Авторы: Тубова Мария Сергеевна, Гаджиева Вера Анатольевна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №20
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования
Раздел: начальное образование
Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего
образования
Проблема преемственности приобретает острую актуальность в кризисные и
тяжелые
периоды
развития
общества
и
образования.
Переход
к
госстандартам, компьютеризация, информатизация обучения позволили
сохранить единое образовательное пространство. В этот период создавались
образовательные комплексы «детский сад - школа». Но удалось решить
только некоторые проблемы преемственности. В данном случае непрерывное
образование является условием обеспечения преемственности в развитии
ребенка. Это формирование у дошкольников качеств.Необходимых для
овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности,
самостоятельности,
творческого
самовыражения,
способности
к
самоизменению. Решение проблемы преемственности и результативности
непрерывного образования связано с социально – личностным развитием
ребенка, с успешностью его социализации.
Требует
развития
социальной
и
коммуникативной
компетентности
дошкольника и младшего школьника. Условием реализации принципа
преемственности
в
образовании
является
сбалансированность
репродуктивной и исследовательской творческой деятельности ребенка. В
связи
сэтим
возникает
проблема
создания
условий
для
успешной
социализации ребенка. Происходит осознание того. Что решение проблемы
преемственности находится также в сфере более широкой,- чем образование,
- сфере социализации личности. В связи с возрастными особенностями
ребенка. В обществе прошлого поколения люди старшие по возрасту,служат
моделью поведения для молодых. В современном, индустриальном обществе
моделью для людей является поведение их успешных современников. Дети и
взрослые «учатся у своих современников. В культуре между разных
поколений акцент переносится с прошлого на настоящее, т. е.от старших к
младшим. Молодое поколение. С маленького возраста заставая достигнутый
обществом уровень культуры, накопленный тяжелым трудом многих
поколений. Принимает его как должное и адаптируется к нему без
конфликтов. Поскольку, адаптироваться в массовом масштабе к такому
невиданному ранее объему информации, пргрессу экранной культуры могут
только молодое поколение.
В проблемном поле преемственности развитие человека рассматривается как
совокупность взаимодополняющих процессов – природного, культурного,
социального
и
других,
которые
определяют
характер,содержание
и
результаты его социализации. Четырехлетнее начальное обучение создает
реальные возможности для решения проблемы преемственности. Для более
плавного перехода из дошкольного детства к систематическому обучению.
Отсюда следует, что одним из аспектов проблемы преемственности является
вопрос готовности к школьному обучению. Это решается на основе
определения смежных областей. Между дошкольным и школьным возрастом
смежным полем преемственности является равноправное существование в
первом классе игровой и учебной деятельности. Системнообразующим
элементом
будет
являться
игра
в
проектировании
собственной
жизнедеятельности,причем этот элемент реально объединяет в режиме
общей деятельности ученика, учителя, родителей и образовательную среду.
Психолого - педагогическими исследованиями давно доказано, что развитие
новой ведущей деятельности прямо предусмотрено преемственностью с
предыдущей. Нарушение законов преемственности приводит к тому, что в
класс приходят дети, не умеющие учиться. Поскольку был не организован
процесс преемственности личностного развития ученика, становления его
субъективности. А также психологического обеспечения и мониторинга
этого процесса. На практике проблема преемственности сводится к решению
вопроса: « Как адаптировать первоклассника к школе?» Но проблема
адаптации- это лишь один аспект преемственности. Это разностороннее
развитие самого ребенка, личностного и индивидуального.
Отсутствие активных ролей для родителей в подготовке к школе чревато тем,
что
они
изначально
исключаются
из
числа
важнейших
факторов
преемственности. Это противоестественно, ведь у ребенка с возрастом будут
меняться учителя, наставники, а родители это основная составляющая
социализации.
Итак ведущим видом
деятельности
у дошкольника является игровая
деятельность и ее соответствие возрасту. Учебная- для младших школьников.
Обеспечение игровой и учебной деятельности в образовательном процессе
детского сада и начальной школы. Обеспечение
творческого характера
деятельности ребенка в детском саду, школе и семье. Самореализующее
взаимодействие с окружающим миром, обеспечение в воспитательном
процессе развитие интелекта и социальных эмоций. Воспитание у детей
произвольности
внимания
воображения,
познавательной
активности,
развитие
культуры
речи,
художественно-
эстетическое
и
знаково-
математическое
развитие.
Вот
основные
аспекты
преемственности
дошкольника
и
младшего
школьника.
Технологические
вопросы
преемственности
подразумевают
постоянную
социальную,
психолого-
педагогическую
поддержку
индивидуальности
ребенка
специалистами
детского сада и школы.
Подход к преемственности дошкольного и начального образования связан с
идеями
самоценности
дошкольного
детства.
Ориентиры
играницы
содержания обучения задают особенности возрастного развития детей.
Принятие тезиса о необходимости формирования умения самостоятельно
учиться за основу построения образовательного процесса в дошкольном
учреждении в корне меняет сложившиеся представления как о подходах к его
построению, так и о его структуре и содержании. В этом случае содержание
перестает быть целью, а становится средством организации требуемой
учебной деятельности. Умение учиться самостоятельно предполагает не
владение опеделенным объемом знаний и умений, раз и навсегда выученных
и освоеннных, умение доучиваться, переучиваться, самостоятельно осваивать
новые образовательные области, используя имеющиеся учебные умения.
Возникает проблема соответствия дошкольных программ и младшего
школьного образования в целях преемственности.
Список литературы:
1.Концепция модернизации российского образования на период до 2010
года//Вестник образования.2002г. №6. С.11-42.
2.
Концепция
содержания
непрерывного
образования(
дошкольное
и
начальное звено)//Современная начальная школа/ Авт.-сост. И. А. Петрова и
др. М.: ООО «Изд-во Аст».2003г.
3.РомашинаС.
Я.,
Борискина
Б.
Е.
Организация
дополнительного
пространства развития младших школьников. Барнаул: Изд-во БГПУ,2012г.
4Свиридов А.Н. Педагогический потенциал социализации: Монография. М.:
Изд-во БГПУ 2015г.