Напоминание

Дизайн и декоративная композиция в художественной школе.


Автор: Наталья Алексеевна Рязанова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: преподаватель
Населённый пункт: Ефремов, Тульской обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Дизайн и декоративная композиция в художественной школе.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Дизайн и декоративная композиция в

художественной школе.

Преподаватель МКУ ДО ЕДХШ Рязанова Наталья Алексеевна

Дизайн – одно из понятий в мире эстетики.

На сегодня профессия дизайнера - одна из популярных и

востребованных.

В широком смысле дизайнер – это человек, имеющий дело со всеми

вещами материального мира, которые нас окружают. Внешний вид

предметов обихода, их упаковка и витрины магазинов, в которых они

продаются, – все это в той или иной степени плод дизайнерской мысли.

Связано это с тем, что, окружив себя множеством вещей, машин,

которые тем или иным образом обеспечивают жизнедеятельность,

человек задумался о придании этим вещам эстетической формы.

Появилась необходимость в творческой конструктивной деятельности.

Однозначный ответ на вопрос: «А стоит ли украшать все то, что

окружает человека?», сложно получить. С одной стороны, природа сама

по себе прекрасна и совершенна и не нуждается в постороннем

вмешательстве, поскольку это влечет за собой внедрение некой

искусственности.

Про дизайн можно сказать так же, что это – специфический род

проектной деятельности, объединивший художественно-предметное

творчество и научно-обоснованную инженерную практику в сфере

индустриального производства. На сегодняшний день объектами

дизайна являются не конкретные изделия, а потребности, наличие

спроса на выполнение какого-либо вида деятельности или утилитарной

функции.

Первоначально цель дизайна состояла в организации целостной

эстетической среды жизни человека. Но со временем дизайнеры стали

решать вопросы, связанные не только с эстетикой быта, но и с

разработкой различных технически сложных приборов, устройств, для

того, чтобы облегчить труд человека. И в этом случае на первое место

выдвигаются задачи, направленные на развитие наукоемких

технологий.

Дизайн как явление социокультурного и эстетического развития

общества, как вид искусства возник в начале XX в. благодаря тому, что

появилась такая специальность — «дизайнер». Разные страны

приписывают себе первенство в зарождении дизайна. Германия

заявляет, что именно Петер Беренс был первым человеком, который

получил должность художественного директора в компании AEG. Его

основной обязанностью была разработка дизайна электротехнических

изделий, имиджа всей компании, а также составление рекламных

проектов, макетов архитектуры цехов. В Англии первым дизайнером

считается Кристофер Дрессер, который после окончания

Национальной школы дизайна стал заниматься дизайном керамики,

декоративных орнаментов, используемых для оформления интерьеров.

Его изделиям были присущи практицизм, элегантность и минимализм

деталей.

Основные категории дизайна Design (англ.) - производное от

итальянского "disegno", означает не только чертеж или рисунок, а всю

область работы художника.

Дизайн –это замысел, план, цель, намерение, творческий проект, чертеж,

расчет, конструкция; эскиз, рисунок, узор, композиция, произведение

искусства; очерчивать, набрасывать, размечать, маркировать,

планировать.

Дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно-

технического проектирования. Практика дизайна – художественное

конструирование. Теория дизайна – это техническая эстетика.

Например:

дизайнер-полиграфист – это создатель любой печатной продукции от

простенькой визитки до биллборда,

архитектор-дизайнер – это разработчик интерьеров помещений и

наружной рекламы в виде вывесок, витрин и т.п.,

ландшафтный дизайнер – это проектировщик внешнего вида зеленых

насаждений (от клумб до парков).

Все они, как и многие другие уже давно не пользуются устаревшими

способами создания своих проектов с помощью карандаша и бумаги.

Технический прогресс заметно улучшил и ускорил процесс перехода от

идеи к воплощению за счет разнообразия компьютерных программ.

Рассмотрим различные определения понятия "ДИЗАЙН".

Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является

формирование гармоничной предметной среды.

Дизайн - вид художественного творчества.

Дизайн – соединение пользы и красоты.

Дизайн – синтез искусства и техники.

Дизайн - практика проектирования полезных и красивых вещей.

Дизайн - внешний вид и качество изготовления предмета.

Дизайн - теория и практика "порядка" беспорядочного предметного

мира, гармонизации его.

Дизайн - фирменный стиль изделия.

Дизайн - повышение эстетической ценности предметов и технических

объектов.

Дизайн - художественное конструирование.

Дизайн - системный подход к проектированию.

Дизайн - часть маркетинга, способ продвижения товара на рынок.

Дизайн - это инновационная деятельность, в силу своего проблемного

характера, и в силу постоянной новизны задачи требуется интеграция

различных видов деятельности. И так далее..

С другой стороны, произведения дизайна близки по своей сущности

декоративно-прикладному искусству, оформительскому искусству и

прикладной графике.

Если говорить о дизайнере как изобретателе, то в этом случае было

бы справедливым считать первым дизайнером Леонардо да Винчи,

который очень много времени посвящал разработке разных

механизмов, летательных и плавательных аппаратов, машин на

основе проектно-конструктивной деятельности как одной из

составляющих сторон дизайна.

Если рассматривать дизайн с точки зрения его практико-

эстетических характеристик, то можно говорить, что уже

древний человек был дизайнером. В последующие эпохи существовали

предметы дизайна, однако их относили к прикладному и

декоративно-прикладному искусству. Поскольку все они были

разрознены, отличны друг от друга, не связаны единой концепцией,

отсутствовала научно-теоретическая основа обоснования дизайна.

Декоративное искусство (от лат. Decoro- украшаю) – вид

пластического искусства.

Декоративное искусство делится на:

Искусство, связанное с архитектурой,

монументально-декоративное -витражи, мозаика, росписи на фасадах и в

интерьерах,

декоративная садово-парковая скульптура;

народное декоративно-прикладное

(бытовые хозяйственные изделия);

оформительское искусство

(художественное оформление выставок,

экспозиций, празднеств, витрин и т.д.).

Факт выделения дизайна из прикладного искусства никто не отрицает,

однако оба вида продолжают параллельно существовать.

Хотя порой очень актуальны слова немецкого исследователя-дизайнера

Дитера Рамса: «Хороший дизайн — это минимум дизайна».

Объединяющие черты этих направлений очевидны. Отличия состоят в

следующем.

К примеру, дизайн по сути своей направлен на удовлетворение

практических потребностей и только потом эстетических.

А декоративно-прикладное искусство в основе своей преследует

реализацию эстетических задач, которые не всегда имеют практическое

значение (дымковские игрушки очень красивые, интересные,

разнообразные, но играть с ним в быту нельзя, поскольку они хрупки и

могут от неосторожного движения разбиться).

Далее, предметы дизайна футуристичны, т.е. направлены на будущее.

Их появление и внедрение в практическую жизнь людей связано с

отказом от устаревших форм, прежних технологий и созданием на их

основе новых предметов среды.

В тоже время, декоративно-прикладное искусство особо ценно тогда,

когда оно сохраняет традиции и создает произведения на основе

устоявшихся канонов. В свое время чертежи Леонардо да Винчи

характеризовали его взгляд на будущее, но не на прошлое.

Еще, в дизайне по отношению к декоративно-прикладному искусству

доминирует технологичность процесса получения продукции и их

большая серийность.

А вот декоративно-прикладное искусство хотя и допускает

использование механизмов для изготовления предметов искусства, но

ручной труд остается главной составляющей творческого процесса.

И, несмотря на то, что в некоторых промыслах допускается повторение

сюжетов и мотивов, произведения все равно отличаются, пусть

незначительными элементами, друг от друга, поскольку мастер не может

полностью повторить рисунок. То есть произведения декоративно-

прикладного искусства можно считать единственными и уникальными в

своем роде.

Обучению дизайну на современном этапе образования в различных

образовательных учреждениях уделяется достаточно внимания.

Наиболее перспективным направлением считается формирование у

учащихся умения саморазвития и самореализации в том или ином виде

деятельности.

По сути, дизайн – это всеобщее (тотальное) проектирование…

Однако, теория и практика в обучении учащихся дизайну в условиях

художественной школы выражается в разобщенности методов и

подходов. При наличии огромного количества учебных программ по

данной учебной дисциплине прослеживается некая поверхностная

непоследовательность. Каждый автор программы предлагает обучать то

отдельным видам дизайна, то совмещает с прикладной композицией,

называя это «дизайном», вероятно не понимая, что нарушает

целостность такого сложного, объемного понятия и явления как

ДИЗАЙН.

Необходимо сказать еще и о том, что невозможно быть дизайнером, не

зная основ изобразительной грамоты, не владея конструктивными

приемами, техниками пластики. Ведь в своей работе дизайнер

использует арсенал самых разных средств: техническое

конструирование, композиционное построение, преобразование форм,

стилизацию, функциональный анализ, направленный на определение

общекультурных, художественно-образных аспектов предметного мира.

Только с их помощью дизайнер решает разные задачи.

Опираясь на многолетний опыт работы, имея стабильный

положительный результат поступления наших учеников в ВУЗы на

различные факультеты дизайна, в нашей художественной школе

обучение дизайну как таковому проходит сложный путь.

Осуществляется последовательный поэтапный переход от простого к

сложному в изучении декоративной композиции. Через познание основ

изобразительной грамоты и основных законов композиции,

конструктивных и графических приемов, законов цветоведения,

способов стилизации, упражнений на абстрактно-образное мышление,

учащиеся 1-5 классов получают необходимый набор знаний и умений.

Вся учебная программа направлена на то, чтобы в дальнейшем, в

классах профориентации «Академическое мастерство», максимально

использовать резервные возможности в развитии творческих

способностей каждого учащегося, осуществляя переход обучения от

декоративно-творческой деятельности к обучению основам дизайна.

Литература:

Н.В. Воронов «Дизайн. Русская версия». – М., 2000.

Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб.пособие. — М., 2007.

Рунге В.Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна:

учеб.пособие. — М., 2003.



В раздел образования