Автор: Тюдина Людмила Валерьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №1" Населённый пункт: г. Бугуруслан, Оренбургская область Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка Тема: СПП с придаточными причины и следствия Раздел: среднее образование
Название предмета : русский язык
Класс: 9
УМК: «Русский язык» для 9 класса общеобразовательных учреждений: авт.-сост.
Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Т.М. Воителева. – М: «Русское слово», 2013.
Уровень обучения : базовый.
Тема урока : Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы : 2
Место урока в системе уроков по теме : 12-ый урок в разделе «Сложноподчиненные
предложения».
Цель урока : познакомить учащихся со СПП с придаточными причины и следствия
Задачи урока:
1.
Формировать умение конструировать
СПП
с придаточными причины и следствия;
закрепить знания о СПП с придаточными обстоятельственными разных видов.
2. Развивать навыки построения СПП с придаточными
причины, следствия и постановки
знаков препинания в них ; умение отличать СПП с придаточными причины и следствия от
других СПП с придаточными обстоятельственными
;
мышление, умение анализировать.
3.Воспитывать интерес к изучению русского языка; потребность личности к познанию и
творчеству средствами литературных произведений
Планируемые результаты: знать условия постановки знаков препинания между частями
СПП с придаточными причины и следствия, уметь конструировать СПП с придаточными
причины и следствия .
Техническое обеспечение урока : компьютерная презентация, компьютер, проектор.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
1.
Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. М., 2006
2.
Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева и др. Русский язык. 9 класс. ООО «Русское слово -
учебник», 2016 г
3.
ОГЭ
2017.
Русский
язык.9
класс.
Основной
государственный
экзамен./
И.П.Васильевых, Ю.Н. Гостева, Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2017
.
Содержание урока
1. Организационный момент
-Приветствие учащихся
2.Эмоциональный настрой урока.
-Внимание на экран.
(Видеоролик «Шопен. Первый снег»)
- Ваши мысли…
- Какую мысль автор хотел донести до нас? (Мечта, ожидание праздника, восторга…)
- Выразите ваши ощущения словесно…С помощью чего можно это сделать?
2. Активизация пройденного материала
1) Творческая работа.У доски работают три ученика. (слайд1)
Один ученик записывает на доске СПП с придаточным места на тему «Первый снег»,
строит схему, обводит овалом союз (союзное слово подчёркивают как член предложения)
Второй ученик записывает на доске СПП с придаточным времени на тему «Первый снег»,
строит схему, обводит овалом союз (союзное слово подчёркивают как член предложения)
1
Третий ученик записывает на доске СПП с придаточным сравнения на тему «Первый
снег», строит схему, обводит овалом союз (союзное слово подчёркивают как член
предложения)
(1 ряд работает с первым учеником, 2 ряд работает со вторым учеником, 3 ряд
работает с третьим учеником,).
2) Работа в парах. Взаимопроверка. Взаимооценка в листах оценивания. (Приложение
№4)
- Оцените работу своего товарища
3. Первичное усвоение новых знаний.
1.
Определяем проблему урока. (слайд2)
- Прочитайте два предложения
Дети затаили дыхание и наблюдали за парящими в небе снежинками, потому что
нарисованная загадочным художником картина была великолепна.
Дети наблюдали за парящими в небе снежинками, так что не слышно было даже
дыхания.
- Сравните предложения.
- Что вы можете о них сказать?
(Первое предложение - сложное, состоит из двух простых, второе предложение указывает
на причину того, о чём говорится в первом. Присоединяется к главному предложению с
помощью союза «потому что»)
Второе предложение - сложное, состоит из двух простых, второе предложение указывает
на результат того, о чём говорится в первом. Присоединяется к главному предложению с
помощью союза «так что»)
2.Сообщение темы урока. Постановка цели
- Сформулируйте тему. Запишите (слайд3)
- Цель нашего урока?
(Познакомиться со СПП с придаточными обстоятельственными причины и следствия.)
Задачи?
(Научиться видеть СПП с придаточными причины и следствия, отличать их от других СП,
расставлять знаки препинания…)
3. 1) Работа в группах
(Учащиеся читают параграф 17, стр.225-239, систематизируют информацию)
Каждая группа представляет свою теорию о СПП с придаточными причины и следствия
Работа с листами самооценки (каждый оценивает свою работу в группе).
Окончательный вывод по теме делает учитель. (слайд4-5)
Сложноподчинённое предложение с придаточным причины
Придаточное причины указывает на причину того, о чём говорится в главной части
предложения
Придаточные причины отвечают на вопросы
почему? отчего?
Придаточные
причины присоединяются ко
всей главной части с помощью союзов
потому что, так как,
оттого что, вследствие того что,
2
для того чтобы
Придаточное причины
стоит после главной части:
Снега было много,
потому что он шёл
три дня.
стоит в середине:
Мы
замёрзли,
вследствие
того
что
были легко одеты,
и скорее побежали
домой.
может
занимать
позицию
перед
главной
частью:
Так
как
наступила
зима,
морозы
продолжались.
Сложноподчинённое предложение с придаточным следствия
Придаточное причины указывает на следствие, результат того, о чём говорится в
главной части предложения
Придаточные
сравнительные
отвечают
на
вопросы
что произошло вследствие того? что
из этого следует?
П р и д а т о ч н ы е
с р а в н и т е л ь н ы е
присоединяются ко всей главной части с
помощью союза
так что
Придаточное следствия
стоит после главной части:
Снега было много,
так
что мы могли
построить крепость.
4.
Первичное
проверка
понимания.
Применение
новых
знаний
на
языковом
материале.
1.Из предложенного материала учащиеся выписывают в три группы СПП с придаточными
причины и следствия, которые стоят1)перед главным; 2)после гланого; 3) в середине
главного; расставляют знаки препинания.
Первый снег.
Наступила зима, потому что выпал снег. Воздух может потеплеть, так что снег еще
может растаять. Для детей первый зимний снег - настоящее раздолье, так что сразу же все
выбегают на улицу и начинают строить снеговиков, играть в снежки, кататься на санках и
лыжах.
Главное,
хорошо
одеться,
взять
перчатки
или
варежки,
так
как
снег
может
заморозить руки. Вследствие того что снег мягкий и пока ещё рыхлый, можно лепить
снежки и строить снеговую башню. Я трудился со всей душой, оттого что мы были все
вместе, и был рад наступившей зиме.
- Работа с листами самооценки (каждый оценивает свою работу по ключу (слайд6)
5. Первичное закрепление.
1.Работа с карточками.(Приложение 5)
Для
закрепления
изученного
материала
учащимся
выдаются
карточки
с
заданием,
составленным по материалам сборника «ОГЭ 2017. Русский язык.9 класс. Основной
3
государственный
экзамен./
И.П.Васильевых,
Ю.Н.
Гостева,
Г.Т.
Егораева.
–
М.:
Издательство «Экзамен», 2017»
- В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите
цифры,
обозначающие
запятые
между
частями
сложного
предложения,
связанными подчинительной связью.
Вариант 1.
Он
действительно
был
потешен(1),
так
что
хотелось
его
гладить
и
тормошить(2), но в руки он не давался (3), забираясь туда(4), где достать его было
почти невозможно: под кухонный стол(5), за диван и особенно часто – под кровать в
спальне.
Правда
(6),
отлёживался
Зяка
недолго.
Когда(7),
успокоившись
(8),
все
принимались за свои дела (9), он выходил из укрытия и начинал бродить по квартире.
149
Вариант 2.
Исподлобья
поглядываю
в
ту
сторону
(1),
потому
что
мои
товарищи
продолжают священнодействовать над своими порциями хлеба.
Дядя Саша вынимает изо рта трубку (2), что – то невнятно бормочет(3), гладит
огромной ладонью мою голову. Его скрюченные(4), неразгибающиеся пальцы вздрагивают.
Он едва касается ими моей стриженной головы (5), точно боится (6), что если опустит
тяжёлую руку (7), то раздавит меня.
1567
- Работа с листами самооценки (каждый оценивает свою работу по ключу- (слайд7)
6.
Домашнее задание творческого характера. - стр.237 – 239 – исследовать, упр.219 –
дополните предложения придаточной частью, отвечающей на вопросы: отчего? почему?
Запишите получившиеся предложения, постройте схему, графически объясните знаки
препинания.
-
Из
стихотворения
оренбургского
детского
поэта
В.
Левановского (Приложение №2)
выпишите предложения с деепричастным оборотом. Замените в данных предложениях
деепричастный оборот придаточным причины или следствия.
7.
Рефлексия. Подведение итогов.
(Видеоролик «Шопен. Первый снег»)
- Ведущие слова урока…
- Что вам дал сегодняшний урок русского языка?
- Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока и почему?
- Оцените свою работу на уроке
- Спасибо за работу на уроке.
- Листы оценивания вложите в тетрадь.
4