Напоминание

"Развитие познавательных процессов"


Автор: Елена Витальевна Чегодаева
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ имени А.А. Алябьева" города Тобольска
Населённый пункт: город Тобольск Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие познавательных процессов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Образование должно быть истинным,

полным, ясным и прочным»

Я.А. Каменский

В условиях дополнительного образования дети обучаются главным образом «по

интересам».

Вариативность

дополнительных

общеразвивающих

программ

дает

возможность педагогу не ставить акцент на результативной стороне учебного процесса, а

строить обучение по принципу - процесс ради процесса, учение ради учения, т.е.

следовать природе познавательного развития ребенка. Поэтому акцент в обучении

естественно смещается в сторону удовлетворения и активизации познавательного

интереса у воспитанников.

Нельзя говорить о полной взаимозаменяемости понятий «учение» и «познавательная

деятельность».

Познавательная

деятельность

предполагает

большую

степень

самостоятельности воспитанника, чем учение.

Начнём с того, что же такое познание? Словарь Ожегова даёт следующее определение:

Познание:

1. Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира.

2. Совокупность знаний в какой-либо области.

Познавательный интерес — несет в себе все функции интереса. Объектом его является

область познания. Познавательный интерес требует от ребёнка активного действия, а не

только ориентировки на новизну и неожиданность. База познавательного интереса —

потребность в познании, которая формируется в 3 этапа: элементарная ориентировка в

действительности; избирательное отношение к явлениям и предметам окружающего мира;

духовная потребность в познании.

Источником формирования познавательного интереса в учебном процессе являются

содержание обучения и процесс деятельности, а индикаторами уровня развития

познавательного интереса служат интерес к различным элементам деятельности, характер

самостоятельности в учении, отношение к возможным трудностям, корреляция между

интересом и склонностями.

В учреждении дополнительного образования детей познавательная деятельность

детей — один из видов индивидуальной или групповой работы, которая используется для

расширения и углубления у воспитанников знаний и способов познавательной активности

как на занятиях, так и дома. (При ее планировании педагог должен учитывать интересы,

потребности, способности, индивидуальные и возрастные особенности воспитанников).

В формировании познавательного интереса школьников можно выделить несколько

этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства — естественной реакции

человека на все неожиданное, интригующее. Любопытство, вызванное неожиданным

результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу

данного занятия, но не переносится на другие занятия. Это неустойчивый, ситуативный

интерес.

Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся

проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае

воспитанник обычно активен на занятии, задает вопросы, участвует в обсуждении

результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу и

т. д. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего

предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к

предмету пропадет. Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность

и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету.

Как показывают исследования, очень большое влияние на формирование интересов

школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Четкая постановка

познавательных задач занятия, доказательное объяснение материала, четкая структура

занятия, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ,

творческих заданий и т. д. — все это является мощным средством развития

познавательного интереса. Воспитанники при такой организации учебного процесса

переживают целый ряд положительных эмоций, которые способствуют поддержанию и

развитию их интереса.

Развитие познавательных способностей - длительный процесс. Исследования

позволили

выделить

приёмы,

которые

содействуют

активизации

познавательной

деятельности обучающихся, в которых воспитанник должен:

- защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать

приобретенные знания;

- задавать вопросы педагогу, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью

в процесс познания;

- рецензировать ответы товарищей, сочинения, другие творческие работы, вносить

коррективы, давать советы;

- делиться своими знаниями с другими;

- помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;

- выполнять задания - максимум, рассчитанные на чтение дополнительной литературы,

первоисточников, на длительные наблюдения;

-

побуждать

воспитанников

находить

не

единственное

решение,

а

несколько

самостоятельно предпринятых;

- практиковать свободный выбор заданий, преимущественно поисковых, творческих;

создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических

действий;

-

разнообразить

деятельность,

включать

в

познание

элементы

труда,

игры,

художественной, общественной и других видов деятельности;

- создавать заинтересованность коллективной деятельностью, на основе которой и

происходит формирование активной позиции членов коллектива.

Чаще всего упрощенное понимание организации познавательных процессов, приводит

к моделированию образовательных технологий. Рассмотрим некоторые из них.

ЗУНовская технология

Если внимательно рассмотреть последовательность реализации этапов урока, то

можно очень быстро сделать вывод о том, что данная образовательная технология

представляет

собой

репродуктивный

подход

к

обучению:

учитель

задает

цели,

мотивирует, предъявляет содержание и для сохранения знаний обеспечивает их

закрепление. Таким образом, педагогом определяется маршрут и этапы познания, а

ученик

принимает

все

предлагаемое

учителем.

Его

познавательная

активность

минимальна и проявляется на этапе воспроизводства предложенных знаний и в обратной

связи.

Несмотря на то, что следует отказываться от доминирования такой технологии, ее

преимуществом является существенная экономия времени и сравнительная простота в

подготовке и реализации.

В ходе реализации данной технологии воспитанники вынуждены самостоятельно

согласовывать и даже подчинять свои индивидуальные способы познания способам

построения образовательного процесса, задаваемого учителем. Это может происходить

сравнительно безболезненно, если они имеют большую мотивацию к получению знаний и

высокий уровень обучаемости. Но она не может составлять более 40% от всего учебного

времени.

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда

ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем.

Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных

между собой и усложняющихся проблемных ситуаций. Проблемные ситуации создаются

на всех уровнях обучения и в разные возрастные периоды.

Признаки, которые лежат в основе моделирования занятий в режиме технологии

проблемного обучения:

1) создание проблемных ситуаций,

2) обучение учащихся в процессе решения проблем,

3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует

поиска новых знаний и новых способов их получения. Ситуации интеллектуального

затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса или задачи.

В педагогической литературе определены следующие отличительные черты

проблемного вопроса (задачи):

1)

Сложность, выступающая в форме противоречия.

2)

Ёмкое содержание.

3)

Увлекательная форма.

4)

для воспитанника уровень сложности.

Для создания проблемных ситуаций педагогом применяются следующие методические

приемы:

- приведение воспитанников к противоречию и предложение им самим найти способ его

разрешения;

- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

- рассмотрение воспитанниками явления с различных позиций;

-

побуждение

обучаемых

делать

сравнения,

обобщения,

выводы

из

ситуации,

сопоставление фактов;

- формулирование конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию,

логику рассуждения;

- предложение воспитанникам решение проблемных задач (с недостаточными или

избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с

противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным

временем на решение).

Образовательный процесс строится вокруг обучающегося, вся работа организуется в

малых группах. Роль педагога сводится к наблюдению, поддержке - не более. Эти

проблемы будят любознательность детей, способствуют тому, что воспитанники

самостоятельно осваивают большие объемы новых знаний.

Проблемы ставятся в системе, то есть, с каждой новой проблемой происходит

усложнение материала, воспитанники достают новую информацию и переходят с одного

уровня на другой.

Задача преподавателей - разработать, сформулировать задания - проблемы.

Интерактивная технология

МНОГИЕ основные методические инновации связаны сегодня с применением

интерактивной технологии. Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова

“interact”. “Inter” – это “взаимный”, “act” – действовать. Интерактивное обучение - это,

прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие

педагога и воспитанника. На занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая

работа.

Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время

методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы.

Наиболее известные из них - “большой круг”, “вертушка”, “аквариум”, “мозговой штурм”,

“дебаты”, «ролевая и деловая игра», круглый стол и другие.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким

образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс

познания, они имеют возможность высказывать то, что они знают и думают. Причем,

происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не

только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность,

переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Cовременное образование невозможно без четких ответов на ключевые вопросы его

построения: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии)

необходимо учить подрастающее поколение.

Решение семинара

Внедрить в учебные занятия формы работы технологий, развивающих познавательные

потребности.

Методистам: а) обобщить опыт работы педагогов, работающих по инновационным

технологиям. б) сделать подборку приёмов и методов технологий интерактивного и

проблемного обучения с учётом специфики работы каждого отдела.



В раздел образования