Напоминание

Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования


Авторы: Тубова Мария Сергеевна, Гаджиева Вера Анатольевна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №20
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования
Раздел: начальное образование





Назад




Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего

образования

Проблема преемственности приобретает острую актуальность в кризисные и

тяжелые

периоды

развития

общества

и

образования.

Переход

к

госстандартам, компьютеризация, информатизация обучения позволили

сохранить единое образовательное пространство. В этот период создавались

образовательные комплексы «детский сад - школа». Но удалось решить

только некоторые проблемы преемственности. В данном случае непрерывное

образование является условием обеспечения преемственности в развитии

ребенка. Это формирование у дошкольников качеств.Необходимых для

овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности,

самостоятельности,

творческого

самовыражения,

способности

к

самоизменению. Решение проблемы преемственности и результативности

непрерывного образования связано с социально – личностным развитием

ребенка, с успешностью его социализации.

Требует

развития

социальной

и

коммуникативной

компетентности

дошкольника и младшего школьника. Условием реализации принципа

преемственности

в

образовании

является

сбалансированность

репродуктивной и исследовательской творческой деятельности ребенка. В

связи

сэтим

возникает

проблема

создания

условий

для

успешной

социализации ребенка. Происходит осознание того. Что решение проблемы

преемственности находится также в сфере более широкой,- чем образование,

- сфере социализации личности. В связи с возрастными особенностями

ребенка. В обществе прошлого поколения люди старшие по возрасту,служат

моделью поведения для молодых. В современном, индустриальном обществе

моделью для людей является поведение их успешных современников. Дети и

взрослые «учатся у своих современников. В культуре между разных

поколений акцент переносится с прошлого на настоящее, т. е.от старших к

младшим. Молодое поколение. С маленького возраста заставая достигнутый

обществом уровень культуры, накопленный тяжелым трудом многих

поколений. Принимает его как должное и адаптируется к нему без

конфликтов. Поскольку, адаптироваться в массовом масштабе к такому

невиданному ранее объему информации, пргрессу экранной культуры могут

только молодое поколение.

В проблемном поле преемственности развитие человека рассматривается как

совокупность взаимодополняющих процессов – природного, культурного,

социального

и

других,

которые

определяют

характер,содержание

и

результаты его социализации. Четырехлетнее начальное обучение создает

реальные возможности для решения проблемы преемственности. Для более

плавного перехода из дошкольного детства к систематическому обучению.

Отсюда следует, что одним из аспектов проблемы преемственности является

вопрос готовности к школьному обучению. Это решается на основе

определения смежных областей. Между дошкольным и школьным возрастом

смежным полем преемственности является равноправное существование в

первом классе игровой и учебной деятельности. Системнообразующим

элементом

будет

являться

игра

в

проектировании

собственной

жизнедеятельности,причем этот элемент реально объединяет в режиме

общей деятельности ученика, учителя, родителей и образовательную среду.

Психолого - педагогическими исследованиями давно доказано, что развитие

новой ведущей деятельности прямо предусмотрено преемственностью с

предыдущей. Нарушение законов преемственности приводит к тому, что в

класс приходят дети, не умеющие учиться. Поскольку был не организован

процесс преемственности личностного развития ученика, становления его

субъективности. А также психологического обеспечения и мониторинга

этого процесса. На практике проблема преемственности сводится к решению

вопроса: « Как адаптировать первоклассника к школе?» Но проблема

адаптации- это лишь один аспект преемственности. Это разностороннее

развитие самого ребенка, личностного и индивидуального.

Отсутствие активных ролей для родителей в подготовке к школе чревато тем,

что

они

изначально

исключаются

из

числа

важнейших

факторов

преемственности. Это противоестественно, ведь у ребенка с возрастом будут

меняться учителя, наставники, а родители это основная составляющая

социализации.

Итак ведущим видом

деятельности

у дошкольника является игровая

деятельность и ее соответствие возрасту. Учебная- для младших школьников.

Обеспечение игровой и учебной деятельности в образовательном процессе

детского сада и начальной школы. Обеспечение

творческого характера

деятельности ребенка в детском саду, школе и семье. Самореализующее

взаимодействие с окружающим миром, обеспечение в воспитательном

процессе развитие интелекта и социальных эмоций. Воспитание у детей

произвольности

внимания

воображения,

познавательной

активности,

развитие

культуры

речи,

художественно-

эстетическое

и

знаково-

математическое

развитие.

Вот

основные

аспекты

преемственности

дошкольника

и

младшего

школьника.

Технологические

вопросы

преемственности

подразумевают

постоянную

социальную,

психолого-

педагогическую

поддержку

индивидуальности

ребенка

специалистами

детского сада и школы.

Подход к преемственности дошкольного и начального образования связан с

идеями

самоценности

дошкольного

детства.

Ориентиры

играницы

содержания обучения задают особенности возрастного развития детей.

Принятие тезиса о необходимости формирования умения самостоятельно

учиться за основу построения образовательного процесса в дошкольном

учреждении в корне меняет сложившиеся представления как о подходах к его

построению, так и о его структуре и содержании. В этом случае содержание

перестает быть целью, а становится средством организации требуемой

учебной деятельности. Умение учиться самостоятельно предполагает не

владение опеделенным объемом знаний и умений, раз и навсегда выученных

и освоеннных, умение доучиваться, переучиваться, самостоятельно осваивать

новые образовательные области, используя имеющиеся учебные умения.

Возникает проблема соответствия дошкольных программ и младшего

школьного образования в целях преемственности.

Список литературы:

1.Концепция модернизации российского образования на период до 2010

года//Вестник образования.2002г. №6. С.11-42.

2.

Концепция

содержания

непрерывного

образования(

дошкольное

и

начальное звено)//Современная начальная школа/ Авт.-сост. И. А. Петрова и

др. М.: ООО «Изд-во Аст».2003г.

3.РомашинаС.

Я.,

Борискина

Б.

Е.

Организация

дополнительного

пространства развития младших школьников. Барнаул: Изд-во БГПУ,2012г.

4Свиридов А.Н. Педагогический потенциал социализации: Монография. М.:

Изд-во БГПУ 2015г.



В раздел образования