Напоминание

Творческий мир


Автор: Миронова Галина Вячеславовна
Должность: пдо
Учебное заведение: ДДЮТ г. Чебоксары
Населённый пункт: г.Чебоксары
Наименование материала: Калейдоскоп чудес
Тема: Творческий мир
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление образования администрации г. Чебоксары

МАОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» муниципального

образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики

Принято

Решением научно-методического совета

МАОУДО «ДДЮТ» г. Чебоксары

Протокол №2

От 28.12.2022 г.

Утверждаю

Директор МАОУДО «ДДЮТ» г. Чебоксары

____________________Е.В. Воробьева

« 28 » 12.2022 г.

Приказ № 760 от 28.12.2022 г.

Согласовано

Старший методист комплекса прикладного

творчества

и

натуралистической

работы

МАОУДО «ДДЮТ» г. Чебоксары

________________________О.В. Волкова

От 28.12.2022 г.

Согласовано

Заместитель директора МАОУДО «ДДЮТ»

г. Чебоксары

________________________Н.М. Мясникова

От 28.12.2022 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Чудеса калейдоскопа+»

Возраст обучающихся: 6-17 лет

Срок реализации – 20 недель

Автор-составитель: педагог

дополнительного образования

Миронова Галина Вячеславовна

Чебоксары, 2022

Содержание

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка

3

Цель и задачи программы

4

Учебный план

5

Содержание программы

5

Планируемые результаты

6

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

Календарный учебный график

7

Условия реализации программы

8

Формы аттестации

8

Оценочные материалы

9

Методические материалы

10

Список литературы

13

2

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1.

Пояснительная записка

Данная программа разработана и реализуется в соответствии с нормативно-

правовой базы для разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих

программ на 2022-2023 уч. год:

·

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

·

Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030

года;

·

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам»;

·

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г.

№ 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный

приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

·

Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ. М., ФИРО, 2015г.;

·

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 28 сентября 2020 г. №28 г. Москва «Об утверждении санитарных правил СП

2.4.3648-20»Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и

обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

·

Положение

о

разработке

и

утверждении

дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих

программ

муниципального

автономного

образовательного

учреждения

дополнительного

образования

«Дворец

детского

(юношеского) творчества» муниципального образования города Чебоксары – столицы

Чувашской Республики (принято решением педсовета от 25.05.18г.);

·

Устав МАОУДО «ДДЮТ» г. Чебоксары.

Дополнительное

образование

детей

необходимое

звено

в

воспитании

многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации.

Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную

составляющую

общего

образования

и

помогает

ребятам

в

профессиональном

самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом

компоненте, создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства.

Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые,

выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше

возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный

выбор.

Основное содержание образования детей в объединении «Калейдоскоп идей» —

практико-ориентированное: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает

знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т.

д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего

мира.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические

процессы,

развиваются

художественно-творческие

способности

и

положительно-

эмоциональное восприятие окружающего мира. Также развиваются творческие задатки,

мелкая моторика пальцев рук. Ребенок, как личность, самоутверждается, проявляя

индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

Гильоширование (выжигание по ткани) — техника рукоделия, подразумевающая

отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью

специального аппарата.

Гильоширование как вид декоративно-прикладного искусства возникло в Германии

в 70-ые годы ХХ века. Гильоширование искусство нашего времени. Название

3

гильоширование объединены такие виды народного творчества, как чеканка, выжигание

по дереву, вырезание и выпиливание. Сущность выполнения этих работ основана на

способности синтетических тканей, плавиться под воздействием высокой температуры.

Выжигание по синтетическим тканям напоминает выжигание по дереву, поэтому и дали

этому

новому

направлению

в

искусстве

такое

название

«Художественное

гильоширование».

Искусство

гильоширование

требует

аккуратности,

точности

выполнения

рисунка

и

определенного

художественного

вкуса.

Возможности

гильоширования очень широки. С помощью горячей иглы можно создавать великолепные

изделия: салфетки, декоративное панною, закладки, открытки а также кружевные изделия

в стиле ришелье: воротники, шарфики и т.д. Выжигание по ткани совсем скоро станет

востребованным видом искусства. Самая главная прелесть гильоширования в том. Что оно

еще не окончательно не сформировано. А значит, что каждый мастер и ребенок может

привести в эту технику что-то свое и таким образом вписать собственную строку в

истории искусства.

Новизна программы состоит в том что, она обеспечивает не только обучение,

воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей обучаемых в

декоративно - прикладном творчестве с учетом современных условий жизни, дизайна

быта, семьи.

Настоящая

программа

предназначена

для

образовательных

учреждений

дополнительного образования.

Она определяет содержание учебно-воспитательной

работы детского объединения «Калейдоскоп идей». Настоящая программа носит

художественную направленность и ориентирована на работу с детьми 6-17 лет.

Срок реализации программы – 20 недель.

Уровень стартовый, возраст 6-17 лет.

Стартовый уровень предполагает

знакомство

с

техникой

декоративно-прикладного

творчества

«гильоширование

(выжигание по ткани)» и использование основных видов декоративно-прикладного

творчества. Программа предусматривает обучение «с нуля», т.е. не требует каких-либо

подготовительных занятий, умений и навыков. В группы принимаются все желающие, без

специального отбора. Срок реализации – 1 год, форма обучения - очная.

Форма занятий – творческая мастерская. При такой форме организации занятий

создаются условия для вхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту

путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере

знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и

осознание закономерностей этой деятельности. В творческой мастерской достигается

максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного

постижения мира, т.к. каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту

национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Творческая

мастерская

предполагает

изучение

новой

информации,

но

новая

информация

предъявляется в творческой мастерской по мере поступления запроса на нее от самих

учащихся в тот момент, когда возникает информационное «голодание». Самые

разнообразные педагогические приемы работы с информацией включены в творческую

мастерскую – творческое проектирование, игры, чаепития, мастер-классы.

Методы обучения – метод обучающей игры, методы проблемно-развивающего

обучения, репродуктивный, методы стимулирования и мотивации учения, методы

контроля и самоконтроля.

Режим занятий – 1 раз в неделю по 1 часу, 20 часов

Наполняемость учебных групп – 15 учащихся

1.2.

Цель и задачи программы

Цель программы – обучение основным приемам и способам художественного

выжигания по ткани.

Задачи:

Образовательные:

4

- обучить технологиям работы с различными материалами в различных техниках

декоративно-прикладного искусства

- расширить и углубить знания о декоративно-прикладном искусстве;

- выработать практические навыки, умения и сформировать творческую активность.

Личностные:

- воспитать эстетический и художественный вкус к творческой деятельности, преподавая

основы цветоведения, рисунка, формирования эскиза, построения лекал, научить работать

на высоком художественном уровне и создавать необычные и оригинальные рабоы;

- воспитать стремление к разумной организации творческой работы;

- привить культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, стремление к

самостоятельности, опрятность, аккуратность, бережное отношение к вещам, навыки

культуры поведения, положительное отношение к окружающему и умение радоваться

успехам других.

Метапредметные:

-

раскрыть для учащихся красоту и значимость декоративно-прикладного искусства;

обратить

внимание

на

исторические

факты

развития

декоративно-прикладного

направления в России и Чувашии, чтобы дети могли, учитывая традиции своей страны и

республики;

- привить художественный вкус и эмоциональную отзывчивость к произведениям

искусства;

- развить такие качества как усидчивость и трудолюбие, точность, аккуратность, умение

анализировать и самостоятельно мыслить.

1.3.

Учебный план

Возраст 6-17 лет, стартовый уровень

Срок реализации – 20 недель, количество часов – 20 часов

п/п

Тема

Форма занятия

Количество часов

Форма

аттестации/

контроля

Теория

Практ

ика

Всего

1

Фоамиран. Основы, способы

обработки, приемы. Элементы

декора из фоамирана.

Лекция, творческая

мастерская

2

6

8

Выставка

2

Скрапбукинг. Изготовление

открытки к 8 марта.

Лекция, творческая

мастерская

1

1

2

Выставка

3

Художественное выжигание по

ткани или гильоширование

Лекция, творческая

мастерская

1

3

4

Выставка

4

Панно. Технология изготовления

панно.

Лекция, творческая

мастерская

1

4

5

Выставка

5

Заключительное занятие

Лекция, творческая

мастерская

1

-

1

Итого 20

1.4.

Содержание программы

Возраст 6-17 лет, стартовый уровень

Срок реализации – 20 недель, количество часов – 20 часов

Тема 1.

Фоамиран. Основы, способы обработки, приемы. Элементы декора из

фоамирана.

Теория: Знакомство с искусственной замшей – фоамираном. Особенности изготовления

сувенирных изделий из фоамирана. Форма занятий – лекция.

Практика: Работа с фоамираном. Цветы – ромашка, роза, пион. Форма занятий -

творческая мастерская.

5

Тема 2. Скрапбукинг. Изготовление открытки к 8 марта.

Теория: История возникновения, основные понятия, основные материалы и инструменты,

базовые техники и стили скрапбукинга. Форма занятий – лекция.

Практика: Составление миника по основным стилям скрапбукинга. Форма занятий -

творческая мастерская.

Тема 3. Художественное выжигание по ткани или гильоширование.

Теория: Выжигание по ткани - что это такое? История развития гильоширования.

Материалы и инструменты. Структура шелковой ткани. Организация рабочего места.

Рабочая коробка. Цветоведение. Форма занятия - беседа.

Тема 4. Панно. Технология изготовления панно.

Теория: Виды панно. Особенности изготовления панно. Форма занятий – лекция.

Практика: Изготовление панно. Форма занятий – творческая мастерская.

Тема 5. Заключительное занятие

1.5.

Планируемые результаты

К концу обучения учебной программы учащийся должен обладать следующими

компетенциями:

знать основы работы с различными инструментами и материалами и уверенно

применять на практике;

знать правила техники безопасности при работе с выжигательным аппаратом и

декоративными материалами;

уметь самостоятельно подбирать цветовую гамму, мотивы, материалы, фурнитуру,

составлять композицию;

освоить навыки работы с бумагой, аппликацией, применение этих знаний в новых

техниках – скрапбукинг, квиллинг.

уметь создавать декоративно-прикладные изделия (подарочные сувениры, панно) с

использованием изученных видов рукоделия;

выработать основные навыки шитья, работы с ниткой, иголкой и тканью,

проявлять индивидуальные творческие способности в работе с различными

материалами;

умение

планировать

работу,

понятно

рассказывать

об

основных

этапах

воплощения замысла и умение использовать пооперационные карты;

правильно планировать свою работу, ценить свой труд и труд окружающих людей;

творчески подходить к решению поставленных задач, находиться в постоянном

творческом поиске в работе;

разработать творческий проект и защитить этот проект.

К концу обучения учащиеся овладевают умениями, обеспечивающими культуру

труда на всех этапах трудового процесса: экономное расходование материала, бережное

обращение с инструментами, поддержание порядка на рабочем месте; принимают участие

в оформлении выставки и в благоустройстве Дворца.

Для определения результативности обучения, учащиеся в течение года выполняют

изделия и творческие проекты к отчетным, конкурсным выставкам. Также в течение

учебного года разрабатываются творческие проекты для участия в конференциях и

фестивалях различного уровня, коллекции изделий и сувениров в фонд Дворца.

6

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график на стартовый уровень, возраст 5-15 лет,

Срок реализации – 1 год, количество часов – 20, 1 час в неделю

Месяц

Тема

Форма

проведения

занятий

Количество часов

Место

провед

ения

Форма

аттестации/

контроля

Теория

Практи

ка

Всего

Январь

Фоамиран. Основы, способы обработки, приемы. Элементы декора из фоамирана.

Цветы из фоамирана

Лекция,

творческая

мастерская

1

3

4

ДДЮТ

Оценка качества

изготовления

4

Февраль

Цветы из фоамирана.

Оформление открытки

цветами.

Лекция,

творческая

мастерская

1

3

4

ДДЮТ

Выставка

творческих

работ

4

Март

Скрапбукинг.

Изготовление открытки

к 8 марта.

Лекция,

творческая

мастерская

1

1

2

ДДЮТ

Конкурс

«Подарок маме

своими руками»

Художественное выжигание по ткани или гильоширование

Основные приемы

выжигания.

Лекция,

творческая

мастерская

1

1

2

ДДЮТ

Выставка

творческих

работ

4

Апрель

Изготовление

простейших объемных

изделий при помощи

выжигательного

аппарата. Основы,

правила, приемы.

Лекция,

творческая

мастерская

2

2

ДДЮТ

Выставка

творческих

работ

Панно. Технология

изготовления панно.

Лекция,

творческая

мастерская

1

1

2

ДДЮТ

Выставка

творческих

работ

4

Май

Изготовление панно.

Лекция,

творческая

мастерская

3

3

ДДЮТ

Выставка

творческих

работ

Заключительное

занятие.

Беседа

1

-

1

ДДЮТ

4

Итого 20

2.2. Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

хорошо освещенный и проветриваемый кабинет;

коллекция разнообразной литературы по истории рукоделия, как в России,

так и за рубежом, литературы по различным техникам работы;

7

коллекция альбомов, открыток, орнаментов, ксерокопий, фотографий,

наглядных образцов изделий;

фото каталог творческих работ учащихся;

методический материал по предлагаемым темам работы;

нитки (капроновые, вискозные, тонкие крепкие

х/б), иголки для бисера тонкие, иголки для шитья;

различные материалы – искусственный мех, флис, трикотаж, синтепон, шелк

и т.д.;

картон, кожа, бархат и др.;

стекло, ножницы, ножи сапожные, брусок для заточки;

пяльцы для вышивки;

клеи «Момент», ПВА;

бумага, кисти, краски, проволока тонкая, линейка металлическая, циркуль

Информационное обеспечение программы

В информационное обеспечение программы входят дидактические и методические

материалы:

Аудио-, видео-, фото- , интернет источники на электронных носителях по темам,

реализуемым в рамках данной программы.

таблицы,

схемы,

плакаты,

картины,

фотографии,

дидактические

карточки,

раздаточный материал, специальная литература, мультимедийные материалы по

темам реализуемой программы.

Кадровое обеспечение программы

В

реализации

программы

занят

один

педагог,

руководитель

объединения

«Калейдоскоп

идей»

Миронова

Галина

Вячеславовна,

педагог

дополнительного

образования.

2.3. Формы аттестации

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения

результатов обучения, закрепления знаний, ориентации обучающихся на дальнейшее

самостоятельное обучение, получение сведений для совершенствования педагогом

образовательной программы и методики обучения.

Для определения результативности обучения, учащиеся в течение года выполняют

изделия и творческие проекты к отчетным, конкурсным выставкам. Также в течение

учебного года разрабатываются творческие проекты для участия в конференциях и

фестивалях различного уровня, коллекции изделий и сувениров в фонд Дворца.

Выставка - это форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения

уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью

выявления и развития творческих способностей обучающихся. Может быть персональной

или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. По итогам

выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или творческий сюрприз.

Выставка является инструментом поощрения обучающегося.

Конкурс

творческих

работ

- форма

итогового

(иногда

текущего)

контроля/аттестации, которая проводится с целью определения уровня усвоения

содержания

образовательной

программы

кружка,

степени

подготовленности

к

самостоятельной работе, выявления наиболее способных и талантливых детей.

Опрос – проверка результатов обучения после прохождения темы.

Оценка качества изготовления

– самооценка и групповая оценка качества

выполнения практических работ.

2.4. Оценочные материалы

Индивидуальная карточка учёта проявления творческих способностей

8

Фамилия, имя ребёнка________________________________________

Возраст____________________________________________________

Название детского объединения________________________________

Ф.И.О. педагога_____________________________________________

Дата начала наблюдения______________________________________

п/п

Параметры результативности

Оценка (баллы)

1

2

3

4

5

1.

Участие в конкурсах

2.

Работа по образцу

3.

Работа с внесением изменений

4.

Работа над своим вариантом

5.

Конструирование

6.

Владение техникой

7.

Придумывание композиций

8.

Работа с внесением изменений в технологию или

конструкцию

Общая сумма баллов:

Дорогой друг!

Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил,

занимаясь в детском объединении (кружке) в этом учебном году и зачеркни

соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая)

1

Освоил теоретический материал по разделам и темам

программы (могу ответить на вопросы педагога)

1

2

3

4

5

2

Знаю специальные термины, используемые на занятиях

1

2

3

4

5

3

Научился использовать полученные на занятиях знания в

практической деятельности

1

2

3

4

5

4

Умею выполнить практические задания (упражнения,

задачи, опыты и т.д.), которые дает педагог

1

2

3

4

5

5

Научился самостоятельно выполнять творческие задания

1

2

3

4

5

6

Умею воплощать свои творческие замыслы

1

2

3

4

5

7

Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях

1

2

3

4

5

8

Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных

задач

1

2

3

4

5

9

Научился получать информацию из различных источников

1

2

3

4

5

10

Мои достижения в результате занятий

1

2

3

4

5

Обработка анкет и интерпретация результатов.

При обработке анкеты ответы группируются по следующим категориям:

освоение теоретической информации - пункты 1, 2, 9;

опыт практической деятельности - пункты 3, 4;

опыт творчества - пункты 5, 6;

опыт сотрудничества - пункты 7, 8.

Самооценка учащегося и экспертные оценки педагога суммируются, вычисляется

среднеарифметическое значение по каждой компетентности, и далее по освоению

программы в целом.

Подобная логика проведения анкетирования позволяет не только определить уровень

компетентностей учащихся, но и выявить особенности их самооценки на основании

сравнения мнения детей с мнением педагога.

2.5. Методические материалы

9

Тщательно продуманная и грамотно организованная работа в детском коллективе

способствует повышению уровня общей творческой культуры, формирует нравственно-

эстетические взгляды, развивает чувство ответственности и коллективизма. Огромное

значение в этом плане принадлежит содержанию учебного процесса. Использование на

занятиях различных видов рукоделия, лучших образцов прикладного творчества разных

стран мира приводит детей к более глубокому знакомству с истоками декоративно-

прикладной культуры.

Изучение классического наследия через освоение современных видов рукоделия

формирует эстетический и художественный вкус и помогает расширить общую культуру

детей.

Занятия

в

объединении

способствуют

развитию

творческих

способностей,

совершенствованию приобретаемых знаний и умений, овладению трудовыми навыками,

проявлению творческой индивидуальности учащихся.

Обучение в объединении построено на основе совместной творческой деятельности

учащихся и педагога. Роль педагога на занятиях заключается, прежде всего, в активизации

мыслительной и творческой деятельности учащихся и в руководстве их практической

деятельностью, но не с точки зрения выдачи заданий, а с точки зрения выработки

совместного плана действий и обсуждения возможного хода работы. Исходя из этих

положений, и была разработана методика преподавания некоторых разделов. Учитывая

возрастные особенности (потеря интереса к работе при неудачах, быстрое «забывание»

ребенком не воплощенной в дело мысли и т.д.), представляется, что практическая часть

урока всегда должна заканчиваться выполненным изделием (объектом труда).

Данная программа содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая

часть осуществляется через применение следующих методов обучения:

словесные методы – рассказ, беседа, объяснение;

наглядные методы – иллюстрация, демонстрация.

Практическая часть включает в себя следующие методы обучения:

практические методы – упражнения;

репродуктивные и проблемно-поисковые методы.

Практические методы обучения применяются в тесном сочетании со словесными и

наглядными методами обучения, так как в практической работе по выполнению

практической работы должно предшествовать инструктивное пояснение педагога.

Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс

выполнения работы, а также анализ выполненной работы, что наиболее благоприятно

совершить при личном контакте с учащимся. Также практическая часть предусматривает

разработку

эскизов,

моделей,

конструкций,

подбор

материалов

и

изготовление

всевозможных сувениров. Для более успешного закрепления полученных знаний

разработаны методические материалы по различным темам:

o

квиллинг – брошюра, раскрывающая основы, приемы, исторические факты,

фотографии работ, технологические карты по изготовлению роллов, наглядные образцы,

электронная презентация;

o

скрапбукинг – брошюра, раскрывающая основы, приемы, исторические

факты, фотографии работ, наглядные образцы;

o

ганутель – брошюра по основам, наглядные образцы (цветы),

o

национальная вышивка – подшивка орнаментов, фотографии орнаментов,

работ, электронная презентация;

o

лепка из пластика – презентация работ, брошюра по основам лепки,

образцы;

o

мягкая игрушка – образцы, виды швов;

o

фелтинг – брошюра по основам, образцы работ;

o

подборка фотографий детских работ;

o

технологические карты выполнения различных швов;

10

Специфика занятий в объединении по программе на первое место выдвигает

практическую деятельность, т.к. принцип построения заключается в движении знаний от

центра к периферии – от простого к сложному. При таком движении сохраняется

индивидуальный подход к каждому ученику с учетом его физических, психологических и

возрастных особенностей.

При выполнении заданий, изготовлении подделок немаловажную роль играет

подборка образцов по темам, просмотр большого количества наглядного материала

(методички, иллюстрации, фотографии), знакомство с работами мастеров и педагогов. Все

это расширяет кругозор, стремление к большему и интеллектуальному развитию

учеников.

Программа построена на изучении самых простых основ - цветоведении и

композиции, бумажной пластике, шитья, создания мягкой игрушки, сувенирной куклы,

фоамирана и скрапбукинга. Здесь они выполняют простейшие изделия по образцу.

Особенностью каждой группы является то, что с возрастом задачи становятся чуть

сложнее, значит и изделия становятся сложнее в исполнении, предъявляются более

строгие требования к качественному выполнению.

Наиболее эффективным методом обучения для младших и средних групп является

игровой метод. Сложные темы и понятия успешно усваиваются в игре, тем самым идет

лучшее восприятие, запоминание и применение их в дальнейшей творческой работе.

На втором году обучения содержание программы усложняется. Учащимся потребуется

больше времени уделять аккуратности в изготовлении, терпения, усидчивости, внимания

и концентрированности, так как на этом году обучения вводятся более сложные модули

рукоделия, и будет проводиться более тщательный контроль над изготовлением и

качеством изделий и сувениров. Но для лучшего восприятия, наглядности и понимания

педагог продолжает работу учащегося, выполняя наиболее сложный этап работы. Так

осуществляется постепенный рост созидательного восприятия мира. Например, увидев,

как делается переплёт книги, учащийся в дальнейшем может попытаться выполнить его

сам. Однако для получения качественных изделий, отличающихся профессиональностью

исполнения, необходимо соучастие педагога.

Следует поощрять творческие начинания учащихся, направляя их в нужное русло.

Для этого используется форма творческой мастерской, когда, задав направление

творческого процесса (например, тему) и показав, как использовать заданные мотивы в

процессе изготовления эскиза, педагог заканчивает работу над эскизом, а затем учащийся

выполняет

работу

в

материале

с

помощью

педагога.

Выполненные

педагогом

дидактические работы по темам года также являются большим подспорьем для учащихся.

При нынешней загруженности детей в школе, огромном информационном потоке,

обрушивающемся на ребенка, заинтересовать и научить рукоделию (труду) довольно

сложно. Обычно в группу приходят дети 8-10 лет. Как правило, приходится начинать с

нуля – дети толком в руках не держали иголку, мало кто умеет рисовать, а сделать изделие

надо быстро (пока интерес есть) и высокопрофессионально. Поэтому упор и делается

первоначально на использование простых техник, дающих ребёнку ощутимый результат.

Помощь педагога оказывается необходима при последующем переходе к более сложным

изделиям.

Немаловажную роль при организации работы в детском объединении играют

методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения. С целью усиления

воздействия на ребенка тех или иных факторов и активизации личности воспитуемого, его

действий и поступков применяется стимулирование. Стимулировать - значит побуждать,

давать толчок к действию. Активизирует деятельность ребенка постановка перспективы

(пример готового изделия, торжественное семейное событие), которая создает настроение

радостного ожидания, способствует напряжению всех сил для достижения поставленной

цели. Постановка перспективы важна как для развития каждого ребенка, так и для

коллектива.

11

Воспитательная работа способствует обеспечению непрерывности воспитательного

процесса.

К настоящему времени

выработались и

сложились общие принципы

организации воспитательного процесса, хотя каждый вид организации деятельности

учащихся за пределами учебных занятий имеет свои особенности. Желательно, чтобы

ученики были вовлечены в активную, в том числе поисковую деятельность, связанную с

розыском необходимых материалов, источников их получения и т. д.

Внеклассная и внешкольная работа не должна строиться только на принципе

развлекательности, однако желательно, чтобы в ней были и романтика и игра, чтобы ей

сопутствовала красочность и эмоциональность. Осуществление комплексного подхода к

воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий с использованием

различных организационных форм решалась бы не только одна профильная задача.

Необходимо выделить идейно-нравственный аспект, усилить трудовую направленность в

процессе подготовки, нравственно-воспитательный эффект. Важно, чтобы каждое

мероприятие решало максимум воспитательных задач.

При выборе содержания, организационных форм и методов всегда соблюдается

принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Очень важным

условием действенности всех видов воспитательной работы с учащимися является

обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия. Кружковая работа

обеспечивает возможности и для осуществления более тесной связи и общения между

школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной

обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.

Воспитательная работа объединения «Калейдоскоп идей» направлена на сплочение

детей

в

единый

дружный

коллектив,

создание

благоприятной

атмосферы

доброжелательности и сотрудничества, на воспитание у них чувства уважения и

справедливости к окружающему миру и людям. Основными формами проведения

воспитательного процесса являются беседы, чаепития с включением игровых блоков.

Также для сплочения коллектива, особенно на начальных стадиях обучения, проводятся

психологические тесты, арт-педагогические занятия. Разработаны:

лекции по темам, запланированным учебно-воспитательным планом: О правилах

дорожного движения; «Права и обязанности школьника»; «Вредные привычки» и

«Грязные руки и болезни от них».

Сценарии

мероприятий

воспитательного

характера

(чаепития,

конкурсы,

праздничные мероприятия, игры).

Немаловажным компонентом для успешного воспитательного процесса является

участие детей в различных мероприятиях, выставках, соревнованиях, конкурсах и

конференциях, проводимых Дворцом и городом.

Содержание программы разнообразно, тем самым оно благоприятно влияет на

учебный процесс. Нет так называемых «застоев» в обучении, у детей не теряется интерес

к трудовому процессу. Каждый модуль очень интересен, разнообразен и модернизирован

под современное время.

2.6. Список литературы

1.

Анисимов

В.П.

Арт-педагогика

как

система

психологического

сопровождения

образовательного процесса. Вестник ОГУ, 2003.

2.

Андреева И.А., Шитье и рукоделие. Энциклопедия., 2000 г.

3.

Белякова О.В. Искусство выжигания по ткани. - М.: Феникс, 2009. - 192 с.

4.

Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Кн. дом «Университет», 2000

5.

Горяинова О.В. Гильоширование или выжигание по ткани. - М.: Феникс, 2006. - 256 с.

6.

Иоханнес Иттен. Искусство цвета. - М.: Издатель Дмитрий Аронов, 2007. - 96 с.

7.

Качанаускайте Л. Энциклопедия рукоделия. - М.: АСТ, 2002. - 512 с..

8.

Котенкова З.П. Выжигание по ткани: Изделия в технике гильоширования. - Ярославль:

Академия развития, 2002. - 88 с.

9.

Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для

студентов высших педагогических учебных заведений, 2008.

12

10. Кулик И.А. Выжигание по ткани. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 32 с.

11. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия.- М.: Просвещение, 2007.- 158с.

12. Педагогика: учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество

России, 2006.- 608с.

13. Полная иллюстрированная энциклопедия вышивки., АСТ, Астрель, Харвест, 2009.

14. Смотрова Н. Выжигание по ткани. Гильоширование. - М.: Корона принт, 2000. - 64 с.

15. Чотти Д. Вышивка шелковыми лентами. Техника. Приемы. Изделия. - М.: АСТ-ПРЕСС

КНИГА, 2006 г.

16. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: Летний сад, 2000.

13



В раздел образования