Напоминание

"Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе"


Авторы: Красовская Марина Григорьевна, Ивлева Ольга Александровна
Должность: Учитель начальных классов, Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №20 им.В.М.Елсукова
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий (Кемеровская область), Россия
Наименование материала: Статья
Тема: "Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Одним из важных аспектов обучения русскому языку является словарная работа,

которая способствует расширению лексического запаса, развитию навыков работы с

текстом и формированию устойчивых языковых навыков.

1. Знакомство с новыми словами. На начальном этапе обучения важно ознакомить

детей с новыми словами, используя яркие иллюстрации, игровые методы и

мультимедийные средства. Это позволяет создать интерес к языку и обеспечить

более глубокое усвоение материала.

Пример занятия для знакомства с новыми словами на начальном этапе обучения:

Название урока: "Веселая страна слов"

Цель урока: Знакомство с новыми словами, развитие интереса к языку.

Ход урока:

Введение:

Учитель представляет урок как путешествие в "Веселую страну слов".

Показывает красочные иллюстрации и мультимедийные материалы,

изображающие яркий и веселый ландшафт.

Игра "Найди слово":

Размещаются карточки с новыми словами по всему классу.

Дети, используя яркие указатели, находят карточки и читают слова

вслух.

Игра "Мимика слов":

Дети разделяются на группы.

Каждой группе дается новое слово. Они должны показать его с

помощью мимики, не произнося само слово.

Остальные дети угадывают слово, и та группа, которая первой

догадается, получает балл.

Творческое задание:

Дети рисуют свои представления о словах на тему урока.

После этого они представляют свои рисунки перед классом, описывая,

какие слова они изобразили.

Игра "Словесная замена":

Учитель

предлагает

детям

заменить

одно

слово

в

коротком

предложении на новое слово из урока.

Например: "Кот лежит на ковре." - "Пёс лежит на ковре."

Заключение:

Учитель подводит итоги урока, подчеркивая, как весело и интересно

можно изучать новые слова.

Записываются слова в специальный "словарь" класса.

Такой формат урока поможет детям не только запомнить новые слова, но и создаст

положительное отношение к процессу изучения языка.

Так же можно использовать при работе над словарными словами и другие методы.

2.

Использование

словарей.

Важной

частью

словарной

работы

является

ознакомление детей с использованием словарей. На уроках можно проводить

увлекательные занятия, нацеленные на развитие навыков работы с алфавитом,

поиском слов и определением их значения. Это способствует формированию

навыков самостоятельной работы с литературными источниками.

3. Создание словарных тетрадей. Ученики могут вести свои словарные тетради, в

которых они будут фиксировать новые слова, их значения, примеры использования

в предложениях. Это позволяет закрепить изученный материал и стимулирует

самостоятельное обучение.

4. Игровые формы работы. Игры – отличный способ сделать процесс обучения

увлекательным

и

эффективным.

Различные

игры

с

использованием

слов,

кроссворды, лото, конкурсы на лучшее описание слова – всё это способствует

развитию словарного запаса и формированию языковой компетенции.

5. Тематические проекты.

Работа над тематическими проектами позволяет

углубить знания учеников в определенной области, расширить словарь по

конкретной теме, а также развивать навыки поиска и обработки информации.

6. Работа с текстами. Чтение и анализ текстов – отличный способ развивать

словарные навыки. При этом важно обращать внимание на контекстуальное

использование слов, объяснять значение непонятных терминов и способствовать

формированию навыков понимания прочитанного.

Все эти виды словарной работы способствуют комплексному развитию языковых

навыков у учеников в начальной школе. Важно создавать увлекательную и

стимулирующую обстановку на уроках, чтобы дети с радостью и интересом учились

русскому языку, формируя прочные языковые основы для будущего обучения.



В раздел образования