Авторы: Войцехович Жанна Николаевна, Селянина Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №20
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий школьников
Раздел: начальное образование
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
школьников
От успешности прохождения периода обучения в начальной школе во
многом зависит результативность в обучении на последующих ступенях
общеобразовательной
школы.
Универсальные
учебные
действия
коммуникативного
блока
занимают
особое
место
в
общей
системе
универсальных
учебных
действий.
От
качества
коммуникации,
от
способности ученика работать с разными видами текстов зависит его
успеваемость обучения. Поэтому формирование умений коммуникации
должно
стать
главной
задачей
каждого
учителя.
Коммуникативные
универсальные учебные действия школьников - это совокупность действий,
которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других
людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать
в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться
в группу и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми. Данные умения особенно существенными
становятся в условиях организации разных видов сотрудничества между
учащимися, без чего невозможно сформировать личностные, регулятивные и
сами коммуникативные умения. Учащийся готовится сотрудничать в
социуме, приобретает умения вступать в диалог, принимать участие в
совместном обсуждении проблем, обосновывать собственные высказывания,
точно формулировать свои идеи, принимать мнения других людей.
Видами
коммуникативных
действий
являются
проектирование
учебного взаимодействия с учителем и одноклассниками - формирование
цели, роли участников, способов сотрудничества; формирование вопросов -
активный, совместный поиск и сбор информации; разрешение конфликтов -
обнаружение проблемы, поиск и оценка различных способов разрешения
конфликта, утверждение выводов и их реализация; регулирование действия
партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; способность
точно и правильно формулировать свои идеи согласно задачам и условиям
коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи
согласно грамматическим и синтаксическим нормам родного языка.
Необходимо создавать условия для продуктивной коммуникации
между учениками, между учениками и учителем. Вышеназванные действия
будут осуществляться учащимися в условиях коммуникации, то есть в
процессе учения они будут контролировать действия партнёра, использовать
речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему
решению,
учитывать
разные
мнения,
стремиться
к
координации,
формулировать собственное мнение и позицию и т.п., а это означает, что
будут развиваться и коммуникативные универсальные учебные действия.
Важно давать учащимся время на обдумывание их ответов; обращать
своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей;
поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет;
предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание
высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении; задавать
уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено
непонятно для учеников; создавать атмосферу доброжелательности и
уважения в общении.
Систематическая работа по развитию ключевых коммуникативных
умений является залогом успеха в деле преодоления индивидуальных
проблем и дальнейшего обучения младшего школьника.