Автор: Галина Федоровна Пестова
Должность: Карпогорская СОШ №118" структурное подразделение"Детский сад №68 "Тополёк"
Учебное заведение: Карпогорская СОШ №118" структурное подразделение"Детский сад №68 "Тополёк"
Населённый пункт: с.Карпогоры
Наименование материала: Статья
Тема: Обобщение педагогического опыта по теме «Проектная деятельность в детском саду»
Раздел: дошкольное образование
Автор: Пестова Г. Ф. – воспитатель
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Карпогорская средняя школа №118»
структурное подразделение Детский сад «Морошка» с. Карпогоры
Обобщение педагогического опыта по теме
«Проектная деятельность в детском саду»
Концепция
модернизации
российского
образования
ставит
перед
образовательными учреждениями задачу обеспечения высокого качества
образования. Одним из подходов, обеспечивающих качество дошкольного
образования, является проектная деятельность. Технология проектирования
относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются
инновационными
в
работе
дошкольных
учреждений.
Внедрение
в
образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию
свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на
современном этапе.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой
является
самостоятельная
деятельность
детей
–
исследовательская,
познавательная,
продуктивная,
в
процессе
которой
ребенок
познает
окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Основной
целью проектного метода является развитие свободной, творческой личности.
Проектная деятельность в детском саду носит характер сотрудничества, в
котором принимают участие дети, родители, педагоги. По мнению Н.Е. Веракса
одна из главных задач при организации проектной деятельности дошкольников
заключается в том, чтобы поддержать детскую инициативу. Спецификой
взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике,
является то, что взрослым необходимо ребенку помогать обнаруживать
проблему или, даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес, но
не переусердствовать с помощью и опекой. В основу метода проектов заложена
идея
о
направленности
познавательной
деятельности
дошкольников
на
результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей,
родителей над определенной практической проблемой. Работа по проекту
начинается с постановки цели и задач, разработки плана деятельности по
достижению цели, определения методов исследования, выбора оборудования и
материалов. Затем следует практическая часть, т.е. реализация проекта. Дети
выполняют основную работу по проекту: исследуют, экспериментируют, ищут,
творят. Происходит поиск информации, проведение экспериментов, опытов.
Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребенок
должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать.
Третий этап – презентация проекта. Он имеет большую значимость для
социального развития ребенка: рассказывая взрослым и сверстникам о
выполнении
важного
дела,
дошкольник
получает
опыт
реализации
познавательной инициативы.
В образовательной программе детского сада стоит задача: содействовать
творческой
проектной
деятельности
коллективного
и
индивидуального
характера, поддерживать инициативу и самостоятельность в создании идеи и
реализации проекта, создавать условия для презентации результата.
Хочу поделиться опытом проектов индивидуального характера.
Проект «Пинежская крынка»
Тип проекта: исследовательский.
Вид проекта: краткосрочный.
Цель проекта: узнать, что такое «крынка», для чего она нужна, изучить
технологию ее изготовления.
Гипотеза: Самостоятельно изготовить крынку.
Этот проект посвящен теме «Рукотворный мир». В ходе реализации проекта
Марина Т. узнала, что такое «крынка», из чего и как она изготовлена и для чего
она нужна. Провела несколько экспериментов и убедилась, что
крынку легко обхватить руками,
в крынку удобно наливать,
из крынки удобно выливать,
из крынки легко пить,
из крынки можно есть ложкой,
крынку легко мыть,
молоко в крынке долго не киснет, потому что глина – экологически
чистый материал.
Для презентации бабушка девочки сочинила частушки про крынку.
Результат исследования: пробуя себя в роли гончара девочка добилась
поставленной цели: сделала маленькую «крыночку» и подарила своей бабушке.
Проект «Мой папа – солдат»
Тип проекта: исследовательский.
Вид проекта: краткосрочный.
Цель проекта: помочь понять, что самый близкий защитник семьи и Родины –
папа – ответственный, заботливый, отважный и добрый.
Гипотеза: в результате реализации проекта возрастет авторитет папы в глазах
ребенка как защитника семьи и Отечества, расширятся представления об армии.
Этот проект патриотической направленности, об уважении к защитникам
отечества, о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. С помощью
взрослых составлен был алгоритм деятельности ребенка по осуществлению
данного проекта. Ставя перед собой определенную задачу, следуя данному
алгоритму Глеб Б. рассказал о службе отца в Вооруженных силах России,
участии в Чеченской войне и в настоящее время - специальной военной
операции на Украине.
Результат исследования: выступление Глеба о своем отце, воине, защитнике
нашей страны тронуло детские сердца, порадовало родных и отца-солдата,
получившего
видеозапись
презентации
проекта
своего
сына.
Гипотеза
подтвердилась.
Проект «Тайна маленькой батарейки»
Тип проекта: исследовательский.
Вид проекта: краткосрочный.
Цель проекта: выявить тайну маленькой батарейки.
Гипотеза: поделиться своими исследованиями с детьми и взрослыми: что такое
батарейка, какие бывают батарейки, для чего нужна батарейка и как она
работает.
Этот проект экологической направленности. Источником информации о
батарейке стали разные энциклопедии, мультфильмы. В процессе исследования
объекта, экспериментирования, опытов Полина Г. выявила скрытые свойства
батарейки.
Результат: Полина Г. поделилась полученными знаниями о тайне маленькой
батарейки, о ее полезных и опасных свойствах, влиянии выброшенной
батарейки на окружающую природу. Ее занимательные опыты с батарейкой
заинтересовали не только детей, но и взрослых.
Работу над проектами стараюсь строить в тесном контакте с семьями
воспитанников. Мои родители – активные участники и помощники в
реализации проектов.
Я считаю, что участие детей в проектной деятельности позитивно влияет на
развитие общей осведомленности и умственных способностей. Найдя ответы
на
поставленные
вопросы,
ребенок
удовлетворяет
присущую
ему
любознательность: Что такое «крынка»? Зачем собирают батарейки? Мои
воспитанники являются участниками конкурсов проектных работ на разных
уровнях. Проект «Пинежская крынка» - Марина Т. дипломант 1 степени
муниципального
конкурса
проектных работ обучающихся, номинация
«Дошкольный возраст» 2022г. «Мой папа – солдат» - Глеб Б. дипломант 2
степени муниципального конкурса проектных работ обучающихся, номинация
«Дошкольный возраст» 2023г. «Тайна маленькой батарейки» - Полина Г.
Диплом
участника
конкурса
детских
проектов
естественно-научного
направления «В науку первые шаги» в номинации «Проект, выполненный
детьми совместно с педагогом», направление «Физика вокруг нас», Проект
«Тайна маленькой батарейки» (диплом участника ГБОУ Школа №1748
«Вертикаль» Политехнический музей государственный Дарвиновский музей, г.
Москва, 2023г).
Технология введения в проектную культуру положительно повлияла на мою
профессиональную компетентность. Одно из главных умений при реализации
проектной деятельности – умение слышать ребенка. Рефлексивность – главное
качество педагога, работающего по технологии проектной деятельности.
Список информационных источников
1.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Пособие для
педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.
2.
«Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты
проектов» /авт.-сост. Т. В. Гулидова. – Волгоград: Учитель. – 135 с.