Напоминание

«Развитие творческого потенциала у детей с ОВЗ на декоративной композиции в ДХШ»


Автор: Наталья Алексеевна Рязанова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: преподаватель
Населённый пункт: Ефремов, Тульской обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Развитие творческого потенциала у детей с ОВЗ на декоративной композиции в ДХШ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление по культуре, молодежной политике,

физической культуре и спорту

администрации муниципального образования город Ефремов

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Ефремовская детская художественная школа»

РЕФЕРАТ

«Развитие творческого потенциала у детей с ОВЗ

на декоративной композиции в ДХШ»

Преподаватель ЕДХШ - Рязанова Наталья Алексеевна

г. Ефремов

2020 год

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка

2. Цель и задачи для развития творческого потенциала

3. Цветовосприятие для детей с ОВЗ.

4. Изучение орнамента на уроках декоративной композиции

5. Планируемые результаты освоения программы учащимися

6. Условия реализации программы

7. Литература

Пояснительная записка

1. В специальной психологии и коррекционной педагогике уже в начале XX

века выделяли изобразительную деятельность в качестве одного из

важнейших коррекционных средств.

Включение детей с особенностями в развитии в образовательный

процесс, то есть инклюзивное образование – новый подход для российского

образования.

В традиционной для России системе образования детей с той или иной

формой нарушения, дети с особенностями развития получают образование в

специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в

специальных школах-интернатах.

За последние десятилетия в России по объективным и субъективным

причинам произошло существенное изменение отношения общества к

лицам с проблемами здоровья и оценке возможностей детей с особыми

образовательными потребностями. Все больше осознается, что

психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности,

способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт.

Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать

благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные

образовательные потребности и способности. Формируется установка: к

каждому ребенку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего

дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

Понимание потенциальных возможностей людей с ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ) инициировало появление различных

концепций включения их в нормальную жизнь общества. Речь, таким

образом, ведется об устранении барьеров между коррекционными и

обычными классами в массовой школе, а также между специальными

учреждениями и той же массовой школой, куда доступ некоторым

категориям детей-инвалидов прежде был закрыт.

Инклюзивное образование (включающее образование, совместное

обучение) – это процесс обучения детей с особыми потребностями в

обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. Глубокое

погружение ребенка в адаптированную образовательную среду и оказание

ему поддерживающих услуг (Е.А. Екжанова).

Инклюзивное образование – более широкий процесс интеграции,

подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и

развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам

всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений

так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей.

То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности

развития ребенка. В мировой школьной практике инклюзия рассматривается

исключительно как обучение детей с нарушениями развития в обычных

общеобразовательных школах вместе со сверстниками.

Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому

месту, где живем).

Быть инклюзивным – означает искать пути для всех детей, быть вместе во

время обучения (включая детей с инвалидностью).

2. Целью инклюзивного образования являются принципиально новые

образовательные и социальные достижения всех учащихся на основе

усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных

программ, возможность наиболее их полноценной социальной жизни,

активного участия в коллективе, местном сообществе, а тем самым наиболее

полного взаимодействия и заботы детей друг о друге как членах сообщества.

Основная задача в развитии творческого потенциала детей с ОВЗ несет

воспитанникам определенный запас информации, которую дети должны

усвоить и накапливать в виде знаний, умений и навыков. Творческие

задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее

«пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента.

Коллективные задания формируют опыт общения и чувство коллективизма.

А конкурсные мероприятия предполагают сочетание коллективных,

групповых, индивидуальных форм организации занятий. Занятия

изобразительной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей,

формируют мотивационную потребность их продуктивной деятельности,

способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в

свою очередь, влияет на умственное развитие.

Таким образом, способности к творчеству имеет практически любой

ребенок. Но возможность творческих проявлений возникает у человека не

от рождения, а формируется под воздействием среды, воспитания и

условий общественной жизни.

Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от

интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному

самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Ряд

качеств, которые формируются у ребенка в процессе творческой

деятельности, в конечном итоге положительно скажутся на характере.

Результатом реализации творческого потенциала является не столько

проявление талантливости, сколько способности трудиться, упорно

добиваться достижения нужного результата.

Л.С.Выгодский, исследуя проявления различных видов творчества у детей, писал: «Если

понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового,

легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей

степени, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития…».

Главная задача школы для развития творческого потенциала – развивать

наблюдательность детей, способность живо откликаться на события жизни и

первичное освоение художественных материалов. Увеличение способности

детей к концентрации внимания. Развитие умения максимально

сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества. Оказание помощи

детям в преодолении барьеров в общении. Развитие эстетического

восприятия художественных образов и предметов окружающего мира.

Особенно ценно в обучении положительное влияние искусства на детей с

проблемами в развитии, так как оно формирует у детей творческий взгляд на

жизнь, учит позитивному мышлению, расширяет креативность, дети

получают опыт успешности и признания их способностей, что благоприятно

сказывается на развитии личности в целом. Развитие художественно –

творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

Наряду с этими задачами на занятиях должны выполняться и специальные

задачи, направленные на коррекцию и развитие:

– основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в

пространстве, последовательности действий) ;

– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического

мышления;

– зрительного восприятия и узнавания;

– моторики пальцев;

– пространственных представлений и ориентации;

– речи и обогащение словаря;

– эмоционально-волевой и личностной сферы;

– индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

При этом выполняется и терапевтическая функция, отвлекая детей от

грустных, печальных событий, снимается нервное напряжение,

обеспечивается положительное эмоциональное состояние.

Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует

разностороннему развитию ребенка.

Поэтому особенно важны занятия по изобразительной деятельности с

детьми с ОВЗ. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя,

без какого бы то ни было давления со стороны взрослого. Этот вид

деятельности всегда привлекал к себе внимание ученых разных направлений

– психологов, педагогов, искусствоведов.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное

расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм

пространственного расположения предметов окружающего мира, различных

величинах, многообразии оттенков цветов.

Дети с ограниченными возможностями здоровья учатся думать,

самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной

образ получился выразительным. Рисование с использованием

нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется

высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени,

отведенного на выполнение заданий.

Цветовосприятие для детей с ОВЗ.

3. Цвет на детских рисунках – явление особое. Совокупность цветов,

наделенных конкретным содержанием, создает колорит изображения.

Детей знакомят с основными принципами гармоничного сочетания цветов и

их оттенков. Цвет выступает в живописи и композиции как основное

изобразительное средство. Рисование цветом на прямую связано с такими

важнейшими психическими функциями как: зрение, двигательной

координацией, речью и мышлением. Оно не просто способствует развитию

каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Рисунки в цвете -

это изображение действительности, которая отражает внутренний мир

ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим

миром в целом; состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие,

мышление, настроение. В результате нескольких лет наблюдений можно

сделать вывод, что изобразительная деятельность с использованием

нетрадиционных техник является наиболее доступной даже детям с

диагнозом ДЦП.

«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От

пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник

творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения,

необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с

природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем

больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский

«Рука – это инструмент всех инструментов» - сказал еще Аристотель.

«Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант.

Не зря говорят, что ум находится на кончиках пальцев. Связь движений руки

с речью была отмечена еще в 1928 году В.М. Бехтеревым, который отмечал

стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. На основе

специально проведенных исследований М.М. Кольцовой (1973) было

высказано предположение, что движение пальцев рук стимулирует

созревание ЦНС, и ускоряют развитие речи ребенка. Эти данные говорят о

необходимости проведения систематической работы по формированию

общей и мелкой моторики рук на занятиях с детьми с ограниченными

возможностями здоровья. Цель работы по развитию мелкой моторики,

является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и

синхронизация их работы. В правом полушарии у нас возникают различные

образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть

находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря

«мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик,

тем активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше

способности.

Так же, известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в

течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит».

4. Декоративное искусство играет особую роль в эстетическом воспитании.

Неизмеримо выросла роль изобразительного искусства в наши дни для

воспитания творчески активной личности.

Значение декоративно-прикладного искусства определяется, прежде

всего, тем, что оно необычайно массово. Произведения различных видов

прикладного искусства окружают человека ежедневно, ежечасно и повсюду,

а значит, постоянно воздействуют на него.

Целью учебного предмета «Декоративная композиция» в ЕДХШ является

художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в

процессе освоения предмета художественно-исполнительских и

теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных

детей и их подготовка к поступлению в образовательные организации,

реализующие основные профессиональные программы в области

изобразительного искусства. Изучение предмета «ДЕКОРАТИВНАЯ

КОМПОЗИЦИЯ», в частности орнамента, помогает детям активно

осмысливать окружающий мир, воплощая его в формах декоративно-

прикладного искусства. Здесь налицо поиск наиболее лаконичного и

максимально выразительного образа, гармоничного сплава

функциональности и красоты предмета, его формы и декора,

стремление выявить богатые выразительные возможности материала. Очень

важно дать возможность детям с ОВЗ своими руками создать красивую вещь.

Программа по декоративной композиции развивает у учащихся «руку» и

«глаз». Начиная с простых элементов – технических упражнений и

заканчивая сложными многочастными панно – учит мыслить, решать

композицию в заданной форме, понимать значение ритма, большого пятна,

тональности и пониманию цветовых отношений. При изучении декоративной

композиции необходимо показывать учащимся примеры русского народного

наследия, изделия художественных промыслов, знакомить их с лучшими

образцами народного искусства.

Цели занятий для детей с ОВЗ:

развитие личности учащихся средствами искусства;

получение эмоционально-ценностного опыта, выраженного в

произведениях искусства, и опыта художественно-творческой

деятельности.

Развитие умения: правильно сидеть за столом, правильно держать лист

бумаги, карандаш, кисточку; свободно работать карандашом, проводить

линии разной толщины, стараться правильно передавать форму,

пропорции, положения предметов;

правильно определять величину изображения в зависимости от размера

листа бумаги (не слишком большое или маленькое изображение,

расположенное в центре листа);

выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и

растительного миров, геометрических форм.

Исследовательский метод на занятиях направлен на развитие у детей

не только самостоятельности, но и фантазии и творчества.

В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

рассматривание; наблюдение; экскурсии.

Задачи учебного предмета «Декоративная композиция- орнамент» в ДХШ:

- развитие интереса к изобразительному искусству и художественному

творчеству;

- знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и

приемами декоративной композиции;

- применение полученных знаний о выразительных средствах композиции

(ритм, линия, силуэт, цвет, тональная пластика, контраст) в композиционных

работах;

- формирование умения находить художественные средства,

соответствующие композиционному замыслу, а также – живописно-

пластические решения для каждой творческой работы;

- формирование умения создавать грамотную художественную композицию;

- самостоятельная работа (сбор натурного материала, разработка эскизных

вариантов заданий);

- просмотр картин выдающихся художников и посещение выставок для

повышения общего уровня развития учащегося;

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных

особенностей, работоспособности и уровня подготовки. Учащиеся должны

усвоить главные отличия декоративной композиции и станковой. Основное

время отводится для практических занятий с детьми. Процесс

трансформации натурных мотивов в декоративную композицию очень

сложен. Он требует освоения таких понятий, как плоскостность изображения,

силуэт, симметрия и асимметрия, статика и динамика, ритм, стилевое

единство, колорит и другие аспекты. Чтобы дети освоили этот материал,

теоретические знания должны быть закреплены в несложных практических

упражнениях. Цвет в декоративной композиции играет первостепенную

роль. С помощью цвета можно воздействовать на человека, его психическое

состояние. С помощью цветового тестирования можно определить

наклонности, задатки человека, что особенно важно для всех детей, в том

числе детей с ОВЗ. Например, если в рисунках основные цвета тёплые, то это

в сущности своей ребенок-художник, поэт. Если холодные – это физик,

рационалист. Если чёрные – значит что-то в его окружении нехорошо.

Простота орнаментального мотива может доходить до элементарности,

которая невозможна ни в каком ином искусстве. Тем самым, не может

представлять особой сложности для выполнения заданий детям с ОВЗ.

Ученые-искусствоведы, принимая во внимание этот факт, в своих

исследованиях попытались выяснить, как «устроен» орнамент, в чем состоит

основополагающий принцип его построения и почему даже простейшие

узоры являются все-таки произведениями искусства, хотя бы и

декоративного. Орнамент – это музыка души, это прекрасный ритм не

умолкающей песни, стремление человека к высшей красоте. Предложенные

методы работы с группой в рамках предпрофессиональной образовательной

программы являются наиболее продуктивными при реализации

поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных

методиках и сложившихся традициях художественного образования.

5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате освоения предмета «Декоративная композиция-орнамент»

учащийся должен:

ЗНАТЬ - основные элементы композиции, закономерности построения

художественной формы; принципы сбора и систематизации

подготовительного материала и способы его применения для воплощения

творческого замысла.

УМЕТЬ - применять полученные знания о ритме, линии, силуэте,

тональности, цвете, контрасте; находить художественные средства,

соответствующие композиционному замыслу; находить живописно-

пластические решения для каждой творческой задачи.

ВЛАДЕТЬ - навыками по созданию композиционной художественно-

творческой работы.

6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Для успешного достижения результата в освоении программы по предмету

«Декоративная композиция-орнамент» необходимы следующие учебно-

методические материалы - таблицы по темам: орнамент; цветоведение;

стилизация; основы общей композиции. Наглядные пособия. Методические

пособия. Папки практических заданий, сформированные по темам. Фонд

лучших работ учащихся по разделам и темам. Портфолио ученических работ

по темам. Интернет-ресурсы. Презентационные материалы по тематике

разделов.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Занятия и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме

мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Мелкогрупповая

форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в

соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального

подходов. Занятия подразделяются на аудиторные занятия и

самостоятельную работу.

В заключении хочется сказать, что ИЗО и декоративно-прикладное

искусство не только оказывает благотворное влияние на личность

ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его

интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях, не

дают забыть про обычаи наших предков. Как и другие направления

изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть

мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную

природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок

овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также

специфическими художественными навыками. Приобщение к народному

искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе

человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.

Занятие традиционными промыслами и нетрадиционным рисованием

развивает у детей наблюдательность, образное и пространственное

мышление, способствует формированию эстетического восприятия,

развивает навыки рисования, лепки, вырезания, плетения. Поскольку

большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд,

изготовление традиционных предметов способствует развитию мелкой

моторики, а следовательно, и когнитивных способностей. Благодаря

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ искусству, у детей улучшается память и

мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется

внимание. Осваивая традиционные промыслы, дети в первую очередь

научаются самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в

творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности

это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с

окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное

русло. Помимо психологического аспекта, народные промыслы обучают

многим чисто прикладным навыкам.

7.

Список использованной литературы:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений

VIII вида 5-9 классы (сборник 1) под редакцией В.В.Воронковой, 2010.

2. Денисова И. А. «Особенности адаптированной программы по ИЗО для

ребенка с ОВЗ». МБОУ Центр образования г.Долгопрудный Московская обл.

3. Голубева О.Л. Основы композиции». М.: Издательский дом искусств, 2004

4. Енин А.А. Обухов И.Б. Основы композиции.

6. Зайцев А. Наука о цвете в живописи. М.: «Искусство»1986

7. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий

М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1981

8. Панксенов Г.И. Живопись форма, цвет, изображение. М.: «Академия»,

2008г.

9. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М: «Владос», 2008г.

10. Орнаменты народов мира. СПб, «Кристалл»,1998г.

11. Талавира Н. А. «Основы композиции орнамента» (Методическое

пособие) - С-П., 2000.

12. Кильчевская Э. В. «От изобразительности к орнаменту». – М.,1968.

13. Рыбаков Б. А. «Происхождение и семантика ромбического орнамента»».

Музей народного искусства и художественные промыслы. Вып. 5 М., 1972.

14. Якунина Л. И. «Русские набивные ткани ХV1 – ХV11 вв.». – М. 1954.



В раздел образования