Автор: Тихонова Наталия Сергеевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУО ДДЮТ
Населённый пункт: Город Чебоксары, Чувашская республика
Наименование материала: Статья
Тема: Живопись как средство воспитания школьников
Раздел: дополнительное образование
Произведения живописи как средство эстетического воспитания
дошкольников
Изобразительное искусство – это группа искусств, основанных на воспроизведении
конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике. К ним относятся живопись,
скульптура, графика.
Изобразительное искусство носит ярко выраженный творческий характер. Оно
основано на творческой деятельности, в процессе которой создаются конкретно-
чувственные художественные образы, отражающие действительность и воплощающие
эстетические отношение к ней человека. Рассмотрим подробнее живопись.
Живопись как вид изобразительного искусства отражает предметы и явления
реальной жизни посредством наложения красок на поверхность холста. Своеобразием
живописи является двухмерное изображение реального мира на плоскости. Ощущение
пространства,
объема
достигается
посредством
цвета
и
светотени.
Выделяется
монументально-декоративная живопись (которая становится украшением архитектурных
сооружений),
декоративно-театральная
(встречающаяся
в
театре),
миниатюрная
(радующая наш глаз на шкатулках и украшениях) и станковая. Название «станковая
живопись» пошло от места, на котором художник устанавливает загрунтованный и
натянутый на подрамник холст (станок, мольберт). Станковая живопись создается в
мастерской художника. Живопись как вид изобразительного искусства характеризуется
разными жанрами: ·пейзаж; ·натюрморт; ·портрет; ·сюжетно-тематические картины.
Отличительным признаком этих жанров является объект изображения (что изобразил
художник), а общим – выразительные средства (как изобразил).
Пейзаж - жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению
естественной или измененной человеком природы. Пейзаж бывает архитектурный,
городской, парковый, индустриальный, морской и др. В работе с детьми чаще
используется природный пейзаж. Пейзаж – это не случайно выбранный художником
уголок природы или города. Его выбор обусловлен состоянием погоды, освещенностью,
временем суток, настроением художника. Художник не фотографирует, а обобщает и
творит образы природы. Пейзаж не только выражает настроение, но и несет в себе
определенную идею. В композиции пейзажа все художественные образы находятся в
равновесии, в ритмическом чередовании цвета и света. Таковы основные особенности
использования художником выразительных средств живописи. Пейзаж ярче других
жанров живописи выражают различные оттенки и нюансы чувств, эмоций художника, его
отношение к окружающей природе. Пейзажные произведения созвучны с музыкой,
поэзией. Пейзажная живопись – это высшая ступень художественного освоения природы,
вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Полагаем, что знакомство детей с этим
жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе
и бережное отношение к природе, ее красоте, будет пробуждать искреннее, горячее
чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж поможет развить
эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание.
Портрет – изображение какого-либо человека или группы людей, существующих
или существовавших в реальной действительности.
Своеобразные отличительные
особенности портретов заключаются в том, что портрет должен убедительно и правдиво
передавать внешний облик изображаемого человека, выражать черты его характера и его
душевное состояние, определяемое замыслом художника. В портрете отражаются общие
типические черты целой группы людей эпохи, к которой принадлежит изображенный
человек. Этот жанр самый сложный в изобразительном искусстве. Сложность заключается
в самой сути этого произведения искусства. С одной стороны художник, раскрывая перед
зрителем образ человека, выражая его внутренний мир, высказывает о нем свое мнение.
Зритель же самостоятельно пытается понять внутренний мир, мысли и чувства человека,
изображенного на портрете, он может согласиться или не согласиться с художником,
составить свое мнение об образе. Главное в портрете – лицо, глаза и губы. Лицо
раскрывает духовный мир человека. Дополняют представление руки, по ним можно
судить о профессии, чертах характера, здоровье изображенного человека. Существенное
значение имеет поза и жест. Немалую роль играет костюм и фон портрета. В портретной
живописи имеет значение и размер холста, его выбор зависит от позы человека.
Вертикально вытянутый холст подчеркивает величие и мощь, холст квадратной формы
несет более интимный характер.
Особенность портретной живописи – один художник воспроизводит черты
конкретного человека, а другой – обобщенный образ современника, его социальную
принадлежность, национальность, возраст. Мир сверстников близок детям по чувствам и
мыслям, вызывает у них адекватные ассоциации. Детский портрет позволяет понять и
проникнуть в мир взрослого человека, соразмерность его частей, что с трудом ими
передается в рисовании и лепке. Дети любят рисовать портрет по памяти и портрет
литературного героя. Распространенным видом станковой живописи является сюжетная
композиция, называемая иначе жанровой живописью. Она также имеет свои подвиды:
бытовой,
исторический,
батальный,
мифологический.
Определяя
специфические
особенности жанровой живописи, коснемся лишь одного жанра – бытового, поскольку он
доступен пониманию детей дошкольного возраста, близок опыту ребенка. Жанровая
живопись рассказывает о труде и быте разных людей, об их успехах и невзгодах.
Художник с помощью выразительных средств оценивает взаимоотношения людей,
взаимосвязь между обществом и личностью. Жанровая живопись отражает один
жизненный момент, но художник воссоздает его так, что мы воспринимаем изображенное
действие как длительное событие, ассоциативно воспроизводим предшествующие и
последующие картине события. Такое быстрое прочтение содержания жанровой
живописи
обусловлено
композиционным
построением
картины,
где
смысловой,
композиционный центр сразу привлекает наше внимание. Жанровой картине художник
пишет композиционный центр детально, ярко, сочно, а второстепенные, подчиненные ему
образы, предметы более обобщенно. Логику восприятия произведения художник
указывает либо жестами, движениями изображенных образов, либо цветом и светом. Цвет
в жанровой картине помогает выявить композиционный центр. Он более яркий и
интенсивный, привлекает наше внимание. Чем дальше от композиционного центра, тем
цвет и свет как бы гаснут, становятся приглушенными, лишь иногда вспыхивают, как
искорка, в какой-нибудь детали. Колорит картины всегда соответствует изображенному
моменту реальной действительности. Он отвечает времени года, состоянию погоды,
освещенности, настроению и состоянию изображенных людей. Цвет в жанровой картине
по сравнению с пейзажем выступает как бы ярким эмоциональным дополнением к
содержанию и композиции, воздействующим на наши мысли, чувства, настроение,
вызывает различного рода ассоциации (эмоциональные, эстетические, нравственные,
обращенные к своему опыту, воспоминания о сходных ситуациях и пр.). Целостность
произведения достигается художником посредством упорядочения и соразмерности всех
элементов произведения между собой и в соотношении с целым, т.е. композиционно.
Целостность произведения создается благодаря единству содержания и формы, отделение
же их друг от друга приводит к нарушению этой целостности.
Натюрморт – жанр изобразительного искусства, отражающий предметы быта,
цветы в букете, орудия труда, книги, посуду, снедь, т.е. все, что создано человеком и
природой. Художник выделяет из окружающего мира предмет или группу предметов и
раскрывает перед зрителем красоту привычных предметов, вещей, обращает внимание на
объем, фактуру, поверхность, пластику, пространственное расположение, форму и
цветовое сочетание одних предметов с другими, выражая свое отношение к ним.
Натюрморт – первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов
и психологов, нужно знакомить дошкольников. Он не только вызывает эмоциональный
отклик у детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, он и
привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им
пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими.
Внимание всегда привлекает цветовая тональность – теплая, холодная, или контрастная
гамма красок. Например: «Хризантемы» (И. Грабарь), «Цикламены» (В.Конашевич)
написаны в прозрачной холодной гамме; «Подсолнухи» (В. Ван Гог), «Натюрморт» (О.
Богаевская) – в теплой гамме; «Груши на зеленой драпировке» (И.Грабарь), - в
контрастной гамме. Знакомя детей с натюрмортом, следует обратить внимание на все его
характеристики: вид, характер образа, средства выразительности, индивидуальную манеру
творчества художника – и донести это до детей в доступной форме.
Основными компонентами содержания произведений искусства является тема и
идея. Тема картины раскрывает жизненные явления, чувства, мысли, все то, о чем
рассказал художник, что составляет сюжетную ситуацию. Бывают разные темы картин: о
природе, быте детей, труде и быте взрослых; антивоенные темы. В идее выражается
сущность и оценка действительности с позиций нравственно-этического идеала. Идея в
произведении изобразительного искусства понимается как оценочный план содержания,
как целостный обобщенный смысл картины. Именно познание идеи произведения
подводит каждого из нас к нравственным, этическим и эстетическим выводам.
Неразрывно
связанной
и
взаимообусловленной
с
содержанием
является
форма
произведения искусства.
Форма – это способ существования и выражения содержания. Основные
компоненты художественной формы – цвет, светотень, рисунок, фактура, композиция.
Главным средством выразительности в живописи является цвет. Цвет в живописи
используется не только как изобразительное средство, но и как выразительное. Используя
цвет как средство изобразительное, художник передает предметы, объем, материал,
пространство, состояние освещенности. Одновременно цвет воспринимается и как
выразительное средство, его сочетания вызывают у нас различные эмоции, пробуждают
чувства, создают разные настроения: радостное, грустное, спокойное, тревожное,
беспокойное и т.д. Благодаря цвету, живописное произведение начинает «звучать»,
создается впечатление, будто от картины исходят запахи, звуки. Важнейшим способом
взаимодействия цвета в живописи выступают контрасты – противопоставления. Они
позволяют художнику подчеркнуть главное в содержании произведения, усилить
эмоциональное звучание картины, сильнее действовать на зрителя.
Светотень - это строго закономерные грани светлого и темного, благодаря которым
воспринимаются глазом и воплощаются в художественном произведении предметные
свойства и явления действительности. Посредством светотени художник добивается
композиционной и световой гармонии, равновесия, а также отражения эмоционального
настроения в картине. Важным средством живописи является рисунок, с помощью,
которого художник обозначает границы предметов, фигур, форм окружающей среды.
Рисунок - изображение реальной действительности посредством линий, штрихов,
пятен, в разной степени констатирующих с белой поверхностью бумаги. Качество рисунка
зависит от выразительности в передачи формы, объема, строения, движений, пропорций
человеческой фигуры, соотношения частей картины. Он может быть легким, изящным и
тяжелым, грубым. Рисунку подчиняется цвет, композиция. Таким образом, рисунок –
основа живописи.
К выразительным средствам в живописи относится и композиция – сочетание
частей картины в определенном порядке. Композиция в живописи позволяет художнику
выразить замысел, привлечь внимание к содержанию картины. Содержание произведения
и композиция тесно взаимосвязаны, изменение построения изображаемых художником
элементов влечет изменение и содержания. Композиционные элементы в живописи –
размер и формат холста; единство точки зрения; разнообразие форм и композиционный
центр; равновесие; симметрия; ритм; колористическая целостность. Выбор холста, его
размер и форма зависят от задачи, которую поставил перед собой художник, характера
изображений. Круглые, овальные холсты используются художником для передачи
мягкости, лиричности, спокойствия в передаваемых образах. Образы, созданные на
прямоугольном холсте, вытянутом вертикально, воспринимаются как величественные,
монументальные.
На
вытянутом
по
горизонтали,
они
видятся
сдавленными,
приниженными, им как бы не хватает свободы.
Точка зрения в композиции связана с выбором художником определенного
горизонта и зависит от замысла художника. Различают разные уровни горизонта. На
уровне глаз – от картины веет покоем; при высоком горизонте создается ощущение
простора,
свободы;
низкий
горизонт
позволяет
художнику
создать
впечатление
монументальности, могущества, силы.
При восприятии произведений живописи среди многообразия изображенных форм
воспринимается прежде та, что находится в центре, в этом проявляется особенность
нашего зрения. В каждой картине такой центр называется композиционным центром, с
помощью которого выделяется главное в произведении. Композиционный центр в
живописном произведении выделяется художником по-разному: величиной фигуры,
цветовым сопоставлением, светотенью, расстоянием между фигурами. Композиционному
центру подчинены все остальные детали картины. Логическое «прочтение» содержания
всего произведения начинается с восприятия композиционного центра, благодаря этому
устанавливается связь элементов картины, чем и достигается целостность восприятия
произведения. Создавая художественное полотно, художник добивается равновесия в
картине. В живописи равновесие достигается не равным количеством размещенных
объектов,
а
некоторыми
элементами
художественной
выразительности.
Такими
элементами являются масса предметов, расположенных на полотне слева и справа, тон, и
цвет изображенных объектов. Важным компонентом в композиции, усиливающим
выразительность произведения, выступают контрасты. Контрасты в картине достигаются
через сопоставление цвета (ярко приглушенного), мимики, движений (динамических и
спокойных), изображение одновременно красивого и уродливого, доброго и злого.
Создавая произведение, художник в композиции тоже использует ритм. В картине
ритм выступает как организующее начало и как средство выразительности, он помогает
зрителю понять содержание и выявить идею произведения. Ритм в живописном
произведении проявляется в повторении величин изображенных объектов, световых и
цветовых пятен, движений, жестов. Ритмическое построение в картине прослеживается
как на ее плоскости, так и в пространственном изображении предметов. Именно ритм
придает живописному полотну мелодичность и поэтичность. Необходимо отметить и роль
цвета в композиции. В композиции свет и цвет позволяют выделить композиционный
центр, переключают наш взор от интенсивно окрашенных объектов к более темным,
спокойным, вводя, таким образом, в содержание композиции. Цвет и свет устанавливают
связь между центром картины и ее второстепенными деталями.
Живопись, раскрывающая красоту окружающей природы и красоту человека,
может способствовать формированию эстетического вкуса старших дошкольников. На
современном этапе развития общества, перед педагогами дошкольных учреждений одной
из
важных
задач
стоит
развитие
у
детей
художественно
эстетического
вкуса
выразительными средствами произведений живописи. В старшем возрасте целесообразно
познакомить детей с двумя иллюстрациями к одному стихотворению. В свободное время
можно
организовать
работу
по
углубленному
знакомству
ребят
со
средствами
выразительности, которыми художники воссоздают образы и картины природы: лес,
деревья разных пород, состояние погоды.