Напоминание

Культура поведения младших школьников  


Авторы: Селянина Елена Александровна, Войцехович Жанна Николаевна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №20
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Культура поведения младших школьников  
Раздел: начальное образование





Назад




Культура поведения младших школьников  

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития

личности

ребёнка

и

предполагает

становление

его

отношения

к

родителям,

окружающим, к коллективу, обществу, отношение к труду, своим обязанностям и

самому себе.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется

повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат,

что говорят. Эти особенности являются залогом успешного воспитания младших

школьников. Детям свойственны непосредственность и доверчивость. Взрослые должны

бережно относиться к

проявлениям честности, искренности и прямолинейности в

рассуждениях и поведении детей.

Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и

последовательного нравственного воспитания детей. Как помочь нашим детям стать

такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми?

Итак, составной частью нравственного воспитания младших школьников является

культура поведения.

Задачи взрослых в воспитании культуры поведения у детей:

1. Воспитание уважения к людям.

2. Формирование правил поведения и хороших манер в гостях, дома, на улице, в

общественных местах.

3. Воспитание культуры общения и культуры речи ребёнка.

Воспитание уважения к людям осуществляется главным образом через семейное

воспитание. Каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и

окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесёт во

взрослую жизнь. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим

людям и к самому себе начинается в детстве. Ребёнок чрезвычайно подражателен и

усваивает те модели поведения, которые в нём закладывает его семья. Если изо дня в

день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, если ребёнок учится в

семье рисовать жизнь только чёрными красками – помочь такому ребёнку жить по

законам добра трудно.

Помните:

- Ваши показные вежливость и чуткость ребёнок легко распознает – подражая, он очень

скоро вернёт их вам.

- Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребёнка.

- Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребёнок станет отзываться так и о вас.

- Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребёнка уроком доброты и

человечности.

- Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение –

нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребёнка.

Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и

законам совместного проживания. Ребёнок должен знать, когда можно включать и

выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с

незнакомым человеком. С какого же возраста эти правила могут быть вводимы в поле

зрения ребёнка? С первых лет жизни. Осознаются они постепенно не в виде отвлечённых

понятий, а в живых впечатлениях из окружающей жизни. Тут мало просто познакомить

ребят с нормами нравственного поведения, важно строить в соответствии с ними всю их

повседневную жизнь. Дети должны понять, что любое их слово и действие не

безразлично для людей, а так или иначе касаются окружающих, что каждый их шаг,

поступок – это испытание.

О правилах поведения и хороших манерах дома и в общественных местах говорится и

пишется достаточно много. Однако бывают случаи, когда ребята знают правила

поведения, но не выполняют их.

Причин этому несколько:

- дети просто не знают некоторых правил. Однако незнание правил – причина простая и

легко устранимая.

- некоторые правила поведения ребята знают, однако не умеют их правильно выполнять.

Значит, у них не выработалась привычка, которая формируется неоднократным

упражнением.

- иногда ребёнок знает правила поведения, знает, как их выполнять, но … не выполняет.

Вероятнее всего это происходит из-за отсутствия волевого усилия в достижении чего-то.

- часто ребята не выполняют правила, считая их ненужными, неважными, что их просто

придумали взрослые.

Большая роль принадлежит взрослым и в воспитании культуры поведения в

общественных местах. Являясь примером, они должны прежде всего следить за своим

поведением. Это обязательное правило культуры поведения, которая воспитывается не с

помощью нравоучений, какого-то специального морализаторства, а всем образом,

укладом жизни, отношениями, существующими в семье. Если отец в течение всей жизни

приносит маме в праздник цветы, не забывает поздравить в юбилейные даты и подарить

что-нибудь красивое и приятное, уходя на работу и возвращаясь с неё, целует мать,

ребёнок будет делать то же самое по отношению к своей матери и матери своих детей.

Грубость детей в отношении родителей в большинстве случаев происходит потому, что

бестактность и грубость царили в отношениях между ними самими. Вежливость – это и

черта характера, и искусство вести себя в обществе. Ребёнок учится этому, подражая

взрослым. И при любых условиях надо учить вежливо, а не грубо.

Советы родителям:

1. Не учите культуре назидательно. Излишняя морализация вызывает желание

действовать назло.

2. Привлекать ребёнка к посильной деятельности (накрыть на стол, почистить обувь и

одежду, подготовиться к встрече гостей).

3. Создавать специальные ситуации-задания: встретить тётю Машу, пригласить кого-то

на прогулку, позвонить по телефону знакомым и др.

4. В выработке культуры поведения широко использовать игры и игровые ситуации.

5. Помнить, что в воспитании культуры поведения есть ситуации, когда вообще никакие

слова не нужны, достаточно примера, образца поступка.

6. Создавать вместе с детьми различные памятки: «Мой внешний вид», «Культура

поведения в музее, кинотеатре» и т.д.

7. Помнить: вы – главный воспитатель, вы – пример. Если спросить любого из вас:

«Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок вырос высоко нравственным человеком?», то,

наверняка, все ответят утвердительно.



В раздел образования