Авторы: Селянина Елена Александровна, Войцехович Жанна Николаевна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №20
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Культура поведения младших школьников
Раздел: начальное образование
Культура поведения младших школьников
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития
личности
ребёнка
и
предполагает
становление
его
отношения
к
родителям,
окружающим, к коллективу, обществу, отношение к труду, своим обязанностям и
самому себе.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется
повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат,
что говорят. Эти особенности являются залогом успешного воспитания младших
школьников. Детям свойственны непосредственность и доверчивость. Взрослые должны
бережно относиться к
проявлениям честности, искренности и прямолинейности в
рассуждениях и поведении детей.
Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и
последовательного нравственного воспитания детей. Как помочь нашим детям стать
такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми?
Итак, составной частью нравственного воспитания младших школьников является
культура поведения.
Задачи взрослых в воспитании культуры поведения у детей:
1. Воспитание уважения к людям.
2. Формирование правил поведения и хороших манер в гостях, дома, на улице, в
общественных местах.
3. Воспитание культуры общения и культуры речи ребёнка.
Воспитание уважения к людям осуществляется главным образом через семейное
воспитание. Каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и
окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесёт во
взрослую жизнь. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим
людям и к самому себе начинается в детстве. Ребёнок чрезвычайно подражателен и
усваивает те модели поведения, которые в нём закладывает его семья. Если изо дня в
день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, если ребёнок учится в
семье рисовать жизнь только чёрными красками – помочь такому ребёнку жить по
законам добра трудно.
Помните:
- Ваши показные вежливость и чуткость ребёнок легко распознает – подражая, он очень
скоро вернёт их вам.
- Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребёнка.
- Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребёнок станет отзываться так и о вас.
- Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребёнка уроком доброты и
человечности.
- Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение –
нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребёнка.
Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и
законам совместного проживания. Ребёнок должен знать, когда можно включать и
выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с
незнакомым человеком. С какого же возраста эти правила могут быть вводимы в поле
зрения ребёнка? С первых лет жизни. Осознаются они постепенно не в виде отвлечённых
понятий, а в живых впечатлениях из окружающей жизни. Тут мало просто познакомить
ребят с нормами нравственного поведения, важно строить в соответствии с ними всю их
повседневную жизнь. Дети должны понять, что любое их слово и действие не
безразлично для людей, а так или иначе касаются окружающих, что каждый их шаг,
поступок – это испытание.
О правилах поведения и хороших манерах дома и в общественных местах говорится и
пишется достаточно много. Однако бывают случаи, когда ребята знают правила
поведения, но не выполняют их.
Причин этому несколько:
- дети просто не знают некоторых правил. Однако незнание правил – причина простая и
легко устранимая.
- некоторые правила поведения ребята знают, однако не умеют их правильно выполнять.
Значит, у них не выработалась привычка, которая формируется неоднократным
упражнением.
- иногда ребёнок знает правила поведения, знает, как их выполнять, но … не выполняет.
Вероятнее всего это происходит из-за отсутствия волевого усилия в достижении чего-то.
- часто ребята не выполняют правила, считая их ненужными, неважными, что их просто
придумали взрослые.
Большая роль принадлежит взрослым и в воспитании культуры поведения в
общественных местах. Являясь примером, они должны прежде всего следить за своим
поведением. Это обязательное правило культуры поведения, которая воспитывается не с
помощью нравоучений, какого-то специального морализаторства, а всем образом,
укладом жизни, отношениями, существующими в семье. Если отец в течение всей жизни
приносит маме в праздник цветы, не забывает поздравить в юбилейные даты и подарить
что-нибудь красивое и приятное, уходя на работу и возвращаясь с неё, целует мать,
ребёнок будет делать то же самое по отношению к своей матери и матери своих детей.
Грубость детей в отношении родителей в большинстве случаев происходит потому, что
бестактность и грубость царили в отношениях между ними самими. Вежливость – это и
черта характера, и искусство вести себя в обществе. Ребёнок учится этому, подражая
взрослым. И при любых условиях надо учить вежливо, а не грубо.
Советы родителям:
1. Не учите культуре назидательно. Излишняя морализация вызывает желание
действовать назло.
2. Привлекать ребёнка к посильной деятельности (накрыть на стол, почистить обувь и
одежду, подготовиться к встрече гостей).
3. Создавать специальные ситуации-задания: встретить тётю Машу, пригласить кого-то
на прогулку, позвонить по телефону знакомым и др.
4. В выработке культуры поведения широко использовать игры и игровые ситуации.
5. Помнить, что в воспитании культуры поведения есть ситуации, когда вообще никакие
слова не нужны, достаточно примера, образца поступка.
6. Создавать вместе с детьми различные памятки: «Мой внешний вид», «Культура
поведения в музее, кинотеатре» и т.д.
7. Помнить: вы – главный воспитатель, вы – пример. Если спросить любого из вас:
«Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок вырос высоко нравственным человеком?», то,
наверняка, все ответят утвердительно.