) – расцвел(и). Класс оценивает работу команд.

Материал для игры:

1. Зима укрывает землю снежным покрывалом.

2. Черемуха душистая весною расцвела.

Тема урока «Приставка»

1. Игра «Поймай приставку». Цель: формирование навыка нахождения слов с приставкой.

Содержание игры: играют две команды (девочки и мальчики). Педагог читает слова. Команда девочек

записывает слова с приставками, а команда мальчиков – без приставок. Побеждает команда, допустившая

меньше ошибок.

Материал для игры: поехать, пожар, позолота, поздно, покраска, полянка, поить, покатать, поливка, пойло,

поправка, половик, порох, полночь, помирить, поколоть, почта, полотенце, позвать, покрывало, побег.

2. Игра «Четвертое – лишнее». Цель: закрепление навыка нахождения слов с приставкой.

Содержание игры: играют две команды по три человека. На доске записаны три ряда слов для каждой

команды. В каждом ряду слов одно слово без приставки. Игрокам нужно найти и зачеркнуть лишнее слово.

Побеждает команда, которая правильно и быстрее выполнит задание.

Материал для игры:

1) Загадка, зажим, зарница, зазнайка;

Пожелать, поилка, поливка, поломка;

Изрубить, известить, извалять, изюминка.

2) Позвать, попросить, подарок, портной;

Захотеть, загрустить, зайчонок, загадка;

Накупить, нарочно, нагрузка, нашивка.

Тема урока: «Суффикс»

1. Игра «Ласковые слова». Цель: формирование навыка образования слов с помощью суффиксов.

Содержание игры: играют три команды по пять человек. На доске записаны в три столбика существительные,

от которых игрокам нужно образовать «ласковые» слова, прибавив соответствующие суффиксы. Побеждает

команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

Материал для игры:

Дуб - …

Лиса- …

Сестра - …

Солнце - …

Яблоко - …

Яблоня - …

Заяц - …

Брат - …

Дорога - …

Ягода - …

Ель - …

Коза - …

Мама - …

Зерно - …

Шапка - …

2. Игра «Профессии». Цель: закрепление навыка образования слов с помощью суффиксов.

Содержание игры: играют 3 команды (по рядам). На доски в три столбика записаны слова. Игрокам нужно

добавить к каждому слову такой суффикс, чтобы получилось название профессии. Игроки команд по очереди

выходят к доске и дописывают суффиксы. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит

задание. По окончанию игры проводят наблюдения за суффиксами профессий.

Материал для игры:

Барабан…

Лёт…

Чертёж…

Бетон…

Буфет…

Монтаж…

Набор…

Груз…

Плот…

Настрой…

Воз…

Пожар…

Мебель…

Перевод…

Сад…

Скот…

Перевоз…

Лес…

Трактор…

Переплет…

Фокус…

Баян…

Уголь…

Двор…

Тема урока: «Правописание слов с безударными гласными в корне»

1. Игра «Чей ряд лучше?». Цель: закрепление навыка проверки безударной гласной в корне слова.

Содержание игры: играют 3 команды (по рядам). У каждого ученика – набор сигнальных карточек с буквами

А, О, Е, И, Я. Педагог называет слова с безударными гласными в корне. Дети поднимают карточку с нужной

буквой. На доске отмечается число ошибок, допущенных каждой командой.

Материал для игры: трава, роса, змея, хитрец, смягчить, кольцо, перо, чистота, тянуть, скала, стекло, кисель,

глядеть, краснеть, точить, длина, трясти, храбрец, окно, пчела.

2. Игра «Грамматическая эстафета». Цель: закрепление навыка проверки безударной гласной в корне слова.

Содержание игры: играют три команды (по рядам). На доске записаны три столбика слов с безударными

гласными. Каждый член команды должен подчеркнуть в слове безударную гласную, написать проверочное

слово и поставить в нем ударение. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит

задание.

Материал для игры:

Моря –

Столы –

Гора –

Река –

Сестра –

Холмы –

Беда –

Дома –

Старик –

Коса –

Слеза –

Шкафы –

Дела –

Роса –

Стена –

Дворы –

Перо –

Рога –

Глаза –

Гроза –

Слова –

Места –

Циркач –

Носы –

Тема урока: «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»

1. Игра «Один – много». Цель: формирование навыка правильного написания глухих и звонких согласных в

корне слов.

Содержание игры: играет весь класс. На доске записаны в столбик проверочные слова, а рядом с ними

проверяемые слова с пропущенной согласной в корне. Игрокам нужно вставить пропущенные согласные в

корне по образцу проверочных слов. Победителями считаются первые три игрока, которые правильно

выполнят задания.

Материал для игры: пловец – пло…цы, молодец – моло…цы, кружок – кру…ки, коготь – ко…ти, пирожок –

пиро…ки, рожок – ро…ки, молоток – моло…ки, гудок – гу…ки, прыжок – пры…ки, продавец – прода…цы,

петушок – пету…ки, стишок – сти…ки, флажок – фла…ки, зубец – зу…цы, хлебец – хле…цы.

Тема урока: «Правописание слов с удвоенными согласными»

1. Игра «Кто самый внимательный». Цель: развитие навыка написания слов с удвоенными согласными.

Содержание игры: играет весь класс. Учитель читает рифмованные строчки, а дети должны услышать слова с

удвоенными согласными и записать их. Побеждают те ребята, которые запишут все нужные слова.

Материал для игры:

1. Спросите, не повысив тона,

Что больше: центнер или тонна?

2. Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы.

3. Кто получит низкий балл,

Не придёт на школьный бал.

4. Если в доме много сора,

В доме может вспыхнуть ссора.

5. Радиоволна идёт сквозь стену,

Мы её поймаем на антенну.

6. Сегодня будет кинопанорама.

Какая интересная программа!

7. Если в школе пьёте квас,

Не забрызгайте весь класс.

8. Приятнее найти под ёлкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.

9. Жук жужжит, а змея шипит.

10. Жужжанье-звон, жужжанье-звон

– Звенят-жужжат со всех сторон.

11. Сонные сосны, сонные ели -

Лес усыпили снега и метели.

12. Жук жужжит, над ежом кружит,

А ёжик лежит, на жука глядит.

2. Игра «Орфография в ребусах». Цель: закрепление навыка написания слов с удвоенными согласными.

Содержание игры: играет весь класс (в парах). Учитель раздает карточки по числу пар. Ребята решают

ребусы. Побеждает та пара, которая быстрее всех правильно решит ребусы.

Материал для игры:

Ответы: группа, грипп, сумма, теннис, коллекция, ссора, масса, грамм, тонна, панно.

Тема урока: «Правописание суффиксов и приставок»

1. Игра «Эстафета». Цель: закрепление навыка образования слов с помощью приставок.

Содержание игры: играют три команды (по рядам). Каждая команда получает карточку, на которой записан

один глагол столбиком столько раз, сколько участников в команде. Каждый игрок приписывает к глаголу

слева приставку, чтобы получилось новое слово, и передает карточку следующему игроку. Побеждает

команда, правильно и быстрее других выполнившая задание.

Материал для игры:

1. бегать

2. бегать

3. бегать

4. бегать

5. бегать

6. бегать

7. бегать

8. бегать

1. летать

2. летать

3. летать

4. летать

5. летать

6. летать

7. летать

8. летать

1. резать

2. резать

3. резать

4. резать

5. резать

6. резать

7. резать

8. резать

2. Игра «Кто быстрее?». Цель: закрепление навыка нахождения суффикса в словах.

Содержание игры: играют три команды (по рядам). На доске вперемежку записаны слова с суффиксами -К-, -

УШК-, -ЫШК-. Игроки первой команды выписывают слова с суффиксом -К-, второй команды – с суффиксом -

УШК-, третьей – с суффиксом -ЫШК-. Игроки, выполнившие задание первыми, читают записанные слова и

делают вывод о смысловом значении суффикса. Побеждает та команда, которая допустит меньше ошибок.

Материал для игры: избушка, пёрышко, коровка, головка, зернышко, скворушка, брёвнышко, картинка,

стёклышко, дедушка, коровушка, горлышко, травка, головушка, песенка, солнышко, травушка, глазки, мышка,

гнездышко, бабушка, крылышко, зубки.

Тема урока: «Правописание приставок и предлогов»

1. Игра «Сосчитай-ка!». Цель: закрепление навыка различения приставки и предлога, умения доказать свой

выбор.

Содержание игры: играет весь класс. На доске записан отрывок из сказки «Колобок», в котором все предлоги

и приставки взяты в скобки. Учитель предлагает учащимся сосчитать, сколько в тексте предлогов и

приставок. Первый, правильно сосчитавший, выход к доске и объясняет написание предлогов и приставок.

Если он объяснил все правильно, то считается победителем.

Материал для игры: Жили-были старик (со)старухой. Вот как-то раз просит старик:

-(Ис)пеки, старуха, колобок!

-Муки нету!

-А ты (по)коробу (по)скреби, (по)амбару (по)мети, вот и (на)берешь муки (на)колобок!

Вот старуха (по)коробу (по)скребла, (по)амбару (по)мела, и (на)бралось муки горсточки две.

2. Игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?». Цель: закрепление навыка различения

приставки и предлога, умения доказать свой выбор.

Содержание игры: участвуют три команды (по рядам). На доске в три столбика записаны слова для каждого

ряда. Игроки раскрывают скобки и объясняют слитное или раздельное написание. Выигрывает команда,

правильно и быстрее выполнившая задание.

Материал для игры:

(за) горой

(за) водой

(за) летел

(по) бежал

(по) дороге

(по) мчался

(по) тарелке

(из) учить

(во) дворе

(во) шел

(об) судить

(по) трепал

(под)сосной

(с) ветки

(с) прыгнул

Тема урока: «Правописание слов с разделительным Ъ»

1. Игра «Кто быстрее назовет?». Цель: закрепление навыка написания слов с разделительным Ъ, расширение

словарного запаса.

Содержание игры: играет весь класс. Учитель читает вопрос, а дети должны ответить на него словом, в

котором есть разделительный твердый знак. Назвав слово, ребята записывают его в тетрадь. За каждый

правильный ответ дается жетон. Побеждает ученик, собравший больше всех жетонов.

Материал для игры:

1. Как мы называем кран, который поднимает тяжелые грузы? (Подъемный кран).

2. Грибы, которые нельзя есть? (Несъедобные грибы)

3. Как мы говорим о ком-то, кто сжался от холода? (Съежился)

4. Дорога, круто поднимающаяся вверх? (Подъем)

5. Рассказ о том, как лучше выполнить задание? (Объяснение)

6. Сообщить о чем-то. (Объявить)

7. Соединить вместе. (Объединить)

8. Приблизиться к чему-то на машине (Подъехать)

9. Это приходится делать водителю, когда он загоняет машину в гараж или во двор. (Въезжать)

10. Сообщение о чем-то важном, новом, срочном. (Объявление)

11. Одно нужно отделить, отсоединить друг от друга. Например, провода. (Разъединить).

12. Таким бывает воробей после драки. (Взъерошенным)

13. Он есть у каждого дома. Это крытый вход в здание. (Подъезд)

14. Фигура плоская, а тело...(объемное).

15. Если зверя разозлить, то он становится...(разъяренным)

2. Игра «Ъ писать – руку поднимать». Цель: закрепление навыка написания слов с разделительным Ъ.

Содержание игры: играют три команды (по рядам). Учитель диктует слова с приставками, после которых в

одних случаях пишется Ъ, а в других – не пишется. Если в слове нужно писать Ъ, учащиеся должны поднять

руку. За каждую неправильно поднятую руку команда получает штрафное очко. Число штрафных очков

записывается на доске. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.

Материал для игры: сделать, отъехать, сузить, отдать, съехать, отучить, подплыть, объявить, разучить,

разбить, объехать, получить, разбудить, въехать, обучить, обрезать, разъехаться, съесть.

Часть 2

Раздел «Имя существительное»

Тема урока: «Повторение»

1. Игра «Аукцион». Цель: закрепление и повторение знаний об имени существительном.

Содержание игры: играет весь класс. Дети, поднимая руку, называют по одному имени существительному,

состоящему из одного слога. Побеждает тот, кто последний назовет слово.

2. Игра «Кто больше?». Цель: закрепление и повторение знаний об имени существительном.

Содержание игры: играет весь класс. Педагог вывешивает на доску любую сюжетную картину. Учащимся

нужно найти на картине изображения предметов и записать их названия в тетрадь. Побеждает тот, кто за 5

минут найдет на картине и запишет наибольшее число названий предметов.

Тема урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

1. Игра «Кто? Что?». Цель: развитие навыка различения одушевленных и неодушевленных предметов.

Содержание игры: играют две команды (по вариантам). Одна команда записывает слова, отвечающие на

вопрос «кто?», другая – слова, отвечающие на вопрос «что?». Игра проводится в форме диктанта

«Молчанка». Учитель показывает предметные картинки (ёж, шары, дом, лиса, мяч, заяц, жук, стол, гусь, юла,

часы, рак, утка, роза, петух, кошка, щука, лыжи, собака, арбуз). Дети записывают название предмета в

зависимости от своей команды. Побеждает команда, которая правильно запишет все нужные слова.

2. Игра «Запиши отгадку». Цель: закрепление навыка различения одушевленных и неодушевленных

предметов.

Содержание игры: играют две команды (девочки и мальчики). Девочки записывают в тетрадь отгадки,

отвечающие на вопрос «кто?», мальчики – на вопрос «что?». Побеждает команда, правильно записавшая все

слова.

Материал для игры: 1. Два берёзовых коня вихрем с горки мчат меня, ну а на гору опять мне их надо

поднимать. (Лыжи)

2. Лежат поросятки, привязаны к грядке. Хороши зеленые, а зимой – соленые. (Огурцы)

3. Кто зимой белый, а лето серый? (Заяц)

4. Белое одеяло весь мир покрывало, стало тепло – в речку утекло. (Снег)

5. Под соснами, под ёлками бежит мешок с иголками. (Ёж)

6. Стоит Антошка на одной ножке, шляпа есть, а головы нету. (Гриб)

7. Шевелятся у цветка два красивых лепестка. (Бабочка)

8. Не будильник, а разбудит: запоёт – проснутся люди. (Петух)

Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»

1. Игра «Наборщики». Цель: формирование навыка написания собственных имен существительных с большой

буквы.

Содержание игры: играют две команды (девочки и мальчики). На доске записаны слоги. Команда девочек

составляет из слогов имена мальчиков, а команда мальчиков – имена девочек. Лучшими наборщиками в

каждой команде признаются первые три ученика, которые правильно выполнят задание и составят как можно

больше имен. Командное первенство присуждается команде, лучшие наборщики которой первыми выполнят

работу.

Материал для игры: ВА, ЗИ, ЛЮ, МА, МИ, ПЕ, РО, ТА, ТО, МА, ЛЯ, НА, НЯ, РА, РЯ, СЯ, ТЯ, ША.

2. Игра «Большая или маленькая». Цель: закрепление умения различать собственные имена существительные

и нарицательные.

Содержание игры: играет весь класс. Педагог читает предложения, в каждом из которых есть два слова,

сходных по форме и звучанию, но разных по значению: одно обозначает предмет, а другое – имя, фамилию

или город. Ребята записывают предложения в тетрадь. После чего учащиеся меняются тетрадями с соседом

по парте и выполняют взаимопроверку с помощью учителя. Те, у кого не оказалось ошибок, считаются

победителями.

Материал для игры: Улетел орел в город Орел. Наш Шарик поймал воздушный шарик. Не бойся морозов,

Сережа Морозов. Наша Поля вернулась с поля. Домик для скворцов делал Алеша Скворцов. Вася Рыбаков был

у рыбаков. Вот моя подружка Роза, а в руке у нее роза. Коля Арбузов купил пять арбузов.

Тема урока: «Число имен существительных»

1. Игра «Эстафета». Цель: закрепление навыка образования из имен существительных единственного числа –

существительные множественного числа.

Содержание игры: играют три команды (по рядам). Каждая команда получает карточку, в которой

существительные в единственном числе записаны в столбик. Каждый игрок записывает одно слово во

множественном числе и передает карточку сидящему сзади. Последний в команде возвращает карточку

учителю. Победит команда, которая быстрее всех правильно выполнит задание.

Материал для игры:

Звено

Полоз

Крыло

Стук

Стул

Ком

Перо

Полено

Друг

Прут

Брат

Клин

Лист

Колос

Сын

Дочь

Клок

Стул

Стук

Крыло

Повоз

Звено

Лист

Ком

2. Игра «Поединок знатоков». Цель: закрепление навыка преобразования имен существительных из

единственного числа во множественное, и наоборот.

Содержание игры: играют два учащихся. Один из игроков получает карточку с существительными в

единственном числе, другой – с существительными во множественном числе. Первый игрок говорит второму

существительное в единственном числе, а второй игрок изменяет число и называет это существительное во

множественном числе. Затем он называет существительное во множественном числе, а первый игрок

изменяет число на единственное. И так все слова с карточек. Класс оценивает работу игроков и выбирает

победителя.

Материал для игры:

1) Утенок, кот, мышонок, тополь, щенок, улей, рот, пень, зеркало, сосед.

2) Цыплята, стулья, края, поленья, сны, поросята, перья, жеребята, дни, звенья.

Тема урока: «Род имен существительных»

1. Игра «Подбери пару». Цель: закрепление знаний о родах имен существительных.

Содержание игры: играют три команды (по рядам). На доске записаны в три столбика существительные

мужского рода, обозначающие людей и животных. Каждый игрок команды должен подобрать к одному

существительному мужского рода парное существительное женского рода и записать его справа, например:

ученика – ученица. Победит команда, которая быстрее всех правильно выполнила задание.

Материал для игры:

Отец –

Дедушка –

Кот –

Сын –

Брат –

Бык –

Внук –

Мужчина –

Дядя –

Ткач –

Сосед –

Мальчик –

Козел –

Баран –

Волк –

Ученик –

Хозяин –

Папа

Уборщик –

Посетитель –

Гость –

2. Игра «Кто больше?». Цель: закрепление знаний о родах имен существительных.

Содержание: играет весь класс. Нужно записать как можно больше существительных мужского, женского и

среднего рода – названий предметов, которые находятся в классе. Побеждает тот, кто запишет наибольшее

число существительных.

Тема урока: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

1. Игра «Кто больше?». Цель: формирование навыка правильного написания существительных с шипящими на

конце.

Содержание игры: играет весь класс. Нужно подобрать и записать за три минуты как можно больше слов –

названий животных существительных мужского рода с шипящей на конце. Побеждает тот, кто правильно

записал больше существительных мужского рода с шипящей на конце. Например: ёж, уж, стриж, чиж, грач,

ёрш, сыч и т.д. Можно записать существительные мужского рода с шипящей на конце, обозначающие людей

или неживые предметы, или существительные женского рода с шипящей на конце.

2. Игра «Поймай свое слово». Цель: закрепление навыка правильного написания существительных мужского и

женского рода с шипящей на конце.

Содержание игры: играют две команды (мальчики и девочки). Педагог диктует существительные мужского и

женского рода с шипящей на конце. Команда девочек записывает существительные женского рода, команда

мальчиков – существительные мужского рода. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

Материал для игры: плащ, стриж, ночь, тишь, лещ, помощь, грач, дочь, врач, калач, гараж, рожь, печь, ткач,

трубач, речь, стриж, чиж, мышь, течь, вещь, шалаш, тушь, дрожь

Тема урока: «Падеж имен существительных»

1. Игра «Кто лучше?». Цель: закрепление навыка определения падежей имен существительных.

Содержание игры: играет весь класс. На доске записано стихотворение Юрия Карасёва «Приключения

зелёного листа». Учащимся нужно определить падежи слова «лист». Побеждает тот, кто быстрее всех

правильно выполнит задание.

Материал для игры:

Приключения зелёного листа

Как-то раз с большого клёна

Оторвался лист зелёный

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова

У зелёного листа.

Ветер нёс его и нёс,

Бросил только на мосту.

В тот же миг весёлый пёс

Шмыг – к зелёному листу!

Лапой – хвать зелёный лист,

Дескать, поиграем.

«Не хочу», - парашютист

Головой качает…

Ветер вновь с листом зелёным

Закружил над старым клёном,

Но шалун уже устал

И ко мне в тетрадь упал…

Я пишу в саду под клёном

Стих о том листе зелёном.

2. Игра «Кто быстрее?». Цель: закрепление навыка определения падежей имен существительных.

Содержание игры: играет весь класс. На доске записано стихотворение Константина Рейса. Нужно определить

все падежи слова «дорожка» и указать, каких падежей не хватает в этом стихотворении. Побеждает тот, кто

первым правильно укажет недостающие падежи.

Материал для игры:

Дорожка

Дорожка домой

Мне мила с детских лет.

Дорожки знакомой

Красивее нет!

И если б зашёл я

Не знаю куда,

Дорожку домой

Отыскал бы всегда.

На этой дорожке

И в трудные дни

Я пел бы без устали

Песни свои.

3. Игра «Эстафета». Цель: закрепление навыка определения падежей имен существительных.

Содержание игры: играют три команды (по рядам). Команды получают карточки со словосочетаниями (по

числу игроков команд). Каждый игрок должен определить падеж одного существительного и передать

карточку следующему игроку. Последний в ряду возвращает карточку педагогу. Побеждает команда, которая

быстрее остальных правильно выполнит задание.

Материал для игры:

Растёт на дереве

Сидит за партой

Поднялся в воздух

Встретил брата

Подарил товарищу

Шли по дороге

Поставил на стол

Закрыл кран

Зашёл к другу

Вышел за город

Любуюсь картиной

Мечтаю о походе

Закрыл дверь

Жил за рекой

Прочитал в книге

Погасил свет

Взял ручку

Двигает плечами

Увидел собаку

Отдал соседу

Поднял голову

Раздел «Имя прилагательное»

Тема урока: «Повторение»

1. Игра «Кто какой?». Цель: закрепление и повторение знаний об имени прилагательном.

Содержание игры: играет весь класс. На доске записан слева столбик слов, обозначающих признаки

предметов, а справа – столбик слов, обозначающих предметы, но в другом порядке. Нужно записать

словосочетания. Побеждает тот, кто быстрее всех правильно выполнит задание.

Материал для игры:

Жадный

Трусливый

Хитрая

Пушистая

Неуклюжий

Рогатый

Колючий

Ядовитая

Олень

Медведь

Ёж

Змея

Лиса

Заяц

Волк

Белка

2. Игра «Каким может быть предмет?». Цель: закрепление и повторение знаний об имени прилагательном.

Содержание игры: играет весь класс. На доске в столбик записаны названия признаков: по цвету; по форме;

по величине; по материалу; по месту; по времени; по характеру; по качеству. Нужно записать в тетрадях как

можно больше имён прилагательных по каждому виду признаков. В конце проводится проверка. Победители

определяются по наибольшему числу подобранных прилагательных.

Тема урока: «Род имен прилагательных»

1. Игра «Грамматическая эстафета». Цель: развитие навыка изменения имен прилагательных по родам.

Содержание игры: играют три команды (по рядам). На доске – три столбика сочетаний прилагательных с

существительными. Игроки, выходя по очереди к доске, вставляют по одному пропущенному окончанию.

Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

Материал для игры:

Красн… мак

Зимн… стужа

Нов… пальто

Мягк… мох

Летн… время

Тёмн… туча

Стар… платье

Син… платок

Залён… трава

Свеж… мясо

Громк… музыка

Стар… дуб

Весёл… игра

Бел… облако

Зимн… облако

Красив… книга

Тих… ветерок

Спел… яблоко

2. Игра «Допиши существительное». Цель: закрепление навыка изменения имен прилагательных по родам.

Содержание игры: играют три команды (по рядам). На доске записаны прилагательные мужского, женского и

среднего рода. Нужно записать рядом с прилагательным имя существительного того же рода. Побеждает

команда, которая быстрее всех правильно выполнит задание.

Материал для игры:

Белый …

Белое …

Белая …

Высокая …

Высокий …

Высокое …

Спелая …

Спелый …

Спелое …

Сочный …

Сочное …

Сочная …

Душистое …

Душистая …

Душистый …

Новое …

Новая …

Новый …

Тема урока: «Число имен прилагательных»

1. Игра «Измени число». Цель: закрепление навыка изменения имен прилагательных по числам.

Содержание игры: играют две команды по шесть человек. На доске записаны два столбика словосочетаний

прилагательных с существительными. Первой команде нужно записать словосочетания во множественном

числе, второй команде – в единственном числе. Выигрывает команда, которая правильно и быстрее выполнит

задание.

Материал для игры:

Высокая сосна –

Старший брат –

Толстое бревно –

Поздний час –

Гусиное перо –

Грозовая туча –

Верные друзья –

Сочные яблоки –

Синие плащи –

Спелые колосья –

Серые мыши –

Белые облака –

Тема урока: «Изменение имен прилагательных по падежам»

1. Игра «Грамматическая эстафета». Цель: развитие навыка изменение имен прилагательных по падежам.

Содержание игры: играют три команды (по рядам). На доске в три столбика сделана запись. Игроки каждой

команды выходят по очереди к доске и записывают сочетания прилагательного с существительным во всех

падежах. Побеждает команда, правильно и быстрее других выполнившая задание.

Материал для игры:

И.п. синий

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

И.п. синяя

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

И.п. синее

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

2. Игра «Узнай падеж прилагательного». Цель: развитие навыка изменение имен прилагательных по падежам.

Содержание игры: играют две команды по шесть человек. На доске в два столбика записаны сочетания

прилагательных с существительными в разных падежах. Игроки обеих команд по очереди выходят к доске,

определяют падежи прилагательных и обозначают их большой буквой сверху. Побеждает команда, которая

правильно и быстрее другой выполнит задание.

Материал для игры:

В синем море

Со старшим братом

За дальним озером

Под ореховым кустом

В зимнюю стужу

На солнечной полянке

По родной стороне

На высоком дереве

В начальную школу

В соседнем доме

С маленьким котенком

Из дальнего сада

Раздел «Местоимение»

Тема урока: «Личные местоимения»

1. Игра «Сосчитай-ка». Цель: формирование навыка нахождения местоимений в тексте.

Содержание игры: играет весь класс. Педагог читает текст из рассказа К. Паустовского. При вторичном

чтении учащиеся должны сосчитать количество местоимений в тексте. Победителем считается тот, кто

правильно определит число местоимений.

Материал для игры: Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка

задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у нее птенца, и она просила отдать его обратно. Я

не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне эту загадку.

Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около

человека и ловит их на лету.

2. Игра «Четвертое лишнее». Цель: закрепление навыка нахождения местоимений в тексте.

Содержание игры: играют две команды по пять человек. На доске в два столбика записаны местоимения и

одно лишнее слово. Игрокам нужно найти и подчеркнуть в каждом ряду это лишнее слово. Участники игры по

очереди выходят к доске и выполняют задание. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно

выполнит задание. В конце игры команды выходят к доске и объясняют, почему подчеркнутые ими слова

лишние.

Материал для игры:

Я, он, на, ты

Нас, нами, нем, нам

Мной, меня, мни, мне

Вас, воз, вес, вар

Но, оно, она, они

Мы, он, вы, но

Мнем, мну, мне, мни

Тебя, тебе, тобой, табун

Он, его, ему, яму

Нос, низ, наст, нас

Раздел «Глагол»

Тема урока: «Повторение»

1. Игра «Найди глаголы». Цель: закрепление умения находить глаголы в тексте.

Содержание игры: играет весь класс. На доске записано стихотворение П. Башмакова. Учащимся нужно найти

и выписать все глаголы из текста. Побеждают первые три ученика, которые правильно выпишут все глаголы.

Материал для игры:

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

2. Игра «Кто как передвигается?». Цель: закрепление навыка подбора подходящих по смыслу глаголов.

Содержание игры: играет весь класс. На доске записываются слова, обозначающие предметы. Игроки

подбирают к каждому слову такое слово, которое обозначает, как предмет передвигается, и записывают в

тетрадь. Первые три игрока, выполнившие работу, выходят к доске и читают свои слова, ставя к ним вопросы.

Тот, кто выполнит все правильно, считается победителем.

Материал для игры: птица, змея, конь, рыба, заяц, собака, человек, кузнечик, бабочка, колесо.

Тема урока: «Неопределенная форма глагола»

1. Игра «Что делать? Что сделать?». Цель: закрепление полученных знаний о неопределенной форме глагола.

Содержание игры: играют 2 команды (мальчики и девочки). Одна команда записывает глаголы, отвечающие

на вопрос «что делать?», а другая – глаголы, отвечающие на вопрос «что сделать?» Учитель диктует глаголы,

а затем проводится взаимопроверка тетрадей учащимися. Те ребята, у кого не оказалось ошибок, поднимают

руку. Побеждает команда, в которой большее количество игроков не допустили ошибок.

Материал для игры: закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать,

плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, принести, строить, нарисовать, возить.

Тема урока: «Число глаголов»

1. Игра «Кто как кричит?». Цель: закрепление понятия о числе глагола, умения употреблять глагол в нужном

числе.

Содержание игры: играют 3 команды (по рядам). На доске записаны в 3 столбика существительные во

множественном числе. Участникам игры необходимо дописать к каждому существительному подходящий по

смыслу глагол во множественном числе. Побеждает команда, которая правильно и быстрее справится с

заданием.

Материал для игры:

коровы – (мычат),

куры – (кудахчут),

свиньи – (хрюкают),

вороны – (каркают),

собаки – (лают),

воробьи – (чирикают),

кошки – (мяукают),

кукушки – (кукуют),

утки – (крякают),

соловьи – (поют),

гуси – (шипят),

лягушки – (квакают),

мыши – (пищат)

петухи- (кукарекают)

овцы – (блеют)

лошади – (ржут)

козы – (мекают)

львы – (рычат)

волки – (воют)

слоны – (трубят)

змеи – (шипят)

совы – (ухают)

пчелы – (жужжат)

гуси – (гогочут)

2. «Кто что делает?». Цель: закрепление умения употреблять глагол в нужном числе.

Содержание игры: играют 3 команды (по рядам). На доске записаны в 3 столбика существительные. Задача

игроков: определить число существительного, дописать к каждому существительному глагол в нужном числе,

подходящий по смыслу и обозначающий действие данного предмета. Побеждает команда, которая допустит

меньше ошибок и быстрее справится с заданием.

Материал для игры:

повара – (варят)

ветер – (дует)

кузнецы – (куют)

ручьи – (текут)

маляр – (красит)

цветы – (цветут)

строитель – (строит)

травы – (зеленеют)

врач – (лечит)

дожди – (идут)

учителя – (учат)

ягоды – (поспевают)

почка – (созревает)

облака – (плывут)

ученики – (учатся)

ученик – (учится)

мыши – (ползут)

сугроб – (тает)

самолеты – (летят)

певец – (поет)

дети – (играют)

машина – (едет)

чайники - (кипят)

дерево – (растет)

Тема урока: «Времена глаголов»

1. Игра «Кто самый внимательный?». Цель: закрепление навыка нахождения глаголов прошедшего времени.

Содержание игры: участвует весь класс. На доске записано стихотворение С. Баруздина «Бревно». Ученики

должны выписать все глаголы прошедшего времени. Победителем считается тот, кто первым выпишет все 12

глаголов прошедшего времени.

Материал для игры:

Лежало на пути бревно.

Мешало путникам оно.

Один сказал:

- Нехорошо!

Сказал и знай себе пошёл.

Второй взглянул,

Потом вздохнул

И то бревно перешагнул.

А третий путник промолчал.

Он с виду был и хил, и мал.

Он, молча, скинул полушубок

И в сторону бревно убрал.

2. Игра «Почтальон». Цель: закрепление умения определять времена глаголов.

Содержание игры: участвует весь класс. Учитель рисует на доске три конверта. Первый конверт называется

«Прошедшее время», второй – «Настоящее время», третий – «Будущее время». На доске сбоку расположены

карточки с глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени. Игроки-почтальоны, выходя к доске по

очереди, должны правильно разнести письма-глаголы по адресам с соответствующим временем.

Материал для игры: иду, возьмешь, читаем, берешь, нарисовал, возьму, напишем, строим, принес, бегали,

едут, привезли, закроют, поехал, надену, играю, говорили, съел, гуляете, выросло, пел, поет, принесет,

вымоет.

Тема урока: «Род глаголов в прошедшем времени»

1. Игра «Что они делали?». Цель: закрепления умения правильного употребления рода глагола в зависимости

от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.

Содержание игры: играют три команды (по рядам). На доске записаны в три столбика словосочетания с

глаголами прошедшего времени. В глаголах пропущен суффикс «Л» и родовые окончания. Игроки должны

дописать суффиксы и родовые окончания у глаголов прошедшего времени и в скобках одной буквой указать

род.

Материал для игры:

Фонарь свети…

Дерево стоя…

Лодка плы…

Отец говори…

Вода кипе…

Яблоко созрева…

Лампа свети…

Сосна стоя…

Человек плы…

Мать говори…

Суп кипе…

Груша созрева…

Солнце свети…

Столб стоя…

Бревно плы…

Радио говори…

Варенье кипе…

Огурец созре…

Тема урока: «Правописание НЕ с глаголами»

1. Игра «Раскрой скобки». Цель: закрепление навыка раздельного написания НЕ с глаголами.

Содержание игры: играют две ученика. На доске записаны два текста, в которых есть глаголы с частицей НЕ.

Игроки должны раскрыть скобки и сказать, как нужно писать частицу НЕ, вместе или раздельно, и почему.

Побеждает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание.

Материал для игры:

Нам сказали: в Новый год

Дед Мороз к нам в дом придет.

Мы (не)ели, мы (не) пили,

Никуда мы (не)ходили,

(Не)гуляли, (не) играли –

Дед Мороза в гости ждали.

Оказался он не дед,

А дядя Степа, наш сосед!

2. Береги книгу! (Не)бери ее грязными руками и (не) клади на грязный стол. (Не)перегибай книгу и

(не)загибай у нее листов. Если ты взял книгу в библиотеке, то (не)забудь вернуть ее в срок.

Скачать

КОММЕНТИРОВАТЬ

Вам также может п



В раздел образования