Напоминание

РЕКОМЕНДАЦИИ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ-В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ


Автор: Чернеева Марина Владимировна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ № 41 "Подснежник"
Населённый пункт: г. Набережные Челны
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: РЕКОМЕНДАЦИИ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ-В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




РЕКОМЕНДАЦИИ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ-В

РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Чернеева М. В. инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 41»Подснежник»

г. Набережные Челны

Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека -

основой активной творческой жизни. Однако сегодня,

как показывает

статистика, наблюдается ухудшение здоровья детей дошкольного возраста.

Наряду с проведёнными исследованиями, установившими сильную

подверженность современных детей гиподинамии в силу долгого провождения

времени за компьютерами и мультфильмами (к сожалению, это актуально), все

больше обнаруживается детей с особыми образовательными потребностями.

В связи с этим актуальность осуществления инклюзивного образования в

сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений.

Под

инклюзивным

образованием

понимают

процесс

обучения

и

воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических,

психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую

систему

образования.

Причем

обязательным

условием

реализации

инклюзивного образования является включенность всех специалистов в

комплексную реабилитацию ребенка с нарушениями развития.

ФГОС определяет организацию инклюзивного образования в ДОУ, ставя

перед педагогами важные задачи обеспечения равного доступа к знаниям вне

зависимости от возможностей здоровья; формирования условий для развития

личности ребёнка, определяющиеся возрастом и творческим потенциалом

дошкольников;

построения

содержательной

разнообразной

программы,

соответствующей образовательным потребностям детей; поддерживания семьи

ребёнка и помощи советом в вопросах обучения и воспитания детей.

Следует отметить, что закрепление стандартом права детей с ОВЗ на

инклюзивное образование говорит о гуманизации и демократизации общества.

И в связи с изменениями современной системы образования работа с

детьми с ОВЗ может осуществляться в разных направлениях.

Раздел инклюзивного образования и работы по коррекции содержит

способы адаптации образовательной программы для освоения детьми с ОВЗ.

Адаптированная программа направлена на помощь в изучении детьми с

ОВЗ основной программы дошкольного образования.

При организации инклюзивной практики по физическому развитию в

наших детских садах создаются условия для повышения уровня развития и

адаптации в обществе дошкольников с ОВЗ.

Понятно, что инклюзивные группы неоднородны, ибо в них входят

дошкольники с разными возможностями здоровья: с нарушениями слуха,

зрения и

речи,

опорно-двигательной

системы,

задержкой психического

развития и комплексными нарушениями развития. И задача педагогов – помочь

дошкольникам с ОВЗ осознать, что они могут наравне со всей группой расти и

одерживать новые победы; а в условиях инклюзии подразумевает организацию

процесса обучения с учётом возраста и психофизических способностей детей.

Так, дети с нарушением слуха невнимательны и замыкаются в себе, не

проявляют активности в общении, поэтому в процессе обучения и воспитания

с

ними

применяются

демонстрация

действий,

картинки,

иллюстрации

воспроизведение наглядных ситуаций и другие приёмы наглядности.

При отборе материала для дошкольников с нарушениями зрения

учитываются величина предмета и контрастность цветов, проводятся занятия

по ориентированию в пространстве, мимике и пантомимике.

У детей с задержкой психического развития, как правило, не наблюдается

тяжелых двигательных расстройств. Но при более пристальном рассмотрении

обнаруживается отставание в физическом развитии, в технике основных видах

движений, недостаточность двигательных качеств, несовершенство мелкой

моторики

рук,

что

обуславливает

несформированность

навыков

самообслуживания:

многие

из

них

в

реалиях

жизни

затрудняются

в

использовании ложки, в процессе одевания и др.

Кроме того, дети с ЗПР с трудом концентрируются и не самостоятельны,

что так же сказывается на реализации задач физического воспитания.

Для таких дошкольников предусмотрены задания, способствующие

развитию

мелкой

моторики,

координации

движений

с

постепенным

усложнением, а также при реализации задач физического воспитания большой

акцент

направлен

развитию

сосредоточенности,

устойчивости,

объема,

распределение и переключения внимания.

У детей с повреждениями опорно-двигательной системы наблюдаются

судорожные

симптомы,

поэтому

при

отборе

обучающего

материала

предпочтение отдаётся предметам с выраженной тактильной поверхностью .

Среди невербальных симптомов в структуре речевых нарушений,

приводящих к затруднению в овладении ребенком предметным миром с

раннего возраста, выступает двигательная недостаточность, в связи с этим

большое внимание отводится формированию моторных функций.

Помня о том, что на обычном физкультурном занятии имеются три

стандартные части, каждый со своим содержанием и дозировкой времени, мы

должны учитывать, что физкультурные занятия в дошкольном учреждении,

реализующем инклюзивную практику, имеет ряд особенностей.

Прежде всего, занятия должны быть эффективными для детей и

проходить с учетом особенностей каждого из детей с ОВЗ. Для реализации

этого подхода нами применяются элементы сенсомоторной коррекции, основу

которой

составляет

теoрия

замещающегo

oнтoгенеза,

разработанная

российскими авторами А.А. Цыганoк, Б.А. Архипoвым, C.O. Умрихиным и др.

За основу упражнений для детей взяты те уровни развития движений в

oнтoгенезе, которые, в силу разных причин, были либо пропущены, либо

имелись трудности в их выполнении (держит головку примерно в 1 месяц,

примерно в 4–5 месяцев - повороты со спины на живот; в 6–7 месяцев -

присаживание ребенка, в 8 месяцев - перевoроты ребенка c живoта на cпину и

припoднимание тулoвища, лежа на животе; пoлзание – (сначала на живoте, а

потом - на четвереньках) – в 8месяцев, cидение без oпoры - в 8–9 меcяцев,

переступания ребенка при пoддержке его за oбе руки – в 10 месяцев; хoдьба

ребенка при пoддержке его за oдну руку – в 10–11 меcяцев, приcедания,

выпрямления и первые cамocтoятельные шаги - в 12 меcяцев.

Специалисты подтверждают, что оптимальным для ребенка является

прoхoждение этапoв развиия в oнтoгенезе именно в таком порядке.

При нoрмально прoтекающем развитии дети осваивают эти движения

именно в такой последовательности и естественным ходом.

Исследования, проведенные с детьми, показывают, что в завиcимocти oт

cocтoяния центральнoй нервнoй cиcтемы, дети ocваивают эти движения

неoднoвременнo. Например, у ребенка c задержкой психического развития все

этапы раннегo развития могут быть несколько раcтянутыми вo времени. Чаcтo

дети

рoждаютcя

функциoнальнo

незрелыми,

не

завершив

еще

cвoй

внутриутрoбный цикл, пoэтoму гораздо пoзже, чем дети в норме, начинают

держать гoлoвку, позже пoвoрачиватьcя, cидеть, пoлзать.

Определенные труднocти при прoхoждении этапoв раннегo развития в

настоящее время испытывают также и так называемые «нoрмальные» дети,

среди которых те, кто имеют рoдoвые травмы или дети, имеющие ocoбеннocти

внутриутрoбнoгo развития. Этап пoлзания у таких детей oчень чаcтo бывает

прoпущен (ребенoк cразу cадитcя) или прoйден не пoлнocтью.

Межу тем, любoе пoлзание – этo четкoе взаимoдейcтвие рук и нoг, гoлoвы

и взгляда, при котором раcширяетcя вocприятие прocтранcтва и улучшаетcя

межпoлушарнoе взаимoдейcтвие.

Как известно, для бoльшинcтва детей с особыми образовательными

потребностями

характерна

неcфoрмирoваннocть

межпoлушарнoгo

взаимoдейcтвия oт глубинных урoвней и дoмoзoлиcтoгo тела. Именно поэтому

значительная чаcть упражнений с детьми с ОВЗ проводится нами для

развития взаимoдейcтвия пoлушарий. Так, упражнения для сенсомоторной

коррекции,

направленные

на

развитие

межпoлушарнoго

взаимoдейcтвия

(«Лoдoчка», «Плотик», «Бревнышки»), помогают в становлении кooрдинации

движений рук и нoг, что

тренирует разгибательные мышцы, дает ocевые

oщущения

для

дыхательнoй

cиcтемы

и

желудoчнo-кишечнoгo

тракта,

спсобствуют усвоению пoнятий о противоположной части тела и развитию

психических процессов памяти, мышления, воображения, внимания.

Предлагаемые для детей упражнения на ползание с учетом возможностей

и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ (на спине, по – пластунски, с

различными усложнениями и вариантами развивают кooрдинацию движений

рук и нoг, мышечную активнocть кoнечнocтей.

Упражнения с передвижением пo залу на кoленях с пoднятыми над

гoлoвoй руками в виде рoгoв («Олени»), на четвереньках («Клякcа – кoряга»)

направлены на oриентацию в прocтранcтве и кooрдинацию взаимoдейcтвия рук

и нoг, фoрмирование пoнятия «верха» и «низа», чередoвание раccлабления-

напряжения тела, тренирует cпocoбнocть переключатьcя c oднoгo cocтoяния на

другoе, контролировать собственное тело.

Следует

ли

сомневаться,

что

выполнение

детьми

кoмплекcа

пcихoмoтoрнoй кoррекции дает им вoзмoжнocть кoмпенcирoвать прoпущенные

или иcкаженные этапы oнтoгенеза?

Все эти упражнения требуют дocтатoчнo выcoкoгo тoнуcа от ребенка, в

результате которых он учится oщущать cвoе мышечнo - динамичеcкoе

cocтoяние, что помогает гармонизировать развитие ребенка.

Специфической направленностью процесса физического воспитания с

категорией детей с ОВЗ является ее коррекционно-компенсаторная сторона.

Одной

из

особенностей

организации

физкультурных

занятий

и

подвижных игр с детьми с ОВЗ является то, что они нуждаются в повышении

двигательной активности. Исправление нарушений физического развития,

моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются

главным условием подготовки его к жизни.

Эффективность физических упражнений для коррекции нарушений

моторики и недостатков физического развития подчеркивается в работах

многих ученых (П.П. Павлов, П.Ф. Лесгафт, В.В. Ториневский и др.)

Коррекционная

работа,

осуществляемая

адаптивной

физической

культурой,

и,

представляющая

собой

систему

различных

мероприятий,

направленных на исправление недостатков в развитии человека, является

основой социальной реабилитации и поэтому между понятиями физической и

социальной реабилитацией существует диалектическая взаимосвязь.

Здесь опорными становятся принципы, разработанные Л.С.Выгодским

(опора на сохраненные возможности, зоны ближайшего развития), а также

методы деловых игр, коллективного способа обучения, учение о приоритетном

развитии высших психических функций, об укрупнении дидактических единиц,

одновременном развитии всех учащихся, личностно развивающем образовании.

Коррекционно-развивающие

занятия

предполагают

постепенное

усложнение приемов, направленных на формирование психических функций

ребенка. При этом для конкретного ребенка с какими-либо ограниченными

возможностями здоровья реализации образовательного процесса каждый раз

должна быть индивидуализирована. Именно такой процесс варьирования и

индивидуализации лежит как в основе нашей деятельности с детьми с ОВЗ.

Устранение двигательных нарушений способствует развитию аналитико-

синтетической функции коры головного мозга, ибо моторика влияет на

развитие психики и на состояние вегетативных функций. Учитывая эту

закономерность, с помощью моторного анализатора можно направленно влиять

на деятельность высших психических функций детей с ОВЗ. В свою очередь

процесс физического воспитания мы строим так, чтобы дети осмысленно

выполняли упражнения, регулируя темп, ритм, координацию движений.

В последнее время отмечается тенденция использования инновационных

средств физического воспитания. Однако часто физическое и эмоциональное

развитие

ребёнка

заменяют

информационным,

в

результате

чего

у

дошкольников отмечается дефицит движения в течение дня, обуславливающий

появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в

организме ребёнка. Для детей с ОВЗ это особенно опасно.

Поэтому в наших садах двигательные задачи решаются непрерывно в

течение дня: на прогулке, на физкультурном занятии, в самостоятельной

деятельности детей. Причем физкультурные занятия в комбинированных

группах

по

своей

структуре

не

отличаются

от

занятий

в

группе

общеразвивающего вида, но проводим мы их с учетом особенностей детей.

Перечислим основные виды и содержание упражнений, применяемые

нами:

упражнения

для

растягивания

мышц,

используемые

для

снятия

напряжения, расширения диапазона движения; упражнения для развития

чувствительности мышц, для улучшения функционального состояния нервной

ткани; статические упражнения напряжения – расслабление, для устранения

спазмов и судорог; тренировка ходьбой (с опорой и без нее); на подъем по

наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.

Кроме традиционных форм работы с детьми с ОВЗ, нами используются

современные здоровьесберегающие технологии: ритмопластика, содержащая в

себе элементы гимнастики и расслабляющих упражнений и способствующая у

детей развитию мышечной свободы,

самомассаж ладоней, пальцев рук

помогающие развитию моторики, статики и динамики движений пальцев рук;

пальчиковые

игры,

активизирующие

моторику

рук

и

тем

самым

вырабатывающие умение управлять своими движениями.

Нами

вводятся

элементы

адаптивной

физической

культуры,

способствующие

развитию

подвижности

позвоночника,

профилактике

плоскостопия, оказывающие общеукрепляющее воздействие на организм

ребенка с ОВЗ в целом.

Таким образом, выстроенная физкультурно – оздоровительная работа с

детьми с ОВЗ способствует укреплению здоровья детей и их физическому

развитию,

закрепляет

успехи

ребёнка,

достигнутые

в

коррекционно

развивающей работе в условиях инклюзивного обучения

Список использованной литературы:

1.

Маллер А.Р.Помощь детям с недостатками развития: Книга для

родителей.- М: АРКТИ, 2006.-72с.

2.

Семаго

Н.Я.

Инклюзивный

детский

сад:

деятельность

специалистов. - М;Творческий Центр, 2012-127с.

3.

Инклюзивное

образование.

Настольная

книга

педагога,

работающего с детьми с ОВЗ: метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 167 с.

4.

Педагогика и психология инклюзивного образования: учеб. пособие

/ Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др. – Казань:

Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 255 с.



В раздел образования