Напоминание

Живопись как средство воспитания школьников


Автор: Тихонова Наталия Сергеевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУО ДДЮТ
Населённый пункт: Город Чебоксары, Чувашская республика
Наименование материала: Статья
Тема: Живопись как средство воспитания школьников
Раздел: дополнительное образование





Назад




Произведения живописи как средство эстетического воспитания

дошкольников

Изобразительное искусство – это группа искусств, основанных на воспроизведении

конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике. К ним относятся живопись,

скульптура, графика.

Изобразительное искусство носит ярко выраженный творческий характер. Оно

основано на творческой деятельности, в процессе которой создаются конкретно-

чувственные художественные образы, отражающие действительность и воплощающие

эстетические отношение к ней человека. Рассмотрим подробнее живопись.

Живопись как вид изобразительного искусства отражает предметы и явления

реальной жизни посредством наложения красок на поверхность холста. Своеобразием

живописи является двухмерное изображение реального мира на плоскости. Ощущение

пространства,

объема

достигается

посредством

цвета

и

светотени.

Выделяется

монументально-декоративная живопись (которая становится украшением архитектурных

сооружений),

декоративно-театральная

(встречающаяся

в

театре),

миниатюрная

(радующая наш глаз на шкатулках и украшениях) и станковая. Название «станковая

живопись» пошло от места, на котором художник устанавливает загрунтованный и

натянутый на подрамник холст (станок, мольберт). Станковая живопись создается в

мастерской художника. Живопись как вид изобразительного искусства характеризуется

разными жанрами: ·пейзаж; ·натюрморт; ·портрет; ·сюжетно-тематические картины.

Отличительным признаком этих жанров является объект изображения (что изобразил

художник), а общим – выразительные средства (как изобразил).

Пейзаж - жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению

естественной или измененной человеком природы. Пейзаж бывает архитектурный,

городской, парковый, индустриальный, морской и др. В работе с детьми чаще

используется природный пейзаж. Пейзаж – это не случайно выбранный художником

уголок природы или города. Его выбор обусловлен состоянием погоды, освещенностью,

временем суток, настроением художника. Художник не фотографирует, а обобщает и

творит образы природы. Пейзаж не только выражает настроение, но и несет в себе

определенную идею. В композиции пейзажа все художественные образы находятся в

равновесии, в ритмическом чередовании цвета и света. Таковы основные особенности

использования художником выразительных средств живописи. Пейзаж ярче других

жанров живописи выражают различные оттенки и нюансы чувств, эмоций художника, его

отношение к окружающей природе. Пейзажные произведения созвучны с музыкой,

поэзией. Пейзажная живопись – это высшая ступень художественного освоения природы,

вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Полагаем, что знакомство детей с этим

жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе

и бережное отношение к природе, ее красоте, будет пробуждать искреннее, горячее

чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж поможет развить

эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание.

Портрет – изображение какого-либо человека или группы людей, существующих

или существовавших в реальной действительности.

Своеобразные отличительные

особенности портретов заключаются в том, что портрет должен убедительно и правдиво

передавать внешний облик изображаемого человека, выражать черты его характера и его

душевное состояние, определяемое замыслом художника. В портрете отражаются общие

типические черты целой группы людей эпохи, к которой принадлежит изображенный

человек. Этот жанр самый сложный в изобразительном искусстве. Сложность заключается

в самой сути этого произведения искусства. С одной стороны художник, раскрывая перед

зрителем образ человека, выражая его внутренний мир, высказывает о нем свое мнение.

Зритель же самостоятельно пытается понять внутренний мир, мысли и чувства человека,

изображенного на портрете, он может согласиться или не согласиться с художником,

составить свое мнение об образе. Главное в портрете – лицо, глаза и губы. Лицо

раскрывает духовный мир человека. Дополняют представление руки, по ним можно

судить о профессии, чертах характера, здоровье изображенного человека. Существенное

значение имеет поза и жест. Немалую роль играет костюм и фон портрета. В портретной

живописи имеет значение и размер холста, его выбор зависит от позы человека.

Вертикально вытянутый холст подчеркивает величие и мощь, холст квадратной формы

несет более интимный характер.

Особенность портретной живописи – один художник воспроизводит черты

конкретного человека, а другой – обобщенный образ современника, его социальную

принадлежность, национальность, возраст. Мир сверстников близок детям по чувствам и

мыслям, вызывает у них адекватные ассоциации. Детский портрет позволяет понять и

проникнуть в мир взрослого человека, соразмерность его частей, что с трудом ими

передается в рисовании и лепке. Дети любят рисовать портрет по памяти и портрет

литературного героя. Распространенным видом станковой живописи является сюжетная

композиция, называемая иначе жанровой живописью. Она также имеет свои подвиды:

бытовой,

исторический,

батальный,

мифологический.

Определяя

специфические

особенности жанровой живописи, коснемся лишь одного жанра – бытового, поскольку он

доступен пониманию детей дошкольного возраста, близок опыту ребенка. Жанровая

живопись рассказывает о труде и быте разных людей, об их успехах и невзгодах.

Художник с помощью выразительных средств оценивает взаимоотношения людей,

взаимосвязь между обществом и личностью. Жанровая живопись отражает один

жизненный момент, но художник воссоздает его так, что мы воспринимаем изображенное

действие как длительное событие, ассоциативно воспроизводим предшествующие и

последующие картине события. Такое быстрое прочтение содержания жанровой

живописи

обусловлено

композиционным

построением

картины,

где

смысловой,

композиционный центр сразу привлекает наше внимание. Жанровой картине художник

пишет композиционный центр детально, ярко, сочно, а второстепенные, подчиненные ему

образы, предметы более обобщенно. Логику восприятия произведения художник

указывает либо жестами, движениями изображенных образов, либо цветом и светом. Цвет

в жанровой картине помогает выявить композиционный центр. Он более яркий и

интенсивный, привлекает наше внимание. Чем дальше от композиционного центра, тем

цвет и свет как бы гаснут, становятся приглушенными, лишь иногда вспыхивают, как

искорка, в какой-нибудь детали. Колорит картины всегда соответствует изображенному

моменту реальной действительности. Он отвечает времени года, состоянию погоды,

освещенности, настроению и состоянию изображенных людей. Цвет в жанровой картине

по сравнению с пейзажем выступает как бы ярким эмоциональным дополнением к

содержанию и композиции, воздействующим на наши мысли, чувства, настроение,

вызывает различного рода ассоциации (эмоциональные, эстетические, нравственные,

обращенные к своему опыту, воспоминания о сходных ситуациях и пр.). Целостность

произведения достигается художником посредством упорядочения и соразмерности всех

элементов произведения между собой и в соотношении с целым, т.е. композиционно.

Целостность произведения создается благодаря единству содержания и формы, отделение

же их друг от друга приводит к нарушению этой целостности.

Натюрморт – жанр изобразительного искусства, отражающий предметы быта,

цветы в букете, орудия труда, книги, посуду, снедь, т.е. все, что создано человеком и

природой. Художник выделяет из окружающего мира предмет или группу предметов и

раскрывает перед зрителем красоту привычных предметов, вещей, обращает внимание на

объем, фактуру, поверхность, пластику, пространственное расположение, форму и

цветовое сочетание одних предметов с другими, выражая свое отношение к ним.

Натюрморт – первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов

и психологов, нужно знакомить дошкольников. Он не только вызывает эмоциональный

отклик у детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, он и

привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им

пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими.

Внимание всегда привлекает цветовая тональность – теплая, холодная, или контрастная

гамма красок. Например: «Хризантемы» (И. Грабарь), «Цикламены» (В.Конашевич)

написаны в прозрачной холодной гамме; «Подсолнухи» (В. Ван Гог), «Натюрморт» (О.

Богаевская) – в теплой гамме; «Груши на зеленой драпировке» (И.Грабарь), - в

контрастной гамме. Знакомя детей с натюрмортом, следует обратить внимание на все его

характеристики: вид, характер образа, средства выразительности, индивидуальную манеру

творчества художника – и донести это до детей в доступной форме.

Основными компонентами содержания произведений искусства является тема и

идея. Тема картины раскрывает жизненные явления, чувства, мысли, все то, о чем

рассказал художник, что составляет сюжетную ситуацию. Бывают разные темы картин: о

природе, быте детей, труде и быте взрослых; антивоенные темы. В идее выражается

сущность и оценка действительности с позиций нравственно-этического идеала. Идея в

произведении изобразительного искусства понимается как оценочный план содержания,

как целостный обобщенный смысл картины. Именно познание идеи произведения

подводит каждого из нас к нравственным, этическим и эстетическим выводам.

Неразрывно

связанной

и

взаимообусловленной

с

содержанием

является

форма

произведения искусства.

Форма – это способ существования и выражения содержания. Основные

компоненты художественной формы – цвет, светотень, рисунок, фактура, композиция.

Главным средством выразительности в живописи является цвет. Цвет в живописи

используется не только как изобразительное средство, но и как выразительное. Используя

цвет как средство изобразительное, художник передает предметы, объем, материал,

пространство, состояние освещенности. Одновременно цвет воспринимается и как

выразительное средство, его сочетания вызывают у нас различные эмоции, пробуждают

чувства, создают разные настроения: радостное, грустное, спокойное, тревожное,

беспокойное и т.д. Благодаря цвету, живописное произведение начинает «звучать»,

создается впечатление, будто от картины исходят запахи, звуки. Важнейшим способом

взаимодействия цвета в живописи выступают контрасты – противопоставления. Они

позволяют художнику подчеркнуть главное в содержании произведения, усилить

эмоциональное звучание картины, сильнее действовать на зрителя.

Светотень - это строго закономерные грани светлого и темного, благодаря которым

воспринимаются глазом и воплощаются в художественном произведении предметные

свойства и явления действительности. Посредством светотени художник добивается

композиционной и световой гармонии, равновесия, а также отражения эмоционального

настроения в картине. Важным средством живописи является рисунок, с помощью,

которого художник обозначает границы предметов, фигур, форм окружающей среды.

Рисунок - изображение реальной действительности посредством линий, штрихов,

пятен, в разной степени констатирующих с белой поверхностью бумаги. Качество рисунка

зависит от выразительности в передачи формы, объема, строения, движений, пропорций

человеческой фигуры, соотношения частей картины. Он может быть легким, изящным и

тяжелым, грубым. Рисунку подчиняется цвет, композиция. Таким образом, рисунок –

основа живописи.

К выразительным средствам в живописи относится и композиция – сочетание

частей картины в определенном порядке. Композиция в живописи позволяет художнику

выразить замысел, привлечь внимание к содержанию картины. Содержание произведения

и композиция тесно взаимосвязаны, изменение построения изображаемых художником

элементов влечет изменение и содержания. Композиционные элементы в живописи –

размер и формат холста; единство точки зрения; разнообразие форм и композиционный

центр; равновесие; симметрия; ритм; колористическая целостность. Выбор холста, его

размер и форма зависят от задачи, которую поставил перед собой художник, характера

изображений. Круглые, овальные холсты используются художником для передачи

мягкости, лиричности, спокойствия в передаваемых образах. Образы, созданные на

прямоугольном холсте, вытянутом вертикально, воспринимаются как величественные,

монументальные.

На

вытянутом

по

горизонтали,

они

видятся

сдавленными,

приниженными, им как бы не хватает свободы.

Точка зрения в композиции связана с выбором художником определенного

горизонта и зависит от замысла художника. Различают разные уровни горизонта. На

уровне глаз – от картины веет покоем; при высоком горизонте создается ощущение

простора,

свободы;

низкий

горизонт

позволяет

художнику

создать

впечатление

монументальности, могущества, силы.

При восприятии произведений живописи среди многообразия изображенных форм

воспринимается прежде та, что находится в центре, в этом проявляется особенность

нашего зрения. В каждой картине такой центр называется композиционным центром, с

помощью которого выделяется главное в произведении. Композиционный центр в

живописном произведении выделяется художником по-разному: величиной фигуры,

цветовым сопоставлением, светотенью, расстоянием между фигурами. Композиционному

центру подчинены все остальные детали картины. Логическое «прочтение» содержания

всего произведения начинается с восприятия композиционного центра, благодаря этому

устанавливается связь элементов картины, чем и достигается целостность восприятия

произведения. Создавая художественное полотно, художник добивается равновесия в

картине. В живописи равновесие достигается не равным количеством размещенных

объектов,

а

некоторыми

элементами

художественной

выразительности.

Такими

элементами являются масса предметов, расположенных на полотне слева и справа, тон, и

цвет изображенных объектов. Важным компонентом в композиции, усиливающим

выразительность произведения, выступают контрасты. Контрасты в картине достигаются

через сопоставление цвета (ярко приглушенного), мимики, движений (динамических и

спокойных), изображение одновременно красивого и уродливого, доброго и злого.

Создавая произведение, художник в композиции тоже использует ритм. В картине

ритм выступает как организующее начало и как средство выразительности, он помогает

зрителю понять содержание и выявить идею произведения. Ритм в живописном

произведении проявляется в повторении величин изображенных объектов, световых и

цветовых пятен, движений, жестов. Ритмическое построение в картине прослеживается

как на ее плоскости, так и в пространственном изображении предметов. Именно ритм

придает живописному полотну мелодичность и поэтичность. Необходимо отметить и роль

цвета в композиции. В композиции свет и цвет позволяют выделить композиционный

центр, переключают наш взор от интенсивно окрашенных объектов к более темным,

спокойным, вводя, таким образом, в содержание композиции. Цвет и свет устанавливают

связь между центром картины и ее второстепенными деталями.

Живопись, раскрывающая красоту окружающей природы и красоту человека,

может способствовать формированию эстетического вкуса старших дошкольников. На

современном этапе развития общества, перед педагогами дошкольных учреждений одной

из

важных

задач

стоит

развитие

у

детей

художественно

эстетического

вкуса

выразительными средствами произведений живописи. В старшем возрасте целесообразно

познакомить детей с двумя иллюстрациями к одному стихотворению. В свободное время

можно

организовать

работу

по

углубленному

знакомству

ребят

со

средствами

выразительности, которыми художники воссоздают образы и картины природы: лес,

деревья разных пород, состояние погоды.



В раздел образования