Автор: Уткина Ирина Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ СОШ №365 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Конспект урока по окружающему миру Тема: Лес - многоэтажный дом Раздел: начальное образование
Уткина Ирина Александровна, ГБОУ СОШ №365, г. Санкт-Петербург,
учитель начальных классов.
КОНСПЕКТ УРОКА
Название УМК: Начальная школа XXI века.
Предмет: окружающий мир.
Класс: 2
Тема урока: «Лес – многоэтажный дом»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели и задачи:
1.Создать у детей образ целостного восприятия окружающего мира.
2.Развивать познавательную активность уч-ся, умение использовать в
работе ранее полученные знания.
3.Развивать умение рассуждать, выражать свои мысли, логику,
устанавливать причинно - следственные связи.
4.Познакомить с разнообразием растительного мира леса, понятием ярусы
леса.
5.Учить детей самих добывать себе знания, используя информационные
технологии, книги, компьютер, читальный зал.
6.Воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
7.Развивать элементы общечеловеческой культуры, навыки коллективной
работы и творческой дисциплины.
Оборудование:
мультимедийный проектор, презентация
Ход урока:
1.Реорганизация пространства.
Слайд 1.
Учащиеся заходят в класс и рассаживаются по группам, которые были выбраны ими
заранее по предложенным рисункам ( деревья, кустарники, травы, мхи, грибы).
Получается 5 групп.
2.Создание эмоционального настроя.
Учитель настраивает ребят на работу.
- Как живешь?
- Как идешь?
- Как бежишь?
- Как берешь?
- Как даешь?
- Как шалишь?
- Ночью спишь?
Учащиеся демонстрируют ответы на вопросы.
3.Определение темы урока.
- Чтобы узнать тему урока, надо разгадать кроссворд. Я буду загадывать загадки, а вы
будете записывать отгадки в клетках кроссворда по горизонтали.
Весною вырастают, а осенью опадают.
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?
Л ИСТЬЯ
Е ЛЬ
С ОЛОВЕЙ
Читают по вертикали получившееся слово.
Слайд 2.
4.Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.
- Давайте вспомним, что вы уже знаете о лесе, о его значении для человека. Придвиньте к
себе листочки для индивидуальной работы. Я буду показывать слайды о значении леса, а
вы по каждому слайду запишите то слово или словосочетание, которое вы считаете
главным.
Слайды 3-9.
Учащиеся записывают слова и словосочетания.
- А теперь обсудите в группе и составьте кластер - значение леса для человека и его
обитателей.
Учитель заслушивает ответы и вставляет слова:
Лес – это богатство, кладовая, дом, легкие планеты, защитник, наряд Земли, зеленые
лаборатории.
Слайд 10.
5.Постановка учебной задачи.
- Мы видим, что очень многим человек обязан лесу.
Сегодня мы совершим путешествие в
растительный мир леса.
Я выделяю одно из перечисленных вами слов – дом
.
-
Как вы думаете, можно ли лес назвать многоэтажным домом?
Учащиеся высказывают свои предположения.
6.Открытие нового знания.
-
Оказывается,
растительный
мир
леса
расположен
по
этажам,
которые
называются
ярусами.
Слайд 11.
- Расскажите, какие растения составляют 1,2,3,4,5 ярусы.
- Начнем заселять наш многоэтажный или многоярусный дом.
- Верхний этаж – ярус занимают деревья. Как и в многоэтажном доме на каждом этаже
имеются квартиры, так и мы распределим деревья по квартирам.
- В первом классе мы деревья делили на две группы. Назовите их.
- Какие хвойные деревья вы знаете?
- Вспомним, что вы уже знаете об отличительных признаках этих деревьев.
Слайд 12.
7. Изучение нового материала через повторение пройденного.
Деревья.
- Заполните сравнительную таблицу о ели, сосне и лиственнице по плану:
- какие иголки
- как они располагаются на ветке
- какой формы шишки
Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, учитель заслушивает ответы учащихся.
- А теперь я предлагаю вам поработать с текстами об этих деревьях, узнать что-то новое.
Приложение 1.
- Возьмите красный карандаш и подчеркните, что нового вы узнали из текста. Допишите в
таблицу.
Учащиеся читают тексты о ели, сосне и лиственнице, маркируют текст.
- Поделитесь в группе. Прочитайте, что у вас получилось.
Оценивает информацию.
Дополнительный вопрос:
- Как будет называться лес, в котором произрастают только ели? сосны? лиственницы?
(Ельник, сосновый бор, листвяг).
Слайд 13-15.
Дополнительно
сообщает,
что
на
территории
Ленинградской
области
находится
Линдуловская роща – государственный природный заказник, охраняемый ЮНЕСКО.
- Далее речь пойдет о лиственных деревьях. Ребята из первой группы проведут игру
«Узнай дерево по описанию».
Учащиеся
каждой
группе
зачитывают
описание
дерева.
Заслушивают
описание,
советуются в группе, находят в гербарии, о листе какого дерева идет речь, демонстрируют
его.
Ветви у дерева тонкие, гибкие, листья распускаются весной самыми первыми, зато осенью
и
желтеют
первыми,
поэт
сказал,
что
это
дерево
«в
сарафанчике,
с
платочками
в
карманчиках». (Береза)
Это дерево имеет серый ствол и листья круглой формы на длинных черенках, поэтому они
дрожат от малейшего ветра, а еще это дерево называют «спичечной королевой». (Осина)
Это дерево в осеннюю пору писатель сравнил с «могучим богатырем, закованным в
медную броню». (Дуб)
Это дерево в пору цветения очень ароматно пахнет и собирает вокруг себя массу пчел,
которые дают человеку самый полезный продукт – мед. Раньше из коры этого дерева
плели лапти. (Липа)
Учитель добавляет, что эти деревья, а также клен ясень, ольха произрастают в лесах
нашей местности.
Слайд 16.
Дополнительный вопрос:
- Как будет называться лес, в котором произрастают и хвойные и лиственные породы?
(Смешанным)
Слайд 17.
Кустарники.
- Следующий этаж – ярус – кустарники. Чем деревья отличаются от кустарников?
- Кустарники в свою очередь делятся на древесные и ягодные.
- О кустарниках нам расскажут учащиеся 2 группы.
Приложение 2.
-Продолжайте выполнять записи в своих индивидуальных листочках.
Рассказ о шиповнике, можжевельнике и загадки о землянике, чернике, малине, бруснике.
Слайды 18-19.
Травы.
-Теперь речь пойдет о травах.
-О них нам расскажут учащиеся 3 группы.
Приложение 3.
Рассказ о лекарственных и ядовитых растениях. Читают стихи о таких растениях как иван
– чай, фиалка, ландыш, вороний глаз.
Слайды 20-21.
Остальные учащиеся в группах продолжают «заселять квартиры в доме», делают записи.
Мхи, лишайники
- Маленькие растения – не обязательно беда. В этом нас убеждают мхи.
- Послушаем, что о них нам расскажут учащиеся 4 группы.
Приложение 4.
Рассказ об особенностях мхов, о торфяном мхе сфагнуме.
Слайд 22.
Грибы.
- В середине лета, когда почва прогреется и достаточно увлажнится, в лесу появляются
многочисленные грибы.
- На какие две группы мы можем их распределить?
- Сейчас ребята 5 группы узнают, хорошо ли вы знаете грибы. Они проведут игру.
- Посмотрите на доску.
На листе бумаги изображена лесная полянка, на ней – грибы. Рядом – корзинка.
Ребята будут загадывать загадки, отгадав их, найдите нужный гриб и, если он съедобный,
положите в корзинку. Слушайте загадку внимательно, в тексте загадки есть слова, которые
помогут вам правильно назвать гриб.
Приложение 5.
- Не забывайте названия грибов заносить в таблицу.
Дополнительный вопрос:
- Как правильно надо собирать грибы?
8. Обобщение полученных знаний. Рефлексия.
- Посмотрите на ваши заполненные таблицы, на ваши записи.
Слайд 23.
- Можете ли вы теперь утверждать, что лес-это многоэтажный дом? Обсудите в группе.
Учитель заслушивает по одному выступлению от каждой группы, благодарит всех за урок.
Слайд 24.
Рефлексия.
- Урок у нас заканчивается. За это время мы построили многоэтажный дом, благодаря
которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны – поднимите зеленые
листочки.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – поднимите ягодку.
Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – поднимите
цветочек.
А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – мухомор.
9. Домашнее задание.
- Постарайтесь дома найти ответы на следующие вопросы:
Как вы думаете, когда мы живем в доме много лет, что с ним может произойти?
А от кого может пострадать лес?
Какая самая страшная беда может случиться с лесом?
Приложение 1. Тексты о хвойных деревьях (для индивидуальной работы).
Ель – одно из самых теневыносливых деревьев. Хвоя у ели самая темная по цвету из всех
хвойных, короткая, жесткая, сидит на ветвях поодиночке, но очень тесно, поэтому ель и
дает густую тень. Ель достигает в высоту 30-40 метров, ветки расположены так, что крона
дерева приобретает форму пирамиды. Корни у ели широко разрастаются в стороны,
вследствие чего еловые деревья легко валит ветер, но не глубоко, выворачивая их прямо с
корнями. Зрелые шишки ели продолговатые, на дереве висят вниз. Древесина ели светлая,
мягкая, легкая, идет на строительство, на изготовление бумаги, картона. Из древесины
также добывают смолу, скипидар. Живет дерево до 250-300 лет.
Сосна образует громадные леса на самых бесплодных почвах, там, где не могут расти
другие деревья. Корень у сосны длинный, уходящий на большую глубину, что придает
дереву большую устойчивость против ураганных ветров. Если поранить дерево, то из
ранки тот час же начинает вытекать смола, она защищает сосну от проникновения в
древесину грибов-паразитов. Сосна достигает высоты 40-50 метров. Человек использует у
сосны все – от корня до хвои, получая скипидар, смолу, изготавливают мебель, лодки,
музыкальные инструменты и многое другое. Сосна дает до 10 кг хвои, из которой можно
получить годичную норму витамина С для человека. Сосновый лес очищает воздух,
убивает микробов не только в бору, но и во всей округе.
Лиственница – самое распространенное дерево на территории России, поэтому её
называют национальным деревом нашей страны. Она выше сосны и выше ели. Ветки у
лиственницы редкие, хвоя негустая, мягкая, держится всего один год. Каждую осень
лиственница сбрасывает свои иголки, словно листья, поэтому она так и называется, а
весной вырастает новая хвоя. Весной на ветках появляются мелкие, величиной с грецкий
орех, шишки. Незрелая шишка красная, издали смотрится как цветок. К осени семена из
шишек высыпаются, шишки темнеют и становятся похожими на сушеные грибы.
Лиственница неприхотлива, может расти на разных почвах. Живет лиственница 300-500
лет. Животные приходят в светлый лес, как в столовую. Сочную хвою лиственницы очень
любят зайцы.
Приложение 2. Кустарники.
Можжевельник – это кустарник, который издали можно принять за молоденькую елочку,
однако расположение хвоинок у них разное: у можжевельника они более редкие и отходят
сразу по три, да и каждая хвоинка плоская. Сочные синие ягоды на вкус сладкие, это и
птичий корм, и замечательное целебное сырье: из них готовят лекарства, которые
улучшают пищеварение, повышают аппетит. Растет кустарник медленно, но доживает
почти до 2000 лет.
“Стоит деревце кудряво, когти волчьи” – говорят в народе о шиповнике. Так оно и есть.
Кудрявые ветки унизаны острыми шипами. Недаром шиповник “зеленой изгородью”
называют. Его заросли подальше обойдут и овцы, и козы. Кому охота уколоться?! На
исходе мая шиповник выпускает крупные бутоны. А как раскроются они, считай, лето
подошло. Розовые лепестки долго держатся среди густой листвы. Когда же лепестки
опадут, на их месте покажутся плоды. Сперва невзрачные, бледные, поближе к осени –
румяные. Ими любят лакомиться птицы. Они далеко растаскивают спелые семена. Так
пернатые помогают людям расселять это полезное растение.
На прогалинке лесной земляничка под сосной.
Земляничка – невеличка хорошо цвела весной.
На нее садились пчелы, майский жук летал над ней.
У нее сосед веселый – родничок среди камней.
Солнце грело много дней пышный кустик у камней,
Становилась земляника все пригоже, да крупней.
Покраснела каждым боком, налилась душистым соком.
Рассыпает солнце стрелы, сосны зажигая.
Что за ягода созрела, синяя такая?
На кусточки, под листочки кто-то бусы бросил –
Все поляны в синих точках у зеленых сосен.
Мы чернику собирали в кузовок, в лукошко…
Только рты с чего-то стали черные немножко.
В лесу можно встретить и малину. Она растет зарослью. Не проберешься, не поломав ее
хрупких стеблей. Все потрескивают под ногами. Но для малины это не убыток. Эти
стебли, на которых сейчас висят ягоды, проживут только до зимы. А вот и их смена. Вот
сколько вылезло из-под земли от корневища молодых стебельков. Мохнатые, все усыпаны
шипиками. На будущее лето наступит их очередь цвести и растить ягоды.
По кустарникам и кочкам, на вырубках около пней созревает брусника, ягодки с красными
бочками. Они у брусники кучками на верхушках стеблей. Брусника – великая труженица.
Много работы у нее весной и ранним летом: надо успеть вырасти, листочки распустить,
цветочные кисти сформировать, нектар накопить и почки на следующий год заложить.
Ягоды брусники – хранилища полезных веществ и элементов: в них сахар, кислоты,
витамины. Ее ягоды можно хранить для еды всю зиму, только залить кипяченой водой или
потолочь, чтобы выпустила сок. Отчего она не гниет? Сама себя законсервировала. В ней
есть бензойная кислота, которая не дает ягодам гнить. Целебны и листья брусники, настой
из листьев помогает при многих заболеваниях.
Приложение 3. Травы.
Когда на просеке в июльский зной
Проходишь ты меж кочками и пнями,
Кипрея лепестки перед тобой
Мелькают, словно розовое пламя.
Когда в лесу наткнешься невзначай
На море лепестков в цветочной пыли,
Ты скажешь: «А ведь это иван-чай,
Его когда – то наши предки пили».
Растение с лилово – розовыми цветками, с узкими листьями, похожими на листья ивы.
Цветки выделяют много нектара. Их охотно посещают пчелы. Название «иван-чай» дано
растению за то, что его высушенные листья заваривают как чай. Это лекарственное
растение.
В местах сыроватых, где бродят туманы,
Где в травах опушек росинки блестят,
Ты в сумерках запах услышишь медвяный:
Ночная фиалка струит аромат.
В Бразилии где-то цветут орхидеи-
Большие, как бабочки, чудо - цветы,
Но северный цветик нам ближе, роднее.
Хоть пышней ты в нем не найдешь красоты.
Цветки мелкие, белые, душистые, сильно пахнут вечером. Белая окраска и сильный запах
привлекают ночных бабочек. Отвар из корней используют для приготовления лекарств.
Родился ландыш в майский день, и лес его хранит,
Мне кажется – его задень, он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг, и птицы, и цветы…
Давай послушаем, а вдруг услышим я и ты?
Мелкие, белые, похожие на колокольчики душистые цветы, плод – красивые оранжево –
красные ягоды, их поедают осенью лесные птицы, цветки используют для приготовления
духов. Ландыш – лекарственное и вместе с тем ядовитое растение. Лекарства,
приготовленные из листьев и цветков ландыша, используют в медицине для лечения
людей с больным сердцем. А вот ягоды ядовиты!
Очень зло глядит на вас из травы «вороний глаз».
Посмотрите, даже вид этих ягод ядовит.
На стебле один цветок с желтовато – зелеными лепестками и темно – фиолетовой
середкой. Плод – черная ягода, напоминающая вороний глаз. Название дано растению за
это сходство. Все растение, особенно плоды – ядовиты.
Приложение 4. Мхи.
Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад.
Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту.
Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в
руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо,
поэтому у мхов нет корней.
Герои народных сказок, заблудивших в лесу, находят путь к спасению, используя мох в
качестве природного компаса. В самом деле, мох обычно лучше растёт на северной
стороне древесных стволов, поскольку, она, как правило, более влажная и тёмная.
Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо. А
из торфа древесный спирт, смолу и т.д.
Один из самых интересных болотных обитателей – мох-сфагнум. Это растение
обладает удивительной способностью впитывать в себя лишнюю воду. Ещё одно
свойство сфагнума – лечебное. Это растение может убивать микробы. Во время
войны врачи использовали мох вместо бинтов и ваты. Мох заживлял раны и
обеззараживал их. Так были спасены многие советские солдаты.
Приложение 5. Грибы.
Он в осиннике родится,
Как в траве не притаится,
Все равно его найдем:
Шляпка красная на нем.
Лета первая примета-
Под березой в холодке
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке.
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный.
Он выглянул несмело
Из кочки моховой,
Цепочку клюквы спелой
Подняв над головой.
Вот так гриб!
И красив он, и велик!
В толстой шапке набекрень,
Ножка крепкая, как пень.
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
Золотистые…
Очень дружные сестрички,
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Разноцветные…
Сами лезут на полянки.
Мы обходим стороной,
Нам не надо ни одной.
Солнце стало ниже сосен,
Мы едва корзинку носим,
Начала спадать жара,
Нам домой идти пора.