Напоминание

Обобщение педагогического опыта по теме «Проектная деятельность в детском саду»


Автор: Галина Федоровна Пестова
Должность: Карпогорская СОШ №118" структурное подразделение"Детский сад №68 "Тополёк"
Учебное заведение: Карпогорская СОШ №118" структурное подразделение"Детский сад №68 "Тополёк"
Населённый пункт: с.Карпогоры
Наименование материала: Статья
Тема: Обобщение педагогического опыта по теме «Проектная деятельность в детском саду»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автор: Пестова Г. Ф. – воспитатель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карпогорская средняя школа №118»

структурное подразделение Детский сад «Морошка» с. Карпогоры

Обобщение педагогического опыта по теме

«Проектная деятельность в детском саду»

Концепция

модернизации

российского

образования

ставит

перед

образовательными учреждениями задачу обеспечения высокого качества

образования. Одним из подходов, обеспечивающих качество дошкольного

образования, является проектная деятельность. Технология проектирования

относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются

инновационными

в

работе

дошкольных

учреждений.

Внедрение

в

образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию

свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на

современном этапе.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой

является

самостоятельная

деятельность

детей

исследовательская,

познавательная,

продуктивная,

в

процессе

которой

ребенок

познает

окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Основной

целью проектного метода является развитие свободной, творческой личности.

Проектная деятельность в детском саду носит характер сотрудничества, в

котором принимают участие дети, родители, педагоги. По мнению Н.Е. Веракса

одна из главных задач при организации проектной деятельности дошкольников

заключается в том, чтобы поддержать детскую инициативу. Спецификой

взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике,

является то, что взрослым необходимо ребенку помогать обнаруживать

проблему или, даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес, но

не переусердствовать с помощью и опекой. В основу метода проектов заложена

идея

о

направленности

познавательной

деятельности

дошкольников

на

результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей,

родителей над определенной практической проблемой. Работа по проекту

начинается с постановки цели и задач, разработки плана деятельности по

достижению цели, определения методов исследования, выбора оборудования и

материалов. Затем следует практическая часть, т.е. реализация проекта. Дети

выполняют основную работу по проекту: исследуют, экспериментируют, ищут,

творят. Происходит поиск информации, проведение экспериментов, опытов.

Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребенок

должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать.

Третий этап – презентация проекта. Он имеет большую значимость для

социального развития ребенка: рассказывая взрослым и сверстникам о

выполнении

важного

дела,

дошкольник

получает

опыт

реализации

познавательной инициативы.

В образовательной программе детского сада стоит задача: содействовать

творческой

проектной

деятельности

коллективного

и

индивидуального

характера, поддерживать инициативу и самостоятельность в создании идеи и

реализации проекта, создавать условия для презентации результата.

Хочу поделиться опытом проектов индивидуального характера.

Проект «Пинежская крынка»

Тип проекта: исследовательский.

Вид проекта: краткосрочный.

Цель проекта: узнать, что такое «крынка», для чего она нужна, изучить

технологию ее изготовления.

Гипотеза: Самостоятельно изготовить крынку.

Этот проект посвящен теме «Рукотворный мир». В ходе реализации проекта

Марина Т. узнала, что такое «крынка», из чего и как она изготовлена и для чего

она нужна. Провела несколько экспериментов и убедилась, что

крынку легко обхватить руками,

в крынку удобно наливать,

из крынки удобно выливать,

из крынки легко пить,

из крынки можно есть ложкой,

крынку легко мыть,

молоко в крынке долго не киснет, потому что глина – экологически

чистый материал.

Для презентации бабушка девочки сочинила частушки про крынку.

Результат исследования: пробуя себя в роли гончара девочка добилась

поставленной цели: сделала маленькую «крыночку» и подарила своей бабушке.

Проект «Мой папа – солдат»

Тип проекта: исследовательский.

Вид проекта: краткосрочный.

Цель проекта: помочь понять, что самый близкий защитник семьи и Родины –

папа – ответственный, заботливый, отважный и добрый.

Гипотеза: в результате реализации проекта возрастет авторитет папы в глазах

ребенка как защитника семьи и Отечества, расширятся представления об армии.

Этот проект патриотической направленности, об уважении к защитникам

отечества, о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. С помощью

взрослых составлен был алгоритм деятельности ребенка по осуществлению

данного проекта. Ставя перед собой определенную задачу, следуя данному

алгоритму Глеб Б. рассказал о службе отца в Вооруженных силах России,

участии в Чеченской войне и в настоящее время - специальной военной

операции на Украине.

Результат исследования: выступление Глеба о своем отце, воине, защитнике

нашей страны тронуло детские сердца, порадовало родных и отца-солдата,

получившего

видеозапись

презентации

проекта

своего

сына.

Гипотеза

подтвердилась.

Проект «Тайна маленькой батарейки»

Тип проекта: исследовательский.

Вид проекта: краткосрочный.

Цель проекта: выявить тайну маленькой батарейки.

Гипотеза: поделиться своими исследованиями с детьми и взрослыми: что такое

батарейка, какие бывают батарейки, для чего нужна батарейка и как она

работает.

Этот проект экологической направленности. Источником информации о

батарейке стали разные энциклопедии, мультфильмы. В процессе исследования

объекта, экспериментирования, опытов Полина Г. выявила скрытые свойства

батарейки.

Результат: Полина Г. поделилась полученными знаниями о тайне маленькой

батарейки, о ее полезных и опасных свойствах, влиянии выброшенной

батарейки на окружающую природу. Ее занимательные опыты с батарейкой

заинтересовали не только детей, но и взрослых.

Работу над проектами стараюсь строить в тесном контакте с семьями

воспитанников. Мои родители – активные участники и помощники в

реализации проектов.

Я считаю, что участие детей в проектной деятельности позитивно влияет на

развитие общей осведомленности и умственных способностей. Найдя ответы

на

поставленные

вопросы,

ребенок

удовлетворяет

присущую

ему

любознательность: Что такое «крынка»? Зачем собирают батарейки? Мои

воспитанники являются участниками конкурсов проектных работ на разных

уровнях. Проект «Пинежская крынка» - Марина Т. дипломант 1 степени

муниципального

конкурса

проектных работ обучающихся, номинация

«Дошкольный возраст» 2022г. «Мой папа – солдат» - Глеб Б. дипломант 2

степени муниципального конкурса проектных работ обучающихся, номинация

«Дошкольный возраст» 2023г. «Тайна маленькой батарейки» - Полина Г.

Диплом

участника

конкурса

детских

проектов

естественно-научного

направления «В науку первые шаги» в номинации «Проект, выполненный

детьми совместно с педагогом», направление «Физика вокруг нас», Проект

«Тайна маленькой батарейки» (диплом участника ГБОУ Школа №1748

«Вертикаль» Политехнический музей государственный Дарвиновский музей, г.

Москва, 2023г).

Технология введения в проектную культуру положительно повлияла на мою

профессиональную компетентность. Одно из главных умений при реализации

проектной деятельности – умение слышать ребенка. Рефлексивность – главное

качество педагога, работающего по технологии проектной деятельности.

Список информационных источников

1.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Пособие для

педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.

2.

«Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты

проектов» /авт.-сост. Т. В. Гулидова. – Волгоград: Учитель. – 135 с.



В раздел образования