Автор: Бакаева Ирина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад 59"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Как научить ребенка общению"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Как научить ребенка общаться»
Подготовила консультацию:
Бакаева И.В.
Каждому родителю хочется видеть своего ребёнка умеющим общаться с
окружающими людьми. Но не всегда ребёнку самому удаётся разобраться в
сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача
взрослых - помочь ему в этом.
Умение общаться включает в себя несколько правил:
1.
Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»)
2.
Умение
общаться
(«Я
умею»):
включающее
умение
слушать
собеседника,
эмоционально
сопереживать,
решать
конфликтные
ситуации.
3.
Знание норм и правил общения («Я знаю»).
В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими
потребностями
становятся
потребность
в
самостоятельности,
новых
впечатлениях и в общении. Большинство родителей уверены в том, что
ребёнку нужны лишь тёплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее
образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но ребенку не
менее важно, чтобы его родители стали его друзьями, что часто родители не
в силах дать ребенку, из-за нехватки знаний, опыта или нехватки времени и
сил.
Важным компонентом благополучного развития ребёнка является
формирование адекватной самооценки, на становление которой большое
влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчёта в этом (уже с
самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки – активность,
находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.
Для того, чтобы сформировать адекватную самооценку:
- Не оберегайте своего ребёнка от повседневных дел, не стремитесь решать за
него все проблемы, но не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть
ребёнок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от
сделанного;
- Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого
заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть
соизмерима с поступком;
- Поощряйте в ребёнке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний,
но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;
- Не забывайте поощрять и других, в присутствии ребёнка. Подчеркните
достоинства другого и покажите, что ваш ребёнок может также достичь
этого;
- Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и
неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;
- Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой
(тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
Конечно, все дети разные, но им всем нужно научиться взаимодействовать
друг с другом,
Если у вашего ребенка происходят частые ссоры с другими детьми:
- Сдерживайте стремления ребёнка провоцировать ссоры;
- Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребёнка в её
возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в
причинах ее возникновения;
- После конфликта обговорите с ребёнком причину его возникновения,
определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к
конфликту. Попытайтесь найти иные возможности, способы выхода из
конфликтной ситуации;
- Не обсуждайте при ребёнке проблемы его поведения. Он может
утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать
провоцировать их;
- Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два
мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше
понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами
могут найти общий язык, при этом они учатся общаться друг с другом. Если
же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает жертвой,
следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у
побежденного.
Если ваш ребенок проявляет агрессию по отношению в другим детям:
- Для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения
ребёнка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка
накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого
не самые лучшие средства;
- Дайте возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие
объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей,
разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает
злость;
- Показывайте ребёнку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не
провоцируйте конфликт, не допускайте при ребёнке вспышек гнева или
нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы мести;
- Пусть ваш ребёнок в каждый момент времени чувствует, что вы любите,
цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или
пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.
Если ваш ребенок излишне застенчив, то вам могут помочь следующие
советы:
- Расширяйте круг общения вашего ребёнка, приводите его в новые места и
знакомьте с новыми людьми;
- Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте
ребёнку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие
получили, общаясь с тем или иным человеком;
- Стремитесь сами стать для ребёнка примером эффективно общающегося
человека;
- Если вы заметили, что несмотря на ваши усилия, ребёнок становится все
более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной
помощью.
Уважаемые родители - надеюсь, что эти рекомендации помогут Вам в
вопросах воспитания детей.