Напоминание

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников


Автор: Эльвира Николаевна Петлякова
Должность: учитель, дефектолог, логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону "Гимназия №19"
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: Использование инновационных педагогических технологий при работе с тренажером «Грамотей начальной школы» на уроках русского языка
Тема: Проектная и исследовательская деятельность младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Методическая разработка

«Использование инновационных педагогических технологий при работе

с тренажером «Грамотей начальной школы» на уроках русского языка в

посредстве проектных и исследовательских методик как основа

процесса формирования познавательной деятельности младших

школьников»

учителя начальной школы МБОУ «Гимназия №19»

Петляковой Эльвиры Николаевны

На

сегодняшний

день

в

России

есть

необходимость

создания

собственной траектории образования с учетом опыта прошлых лет, но при

этом, сохранения и развития традиций российской школы, что в свою

очередь вносит существенные коррективы в систему обучения школьников.

Образование как особая сфера социальной жизни создает внешние и

внутренние условия для развития личности. Личность обучающегося - это

цель, содержание, результат и абсолютная ценность образования. Поэтому

важнейшим вектором инновационного обновления образовательного ресурса

является использование таких методов обучения, которые полностью

вовлекают обучающегося в образовательный процесс, где необходима

внутренняя

и

внешняя

активность

обучающегося.

Преподавателю

необходимо использовать разные методологические подходы: личностно-

деятельностный,

компетентностный,

праксеологический,

культурологический, тем самым развивая разные компетенции обучающихся.

Одной из таких компетенцией является коммуникативная компетенция, то

есть взаимодействие с окружающими людьми, навыки работы в команде,

знание родного языка. Язык- это средство познания мира и социализации

личности, является инструментом социальной деятельности личности,

хранителем культурной информации и средством культурной идентификации

личности, ее социально-культурного развития.

Данная методическая разработка содержит систему заданий по

русскому языку для работы с тренажером «Грамотей начальной школы»

В методической разработке указаны 68 тем для 1-2 класса: подборка

слов с пропуском орфограмм, слова для списывания и письма под диктовку

систематизированные

по

орфограммам,

а

также

упражнения

на

формирование

правильного

произношения

слов,

темы

проектов

и

исследований, тесты на бумажных носителях, контрольные и проверочные

модули диктантов по основным темам для 1-2 классов начальной школы.

Также в методической разработке указаны 6тем тренажера по русскому

языку для 3-4 класса, подборку слов с пропуском орфограмм, слова для

списывания и письма под диктовку систематизированные по орфограммам,

кроссворды и ребусы, тесты на бумажных носителях, контрольные и

проверочные модули диктантов по основным темам для 3 - 4 классов

начальной школы.

1

Работа с данной методической разработкой может существенно

повысить качество знаний по русскому языку в начальной школе, ее можно

использовать как орфографический тренажер на уроках русского языка.

Данная методическая разработка включает:

авторскую

примерную

программу «Грамотей. Орфографические шпаргалки» тренажер по русскому

языку ( авторы Петлякова Эльвира Николаевна, учитель начальных классов

МОУ гимназии № 19), которая включает:

Авторские

программы

курсов:

«Грамотей.

Орфографические

шпаргалки»(для 1 и 2 класса)(3-4 классов)

Практические задания к занятиям курса в виде подборки диктантов,

тестов и упражнений по развитию речи по каждой теме.

Приложение с описанием проектов «Школьная азбука», «Великие

имена», итоговыми тестами для 1 класса, диктантами для 2 класса,

подборкой слов для списывания и формирования тестов по основным

орфограммам изучаемым в начальной школе.

Также в данной методической разработке представлен многолетний

практический опыт работы по формированию орфографической зоркости,

который затрагивает целый ряд проблем:

учет физиологических аспектов младшего школьного возраста,

организация учебной работы в гимназии с учетом здоровьесберегающих

технологий,

организация «минуток грамотея» на уроках русского языка как путь к

улучшению орфографической зоркости обучающихся,

увеличение двигательной активности обучающихся через системный

подход к здоровьесберегающей деятельности.

Программа

упражнений

и

проектов,

использованная

на

уроках

русского языка в начальной школе «Грамотей. Орфографические шпаргалки»

позволила авторам и другим учителям гимназии подготовить детей к

Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по русскому языку.

Работа с данной методической разработкой может существенно повысить

качество знаний по русскому языку в начальной школе, ее можно

использовать как орфографический тренажер на уроках и во внеурочной

деятельности младших школьников.

Цель своей работы как учителя начальных классов я вижу не только в

обучении русскому языку, но и в успешном формировании социальных

компетенций младших школьников с учётом их физиологических и

психологических

особенностей

в

период

онтогенетического

развития

человека (7-10 лет). Одной из главных психологических особенностей

младшего школьного возраста считается переход от основной игровой

деятельности к ведущей учебной.

2

Проектная

методика

инновационных

педагогических

технологий

является одним из способов активизации коммуникативной деятельности

учащихся на уроках и вне классных занятий.

Объект

работы

-.формирование

познавательной

активности

младших

школьников

Предмет исследования – использование проектной. игровой технологий на

уроках русского языка как условие формирования продуктивной учебной

деятельности младших школьников.

Цель

работы -

выявить

наиболее

оптимальные

приемы

и

методы

инновационных педагогических технологий для младших школьников,

позволяющие

осуществлять

учебно-воспитательный

процесс

в

русле

современных требований к качеству образования.

Гипотеза - если при обучении русскому языку систематически использовать

инновационные

педагогические

технологии,

в

частности

проектную,

исследовательскую и игровую деятельности с учетом индивидуальных

способностей то:

обучающиеся лучше усвоят изучаемый материал;

повысится

мотивация

обучения,

произойдет

формирование

познавательного интереса;

обучающиеся смогут конструктивно решать возникающие проблемы;

обучающиеся

выстраивать

продуктивные

взаимоотношения

с

партнерами по общению;

обучающиеся развивать критическое мышление;

обучающиеся проводить самоанализ;

формируется переход от ведущей игровой деятельности к учебной.

Задачи работы:

Описать опыт работы по применению проектного, исследовательского

и игрового методов.

Показать эффективность применения этих методов на уроках русского

языка.

Проблема формирования ведущей учебной деятельности у младших

школьников предполагает создавать такие условия, которые позволят:

- всесторонне развивать личность младшего школьника на основе

возрастающей их активности;

- усилить мотивацию учащихся за счет организации разнообразной

творческой

деятельности,

направленной

на

разностороннее

развитие

учащихся;

- сформировать положительное отношение к учебной деятельности,

познанию и самопознанию, которые будут востребованы при дальнейшем

3

самообразовании

и

самовоспитании

человека,

развитии

умений

самоорганизации;

-

развивать

адекватную

самооценку

(правильное,

адекватное

отношение к себе и своим возможностям влияет на характер социального

взаимодействия, успешность в сотрудничестве и общении, дает возможность

конструктивно самоутвердиться в ближайшем окружении, выработать

необходимые социальные умения сотрудничества, преодоления трудных

ситуаций, терпимость, самоорганизации).

Именно инновационные педагогические технологии преследуют цель

творческого воспитания личности в интеллектуальном и эмоциональном

измерении.

К

инновационным

педагогическим

технологиям

относятся:

проектирование, проблемное обучение, уровневая дифференциация, система

тестирования, игровое обучение, использование интернет и компьютерных

технологий, обучение в сотрудничестве.

Одним

из

важных

компонентов

инновационных

педагогических

технологий является проектная деятельность, игровая как технологии,

включающие в себя такие формы работы, которые обеспечивают фундамент

становления младших школьников.

Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США.

Его

тогда

называли

методом

проблем.

Он

был

связан

с

идеями

гуманистического подхода и разработан американским философом Дж.

Дьюи. В России идеи проектного обучения возникли в те же годы

параллельно с американскими разработками в школе С.Т. Шацкого для

практики преподавания.

Целью

проектной

технологии

является

самостоятельное

осмысление

различных проблем, важных для самого обучающегося.

Метод проектов позволяет индивидуализировать учебный процесс,

дает

возможность

обучающемуся

самостоятельно

разработать

план,

организовать совместную деятельность,

помогает развитию творческих

способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в

ходе учебного процесса, и приобщает к жизненно важным проблемам

Проектное

обучение

отличается

от

проблемного

тем,

что

деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего

получение

конечного

(практического)

результата

и

его

публичного

предъявления.

Причем,

проблемность

входит

в

понятие

проектного

обучения.

Метод проектов Е.С. Полат определяет как «определённым образом

организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся,

индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто

достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного

практического

выхода,

но

организацию

процесса

достижения

этого

результата».

Основные этапы работы над проектом:

4

1. Выбор темы, типа и количества участников.

2. Формулировка проблемы с помощью «мозгового штурма» или

коллективного обсуждения.

3. Распределение

задач

по

группам,

обсуждение

методов

исследования.

4. Самостоятельная работа участников.

5. Промежуточное

обсуждение

результатов,

проведение

рабочих

встреч на уроках, в библиотеке и т.п.

6. Рецензирование, экспертная оценка, оппонирование, защита.

7. Коллективное

обсуждение,

объявление

результатов

внешней

оценки, формулировка выводов, групповая рефлексия.

Выбор формы продукта проектной деятельности – очень важный этап

для

участников

проекта.

От

выбора

формы

зависит

насколько

увлекательным, творческим и интересным будет процесс этой деятельности.

Примеры некоторых форм продукта проектной деятельности в начальной

школе: альбом, журнал виртуальная экскурсия, выставка, дизайн-макет, игра,

соревнование,

конкурс,

викторины

и

т.п.

презентация

PowerPoint,

публикация, рекламный проспект, словарь и т.д.

Урок, реализованный методом проектов, с работой на тренажере

«Грамотей начальной школы» может быть, как уроком освоения нового

материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных

задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в

учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Проектная методика основана на цикличной организации учебного

процесса.

Отдельный

цикл

рассматривается

как

законченный

самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной

задачи

в

достижении

общей

цели

овладения

английским

языком.

Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому

задания с учетом уровня его языковой подготовки.

В проектной методике обучающиеся широко используют и другие

средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные

таблицы, графики и диаграммы. Таким образом, развитие коммуникативных

навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или

иную информацию.

Темы для составления тренажера «Орфографических шпаргалок юного

грамотея» по русскому языку для первого класса рассчитан на 34 темы: одна

тема в неделю.

№ п/п

Тема занятия

Рекомендации

1.

Беседа

по

теме

«Слово

и

предложение».

Рекомендуется

завести

тетрадь

«Тетрадь

орфографических

шпаргалок

юного грамотея», в которой дети

будут

выполнять

практические

задания на уроках.

5

2.

Развитие чёткого

произношения

звуков

при

работе

со

скороговорками.

Индивидуальный

проект «Мои любимые

скороговорки»

Составляем

из

слов

предложения.

3.

Алфавит.

Проект

«Моя

любимая

буква»

4.

Алфавит.

5.

Гласные звуки и

согласные звуки.

6.

Работа со звуком

г.

7.

Буквы п –т.

Сочинение сказки о парных

согласных.

8.

Буквы б - д.

9.

Ударные

и

безударные гласные.

10.

Ударные

и

безударные гласные.

11.

Ударные

и

безударные гласные.

Кроссворды.

12.

Парные

твердые

и мягкие согласные.

13.

Парные

твердые

и мягкие согласные.

14.

Мягкий

знак

показатель мягкости.

15.

Сочетания жи -

ши.

Разгадывание кроссвордов.

16.

Сочетания ча ща.

17.

Сочетания

чу

-

щу.

18.

Сочетания чк-чн.

19.

Большая буква в

6

именах,

отчествах

и

фамилиях.

20.

Большая буква в

именах собственных.

21.

Кто или что?

22.

Ищем предлоги.

23.

Словарные слова.

Тестирование.

24.

Словарные слова.

25.

Орфографически

е шпаргалки по всем

темам первого класса.

Игра «Кто хочет стать

отличником?»

Тесты и тренажеры юного

грамотея.

26.

Орфографически

е

шпаргалки.

Закрепление.

27.

Орфографически

е

шпаргалки.

Составление

предложений.

28.

Орфографически

е

шпаргалки.

Закрепление.

29.

Орфографические

шпаргалки.

Тесты

юного грамотея.

30.

.

Орфографические

шпаргалки.

Тесты

юного грамотея.

31.

Орфографически

е шпаргалки по всем

темам 1 класса.

32.

Орфографически

е шпаргалки по всем

темам 1 класса.

33.

Орфографически

е шпаргалки по всем

темам 1 класса.

34.

Орфографически

е шпаргалки по всем

темам 1 класса.

Отчетное занятие.

7

Примеры заданий:

1.Графический диктант.

Записать графически три первых предложения.

Муравей спустился к ручью. Он хотел напиться. Волна захлестнула

его. Голубка несла ветку. Она увидела муравья и бросила ветку. Муравей сел

на ветку и спасся.

(По Л. Толстому)

Работа со скороговоркой Филипп прилёг под липою.

Отрабатывается чёткое произношение звука (п)

Задания:

Послушайте скороговорку, определите какой звук и где чаще всего

слышится в словах. Прочитайте скороговорку чётко произнося звук (п).

Прочитайте скороговорку медленно, быстрее, быстро.

Прочитайте скороговорку на одном дыхании.

Прочитайте скороговорку от ускоренного темпа до медленного.

Кто такой Филипп? Чем интересно это слово? Что значит прилёг? (лёг

отдохнуть на короткое время)

Как вы думаете, почему Филипп прилёг под липою?( Он работал,

поэтому Филипп прилёг отдохнуть, сильная жара, спадёт жара, мальчик

опять будет работать).

Тема «Алфавит»

Ру

́

сский алфави

́

т (ру

́

сская а

́

збука) — алфавит русского языка, в

нынешнем виде с 33 буквами существующий фактически с 1918 года

(официально лишь с 1942 года: ранее считалось, что в русском алфавите 32

буквы, поскольку Е и Ё рассматривались как варианты одной и той же

буквы).

Задание

Игра « Кто больше знает слов на букву а»; « Кто больше знает слов на

букву я»

Назовите сказочных героев на буквы А, Я. Как пишутся имена

сказочных героев? ( с большой буквы)

Учащиеся могут назвать таких сказочных персонажей: Алиса(Алиса в

стране Чудес), Айболит (Доктор Айболит),

Али-баба ( Али-баба и 40

разбойников), Январь ( 12 месяцев), Яга ( во многих русских народных

сказках)

Тесты

Сколько в русском языке гласных букв:

10

6

12

8

Как пишутся имена людей?

С большой буквы

8

С маленькой буквы

Сколько в русском языке гласных звуков:

6

8

12

10

Что такое алфавит?

Перечень букв в определённой последовательности.

Перечень звуков в определённой последовательности.

Перечень букв в неопределённой последовательности

Сказка «Торопыжка»

Жила – была буква т. У нее было три ноги, поэтому она очень быстро

бегала. Все называли ее Торопыжкой. Бегала-бегала буква т и сломала

одну ножку. Прихромала она к Царице Грамматике:

«Что мне делать, у меня сломалась одна ножка», - жалуется она.

«Теперь ничего сделать нельзя, у тебя было три ноги, ты называлась

буквой т, а теперь у тебя, осталась только пара ног и ты будешь

называться буквой п», - ответила Царица Грамматика. Так буква т

превратилась в букву п.

Учитель предлагает детям с помощью выполнений волшебных

упражнений превратиться на занятии из Торопыжек в Грамотеев и

никогда не путать на письме букву т и п.

Задание .

Придумайте свою сказку о букве.

Пример теста юного грамотея за 1 класс:

Проверяемые правила за 1 класс: буква а, и, у после шипящих,

проверяемые

безударные

гласные

в

корне

слова,

проверяемые

согласные

в

корне

слова,

словарные

слова,

употребление

и

неупотребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных.

1.Большие луж - и,е;

2.Б-льной –о-а;

3.Гара- щ-ж;

4.Ж –раф – и,е;

5.Голу-ь – б-п;

6.Зв-нок – а,о;

7.Дож-ь-д-т ;

8.Дру- к-г;

9.Овч-рка – а-я;

10.Морко-ь –ф-в;

11.Б-жать –е-и;

12.Моро- с-з;

13.Удач- а-я;

9

14.Ска-ка –з-с;

15.Гл-зок – а-о;

16.Сосе- по парте –т-д;

17.Снеж-нка –и-е,

18.Российский фла- к-г;

19.Гн-здо –и-е;

20.Сугро-п-б;

21.-рех а-о;

22.К-рзина – о-а;

23.ч-йка –а-я;

24.к- ртина – о-а;

25.зеленая л-ства – и-е;

26.п –тачок – я-е;

27.цв- тет – и –е;

28.ч-до – а-я;

29.ст-на – и-е;

30.ч-чело – ю-у;

31.т-гренок – и-е;

32.щ-ка –ю-у;

33.теплая в-да –о-а;

34.щ-пальца –ю-у,

35.вкусный обе- т-д;

36.б-льшой – о-а

37.Яг-да –а-о;

38.Колюч-ка – ь---

39.Ножнич-ки – ь ---;

40.Печ-ка – ь ------,

41.Т-варищ – о-а.

Каждый

ребенок

проверяет

свои

знания

по

результатам

взаимопроверки в парах и по рейтингу правильных ответов, который

оформляет учитель.

Примерные темы для работы по тренажеру «Грамотей начальной

школы». Во втором классе темы тренажера школы грамотея для детей

по русскому языку можно назвать: «Школа грамотея» или «Курс

орфографических шпаргалок для младших школьников»

Тренажер для второго класса рассчитан на 34 темы: одна тема в неделю.

№ п/п

Тема занятия

Рекомендации

1.

Слово

и

предложение.

Рекомендуется

продолжать

вести

тетрадь «Тетрадь орфографических

шпаргалок», в которой дети будут

выполнять практические задания на

уроке.

10

2.

Предложение.

Составляем из слов предложения.

3.

Предложение.

4.

Большая буква в

начале

предложения.

5.

Текст.

6.

Разбираем

слова

по

составу.

Образование

новых слов.

7.

Родственные

слова.

8.

Непроверяемые

гласные в корнях

слов.

9.

Ударные

и

безударные

гласные.

10.

Ударные

и

безударные

гласные.Тест.

11.

Находим

приставку.

12.

Предлоги.

13.

Парные твердые и

мягкие согласные.

14.

Правописание

глухих и звонких

парных

согласных.

15.

Парные

согласные.

Закрепление.

16.

Непроизносимые

согласные.

17.

Удваиваем

11

согласную там где

нужно.

18.

Сочетания жи-ши,

ча-ща, чу-щу, чк-

чн.

19.

Сочетания жи-ши,

ча-ща, чу-щу, чк-

чн.

20.

Ъ

или

ь?

Правописание

твердого

или

мягкого

знака

в

словах.

21.

Мягкий

знак

в

конце слова.

22.

Мягкий

знак

в

середине слова.

23.

Мягкий

знак

в

конце и середине

слова.

Закрепление.

24.

Большая буква в

именах людей и

кличках

животных.

25.

Слова

предметы.

Имя

существительное.

26.

Слова –признаки.

Имя

прилагательное.

27.

Слова – действия.

Глагол.

28.

Словарные слова.

Вежливые слова.

Проект «Вежливые слова»

29.

Словарные слова.

30.

Повторение

за

курс 2 класса.

31.

Орфографические

шпаргалки

по

всем

темам

2

класса.

32.

Орфографические

шпаргалки

по

12

всем

темам

2

класса.

33.

Орфографические

шпаргалки

по

всем

темам

2

класса.

34.

Орфографические

шпаргалки

по

всем

темам

2

класса.

Примеры заданий из тренажера:

Тема: Большая буква в начале предложения

Скандирование ( проговаривание по слога слов и запоминание их)

Ка-ран-даш, тет-радь, аль-бом, ста-кан, пе-нал, ли-ней-ка, блок-нот.

Списать.

Начало

предложения

писать

с

большой

буквы,

в

конце

предложения ставить точку. Озаглавить текст.

1.

Была осень лили дождь Елена и Витя сидели дома Елена писала брату

письмо он живёт в Москве

Игра

на

образование

слов

(или игра по словообразованию)

Сложи слово (Игра)

Участникам игры предлагается заготовить 75 карточек из плотной бумаги

(еще лучше из картона) размером 3Ѕ4 см. Затем на этих карточках четкими

буквами надо написать красным карандашом корни, синим — приставки,

зеленым

суффиксы

и

черным

окончания

(см.

список

словообразовательных элементов, приведенный ниже). Второй вариант

приставок и корней, указанный полужирным курсивом (например, к

приставке раз — рас, к корню ход — хожд), изображается на обратной

стороне карточки. Каждую карточку необходимо пронумеровать так, как это

указано в списке. Корень-омоним (вод от водить параллельно с вод от вода)

обозначается звездочкой и изображается на отдельной карточке.

Участники игры раскладывают перед собой карточки по кучкам: отдельно —

корни, приставки и т. д. Вначале ведущий предлагает сложить несколько

слов, называя цифры. Например, корень — 6, приставка — 19, суффикс — 17

(с-пут-ник); корень — 8, приставка — 8, окончание — 1 (на-у-ка) и т. д.

Затем можно предложить найти карточку с корнем (например, нос — нош) и

составить с ним все возможные слова (ноша, носитель, носильщик, вносить,

приносить, поднос, перенос, взнос и т. д.). Можно предложить подобрать

слова с одним и тем же суффиксом (водитель, учитель, носитель,

двигатель).

Игра дает возможность не только наглядно прослеживать образование

различных слов, но и наблюдать различие смысла однокоренных слов

13

(носильщик — носитель), чередование гласных и согласных (поместить —

помещение), выделять архаизмы (поместье, помещик) и т. п.

Ведущий внимательно следит за правильным обращением с карточками,

имеющими варианты на обратной стороне, объясняя изменение гласных и

согласных.

Участник игры, допустивший ошибку в составлении слова, должен с

помощью ведущего или товарища объяснить ее, теряя при этом одно очко.

Корни

1. вод, 2. вод* (вед, вож, вожд), 3. ход (хож, хожд), 4. дви (двиг, движ), 5.

бег (беж), 6. пут, 7. стро (стра), 8. уч (ук), 9. да, 10. воз (вож), 11. нос

(нош), 12. род (рожд), 13. лож (лог, лаг), 14. сто (ста, став), 15. пис (пиш),

16. гор, 17. гор* (гар), 18. мест (мещ), 19. зем (земл), 20. рук (руч).

Приставки

1. без- (бес-), 2. в-, 3. вы-, 4. воз- (вос-), 5. до-, 6. за-, 7. из- (ис-), 8. на-, 9. над-,

10. об-, 11. от-, 12. по-, 13. под-, 14. при-, 15. пере-, 16. пред-, 17. про-, 18.

раз- (рас-), 19. с-, 20. у-.

Суффиксы

1. -к-, 2. -н-, 3. -ян-, 4. -ист-, 5. -ат-, 6. -тель, 7. -ани-, 8. -ени-, 9. -и-ть, 10. -а-

ть, 11. -я-ть, 12. -ну-ть, 13. -ок-, 14. -л-, 15. -ств-, 16. -ен-, 17. -ник, 18. -иц,

19. -ев-, 20. -ч-, 21. -чик, 22. -лив-, 23. -чив-, 24. -а-, 25. -и-.

Окончания

1.

-а, 2. -о, 3. -е, 4. -и, 5. -ы, 6. -ый, 7. -ий, 8. -ой, 9. -ая, 10. -ое.

Тема: Родственные слова

Скандирование: де-воч-ка, де-душ-ка, по-бе-да, по-го-да, по-хо-ды, па-

ра-ды, на-ря-ды, сна-ря-ды, сле-ды, са-ды, пру-ды, ря-ды, се-кун-да, гир-лян-

да, де-ти, де-ло, у-че-ник, у-че-ни-ца, де-жур-ный, у-чи-тель, де-ре-во, де-ре-

вья, де-вять, де-сять, ло-ша-ди, пло-ща-ди, о-че-ре-ди, мед-ве-ди, ле-бе-ди,

жё-лу-ди, тет-ра-ди, дож-ди, гвоз-ди, груз-ди, о-го-ро-ды.

Найди «родственника»

Дом, домок, домочек, домище.

Дуб, дубок, дубочек, дубище.

Дым, дымок, дымочек, дымище.

Сад, садок, садочек, садище.

След, следок, следочек, следище.

Ход, ходок, ходочек, ходище.

Дождь, дождик, дождичек, дождище.

Друг, дружок, дружочек, дружище.

Найди слово, противоположное по значению.

Друзья –вр…ги, св…тло - т…мно, мир – в…йна, начало - к…нец, б…

льшой- маленький, тёплый- х…лодный, лёгкий-т…жёлый, д…лёкий –

близкий.

Вставьте пропущенную букву:

14

Ст…на, гр…чи, р…ды, гр…да, дв…ры, сл…ны, сп…на, ст…лы, цв…

ты, цв…тной, шк…фы, ш…ги, ш…рфы, р…ка, п…чной, др…зды, п…тно,

р…чной, п…ла, ст…лбы, ч…сло, …са, шм…ли, в…да, в…дица, з…ма, зм…

я, м…чи, с…ды, м…сты, скв…рец, скв…речник.

Тема: ударные и безударные гласные.

Тест.

1.В каком слове нужно вставить безударную гласную Е

Т…пло

Т…жёлый

…грушки

Л…нейка

2. В каком слове нужно вставить безударную гласную и

Р….ка

Дл…на

Ж…лтеть

Ч…рнеть

3. В каком слове нужно вставить безударную гласную о

С…сна

М…лыш

Тр…ва

Д…лёкий

4. В каком слове нужно вставить безударную гласную а

Р…са

К…са

М…ря

С…ды

5.В каком слове нужно вставить безударную гласную о

Скв…рец

Вр..ги

Д…рил

Хв…лил

6.В каком слове нужно вставить безударную гласную Е

З…ма

Н…беса

Сп…на

Гр…бы

7.В каком слове нужно вставить безударную гласную а

15

К…рмушка

Б….льшой

Тр…па

Д….лёкий

8.В каком слове нужно вставить безударную гласную и

зв…ри

Сл…ды

З…рно

З…ма

9.В каком слове нужно вставить безударную гласную я

Зм…я

Ч…рвивый

П…тно

З…ленный

10.В каком слове нужно вставить безударную гласную и

Сн…га

Л…жит

Л…сной

Ч…стить

11.В каком слове нужно вставить безударную гласную е

Бл…стит

Т…грята

С…нички

Сш…вать

12.В каком слове нужно вставить безударную гласную и

П…ро

Л…нтяй

Оз…ро

Ж…льцы

13.В каком слове нужно вставить безударную гласную о

Гр…чи

Зол…то

Ст…рик

Р…бота

14.В каком слове нужно вставить безударную гласную о

Эт…жи

Гл…за

Р…га

Ст…руха

15.В каком слове нужно вставить безударную гласную и

16

См…шной

В…сёлый

Кр…кливый

Зан…сло

16.В каком слове нужно вставить безударную гласную о

М…лчал

К…чал

К…тал

Ск…зал

17.В каком слове нужно вставить безударную гласную а

Х…лодный

Г…лодный

Н…жи

Хв…стун

18. В каком слове нужно вставить безударную гласную и

Л…тит

М…ста

Б…говой

Р…сунок

19.В каком слове нужно вставить безударную гласную е

Ч…тает

П…сьмо

Р…шает

Гр…бной

20.В каком слове нужно вставить безударную гласную а

Пл…вает

К…сить

Н…чной

Пом…щь

21. В каком слове нужно вставить безударную гласную и

Пч….ла

Л..сица

Зв…зда

М…док

ИГРА ПО ТЕМЕ

«ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК»

1.Ведущий предлагает написать по 5 прилагательных со следующими

приставками:

а) без- (бес-) (обозначает отсутствие: безвредный…);

б) сверх- (высшая мера: сверхмощный…);

17

в) на- (на поверхности: наземный…);

г) над- (выше предмета: надземный…);

д) под- (ниже предмета: подземный…);

е) при- (вблизи предмета, связь с ним: пригородный…);

ж) вне- (за пределами чего-то: внешкольный…);

з) за- (по другую сторону предмета: зарубежный…);

и) до- (предшествующее время: дошкольный…);

к) пред- (ближайшее предшествующее время: предвесенний…);

л) противо- (назначение для борьбы с чем-то: противопожарный…);

м) анти- (враждебный чему-либо; лишенный чего-либо: антинародный,

антихудожественный…).

Упражнение. Замените одним словом из четырех букв:

приятель — … (друг),

солдат — … (боец),

противник — … (враг),

работа — … (труд),

шагать — … (идти).

Игра по теме «Непроизносимые согласные»

Кто скорее? (Игра)

На доске записывается 20 слов с непроизносимыми согласными:

вестник,

выстлать,

гигантский,

грустный,

завистливый,

злостный,

известный, местность, ненастный, областной, повестка, радостный,

свистнуть, скоростной, совместный, счастливый, тростниковый, устный,

участник, хрустнуть, честный. Играющие должны подобрать к каждому из

этих слов проверочное слово (вестник — весть) и четко записать в свою

тетрадь для орфографической работы. Выигрывает тот, кто сделает это

правильно, быстро и без помарок.

Вариант проекта юного грамотея:

Проекты по русскому языку.

Тема: Проект «Школьный алфавит».

А

Азбука-книга для начального обучения грамоте, букварь.

Пословица: Азбука к мудрости ступенька.

Б

Беседа – разговор, общение.

Пословица: Доброе слово лучше мягкого пирога.

Доброе слово и кошке приятно. Доброе слово человеку –что дождь в

засуху.

В

Воспитанность - умение вести себя.

Г

Грамота- умение читать и писать.

Грамота – официальный документ, удостоверяющий что-либо.

18

Пословица:

Знайка по дорожке бежит, а Незнайка на печи лежит.

Знания-сила.

Д

Директор – руководитель учебного заведения.

Пословица: В единении сила.

Е

Единица- первое наименьшее число в десятке.

Пословица: Ум хорошо, а два лучше.

Ж

Журнал

(от

французского

первоначально-

дневник)

печатное

периодическое издание.

З

Завуч – заведующий учебной частью.

Знаток – человек, обладающий большими познания.

Пословица: Голова – всему начало. Где ум, там и толк.

И

Извинение –прощение.

Интерес-внимание, любопытство.

Поговорка: Любопытство не порок.

К

Кабинет – помещение со специальным оборудованием в классе

Л

Линейка- прямая, деревянная, металлическая, пластмассовая планка.

М

Маршрут – безопасный путь в школу.

Пословица: Ближнюю дорогу вдалеке не ищут.

Н

Наука – система знаний.

Пословица: За учёного трёх неучёных дают.

О

Образование- процесс развития и саморазвития личности.

Осанка – манера держать своё тело в определённом положении.

П

Портфель – «порте»–носить, «фель»-лист бумаги

Заглянем-ка. Друзья, в ваш портфель. Что там есть? Учебники, тетради,

дневник, пенал….

Р

19

Ручка – письменная принадлежность.

С

Словарь – книга, содержащая перечень слов, расположенных в

определённом порядке.

Т

Талант- выдающиеся способности, высокая степень одарённости в

какой либо области.

У

Ученик – человек, который учится чему-нибудь у кого-нибудь.

Ф

Фотография - снимок, различают фотографию чёрно-белую и цветную.

Х

Хор- певческий коллектив.

Ц

Цифра –знак, обозначающий число.

Ч

Четверть – четвёртая часть учебного года.

Ш

Шарада- загадка, в которой задуманное слово делится на несколько

частей, каждая из которых представляет отдельное слово .

Щ

Щётка –изделие для чистки, мытья, обметания чего-нибудь.

Э

Эрудит- человек, обладающий глубокими и обширными познаниями.

Синоним- всезнайка, антоним – неуч, невежда

Экзамен- проверка знаний для получения какого-нибудь звания,

специальности, должности. Экзамен- -вообще проверка, испытание.

Ю

Юниор

спортсмен-

юноша,

участник

соревнований

в

своей

возрастной группе.

Я

Я учусь в школе. Я читаю книгу. Меня зовут… Меня интересует

спорт, чтение…

Язык - русский язык. Изучать русский язык. Получить пятёрку по

русскому языку. Заниматься языком. Язык Пушкина.

Язык – показывать язык, пробовать языком.

20

Проект «Большая буква в именах великих людей»

Тема: Большая буква в именах.

Аня Анна Эмма Антон Маша Мария Алла Элла Алина Рома

Роман Лара Лора Лариса Марина Мирон Римма Мила Ира

Ирина Нина Лайма Полина Вова Владимир Иван Ваня Фома

Филипп Фрол Филимон Вася Василий Боря Борис Варя Варвара

Галя Галина Гриша Григорий Кирилл Владик Владислав Арина

Оля Ольга Диана Игорь Артём Вика Виктория Лиза Елизавета

Лида Лидия Стас Станислав Настя Анастасия Олег Серёжа

Сергей Глеб Даниил Максим Антон Света Светлана Лена Елена

Катя Екатерина Дима Дмитрий Вадим Петя Пётр Дина Тима

Тимофей Жаннна Наташа Наталья Саша Александр Стёпа Степан

Глаша Глафира Афанас Кондрат Клим Антип Поликарп Миша

Михаил Юля Юлия Люба Любовь Таня Татьяна Илюша Илюша

Костя, Константин, Коля, Николай, Павел, Юра Юрий Тамара Тома

Ярослав Нау

Фамилии, имена.

Корней Чуковский, Джаннни Родари,

Сергей Михалков , Юлиан Тувим, Борис Заходер, Осип Мандельштам,

Константин Ушинский , Николай

Заболоцкий ,

Александр Пушкин,

Михаил Пришвин, Георгий Балл, Борис

Сергуненков, Александр Блок,

Николай Рубцов, Лев Толстой, Евгений Чарушин, Агния Барто, Василий

Жуковский, Сергей Щипачёв, Константин Паустовский, Самуил Маршак,

Иван Никитин

Сергей Есенин, Николай Сладков, Николай Некрасов, Ханс Андерсен,

Иван Крылов, Антон Чехов, Юрий Яковлев. Андрей Платонов, Роман Сеф,

Афанасий Фет, Константин Бальмонт, Виктор Афанасьев, Астрид Линдгрен,

Михаил Зощенко, Андрей Усачёв, Александр Дорофеев, Анатолий Жигулин,

Сергей Островой, Василий Белов, Иван Тургенев,

Евгений Винокуров,

Фёдор Тютчев, , Иван Бунин, Александр Твардовский, Алексей Толстой,

Николай Асеев, Николай Гумилёв, Олег Кургузов, Сергей Седов, Иван

Дмитриев, Александр Измайлов, Михаил Лермонтов, Иван Никитин, Игорь

Северянин, Алексей Плещеев, Кондратий Рылеев, Фёдор Глинка, Анна

Ахматова, Борис Полевой, Константин Симонов, Аполлон Майков, Иван

Шишкин, Борис Пастернак, Марк Твен, Владимир Солоухин, Марина

Цветаева, Роберт Стивенсон, Алексей Плещеев, Тамара Крюкова Иван

Суриков.

Примерное темы для работы по тренажеру «Грамотей начальной

школы»». В третьем классе тренажер для работы по русскому языку

можно назвать:

«Школа грамотея» или «Курс орфографических

шпаргалок для школьников»

Тренажер для 3 класса рассчитаны на 34темы : одна тема в неделю.

21

№ п/п

Тема занятия

Рекомендации

22

1.

Состав

слова.

Образование слов.

Рекомендуется

завести

тетрадь

«Тетрадь

орфографических

шпаргалок», в которой дети будут

выполнять

практические

задания

тренажера.

2.

Родственные

слова.

Однокоренные

слова.

Составляем

цепочки

родственных

слов.

3.

Гласные,

проверяемые

ударением.

4.

Гласные,

не

проверяемые

ударением.

5.

О

и

Е

после

шипящих.

6.

Непроизносимые

согласные.

7.

Приставки.

8.

Парные согласные

в корне.

9.

Тестирование

по

морфемам слов.

10.

Сложные слова.

11.

Части речи: имя

существительное.

12.

Имена

существительные

общего рода.

Существительные,

употребляемые во

множественном

числе.

13.

Род

имен

существительных.

14.

Имя

23

прилагательное.

15.

Суффиксы

имен

прилагательных.

16.

Глагол.

17.

Неопределенная

форма глагола.

18.

Частица

не

с

глаголами.

19.

Предлоги.

20.

Словарные слова.

21.

Безударные

гласные в корне.

22.

Игра

«Пан

или

пропал»

по

изученным

орфограммам.

23.

Разделительный

мягкий знак.

24.

Разделительный

твердый знак.

25.

Мягкий

знак

на

конце слов после

шипящих.

26.

Работаю

с

предложением.

Словосочетание и

предложение.

27.

Орфографические

шпаргалки.

Составление схем

предложений.

Знаки

припинания.

28.

Орфографические

шпаргалки.

Разбор

предложений.

29.

Орфографические

шпаргалки. Тесты

юного грамотея.

30.

Орфографически

е

шпаргалки.

24

Тесты

юного

грамотея.

31.

Орфографические

шпаргалки

по

всем

темам

3

класса.

32.

Орфографические

шпаргалки

по

всем

темам

3

класса.

33.

Орфографические

шпаргалки

по

всем

темам

3

класса.

34.

Орфографические

шпаргалки

по

всем

темам

3

класса.

Отчетное занятие.

Примеры заданий:

Тема: Правописание гласных, не проверяемых ударением.

Задание 1.

Допиши букву, запомни правильное написание слов, с непроверяемыми

гласными в корне.

верм_шель и

м_ридиан е

мер_диан и

отр_жение а

п_ктография и

сп_нтанный о

сув_ренный е

ф_рель о

фест_валь и

ч_снок е

эл_ксир и

ол_андр е

прет_ндент е

пр_тендент е

г_бардин а

акк_мпаниатор о

д_летант и

к_нонада а

кан_нада о

в_олончель и

25

к_ромысло о

к_нгуру е

нав_ждение а

ф_рватер а

д_адема и

_саул е

г_стролер а

д_кламировать е

мин_атюра и

г_барит а

габ_рит а

д_фирамб и

диф_рамб и

мар_над и

м_норный и

_реол о

респ_ратор и

пр_оритет и

тр_умфальный и

нум_рация е

р_гата е

р_кошет и

скомп_нованный о

юв_лир е

фр_каделька и

ф_аско и

ст_лактит а

т_ршер о

с_ната о

к_стрюля а

экстр_вагантный а

фл_минго а

к_ростель о

тр_туар о

с_рпантин е

през_нтабельный е

б_кал о

б_лкон а

ар_мат о

аб_жур а

б_рьер а

г_раж а

г_мак а

загр_мождение о

26

загром_ждение о

к_мар о

оке_нолог а

персп_ктива е

ув_ртюра е

хр_стоматия е

ш_велюра е

эст_када а

д_лижанс и

дил_жанс и

_лимпиада о

п_ртьера о

рез_денция и

ск_рлатина а

КТО БОЛЬШЕ? (Игра)

Ведущий записывает на доске слова: желтеть, жевать, жечь, жернова,

желудёвый, чернила, челнок, чесать, печень, считать, шептать,

шелковица, дешевле, шерсть, решето, черта, чело, кошелёк, щетина,

щель, ночевать и т. д. (по выбору) и предлагает каждому играющему

образовать от них наибольшее количество однокоренных слов с ё после

шипящих и записать на листках бумаги. От одного данного слова можно

образовывать несколько: жевать — жёваный, прожёванный,

разжёванный, пережёвывать и т. д. Выигрывает тот, кто правильно

запишет наибольшее количество слов и сумеет объяснить значение

некоторых из них (жёлчь, чёлка к т. п.).

Частица не с глаголами. Тестирование грамотея.

1.

Задание : раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Помните,

частица

не

с

глаголами

пишется

раздельно.

Исключения

составляют глаголы, которые без не не употребляются – (невзлюбить).

Частицу не нужно отличать от приставки недо- указывает на неполноту

действия, на то что действие совершается ниже положенной нормы ( ее

антоним приставка пере)

Например: недоплатить ( не полностью оплатить)

Недосолить суп ( посолить ниже нормы)

Недоспать ( спать мало)

Но – не досмотреть фильм ( перестать смотреть)

Недосмотреть за ребенком ( смотрели плохо, мало)

1.(Не) знала

2.(Не) с..дел

3.(Не) был

4.(Не) хочет

5.(Не) ч…нить

6.(Не) ч…тал

27

7.(Не) видел

8.(Не)ряха

9.(Не) см…трел

10.(Не) х…дил

11.(Не) бегал

12.(не)доспал утром

13.(Не) прыгал

14.(Не) с…ел

15.(Не) вез

16.(Не)доплатил по счету

17.(не )в…ехал

18.(Не) п…ёт

19.(Не) перенёс

20.(не )люблю

21.(Не) м…гу

22.(Не) з…ву

23.(Не) слушал

24.(Не) думал

25.(не)доел суп

26.(Не) купит

27.(не )прин…сёт

28.(Не) исп…чёт

29.(Не) д…казал

30.(не)досмотрел за ребенком

31.(Не) вызвал

32.(Не) заб…лел

33.(Не) придумал

34.(Не) поверил

35.(Не) зах…тел

36.(Не) идёт

37.(Не) шлёт

38.(Не) кр…чит

39.(Не) ж…вёт

40.(Не) уд..вил

41.(Не) пос…дил

С данными глаголами составьте словосочетания, предложения.

Найдите в тесте лишнее слово по морфологическому признаку.

Тренажер «Грамотей начальной школы» для четвертого класса рассчитан

на 34 темы: одна тема в неделю.

№ п/п

Тема занятия

Рекомендации

1.

Морфология.

Существительное.

Рекомендуется

завести

тетрадь

«Тетрадь

орфографических

шпаргалок», в которой дети будут

28

выполнять практические задания на

уроках русского языка.

2.

Склонение

имен

существительных.

3.

Изменение

имен

существительных

по падежам.

4.

Родительный

падеж

существительных

мужского рода с

окончанием –у, -

ю.

5.

Существительные

2-го

и

3-го

склонений

с

конечной

шипящей.

6.

Суффиксы

имен

существительных.

7.

Правописание

безударных

окончаний

имен

существительных.

8.

Тестирование

по

теме: безударные

окончания

имен

существительных.

9.

Имя

прилагательное.

10.

Правописание

падежных

форм

прилагательных.

11.

Безударные

окончания

имен

прилагательных.

12.

Тест

грамотея:

безударные

окончания

имен

прилагательных.

13.

Числительное.

Количественные

29

числительные.

14.

Числительное.

Количественные

числительные.

15.

Порядковые

числительные.

16.

Местоимения.

17.

Глагол.

18.

Виды глагола.

19.

Спряжение

глаголов.

20.

Словообразование

глаголов.

21.

Безударные

окончания

глаголов.

22.

Игра

«Пан

или

пропал»

по

изученным

орфограммам.

23.

Наречие.

24.

Лексика.

Многозначность

слова.

25.

Омонимы.

26.

Синонимы.

27.

Антонимы.

28.

Словарные слова.

29.

Орфографические

шпаргалки. Тесты

юного грамотея.

30.

Орфографические

шпаргалки. Тесты

юного грамотея.

31.

Орфографические

шпаргалки

по

всем

темам

4

класса.

32.

Орфографические

шпаргалки

по

30

всем

темам

3

класса.

33.

Итоговое

тестирование

грамотея по всем

темам

русского

языка в начальной

школе.

34.

Итоговое

тестирование

грамотея по всем

темам

русского

языка в начальной

школе.

Отчетный проект.

Примеры заданий:

БЕЗ ЗАПИНКИ

(Игра)

Ведущий читает вслух указанные ниже слова и, называя по очереди

учащихся, предлагает им сидя сказать фразу, в которой указанное слово было

бы в творительном падеже единственного числа (например, багаж — везут

тележку с багажом). В случае ошибки или задержки виновник встает и

продолжает стоять до тех пор, пока не даст правильный ответ. Выигрывает

тот, кому ни разу не приходилось вставать.

Багаж, блиндаж, вещь, врач, выигрыш, гараж, горечь, грач, детёныш, дочь,

душ, ёж, камыш, ключ, ковш, коклюш, ландыш, латыш, марш, матч, мелочь,

меч, молодёжь, морж, муж, мышь, мяч, нож, ночь, падёж, паралич, патрон-

таш, печь, плащ, плюш, пляж, помощь, прыщ, репортаж, рожь, рубеж,

саквояж, стаж, сторож, тираж, ткач, товарищ, уж, фарш, финиш, чертёж,

шалаш, шарж, экипаж, этаж.

Тест.

1.В каком словочочетании есть существительные 3-го склонения?

1) Красивый тюль

2) Пачка вафель

3) Решение задач

4) Звуки виолончели;

2. В каком словосочетании есть существительное в творительном падеже?

1) Молил о помощи;

2) Укрылся плащом,

3) Веселой молодежи;

4) Белый ландыш;

3. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1) ковш…м, экипаж…м

2) этаж…м, мантаж…м,

3) страж…м, луч…м,

31

4) чертеж..м, финеш…м.

4. В каком слове пишется на конце ь?

1) пара галош…

2) помощ..

3) плющ

4) плащ

В

данной

методической

разработке

систематизирован

многолетний

практический опыт работы по формированию орфографической зоркости,

который затрагивает целый ряд проблем:

учет физиологических аспектов младшего школьного возраста,

организация минуток работы по тренажеру грамотея как путь к

улучшению орфографической зоркости обучающихся,

Проектная, игровая и тестовые технологии сочетается с любым учебно-

методическим комплексом (УМК) и другими учебными средствами и

может быть включена в различные формы общей системы работы по

русскому языку.

Цель данного проекта – развитие орфографической грамотности письма

обучающихся, через анализ источников наработки навыка грамотного

письма, путем тестирования наметить и осуществить комплекс мер,

направленных на ликвидацию выявленных проблем и способствующих

росту грамотности письма на родном языке – одного из базовых

элементов культуры любого человека.

Задачи:

развивать креативные способности обучающихся и умение

исследовать, взаимодействовать;

формировать орфографическую зоркость;

совершенствовать коммуникативные навыки;

совершенствовать навыки овладения письменной и устной

речью;

Контроль учителя в данной работе заключается в помощи организации

мини групп, пар, мониторинга выполнения заданий. У каждой группы

виртуальная доска достижений, в которой есть таблица пунктов выполнения

заданий по каждому этапу проекта, работы в тренажере.

Рефлексия : Деятельность учителя- опрос в форме беседы: Что

нового вы узнали за время выполнения проекта, работе в тренажере? В каких

ситуациях в жизни вы могли бы применить эти знания? Что было самым

успешным и самым трудным? Деятельность учащихся - Осуществляют

актуализацию

полученных

знаний.

Систематизируют

полученную

информацию.

Оценивают

свою

деятельность

в

соответствии

с

запланированными результатами.

После того как на уроках мы прошли темы тренажера, разобрали

грамматические конструкции мы запускаем первый этап проекта - провести

32

подготовительную работу. Формулировка темы проекта по русскому языку с

помощью «мозгового штурма» или коллективного обсуждения Эта работа

основывается на тех стартовых ЗУН, которыми обучающийся овладел во

время традиционных занятий по русскому языку. Второй этап - обсуждение

формы результата исследования – журнал, презентация, книга. Проводится

деление на группы с учетом лидерских качеств, качеств исполнителя,

генератора идей и т.д. Это необходимо провести учителю, не акцентируя

внимание на словах «лидер», «генератор идей» и так далее. Здесь

необходимо объяснить, что за каждую работу участник проекта несет

ответственность, как и в целом за проект. Третий этап - самостоятельная

работа участников. Третий этап плавно перетекает в четвертый этап проекта -

промежуточное обсуждение результатов, проведение рабочих встреч на

уроках, в библиотеке, онлайн. Пятый этап - рецензирование, экспертная

оценка, оппонирование, защита. И шестой - коллективное обсуждение,

объявление результатов внешней оценки, формулировка выводов, групповая

рефлексия.

Этот этап ориентирован на то, чтобы проект стал действительно

органичной частью учебного процесса, а после его выполнения можно было

не только увидеть наглядный результат работы, но и оценить уровень

усвоения темы.

Овладевая

культурой

выполнения

проектных

заданий,

тестовых

заданий, составления тестов, сказок, игр обучающийся приучается творчески

мыслить,

самостоятельно

планировать

свои

действия,

прогнозируя

возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать

усвоенные им средства и способы работы, что способствует переходу

младших школьников на основной учебный тип деятельности на уроках

русского языка посредством повышения познавательной активности и

использования инновационных педагогических технологий в т.ч. проектной

технологии.

Литература:

1.

Айнутдинова И.Н. «Настольная игра педагога-новатора», Казань,

2011

2.

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.

Петровского. – М., 1993.

3.

Громцева, А. К. Формирование у школьников готовности к

самообразованию. - М. : Просвещение, 1983. - 144 с.

4.

95. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М. Педагогика,

1989, - 46 с.

5.

Мотивация учения / Под. ред. М.В. Матюхиной. - Волгоград.

1976.

33



В раздел образования