Напоминание

Размышления о духовно-нравственной жизни. Третья сотница


Автор: Василий Валентинович Шлепин
Должность: Доктор богословия, главный научный сотрудник ДБК "Суть православной веры"
Учебное заведение: Дистанционные богословские курсы "Суть православной веры"
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: Статья
Тема: Размышления о духовно-нравственной жизни. Третья сотница
Раздел: дополнительное образование





Назад




Размышления о духовно-нравственной жизни. Третья сотница

Шлепин Василий Валентинович,

доктор богословия,

почетный доктор богословия

Славяно-Греко-Латинской академии,

почетный доктор теологии,

почетный доктор философских наук и

почетный доктор экономических наук

Русской духовной академии,

почетный профессор

Русского православного института культуры,

главный научный сотрудник

дистанционных богословских курсов

«Суть православной веры»

1. Через вкушение с древа познания добра и зла Адам и Ева потеряли

райское блаженство. Теперь через крестную смерть и воскресение Спасителя

нам открыты двери Царствия Небесного. Адам вкусил запретный плод и

умер сперва духовно, а потом физически. Вкушая Тело и Кровь Христову

нам оставляются грехи и наследуется вечная жизнь. Не будем откладывать

наше спасение до завтра, ведь завтра в земной жизни может и не наступить.

Будем спасаться сегодня, так как именно сегодня для нас день спасения. Что

было, есть только сегодня, потому что прошлого уже нет. Что будет, есть

только сегодня, потому что будущее еще не наступило. Итак, нужно жить на-

стоящим днем и в этот день сделать все необходимое для спасения.

2. Что сказать утверждающим: наука доказала, что Бога нет? Наука изу-

чает только материальный мир, а Бог пребывает в духовном мире, который

инструментами материального мира не определить. Однако умный человек

может увидеть действия Бога и в материальном мире. Подобное познается

подобным. Поэтому, чтобы познать Бога, надо жить духовно-нравственной

жизнью, тогда Бог Сам откроет Себя, что особенно явно через действие Бо-

жественной благодати, недоступной понятиям материального мира.

3. Животные, птицы и рыбы подают человеку примеры терпения, трудо-

любия, преданности. Из окружающей природы мы научаемся величию Бо-

жию. Поэтому нам надо уметь познавать Бога через Его творение и славить

Творца, даровавшего нам красоту жизни.

4. Как мы должны относится к инославным и иноверцам? На это можно

ответить словами апостола Петра: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен,

но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему»

(Деян.10:34-35). Поэтому надо уважать боящихся Бога и творящих правду, то

есть благочестивых людей.

5. Что мы можем сказать о Иисусе Христе? Без единосущия Христа –

Отцу и Святому Духу по Божеству и нам по человечеству – невозможно на-

ше спасение. Будучи совершенным Богом, Слово становится совершенным

человеком, не переставая быть совершенным Богом.

6. Мы знаем, что человеческая природа в Иисусе Христе воипостасна, но

что это означает? Во-первых, человеческая природа во Христе реально суще-

ствует, а, во-вторых, имеет бытие в ипостаси Бога Слова. Следовательно, во

Христе одна Божественная ипостась и две природы: Божественная и челове-

ческая.

7. Мы хотим стяжать Христа в своем сердце, но мы должны понимать,

что вместе со Христом, который был Бог и всечеловек, в нас войдут голод-

ные, бедные, больные, заключенные и вообще все люди, так как молящийся в

итоге соединяется со всеми людьми, со всем Адамом, и мы не можем их от-

ринуть, значит мы понесем всю боль, всю скорбь этого мира. При этом мы

будем ни одни, с нами будет Христос, который уже все это понес и принес

жертву любви. Но ведь мы идем за Христом, иного пути нет, значит мы раз-

делим весь этот ужас и трагедию мира. Конечно Божественная благодать

укрепляет и облегчает путь, но мы уже не можем сойти со креста пока нас с

него не снимут. Нам нужно умереть для этого мира, чтобы вновь ожить со

Христом. В Таинстве Крещения мы умираем для греха и рождаемся в Боге

для вечной жизни, но никто не отменяет тот крестный путь, который нам на-

до пройти и не свернуть с пути, а идти до конца. Тогда мы сможем достиг-

нуть спасения.

8. Что значит жизнь в Церкви? Это значит жизнь по благословению и

благоволению Бога Отца, то есть благочестивая и богоугодная жизнь до усы-

новления Богу по благодати. Это духовно-нравственная жизнь во Христе, то

есть в исполнении заповедей, аскетично и добродетельно до уподобления Бо-

гу. Это жизнь в благодати Святого Духа, то есть в постоянном участии в

церковных Таинствах и богослужении, молитвенно, в присутствии Божием

до достижения обожения и единения с Богом.

9. О чем учат все православные духовные книги? О необходимости спа-

сения здесь и сейчас и это спасение возможно только в Боге.

10. Как мы можем восходить к Богу? 1) ходить пред Богом, то есть нахо-

диться в постоянном присутствии Божии; 2) все делать во славу Божию, беря

от Бога благословение на всякое дело; 3) быть послушным воли Божией, то

есть принимать все происходящее как посланное Богом по его Промыслу о

нас.

11. Мы знаем, что в Таинстве Крещения прощается первородный грех,

но ведь его последствия остаются: греховность, тленность, страстность,

смертность, что же тогда происходит? В Таинстве Крещения происходит из-

бавление от первородного греха в том смысле, что православный христианин

освобождается от порабощенности диаволу, сатана изгоняется из человека.

Кроме того, православный христианин становится членом Церкви – Богоче-

ловеческого организма и ему даруется благодать Святого Духа в Таинстве

Миропомазания, которую он может преумножать, достигая обожения.

12. Кто-то скажет: есть ли сейчас чудеса? На это можно ответить: нам

оставлено покаяние – величайшее чудо. Как бы православный христианин не

согрешил, он может покаяться и получить прощение от Бога. Кто-то скажет:

чего же проще – греши и кайся. В том то и дело, что покаяние требует

больших усилий от человека, направленных на изменение его образа мысли

от греха к Богу. Поэтому при искреннем покаяние православный христианин

уже не захочет грешить и будет всячески бороться с грехом. Итак, покаяние –

чудо Божие, данное нам до конца этого мира, поэтому будет как можно чаще

прибегать к нему, ценя дар Божий, который мы получили.

13. Монах Симеон Афонский пишет: «Покаяние – это свободное прояв-

ление воли, склонившейся в своем выборе к благу». Поэтому для покаяния

нет формальной, другими словами – отвлеченной исповеди. Покаяние подра-

зумевает осознанный выбор добра, а точнее Бога и отказ от зла, то есть от

диавола и всех его дел.

14. Обычно православный христианин исповедуется в тех грехах, кото-

рые он совершил делом, словом, помышлением и всеми чувствами. Но разве

этого достаточно для обретения чистоты сердца? Нужно освободиться от на-

мерений, желаний и привязанностей, чтобы во всем был только Бог, все

остальное ложно, потому что истина – Пресвятая Троица.

15. Что самое важное для служащих в алтаре? Наверно, кто-то решит,

что это молитва. Но самым важным является мир среди служащих. Будет

мир, будет и молитва. Если не будет мира, то и молитвы не будет.

16. Многие люди стараются получить теоретические знания и на это тра-

тят многие годы жизни. Но это знание быстро забывается и они остаются ни

с чем. Подлинное богатство – обретение Бога и упокоение в Нем. Поэтому

необходима постоянная память о Боге. Все то время, которое мы провели в

общении с Богом, является нашим достоянием и уготовляет нам вечную

жизнь.

17. Свт. Василий Великий пишет: «Неведение Бога – смерть для души».

Если мы живем суетой этого мира, не стараясь познать Бога, то мы духовно

мертвы и не готовы для вечной жизни. Лишь познавая Бога и стяжая Боже-

ственную благодать, мы перестаем быть просто дебелой плотью, пусть даже

и с душевными переживаниями, и обретаем возможность возвыситься над

этим грубым материальным миром, имея духовное просвещение, а также

преобразить весь свой духовно-душевно-телесный состав, достигая созерца-

ния Бога и познавая тайны бытия.

18. Старцы говорят: «Живи незаметно, ищи мир души, и спасешься!»

Сейчас многие говорят обо всем, что есть суетного в мире, но мало кто дума-

ет, что в ином мире ему эта суета будет не нужна. Нужно искать вечного,

спасения, причем всегда быть ровным, сохраняя мир души, тогда и помыслы

успокоятся и радость от пребывания с Богом появится.

19. Мы знаем десять заповедей Божиих из Ветхого Завета (Декалог) и

девять заповедей блаженств из Нового Завета, но этого недостаточно. Когда

Господь говорит о суде над людьми, то судит их именно за то, что они не

проявили человечности ко своим ближним, отождествляя Себя с ближними:

«Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был стран-

ником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посе-

тили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36). Митр. Ан-

тоний Сурожский просил перед смертью молиться, чтобы он стал человеком.

Именно в человечности заключается заповедь о любви к ближним, избавляя

нас от вечной муки, а любовь к Богу несет уже благодать и дарует воздаяние

в Царствии Небесном. Не все православные христиане и не все веруют во

Святую Троицу, но если они жили по совести и проявляли любовь к ближ-

ним, то это не значит, что раз они неверующие, то непременно пойдут в ад.

Божии суды людям неизвестны, но мы знаем, что Бог есть любовь, поэтому

всякий совершающий любовь к ближним уподобляется в любви Богу, даже

не зная Его. Однако без принятия Таинства Крещения в Православной

Церкви невозможно стяжать Божественную благодать и обожиться и вход в

Царствие Небесное открыт для верующих и подтверждающих веру делами, о

других же знает Бог.

20. Как связать три важнейшие добродетели по апостолу Павлу с силами

души? Вера важна для ума, надежда – для сердца, то есть чувств, любовь –

для воли. Следовательно, через наше волеизъявление к жизни с Богом и в Бо-

ге и смирение воли к обретению богоугодной жизни в исполнении воли Бо-

жией, – с одной стороны, и исполнении заповеди любви к Богу и ближним, –

с другой стороны, мы можем в наибольшей степени достигнуть спасения.

21. Мы знаем, что главной евангельской заповедью является любовь к

Богу и ближнему, поэтому крест можно рассматривать в двух направления:

вертикаль – наши отношения с Богом, горизонталь – наши отношения с

ближними. Через единство этих отношений мы обретаем спасение.

22. Что такое смирение? В аскетическом плане – считать себя хуже всех,

в богословском – любовь, отдающая всего себя без остатка. Так, прп. Силуан

Афонский держал свой ум во аде, а Господь наш Иисус Христос смирил себя

до крестной смерти по любви к людям.

23. Симеон Афонский пишет: «Смирение не в том, чтобы уничижать и

хулить самого себя, а в том, чтобы терпеть уничижения и хулу от ближних

без ропота, с радостью». Многие умеют себя осуждать, но не многие могут

действительно смиряться.

24. Часто люди не понимают, что такое смирение, считая его уделом

слабых. Чтобы понять суть смирения, приведу слова Симеона Афонского о

Божественном смирении: «Божественное смирение есть любовь, отдающая

себя без остатка, целиком и до конца». Эта любовь несет в себе дух мирен,

отсюда и смирение как состояние особой мирности и любви.

25. Кто такой юродивый? Это тот, кто преодолел эгоизм своего ума, и за

внешним безумием скрывает мудрость во Христе и те дары, которые у него

есть от Бога. Но преподобные преодолели не только свой эгоистический ум,

но и свою волю согласовали с волей Божией через смиренномудрие, дарован-

ное в послушании, поэтому их подвиг выше.

26. Симеон Афонский пишет: «Преображение монашеского сердца –

действие Божественной любви, мудрость – проявление этой любви, чистота

— сущность Божественной любви». Нужно любить Бога больше самой жиз-

ни и искать соединения с Ним всю жизнь, и тогда познаем Божественную

любовь.

27. Среди православных христиан есть те, кто слишком увлекаются Вет-

хим Заветом, полагая, что только Иерусалимский храм с кровавыми жертва-

ми есть место для подлинного благоугождения Богу. Однако Господь наш

Иисус Христос сказал, что истинные поклонники поклоняются Богу на вся-

ком месте в духе и истине, то есть проводя подлинную духовно-нравствен-

ную жизнь и сохраняя в чистоте православную веру. Теперь всякий право-

славный храм заменяет собой Иерусалимский храм и в нем приносится одна

и та же бескровная жертва (потому что приносится хлеб в виде просфоры и

вино) Тела и Крови Христовых, которая была принесена Спасителем на Гол-

гофе через крестные страдания и смерть. Кровавые жертвы животных заме-

нили свечи, приносимые православными христианами Богу как выражение

чистоты их намерений и жизни (воск), так и племенной их любви к Богу с на-

мерением узреть и нетварный свет Бога (пламень свечи). Святая святых те-

перь заменяет алтарь православных храмов, а иерархия священнослужителей

подобна Иерусалимского храма; диаконы – левиты, священники, архиереи –

первосвященник.

28. Известно из истории Церкви, что некоторые еретики выступали про-

тив христианского брака и считали скверной брачное общение супругов. На

это могу предположить, что супружеское общение дано по образу перехоре-

зиса (взаимопроникновения) Лиц Святой Троицы, которое происходит в лю-

бви. В том числе и поэтому супружеское общение в христианском браке,

благословленном Церковью, не является скверной и вполне возможно.

29. Врач лечит тело, психолог – проявления душевных сил, процессов и

состояний, священник и духовник – дух. Но православный старец через мо-

литву к Богу лечит тело, душу и дух, потому что испрашивает Божественную

благодать нуждающемуся и может передать накопленную им самим благо-

дать.

30. Выскажу свое личное мнение о социальной роли Церкви в обществе.

Сейчас устоялось отрицательное мнение о социальной функции Русской Пра-

вославной Церкви в обществе, за что часто критикуют протестантов и като-

ликов, что у них кругом обмирщение. Однако даже православные монастыри,

которые должны отречься от мира, содержат детские приюты и понимают,

что иначе некому будет помогать детям. Конечно, многие говорят о роли го-

сударства в обществе, что именно государство должно решать все социаль-

ные вопросы, но если оно не справляется в полной мере, то почему же не мо-

жет участвовать в этом Церковь. Это не значит, что монашествующие долж-

ны этим заниматься. Но могут помогать крупные приходы и церковные орга-

низации. В отношении социальной поддержки населения Церковь еще может

многое сделать. Скажут, как же апостолы, ведь они пребывали в посте и мо-

литве, но ведь первые диаконы именно для социальных целей и появились и

ранняя Церковь во многом благотворила своим членам. Итак, социальная

функция Церкви нужна в большей мере, чем есть сейчас и при правильном

подходе это не вредит духовно-нравственной жизни, а наоборот помогает.

31. По каким ступенькам экономист может подниматься к Богу? 1) эф-

фективнее; 2) лучшее, 3) добрее; 4) мудрее.

32. Иногда православным христианам кажется, что заплатили деньги за

записки, поминовения на службе и могут быть уверены, что этого достаточ-

но, чтобы служители храма донесли свои молитвы за этих людей до Бога. Но

усердие в молитве служителей храма ни за какие деньги не купишь и не за-

ставишь их усердно молиться, если они этого не хотят. Без усердия молитвы

могут быть простой формальностью для внешних, без всякого содержания и

на такие молитвы Бог просимое не даст. Поэтому очень важно, чтобы служи-

тели храма сами захотели вознести усердно молитвы к Богу, а это во многом

определяется микроклиматом, атмосферой взаимоотношений на приходе.

Кто-то скажет: раз это служители храма, то значит должны стараться всегда!

Нет, каждый человек – свободная личность и решает это для себя сам. Как

Бог никого насильно не спасает, так и служители храма не будут никого спа-

сать, если этого не хотят. Служители храма тоже нуждаются в молитвах и

просто в добром отношении со стороны окружающих, тогда и их молитва,

помноженная на молитве тех, кто о них молится, будет угодна Бога. Нужно

понять: для нас никто ничего не должен делать в духовном плане, как и мы

не обязаны себя для этого заставлять. Но если есть участие нашего сердца и

мы прониклись любовью к ближним, то тогда можем им искренно помочь и

это будет угодная Богу молитва, а не пустой формализм.

33. Мы знаем, что Господь наш Иисус Христос пришел на землю не

«праведников» спасти, но грешников. Так что же тогда Он осуждает? Это лу-

кавство, лицемерие. Значит внешняя форма праведности не имеет значения

для спасения. Важно именно внутреннее устроение сердца. Кающиеся греш-

ники находили прощение грехов и спасение. А внешне благочестивые книж-

ники – сейчас были бы богословы, и фарисеи – сейчас были бы монашеству-

ющие, оказались отверженными и осужденными именно за лукавство и лице-

мерие, за показное внешнее действие и раздутый эгоизм и гордость в сердце.

Поэтому не будем смотреть на лица людей в смысле их внешнего образа жиз-

ни, а будем больше ценить простых и искренних людей, в которых нет лукав-

ства и лицемерия.

34. Многие люди чувствуют себя одинокими и не могут решить эту

проблему. Если человек одинок, то он живет только для себя. Нужно начать

помогать ближним, тогда и одиночества не будет. Кто это сделать не может,

по крайней мере может молиться за ближних. Бог есть любовь, поэтому не

может идти речи об одиночестве, так как в любви всегда есть любящий и тот

или те, кого любят.

35. Почему православные христиане годами совершают одни и те же

грехи и имеют те же страсти? Это происходит потому, что они просят у Бога

земного благополучия (здоровья, достатка и т.д.), но не просят духовно-нрав-

ственного исцеления. Поэтому если приходят к земному врачу для исцеле-

ния, то тем больше надо просить у Врача Небесного исцеления не только те-

ла, но и души.

36. Мы знаем, что многие умирающие люди просят Бога дать им время

на покаяние. Как же мы можем хотя бы один день провести без покаяния,

ведь он для нас может быть последним? Поэтому будем каяться ежедневно.

Мы многих своих грехов не видим, а если бы сразу увидели, то пришли в от-

чаяние. Бог постепенно открывает нам грехи, если мы продолжаем в них ка-

яться. Важно не просто исповедать грех, а иметь сердце сокрушенно и сми-

ренно, так как Бог смотрит не на слова человека, а на произволение его серд-

ца.

37. Симеон Афонский пишет: «Духовная свобода – это освобождение от

рабства душевных страстей и пленения ума помыслами». Пока мы не обре-

тем трезвомыслие как следствие трезвения, бодрствования и молитвы, мы по

сути являемся рабами нашей греховности. Лишь с чистым сердцем нам

открывается подлинное разумение Бога, окружающего мира и самих себя.

38. Многие православные христиане полагают, что Таинство Покаяния

состоит в назывании грехов на исповеди. Нет, в первую очередь это намере-

ние жить благочестиво и следование этому намерению.

39. Священники отмечают, что люди часто на исповеди называют след-

ствия греха, но не называют причину греха. Прп. Иоанн Лествичник пишет:

«Где случилось падение – там предварила гордость». Именно гордость, назы-

ваемая также самостью, эгоизмом есть причина греха и ее надо в себе уви-

деть, осознать ее греховную природу и исповедовать как грех пред Богом.

Противоположная гордости добродетель есть любовь, а так как Бог есть лю-

бовь, то гордость крайне отдаляет от Бога, делая чуждым Богу. Не надо сты-

дится называть себя гордым и исповедовать этот грех. Кто победит гордость,

тот может достигнуть бесстрастия. Частая покаянная Иисусова молитва очи-

щает сердце и значительно помогает искоренить в себе гордость, а дела лю-

бви делают эту победу над гордостью полной. Итак осознаем, что наша брань

направлена именно против гордости и будем ее искоренять.

40. Иногда люди замечают, что внешнее поведение православных хри-

стиан может быть гораздо хуже, чем не верующих людей. Объяснить это

можно тем, что не верующие люди живут по своим страстям и бесы им не

мешают, потому что для них спасение затруднительно. Православные хри-

стиане все же надеются спастись и бесы им всячески препятствуют, поэтому

православные христиане могут и низко падать, но через покаяние они могут

встать и гораздо выше не верующих людей. Если же мы будем осуждать пра-

вославных христиан за их пороки и грехи, то тогда мы им уподобимся и так-

же низко падем. Наша задача молиться за всех православных христиан и за

эту христианскую любовь Бог может и нас помиловать.

41. Если мы укоряем, то в нас нет полной любви к людям. Укоряем по-

тому, что больно нашему эгоизму. Когда же смиримся пред Богом, вспомнив,

что и сами были неправы, то поймем: есть только один язык, на котором надо

говорить с людьми, – смирения и любви.

42. Человеческая личность, замкнутая в своем себялюбии, самоуничто-

жается. Через взаимообщение любви православные христиане могут самореа-

лизоваться и возрасти духовно-нравственно. Часто в процессе общения пра-

вославный христианин смиряется и тем самым духовно возрастает. Без сми-

рения нет спасения, а смирение обретается в процессе взаимообщения.

43. Самомнение порабощает ум человека, своенравие порабощает его

сердце, а своеволие порабощает его волю. Исцелиться от этих недугов можно

через покаяние, когда в ответ на него Божественная благодать исправляет ху-

дые наклонности православного христианина.

44. Архимандрит Кирилл (Павлов) говорил: «Святость – это постоянная

память о Боге, а грех – это постоянная память о себе». Поэтому будем в пер-

вую очередь благоугождать Богу, а все наши потребности – второстепенны

по сравнением с делом спасения. Нужно каждый день проводить так, чтобы

он был спасительным для нас и вел к единению с Богом.

45. Приведу Вам цитату иером. Симеона Афонского: «Спасение есть не

отвлекаемое пребывания в мире души, исполненной благодати». Сейчас мно-

гие люди и даже некоторые священники теряют смысл жизни. Многие рабо-

тают ради денег, не понимая, что деньги для них стали идолом, которому они

служат и поклоняются. Православный христианин видит смысл жизни в Бо-

ге, в единении с Ним, в обожении. Достигается это через стяжание Боже-

ственной благодати. Не случайно прп. Серафим Саровский говорил, что цель

жизни христианской в стяжании Духа Святаго Божьего, то есть благодати

Святого Духа. Божественная благодать – общая нетварная энергия Пресвятой

Троицы, подаваемая нам от Бога Отца через Сына Божия и достигающая нас

во Святом Духе, поэтому часто говорят о благодати Святого Духа. Всякое де-

ла нам надлежит делать со старанием не только ради конечной цели и каче-

ственного выполнения самого дела, но и с тем, чтобы угождать Богу, то есть

на дело мы берем благословение у Бога и делаем ради Бога, а по окончании

дела благодарим Бога. Тогда это дело становится благословенным и нам по-

дается Божественная благодать, но не за само дело, а за то, что оно посвяще-

но Богу.

46. Протоиерей Сергий Баранов пишет: «Молитва – это не чтение, не го-

ворение каких-то фраз, слов. Молитва – это состояние, это пребывание в Бо-

ге, ты в Нем – а Он в тебе». Действительно, многие православные христиане

воспринимают молитву как говорение устно или мысленно молитвенных

слов и на этим представление о молитве ограничивают. Даже если эти слова

произносятся со всем вниманием, то это еще не молитва, а только лишь мо-

литвенное обращение. Что же тогда молитва? Сперва отмечу, что одно из

значений слово «ад» – один, то есть это абсолютное одиночество без ощуще-

ния присутствия Божия. Слово «монах» - тоже один, но не в смысле одиноче-

ства, а в смысле наедине с Богом. Поэтому молитва – всегда диалог, это

встреча с Богом лицом к Лицу, по словам митр. Антония Сурожского. Поэто-

му, чтобы наша молитва была не молитвенным обращением, а молитвой, то

надо в сердце во время молитвы сохранять присутствие Божие. А чтобы это

была не простая болтовня, то надо иметь и сердечное безмолвие без помыс-

лов, иначе молитва превратиться в балаган.

47. На вопрос как нужно молиться, очень хорошо отвечает свт. Феофан

Затворник: «Вникай во всякое слово, и мысль слова до сердца доводи, – ина-

че – понимай, что читаешь и понятое чувствуй».

48. Иногда говорят: какой смысл в богослужениях в храме, если нет при-

хожан. На это надо ответить, что во время богослужений произносятся мо-

литвенные прощения о всей Церкви и священник в тайных молитвах молится

о всей Церкви. Поэтому даже, когда прихожан нет, то польза есть для всей

Церкви и для всего мира.

49. Мы знаем, что просфора – наше приношение Богу, даже несмотря на

то, что сейчас просфоры часто просто закупаются в просфорне. Однако, что

же такое антидор? Известно, что это то, что обрезывается с четырех сторон

от агничной просфоры. Но разве это просто просфора? Антидор принято вку-

шать уже после приложения Святых Даров и это не случайно. Именно тогда

антидор становится Божиим благословением для нас, так как теперь агнец,

вырезанный из просфоры, стал Телом Христовым. Итак, просфора – наше

приношение Богу, а антидор – Божие благословение нам, но, конечно, Телом

Христовым он не становится.

50. Известно, что на проскомидии вынимаются из просфоры частица в

воспоминание Божией Матери и частицы в воспоминание святых, но ведь

при этом к ним нет молитвенного обращения с какой-то просьбой. Есть мне-

ние, что христиане полагали, что Божия Матерь и святые нуждались в молит-

вах за них. Но мне ближе мысль о том, что такое поминовение на проскоми-

дии есть знак нашей любви к Божией Матери и святым. Когда мы кого-то

любит, то часто их вспоминаем. Кроме того, на литургии служит совместно

небесная и земная Церковь, поэтому логично вспоминать Божию Матерь и

святых небесной Церкви.

51. Обращаю Ваше внимание на важное различие православных и като-

ликов при совершении Евхаристии. Православные священники для приложе-

ния Святых Даров обращаются в молитве к Богу Отцу, чтобы Он послал Свя-

того Духа освятить Святые Дары, следовательно, именно Святой Дух прила-

гает Святые Дары. Католики же произнося установительные слова всю их си-

лу возлагают на священника, которые их произносит.

52. Мы знаем, что молитва Господня «Отче наш» заканчивается слова-

ми: «яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». Может ли миря-

нин произносить окончание молитвы Господней, которое на богослужении

обычно возглашает священник? Разъяснение по этому вопросу изложено в

«Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточ-

ной святителя Петра Могилы», (Ч. 2, вопрос 28): «Дабы придать большую

важность сей (Господней) Молитве, во время молитвословий общественных

произносит слова сии священник. В случае же отсутствия священника, непо-

грешимо и мирянам, если во время честнаго молитвословия произнесет оныя.

Посему никогда не должно отделять сих слов от Молитвы Господней. Ибо по

самому простому рассуждению видеть можно, что во время общественных

молитв произносят оные Священник только для большей важности, как пове-

лела Церковь». Поэтому мы миряне без всякого укора можем в своих личных

молитвах произносить окончание молитвы Господней.

53. Приведу цитату иером. Симеона Афонского: «Истинное понимание

христианина состоит в практическом стяжании благодати и преображении

всего своего существа Святым Духом». Достичь этого можно, постоянно ста-

раясь очищать сердце от грехов делом, словом, помышлением и всеми чув-

ствами, участвуя в церковных Таинствах и ведя благочестивую и богоугод-

ную жизнь. Особая роль принадлежит молитве как неизменном средстве пра-

вославного христианина для непрестанного Богообщения. Важно также каж-

дое дело совершать не ради него самого, а ради Бога, причем и делать его как

для Бога, беря благословение у Бога на его начало и благодаря после его за-

вершения. Тогда для нас будет явна помощь Божия как следствие Божия

благословения, а также Божественная благодать, которая дается нам за наше

намерение Богоугождения и соответствующие чувства к Богу в процессе

самого дела. Мы все можем делать в присутствии Божием, так как Бог везде-

сущий. Ему известна даже наша малейшая устремленность к Нему, так как

Бог всеведующий. Поэтому не будем откладывать дело нашего спасения на

старость или какой-то долгий срок, но будем каждый день созидать наше

спасение.

54. Будем иметь постоянство в духовно-нравственной жизни. Когда мы

отвлекаемся на какие-либо развлечения, то теряем то, что накопили, живя ду-

ховно-нравственно. Господь говорит: «Кто не собирает со Мною, тот расто-

чает» (Мф. 12:30). Делая перерыв в духовно-нравственной жизни, человек

как «пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться

в грязи» (2 Пет. 2:22).

55. Поздравляю Вас с праздником Введения во храм Пресвятой Богоро-

дицы! Храм – место встречи с Богом. Православный христианин тоже может

стать храмом Божиим. Его сердце становится алтарем, где совершается не-

престанное молитвенное служение Богу. Поэтому желаю Вам встретить Бога

лицом к Лицу.

56. Не нужно искать в мире справедливости, это представление Ветхого

Завета, а отказавшийся от Бога мир ему не следует и часто не справедлив.

Православные христиане живут по закону любви, по евангельским запове-

дям, поэтому нужно жить по Евангелию, тогда потребность в справедливости

сама собой отпадет. Мы часто хотим быть богами без Бога, хотя мы и ничто.

Но тот, кто видит себя как ничто без Бога, того Бог усыновляет и делает бо-

гом по благодати.

57. Свт. Василий Великий пишет: «Не признавай себя достойным чего-

либо великого, и не думай, чтобы другой какой человек был многим ниже те-

бя по достоинству». Мы часто считаем себя лучше других и от этого терпим

многие искушения по причине гордости и тщеславия. Поэтому лучше себя

считать за ничто, тогда за смирение искушения обойдут стороной и мы поне-

многу будем двигаться к Богу.

58. Иногда православные христиане переживают, что чего-то не достиг-

ли в земной жизни или «выгорают». Но ведь через участие в Таинстве Прича-

щения в нас течет кровь Господа нашего Иисуса Христа, разве нам этого ма-

ло? Даже ангелы лишены такой чести.

59. Одобряю тех священников, которые призывают прихожан часто при-

чащаться. Иначе когда священник один причащается, то он служит для себя,

а когда причащаются прихожане, то он служит для ближних. Часто священ-

ники говорят, что служат Богу, но это не совсем справедливо, так как Бог

вседовольный и не нуждается в церковной службе. Чтобы служить Богу мож-

но, например, просто совершать молитвенное правило. Поэтому церковная

служба дана не только для священников, ведь она им тоже необходима, но и

для прихожан, чтобы содействовать их спасению и соединению с Богом.

60. Мы знаем о тройственном служении священнослужителей: пророче-

ское – учить паству, священническое – совершать богослужения, царское –

управлять церковными делами. Какое же соответствующее тройственное слу-

жение мирян? Это словом, делом и всей жизнью свидетельствовать об истине

Православия, совершать молитвы и всего себя приносить в жертву Богу, ис-

коренять страсти и взращивать добродетели.

61. Когда мы вносим плату за поминовение о здравии или о упокоении,

то это является милостыней тех людей, которых поминают. Усопшие уже ни-

чем не могут себе помочь, поэтому молитва о них и милостыня очень важны.

Даже если усопший был праведник, то поминовение поможет ему обрести

больше благодати от Бога, так как а Царствии Небесном духовное возраста-

ние будет продолжаться и ему не будет конца, потому что Бог всесовершен и

православный христианин будет стремиться уподобиться Богу, но полное

подобие недостижимо по причине ограниченности человеческого естества.

62. Преподобный Иосиф Исихаст пишет: «Люби, чтобы тебя любили, и

терпи, чтобы тебя терпели. Стань добрым, и все станут добрыми с тобой».

Поэтому не нужно требовать любви от людей, нужно самому начать любить

людей.

63. Симеон Афонский пишет: «В том, кто несет Любовь в душе своей,

соединяются душевная простота со смиренномудрием». Не нужно усложнять

наше понимание окружающего мира и людей, мысля кичливо и лукаво, но

лучше быть простыми и видеть людей хорошими, находя им оправдание.

Наш эгоизм всегда может осудить кого угодно и оправдать себя в любой си-

туации, но сердце, исполненное любви к Богу и ближним, понимает, что во

всех скорбях мы сами виноваты и они даны нам для пользы, поэтому не толь-

ко не противится им, но и благодарит Бога: слава Богу за все! Любовь посто-

янна и она есть не только когда все хорошо, но сильнее действует, когда при-

ходят скорби. Ведь жертва своей жизнью ради Бога и ближнего – самая пол-

ная мера любви. А она может выражаться не только в смерти, но мы можем

постоянно отдавать свою жизнь в самоотвержении и самопожертвовании.

64. Обращаю Ваше внимание на слова Симеона Афонского: «Не любить

хотя бы одного единственного человека – значит не понимать сущности Лю-

бви». Бог есть любовь, а все, что не является любовью – к Богу отношения не

имеет.

65. Схииером. Григорий (Бескровный) пишет: «Отвергнуть свой эгоизм

– это наилучший земной поклон Господу». Мы часто подменяем внутреннее

делание нашей души внешней формой. Конечно и внешняя форма важна, но

сама по себе она – ничто. Если человек хочет пить и берет сосуд, а воды там

нет, то что пользы от этого сосуда? Так и внешне благочестие имеет смысл

только тогда, когда сопряжено с преображением нашей души. Поэтому будем

всегда наполнять все наши действия и внутренним содержанием: искренней

верой, благоговением, страхом Божием, памятью смертной, упованием на Бо-

га, покаянием, терпением, кротостью, смирением, благостью, любовью,

благодарением, хвалением, славословием и т.д. Православный христианин -

не робот, который должен механически исправно выполнять требующиеся от

него задачи. У нас есть три важнейшие силы души: 1) ум, чтобы обращаться

к Богу с молитвой, созерцать и размышлять, избирая добро и отвергая зло,

доходя до добродетели рассуждения; 2) чувство, когда мы должны все пере-

живать участием нашего сердца и тем самым возрастать в любви к Богу и

ближнему; 3) воля, чтобы исполнять заповеди Божии, творить Его волю и

быть послушными ей, и тем самым преодолевать все искушения, доходя до

добродетели бесстрастия.

66. Многие полагают, что Иисусова молитва обращена только ко Хри-

сту, но это не так. Иисусова молитва обращена ко всем трем Лицам Святой

Троицы. Так краткая форма Иисусовой молитвы «Господи, помилуй» произ-

носится трижды именно потому, что обращена к Пресвятой Троице. Двена-

дцать раз «Господи, помилуй» указывает на освящение каждого дня и каждо-

го часа, а сорок раз «Господи, помилуй» произносится для освящения всей

жизни. В начале православный христианин обращается на творение, потом

начинает доминировать самосознание, затем становится важным лишь позна-

ние Бога.

67. Согласно свт. Игнатию (Брянчанинову), Иисусову молитву следует

совершать с благоговением, вниманием, с целью покаяния. При этом не надо

понимать покаяние как называние грехов на исповеди. Речь идет о покаян-

ном чувстве как следствия осознания своей готовности, то есть сокрушенном

и смиренном сердце. Тогда в результате такой практики Иисусова молитва

станет сердечной через участие сердца в молитве от покаянного чувства. За-

тем покаяние перерастает в смирение, а потом в любовь.

68. Что значит заключать ум в слова молитвы? На первый взгляд кажет-

ся, что это просто внимательно совершать молитву, понимая ее общий

смысл, но этого недостаточно. Когда мы едим очень вкусную пищу, то стара-

емся почувствовать. вкус этой пищи до конца. Так и когда мы совершаем

Иисусову молитву, каждым ее словом нужно напитать ум целиком.

69. Что напоминает нам крестное знамение при совершении Иисусовой

молитвы? Как мы ранее указывали сами слова: «Господи» – восхождение от

Святого Духа, «Иисусе Христе» – через Бога Сына, «Сыне Божий» – Сын Бо-

га Отца, то есть к Богу Отцу, а «помилуй мя грешнаго» – Божественная

благодать дается молящемуся единым Божественным действием от Бога От-

ца через Сына во Святом Духе. Поэтому крестное знамение, начиная пола-

гать на лоб – «Господи»: от Превечного совета о спасении людей и рождении

Спасителя наитием Святого Духа, на живот – «Иисусе Христе»: вся земная

жизнь Иисуса Христа до Воскресения, на правое и левое плечо – «Сыне Бо-

жий»: Вознесение Иисуса Христа и седение одесную Отца с обоженным че-

ловеческим естеством. Далее поклон – «помилуй мя грешнаго»: от: дарова-

ния Церкви Святого Духа в день Пятидесятницы до личного обожения моля-

щегося.

70. Когда мы совершаем молитвы, то надеемся не на них, а лишь на ми-

лость Божию к нам. Если православный христианин понадеется на свои мо-

литвы, то это уже тщеславие и значит отпадение от Бога. Мы смиряемся от

сознания своей греховности и немощи и лишь тогда можем надеяться на ми-

лость Божию.

71. Иисусова молитва – покаянное и смиренное моление любви к Пре-

святой Троице с целью испрашивания Божией милости, воссылаемое от всего

Адама и (или) себя.

72. В качестве одного из доказательств того, что Иисусова молитва об-

ращена к Пресвятой Троице, а не только к Иисусу Христу приведу Вам цита-

ту свт. Василия Великого: «Ибо не иначе можно поклоняться Сыну, как толь-

ко во Святом Духе, и не иначе можно призывать Отца, как только в духе сы-

ноположения». Это соответствует словам Иисусовой молитвы: «Господи» –

от Святого Духа, «Иисусе Христе» – чрез Сына, «Сыне Божий» – Сын Бога

Отца, то есть к Богу Отцу.

73. В качестве одного из подтверждений, что Иисусова молитва обраще-

на ко Пресвятой Троицы отмечу, что первое слово молитвы «Господи» ука-

зывает на Святой Дух и этому соответствует глава 21 «Свидетельства из Пи-

сания об именовании Духа Господом» из трактата свт. Василия Великого «О

Святом Духе к святому Амфилохию, епископу Иконийскому».

74. Иисусову молитву нужно произносить очень внимательно с осмыс-

лением каждого слова молитвы. Когда имеется долгий опыт совершения мо-

литвы, то она произносится гораздо быстрей как на автомате, при этом ум

успевает заключаться в слова молитвы. Важно, что когда мы произносим:

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий», то обращаемся к живому личност-

ному Богу. Иногда молитву называют беседой с Богом и это не потому, что

мы говорим с Богом на равных, а потому, что требуется внимание как при об-

ращении к живому человеку в его присутствии. Не нужно это обращение

произносить как бы вскользь, нужно быть очень внимательным, так как мы

предстоим в Иисусовой молитве перед Святой Троицей.

75. Иногда Иисусову молитву называют памятью Божией и ее произно-

сят, чтобы помнить о Боге. Это так, но этого недостаточно. Читая книги о Бо-

ге, тоже можно иметь о Нем память. Но в Иисусовой молитве важно соответ-

ствующее сердечное чувство, с которым мы обращаемся к Богу. Мы испра-

шиваем в Иисусовой молитве милости Божией, а это нельзя назвать просто

памятью о Боге.

76. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что на сто Иисусовых мо-

литв требуется полчаса, но надо учитывать, что он советует совершать пол-

ную Иисусову молитву с земными поклонами, делая после каждой молитвы

краткий отдых. Прп. Паисий Святогорец указывал, что на сто Иисусовых мо-

литв ему требуется полторы минуты. Здесь речь идет о краткой форме Иису-

совой молитвы: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». По своему опыту от-

мечу, что если совершаю Иисусову молитву с крестным знамением, то на сто

молитв требуется шесть минут. Если же молитва просто совершается в уме,

то скорость примерно такая же как у прп. Паисия Святогорца. В любом слу-

чае важно, чтобы Иисусова молитва произносилась полностью со внимани-

ем, то есть можно было осознать каждое слово молитвы. При этом сила мо-

литвы состоит не в словах, а в том сердечном чувстве, которое мы устремля-

ем к Богу.

77. Как достигается чистота сердца? Чистота сердца достигается непре-

станной Иисусовой молитвой и Божественной благодатью.

78. Ранее мы писали, что имя Божие - не Бог и не Божество, то есть не

Божественная энергия по причине тварности всех имен Божиих, но нужно

сделать важное уточнение. Когда молитва произносится с верой, благогове-

нием и вниманием устанавливается связь между молящимся и Богом, так как

в ответ на молитву Бог дарует свою Божественную благодать молящемуся,

когда он произносит молитвенные слова. Причем Бог отвечает не на сами

слова, а на внимательность ума к произносимому, сердечное чувство моля-

щегося и устремление воли молящегося к Богу. Бог – Личность и обращается

к личности молящегося, а не к его словам. Что же касается утверждения, что

Иисусова молитва – словесная икона, то нужно понимать, что если на иконе

присутствует только имя Божия, но изображение уже не видать, например, по

причине ветхости, то эту икону, по словам прп. Феодора Студита, можно

сжечь. Значит имеет значение именно видимость изображаемой личности Бо-

га, а не просто Его имя. Так и в молитве сами по себе слова – только слова,

но когда задействуются в молитве силы души самой человеческой личности

молящегося, то тогда и приходит ответ от Бога в виде Божественной благода-

ти.

79. Если бы меня сейчас спросили об имяславии, то ответил бы так. Бог

вездесущий и Божественные энергии пронизывают весь тварный космос.

Когда же мы говорим об Иисусовой молитве, то речь идет о Божественной

благодати. Когда Иисусова молитва совершается надлежащим образом, то

Божественная благодать может дароваться при произнесении каждого слова

Иисусовой молитвы, необязательно имени Божиего. Когда же молитва совер-

шается кое-как, то и Божественная благодать не даруется. Как чтение уни-

кальных паспортных данных не означает, что Вы соединились в беседе с са-

мим человеком, так и простое чтение имени Божиего не дает автоматически

Божественную благодать. Даже имя «Сый», то есть «Я тот, кто Я есть» ниче-

го не говорит о Боге, потому что Бог выше любого имени. В Иисусовой мо-

литве именно действие Божественной благодати в ответ на молитву дает нам

опыт Богообщения, а не простое призывание имени Божиего, которое само

по себе говорит лишь о нашем намерении, но автоматически не означает, что

уже в Боге.

80. Известно, что православные христиане называются братьями и се-

страми, потому что произошли от одних прародителей Адаме и Евы и пото-

му, что имеют единую православную веру. Но гораздо большее значение

имеет то, когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых, которые становят-

ся частью нас и тогда мы, действительно, становимся братьями и сестрами во

Христе, потому что приняли в себя Тело и Кровь Христову и находимся в Бо-

ге, соединившись с Ним.

81. Одно из отличий истинного старца от ложного состоит в том, что ис-

тинный старец видит в послушнике сына, а ложный – раба.

82. Почему сейчас стоит проблема в отношении Константинопольского

патриарха? Это потому, что Константинопольский патриарх вместо первен-

ства чести желает иметь первенство власти, что не допустимо ни для одной

Поместной Церкви. Автокефальные Церкви ограничены их канонической

территорией и не могут вмешиваться в дела других Поместных Церквей. Са-

ми же главы Поместных Церквей между собой равны, а первенство чести не

дает права на нарушение канонов.

83. Есть три вида искушений как действуют бесы на православных хри-

стиан: 1) отвлекать; 2) мешать; 3) пугать. Если мы во время искушений

сохраняем покаянную и смиренную молитву, то сможем преодолеть искуше-

ние. Когда православный христианин смирится, то искушение заканчивается.

Источник искушений - бесовская гордость, средство преодоления искушений

- кротость и смирение по заповеди Иисуса Христа: «Возьмите иго Мое на се-

бя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой ду-

шам вашим» (Мф. 11:29).

84. Господь наш Иисус Христос говорит: «Возьмите иго Мое на себя и

научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам

вашим» (Мф. 11:29). Иго Христово нужно понимать двояко: во-первых, это

тот крест, который несет православный христианин, во-вторых, забота Бога о

нас, которую мы принимаем или отвергает. В святоотеческой литературе это

означает синергию, то есть совместное действие человеческой воли и Боже-

ственной благодати. Иными словами, иго Христово – способ, которым дей-

ствует Бог, чтобы спасти нас для Царствия Небесного.

85. Мы знаем, что молиться надо в присутствии Божии, но где должно

быть это присутствие, разве везде вокруг себя? Находиться в присутствии

Божием надо в своем сердце и в нем же совершать молитву. Пока мы не

научимся уединяться в своем сердце, нам будет невозможно не рассеиваться

на молитве. Да и разве внимательная молитва – это предел? Нет, выше мо-

литвы безмолвие духа, но его обретают немногие.

86. Если рассматривать духовно-нравственную жизнь с точки зрения Бо-

жественной благодати, то она включает четыре этапа: 1) стяжание Боже-

ственной благодати (начинается с покаяния); 2) сохранение Божественной

благодати (достигается смирением); 3) умножение Божественной благодати

(с помощью любви к Богу и ближним) и 4) созерцание Божественной благо-

дати (благодаря чистоте сердца).

87. Иногда православные христиане полагают, что Бог рассчитывает все

варианты всех возможных последствий и для кого-то Он – суперкомпьютер,

но это не так. Бог все знает не одно прежде или после другого, а вдруг, в од-

ном действии, так что и будущее для Него есть предмет не предведения, а

простого ведения как настоящее.

88. Куда движется развитие общества при философском подходе? От Бо-

га к человекобожию: от богоизбранного народа, который находился под во-

дительством Бога, затем через различные коллективные формы правления к

абсолютной власти одного правителя. Так, первый уровень философии – во-

прос о первоэлементах, когда люди, если они не материалисты, еще могли

возвысится до понятия Бога в случае субъективного идеализма. Второй уро-

вень философии – пространство и время, взаимоотношения в обществе. В

процессе исторического развития люди перешли от царств до социализма и

коммунизма. Третий уровень философии – человек. Сейчас общество атомар-

но и людей интересует лишь собственный эгоизм. В итоге же изберут едино-

го человека, который назовет себя Богом, и ему будут подчинены все, кто не

верны единому Богу.

89. В России с советского времени приняты поминки, по усопшему,

причем часто со спиртным. Поминать - вспоминать по имени, то есть молить-

ся об упокоении души усопшего. Ясно, что выпивший человек на это не

способен, а если и дерзнет, то такая молитва не угодна Богу. Поэтому

родственники, чтобы изменить участь усопшего, должны сами молиться об

усопшем, часто исповедоваться и причащаться, а также важно заказать поми-

новение на проскомидии (сорокоуст, полугодовое или годовое) об усопшем,

что имеет большую пользу для него, и можно заказывать панихиды, что тоже

имеет пользу. Кроме того, нужно всех прощать, иначе как мы можем наде-

яться на прощение Божие для усопшего, если сами прощать не будем. Важно

иметь мир со всеми.

90. Так как мне надо каждый день мыть пол в храме и трапезной, то при-

веду такое сравнение. Людей, которые не заботятся о своем спасении, можно

уподобить тряпке, которая лежит на одном месте, она не участвует в уборке,

то есть не приносит никому пользы, но лишь со временем пылиться, то есть

все равно покрывается грехами, так как считается новой, то предположитель-

но не нуждается в мытье, то есть люди не прибегают к Таинству Покаяния,

так как, по их мнению, ничем особым не согрешили и греховная пыль для

них естественна и они к ней привыкли. Православные же христиане, которые

совершают добрые дела, борются с залежами своих грехов и страстей, не

только себе приносят пользу, но и другим и часто пачкаются от греховной

грязи, но регулярно и моются, потому что прибегают к Таинству Покаяния. В

конце жизненного цикла этих двух тряпок, первая смотрится новее, но она

вся в пыли, вторая – вся потертая, но как много пользы она принесла. Поэто-

му первая тряпка – пустая трата денег, то есть расходов на нее и ее просто

выкидывают как ненужную, а вторая – достойна похвалы. Так и нерадивых

люди отправляются во тьму кромешную, а труженики, заботящиеся о спасе-

нии, – в Царствие Небесное.

91. Мы часто ностальгируем по прошлому и строим планы и надеемся

на будущее, но надо научиться жить в настоящем, только настоящее подлин-

но реально и как мы в нем будем жить, такова и будет наша жизнь как сей-

час, так и в будущей жизни. Надо уметь ценить то, что мы имеем, тогда все,

что у нас есть будет достаточным для счастья. Счастье ведь не в количестве

чего-то, а в нашем внутреннем отношении к Богу, людям и вещам.

92. Когда мы смотрим на звезды, то видим прошлое, потому что свет от

звезд идет очень долго и этих звезд сейчас возможно уже нет. Так и когда мы

любуемся нашими воспоминаниями, нужно понимать, что они прошли и их

уже нет. Нужно жить настоящим: здесь и сейчас. Надо стремиться к соедине-

нию с вечным Богом, а все временное пройдет и исчезнет.

93. Архим. Кирилл (Павлов) говорил: «Все, что не ведет к спасанию, –

бесполезно». Будем ценить время нашей жизни, чтобы не тратить его на суе-

ту.

94. Мы не должны иметь ни к чему пристрастия. Все наше стремление

должно быть направлено только на соединение с Богом.

95. Симеон Афонский пишет: «Все назначение человека – очищать свое

сердце». Когда сердце человека будет чисто, то его наполнит Божественная

благодать и он узрит Бога.

96. Многие православные христиане полагают, что с обретением непре-

станной Иисусовой молитвы заканчивается духовно-нравственная жизнь, но

на самом деле это только начало духовного пути, а все, что до этого было -

лишь как тусклое стекло. Какие понятия важно знать для понимания священ-

ного безмолвия, обретаемого молящемуся Иисусовой молитвой: память

смертная, молитвенное Богообщение в присутствии Божием, самоотверже-

ние, мир души, непрестанная Иисусова молитва, духовная радость, умиро-

творенность ума и души, духовное рассуждение, ум становится безмолвным

и боговидным, благодатное сознание, Богопознание, Богосозерцание, Богови-

дение, Богозрение, Боговедение, Богопостижение, Божественная любовь и

красота, бесстрастие души, безмолвие духа, покой Божий, Богоподобие, Бо-

гоединение, обожение.

97. Полагаю, что путь спасения состоит из 3 этапов: 1) духовно-нрав-

ственная жизнь; 2) единение с Богом; 3) дары Духа Святого.

98. Почему рядом со святым угодником Божиим отпадают все вопросы?

Потому что наш эгоистический ум покоряется действию Божественной

благодати и просвещается ею. Святой угодник Божий передает дух и духов-

ный опыт. Он стяжал в себе Бога и делает нас Его причастником уже по фак-

ту того, что мы находимся рядом со святым угодником Божиим. Поэтому не

нужно выискивать старца, но когда Вы будете рядом с ним, то поймете по

той духовной силе, которую ему даровал Бог, что это тот, кто может помочь

обрести Вам Бога и спасения. Как это может быть? Прочитайте как митр. Ан-

тоний Сурожский обрёл своего духовного отца. Ведь не случайно он потом

любил оставлять время для молчания. Это не просто пребывание в тишине.

Митр. Антоний Сурожский опытно познал, что значит пребывать в Боге в

священном безмолвие. Его глаза во время бесед лучше слов говорят о его ду-

ховном опыте Богопознания.

99. Мы знаем, что непрестанная Иисусова молитва, бесстрастие, созер-

цание Божественного света, священное безмолвие приводят к покою в Боге,

но как это описать? Полагаю, что для описания покоя в Боге подходят слова

Псалтири: «Насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей» (Пс. 16:15).

100. Царствие Божие обретается в чистом сердце, когда оно освободится

от помыслов, желаний, страстей и привязанностей, и живет в нем как Боже-

ственная Любовь, Божественный свет и Божественный покой.



В раздел образования