Автор: Наталья Алексеевна Рязанова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: преподаватель
Населённый пункт: Ефремов, Тульской обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Дизайн и декоративная композиция в художественной школе.
Раздел: дополнительное образование
Дизайн и декоративная композиция в
художественной школе.
Преподаватель МКУ ДО ЕДХШ Рязанова Наталья Алексеевна
Дизайн – одно из понятий в мире эстетики.
На сегодня профессия дизайнера - одна из популярных и
востребованных.
В широком смысле дизайнер – это человек, имеющий дело со всеми
вещами материального мира, которые нас окружают. Внешний вид
предметов обихода, их упаковка и витрины магазинов, в которых они
продаются, – все это в той или иной степени плод дизайнерской мысли.
Связано это с тем, что, окружив себя множеством вещей, машин,
которые тем или иным образом обеспечивают жизнедеятельность,
человек задумался о придании этим вещам эстетической формы.
Появилась необходимость в творческой конструктивной деятельности.
Однозначный ответ на вопрос: «А стоит ли украшать все то, что
окружает человека?», сложно получить. С одной стороны, природа сама
по себе прекрасна и совершенна и не нуждается в постороннем
вмешательстве, поскольку это влечет за собой внедрение некой
искусственности.
Про дизайн можно сказать так же, что это – специфический род
проектной деятельности, объединивший художественно-предметное
творчество и научно-обоснованную инженерную практику в сфере
индустриального производства. На сегодняшний день объектами
дизайна являются не конкретные изделия, а потребности, наличие
спроса на выполнение какого-либо вида деятельности или утилитарной
функции.
Первоначально цель дизайна состояла в организации целостной
эстетической среды жизни человека. Но со временем дизайнеры стали
решать вопросы, связанные не только с эстетикой быта, но и с
разработкой различных технически сложных приборов, устройств, для
того, чтобы облегчить труд человека. И в этом случае на первое место
выдвигаются задачи, направленные на развитие наукоемких
технологий.
Дизайн как явление социокультурного и эстетического развития
общества, как вид искусства возник в начале XX в. благодаря тому, что
появилась такая специальность — «дизайнер». Разные страны
приписывают себе первенство в зарождении дизайна. Германия
заявляет, что именно Петер Беренс был первым человеком, который
получил должность художественного директора в компании AEG. Его
основной обязанностью была разработка дизайна электротехнических
изделий, имиджа всей компании, а также составление рекламных
проектов, макетов архитектуры цехов. В Англии первым дизайнером
считается Кристофер Дрессер, который после окончания
Национальной школы дизайна стал заниматься дизайном керамики,
декоративных орнаментов, используемых для оформления интерьеров.
Его изделиям были присущи практицизм, элегантность и минимализм
деталей.
Основные категории дизайна Design (англ.) - производное от
итальянского "disegno", означает не только чертеж или рисунок, а всю
область работы художника.
Дизайн –это замысел, план, цель, намерение, творческий проект, чертеж,
расчет, конструкция; эскиз, рисунок, узор, композиция, произведение
искусства; очерчивать, набрасывать, размечать, маркировать,
планировать.
Дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно-
технического проектирования. Практика дизайна – художественное
конструирование. Теория дизайна – это техническая эстетика.
Например:
дизайнер-полиграфист – это создатель любой печатной продукции от
простенькой визитки до биллборда,
архитектор-дизайнер – это разработчик интерьеров помещений и
наружной рекламы в виде вывесок, витрин и т.п.,
ландшафтный дизайнер – это проектировщик внешнего вида зеленых
насаждений (от клумб до парков).
Все они, как и многие другие уже давно не пользуются устаревшими
способами создания своих проектов с помощью карандаша и бумаги.
Технический прогресс заметно улучшил и ускорил процесс перехода от
идеи к воплощению за счет разнообразия компьютерных программ.
Рассмотрим различные определения понятия "ДИЗАЙН".
Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является
формирование гармоничной предметной среды.
Дизайн - вид художественного творчества.
Дизайн – соединение пользы и красоты.
Дизайн – синтез искусства и техники.
Дизайн - практика проектирования полезных и красивых вещей.
Дизайн - внешний вид и качество изготовления предмета.
Дизайн - теория и практика "порядка" беспорядочного предметного
мира, гармонизации его.
Дизайн - фирменный стиль изделия.
Дизайн - повышение эстетической ценности предметов и технических
объектов.
Дизайн - художественное конструирование.
Дизайн - системный подход к проектированию.
Дизайн - часть маркетинга, способ продвижения товара на рынок.
Дизайн - это инновационная деятельность, в силу своего проблемного
характера, и в силу постоянной новизны задачи требуется интеграция
различных видов деятельности. И так далее..
С другой стороны, произведения дизайна близки по своей сущности
декоративно-прикладному искусству, оформительскому искусству и
прикладной графике.
Если говорить о дизайнере как изобретателе, то в этом случае было
бы справедливым считать первым дизайнером Леонардо да Винчи,
который очень много времени посвящал разработке разных
механизмов, летательных и плавательных аппаратов, машин на
основе проектно-конструктивной деятельности как одной из
составляющих сторон дизайна.
Если рассматривать дизайн с точки зрения его практико-
эстетических характеристик, то можно говорить, что уже
древний человек был дизайнером. В последующие эпохи существовали
предметы дизайна, однако их относили к прикладному и
декоративно-прикладному искусству. Поскольку все они были
разрознены, отличны друг от друга, не связаны единой концепцией,
отсутствовала научно-теоретическая основа обоснования дизайна.
Декоративное искусство (от лат. Decoro- украшаю) – вид
пластического искусства.
Декоративное искусство делится на:
Искусство, связанное с архитектурой,
монументально-декоративное -витражи, мозаика, росписи на фасадах и в
интерьерах,
декоративная садово-парковая скульптура;
народное декоративно-прикладное
(бытовые хозяйственные изделия);
оформительское искусство
(художественное оформление выставок,
экспозиций, празднеств, витрин и т.д.).
Факт выделения дизайна из прикладного искусства никто не отрицает,
однако оба вида продолжают параллельно существовать.
Хотя порой очень актуальны слова немецкого исследователя-дизайнера
Дитера Рамса: «Хороший дизайн — это минимум дизайна».
Объединяющие черты этих направлений очевидны. Отличия состоят в
следующем.
К примеру, дизайн по сути своей направлен на удовлетворение
практических потребностей и только потом эстетических.
А декоративно-прикладное искусство в основе своей преследует
реализацию эстетических задач, которые не всегда имеют практическое
значение (дымковские игрушки очень красивые, интересные,
разнообразные, но играть с ним в быту нельзя, поскольку они хрупки и
могут от неосторожного движения разбиться).
Далее, предметы дизайна футуристичны, т.е. направлены на будущее.
Их появление и внедрение в практическую жизнь людей связано с
отказом от устаревших форм, прежних технологий и созданием на их
основе новых предметов среды.
В тоже время, декоративно-прикладное искусство особо ценно тогда,
когда оно сохраняет традиции и создает произведения на основе
устоявшихся канонов. В свое время чертежи Леонардо да Винчи
характеризовали его взгляд на будущее, но не на прошлое.
Еще, в дизайне по отношению к декоративно-прикладному искусству
доминирует технологичность процесса получения продукции и их
большая серийность.
А вот декоративно-прикладное искусство хотя и допускает
использование механизмов для изготовления предметов искусства, но
ручной труд остается главной составляющей творческого процесса.
И, несмотря на то, что в некоторых промыслах допускается повторение
сюжетов и мотивов, произведения все равно отличаются, пусть
незначительными элементами, друг от друга, поскольку мастер не может
полностью повторить рисунок. То есть произведения декоративно-
прикладного искусства можно считать единственными и уникальными в
своем роде.
Обучению дизайну на современном этапе образования в различных
образовательных учреждениях уделяется достаточно внимания.
Наиболее перспективным направлением считается формирование у
учащихся умения саморазвития и самореализации в том или ином виде
деятельности.
По сути, дизайн – это всеобщее (тотальное) проектирование…
Однако, теория и практика в обучении учащихся дизайну в условиях
художественной школы выражается в разобщенности методов и
подходов. При наличии огромного количества учебных программ по
данной учебной дисциплине прослеживается некая поверхностная
непоследовательность. Каждый автор программы предлагает обучать то
отдельным видам дизайна, то совмещает с прикладной композицией,
называя это «дизайном», вероятно не понимая, что нарушает
целостность такого сложного, объемного понятия и явления как
ДИЗАЙН.
Необходимо сказать еще и о том, что невозможно быть дизайнером, не
зная основ изобразительной грамоты, не владея конструктивными
приемами, техниками пластики. Ведь в своей работе дизайнер
использует арсенал самых разных средств: техническое
конструирование, композиционное построение, преобразование форм,
стилизацию, функциональный анализ, направленный на определение
общекультурных, художественно-образных аспектов предметного мира.
Только с их помощью дизайнер решает разные задачи.
Опираясь на многолетний опыт работы, имея стабильный
положительный результат поступления наших учеников в ВУЗы на
различные факультеты дизайна, в нашей художественной школе
обучение дизайну как таковому проходит сложный путь.
Осуществляется последовательный поэтапный переход от простого к
сложному в изучении декоративной композиции. Через познание основ
изобразительной грамоты и основных законов композиции,
конструктивных и графических приемов, законов цветоведения,
способов стилизации, упражнений на абстрактно-образное мышление,
учащиеся 1-5 классов получают необходимый набор знаний и умений.
Вся учебная программа направлена на то, чтобы в дальнейшем, в
классах профориентации «Академическое мастерство», максимально
использовать резервные возможности в развитии творческих
способностей каждого учащегося, осуществляя переход обучения от
декоративно-творческой деятельности к обучению основам дизайна.
Литература:
Н.В. Воронов «Дизайн. Русская версия». – М., 2000.
Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб.пособие. — М., 2007.
Рунге В.Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна:
учеб.пособие. — М., 2003.