Напоминание

"Формирование коммуникативных универсальных учебных действий школьников


Авторы: Войцехович Жанна Николаевна, Селянина Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №20
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

школьников

От успешности прохождения периода обучения в начальной школе во

многом зависит результативность в обучении на последующих ступенях

общеобразовательной

школы.

Универсальные

учебные

действия

коммуникативного

блока

занимают

особое

место

в

общей

системе

универсальных

учебных

действий.

От

качества

коммуникации,

от

способности ученика работать с разными видами текстов зависит его

успеваемость обучения. Поэтому формирование умений коммуникации

должно

стать

главной

задачей

каждого

учителя.

Коммуникативные

универсальные учебные действия школьников - это совокупность действий,

которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других

людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать

в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться

в группу и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со

сверстниками и взрослыми. Данные умения особенно существенными

становятся в условиях организации разных видов сотрудничества между

учащимися, без чего невозможно сформировать личностные, регулятивные и

сами коммуникативные умения. Учащийся готовится сотрудничать в

социуме, приобретает умения вступать в диалог, принимать участие в

совместном обсуждении проблем, обосновывать собственные высказывания,

точно формулировать свои идеи, принимать мнения других людей.

Видами

коммуникативных

действий

являются

проектирование

учебного взаимодействия с учителем и одноклассниками - формирование

цели, роли участников, способов сотрудничества; формирование вопросов -

активный, совместный поиск и сбор информации; разрешение конфликтов -

обнаружение проблемы, поиск и оценка различных способов разрешения

конфликта, утверждение выводов и их реализация; регулирование действия

партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; способность

точно и правильно формулировать свои идеи согласно задачам и условиям

коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

согласно грамматическим и синтаксическим нормам родного языка.

Необходимо создавать условия для продуктивной коммуникации

между учениками, между учениками и учителем. Вышеназванные действия

будут осуществляться учащимися в условиях коммуникации, то есть в

процессе учения они будут контролировать действия партнёра, использовать

речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему

решению,

учитывать

разные

мнения,

стремиться

к

координации,

формулировать собственное мнение и позицию и т.п., а это означает, что

будут развиваться и коммуникативные универсальные учебные действия.

Важно давать учащимся время на обдумывание их ответов; обращать

своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей;

поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет;

предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание

высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении; задавать

уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено

непонятно для учеников; создавать атмосферу доброжелательности и

уважения в общении.

Систематическая работа по развитию ключевых коммуникативных

умений является залогом успеха в деле преодоления индивидуальных

проблем и дальнейшего обучения младшего школьника.



В раздел образования