Автор: Елена Витальевна Чегодаева
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ имени А.А. Алябьева" города Тобольска
Населённый пункт: город Тобольск Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие познавательных процессов"
Раздел: дополнительное образование
«Образование должно быть истинным,
полным, ясным и прочным»
Я.А. Каменский
В условиях дополнительного образования дети обучаются главным образом «по
интересам».
Вариативность
дополнительных
общеразвивающих
программ
дает
возможность педагогу не ставить акцент на результативной стороне учебного процесса, а
строить обучение по принципу - процесс ради процесса, учение ради учения, т.е.
следовать природе познавательного развития ребенка. Поэтому акцент в обучении
естественно смещается в сторону удовлетворения и активизации познавательного
интереса у воспитанников.
Нельзя говорить о полной взаимозаменяемости понятий «учение» и «познавательная
деятельность».
Познавательная
деятельность
предполагает
большую
степень
самостоятельности воспитанника, чем учение.
Начнём с того, что же такое познание? Словарь Ожегова даёт следующее определение:
Познание:
1. Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира.
2. Совокупность знаний в какой-либо области.
Познавательный интерес — несет в себе все функции интереса. Объектом его является
область познания. Познавательный интерес требует от ребёнка активного действия, а не
только ориентировки на новизну и неожиданность. База познавательного интереса —
потребность в познании, которая формируется в 3 этапа: элементарная ориентировка в
действительности; избирательное отношение к явлениям и предметам окружающего мира;
духовная потребность в познании.
Источником формирования познавательного интереса в учебном процессе являются
содержание обучения и процесс деятельности, а индикаторами уровня развития
познавательного интереса служат интерес к различным элементам деятельности, характер
самостоятельности в учении, отношение к возможным трудностям, корреляция между
интересом и склонностями.
В учреждении дополнительного образования детей познавательная деятельность
детей — один из видов индивидуальной или групповой работы, которая используется для
расширения и углубления у воспитанников знаний и способов познавательной активности
как на занятиях, так и дома. (При ее планировании педагог должен учитывать интересы,
потребности, способности, индивидуальные и возрастные особенности воспитанников).
В формировании познавательного интереса школьников можно выделить несколько
этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства — естественной реакции
человека на все неожиданное, интригующее. Любопытство, вызванное неожиданным
результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу
данного занятия, но не переносится на другие занятия. Это неустойчивый, ситуативный
интерес.
Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся
проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае
воспитанник обычно активен на занятии, задает вопросы, участвует в обсуждении
результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу и
т. д. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего
предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к
предмету пропадет. Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность
и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету.
Как показывают исследования, очень большое влияние на формирование интересов
школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Четкая постановка
познавательных задач занятия, доказательное объяснение материала, четкая структура
занятия, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ,
творческих заданий и т. д. — все это является мощным средством развития
познавательного интереса. Воспитанники при такой организации учебного процесса
переживают целый ряд положительных эмоций, которые способствуют поддержанию и
развитию их интереса.
Развитие познавательных способностей - длительный процесс. Исследования
позволили
выделить
приёмы,
которые
содействуют
активизации
познавательной
деятельности обучающихся, в которых воспитанник должен:
- защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать
приобретенные знания;
- задавать вопросы педагогу, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью
в процесс познания;
- рецензировать ответы товарищей, сочинения, другие творческие работы, вносить
коррективы, давать советы;
- делиться своими знаниями с другими;
- помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;
- выполнять задания - максимум, рассчитанные на чтение дополнительной литературы,
первоисточников, на длительные наблюдения;
-
побуждать
воспитанников
находить
не
единственное
решение,
а
несколько
самостоятельно предпринятых;
- практиковать свободный выбор заданий, преимущественно поисковых, творческих;
создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических
действий;
-
разнообразить
деятельность,
включать
в
познание
элементы
труда,
игры,
художественной, общественной и других видов деятельности;
- создавать заинтересованность коллективной деятельностью, на основе которой и
происходит формирование активной позиции членов коллектива.
Чаще всего упрощенное понимание организации познавательных процессов, приводит
к моделированию образовательных технологий. Рассмотрим некоторые из них.
ЗУНовская технология
Если внимательно рассмотреть последовательность реализации этапов урока, то
можно очень быстро сделать вывод о том, что данная образовательная технология
представляет
собой
репродуктивный
подход
к
обучению:
учитель
задает
цели,
мотивирует, предъявляет содержание и для сохранения знаний обеспечивает их
закрепление. Таким образом, педагогом определяется маршрут и этапы познания, а
ученик
принимает
все
предлагаемое
учителем.
Его
познавательная
активность
минимальна и проявляется на этапе воспроизводства предложенных знаний и в обратной
связи.
Несмотря на то, что следует отказываться от доминирования такой технологии, ее
преимуществом является существенная экономия времени и сравнительная простота в
подготовке и реализации.
В ходе реализации данной технологии воспитанники вынуждены самостоятельно
согласовывать и даже подчинять свои индивидуальные способы познания способам
построения образовательного процесса, задаваемого учителем. Это может происходить
сравнительно безболезненно, если они имеют большую мотивацию к получению знаний и
высокий уровень обучаемости. Но она не может составлять более 40% от всего учебного
времени.
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда
ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем.
Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных
между собой и усложняющихся проблемных ситуаций. Проблемные ситуации создаются
на всех уровнях обучения и в разные возрастные периоды.
Признаки, которые лежат в основе моделирования занятий в режиме технологии
проблемного обучения:
1) создание проблемных ситуаций,
2) обучение учащихся в процессе решения проблем,
3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует
поиска новых знаний и новых способов их получения. Ситуации интеллектуального
затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса или задачи.
В педагогической литературе определены следующие отличительные черты
проблемного вопроса (задачи):
1)
Сложность, выступающая в форме противоречия.
2)
Ёмкое содержание.
3)
Увлекательная форма.
4)
для воспитанника уровень сложности.
Для создания проблемных ситуаций педагогом применяются следующие методические
приемы:
- приведение воспитанников к противоречию и предложение им самим найти способ его
разрешения;
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- рассмотрение воспитанниками явления с различных позиций;
-
побуждение
обучаемых
делать
сравнения,
обобщения,
выводы
из
ситуации,
сопоставление фактов;
- формулирование конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию,
логику рассуждения;
- предложение воспитанникам решение проблемных задач (с недостаточными или
избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с
противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным
временем на решение).
Образовательный процесс строится вокруг обучающегося, вся работа организуется в
малых группах. Роль педагога сводится к наблюдению, поддержке - не более. Эти
проблемы будят любознательность детей, способствуют тому, что воспитанники
самостоятельно осваивают большие объемы новых знаний.
Проблемы ставятся в системе, то есть, с каждой новой проблемой происходит
усложнение материала, воспитанники достают новую информацию и переходят с одного
уровня на другой.
Задача преподавателей - разработать, сформулировать задания - проблемы.
Интерактивная технология
МНОГИЕ основные методические инновации связаны сегодня с применением
интерактивной технологии. Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова
“interact”. “Inter” – это “взаимный”, “act” – действовать. Интерактивное обучение - это,
прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие
педагога и воспитанника. На занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая
работа.
Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время
методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы.
Наиболее известные из них - “большой круг”, “вертушка”, “аквариум”, “мозговой штурм”,
“дебаты”, «ролевая и деловая игра», круглый стол и другие.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким
образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс
познания, они имеют возможность высказывать то, что они знают и думают. Причем,
происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не
только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность,
переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Cовременное образование невозможно без четких ответов на ключевые вопросы его
построения: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии)
необходимо учить подрастающее поколение.
Решение семинара
Внедрить в учебные занятия формы работы технологий, развивающих познавательные
потребности.
Методистам: а) обобщить опыт работы педагогов, работающих по инновационным
технологиям. б) сделать подборку приёмов и методов технологий интерактивного и
проблемного обучения с учётом специфики работы каждого отдела.